Закон о самозанятых прошел окончательное чтение в Госдуме

Закон о самозанятых прошел окончательное чтение в Госдуме

В третьем, окончательном чтении Госдума одобрила закон о принятии налога на профессиональный доход для самозанятых граждан. Напомним, что данный налоговый режим в качестве эксперимента планируется провести с 1 января 2019 года в четырех субъектах Федерации. В дальнейшем он может распространиться и на всю страну. Эксперимент рассчитан на 10 лет – с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года.

Как отметил заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин, самозанятые граждане смогут перейти на новый налоговый режим добровольно. Данная информация опубликована на сайте журнала «Налоговая политика и практика», учредителем которого является ФНС России. При этом он будет распространяться на физлиц и ИП, которые:

  • не состоят в трудовых отношениях с работодателем;
  • не нанимают наемных работников;
  • ведут свою деятельность на территории одного из субъектов Федерации, участвующих в эксперименте.

Напомним, что законопроект содержит несколько ограничений, препятствующих применению нового режима. Например, доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн руб. в год или 200 тыс. руб. в месяц, как поясняется на официальном сайте Госдумы.

Новый налоговый режим смогут применять не только граждане России, но и граждане государств – членов ЕАЭС.

Но он не будет распространяться на лиц, которые оказывают разовые услуги, работы, например, другим физлицам на садовом участке.

Однако если такие услуги оказываются на регулярной основе, то это может быть основанием для постановки на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход.

Кроме того, принятый закон не устанавливает дополнительных налоговых проверок. Также самозанятые смогут получать справки о доходах для предоставления им государственных гарантий и льгот.

Если же физлицо осуществляет свою деятельность в нескольких регионах, то зарегистрироваться нужно будет только в одном из них по выбору гражданина. По уплате налога будет действовать упрощенная система.

А именно, налог будет уплачиваться по итогам месяца в установленный срок и больше ничего платить не придется.

Неухудшение условий нового налогового режима гарантировано в течение 10 лет.

Закон о налоге для самозанятых прошёл госдуму

21.11.2018 Закон о самозанятых прошел окончательное чтение в Госдуме

На самом деле принят целый пакет из законов. Налог на профессиональный доход вводится пока только в виде эксперимента в четырех регионах: Москва, Московская и Калужская области, Татарстан. Проведение эксперимента запланировано на 10 лет (с 2019 по 2028 гг.).

Перейти на уплату налога на профдоход могут как граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, так и те, кто уже зарегистрирован в качестве ИП, но при условии, что деятельность ведется на территории субъекта, участвующего в эксперименте. Таким образом, неважно, где вы проживаете.

Ставка налога составит:

  • 4% с дохода от реализации физлицам;
  • 6% с дохода от реализации ИП для использования в предпринимательской деятельности и юрлицам.

При этом ограничат сумму максимального дохода – не более 2,4 млн руб. в год (т.е. в среднем 200 тыс. руб. в месяц). При этом очень важно, что во время проведения эксперимента законодатели будут не вправе увеличить ставку налога и (или) уменьшить лимит по доходам. Это дает определенные гарантии того, что если вы выйдете из тени, вас через какое-то время не «обложат» по полной программе.

Очень приятное «послабление» — даже если вы являетесь ИП и применяете новый режим, страховые взносы перечислять отдельно не нужно. При этом платить взносы можно добровольно.

В Законе перечислены лица, которые не вправе применять спецрежим (в частности, лица, занимающиеся перепродажей товаров, имеющие наемных работников или посредники). Кроме того, нельзя совмещать налог на профдоход с иными спецрежимами (например, с УСН или ЕНВД).

Все расчеты по налогу будут проходить через мобильное приложение «Мой налог». Но устанавливать приложение необязательно: можно уполномочить операторов электронной площадки или банк передавать в налоговые органы информацию о доходах.

Платить налог надо будет ежемесячно по данным, которые пришлет ФНС. Срок уплаты — не позднее 25-го числа следующего месяца.

Законодатели не забыли и про ответственность: за нарушение порядка или сроков передачи сведений о расчетах в инспекцию будут взимать штраф в размере 20% суммы расчета.

Если правила нарушены повторно в течение шести месяцев, штраф составит сумму расчета. Минимальный размер санкции не ограничен. То есть если не передать сведения на сторублевый расчет, штраф составит 20 руб.

(при условии, что это не повторное нарушение).

Подробнее о новом налоге см. Обзор.

Кроме того, в январском выпуске «Консультант+Клиент» выйдет статья экспертов Атлант-право с рекомендациями по применению нового спецрежима. А уже сейчас вы можете задавать вопросы на Линию Консультаций.

  • Проект Федерального закона N 551845-7
  • Проект Федерального закона N 551847-7
  • Проект Федерального закона N 551846-7

Налоги для самозанятых: кого коснется и как будет работать закон

В соответствии с законом, для тех самозанятых,
кто оказывает услуги или продает товары физическим лицам, налоговая ставка составит 4%, а для тех, кто оказывает
услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, — 6%. Уплата налогов будет осуществляться
по упрощенной процедуре — для регистрации нужно будет скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой
налог». Отчисление налога необходимо делать ежемесячно не позднее 25-го
числа.

Специальный режим пока коснется четырех субъектов Федерации – Москвы, Московской области,
Калужской области и Республики Татарстан. Продлится налоговый эксперимент 10 лет – с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года.

Однако читатели официального сайта
Государственной Думы задают многочисленные вопросы о том, как будет работать и кого именно коснется новый
закон. По их просьбе на наиболее часто поступающие в адрес Редакции вопросы
отвечает Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров – соавтор нового
закона.

Кого
именно можно считать самозанятым? Определены ли в законе конкретные виды
деятельности?

Самозанятые — это лица, у которых нет работодателя и у которых нет наемных работников, то есть это граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности.

Кроме того, их максимальный доход не должен превышать
2,4 млн рублей в год (200 тыс. рублей в месяц). 

Действуют и несколько других ограничений: скажем, нельзя воспользоваться
данным налоговым режимом, если ты торгуешь подакцизными товарами, например, алкоголем или бензином. Это также не смогут быть, например, нотариусы, арбитражные управляющие,
адвокаты, поскольку их деятельность регулируется отдельными законами.

Будут ли являться самозанятыми граждане, оказывающие разовую помощь, например, на садовом участке (вскопать, убрать и т. д.)? Регулируются ли законом разовые или периодические услуги?

Нет, здесь нужно в первую очередь подходить с точки
зрения здравого смысла: например, налог не станут взимать с того, кто помог вскопать соседу грядку, но если человек на регулярной основе
занимается тем, что вспахивает грядки и зарабатывает этим, мы данным законом
даем возможность самому легализоваться.

Подчеркну, это закон, который предоставляет право, а не налагает обязанности.

Этот закон также не устанавливает никаких дополнительных
налоговых проверок или возможности кого‑то поймать за неуплату налогов.

Напомню,
что ответственность за уклонение от уплаты налогов и так есть в российском
законодательстве – вплоть до уголовной.

И данным законом мы просто даем людям еще одну удобную возможность выполнять свою конституционную обязанность — платить
установленные законом налоги и сборы. 

Может ли ИП перерегистрироваться в самозанятого, чтобы платить меньший налог?

Безусловно, может.

Однако у тех людей, которые на сегодняшний день уже
являются индивидуальными предпринимателями, режим налогообложения также
достаточно выгодный и имеет и свои плюсы, и свои минусы. Потому что, скажем, на сегодняшний день ставка налога 6%, но в каких‑то случаях она может уменьшаться
до 1%.

Данный закон направлен на то, чтобы из «серой
зоны» имели возможность выйти именно те люди, которые никак не зарегистрированы.
Но любой человек, если он сочтет для себя данный режим более выгодным, сможет
им воспользоваться – у людей должны быть равные возможности.

Смогут ли самозанятые получать справки о доходах для приобретения государственных
гарантий и льгот?

Да, конечно. Любой гражданин может
обратиться в налоговую и получить справку о том, какие налоги он заплатил и какой доход получил.

В бюджет какого уровня пойдут эти зачисления? На что пойдут вырученные средства?

В законе прописано, что средства будут зачисляться в региональный бюджет
по месту осуществления деятельности. Это связано с тем, что эксперимент
будет проводиться в четырех регионах – Москве, Московской области, Калужской
области и Республике Татарстан. Регионы получают возможность распределить эти
средства и направить часть этих доходов в муниципалитеты.

И это очень важно для регионов. Потому что сегодня регионы за неработающее
население осуществляют платежи в Фонд обязательного медицинского страхования.
Как только человек выходит из «серой» зоны, 1,5% от уплаченного им налога будут
зачисляться в ФОМС, и регион за него платить в ФОМС уже не будет.

В свою очередь, если человек самозанятый и осуществляет свою деятельность в нескольких регионах, то он сам будет в праве решить, в каком именно регионе ему
удобнее зарегистрироваться, во всех регионах регистрироваться не надо.

Еще одно преимущество – уплату налога человеку не придется делать
несколькими платежками: что‑то в ФОМС, а что‑то в бюджет. Будет действовать
упрощенная система уплаты.

Но хотелось бы подчеркнуть еще один важный момент, чтобы не возникало
вопросов, что государство может людей обмануть – люди зарегистрируются, а государство потом поднимет ставки.

Это уникальное решение, такого не было в нашем налоговом законодательстве:
в законе прописано, что неухудшение его условий законом гарантировано на 10
лет.

Не могут вноситься никакие изменения, ухудшающие положения плательщика, ни с точки зрения ставки, ни с точки уровня дохода.

Читайте также:  3-информ - новые бланк, образец и сроки сдачи за 2022 год

Эксперимент по налогам для самозанятым закончился. Что дальше?

Что означает введение с 1 июля 2020 года на всю Россию режима «Налог на профессиональный доход»?

1 апреля, т.е ровно месяц назад, Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 101-ФЗ «О внесении изменений в ст.

1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», согласно которому с 1 июля 2020 года субъектам РФ, не участвующим в эксперименте по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», предоставляется право ввести на своей территории данный налоговый режим.

История вопроса. Интересно в этой связи отметить, что идея о распространении экспериментального налогового режима для самозанятых широко обсуждалась еще в прошлом году.

Так, в конце 2019 года, газета «КоммерсантЪ» писала  о том, что в Совете Федерации заявили: в случае успешного хода эксперимента по введению налога для самозанятых, этот опыт будет распространен на всю страну с 1 июля 2020 года (более подробно см. здесь).

Однако с 2020 года новостей о дальнейшем расширении  «эксперимента» уже почему-то не было. Можно предположить, что другие проблемы забрали на себя всё внимание властей.

А может быть власти ждали результатов эксперимента по тем 19 регионам, в которых новый налоговый режим стал применяться с 1 января 2020 года (ведь именно на эту дату под экспериментом стали вместо 4, находиться уже 23 региона России, а число вставших на учет самозанятых на конец марта составило уже более 560 тысячи человек).

Всё шло, вроде бы нормально, но «грянул коронавирус»…

Почему всё произошло так быстро?

Так и остается непонятным, почему столь масштабный и последовательный эксперимент, рассчитанный аж на 10 лет, т.е. до 2028 года (включительно), был так лихорадочно скомкан и столь торопливо прекращен.

Было ли это запланировано изначально, т.е. еще в 2018 году, когда ГосДумой рассматривался законопроект № 551845-7, поступивший в ГосДуму 21 сентября, или «так получилось», уже, увы, особого значения не имеет.

Кстати, каких-то «великих» причин по спешке принятия этого закона в пояснительной записке (которая отличалась своей лаконичностью) так и не было приведено.

Просто депутат и сенатор указывали коллегам по ГосДуме о том, что режим этот «очень хороший», а кроме того, предлагаемое ими «с 1 июля 2020 года расширение территории действия эксперимента по установлению специального налогового режима не имеет своей целью получение дополнительных доходов». Как-то так…

Ни ссылок на итоги эксперимента, ни на какие-то предварительные итоги, ни о «политике», ни о «коронавирусе» в пояснительной записке к проекту не было. Иными словами, «надо принять» и «пусть регионы сами думают».

А я вот считаю, что экономический кризис, вызванный ограничительными мерами в целях предотвращения коронавируса, предполагает возможность появление определенного количества безработных, что и сподвигнуло депутатов представить для таких лиц действительно комфортный и необременительный налоговый (да и не только налоговый) режим, чтобы хоть как-то сгладить негативные последствия каких-то  неблагоприятных последствий с занятостью.

Что означает «окончание эксперимента»?

Кто-то мне сейчас скажет, что «эксперимент не закончен, а продолжается в масштабах всей страны».

Но я думаю, это чистое лукавство.

Эксперимент, он на то и эксперимент, чтобы под него попадали не все, а некоторые. Однако в данном случае «налог на профессиональный доход» фактически стал полноценным  шестым по счету специальным налоговым режимом (см. подп.6 ст.18 НК РФ).

И, кроме того, зачем общероссийскому режиму статус «в порядке эксперимента». Неужели кто-то думает, что «в случае чего», эксперимент будет отменен?

Поэтому с полной уверенностью можно констатировать, что:

А вот дальше начинаются ещё вопросы…

Главный вопрос

И самый главный  и первый: «Что будет с обещаниями властей не пересматривать условия налогообложения самозанятых до 2029 года», т.е. так, как это и предусмотрено до сих пор, пока еще в ст.1 пока еще не отмененного Федерального закона № 442-ФЗ.

С одной стороны, чисто юридически, когда отменён будет весь закон, автоматически «отменится» и ст.1, а по сему и всяческие гарантии о том, что в течение 10 лет условия налогообложения самозанятых сохраняются, «испариться» само собой.

Конечно, по-хорошему, власти должны бы сохранить это обещание  и не трогать «Налог на профессиональный доход» до 2027 года. Однако, однако…

Читаем внимательно п.3 ст. 1 Федерального закона № 442-ФЗ:

«В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного п.8 ч. 2 ст. 4 настоящего Федерального закона».

Понимаете?

Гарантии распространяются только на размер налога и на  предел дохода, который сохраняет право на «Налог на профессиональный доход».

Но в этом пункте нигде не сказано о том, что «государство клянется, и зуб даёт, что других налогов (сборов) для самозанятых больше не будет». Или можно например взять и увеличить список ограничений по видам деятельности. Да много чего еще можно…

Вот, например, почему бы не ввести в скором времени для самозанятых те же условия по исчислению и уплате страховых взносов, что и для ИП без наёмного персонала, с его фиксированной составляющей и т.д. Ведь формально и ставки и размер дохода для самозанятых останется прежним, а вот то, что еще новые поборы появятся, ну так то, что ж поделать?

Ведь не зря же Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ налоговиков обязали передавать данные по учету самозанятым в органы Пенсионного фонда РФ.

Поэтому вопрос по будущему налоговому бремени самозанятых остается открытым.

Лично для меня сомнений никаких нет – налоговое бремя самозанятым будет повышаться, весь вопрос только «когда» и «на сколько». Даже «способ» этого «повышения» особого значения не имеет, т.к. любое государство, когда речь касается способов усиления налогового пресса, всегда проявляет чудеса креативности.

В качестве некоего успокоения изложу свою позицию.

Федеральный законодатель, пообещав самозанятым не пересматривать их режим до 2028 года, связал себя этим обещанием. В противном случае, государство рискует нарушить собственную Конституцию РФ. Ведь почти 20 лет назад Конституционный Суд РФ указал: не гоже государству нарушать собственные обещания «о сроках», закрепленные к тому же в Федеральном законе.

Помните это знаменитое постановление Конституционного Суда РФ? Если кто забыл, то завтра я его специально выложу.

Еще вопрос: «Как будут проверять?»

В настоящее время мы наблюдаем чудеса «доброты и ласки» со стороны государства. Мы видим, что государство даже налоговые проверки обязуется не проводить для самозанятых, а всё, что принимается по этому поводу сплошь «льготы и послабления».

Однако я уверен – так будет не всегда. И это, к сожалению, объективная реальность.

К сожалению, государство, без «принуждения» обойтись не может и не сможет.

Поэтому рано или поздно, государственные органы начнут «выявлять» и «привлекать». Думаю, что после этого процесса, когда он «грянет», количество самозанятых резко возрастёт, ибо  так случается всегда, тут ничего нового.

Но другой вопрос, каким образом государство начнет всё это выявлять?

Думаю, что здесь не обойтись без «контрольных закупок», всяческих «рейдов» (тем более, что они уже проводились в некоторых регионах (см. здесь)), и прочего прочего.

Иными словами, уверен, что в НК РФ у нас в скором времени начнут появляться новые нормы (а может даже и целые статьи) об особых контрольно-налоговых мероприятиях в отношении самозанятых.

Ведь для всех налоговедов представляется очевидным, что имеющиеся «формы налогового контроля» из гл.

14 НК РФ, в первую очередь предназначены для организаций и ИП, а вот для многомиллионной армии самозанятых придется придумывать «свои методы»..

Иными словами, если кто-то подумал, что «эксперимент закончен», немного ошибается. Эксперимент может быть и окончен, но вот новая история, новая страница в отечественном налогообложении только начинается.

И не хочу оказаться пророком, но новые условия налогообложения затронут практически всех нас, хотя многие еще недооценили, или вернее,  еще не до конца прониклись масштабностью будущих изменений современной налоговой системы в связи с введением налогов для самозанятых для всей нашей страны. И убедиться в этом нам придётся очень скоро.

Госдума приняла новый закон о самозанятых

Дата: 16.11.2018 | Автор новости: Александр Раптовский

Вчера Госдума приняла в третьем чтении новый закон о пилотном проекте для самозанятых. В отличие от предыдущих попыток вывести из тени мелкий нелегальный бизнес, этот закон может существенно повлиять на ситуацию.

Читайте также:  Формула и пример метода уменьшаемого остатка начисления амортизации

Правда, пока только на территории четырёх российских регионов – Москвы и области, Татарстане, Калужской области.

Предполагается, что срок проведения эксперимента составит 10 лет – с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года.

В тексте закона такого понятия, как «самозанятый» нет, вместо него используется термин «налогоплательщик налога на профессиональный доход».

Это сделано специально, потому что работать на этом режиме смогут также индивидуальные предприниматели.

Однако ожидается, что основными плательщиками НПД станут те, кто сейчас самостоятельно оказывает услуги или занимается другой доходной деятельностью, не платя при этом налоги.

Кто не сможет пройти регистрацию в качестве плательщика НПД? В законе этот перечень приводится в статье 4:

  • реализующие подакцизные товары и товары, подлежащие обязательной маркировке;
  • те, кто перепродает товары;
  • те, кто реализует недвижимость, транспорт, а также сдает коммерческую недвижимость;
  • занимающиеся добычей и /или реализацией полезных ископаемых;
  • ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;
  • имеющие работников;
  • получающие годовой доход свыше 2,4 млн рублей.

Ставки налога на профессиональный доход зависят от того, кому реализуются товары и услуги. Если это обычные физические лица, то ставка составит 4%, а если ИП или организации, то 6%.

Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД могут те, кто ведёт деятельность на территории регионов, участвующих в эксперименте. Условия о прописке или регистрации физлица в этих регионах закон не устанавливает.

В законе указано, что постановка на учёт будет происходить онлайн, через мобильное приложение «Мой налог», разработанное ФНС. Пока ещё это приложение недоступно, но до конца 2018 года разработчики должны успеть его запустить.

Преимущество пилотного проекта в том, что он позволит легально декларировать доходы и платить налоги тем, кто занимается бизнесом время от времени. Обязательных платежей, как страховые взносы ИП, здесь нет. Налог надо платить только в случае получения доходов. Подробнее ознакомиться со всеми условиями работы можно из первоисточника.

Скачать закон о плательщиках налога на профессиональный налог

«Прощайте, переводы на карту»: самозанятые — о своих доходах и новом налоге

Вас домработница уже попросила перейти на наличный расчёт?

Самозанятые сейчас, наверное, самая нервная категория граждан — не считая, конечно, работников предпенсионного возраста.

Репетиторы, домработницы, сантехники, компьютерные мастера и прочие мужья на час, а также, грузчики, няни и маникюрши с лета просят клиентов расплачиваться наличными.

Они напуганы слухами о том, что налоговики якобы начали отслеживать транзакции физлиц, поэтому полюбившиеся многим моментальные переводы на карты Сбербанка теперь плохой вариант.

Самозанятые сейчас, наверное, самая нервная категория граждан после работников предпенсионного возраста.

Репетиторы, домработницы, сантехники, компьютерные мастера и прочие мужья на час, а также грузчики, няни и маникюрши с лета просят клиентов расплачиваться наличными, а не «переводом на Сбер».

Они напуганы слухами о том, что налоговики якобы начали отслеживать транзакции физлиц. Слухи небеспочвенны. Власти действительно собрались вывести самозанятых из тени. Накануне в Госдуму был внесён соответствующий законопроект.

Проект закона о налоге для самозанятых (официальное название — «налог на профессиональный доход») Минфин внёс в Госдуму 21 сентября. Но о том, что он готовится, мы начали рассказывать ещё весной. Вот основные положения:

  • — Те, кто оказывает услуги физлицам, будут отдавать государству 4% дохода (до этого речь шла о 3%), те, кто работает с компаниями, — 6%.
  • — НДФЛ и страховые взносы (исключение — взносы в Фонд обязательного медицинского страхования) платить не придётся.
  • — Также новый налог предложено платить ИП без сотрудников, но им придётся делать взносы в Пенсионный фонд.
  • — Налоговый режим смогут использовать те, чей доход не превышает 2,4 млн рублей в год или 200 000 рублей в месяц (до этого обсуждался иной порог — 10 млн рублей в год).
  • — Плательщикам нового налога будет предоставляться налоговый вычет «на развитие» (до 10 000 рублей).
  • — Взиматься новый налог будет через специальное приложение для мобильных устройств (оно будет называться «Мой налог»).
  • — Самозанятые будут сами определять, какую сумму декларировать.
  • — В экспериментальном режиме новый налог с января 2019 года будут собирать в Москве, Московской и Калужской областях и в Татарстане — прочие регионы могут ввести его у себя в любой момент.
  • С полной версией законопроекта вы можете ознакомиться здесь.
  • Одновременно другим законопроектом повышаются штрафы за предпринимательскую деятельность без государственной регистрации или без специального разрешения: от 5000 до 10 000 рублей за первое нарушение, от 20 000 до 30 000 — за каждое последующее.
  • По просьбе «Секрета» сервис YouDo попросил специалистов, которые с ним сотрудничают, рассказать, что они думают о новом законе. Мы передали им следующие вопросы:
  • 1) Платите ли вы налоги с доходов от оказания платных услуг в полном объёме?

2) 1 января 2019 года в России в тестовом режиме будет введён специальный налог для самозанятых. Вы об этом слышали?

3) Суть нового налога: те, кто оказывает услуги людям, должны будут отдавать государству 4% дохода, те, кто работает с компаниями, — 6%. НДФЛ и страховые взносы платить не придётся. Использовать новый режим можно, если доход не превышает 10 млн рублей в год. Вы будете добровольно платить этот налог со всех доходов?

4) Федеральная налоговая служба добивается права запрашивать у банков информацию о счетах физических лиц вне налоговых проверок. Если ей это удастся, налоговики смогут выявлять самозанятых и малых предпринимателей, которые не декларируют доходы (частично или полностью).

Вот что ответили самозанятые.

У меня есть ИП для работы с компаниями, плачу с доходов 6%. На YouDo подрабатываю как физлицо и с заказов, которые получаю там, налогов не плачу. Зарабатываю я в среднем 3000–5000 рублей за один заказ.

Про инициативы Минфина и ФНС, конечно, слышал. Но пока систему контроля доходов и отслеживания поступлений на счета полностью не автоматизируют, ловить они будут, я думаю, только крупную рыбу. Мой же оборот не превышает 600 000 рублей в месяц, 50 000 в сутки.

Налоговики не обращают внимания на таких, как я. Если это изменится, буду просить клиентов расплачиваться наличными.

Об инициативах слышал. Но даже если налоговая сможет получать информацию о счетах физлиц, вряд ли будут проверять всех подряд. Иначе налоговую завалят миллиардами операций о переводах на 300, 500, 1000 рублей.

В целом налог для самозанятых — это справедливо. Налоги надо платить всем. На YouDo я работаю как физлицо, плачу самый простой и минимально возможный налог — ЕНВД. В 2014 году открыл ИП, как индивидуальный предприниматель работаю тоже.

Уверен, что вся необходимая информация у налоговой уже есть. Она лишь хочет начать её открыто использовать.

На первый взгляд предложения ФНС (4% для тех, кто работает с гражданами; 6% для тех, кто работает с компаниями) кажутся очень приятными. Но есть такой момент. В 90-х и начале нулевых все скрывали доходы, не платили налоги.

Потом людям дали возможность платить столько, сколько каждый может себе позволить. Люди поверили, открыли доходы, а в итоге пришлось заплатить гораздо больше предполагаемого.

Не исключаю, что новая реформа может обернуться тем же и небольшой налог окажется лишь верхушкой айсберга.

Что касается наличного расчёта, могу сказать, что многим клиентам комфортнее расплачиваться путём перевода денег на карту, а не наличными. И эта тенденция только набирает обороты.

Мне, конечно, удобнее получать деньги наличными. Я говорю об этом клиентам, но не все входят в моё положение.

Однако я надеюсь, что со временем люди будут более лояльны в этом вопросе и большинство из них смогут рассчитываться именно наличными.

Моё отношение к предложениям ФНС нормальное, налог для самозанятых кажется мне справедливой вещью. Считаю, что все должны платить налоги.

Я, конечно, тоже буду добровольно платить, так как не хочу проблем с налоговой. Единственное, что смущает, это процентная ставка.

Думаю, что для человека, который работает один, она должна быть меньше 4% при работе с частными лицами, 6% при работе с компаниями.

Что касается слежки за счетами… Насколько я знаю, с июля этого года налоговая уже имеет представление о всех переводах по банковским картам. Я нормально к этому отношусь, потому что на сегодняшний день, мне кажется, других вариантов вычислить самозанятых и малых предпринимателей невозможно.

Переходить в связи со всеми этими новостями исключительно на наличный расчёт я не планирую. Сейчас рассматриваю возможность открытия ИП. Или продолжу работать в качестве самозанятого по предложенной ФНС схеме.

Читайте также:  Можно ли форму 4-ФСС отправить по почте

Наряду новостями о повышении пенсионного возраста новости о налоге для самозанятых этим летом были в топе самых просматриваемых. Даже санкции и скачки курса рубля вызывали меньший интерес.

При этом мало кто может внятно объяснить, кто такие самозанятые. Кстати, официально к началу 2018 года в этом качестве во всей стране зарегистрировались менее 2000 человек (в Москве — 199).

Помочь разобраться с терминами «Секрет» попросил директора новых продуктов сервиса HeadHunter Романа Ефимова.

Кто такие самозанятые? Ответить не так просто.

ФНС даёт такое определение: «Самозанятые — это физические лица, не являющиеся ИП и оказывающие без привлечения наёмных работников услуги физическому лицу для личных, домашних или иных подобных нужд».

Главное отличие самозанятого от ИП в том, что ИП может использовать в работе наёмных сотрудников, тогда как самозанятый такого права не имеет. Кроме того, доход самозанятого ограничен 1 млн рублей в год.

Самозанятых часто приравнивают к фрилансерам. Но это разные роли. Фактически фрилансерами называют всех людей, которые зарабатывают не только на основном месте работы. Его могут оформить в штат на конкретный проект. Он может оказывать услуги как ИП, ООО или просто как физическое лицо.

О фрилансерах в Налоговом кодексе нет ни слова, а определение «самозанятый» имеет официальный статус в виде отдельной формы отчётности, налоговых каникул, определения видов деятельности. Так, например, человек может быть фрилансером в статусе самозанятого, а может быть и фрилансером в статусе ИП либо ООО, выполняя заказы не для одной компании, а для нескольких.

По данным аналитического сервиса Primelance.com, только в августе 2018 года на международных биржах фриланса было создано более 187 000 вакансий. Общий бюджет на оплату и услуг — $188 млн. В России за тот же период было создано 53 500 вакансий. Общий бюджет — $3,2 млн.

Ещё одно отличие: если среди видов деятельности самозанятых первое место занимает репетиторство, то у фрилансеров это прежде всего разработка ПО, компьютерная графика (иллюстрации, рисунки, дизайн), тексты.

Список услуг, которые оказывают самозанятые, наше правительство корректирует ежегодно. В 2018 году в него включили уборку жилья, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, уход за лицами, которые в нём постоянно нуждаются.

Власти регионов могут этот список дополнять. Самые активные в этом плане регионы — Тыва, Кемеровская область, Рязанская и Саратовская области.

В их списках есть специалисты по пошиву одежды, парикмахеры, специалисты по ремонту бытовой техники, фотографы, организаторы свадеб.

Но даже в «продвинутой» Тыве регулированием охвачены далеко не все виды деятельности. На учёт в качестве самозанятых не могут встать, например, косметологи и диетологи, дизайнеры и копирайтеры, кондитеры и рыболовы. Но это пока. Государство, похоже, задалось целью в короткие сроки поставить на учёт каждого самозанятого.

Чиновники боятся загадывать, сколько денег принесёт новый налог. Слишком мало известно о неформальном секторе экономики. Минфин считает, что самозанятых в России окажется 23 млн человек.

У Росстата более скромные ожидания: 13,4 млн. О доходах этих людей точных данных нет тем более. Ниже представлены цифры из совместного исследования Avito и Data Insight.

Они позволяют составить общее представление.

Госдума приняла закон о налогообложении самозанятых

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении пакет законов о введении в качестве эксперимента налога на профессиональный доход (НПД) для самозанятых граждан.

Специальный налоговый режим будет введен в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. Продлится налоговый эксперимент 10 лет — с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года.

В течение этого периода налоговая ставка составит 4% для тех, кто оказывает услуги или продает товары физическим лицам. Налог в 6% должны будут платить те граждане, кто предоставляет услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

При этом участники эксперимента будут освобождены от уплаты НДФЛ (ставка 13%) и налога на добавленную стоимость (20% c 1 января 2019 года).

Кроме того, они получат право добровольно уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме, для которой установлен максимальный лимит.

Отчисление налога будет необходимо делать не позднее 25 числа каждого месяца. Самозанятые смогут сами выбирать тот регион, который они считают основным для своего вида деятельности и где будут уплачивать налоги.

Автор законопроекта, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров в ходе обсуждения законодательной инициативы предупреждал, что самозанятые граждане, отказавшиеся участвовать в эксперименте и платить налоги, будут облагаться штрафами в размере их дохода. «В случае, если обнаруживается у человека такой доход, а он не платит, то он платит штраф в размере того дохода, который он получает. Это все абсолютно отслеживаемо», — заявил он в конце октября.

https://www.youtube.com/watch?v=KOrJO4tQII8\u0026t=4s

Уплата налогов будет осуществляться по упрощенной процедуре — для регистрации нужно будет скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог». При регистрации на налоговом портале на счет самозанятого гражданина будет зачисляться 10 000 рублей, которые прописаны в документах как налоговый вычет.

Депутат Макаров прокомментировал опасения граждан, что государство может их обмануть, и после того, как они зарегистрируются, поднимет ставки. «В законе прописано, что неухудшение его условий законом гарантировано на 10 лет. Не могут вноситься никакие изменения, ухудшающие положения плательщика, ни с точки зрения ставки, ни с точки уровня дохода», — приводит пресс-служба Госдумы его слова.

На специальный налоговый режим могут перейти физические лица и индивидуальные предприниматели, признанные самозанятыми (получают доход от своей деятельности, но не имеют работодателя, не привлекают наемных работников по трудовым договорам). Их доход не должен превышать 2,4 млн рублей в год.

Новый закон предусматривает льготы для компаний, пользующихся товарами или услугами самозанятых.

В частности, при определении налоговой базы для расчета налога на прибыль организаций не будут учитываться расходы по приобретению товаров и услуг у этой категории граждан.

Под эти правила попадают также организации и ИП, которые платят единый сельскохозяйственный налог и налоги по упрощенной системе налогообложения.

В первоначальной версии законопроекта предполагалось, что при попытке скрыть доход от налоговой службы, самозанятые граждане должны будут выплатить 20% суммы этого дохода (но не менее 1000 рублей).

При повторном нарушении штраф составит 100% суммы, на которую не сформирован фискальный чек (но не менее 5000 рублей). В принятом Госдумой законе убрана фиксированная сумма штрафа в рублях, но остались установленные проценты от суммы расчетов.

Макаров в этой связи пообещал, что ФНС согласно не применять санкции в первый год эксперимента.

В настоящее время в России, по оценке главы Роструда Максима Топилина, насчитывается почти 15 млн самозанятых граждан, которые не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, но самостоятельно и на свой риск ведут предпринимательскую деятельность с личным участием. Сегодня они не платят налоги и взносы в фонды обязательного медицинского и социального страхования, но пользуются социальной инфраструктурой.

Чтобы вывести самозанятых граждан из тени, для них в России на 2017-2018 годы установили налоговые каникулы.

Для того, чтобы получить на них право, самозанятые должны были встать на учет в налоговой службе.

Предполагалось, что по истечении налоговых каникул самозанятые граждане прекратят заниматься своей деятельностью, станут индивидуальными предпринимателями или начнут уплачивать НДФЛ по ставке 13%.

В начале 2018 года занимавшая тогда пост главы Счетной палаты Татьяна Голикова признала, что попытка государства по легализации индивидуальной занятости провалились: на 1 декабря 2017 года в информационной системе ФНС зарегистрировалось всего 813 человек.

В феврале 2018 года министр экономического развития Максим Орешкин рассказал на инвестиционном форуме в Сочи о планах ввести единый налоговый платеж в 6% для самозанятых граждан. В мае 2018 года Минфин представил свои предложения по специальному налоговому режиму для самозанятых граждан. Речь шла о введении для них налога на профессиональный доход.

Летом 2018 года Орешкин сообщил, что правительство России обсуждает возможность освободить самозанятых граждан от внесения страховых взносов в Пенсионный фонд, но возложить на них ответственность за размер своих будущих пенсий.

 Он рассказал, что в задачи государства входит обеспечение определенного минимума с точки зрения пенсионного обеспечения.

«Если же человек готов сам копить, сам зарабатывать, нужно создавать те механизмы, которые позволят увеличивать уровень его пенсионного обеспечения относительно уровня социальной пенсии», — заявил глава Минэкономразвития.

Он пояснил, что самозанятые граждане — одна из наиболее активных частей общества и они должны активно думать об обеспечении своего будущего. Это означает, что, получив максимально простой режим налогообложения, предприниматели должны брать на себя ответственность за уровень своего пенсионного обеспечения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector