«Коронавирусные» субсидии: новые правила для налогов и отчетности

Включать ли субсидии в налоговую базу по НДС, можно ли принять НДС по субсидированным расходам к вычету и нужно ли его восстанавливать, если затраты возместило государство. Разберемся с этими вопросами в статье.

Многие предприниматели и организации в 2020 году первый раз получили субсидии. Государство выделило деньги на поддержку бизнеса и сохранение занятости в период коронавируса, да и старое финансирование никуда не исчезло. В налоговом учете субсидий есть особенности.

Надо ли включать субсидии в налоговую базу по НДС

Субсидии — это деньги, которые государство выделяет бизнесу на определенные цели и не требует возвращать. Деньги могут быть получены из бюджета любого уровня и в любой форме: перевод средств из регионального бюджета, прямая инвестиция из федерального бюджета, безвозмездный вклад в имущество.

Входят ли субсидии в налоговую базу по НДС? Единого ответа на этот вопрос нет. Все зависит от того, кто получил субсидию и на какие цели.

Не нужно включать в налоговую базу Нужно включать в налоговую базу
Субсидии, полученные для финансирования затрат на покупку товаров, работ, услуг, имущественных прав, основных средств и нематериальных активов (далее для упрощения — товары). При этом не важно, тратили ли вы субсидию на приобретение или компенсировали затраты за счет нее. Субсидии, полученные в счет оплаты товаров, реализуемых с НДС не по льготным ценам.
Субсидии, полученные для компенсации недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен или льготных цен для особых категорий потребителей.  Это касается только скидки на цену без НДС. Субсидия компенсирует недополученные доходы, возникшие в связи с применением скидок и льгот. Это касается скидок к цене с учетом НДС.

Коронавирусные субсидии на зарплату и профилактику COVID-19 не включаются в налоговую базу по НДС. Обе субсидии компенсируют обязательные затраты компаний — выдачу зарплаты и организацию мероприятий по профилактике коронавируса. При этом не важно, потратили ли вы субсидию на эти цели или компенсировали расходы за ее счет.

Можно ли принять НДС к вычету, если затраты профинансированы субсидией

Чтобы понять, можно ли принять к вычету НДС, изучите договор о предоставлении субсидии и нормативно-правовые акты, которые регулируют её выдачу. Полученные субсидии могут включать или не включать НДС.

В субсидию не заложен НДС — весь входящий налог на добавленную стоимость можно принять к вычету в стандартном порядке. Это связано с тем, что субсидия не компенсирует НДС и вы оплачиваете его полностью из своего кармана (ст. 107 НК РФ).

В субсидию включен НДС или в документах нет указаний на то, что он туда не заложен, — входной налог полностью или частично оплачивается за счет субсидии.

Если расходы полностью покрыты субсидией, входной НДС нельзя принимать к вычету. Если же расходы частично оплачены за счет субсидии и собственных средств, то «свою» часть налога можно принять к вычету.

Для расчета суммы НДС к вычету используйте формулу:

НДС к вычету = Входной НДС × (1 — Доля входного НДС, которую нельзя принять к вычету)

Доля НДС, которая не принимается к вычету, рассчитывается как соотношение стоимости товара с НДС, которая компенсирована за счет субсидии, к общей стоимости товара с НДС.

Пример расчета НДС к вычету

ООО «Лопасть» работает на ОСНО. В 1 квартале 2020 года компания получила субсидию в сумме 1 млн рублей. Всю субсидию компания потратила на покупку станка за 2,4 млн рублей (в том числе НДС 400 000 рублей), добавив собственные средства.

Доля входного НДС, которую нельзя принять к вычету = 0,42 % = 1 000 000 / 2 400 000.

Сумма НДС к вычету = 232 000 рублей =400 000 × (1 — 0,42).

Сумма НДС, которую нельзя принять к вычету, включается в состав прочих расходов для целей расчета налога на прибыль (ст. 264 НК РФ).

Входной НДС по затратам за счет субсидии на профилактику коронавируса нельзя принять к вычету. А вот для зарплатной субсидии правила противоположные — входной НДС можно принимать к вычету, это прямо прописано в законе № 121-ФЗ.

Нужно ли восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, если расходы компенсированы субсидией

Сразу скажем, что НДС не нужно восстанавливать получателям коронавирусных субсидий на зарплату и продавцам, которые получают компенсации недополученных доходов.

Во всех остальных случаях это снова зависит от того, заложен ли НДС в субсидию. Если не заложен, то НДС можно полностью принять к вычету и его не придется восстанавливать. Если же НДС входит в субсидию или в документации не указано, что он туда не входит, принятый к вычету НДС нужно будет восстановить.

НДС восстанавливайте в том квартале, в котором получили субсидию. Весь восстановленный налог учитывайте в составе прочих расходов и не включайте его в стоимость товаров.

Рассмотрим два стандартных случая восстановления НДС:

  1. Целевая субсидия получена после того, как вы оплатили покупку из собственных средств и приняли НДС к вычету. Целевыми считаются все субсидии, в правилах предоставления которых четко определены конкретные товары или расходы на которые она выдана. В таком случае НДС нужно восстановить в том квартале, в котором получена субсидия. Если расходы полностью компенсированы субсидией, восстановите весь налог, если субсидия возместила расходы только частично, рассчитайте НДС к восстановлению по формуле:

    Доля НДС к восстановлению = Компенсированная субсидией стоимость товара (включая НДС) / Общая стоимость товара (включая НДС)

     

  2. Нецелевая субсидия получена после того, как вы оплатили покупку из собственных средств и приняли НДС к вычету.

    В периоде получения субсидии восстановите долю входного НДС, которую приняли к вычету в течение года, предшествующего году получения субсидии. Для этого умножьте общую сумму НДС, заявленную к вычету в прошлом году, на долю, рассчитанную по формуле:

    Доля НДС к восстановлению = Сумма субсидии / Совокупные расходы за предыдущий год на покупку, производство и реализацию (включая НДС)

«Коронавирусные» субсидии: новые правила для налогов и отчетности

Нужно ли вести раздельный учет расходов

Если вы получаете нецелевую субсидию, ведите раздельный учет расходов, произведенных за свой счет и за счет субсидии. Это поможет вовремя определить сумму НДС к вычету или к восстановлению. 

Если не разделять расходы, налог в субсидированной части придется восстановить по правилам п. 3 ст. 170 НК РФ. Налоговые инспекторы контролируют это во время проверок.

Если вы не ведете раздельный учет, пересчитайте НДС в последнем квартале календарного года. Нужно восстановить весь налог, принятый к вычету, начиная с квартала, в котором получена субсидия. Долю НДС к восстановлению рассчитайте по формуле:

Доля НДС к восстановлению = Сумма субсидии (включая неиспользованную субсидию за прошлый год) / Совокупные расходы на товары за квартал получения субсидии и последующие (включая НДС)

При расчете не нужно учитывать положительную разницу между суммой субсидии и суммой расходов. Добавьте ее к сумме субсидий, когда будете рассчитывать аналогичный показатель в следующем году.

Суммы восстановленного НДС по стандартным правилам учтите в составе прочих расходов.

Ведите учет НДС при получении субсидий в Контур.Бухгалтерии. Веб-сервис поможет правильно разделить расходы, оформить вычет по НДС и восстановить налог.

Ведите учет, составляйте и сдавайте отчетность через интернет, проводите расчеты с сотрудниками и получайте консультации специалистов.

Все новые пользователи могут бесплатно познакомиться со всеми возможностями Бухгалтерии в течение двух недель.

Налог на прибыль: как учитывать коронавирусные субсидии при определении налоговой базы — Контур.НДС+

«Коронавирусные» субсидии: новые правила для налогов и отчетности

Финансовая помощь, оказанная государством с целью сохранения занятости, не подлежит обложению налогом на прибыль (единым налогом при применении УСН), при этом субсидии на борьбу с распространением инфекции COVID-19 должны быть включены в состав доход для целей налогообложения по налогу на прибыль. Такое мнение содержится в письме Минфина РФ от 2 сентября 2020 года № 03-03-06/1/76953.

Субсидии, полученные организациями

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям были предоставлены два вида финансовой помощи на следующие цели:

На субсидию могли рассчитывать только те субъекты МСП, деятельность которых была включена в реестр отраслей, наиболее пострадавших от распространения COVID-19, по состоянию на 1 марта текущего года. Величина финансовой поддержки определялась индивидуально для каждой организации или ИП из расчёта 12 130 рублей в месяц на каждого сотрудника (поддержка оказывалась за апрель и май).

Субсидия была выделена на профилактические меры по борьбе с коронавирусной инфекцией. Её размер определялся как 15 000 рублей на начальные расходы, дополнительно 6 500 рублей в расчёте на каждого сотрудника организации в мае 2020 года для текущих расходов.

Как учитывать субсидии с целью налогообложения?

В ст.251 НК РФ содержится полный перечень доходов, которые не учитываются в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль. Так в перечень включены доходы в виде субсидий, полученных субъектами МСП, деятельность которых включена в реестр наиболее пострадавших отраслей по состоянию на 1 марта текущего года.

Из положения пп. 60 п. 1 ст.

251 НК РФ следует, что налогоплательщики, получившие финансовую поддержку на выплату заработной платы своим сотрудникам, не должны включать такую помощь в состав доходов с целью определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Также в ст. 346.15 НК РФ сказано, что из состава доходов по УСН необходимо исключить все доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, а значит такая субсидия должны быть исключена из налогооблагаемой базы по единому налогу.

Чиновники Министерства финансов РФ пришли к выводу, что нормы ст. 251 НК распространяются только на субсидии, полученные с целью частичного погашения задолженности по заработной плате в соответствии с Постановлением № 576.

Субсидия, выдаваемая организациям и ИП на профилактические меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, не подпадает под действие пп. 60 п. 1 ст.

251 НК РФ, поскольку получатели такой помощи были выделены как «Иная категория налогоплательщиков».

Значит, сумма полученной финансовой поддержки должна быть включена в состав доходов с целью определения налоговой базы по налогу на прибыль или единого налога.

Ошибка в ИНН при сдаче отчёта в ФНС

Какие «коронавирусные» субсидии надо учитывать в доходах: читаем разъяснения Минфина

Напомним, что организации и ИП могли получить две «коронавирусные» субсидии.

Первая выдавалась на оплату текущих счетов, выплату зарплаты и другие бизнес-потребности.

Вот официальная формулировка: «…в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.».

Эту финансовую помощь (по 12 130 руб.

за апрель и за май на каждого работника и ИП без работников) могли получить организации и предприниматели, которые были включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по состоянию на 1 марта 2020 года; относились к отраслям, наиболее пострадавшим из-за коронавируса, и соответствовали другим критериям (постановление Правительства от 24.04.20 № 576; см. «Правила предоставления государственной субсидии изменены»).

Еще одна субсидия предоставлялась на мероприятия по профилактике коронавируса. Ее размер составлял: 15 000 руб. — на первоначальная расходы, плюс 6 500 руб.

, умноженные на число работников в мае 2020 года, — на текущие расходы  (постановление Правительства от 02.07.20 № 976; см.

«Утверждена новая субсидия для малого бизнеса: кто может её получить» и «Новая «коронавирусная» субсидия: на что можно потратить и кто проверит целевое расходование»).

Узнать о том, какие ОКВЭД присвоены вашей организации или ИП, а также проверить, включены ООО или ИП в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, можно с помощью сервиса «Контур.Фокус».

Подключиться к сервису «Контур.Фокус»

Должны ли получатели субсидий учесть эти выплаты в доходах? Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в статье 251 НК РФ.

В этой статье упомянуты, помимо прочего, доходы в виде «коронавирусных» субсидий, полученных налогоплательщиками, которые включены в реестр субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2020 года и относятся к отраслям, наиболее пострадавшим из-за коронавируса.

Из положений НК РФ следует, что у налогоплательщиков, подпадающих под действие подпункта 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ, субсидии «на зарплату» и другие нужды не должны облагаться налогом на прибыль либо единым налогом при УСН. (Напомним, что при определении объекта налогообложения по УСН не учитываются доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ. Об этом сказано в пункте 1.1 статьи 346.15 НК РФ).

Вести учет и рассчитывать налог по УСН по правилам 2022 года Попробовать бесплатно

В Минфине считают, что подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ действует только в отношении категорий налогоплательщиков, указанных в постановлении Правительства № 576. То есть в доходах не учитываются субсидии, полученные на выплату зарплаты и другие нужды в соответствии с постановлением № 576.

Что касается финансовой помощи на профилактику коронавируса, то такая субсидия выделялась «иной категории налогоплательщиков», заявили авторы письма.

В связи с этим на эту субсидию положения подпункта 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ не распространяются. Это значит, что ее необходимо включить в состав доходов при расчете налога на прибыль или единого налога при УСН (также см.

обсуждение «Включается ли в доход по УСН субсидия на проведение мероприятий по профилактике коронавируса?»).

Налоги с "коронавирусных" субсидий и другие изменения НК РФ: проект приняли в третьем чтении

Предлагаемые поправки к НК РФ касаются НДС при реализации медизделий, налога на прибыль при получении субсидий организациями, пострадавшими от нерабочих дней, НДФЛ при продаже многодетными семьями жилья и др. Рассмотрим главные новшества.

Планируют, что для освобождения от НДС при реализации медизделий регистрационное удостоверение можно будет представлять и после 31 декабря 2021 года. Ограничение по дате предлагают исключить (п. 1 ст. 1 проекта).

Налог на прибыль

Во-первых, корректируют положение о том, какие «коронавирусные» субсидии организация не учитывает в базе по налогу на прибыль.

По проекту это любые субсидии, кроме средств на компенсацию процентных ставок, которые получили из федерального или регионального бюджета субъекты малого и среднего бизнеса, а также социально-ориентированные некоммерческие организации (пп. «а» п. 20 ст. 1 проекта).

Сейчас в норме речь идет только о тех организациях, которые включены в реестр СМСП на 1 марта 2020 года и ведут деятельность в пострадавших отраслях.

Положение планируют распространить на доходы, которые организации получили с налогового периода 2021 года (ч. 8 ст. 3 проекта).

Во-вторых, изменяют правила учета лизинговых платежей. Так, если в их состав включили выкупную стоимость, для учета в расходах ее нужно вычесть (п. 23 ст. 1 проекта).

Минфин ранее разъяснял, что выкупную цену в таком случае нужно считать авансовыми платежами. Новые правила не применяются к договорам, которые будут действовать на дату вступления в силу поправок (ч.

1 ст. 2 проекта).

НДФЛ

Во-первых, планируют освободить от НДФЛ доходы многодетных семей от продажи жилья независимо от того, сколько времени оно было в собственности (п. 18 ст. 1 проекта). Правило будет действовать при соблюдении ряда условий, среди которых:

  • в семье не менее 2 детей;
  • в этом же году либо до 30 апреля следующего купили новое жилье;
  • общая площадь или кадастровая стоимость купленного объекта превышает показатели проданного.

Действие данного порядка предлагают распространить на налоговые периоды с 2021 года (ч. 8 ст. 3 проекта).

Во-вторых, от НДФЛ освобождают оплату труда работников в рамках «коронавирусных» субсидий (пп. «б» п. 17 ст. 1 проекта).

Речь идет о выплатах работодателями, которые получили субсидии за нерабочие дни в октябре и ноябре 2021 года и за ограничения, связанные в том числе с введением QR-кодов. Правило нужно будет применить однократно в месяце получения субсидии или в следующем за ним.

Размер дохода, освобожденного от НДФЛ, ограничили: не более 12 792 руб. Аналогичное правило вводят и для взносов (п. 53 ст. 1 проекта).

Кроме того, не будут облагать налогом призы, которые граждане получают в рамках мероприятий для стимулирования вакцинации от коронавируса.

Эти правила предлагают распространить на доходы, которые получены с начала 2021 года (ч. 8 ст. 3 проекта).

Налог на имущество организаций

Регионы не смогут дифференцировать ставки по категориям налогоплательщиков. Различия могут быть только по виду недвижимости и его кадастровой стоимости (пп. «а» п. 50 ст. 1 проекта). Правило вступит в силу 1 января 2023 года (ч. 5 ст. 3 проекта).

Транспортный налог

Представить пояснения по сообщению об исчисленном налоге можно будет в течение 20 дней со дня получения документа (пп. «б» п. 47 ст. 1 проекта). Сейчас на это дано 10 дней.

Другие изменения

Среди предлагаемых новшеств можно выделить также следующие:

  • вводят акцизы на жидкую сталь;
  • корректируют правила уплаты акцизов с виноградного сусла и винограда;
  • изменяют ставку НДПИ для калийных солей. Вместо 3,8% от стоимости она составит 1 руб., умноженный на коэффициент Ккс, за 1 т;
  • вводят отдельную ставку НДПИ для железной руды: 1 руб., умноженный на коэффициенты Кжр и Кподз, за 1 т;
  • ставку НДПИ в отношении коксующегося угля больше не будут умножать на дефлятор. Для нее вводят новый коэффициент — Куг;
  • появятся новые ставки НДПИ для апатит-штаффелитовых, апатит-магнетитовых и маложелезистых апатитовых руд.

Налоги с "коронавирусных" субсидий и другие изменения НК РФ: закон опубликовали

29.11.2021

Поправки к НК РФ касаются в том числе НДС при реализации медизделий, налога на прибыль при получении субсидий организациями, пострадавшими от нерабочих дней, НДФЛ при продаже жилья семьями с детьми. Рассмотрим главные новшества.

НДС

Для освобождения от НДС при реализации медизделий регистрационное удостоверение можно будет представлять и после 31 декабря 2021 года. Ограничение по дате исключили (п. 1 ст. 1 закона).

Налог на прибыль

Во-первых, скорректировали положение о том, какие «коронавирусные» субсидии организация не учитывает в базе по налогу на прибыль.

Теперь это любые субсидии (кроме средств на компенсацию процентных ставок), которые получили из федерального или регионального бюджета субъекты малого и среднего бизнеса, а также социально-ориентированные некоммерческие организации (пп. «а» п. 20 ст. 1 закона).

В прежней редакции нормы речь шла только о тех организациях, которые включены в реестр СМСП на 1 марта 2020 года и ведут деятельность в пострадавших отраслях.

Положение распространили на доходы, которые организации получили с налогового периода 2021 года (ч. 8 ст. 3 закона).

Во-вторых, изменили правила учета лизинговых платежей. Так, если в их состав включили выкупную стоимость, для учета в расходах ее нужно вычесть (п. 23 ст. 1 закона). Минфин ранее разъяснял, что выкупную цену в таком случае нужно считать авансовыми платежами. Новые правила не применяются к договорам, которые действуют на дату вступления в силу поправок (ч. 1 ст. 2 закона).

В-третьих, больше не будет специальных правил амортизации предметов лизинга. Сейчас амортизирует имущество тот, кто учитывает объект по договору. С 2022 года эту норму исключают (п. 21 ст. 1 закона).

Значит, применять нужно общий порядок: расходы на содержание имущества несет арендодатель. Однако эти правила распространяются на договоры лизинга, которые действуют на дату вступления в силу поправок (ч. 1 ст.

2 закона).

НДФЛ

Во-первых, освободили от НДФЛ доходы семей с детьми от продажи жилья независимо от того, сколько времени оно было в собственности (п. 18 ст. 1 закона). Правило действует при соблюдении ряда условий, среди которых:

  • в семье не менее 2 детей;
  • в этом же году либо до 30 апреля следующего купили новое жилье;
  • общая площадь или кадастровая стоимость купленного объекта превышает показатели проданного.

Действие данного порядка распространили на налоговые периоды с 2021 года (ч. 8 ст. 3 закона).

Во-вторых, от НДФЛ освободили оплату труда работников в рамках «коронавирусных» субсидий (пп. «б» п. 17 ст. 1 закона).

Речь идет о выплатах работодателями, которые получили субсидии за нерабочие дни в октябре и ноябре 2021 года и за ограничения, связанные в том числе с введением QR-кодов. Правило можно применить один раз в месяце получения субсидии или в следующем за ним.

Размер дохода, освобожденного от НДФЛ, ограничили: не более 12 792 руб. Аналогичное правило ввели и для взносов (п. 53 ст. 1 закона).

Кроме того, не нужно облагать налогом призы, которые граждане получают в рамках мероприятий для стимулирования вакцинации от коронавируса.

Эти правила распространили на доходы, которые получены с начала 2021 года (ч. 8 ст. 3 закона).

Налог на имущество организаций

Во-первых, налог по предмету аренды или лизинга должна платить передающая сторона, т.е. арендодатель или лизингодатель. Такое правило закрепляют с 1 января 2022 года (пп. «б» п. 49 ст. 1, ч. 3 ст. 3 закона).

Во-вторых, регионы не смогут дифференцировать ставки по категориям налогоплательщиков. Различия могут быть только по виду недвижимости и его кадастровой стоимости (пп. «а» п. 50 ст. 1 закона). Положение вступит в силу 1 января 2023 года (ч. 5 ст. 3 закона).

Транспортный налог

Представить пояснения по сообщению об исчисленном налоге можно в течение 20 дней со дня получения документа (пп. «б» п. 47 ст. 1 закона). Правило вступит в силу 1 января 2022 года (ч. 3 ст. 3 закона).

По прежней редакции нормы на это дано 10 дней.

Другие изменения

Также среди новшеств можно выделить следующие:

  • ввели акцизы на жидкую сталь;
  • скорректировали правила уплаты акцизов с виноградного сусла и винограда;
  • изменили ставку НДПИ для калийных солей. Вместо 3,8% от стоимости она составит 1 руб., умноженный на коэффициент Ккс, за 1 т;
  • ввели отдельную ставку НДПИ для железной руды: 1 руб., умноженный на коэффициенты Кжр и Кподз, за 1 т;
  • ставку НДПИ в отношении коксующегося угля больше не нужно умножать на дефлятор. Для нее ввели новый коэффициент — Куг;
  • появились новые ставки НДПИ для апатит-штаффелитовых, апатит-магнетитовых и маложелезистых апатитовых руд.

Документ:

Федеральный закон от 29.11.2021 N 382-ФЗ

Материал подготовлен АО «Консультант Плюс»

Налоги с "коронавирусных" субсидий и другие изменения НК РФ: закон опубликовали

Поправки к НК РФ касаются в том числе НДС при реализации медизделий, налога на прибыль при получении субсидий организациями, пострадавшими от нерабочих дней, НДФЛ при продаже многодетными семьями жилья. Рассмотрим главные новшества.

НДС

Для освобождения от НДС при реализации медизделий регистрационное удостоверение можно будет представлять и после 31 декабря 2021 года. Ограничение по дате исключили.

Налог на прибыль

Во-первых, скорректировали положение о том, какие «коронавирусные» субсидии организация не учитывает в базе по налогу на прибыль.

Теперь это любые субсидии (кроме средств на компенсацию процентных ставок), которые получили из федерального или регионального бюджета субъекты малого и среднего бизнеса, а также социально-ориентированные некоммерческие организации.

В прежней редакции нормы речь шла только о тех организациях, которые включены в реестр СМСП на 1 марта 2020 года и ведут деятельность в пострадавших отраслях.

Положение распространили на доходы, которые организации получили с налогового периода 2021 года.

Во-вторых, изменили правила учета лизинговых платежей. Так, если в их состав включили выкупную стоимость, для учета в расходах ее нужно вычесть. Минфин ранее разъяснял, что выкупную цену в таком случае нужно считать авансовыми платежами. Новые правила не применяются к договорам, которые действуют на дату вступления в силу поправок.

НДФЛ

Во-первых, освободили от НДФЛ доходы многодетных семей от продажи жилья независимо от того, сколько времени оно было в собственности. Правило действует при соблюдении ряда условий, среди которых:

  • в семье не менее 2 детей
  • в этом же году либо до 30 апреля следующего купили новое жилье
  • общая площадь или кадастровая стоимость купленного объекта превышает показатели проданного

Действие данного порядка распространили на налоговые периоды с 2021 года.

Во-вторых, от НДФЛ освободили оплату труда работников в рамках «коронавирусных» субсидий.

Речь идет о выплатах работодателями, которые получили субсидии за нерабочие дни в октябре и ноябре 2021 года и за ограничения, связанные в том числе с введением QR-кодов.

Правило можно применить один раз в месяце получения субсидии или в следующем за ним. Размер дохода, освобожденного от НДФЛ, ограничили: не более 12 792 руб. Аналогичное правило ввели и для взносов.

Кроме того, не нужно облагать налогом призы, которые граждане получают в рамках мероприятий для стимулирования вакцинации от коронавируса.

Эти правила распространили на доходы, которые получены с начала 2021 года.

Налог на имущество организаций

Регионы не смогут дифференцировать ставки по категориям налогоплательщиков. Различия могут быть только по виду недвижимости и его кадастровой стоимости. Положение вступит в силу 1 января 2023 года.

Транспортный налог

Представить пояснения по сообщению об исчисленном налоге можно в течение 20 дней со дня получения документа. Правило вступит в силу 1 января 2022 года.

По прежней редакции нормы на это дано 10 дней.

Документ: Федеральный закон от 29.11.2021 N 382-ФЗ. Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс». 

Материал «Налоги с «коронавирусных» субсидий и другие изменения НК РФ: закон опубликовали» со ссылками на нормативные акты вы найдете в КонсультантПлюс. 

У вас еще нет КонсультантПлюс? Попробуйте бесплатно — доступ на 2 дня!

А еще приглашаем на семинары и вебинары по актуальным вопросам законодательства — расписание на сайте. 

Отображение коронавирусных субсидий в 6-НДФЛ за 2021 год

  • Главная ›
  • Новости ›
  • Коронавирусные субсидии в 6-НДФЛ за 2021 год

Зарплату каждого работника до 12 792 руб., которая выплачена за счет субсидирования, не облагают НДФЛ. Необлагаемую зарплату отображают в годовом 6-НДФЛ.

Зарплата работников не облагается НДФЛ и взносами согласно постановлению Правительства № 1513 от 07.09.

2021, если она выплачена из сумм коронавирусных субсидий, предоставленных нанимателю за нерабочие дни 2021-го г. (октябрь-ноябрь). Величина, которая подлежит освобождению, не может превышать 12 792 руб. (т. е. 1 МРОТ за 2021 г.). Льгота предоставляется один раз тогда, когда субсидия была фактически получена, либо в последующем месяце. Она не распространяется на выплаты по договорам ГПХ.

Зарплату, выплаченную за счет таких субсидий, отображают в расчете за 2021 г. Заполняют для этого соответствующие поля во втором разделе, справке о доходах (Прил. № 1 к 6-НДФЛ). По разд. 2 прописывают:

  • совокупный заработок (стр. 110), в т. ч. по трудовым договорам (стр. 112);
  • необлагаемую величину зарплаты, выплаченную нанимателем, которому предоставили субсидию (стр. 130).

Справка о доходах:

  • совокупную величину заработка работника указывают в Прил. «Сведения о доходах и вычетах» (поле «Сумма дохода», код для дохода — 2 000);
  • не подлежащую обложению сумму до 12 792 руб. отображают по полю «Сумма вычета», указывая «Код вычета» — 620.

Данный порядок заполнения расчета оговаривает ФНС (письмо № БС-4-11/1156@ от 02.02.2022), представляя разъяснения по обложению налогом заработка работника, выплаченного из сумм субсидии. ФНС обращает внимание, что п. 1 ст.

210 НК при определении базы налога обязывает учитывать все доходы (натуральные, денежные) работников, а ст. 217 НК содержит перечень не облагаемых видов дохода.

Освобождение заработка, выплаченного за счет субсидий, от НДФЛ предусматривает п. 89 ст. 217.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня. Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: 6-НДФЛ

© 2006 — 2022 Все права защищены.

При полном и частичном использовании материалов, активная ссылка на spmag.ru обязательна, при условии соблюдения правил перепечатки.

«Коронавирусные» субсидии: дадут не всем, зато возвращать не придется — Основа Капитал

По распоряжению правительства России из федерального бюджета начали выдавать субсидии представителям малого и среднего бизнеса, работающим в отраслях, которые наиболее пострадали от пандемии и карантинных запретов.

Однако обещание на уровне государства поддержать бизнес материально вызвало больше вопросов, чем ответов.

Нужно ли будет возвращать эти деньги? Облагаются ли они налогами? Кто сможет получить субсидию? Все эти вопросы в прямом эфире директор аудиторской группы «Капитал» Ирина Екимовских задала налоговому консультанту Петру Койнову.

Петр Койнов, заместитель начальника региональной налоговой инспекции, магистр экономики по направлению налоговый менеджмент:

Малый и средний бизнес уже начал получать деньги от государства – по последним данным, субсидии выплатили 44 тысячам предпринимателей, в том числе, работающим в Свердловской области. Порядок получения этих средств прописан в Постановлении Правительства РФ от 24 апреля 2020 г.

N 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Кто может получить такую субсидию?

Претендовать на получение субсидии могут не все. Компании, которым полагаются такие выплаты, должны соответствовать нескольким критериям:

Первое. Компания должна быть включена в реестр малого и среднего бизнеса не позднее 1 марта 2020 года. Если бизнес не был включен в этот реестр, подавать заявление на включение сейчас бесполезно: организация все равно не пройдет по этому критерию.

Второе. Компания должна работать в одной из отраслей, которые правительство РФ сочло наиболее пострадавшими от коронавирусной инфекции. Перечень этих отраслей содержится в постановлениях правительства NN434, 479, 540 и 657.

При выдаче субсидий учитывается основной вид деятельности компании, который был указан в ОКВЭД до 1 марта 2020 года. ОКВЭД, как и включение в реестр МСП, проверяется автоматически.

При этом не учитывается, какую выручку получил предприниматель по своему основному виду деятельности и в какой отрасли он работает фактически.

К сожалению, это не исключает ситуацию, когда основной вид деятельности не попадает в перечень поддерживаемых отраслей (например, «реклама»), а фактически предприниматель работал как раз в наиболее пострадавшей сфере бизнеса (к примеру, организовывал конференции). Тем не менее, менять сейчас данные в ОКВЭД бесполезно: такой предприниматель все равно не сможет претендовать на субсидию.

NB! Если ваша компания фактически работала в пострадавшей отрасли, однако в ОКВЭД это не зафиксировано, нужно обратиться в Региональный ситуационный центр, созданный на базе Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области, где каждый конкретный случай будут рассматривать индивидуально. На уровне налоговой инспекции эти вопросы решить не получится .

Третье. Претендент на субсидию не должен находиться в стадии закрытия или банкротства, и по его поводу не должно быть принято решение об исключении из ЕГРЮЛ.

Четвертое. У компании не должно быть задолженности по налогам, превышающей трех тыс. рублей. Согласно постановлению N658, задолженность определяется как сальдированный результат, при ее расчете учитывается и переплата, и долг компании.

Пени и штрафы в данном случае не учитываются. На этот критерий предприниматель может повлиять: если у компании по состоянию на 1 марта есть задолженность по налогам свыше трех тыс.

рублей, ее можно погасить и после этого подать заявление на субсидию.

NB! Задолженность по налогам за март и апрель учитываться не будет, тем более, что президент России пообещал списание налогов за апрель, май и июнь компаниям, работающим в наиболее пострадавших отраслях.

Пятое. Компания должна сохранить 90% коллектива в апреле и мае по сравнению с численностью сотрудников на 1 марта 2020 года.

Кроме того, право на субсидию сохраняется у компании, которая за этот период уволила одного сотрудника.

Например, если по состоянию на 1 марта в компании работало пять человек, а в апреле или мае вы одного из них уволили, вы все равно можете обращаться за субсидией, хотя фактически у вас осталось 80% от первоначального коллектива.

NB! Данные о количестве сотрудников налоговая получает из отчета по форме СЗВ-м, который сдается в Пенсионный фонд, поэтому не стоит тянуть с его подачей.

Чем раньше вы сдадите отчет, тем быстрее сможете оформить субсидию.

Выплаты распространяются на всех сотрудников, указанных в отчете СЗВ-м, их статус значения не имеет: они могут работать по совместительству или находиться в декрете, выплаты на них распространяются в полном объеме.

Сколько денег получит предприниматель?

На каждого работника выплачивается 12 130 рублей. Соответственно, объем выплаты каждому конкретному бизнесу будет равняться этой сумме, умноженной на количество сотрудников.

Если речь идет об ИП, 12 130 рублей умножаем на количество сотрудников плюс один. Если у предпринимателя нет наемных работников, он получает эту сумму на себя.

Субсидию можно потратить на выплату зарплаты или на текущую деятельность организации – аренду, коммунальные платежи и т.д.

Как оформить субсидию?

Чтобы получить субсидию, нужно уточнить, соответствует ли ваш бизнес вышеперечисленным критериям, заполнить заявление и отправить его в налоговый орган.

Автоматизированную проверку можно пройти на сайте налоговой службы: достаточно ввести ИНН организации – и сервис проверит компанию по реестру МСП и ОКВЭД и покажет, можете ли вы претендовать на субсидию.

Также на сайте налоговой через личный кабинет юрлица можно отправить заявление, а потом отслеживать ход его исполнения. Кроме того, предприниматели могут направить заявку через ТКС (телекоммуникационные каналы связи) или распечатать заполненное заявление и направить его в налоговую по почте.

Сотрудники налоговой не позднее, чем на следующий день после получения заявления должны проверить претендента на предмет наличия или отсутствия у него задолженности по налогам, и после этого в кратчайшие сроки предпринимателю будут выплачены деньги.

Нужно ли будет возвращать эти деньги государству, отчитываться по ним или платить с них налоги?

Субсидии не облагаются никакими страховыми взносами и налогами, это – безвозмездная помощь бизнесу от государства. Федеральный закон 121-ФЗ  внес изменения в законодательство, согласно которым субсидия не будет облагаться налогом на прибыль, НДФЛ и по упрощенной системе налогообложения.

Более того, эти средства не включаются в ведомости расчета с сотрудниками, сама сумма субсидии не будет отражаться ни в доходах, ни в расходах.

Никакой отчетности о расходовании этих средств и соответствующих проверок пока не предусмотрено – государство подошло к решению этого вопроса достаточно лояльно и демократично, однако в налоговой напоминают: тратить эти средства надо разумно.

Комментарий эксперта

Виктор Иваницкий, кандидат экономических наук, аттестованный аудитор, квалификация ДипИФР МСФО АССА, магистр права:

Закон 121-ФЗ от 22.04.2020 действительно дополнил статью 217 НК РФ (доходы, не облагаемые НДФЛ) пунктом 82 следующего содержания: «доходы в виде субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса». Этот же федеральный закон дополнил  п.1. ст.

251 НК РФ (доходы, не облагаемые налогом на прибыль) пунктом 60, в котором указано: «в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации».

То есть, при буквальном прочтении получается, что для ИП на ОСН такая субсидия действительно не будет доходом. Однако если предприятие (или ИП) выплатило полученную субсидию в полном размере своему работнику, то в этом случае налогоплательщиком является работник.

Формально, для него эти деньги не являются субсидией, полученной от государства (он ее получает их от предприятия или ИП), и оснований для освобождения таких доходов по п.60 ст. 217 НК РФ нет.

Конечно, представители ФНС высказывают мнение, что, если предприятие или ИП получает субсидию и в полном размере выплачивает ее работнику, обложения НДФЛ не возникает, но хотелось бы полностью исключить такое двойное прочтение.

Запись эфира смотрите в профиле Instagram @ekimovskihirina

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector