Истребование сведений о контрагенте: на ком кончается цепочка

Истребование сведений о контрагенте: на ком кончается цепочка

С тех пор как ФНС ввела в действие систему АСК НДС-2, выявлять незамкнутые НДС-цепочки стало весьма просто. Теперь сотрудники налоговой службы во время проверок пристальное внимание уделяют не только самому налогоплательщику, но и его контрагентам. Причем второго, третьего и любого другого звена. И проверяемая компания запросто может лишиться вычета НДС из-за того, что кто-то из ее непрямых партнеров по сделке «не подтвердил взаимоотношения», не заплатил, не возместил и так далее.

Такие случаи стали абсолютной реальностью сегодняшнего дня. Специалисты местных инспекций так расстарались, что ФНС вынуждена была немного охладить их пыл. В письме службы № ЕД-5-9-547/@ от 23.03.2017 отмечено, что порой проверяющие отклоняют вычеты и налагают санкции по формальным основаниям. А также дано разъяснение, как следует поступать.

Что не так делают ИФНС

Свои подозрения о фиктивности сделки инспекторы должны подтверждать вескими доказательствами. Как и тот факт, что налогоплательщик в результате осуществления спорной операции получил необоснованную налоговую выгоду. Однако проверяющие чаще всего удовлетворяются доказательствами того, что документы по сделке составлены с нарушениями — и только!

Например, директор контрагента проверяемой компании заявляет, что является лишь формальным руководителем и документов по операции не подписывал.

Или почерковедческая экспертиза подтверждает, что документы подписаны неуполномоченным лицом. Все это, безусловно, нарушения документального оформления сделки.

Однако это не говорит о том, что, проведя фиктивную операцию, компания необоснованно обогатилась на сумму вычтенного НДС.

В указанном письме приводится ссылка на позицию ВС РФ (Обзор судебной практики № 1 за 2017 год) по данному вопросу. Заключается она в следующем: нельзя возлагать на налогоплательщика ответственность за недобросовестные действия его контрагентов второго и последующих звеньев, если не доказано, что этот недобросовестный контрагент не подконтролен налогоплательщику.

Куда следует «копать»

Чтобы тщательно проверять всю цепь НДС вплоть до n-ного звена, специалисты ИФНС должны доказать следующее:

  • контрагент юридически либо экономически зависит от проверяемой компании, напрямую или через взаимозависимость с другими контрагентами;
  • факты подтверждают, что стороны сделки действовали в сговоре либо что операция не была реальной.

Итак, первичным для налоговиков должно быть то, что проверяемая компания осмотрительно выбрала контрагента и осуществила с ним реальную сделку. При этом, например, тот факт, что подписавшее документ лицо это отрицает, еще не повод обвинять налогоплательщика в неосмотрительности.

Критерии оценки спорных сделок

Спорные сделки в ФНС рекомендуют оценивать по таким критериям:

  1. Как налогоплательщик выбирал контрагента для этой сделки? Так, как он это делает обычно, как принято в соответствии с обычаями делового оборота либо как-то «по-особенному»?
  2. Что предпринял налогоплательщик, чтобы оценить:
    • коммерческую привлекательность сделки;
    • репутацию, надежность и платежеспособность потенциального контрагента;
    • наличие у него достаточных ресурсов для исполнения своих обязательств;
    • уровень риска их неисполнения.
  3. Не является ли обычной для налогоплательщика практика заключать сделки с контрагентами, которые имеют налоговые нарушения?

Что же такое «непроявление должной осмотрительности»?

О том, что контрагент не был должным образом проверен, по мнению ФНС, свидетельствует следующее:

  1. Руководители организации или их уполномоченные лица не контактировали по поводу обсуждения условий сделки и заключения договора.
  2. Компания не позаботилась о том, чтобы получить от руководителя контрагента документы, подтверждающие его полномочия и удостоверяющие его личность.
  3. Компания не располагает информацией о том, где фактически находится контрагент (его офис, торговые, производственные помещения, склады).
  4. Налогоплательщик не может объяснить, как он узнал о спорном контрагенте. Это применимо к ситуации, когда информации о компании нет в СМИ и в интернете, отсутствуют рекомендации. Проверяющим также необходимо учесть, насколько доступна информация о других поставщиках аналогичных товаров, работ или услуг, в том числе тех, чьи цены отличаются в более выгодную сторону.
  5. Запись о контрагенте отсутствует в ЕГРЮЛ или других открытых реестра, в которых она должна быть. Например, для осуществления деятельности поставщик должен иметь лицензию, однако в реестре лицензий записи о нем нет.

Как компания может подтвердить, что контрагент проверялся

Задача компании — убедить налоговиков, что он сделал все для выбора надежного партнера.

В качестве таких доказательств следует рассматривать разного рода документы, которые подтвердят, что налогоплательщик активно мониторил и анализировал рынок нужных товаров (работ, услуг) и тщательно отбирал кандидатов.

Это могут быть, например, документы о проведении тендера. Хорошо, если в компании существует порядок оценки рисков при выборе партнеров, и риск взаимодействия со спорным контрагентом был оценен как небольшой.

Важно предоставить источник информации о выбранном поставщике — интернет-сайт, рекламное объявление, коммерческое предложение, рекомендации, информация о его прежних операциях. Тот факт, что две компании вели переговоры об условиях сделки, может подтвердить деловая переписка.

Выводы

Истребование сведений о контрагенте: на ком кончается цепочка

Безусловно, тот факт, что ФНС обратила внимание на эту тему, не может не радовать. Тем более в письме содержится требование к налоговым органам обеспечить неукоснительное исполнение его положений. Скоро мы увидим, как отреагировали налоговики «на местах» на новые инструкции вышестоящего органа. Но как бы то ни было, у налогоплательщиков появился еще один весомый аргумент в спорах с ИФНС по поводу отказа в вычетах из-за действий контрагента n-ного звена.

Проверка контрагентов, кто такой недобросовестный контрагент

Истребование сведений о контрагенте: на ком кончается цепочка

Обвинение налогоплательщика в отсутствии должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента – это одна из самых частых претензий, предъявляемых налоговиками. Чтобы признать ваши расходы по сделке документально неподтвержденными, налоговым органам достаточно заподозрить вашего партнера в недобросовестности. Для избежания таких проблем надо еще до подписания документов убедиться в юридической чистоте стороны по договору.

Контрагент – это ваш партнер по сделкам (от латинского «contrahens», т.е. договаривающийся). Им является любая организация или физическое лицо, с которым вы вступили в договорные отношения. Точно так же и вы сами будете являться контрагентом для своего партнера по договору.

Зачем проверять контрагента?

Обязанность проверять контрагента нигде в законе прямо не установлена. Все дело в постановлении Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53. В этом документе приводятся критерии оценки обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды.

Налоговая выгода – это снижение суммы налога к уплате в результате уменьшения налоговой базы, применения налогового вычета, более низкой ставки, другой налоговой льготы, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Например, налоговую выгоду в виде учета произведенных расходов получают те, кто работает на общей системе налогообложения, УСН Доходы минус расходы, ЕСХН.

Для всех этих налогоплательщиков имеет большое значение признание налоговой инспекцией заявленных в отчетности расходов.

Представим, что бизнесмен на УСН Доходы минус расходы получил доходов 10 млн рублей, из которых 8 млн рублей – это затраты на сырье и материалы, арендные платежи, транспортные расходы и т.д.

По его мнению, налоговая база, то есть та сумма, которая облагается по налоговой ставке (стандартная ставка на УСН Доходы минус расходы – 15%), будет равна 2 млн рублей, а сумма налога к уплате, соответственно, 300 тыс. рублей.

А налоговая инспекция, проверив документы, подтверждающие расходы на сырье и материалы, посчитала поставщика недобросовестным контрагентом, и отказалась принимать расходы по сделке с ним на сумму 6 млн рублей. В результате, налоговая база составила 8 млн рублей, а вместо 300 тыс.

рублей налога бизнесмену придется уплатить 1,2 млн рублей. Так что, неосмотрительность в выборе контрагента в этом случае обойдется в 900 тыс. рублей. В этом плане УСН с объектом налогообложения «Доходы» гораздо безопаснее, т.к. не требует подтверждения произведенных расходов.

 

Если вы зададитесь вопросом – а какое отношение имеют к вам прегрешения вашего контрагента, то ответ получите в п.

10 постановления № 53: «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом».

И еще: «Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей».

Налоговой инспекции гораздо проще наказать действующего добросовестного предпринимателя, лишив его возможности на учет произведенных расходов, чем пытаться привлечь к ответственности фирму-однодневку. Вопрос о том, справедлива ли такая позиция, можно назвать риторическим.

Налоговые правоотношения основаны на подчинении одной из сторон (налогоплательщика) другой — государству и носят властный характер, гражданско-правовые принципы к ним не применяются.

Суды в спорах по обоснованности отказа в получении налоговой выгоды в большинстве случаев поддерживают позицию ФНС. 

В статье про налоговые проверки мы рассказали про Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Среди 12 критериев рисков в этом документе приводятся и риски, связанные с недобросовестными контрагентами. Признаки нежелательного партнера по сделке таковы:

  • отсутствие личных контактов руководителей или уполномоченных должностных лиц поставщика и покупателя;
  • отсутствие информации о местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадей;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя или представителя контрагента, копий документов, удостоверяющих личность;
  • отсутствие информации о контрагенте, доступной на официальном сайте ФНС;
  • договорные условия, заметно отличающиеся от обычных условий (поставка крупных партий товара без предоплаты или гарантии оплаты; длительные отсрочки платежа; расчеты через третьих лиц; штрафные санкции, несопоставимые с последствиями нарушений и т.д.);
  • отсутствие реальных действий налогоплательщика или его контрагента по взысканию дебиторской задолженности;
  • существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, без экономического обоснования целесообразности таких расходов и т.д.
Читайте также:  Как оплачивается командировка в выходной день

Так что, если вы хотите снизить вероятность выездной налоговой проверки, то разумно вести свою деятельность так, чтобы не быть замеченным в подозрительных связях.

Что входит в мероприятия по проверке добросовестности контрагента?

И Минфин, и ФНС не оставляют без внимания вопрос подтверждения должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента. В своем последнем письме по этому вопросу от 17 декабря 2014 г.

N 03-02-07/1/65228 Минфин указывает, что Налоговый кодекс не определяет конкретный перечень действий и документов, запрашиваемых у контрагентов, который сможет подтвердить, что вы проявили ту самую осмотрительность и осторожность.

В результате, возможна ситуация, что как бы вы ни старались, избежать обвинений в том, что вы были неосторожны при выборе партнера, не получится. И все же, стремиться к этому надо.

Приводим дюжину возможных контрольных мероприятий по проверке контрагента. На практике далеко не все бизнесмены проверяют своего партнера так тщательно, но если сделка значимая для вас, то рекомендуем проверить все возможные риски, тем более что большая часть этих методов является бесплатной.

  1. Найти сведения о будущем партнере в государственном реестре (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). На своем сайте мы разместили бесплатную форму получения сведений из ЕГРЮЛ/ЕРГИП, которая полностью сопряжена с соответствующим официальным сервисом ФНС. Благодаря ему вы за минуту получите исчерпывающую информацию об официальных регистрационных данных вашего контрагента. Поиск возможен по ИНН или ОГРН, а также по наименованию организации. Чтобы найти сведения про индивидуального предпринимателя, надо знать его ФИО и регион места жительства.
  2. Получить информацию о контрагенте в открытых источниках (официальный сайт, реклама, отзывы клиентов).
  3. Запросить документы у контрагента. Обычный пакет выглядит так:
  • копия свидетельства о государственной регистрации;
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • копия учредительных документов;
  • копия паспорта руководителя;
  • копия лицензии или доступа СРО, если договор заключен на такой вид деятельности;
  • документы, подтверждающие полномочия лица на подписание договора (копия протокола о назначении руководителя или доверенность на другое лицо);
  • копии приказа или доверенности на право работников контрагента заверять счета-фактуры и товарные накладные.

Копии документов должны быть заверены печатью и подписью руководителя. Кроме этих документов надо получить выписку по контрагенту из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), ее можно запросить у контрагента или заказать самому.

  1. Убедиться в том, что руководитель контрагента не является дисквалифицированным лицом.
  2. Получить сведения, подтверждающие, что контрагент сдает налоговую отчетность и не имеет задолженности по налогам.
  3. Узнать, не находится ли организация-контрагент в процессе ликвидации.
  4. Проверить паспортные данные руководителя по списку недействительных, утраченных или похищенных паспортов.
  5. Узнать, не ведется ли в отношении контрагента исполнительное производство. Это означает, что организация имеет непогашенную задолженность, которую с нее взыскивают через суд.
  6. Проверить, имеются ли сведения о причастности контрагента к экстремистской деятельности или терроризму.
  7. Посмотреть, не внесен ли будущий партнер в реестр недобросовестных поставщиков.
  8. Проверить, не заблокирован ли расчетный счет контрагента. Для этого надо знать ИНН контрагента и БИК его банка.
  9. Удостовериться, что контрагент отсутствует в списке компаний, с которыми нет связи по их юридическому адресу.

Мы собрали подборку имеющихся официальных сервисов по проверке контрагента в двух статьях, поэтому вам не придется блуждать в поисках этой информации по Интернету.

  • Полезные сервисы от ФНС
  • Полезные сервисы для бизнесмена

Суды решили, что при проведении проверок ИФНС вправе истребовать документы по цепочке сделок

В 2016 г. Межрайонная ИФНС № 6 по Оренбургской области проводила выездную проверку ООО «Судьбодаровское» и планировала выяснить его финансово-хозяйственные отношения с ООО «Долина».

В этих целях она поручила Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам Свердловской области истребовать у ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» необходимые документы и сведения.

Налоговиков интересовали, в частности, документы, представленные ООО «Долина» в банк при открытии банковского счета.

Банк запрошенные документы не предоставил, за что был оштрафован на 10 тыс. руб. по п. 2 ст. 126 НК РФ. Впоследствии банк безрезультатно обжаловал решение инспекции в Управление ФНС по Свердловской области.

Далее банк обратился в арбитражный суд с иском к Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам Свердловской области о признании недействительным решения о привлечении к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в споре участвовала МИФНС № 6 по Оренбургской области.

Арбитражный суд Свердловской области отказал в удовлетворении заявленных требований, это решение оставлено апелляцией без изменения.

Банк подал кассационную жалобу в Арбитражный суд Уральского округа, в которой ссылался на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Позиция банка заключалась в том, что он не обязан предоставлять истребуемые инспекцией сведения, запрашиваемые только в определенных случаях. Как указал банк, запрашиваемые налоговым органом документы касались контрагента проверяемого налогоплательщика, а не его самого.

Банк также ссылался на то, что суды проигнорировали постановление мирового судьи, имеющее преюдициальное значение для дела, – данный судебный акт устанавливал законность отказа банка в предоставлении по требованию инспекции сведений и документов, относящихся к финансовой деятельности контрагента проверяемого лица.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция указала, что доводы заявителя сводятся к переоценке обстоятельств дела и представленных доказательств.

Рассмотрев материалы дела № А60-47578/2017, кассационная инстанция в своем постановлении согласилась с выводами нижестоящих судов и оставила в силе их решения. По мнению окружного суда, требование инспекции соответствует ст. 93.1 НК РФ, содержит все необходимые сведения, позволяющие определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать запрашиваемые документы.

Суд со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума ВАС от 30 июля 2013 г. № 57 отметил, что возложение НК РФ на банки специальных обязанностей в связи с их особым статусом в системе безналичных расчетов не освобождает их от выполнения иных обязанностей, в том числе установленных ст. 93.1 Кодекса.

Кассация согласилась с нижестоящими инстанциями в том, что ст. 82, 93, 93.

1 и 89 НК РФ не ограничивают налоговиков возможностью истребовать документы только по первому контрагенту проверяемого налогоплательщика. Они также вправе истребовать документы по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена).

Кассация также отметила, что решение суда общей юрисдикции не имеет преюдициального значения для дела исходя из п. 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10, так как в рассматриваемом случае оспаривается решение инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой, а не к административной ответственности.

Комментируя дело, старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко отметила, что суды в очередной раз истолковали положения налогового законодательства и полномочия налоговых органов расширительно.

«То есть не в пользу сохранения банковской тайны и не в пользу налогоплательщика, а также его контрагентов», – отметила эксперт.

Она с сожалением констатировала, что в настоящее время сформирована тенденция, когда в большинстве случаев суды встают на сторону налоговой инспекции.

Партнер налоговой практики АБ КИАП Андрей Зуйков отметил, что данное дело представляет собой опасную тенденцию расширительного толкования п. 1 ст. 93.1 НК РФ. По словам эксперта, указанная норма буквально предоставляет право истребовать документы только инспекциям, проводящим налоговую проверку, и только документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Читайте также:  Как заполнить налоговые вычеты в декларации 3-НДФЛ

Юрист поддержал позицию банка, который не предоставил документы по такому запросу. Он также привел в пример Определение ВС РФ от 6 августа 2018 г. по делу № А60-62497/2017 по сходному спору с участием того же ПАО «Уральский банк реконструкции и развития», где позиция о допустимости таких требований инспекций была поддержана уже ВС РФ.

Эксперт объяснил логику судов широким пониманием п. 1 ст. 93.1 НК РФ исходя из общих целей налогового контроля. Ведь в большинстве налоговых споров претензии налогоплательщикам предъявляются на основании нарушений, допущенных их контрагентами.

И в этом смысле деятельность контрагента налогоплательщика влияет на налоговые последствия самой проверяемой компании, а без истребования документов по такой деятельности контрагентов зачастую проверить ее бывает проблематично. «Но такого широкого полномочия не установлено п. 1 ст. 93.

1 НК РФ, а любые властно-подчиненные отношения, и налоговые в частности, не могут быть построены на допущении прав государственных органов, прямо не разрешенных законом», – заключил он.

Андрей Зуйков полагает, что опасность такого подхода усугубляется и тем, что, как следует из материалов дела, истребование документов происходило по общей норме – ст. 93.

1 НК РФ, по которой налоговые органы вправе запрашивать документы у любых организаций, не только банковского сектора.

Поэтому выводы данных судебных актов могут быть распространены на взаимоотношения с налоговыми органами любых компаний.

Юрист практики налогового консалтинга МКА «ФБК Право» Михаил Свинцов считает, что данный судебный акт не является «единственным в своем роде». Еще в 2015 г. ВС РФ в своем Определении от 20 февраля по делу № А40-172004/2013 указал, что положения ст.

82, 93, 93.

1 и 89 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций.

Эксперт отметил, что банкам стоит учитывать, что налоговый орган может истребовать необходимые в целях осуществления контрольных мероприятий документы (информацию) о клиентах даже в тех случаях, когда клиент не заключал сделок непосредственно с проверяемым лицом. Непредоставление таких документов (информации) влечет штраф в соответствии со ст. 126 НК РФ.

Юрист также отметил, что у остальных налогоплательщиков также могут быть истребованы документы (информация) по контрагентам цепочки сделок, с которыми налогоплательщик в правоотношения не вступал.

«Если налогоплательщик или банк не располагают информацией и/или документами, необходимо в течение 5 дней сообщить об этом в налоговый орган, истребующий документы (информацию) в соответствии с п. 5 ст. 93.

1 НК РФ», – рекомендовал юрист.

Что делать, если налоговая проверяет ваших партнеров по бизнесу

Термин «встречная проверка» в налоговом кодексе не встречается, но есть понятие «истребование документов для проведения налоговой проверки». Вот это вот истребование простые смертные и называют встречной проверкой.

При встречной проверке налоговая изучает тех, с кем работает компания — то есть, контрагентов. Контрагентами могут быть поставщики, клиенты, партнеры. Мы рассмотрим встречную проверку на примере поставщиков.

Компания «Мебельщик» закупает у компании «Стройсам» материалы, из которых делает мебель на заказ. «Стройсам» — контрагент «Мебельщика».

Если налоговая решит проверить «Мебельщика», она может проверить его через «Стройсам». И это будет встречной проверкой.

У налоговой будут подозрения, если:

  • «Мебельщик» скрывает сделку, поэтому налоговая идет в «Стройсам» и ищет данные о сделке;
  • нет доказательств, что сделка была на самом деле, а не только на документах;
  • в документах разные суммы по сделке.

«Стройсам» тоже может попасть под подозрение налоговой проверки, если не предоставит документы в течение десяти дней.

Как проходит встречная проверка

Инспекторы проверяют компанию и находят договор или сделку, которая им кажется подозрительной. Тогда они начинают проверку контрагента.

Налоговая «Мебельщика» направляет поручение в отделение налоговой, где зарегистрирован поставщик. В поручении просит налоговую «Стройсам» составить требование и истребовать у контрагента документы на проверку. Налоговая «Мебельщика» выставляет поручение и просит документы у налоговой «Стройсам», а вторая уже составляет требование к поставщику.

Вместе с требованием налоговая присылает копию поручения, где перечислены документы, которые нужно передать в налоговую. На исполнение требования у компании-контрагента есть десять рабочих дней. Дальше с контрагентом общается уже налоговая инспекция, к которой он относится.

Нарушения при встречной проверке

Иногда налоговая ошибается или запрашивает документы, но формальных оснований для их истребования у контрагента нет, поэтому нужно внимательно изучать требования и поручения.

В требовании и поручении запрашивают разные документы. Местная налоговая может составить свой список документов, которые нужны на проверку, и добавить их в требования, но это нарушение. Компания обязана предоставить те документы, которые описаны в поручении. Если в требовании есть другие, можно отказаться их присылать.

Просят документы за несколько лет, а не данные по конкретной сделке.Налоговая может запросить документы за два или три года, чтобы проверить конкретную сделку. У фирмы за эти два года может накопиться шестьсот договоров, счетов-фактуры, первички и восемь тысяч проведенных операций по счетам.

Чтобы скопировать такой объем документов, нужно больше десяти дней. В таком случае можно не предоставлять документы до внеплановой проверки «Мебельщика» одновременно с запросом по периоду, но не по договору, которые касаются сделки. Налоговая ищет сделки по какому-то признаку, он называется идентификатор.

Идентификатором может быть номер договора, дата заключения сделки или проведение операции по счету, но не период.

Документы отправили, а налоговая продолжает их запрашивать.

Тогда нужно написать ответ в налоговую по месту регистрации и указать, что документы уже отправляли в такой-то отдел ИФНС, перечислить копии каких документов отправляли, номера договоров, между кем заключены, даты подписания, даты отправки и получения. Можно распечатать трекер с сайта почты России. Если этого не сделать, налоговая посчитает, что документы не предоставили, и оштрафует.

Налоговая не сообщает об окончании проверки и ее результате, потому что контрагент в данной проверке — косвенное лицо.

Штрафы

Налоговая штрафует поставщика, если он:

  • не сдал документы;
  • сдал позже, чем через десять после того, как получил требование;
  • указал недостоверные сведения;
  • отказался присылать данные.

За такие действия — штраф 10 000 рублей. Если компания дважды отказалась сдавать документы, штраф вырастет до 20 000 рублей.

Когда поставщик специально не сообщает данные или присылает их позже, чем через десять дней после требования, штраф — 5000 рублей. За повторный отказ штраф — до 20 000 рублей.

Полный текст статьи читайте в Деле:

Как пройти встречную проверку

Как проверить контрагента на благонадежность

Налоговая служба настаивает: компании должны тщательно проводить проверку контрагентов на благонадежность перед заключением договора. Иначе рискуют попасть на ненадежных партнеров и навлечь на себя доначисление налогов и штрафов. Расскажем, как оценить благонадежность контрагента по сведениям из открытых федеральных источников — бесплатно и легально.

Если контрагент задерживает поставку или не исполняет ее — нарушается ритм производства, клиенты задерживают оплату, а вы теряете деньги. К тому же доверие к вашей компании снижается и вы рискуете испортить репутацию. Не исключено, что за маской благополучия контрагент скрывает банкротство и суды.

Проверить, не является ли фирма однодневкой

Иначе вы заплатите аванс, и фирмы словно не существовало. Недостоверный адрес, дисквалифицированный директор, миллионные долги в балансе — это можно легко найти на сайте ФНС и избежать знакомства с мошенниками.

Быть чистым перед налоговой

Если компания не готова рисковать налогом на прибыль и доплачивать «за того парня» НДС, придется проявить должную осмотрительность при работе с контрагентами (Письмо ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации»).

И не просто убедиться, что сотрудничает с надежным налогоплательщиком, но и в случае претензий налоговой представить ей документы о контрагенте, которые доказывают: на момент заключения договора лицо не являлось фирмой-однодневкой и было способно выполнить контракт. Иначе — ФНС не просто доначислит налоги, а еще и наложит штраф, и признает получение налоговой выгоды необоснованным.

Получается, ответственность за проверку контрагента на благонадежность полностью ложится на плечи компании.

В первую очередь учитывают, могла ли фирма физически исполнить контракт. Выполнить работы, произвести и поставить товар в указанном объеме в назначенное время. Обращают внимание на наличие оборудования, персонала, складских помещений, транспорта для реального выполнения договора.

Также есть ряд критериев, которые вызовут подозрения у инспектора ФНС. Наличие одного из них не повлияет на налоговый вычет, но в совокупности поможет признать контрагента ненадежным.

Сама налоговая оценивает хозяйственные операции по  ст. 54.1 НК РФ, учитывает рекомендации по применению статьи из  письма ФНС ЕД-4-9/22123@ от 31.10.17 и критерии оценки рисков из п. 12 Приказа ФНС от 30.05.07 № ММ-3-06/333@.

В 2021 появился новый документ — Письмо ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». Пока налоговая будет проводить проверки с оглядкой на этот документ.

И поскольку налоговая регулярно меняет и дополняет правила проверки, у бизнеса по-прежнему просто нет единого алгоритма для проверок партнеров.

Перечислим действия, которые помогут вычислить фирмы-однодневки, банкротов, поддельные документы мошенников.

Проверить сведения на сайте ФНС

Для этого удобно использовать сервис «Прозрачный бизнес». Вбейте ИНН контрагента или название фирмы, откройте карточку организации.

На что советуем обратить внимание:

  1. Регистрация в ЕГРЮЛ. Выписку с основными данными об организации можно скачать на сайте.
  2. Дата регистрации. Подтвердит опыт работы на рынке, покажет, что фирма не была создана вчера.
  3. Адрес (вплоть до номера офиса). Если адрес признан массовым, у налоговой явно будут вопросы.
  4. Количество работников. В фирме-однодневке, как правило, их нет. Такие фирмы не могут себе позволить штат в 50 сотрудников. Если сделка на несколько миллионов, а работников 0, ситуацию могут спасти договоры субподряда или аутсорсинга — партнер подтвердит им наличие ресурсов для выполнения контракта.
  5. Налоговая отчетность. Обратите внимание, предоставляет ли контрагент отчетность.
Читайте также:  У краснодарского банка отозвали лицензию

Запросить копии документов

У юридического лица

  • Устав организацииДолжен быть предоставлен полностью, в последней редакции.
  • Сведения о постановке на налоговый учет (ИНН)Наименование организации должно совпадать с наименованием в учредительных документах.
  • Сведения о присвоении основного государственного регистрационного номера (ОГРН)Наименование организации должно совпадать с наименованием в учредительных документах.
  • Протокол или решение о назначении генерального директораПроверить: подтверждение полномочий в выписке ЕГРЮЛ, ограничения по совершению сделок в уставе, срок избрания на должность.
  • Копия доверенности иного лица на подписание договораДоверенность должна быть заверена нотариусом либо руководителем организации, действующим на дату выдачи доверенности. Указан срок действия документа.
  • Лицензия на осуществление деятельности по договору (если деятельность подлежит лицензированию)

Не забудьте проверить срок действия.

У ип

  • Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРИП).
  • Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
  • Паспорт гражданина РФ.

Собрать информацию из открытых источников

Вестник государственной регистрации

В журнале «Вестник государственной регистрации» публикуется информация об исключении из ЕГРЮЛ юридических лиц, а также о фактах ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала и т.д. При многомиллионной сделке стоит это проверить: некоторые данные в журнале появляются раньше сведений в ЕГРЮЛ.

Картотека арбитражных дел

По ИНН можно найти все арбитражные дела, в которых участвовал контрагент. Сложно определить точный показатель, по которому можно судить о благонадежности фирмы. Мы обращаем внимание, в роли кого выступал контрагент и по каким делам.

Рискованно связываться с фирмой, которая часто выступает ответчиком. Вероятно, контрагент не исполнял обязательства или поставлял некачественный товар. Но и частые споры, где фирма истец, тоже вызывают подозрение. Возможно, контрагент выполняет работу недобросовестно либо испытывает финансовые трудности.

Банк данных исполнительных производств

На сайте размещены данные о задолженностях лиц и организаций перед судебными приставами — неуплата налогов, сборов, штрафов. Например, если у фирмы есть штрафы ГИБДД — значит, на ней числится автотранспорт и фирма не является однодневкой. А если есть долги перед налоговой, тоже стоит задуматься.

Реестр недобросовестных поставщиков

Компании в реестре не могут участвовать в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ в течение 2 лет. Основная причина, по которой компании попадают в реестр, — это нарушение условий контракта. Есть риск того, что фирма кинет и вас.

Список недействительных российских паспортов

Недействительный или похищенный паспорт могут использовать мошенники для заключения договора. Понятно, что директор не всегда согласится показать свой паспорт, а вот у ИП или представителя по доверенности его вполне можно попросить. Проверить паспорт партнера можно по базе данных МВД.

Реестры лицензий

Если у вашего контрагента должна быть лицензия на осуществление деятельности, проверьте ее действительность. Иначе фирма не сможет выполнить контракт. Лицензии нужно проверять адресно, на сайтах соответствующих служб. Например, лицензии на продажу алкоголя — в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, членство в саморегулируемых организациях — на сервисе «Федресурс».

Ресурс бухгалтерской отчетности

Сведения о годовой бухгалтерской отчетности контрагента можно найти на сайте Росстата. Если планируете сотрудничать с производственным предприятием — проверьте наличие внеоборотных активов (оборудование, транспорт, здания).

Обратите внимание на рост дебиторской и кредиторской задолженностей. В первом случае контрагент продает товар, но не получает оплату либо получает с задержкой. Во втором — фирма набирает кредиты, растет задолженность перед сотрудниками и поставщиками. Будьте готовы, что такой контрагент может задерживать оплату или поставку и вам.

Реестр дисквалифицированных лиц

Убедитесь, что директор фирмы-контрагента не дисквалифицирован: введите ФИО и ИНН организации для поиска в реестре. Не поленитесь потратить на это время: документы, подписанные дисквалифицированным директором, будут признаны недействительными.

Истребование налоговыми органами документов о налогоплательщике у его контрагентов (в том числе по цепочке сделок) для целей налогового контроля: порядок истребования, порядок исполнения требования, ответственность за неисполнение требования

Налоговым органам согласно ст. 93.

1 НК РФ предоставлено право истребовать:
 
— документы (информацию) о деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) у контрагентов и третьих лиц;
 
— информацию о конкретных сделках, совершенных проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом).

 
Истребование информации и документов о деятельности налогоплательщика может происходить как в рамках налоговой проверки, так и при рассмотрении ее материалов, когда назначаются дополнительные мероприятия налогового контроля.

Для проведения же таких мероприятий необходимо решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
 
Ст. 93.1 НК РФ не содержит конкретного перечня истребуемых налоговыми органами документов.

Руководство налоговой службы считает, что к таким документам относится любой документ, содержащий информацию, указанную в п. п. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ (Письмо ФНС России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869).

Поручение и требование о представлении документов (информации) относительно конкретной сделки при этом должны содержать достаточно данных, позволяющих идентифицировать сделку, в отношении которой истребуются документы (информация).

При этом информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о ее сторонах, предмете и условиях ее совершения.

Налоговый орган, вправе истребовать документы не только у непосредственного контрагента налогоплательщика, но и у иных лиц, участвовавших в цепочке сделок (контрагентов второго, третьего и последующего звена) либо иных лиц располагающих документами (информацией) об этой сделке. Процедура истребования документов (информации) у контрагентов или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), регламентирована п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ, а также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным в соответствии с п. 7 ст. 93.1 НК РФ приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.

В порядке ст. 93.1 НК РФ могут быть истребованы документы  относящиеся к деятельности только к взаимоотношениям между налогоплательщиком и  проверяемым предприятием. В первую очередь к ним относятся все внутренние документы этого лица: книги покупок и продаж, налоговые декларации, бухгалтерские балансы и т.п.
 

Порядок истребования. Налоговый орган направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении им указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие ее идентифицировать (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

 
Налоговый орган по месту учета лица в течение 5 рабочих дней со дня получения такого поручения направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия указанного выше поручения (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).
 

Порядок исполнения. Получившему требование лицу надлежит исполнить его в течение 5 рабочих дней со дня получения либо в тот же срок сообщить, что истребуемыми документами (информацией) оно не располагает.

Если документы не могут быть представлены в указанный срок, то налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации) (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Документы, запрашиваемые в соответствии с упомянутой ст. 93.1 НК РФ у контрагентов проверяемого лица или иных лиц, представляются налоговому органу в том же виде, что и документы, которые истребуются при проведении налоговых проверок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Следовательно, речь идет о копиях документов, которые заверяются лицом, их представляющим.
 
Налогоплательщику, получившему такое требование, вначале желательно проверить, как объем запрашиваемых документов связан с этой проверкой. В частности, следует проверить соответствие перечня документов, приведенных в требовании, перечню, указанному в копии поручения об истребовании документов, которая, как было сказано выше, должна прилагаться к требованию.
 

Ответственность. Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением, за которое предусматривается ответственность в соответствии со ст. 129.

1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Данной же статьей предусматривается налоговая ответственность за неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ст.

126 НК РФ. За указанное правонарушение предусмотрен штраф в размере 1000 руб. вне зависимости от количества непредставленных документов. В случае же повторного в течение календарного года совершения такого нарушения штраф возрастает до 5000 руб.

 

Если у налогового органа отсутствовали основания для направления требования о представлении информации в отношении проверяемого налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93.

1 НК РФ, то привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за несообщение таких сведений является незаконным (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.01.

2008 N Ф03-А51/07-2/6243).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector