Минюст отбирает права у комиссий по трудовым спорам

Минюст отбирает права у комиссий по трудовым спорам

Что такое комиссия по трудовым спорам

Создание и функционирование комиссии по трудовым спорам (далее — КТС) предусмотрено Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) и регламентировано главой 60 ТК РФ.

Согласно ст. 382 ТК РФ КТС — орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. При этом КТС выполняет эту функцию до передачи дела в суд.

В таблице 1 представим отличия КТС от суда.

Минюст отбирает права у комиссий по трудовым спорам

Как создать ктс

Этап 1. Высказать инициативу

  • Коллектив или руководство предприятия должны высказать инициативу создания КТС.
  • Важные нюансы этого этапа:
  • • инициативу нужно оформить в виде письменного предложения;
  • • отдельный работник не обладает правом выражения такой инициативы.
  • КТС не может быть создана по желанию/предложению одного или нескольких работников[1];
  • • отказ работодателя в создании КТС может быть расценен как уклонение от участия в переговорах по созданию КТС;
  • • последствия дальнейших событий во многом зависят от того, кто именно проявил инициативу в создании КТС (схема 1).

Минюст отбирает права у комиссий по трудовым спорам

Этап 2. Определить состав КТС

Достигнув согласия в создании КТС, представители работников и руководство работодателя приступают к определению количественного и поименного состава КТС, а также к решению организационно-технических вопросов создания этого органа (где будет заседать КТС, режим ее работы, порядок обеспечения мебелью и канцтоварами и т. п.).

Порядок образования КТС урегулирован ст. 384 ТК РФ. Но в законе нет никаких критериев и временных рамок деятельности КТС, поэтому при создании КТС нужно определить срочность или бессрочность ее существования.

  1. При определении состава КТС необходимо учитывать следующее:
  2. • требования к количественному составу КТС законодательно не урегулированы. Но из нижеприведенных требований следует, что количество должно быть четным;
  3. • в КТС должно быть равное количество членов от имени работников и от имени работодателя;
  4. • КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Минюст отбирает права у комиссий по трудовым спорам

Этап 3. Разработать Положение о КТС

Положение о КТС разрабатывает и принимает уже избранный состав комиссии. При этом пункты Положения о КТС должны соответствовать требованиям, установленным ст. 387–390 ТК РФ.

  • В Положении о КТС обязательно нужно предусмотреть следующие моменты:
  • • порядок действия КТС, режим ее работы;
  • • порядок созыва заседания КТС;
  • • правомочность заседаний КТС при отсутствии кого-либо из ее членов;
  • • разработку положений о председателе и секретаре КТС;
  • • кворум;

• порядок ликвидации КТС и т. д.

Как работает ктс

  1. КТС рассматривает трудовые споры между работниками и работодателем в рамках одного конкретного предприятия, в котором образована КТС.
  2. Не входят в компетенцию КТС споры:
  3. • с работниками религиозных организаций.

    Споры между религиозной организацией и ее работниками сразу передаются на рассмотрение суда;

  4. • работниками государственной службы. Споры с госслужащими рассматриваются в судах[2];

• работниками государственной противопожарной службы.

Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем в течение одного месяца, а его решение потом может быть обжаловано в суд[3].

Важные моменты работы КТС:

• КТС рассматривает не все споры и не во всех организациях (см. вышеуказанные ограничения);

• срок для обращения в КТС укороченный — 3 месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права[4]. Для обращения в суд сроки для некоторых споров больше[5]. Конечно, при пропуске срока теоретически возможно его восстановление[6], но на практике это почти никогда не случается[7];

  • • исходя из совокупного анализа норм главы 60 ТК РФ, можно сделать вывод, что правом и возможностью обращаться в КТС обладает только работник. Работодатель в споре с работником должен обращаться в суд[8];
  • • срок рассмотрения спора тоже укороченный — 10 дней с даты подачи работником заявления;
  • • заседание КТС правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя[9];

Права комиссии по трудовым спорам

Каковы права комиссии по трудовым спорам? Один из способов решить конфликт, возникший между работодателем и работником по вопросам применения норм трудового права: законов и иных нормативно-правовых актов, – обращение в специальный коллегиальный общественный орган, занимающийся разрешением разногласий – КТС. Расскажем в статье про КТС и перечислим права комиссии по трудовым спорам на предприятии.

Споры весьма вероятны

Время от времени работодатели (организации и индивидуальные предприниматели) становятся участниками трудовых споров: конфликтов по вопросам применения законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовую сферу. В большинстве случаев возникшее недопонимание удается решить путем прямых переговоров работника и администрации. Однако бывает, что по-хорошему договориться не удалось. В этом случае работник может обратиться в суд.

Однако трудовое законодательство предусматривает еще один способ урегулирования конфликта – рассмотрение спора комиссией по трудовым спорам (КТС). Ведь такая комиссия, как и суды общей юрисдикции, является органом, обладающим государственно-властными полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 382 ТК РФ).

Комиссия только для индивидуальных споров

В соответствии с действующим законодательством трудовые конфликты подразделяются:

  • на индивидуальные;
  • коллективные.

Отличие индивидуального трудового спора от коллективного в том, что в ходе индивидуального спора оказываются затронуты интересы одного сотрудника. Если же разногласия возникают между работодателем и группой работников – это коллективный трудовой спор. Виды и порядок урегулирования конфликтов зависят от того, к какой категории относится спор.

Если трудовой конфликт относится к индивидуальным, то он может рассматриваться не только судом, но и комиссией по трудовым спорам (п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 №2 ). При условии, конечно, что она создана на предприятии.

Минюст отбирает права у комиссий по трудовым спорам

Полномочия КТС

Комиссия по трудовым спорам является органом по разрешению противоречий, поэтому обладает рядом полномочий. Например, комиссия по трудовым спорам имеет право на заседание в помещении, предоставленном работодателем. Перечислим все полномочия КТС:

  • комиссия может действовать в организации не только на постоянной основе, но и на временной – для разрешения конкретных трудовых споров;
  • КТС может создаваться не только в целом по организации, но и в структурных подразделениях предприятия;
  • в состав комиссии входят представители работников и администрации в равных пропорциях;
  • инициатором по созданию КТС может выступить как организация, так и работники;
  • представители работников избираются на общем собрании или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании;
  • КТС может избирать из своего состава председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии;
  • работодатель осуществляет организационно-техническое обеспечение КТС: выделяет помещение для заседаний, оборудует его мебелью, оргтехникой и т.д.;
  • комиссия имеет право на свою печать для заверения решений, удостоверений и т.п.;
  • если работодатель не исполняет решение КТС, то комиссия выдает обратившемуся в нее работнику, удостоверение, являющееся исполнительным листом.

Подробнее об особенностях функционирования комиссии, о ее задачах и регламенте см. «Трудовые споры: положение о комиссии (образец)».

Минтруд предложил барьер для борьбы с обналичкой через трудовые споры — РБК

Минтруд предложил ограничить сумму взыскания, решение о котором смогут принимать комиссии по спорам между сотрудниками и работодателями. С помощью таких решений мошенники могут обналичивать деньги под видом зарплатных долгов

Минюст отбирает права у комиссий по трудовым спорам

Игорь Иванко / АГН «Москва»

Министерство труда и социальной защиты предлагает ввести порог суммы, которую можно взыскивать через комиссии по трудовым спорам (КТС), сообщила РБК пресс-служба ведомства.

КТС в России могут выносить решения по спорам между сотрудниками и работодателями, в том числе о взыскании задолженности по зарплате. Решение комиссии оформляется как удостоверение или лист КТС и считается исполнительным документом, по которому деньги можно взыскать.

Однако банки неоднократно жаловались, что такой механизм используется мошенниками для незаконного съема денег со счетов компаний.

Минюст 24 августа опубликовал проект поправок в Трудовой кодекс, в котором предлагалось лишить подобные комиссии права рассматривать трудовые споры о взыскании задержанных зарплат через выдачу исполнительных документов: такое право он хочет оставить только за судами. Это позволит заметно снизить риски обналичивания денег с помощью КТС, говорится в пояснительной записке к проекту.

В пресс-службе Минюста сообщили, что инициатива обсуждается с заинтересованными структурами.

Минтруд, который курирует взаимоотношения работодателей с сотрудниками, концептуально поддерживает проект, сообщил РБК представитель министерства. Инициативу Минюста поддерживает и ЦБ, сказал его представитель.

Росфинмониторинг, отвечающий за противодействие обналичиванию и отмыванию денег в банковской сфере, не ответил на запрос РБК.

Как действует канал для обналички через трудовые споры

Если банк получает лист КТС, то по закону он обязан в течение трех дней провести транзакцию. Отказ карается штрафом до 1 млн руб. (предусмотрен ст. 17.14 КоАП).

В октябре 2019 года инцидент с переводом 5,5 млн руб. по поддельному листу КТС произошел в Тинькофф Банке. После этого участники рынка заявили о проблеме фальсификации таких исполнительных документов и призвали Минюст и ЦБ пресечь схему.

Даже если обладатель удостоверения КТС пытается взыскать деньги не через банк, а через Федеральную службу судебных приставов (ФССП), это не снижает риски обналичивания, отмечается в пояснительной записке Минюста.

Приставы не уполномочены проверять, состоят ли стороны трудового конфликта в сговоре и является ли удостоверение КТС подлинным.

Кроме того, такие документы легко подделать: они изготавливаются на обычной бумаге и заверяются печатью комиссии.

Как изменилась позиция Минтруда

В прошлом году участники рынка предлагали либо ликвидировать КТС как институт, либо заметно усилить контроль за документами таких комиссий. Банки, в частности, считали, что решения КТС должны заверяться у государственных инспекторов труда — госслужащих, которые контролируют соблюдение прав работников.

Минтруд тогда инициативу не поддержал, посчитав, что такой подход угрожает правам российских работников. «Крайне важно сохранить КТС в качестве инструмента для оперативного взыскания задолженности», — подтвердил позицию ведомства представитель Минтруда.

Но подчеркнул, что сейчас министерство поддерживает создание барьера для обналичивания денег через КТС.

«Мы находимся в постоянном диалоге с Минюстом и предлагаем скорректировать представленный на общественное обсуждение проект, добавив в него норму о пороговом значении сумм, которые можно взыскивать через комиссии по трудовым спорам», — добавил он.

О какой именно сумме идет речь, министерство не уточняет. Наибольший риск обналичивания представляют листы КТС, по которым требуется взыскать более 500 тыс. руб., говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По данным Минюста, в 2019 году судебные приставы получили 652 удостоверения КТС на 683,5 млн руб., по которым начали взыскание крупных сумм. В первой половине 2020 года запущено 89 подобных исполнительных производств на 113,6 млн руб. Это примерно на 42% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Какое количество листов КТС прошло непосредственно через банки, ведомство не раскрыло.

В Минтруде считают, что комиссии оперативнее рассматривают споры между работодателями и сотрудниками, чем суды. КТС не самый популярный канал разбирательств между работниками и работодателями, считает партнер юридической фирмы «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов.

Но лишь малая часть трудовых споров не касается финансов, а введение ограничений по сумме «может лишить смысла и без того не самый популярный инструмент по разрешению споров в досудебном порядке», считает он, указывая на рост дополнительной нагрузки для судебной системы.

Пока идея запретить комиссиям рассматривать финансовые аспекты трудовых споров кажется выгодной только банкам, заключил Ефремов.

Снизятся ли риски обналичивания

Хотя инцидент с платежом по фиктивной КТС в Тинькофф Банке произошел почти год назад, проблема остается острой, утверждают опрошенные РБК участники рынка.

Ужесточение правил выдачи удостоверений КТС заметно снизит риски обналичивания, считает директор юридического департамента Московского кредитного банка Ирина Гудкова.

«Рассмотрение трудовых споров только судами выглядит процессом более прозрачным, поскольку в суде будут рассматриваться документы и заслушиваться стороны, что снижает риски фальсификации [листов КТС]», — поясняет она.

Такой же точки зрения придерживаются в «Открытии», Райффайзенбанке и Промсвязьбанке, следует из ответов их представителей.

Тем не менее проблема фиктивных споров и выдачи исполнительных листов уже судами останется актуальной.

«При отсутствии одновременных изменений в правоприменительной практике судов часть объема теневых операций с КТС перетечет в схемы с использованием исполнительных документов судебных приставов и нотариусов, по которым у кредитных организаций на сегодня также отсутствует право по отказу в проведении операции», — заметил представитель ПСБ.

Риски отмывания по таким каналам останутся, но снизится накал, уверен замруководителя Национального совета финансового рынка (НСФР) Александр Наумов: «Схема с КТС, возможно, продолжит существовать, просто в меньших объемах. Она станет дороже для обнальщиков».

Ограничение полномочий трудовых комиссий, с одной стороны, отчасти поможет банкам, считает Наумов. «Но, с другой стороны, ограничивать граждан во внесудебном истребовании задолженности по зарплате — это перебор», — отмечает он. Сами по себе КТС нужны как институт, именно отсутствие контроля за ними привело к злоупотреблениям, уверен Наумов.

НСФР даст оценку инициативе Минюста после обсуждения с банками, отметил замруководителя НСФР. Ассоциация банков России, которая также выступала с предложениями усилить контроль за КТС, отказалась комментировать новую инициативу Минюста.

Комиссиям по трудовым спорам запретят рассматривать дела по выплате зарплат

Минюст отбирает права у комиссий по трудовым спорам

Минюст предложил лишить комиссии по трудовым спорам права взыскивать с работодателей долги по заработной плате. Соответствующий законопроект с поправками в ТК РФ опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Напомним, согласно статье 382 ТК РФ, органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды.

Соответственно, КТС вправе рассматривать, в том числе трудовые споры по выплате зарплаты.

Судебные приставы при этом обязаны возбуждать исполнительные производства по взысканию долгов по заработной плате на основании удостоверений комиссий по трудовым спорам.

В Минюсте сетуют, что при исполнении указанного вида исполнительных документов имеются высокие риски совершения незаконных финансовых операций. «Удостоверения КТС могут предъявляться в ФССП как в целях обналичивания денежных средств, так и уклонения от уплаты обязательных платежей и иных задолженностей, а также в случаях иных противоправных деяний.

Особенностью таких противоправных действий является то, что удостоверение КТС, на основании которого возбуждается исполнительное производство, формально не является поддельным, но вместе с тем не имеет действенных способов защиты от подделки (изготавливается на обычной бумаге и заверяется печатью комиссии по трудовым спорам)», — отмечают в министерстве.

Как поясняют в Минюсте, в результате сговора должника и взыскателя может быть изготовлен легитимный исполнительный документ, который предъявляется для принудительного исполнения. Наибольший риск наличия возможных признаков незаконных финансовых операций усматривается по удостоверениям КТС, содержащим требования о взыскании денежных средств в размере, равном или превышающем 500 000 рублей.

  • В связи с этим законопроектом предлагается исключить из компетенции комиссии по трудовым спорам рассмотрение споров, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением работодателем обязанности по выплате работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
  • В статье 382 ТК РФ предлагается установить, что индивидуальные трудовые споры по выплате заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, рассматриваются исключительно судами.
  • Индивидуальные трудовые споры по выплате заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, предлагается рассматриваются судами.
  • В Минюсте уверены, что принятие законопроекта позволит исключить злоупотребления со стороны недобросовестных должников и взыскателей, предъявляющих на принудительное исполнение удостоверения КТС. 

БУХПРОСВЕТ

Работодателю разрешается не платить зарплату только в исключительных случаях. Например, когда сотруднику по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ). В других случаях при задержке зарплаты на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Для этого достаточно известить работодателя в письменной форме. В период приостановления работы сотрудник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте (ст. 142 ТК РФ).

На период приостановления работы за сотрудником сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности выплатить задержанную зарплату.

Не допускается приостановление работы сотрудниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения.

При этом в любом случае работодатель обязан выплатить задержанную зарплату с начисленными процентами.

Проценты начисляются в размере не ниже 1/150 ключевой ставки Центрального банка от не выплаченной суммы за каждый день задержки.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии

И работодатель, и сотрудники обязаны следовать положениям Трудового кодекса. Однако очень часто положения закона нарушаются. При наличии мелких претензий в суд обращаться нет смысла. Это довольно неэффективное решение. Имеет смысл решать вопрос прямо на месте. Для этого формируются комиссии по трудовым спорам.

Что собой представляет комиссия по трудовым спорам

Первый по популярности и простоте метод решения трудовых споров – это переговоры с работодателем. Второй – это обращение к комиссии по трудовым спорам. Это специальная структура, служащая для решения конфликтов внутри компании. Позволяет решить конфликт без обращения к сторонним инстанциям. Комиссия включает в себя обе стороны конфликта.

Эта структура может формироваться по инициативе как сотрудников, так и работодателей. Решения комиссий должны соответствовать нормативным актам. Никто не имеет право оказывать давление на участников структуры.

Создание трудовой комиссии сопровождается формированием специального положения.

Оно включает в себя порядок создания органа, число участников, порядок принятия коллегиальных решений, сроки.

Задачи и преимущества комиссии

Комиссия создается для решения вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Нарушения трудового соглашения.
  • Незаконное наложение дисциплинарных взысканий.
  • Выплаты командировочных и сверхурочных.

Комиссия уполномочена разрешать только трудовые споры индивидуального характера. Формирование этой структуры отличается этими преимуществами:

  • Повышение доверия сотрудников. Работники знают, что в случае возникновения проблем они могут обратиться за помощью, а потому работодатель может рассчитывать на лояльность. Комиссии позволяют предотвратить обращение в суд и прокуратуру.
  • Решение проблем прямо на месте. Обращение в суд или трудовую инспекцию предполагает трату большого количества времени и средств, утрату репутации. А потому удобно решать проблемы в пределах самого предприятия. Это ускоряет процесс, сокращает издержки.
  • Упрощение сбора документации. Если возникли проблемы, комиссия сама запрашивает все нужные документы у руководителя. В случае если решение комиссии не удовлетворит сотрудников, они могут обратиться в суд. Работникам не придется собирать документы, так как за них это сделано комиссией.

Комиссии по трудовым спорам – это цивилизованный и законный способ решать все возникающие локальные проблемы.

Компетенции представителей комиссии

Комиссия принимает жалобы и претензии от бывших и действующих сотрудников, касающихся следующих аспектов:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Исполнение положений трудового соглашения.
  • Штрафы, различные взыскания (выговоры, увольнения).
  • Прочие вопросы, которые не удалось решить при прямых переговорах с работодателем.

Комиссия не имеет полномочий для решений вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Восстановление сотрудников в должности.
  • Восстановление сотрудника в должности после увольнения.
  • Начисление компенсаций за прогулы при наличии уважительных причин.
  • Выплата разницы в ЗП при понижении в должности.
  • Причинение вреда сотруднику по вине предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Во всех этих случаях нужно идти в суд. Только он имеет право принимать юридически действительные решения. Компетенции комиссии оговорены в статье 385 ТК РФ. В частности, это исключительно индивидуальные трудовые споры.

Порядок формирования комиссии по трудовым спорам

Создание комиссии может инициироваться как сотрудниками, так и работодателями. В состав структуры должно входить равное количество представителей работников и руководителя. Точное число участников комиссии законом не установлено.

Как это происходит? Работодатель получает письменное предложение о создании комиссии. В течение 10 суток работодатель и представительский орган сотрудников направляют в комиссию своих представителей (часть 1 статьи 384 ТК РФ).

ВНИМАНИЕ! Рассматриваемый орган формируется по обоюдному решению руководителя и работников.

Представители работодателя и сотрудников должны утвердить Положение о комиссии. Именно на его основании будет действовать структура. Издается приказ о формировании комиссии. Это распорядительная бумага, через которую руководитель устанавливает все важные положения, касающиеся образования органа.

Работодатель на основании части 2 статьи 384 ТК РФ должен установить перечень своих представителей, которые будут участвовать в работе комиссии. Именно руководитель должен обеспечить организационно-техническое сопровождение работы структуры на основании части 4 статьи 384 ТК РФ.

После основных этапов формирования комиссии ее участники избирают председателя, его заместителя и секретаря комиссии. Избираются представители этих должностей из членов структуры. Основание – часть 5 статьи 384 ТК РФ.

В нормативных актах ничего не сказано по поводу сроков функционирования органа, поэтому комиссия может формироваться как для решения конкретного вопроса, так и для постоянной деятельности. Состав участников структуры может изменяться. К примеру, если нужно решить финансовый вопрос, в состав включается бухгалтер.

Особенности деятельности комиссии

Приведем этапы обращения сотрудника в комиссию по трудовым спорам:

  1. Подача заявления сотрудником. Обращаться в орган нужно в течение 90 дней с даты возникновения правонарушения. Обращение составляется в письменной форме. Документ оформляется на имя председателя комиссии. Составляться обращение может в свободной форме. Главное – изложить суть претензии и требования. Если есть дополнительные документы, подтверждающие позицию сотрудника, рекомендуется их приложить к заявлению.
  2. Проведение заседания. Не позже 10 суток после получения обращения организуется заседание. Протокол его вручается сотруднику, который направил заявление. Работник может не участвовать в заседании, но нужно оговорить это в заявлении. Комиссия может не рассматривать обращение, если сотрудник не явился на заседание без предварительного уведомления.
  3. Сбор требуемого пакета документов. Комиссия имеет право затребовать у работодателя эти бумаги: приказ о наложении взыскания, табель рабочего времени, различные бухгалтерские отчеты, объяснительные и докладные. Документы требуются в том случае, если предоставленной информации для решения вопроса недостаточно.

Кс признал неконституционным положение статьи трудового кодекса — новости право.ру

Конституционный суд 14 июля принял постановление, в котором признал ч. 1 ст. 392 Трудового Кодекса. Соответствующий документ опубликован сегодня на официальном сайте судебной инстанции.

Законодательство Госдума рассмотрела поправки в Трудовой кодекс

Ч. 1 ст. 392 ТК позволяет работнику обратиться в суд за разрешение трудового спора в течение трёх месяцев после того, как он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

По спорам об увольнении это положение предусматривает один месяц со дня вручения копии соответствующего приказа, выдачи трудовой книжки или предоставлении работнику сведений о его трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы.

Жалобу, которая привела к такому решению, в Конституционный суд ещё в июле 2013 года подал Рамзан Четыз.

С Управлением ФСИН по Республике Саха (Якутия) он заключил контракт о службе в должности среднего начальствующего состава регионального управления. Предусмотренный договором срок — пять лет с момента выпуска из учебного заведения.

После заключения контракта, его зачислили курсантом первого курса юрфака рязанской «Академии права и управления ФСИН».

Уже в июле 2017 года Четыза отчислили «за грубое нарушение служебной дисциплины». Он был снят со всех видов довольствия и откомандирован в распоряжение одного из якутских СИЗО, после чего его перевели в Адыгею для дальнейшего прохождения службы.

Законодательство Минтруд изменит Гражданский и Трудовой кодексы по предписанию КС

Четыз решил оспорить отчисление в Советском районном суде города Рязани, чтобы восстановиться в должности курсанта. Суд удовлетворил его иск, а апелляция в лице судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда подтвердила это решение.

В итоге, приказ об отчислении признали незаконным, а Четызова восстановили в должности курсанта четвёртого курса академии.

Из списков личного состава ФСИН его исключили, передали под начало учебного заведения, а после его окончания направили работать в региональное управление ФСИН в Якутии.

Через год после того, как это случилось, в августе 2018 года, Четыз вновь решил судиться в Советском суде Рязани.

На сей раз он потребовал компенсировать ему моральный вред, причинённый в результате отчисления из академии. Он сослался на предыдущее решение суда по его делу и ст.

 237 ТК, которая обязывает работодателя возместить работнику моральный вред за неправомерные действия в денежной форме.

Ответчик же в этом деле ссылался на пропуск истцом срока обращения в суд.

Сам суд напомнил, что в законодательстве, которое регулирует отношения в сфере службы в органах ФСИН, про компенсацию морального вреда ничего нет, но применить положения ТК согласился. Он сослался на ту самую ст.

 392 Кодекса, которая устанавливает сроки подачи заявления. Тогда выяснилось, что этот срок Четыз пропустил: отчислили его в августе 2017 года, а значит подать иск следовало максимум в ноябре того же года.

Процесс СК возбудил дело о массовых беспорядках после бунта рабочих

Представитель истца сказал, что срок обращения надо исчислять с того дня, как вступило в силу решение суда о восстановлении истца на службе — с 4 июля 2018 года. Но сам суд этот аргумент отклонил. Апелляция тоже встала на сторону первой инстанции и истцу ничем не помогла. В кассацию суд жалобу передавать не стал.

Истец счёл, что ст. 392 ТК не соответствует статьям 45, 46 (части 1 и 2), 52 и 53 Конституции, касающихся компенсации и защиты прав граждан. По мнению Четыза, пропуск срока не должен выступать основанием для отказа в компенсации морального вреда.

Анализируя суть претензий Четыза, Конституционный суд согласился с его мнением, что отсчёт сроков подачи заявления о взыскании компенсации за причинённый моральный вред с момента его фактического нанесения входит в противоречие с другими процессуальными нормами: пока суд установит, что работник действительно был несправедливо ущемлён, все возможности взыскать за это компенсацию попросту «просрочатся».

В итоге, КС сделал вывод о том, что если требование о компенсации морального вреда заявляется самостоятельно — без связи с другими требованиями — сроки по ст. 392 ТК применяться не могут.

Законодательство Трудовой кодекс перестанет влиять на нянь, сиделок и репетиторов

Более того, по мнению суда, «предоставление работнику права требовать компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя, будучи направленным на достижение социально необходимого результата, не должно нарушать баланс прав и законных интересов работников и работодателей». Реализовать же такое право можно только лишь установив разумные сроки для подачи искового заявления.

В итоге, судебная инстанция признала ч. 1 ст. 392 ТК не соответствующей Конституции и предписала федеральному законодателю должным образом её изменить. После того, как соответствующие изменения вступят в силу, дело Четыза должно быть пересмотрено.

Трудовые споры предлагается решать в суде, минуя специальные комиссии

24 августа Минюст России представил на общественное обсуждение проект поправок в Трудовой кодекс РФ, регламентирующих порядок рассмотрения споров, связанных с невыплатой зарплаты.

Проектом предлагается внести изменения в ст.

382 и 391 ТК, исключив из компетенции комиссий по трудовым спорам (далее – КТС) рассмотрение вопросов, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением работодателем обязанности по выплате работнику зарплаты и (или) других выплат в рамках трудовых отношений. Такие споры планируется рассматривать непосредственно в судах по заявлению работника.

Как следует из пояснительной записки, принятие поправок позволит исключить злоупотребления со стороны недобросовестных должников и взыскателей, предъявляющих на принудительное исполнение удостоверения комиссий по трудовым спорам с целью совершения операций по перечислению денежных средств с принадлежащих им банковских счетов для обналичивания и дальнейшей легализации (отмывания), а также в целях уклонения от уплаты должниками обязательных платежей и иных задолженностей. « при исполнении указанного вида исполнительных документов имеются высокие риски совершения незаконных финансовых операций. Наибольший риск наличия возможных признаков незаконных финансовых операций усматривается по удостоверениям КТС, содержащим требования о взыскании денежных средств в размере, равном или превышающем 500 тыс. руб.», – отмечается в документе.

По мнению разработчиков законопроекта, расширение перечня оснований для обращения в суды по таким спорам не повлечет серьезных изменений в работе последних, тем более что и сейчас многие граждане обращаются в напрямую в суд, минуя КТС. На сайте Минюста отмечается, что предлагаемые изменения не приведут к повышению нагрузки на работников ФССП России и не повлекут необходимости увеличения их штатной численности.

Партнер юридической компании Law & Commerce Offer Виктория Соловьёва в комментарии «АГ» отметила, что, указывая о возможных злоупотреблениях по перечислению денежных средств на основании решений КТС, разработчики поправок не приводят статистики таких нарушений и в принципе говорят только о рисках. «Не имея точной информации о том, насколько системной является проблема, почему не привлекаются члены КТС к ответственности в случае сговора, рано разрабатывать и предлагать к принятию предложенный проект», – убеждена она.

Эксперт добавила, что проектом предлагается разрешить вероятно существующую проблему самым «легким» способом – запретом. «Разработчики поправок, указывая на то, что суды и так рассматривают аналогичные споры, не сравнивают сроки рассмотрения дел КТС и судом. Безусловно, некоторые работники не обращаются в КТС – например, в связи с отсутствием данного органа.

Но почему такой возможности следует лишать работников, которые могут это сделать и в сжатые сроки восстановить свои нарушенные права? Если речь идет действительно о системной проблеме, то почему разработчики не рассмотрели вариант по ограничению компетенции КТС в размере взыскиваемой суммы, что позволило бы минимизировать риски и сохранить принципиальную возможность обращения в КТС?» – задалась вопросами Виктория Соловьёва.

Юрист АБ «Бородин и Партнеры» Татьяна Путилина заметила, что если сегодня у работника существует выбор, куда обратиться за решением трудового спора – в КТС или суд, – то после принятия поправок выбора не будет.

«Наличие у работника права обратиться и в КТС, и в суд дает ему больше гарантий для защиты нарушенных прав, поскольку в случае несогласия с решением КТС он вправе обжаловать его в суде. КТС, по сути, является действующим на локальном уровне общественным органом, обладающим полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров наравне с судами общей юрисдикции.

Эти комиссии создавались именно для того, чтобы ускорить разрешение подобных разногласий и снизить нагрузку на суды. После принятия законопроекта мы рискуем получить обратный эффект», – полагает она.

По мнению эксперта, в период развития кризисных процессов в экономике страны, когда количество споров между работниками и работодателями резко возросло, отсутствие механизма их досудебного разрешения повлечет массовое обращение сторон в суды. «Речь может идти о сотнях, а порой и о тысячах обращений, в настоящее время рассматриваемых КТС. Таким образом, в случае принятия поправок следует ожидать увеличения нагрузки на судейский корпус», – предположила Татьяна Путилина.

Решение комиссии по трудовым спорам

В каком порядке КТС рассматривает трудовые споры? Как оформляются результаты рассмотрения?

Трудовые споры могут возникать из отношений по занятости и трудоустройству (например, в случае заявлений требований о незаконном отказе в приеме на работу) и непосредственно из трудовых отношений (например, спор, возникающий при привлечении работника к дисциплинарной ответственности).

Различают споры искового и неискового характера. В первом случае речь идет о конфликтах, связанных с применением локальных нормативных актов компании (например, положений по премированию), соглашений о труде.

То есть в таких спорах работник добивается восстановления конкретного права путем предъявления иска. Данная группа споров может рассматриваться КТС, судами. К спорам неискового характера относятся конфликты на почве изменения действующих или установления новых условий труда.

Это коллективные трудовые споры, которые разрешаются в особом порядке. 

ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Механизм рассмотрения спора в КТС

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС заключается в следующем (ст.387 ТК РФ). 

  • Работник пишет заявление о своих нарушенных правах.
  • Заявление работника, поступившее в КТС, регистрируется в журнале.
  • КТС в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления рассматривает трудовой спор.

Важно!

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. 

В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается.

В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ.

  • КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседания КТС проводятся открыто, публично, в удобное для сторон нерабочее время. 

СОСТАВЛЕНИЕ ДОГОВОРОВ

Важно!

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. 

КТС фиксирует ход заседания комиссии в протоколе. Протокол ведется секретарем комиссии и подписывается ее председателем, а в случае его отсутствия по уважительным причинам (болезнь, нахождение в отпуске, командировке и т. п.) –- заместителем председателя, ведущим заседание. Протокол заверяется печатью комиссии. 

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ

Порядок принятия решения комиссией

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector