Как накажут за нецелевое использование «коронавирусной» субсидии

*Статья основана на ответе разработчиков 1С*

Первое, что необходимо сделать, это установить патч EF_60000765 в программе ЗУП 3.1, который позволит ввести вычет по НДФЛ с кодом 620 к доходам с кодом 2000. В этой инструкции подробно описано, как установить патч. Или обратитесь к специалистам.

Рассмотрим пример: сотруднику начислена заработная плата за Ноябрь 2021 года, исчислен НДФЛ и страховые взносы с применением пониженного тарифа для субъектов малого и среднего предпринимательства:

Как накажут за нецелевое использование «коронавирусной» субсидии Как накажут за нецелевое использование «коронавирусной» субсидии Как накажут за нецелевое использование «коронавирусной» субсидии

Далее необходимо убедиться в том, что все налогоплательщики, облагаемую базу по НДФЛ для которых предполагается уменьшить, имеют достаточную для этого сумму доходов, чтобы облагаемая база не оказалась отрицательной. То же касается и страховых взносов.

Для этого следует сформировать отчет «Сводная справка 2-НДФЛ», сформированный с такими настройками:

Как накажут за нецелевое использование «коронавирусной» субсидии

В качестве периода получения дохода следует указать тот месяц, в котором применяется мера поддержки, предусмотренная п. 89 статьи 217 НК РФ («Доходы, указанные в настоящем пункте, освобождаются от налогообложения однократно в календарном месяце получения такой субсидии или в следующем за ним календарном месяце.»).

Также формируем отчет «Проверка расчета взносов» с такими настройками:

Как накажут за нецелевое использование «коронавирусной» субсидии

Для уменьшения облагаемой базы по НДФЛ вводится документ «Операция учета НДФЛ»:

Как накажут за нецелевое использование «коронавирусной» субсидии

После проведения этого документа при формировании отчета «Сводная справка 2-НДФЛ» мы увидим уже уменьшенную на размер МРОТ налоговую базу:

Как накажут за нецелевое использование «коронавирусной» субсидии

Для уменьшения облагаемой базы по страховым взносам вводится документ «Операция учета взносов»:

Как накажут за нецелевое использование «коронавирусной» субсидии

После этого необходимо пересчитать рассчитанные ранее суммы НДФЛ и страховых взносов:

Как накажут за нецелевое использование «коронавирусной» субсидии Как накажут за нецелевое использование «коронавирусной» субсидии

  • После выполнения синхронизации с программой бухгалтерского учета будут сформированы такие проводки (счет учета затрат может отличаться исходя из особенностей деятельности конкретной организации):
  • Если видится необходимым отразить получение субсидии с применением счета 86, могут быть введены такие документы:

Если требуется отразить корректировку расходов на оплату труда, в т.ч. и облагаемой базы по налогу на прибыль, на сумму субсидии могут быть введены такие бухгалтерские проводки (счет учета затрат может отличаться исходя из особенностей деятельности конкретной организации):

Предлагаемый вариант отражения этой ситуации не является единственным из возможных.

Тем не менее, не следует пытаться отразить ее в программе расчета заработной платы вводом начислений с отрицательными суммами! В этом случае станет проблематичным, а в ряде случаев и невозможным, корректный перерасчет начислений в случае возникновения такой необходимости, а также отражение такого перерасчета в учете НДФЛ и страховых взносов, составление корректирующей отчетности.

Статью подготовила Федорова Мария, специалист линии консультации франчайзинговой сети «ИнфоСофт».

Бесплатная консультация эксперта Оставьте заявку и наши эксперты проконсультируют по любому вопросу.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции (часть 2)

Часть 2 (продолжение)

Как накажут за нецелевое использование «коронавирусной» субсидии

Мы продолжаем публикацию материалов, посвящённых особенностям деятельности и финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Первая часть данного материала посвящена анализу проблем деятельности учреждений социальной сферы в текущей ситуации.

Данная публикация посвящена обзору результатов реализованных мер поддержки, а также анализу имеющихся дополнительных возможностей в этом направлении.

ПРИНЯТЫЕ МЕРЫ

Как отмечалось ранее, в условиях распространения коронавирусной инфекции с новыми проблемами в той или иной степени столкнулось большинство учреждений социальной сферы. В перечень наиболее пострадавших отраслей экономики[1] попали и отдельные сферы деятельности государственных (муниципальных) учреждений:

  • культура, организация досуга и развлечений (в том числе деятельность музеев, зоопарков, а также в области демонстрации фильмов);
  • физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт (в том числе деятельность санаторно-курортных организаций);
  • деятельность организаций дополнительного образования;
  • представление услуг по дневному уходу за детьми;
  • деятельность по организации конференций и выставок;
  • стоматологическая практика.

На учреждения, осуществляющие деятельность в указанных отраслях распространяются все меры поддержки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 02.04.

2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» в части сроков предоставления различных документов по уплате налогов, отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, приостановления проведения проверок и т.д.

Также Минфин России в своем письме[2] выпустил разъяснения, касающиеся возможного превышения квартальных ограничений на перечисление объемов субсидии на выполнение государственного задания, установленных п. 45 Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

В условиях введения мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции орган-учредитель вправе в пределах суммы субсидии на выполнение государственного задания, предусмотренной на 9 месяцев текущего финансового года (до представления предварительного отчета) перечислять указанную субсидию неравномерно — по графику, установленному в Соглашении.

Наиболее актуально это сейчас для учреждений культуры, у которых существенно сократились поступления от приносящей доход деятельности.

Также на учреждения культуры направлена и другая норма[3]: орган-учредитель может изменить величину допустимых (возможных) отклонений для учреждений, в которые приостановлен допуск посетителей.

Региональным органам исполнительной власти рекомендовано принять аналогичные изменения.

  • Но такая норма, по мнению Минфина России, может стать основанием для подтасовок, когда финансовое обеспечение учреждений в принципе не будет зависеть от их деятельности в текущем финансовом году.
  • Что еще можно предпринять для поддержки государственных (муниципальных) учреждений в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции?
  • ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ
  • Логичнее всего, учитывая сложившуюся ситуацию, скорректировать показатели государственных (муниципальных) заданий с учетом специфики деятельности учреждении и делении текущего года на 3 периода:
  • работа в «типичных, нормальных» условиях — с начала года до введения ограничений, при благоприятном стечении обстоятельств можно будет учесть и месяцы в конце года после снятия всех ограничений;
  • работа учреждения при режиме повышенной готовности в регионе (продолжительность такого периода будет отличаться как по регионам, так и по отраслям внутри одного региона в зависимости от порядка и сроков введения и снятия ограничений);
  • работа после снятия основных ограничений, но при сохранении угрозы распространения коронавирусной инфекции.

Выделение последнего третьего периода тоже очень важно, т.к.

в настоящее время Роспотребнадзором готовятся рекомендации по осуществлению деятельности учреждений в условиях распространения COVID-19[4], которые накладывают существенные ограничения на пропускную способность учреждений при возврате к работе офлайн. Т. е.

даже если учреждения откроются для посетителей, то многие из них будут не в состоянии одновременно и соблюсти рекомендации Роспотребнадзора, и выполнить показатели государственного (муниципального) задания.

Но что делать с разницей между изначально запланированным объемом субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, необходимым учреждению для сохранения штата и нормального функционирования, и объемом субсидии, полученным после корректировки задания?

Оптимальным видится использование субсидий на иные цели, в чью пользу орган-учредитель может перераспределить освободившиеся лимиты.

В настоящее время в перечне кодов целевых субсидий[5] есть код «05-99 иные субсидии в целях осуществления мероприятий по предотвращению, ликвидации чрезвычайных ситуаций», который можно использовать, если Минфин России не введет отдельный код для поддержки учреждений в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции.

В чем важное отличие использования субсидии на иные цели от изменения величины допустимых (возможных) отклонений по субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания:

  • сохраняются основные принципы, заложенные в Постановлении Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (взаимосвязь финансового обеспечения и результата, а субсидия на иные цели выступает отдельным инструментом для урегулирования форс-мажорных обстоятельств);
  • остается контроль за объемом поддержки.

Объем поддержки – очень важный вопрос. Доведение до каждого учреждения субсидии на иные цели в объеме разницы между старым и новым объемом субсидии на выполнение задания видится нецелесообразным. Нужно учитывать каждый конкретный случай.

С одной стороны, у неработающего учреждения сокращаются накладные расходы (к примеру, на оплату коммунальных услуг), часть расходов просто не производится в связи с отсутствием вида деятельности (к примеру, не создаются декорации для спектакля).

С другой стороны, у отдельных учреждений объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания может не покрывать даже расходы на оплату труда (там, где была существенная доля внебюджетных поступлений). Также отдельной статьей затрат будет выступать обеспечение санитарно-гигиенических норм и проведение регулярной дезинфекции в новых условиях, которые не учитывались при первоначальном расчете нормативных затрат.

  1. Данный механизм уже начали частично опробовать на практике. Так Эрмитажу и Большому театру были выделены субсидии в целях оказания государственной поддержки федеральным государственным бюджетным учреждениям культуры, деятельность которых была полностью или частично приостановлена в связи с распространением новой коронавирусной инфекции[6]
  2. ДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ
  3. Что в сложившейся ситуации может предпринять учреждение?
Читайте также:  Налог на дарение недвижимости близкому родственнику или чужому человеку: как рассчитать, кто платит?

Согласно пункту 4.4.2. типовой формы соглашения о предоставлении субсидии[7] учреждение вправе направлять учредителю предложения по исполнению соглашения, в том числе по изменению размера субсидии.

Таким образом, учреждение, которое точно понимает, что будет не в состоянии выполнить показатели государственного (муниципального) задания, еще до принятия учредителем каких-либо действий может само выступить с предложениями по изменению задания и корректировке субсидии.

В случае сокращения объема субсидии при соответствующем изменении показателей государственного (муниципального) задания учреждение должно оперативно внести изменения в:

  • план финансово-хозяйственной деятельности;
  • план-график закупок.

Если учреждением были начаты закупочные процедуры, которые не являются сейчас жизненно необходимыми для осуществления деятельности, то их целесообразнее отменить.

 При этом согласно письму ФАС[8], если будет установлена причинно-следственная связь отзыва бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату закупаемых товаров (работ, услуг), и отмены закупки таких товаров (работ, услуг) по истечении установленного в ч. 1 ст. 36 закона о контрактной системе срока, то предписание об устранении нарушения выдаваться не будет.

  • ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
  • Мероприятия, реализуемые органами власти в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции, так или иначе затронули работу всех государственных (муниципальных) учреждений.
  • В целях поддержания подведомственной сети органу-учредителю придется принимать/ вносить изменения в целый ряд документов, связанных с финансовым обеспечением:
  • государственное (муниципальное) задание;
  • соглашение о субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания;
  • соглашение о предоставлении субсидии на иные цели;
  • иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы работы учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Для отдельных учреждений это лучше делать по истечению 9 месяцев текущего года после получения предварительной отчетности о выполнении государственного (муниципального) задания, а для других (прежде всего, учреждений культуры) проводить корректировки уже сейчас, чтобы у учреждения были средства на выплату заработной платы. При этом, нужно руководствоваться спецификой деятельности и фактическими показателями.

Таким образом, вопросы мониторинга и контроля деятельности учреждений в целях получения информации для принятия своевременных управленческих решений приобретают в текущем году особое значение, требуют повышенного внимания, в т.ч. с точки зрения проработки возможностей создания и (или) совершенствования используемых инструментов мониторинга.

[1] Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»

"Коронавирусные" субсидии: интересные примеры из практики за 2021 год

Взыщут ли субсидию, если инспекция выплатила ее ошибочно? Получат ли деньги, если фактический вид деятельности не совпадает с основным в реестре? Может ли увольнение сотрудников затруднить получение субсидий? Об этих и других спорах расскажем в обзоре.

Начать нужно с того, что пока споры касаются только субсидий, которые получали субъекты МСП за апрель и май 2020 года.

Однако полагаем, что в целом подход можно применять, например, и в отношении пострадавших от нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, которых также поддерживают финансово.

Условия предоставления субсидий прошлого и текущего годов во многом сходны: включение в реестр малого и среднего бизнеса, основной вид деятельности, отсутствие задолженности и т.д. Среди отличий можно выделить:

  • изменилась дата, на которую сведения о получателе должны быть в реестре субъектов МСП и на которую определяют основной вид деятельности: вместо 1 марта 2020 года стало 10 июля 2021 года;
  • перечень пострадавших отраслей для субсидий текущего года значительно короче, нежели в 2020 году. Тогда в него входили, например, розничная торговля автомобилями и деталями, железнодорожные перевозки, издание книг, газет и журналов;
  • условие сохранения занятости актуально только для прошлого года. Для 2021 года его не предусмотрели.

Субсидию выплатили ошибочно — суд может не взыскать ее

Если инспекция по ошибке внесла организацию или ИП в реестр получателей субсидий и выплатила деньги, то обязанности вернуть средства нет. Налоговики не имеют права взыскивать их. К такому мнению пришел АС Уральского округа, причем не первый раз.

Обращаем внимание, что в этих случаях суд не увидел недобросовестности в действиях получателя.

Основная деятельность в реестре не совпадает с фактической — доказать право на субсидию сложно

Самое большое число споров связано с попытками организаций и ИП доказать, что фактически они ведут пострадавшую от коронавируса деятельность, а не указанную в реестре основной. ФНС считает: ничего выяснять налоговики не должны, ориентироваться нужно лишь на код основной деятельности из реестра, а дополнительная значения не имеет.

А вот в судебной практике единообразия нет, хотя большинство судебных споров все же заканчиваются в пользу инспекций.

Налоговиков поддержали, например, АС Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Московского, Поволжского, Северо-Западного и Северо-Кавказского округов.

В основном суды ссылаются на то, что правительство выбрало именно формальное условие — вид деятельности в реестре — для определения получателей субсидий. А вот полномочий и возможностей выяснить, чем же фактически занимается организация или ИП, налоговикам не дали.

Однако есть примеры и противоположных решений. Чаще всего они касаются ситуаций, когда с момента регистрации субъект МСП вел исключительно пострадавший от пандемии вид деятельности. В качестве доказательств суды принимали, например:

  • справку-подтверждение основного вида деятельности для ФСС;
  • договоры аренды помещений;
  • штатное расписание.

Такой подход встречается у АС Западно-Сибирского, Северо-Западного и Уральского округов.

Даже если по СЗВ-М численность работников снизилась, суд может признать право на субсидию

Когда увольняют одного сотрудника и на его место в этом же месяце берут другого, в СЗВ-М нужно отразить сведения об обоих. Такое правило заполнения формы может привести к искажению сведений о занятости. Инспекция нередко к подсчету числа работников подходит формально, а вот в судах получателю субсидии порой удается отстоять свою позицию.

Так, АС Центрального и Волго-Вятского округов выяснили, что у работодателей количество штатных единиц не изменилось, на место уволенных взяли других людей, а значит, требование о сохранении занятости соблюдено.

С отчетностью по персонифицированному учету связан еще один спор о «коронавирусных» субсидиях. АС Уральского округа поддержал предпринимателя, который ошибочно не отразил в СЗВ-М сотрудника. Из-за этого инспекция сочла, что занятость не сохранили на уровне 90%. Суд формальный подход налоговиков не одобрил.

От того, какой код крупнее — в перечне или в реестре, может зависеть решение суда по субсидии

Если код вида деятельности в перечне пострадавших отраслей крупнее, чем тот, что организация или ИП указали в реестре основным, право на субсидию есть. Такого мнения придерживалось Минэкономразвития. Подход подтвердил и АС Уральского округа.

А вот в обратной ситуации, когда код в реестре крупнее кода пострадавшей отрасли, доказать право на поддержку сложно: суды не на стороне бизнеса. Так, проиграли спор в АС Волго-Вятского округа, а ВС РФ не стал пересматривать вывод АС Поволжского округа с такими же доводами.

Суды рассматривали и другую ситуацию, связанную с кодом вида деятельности.

АС Западно-Сибирского округа подтвердил право предпринимателя на субсидию несмотря на то, что формально в реестре основной была указана деятельность не из перечня пострадавших отраслей.

Выяснилось: при перекодировке в 2015 году инспекция допустила ошибку и изменила код вида деятельности ИП. Действия налоговиков признали незаконными, ведь заявления о смене деятельности от предпринимателя не было.

Безнадежный налоговый долг может быть основанием для отказа в субсидии

Инспекция вправе отказать в субсидии, если у организации или ИП есть налоговая задолженность. Важный момент — правило действует и для случаев, когда после обращения за поддержкой долг признали безнадежным к взысканию. Такой вывод АС Уральского округа не стал пересматривать ВС РФ.

Читайте также:  Какой налог платить вмененщику с безвозмездно используемого оборудования

Несмотря на позднее дополнение перечня отраслей, право на субсидию может получиться доказать

Правительство несколько раз изменяло перечень пострадавших отраслей. АС Волго-Вятского округа и 11-ый ААС посчитали: нельзя отказать в поддержке только потому, что заявление на субсидию подали до того, как дополнение вступило в силу.

Обзор ВС: кого накажут за фейки о коронавирусе — новости Право.ру

Когда суды решают вопрос об уголовной ответственности за распространение недостоверной информации о коронавирусе, они должны учитывать мотив и цель преступника. Например, поднять панику или нарушить правопорядок. При этом нельзя наказывать за преступления, совершенные до 1 апреля, даже если общественно опасные последствия наступили позже. Такие разъяснения сделал Верховный суд.

В обзоре практики, который был опубликован 21 апреля, Верховный суд изложил правила привлечения к административной и уголовной ответственности за недостоверную информацию о коронавирусе. Это ст. 13.15 КоАП («Злоупотребление свободой массовой информации»), ст. 207.1 УК («Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан») и ст. 207.2 УК («Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия»).

ВС разъяснил, что обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) относятся к «обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан». Ведь это повлекло и еще может повлечь человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, поясняется в обзоре.

Коронавирус ВС рассказал, какие дела можно рассматривать в период пандемии

Верховный суд разъяснил, в чем заключается преступление по ст. 207.1 УК.

Это «публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в том числе об обстоятельствах распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, и (или) о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств». При этом судам следует учитывать условия, цель и мотивы совершения преступления (например, чтобы спровоцировать панику и нарушить правопорядок). Такая информация может распространяться не только через СМИ, но и путем выступлений на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т. п.

При этом уголовная ответственность возможна только за те деяния, которые совершили после вступления статей УК в силу, то есть с 1 апреля 2020 года. Нельзя наказать за действия, которые совершили до этого, пусть даже общественно опасные последствия наступили после.

В обзоре объясняется, как разграничить административную и уголовную ответственность за распространение фейков, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан. Это ч. 10.1 и 10.2 ст. 13.15 КоАП и ст. 207.1 и 207.2 УК соответственно. Административная ответственность – только для юридических лиц.

В КоАП для них предусмотрены штрафы в размере от 1,5 млн до 5 млн руб. с конфискацией или без. А к уголовной ответственности привлекают граждан, в том числе должностных лиц и руководителей юридического лица. УК предусматривает штрафы от 300 000 до 1,5 млн руб.

, обязательные, исправительные работы или лишение свободы до трех лет (в зависимости от последствий).

Налоговый учет субсидий на «коронавирус» 2020 | «Правовест Аудит»

Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (далее — Правила).

Как следует из пункта 1 Правил, право на получение субсидии возникает у организации или индивидуального предпринимателя (далее — получателей субсидии), которые по состоянию на 01.03.2020 года соответствуют следующим критериям:

  • они включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — реестр) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»;
  • их основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП, отнесен к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.

Согласно пункту 4 Правил размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12130 рублей:

  • на количество работников в марте 2020 г. — в отношении организаций;
  • на количество работников в марте 2020 г., увеличенное на единицу, — в отношении индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, то есть 12130 рублей.

В свою очередь, количество работников получателя субсидии определяется ФНС РФ на основании полученных от ПФ РФ данных из отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления ПФ России от 01.02.

2016 N 83п, представленной в соответствии с установленным порядком получателем субсидии.

При этом, в случае установления факта искажения получателем субсидии указанных выше данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, субсидия в соответствии с законодательством РФ подлежит возврату в федеральный бюджет.

Таким образом, данная субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г. в расчете 12130 руб. на одного работника.

Поскольку иное Правилами не установлено, данная субсидия, по своей сути, целевой не является, в этой связи руководитель или иное уполномоченное лицо получателя субсидии вправе принять самостоятельное решение о составе первоочередных расходов, на оплату которых будет направлена полученная субсидия, в том числе на аренду, коммунальные платежи, заработную плату и т.п.

Олег ПеньковВедущий эксперт-консультант

В связи с принятием Правительством РФ решения о выплате рассматриваемой субсидии Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ (далее — Закон № 121) в часть вторую НК РФ были внесены изменения.

В частности, пункт 1 ст.

 251 НК РФ был дополнен положениями, исключающим из состава налогооблагаемых доходов субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.

2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в единый реестр субъектов МСП и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ (подпункт 60).

В свою очередь, «зеркальные» дополнения были внесены в статью 270 НК РФ, исключающие из состава учитываемых для целей налогообложения расходы, осуществленные за счет указанных субсидий (подпункт 48.26).

Таким образом, суммы полученных субсидий и произведенных за их счет получателями субсидий расходы при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются. По этой причине, хотя формально данная обязанность нормами НК РФ не предусмотрена, фактически получателям субсидий необходимо организовать раздельный учет полученных в виде субсидии средств и произведенных за их счет расходов.

В аналогичном порядке суммы полученных субсидий (пункт 1 ст. 346.5 НК РФ) и произведенные за их счет расходы (пункт 3 ст. 346.5 и пункт 49 ст. 270 НК РФ) учитываются налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, а также упрощенную систему налогообложения (подпункт 1.1 п.1 и п. 2 ст. 346.15 НК РФ).

Полученные из российской бюджетной системы субсидии в зависимости от их вида и целевого назначения могут, как учитываться при определении налогооблагаемой базы по НДС, так и не оказывать влияние на ее размер.

В данном случае, как было указано ранее, субсидии предоставляются в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в неблагоприятных условиях, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, то есть на финансирование затрат и не вязаны с компенсацией недополученных доходов.

В этой связи суммы полученных субсидий при определении облагаемой базы по НДС не учитываются, что подтверждается сложившейся в настоящее время арбитражной практикой (см. Определение СКЭС ВС РФ от 01.08.

2019 N 301-ЭС19-7881, пункт 32 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2019), пункт 6 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения).

Аналогичного мнения по данному вопросу придерживаются и специалисты финансового ведомства (см., например, письмо Минфина России от 28.10.2019 N 03-03-06/1/82634).

При этом не имеет определяющего значения момент осуществления оплаты за счет субсидированных средств, то есть приобретены какие-либо ценности за счет полученной субсидии или она компенсирует уже ранее понесенные расходы: ни в одном из указанных случаев объекта обложения НДС не возникает.

Также необходимо отметить, что в отношении «короновирусных» субсидий положения пункта 2.1 и подпункта 6 п. 3 ст. 170 НК РФ не применяются (п. 1 ст.2 Закона № 121-ФЗ).

Это, в частности, означает, что при использовании субсидированных средств на оплату товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, а также имущественных прав суммы «входного» НДС, предъявленного при приобретении указанных объектов и уплаченного на таможне при ввозе товаров, принимаются к вычету в общеустановленном порядке. Кроме того, у налогоплательщиков не возникает также обязанности и по восстановлению ранее принятых к вычету сумм «входного» НДС.

Отдельно следует остановиться на выплате за счет средств полученной субсидии заработной платы работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями.

Читайте также:  Как заполнить налоговые вычеты в декларации 3-НДФЛ

В этой связи сразу оговоримся, что в отличие от налога на прибыль и НДС в отношении обложения выплат в пользу работников получателей субсидий страховыми взносами и НДФЛ каких-либо изменения и дополнения в положения НК РФ и другие нормативные акты, регулирующие вопросы исчисления и уплаты налогов и сборов, не вносились.

Кроме того, еще раз отметим, что, хотя размер субсидии и исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда, полученные средства целевыми не являются.

По этой причине, начисления в пользу работников, в том числе заработной платы за апрель и май 2020 года в полной мере соответствуют условиям их признания объектом обложения страховыми взносами, установленными положениями статьи 420 НК РФ. При этом никаких изъятий в отношении указанных начислений, произведенных за счет средств полученных субсидий в перечне выплат, установленных статьей 422 НК РФ и не облагаемых страховыми взносами, не установлено.

Аналогичным образом подлежит разрешению вопрос и об обложении НДФЛ выплат, произведенных в пользу работников за счет средств государственной поддержки, — они включаются в объект налогообложения и формируют налогооблагаемую базу по НДФЛ в соответствии с нормами статьи 210 НК РФ, поскольку каких-либо исключений в их отношении положениями статьи 217 НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, суммы заработной платы, выплачиваемые работникам (в том числе индивидуального предпринимателя) за счет средств полученной субсидии, подлежат обложению страховыми взносами и НДФЛ в общеустановленном порядке.

Как отразить короновирусную субсидию в бухгалтерском балансе и какая б

Ответ: Коммерческие организации, пострадавшие из-за распространения коронавирусной инфекции, формировать в бухучете информацию о госпомощи должны в соответствии с ПБУ 13/2000. И раскрывать ее в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Обоснование: Суммы заработка, выплачиваемые за счет указанной субсидии, облагаются НДФЛ и страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Проводку по возникновению целевого финансирования делают на дату вынесения решения о предоставлении субсидии. При поступлении субсидии получателю задолженность государства уменьшается и одновременно увеличивается сумма на счетах учета денежных средств, капитальных вложений и др. (п. 7 ПБУ 13/2000).

  • Дт 76 Кт 86 — принято решение о выплате субсидии;
  • Дт 51 Кт 76 — субсидия получена.
  • Дт 51 Кт 86 — поступила субсидия на расчетный счет.
  • Списываться субсидия может по-разному:
  • по кредиту счета 98, а затем попадает на прочие доходы на счет 91 по мере расходования средств (п. 8 ПБУ 13/2000);
  • сразу на прочие расходы — если субсидия единовременно направлена на покрытие тех или иных разрешенных расходов, например, по зарплате.
  1. Дт 86 Кт 91 — решено направить субсидию на выплату заработной платы;
  2. Д 20 Кт 70— начислена зарплата сотрудникам;
  3. Дт 70 Кт 68— удержан НДФЛ;
  4. Д 20 (23, 25, 26, 44) — К 69-субсчет соответствующих взносов – начислены страховые взносы;
  5. Дт 70 Кт 51— перечислена заработная плата работникам.

В бухгалтерском учете субсидию включают в доходы, а осуществленные за счет нее затраты — в расходы. В налоговом учете ни доходы, ни расходы в данном случае не учитывают.

Если вы получили госпомощь, в частности субсидии в связи с коронавирусом, то в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах необходимо раскрыть следующую информацию (п. 22 ПБУ 13/2000):

  • характер и величину бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году (сумму полученной субсидии, основания ее выделения, характер использования);
  • назначение и величину бюджетных кредитов;
  • характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
  • не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы;
  • способы представления в бухгалтерской отчетности информации о бюджетных средствах, полученных на финансирование капитальных затрат (п. 21 ПБУ 13/2000).

Для отражения указанной информации предназначена таблица 9 типовой формы Пояснений, которую при необходимости можно дополнить текстовыми примечаниями.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Задайте его менеджеру

Как помогают регионам в период распространения коронавируса

Поддержка регионов

Успешно борющиеся с распространением COVID-19 субъекты РФ смогли получить специальные гранты на развитие системы здравоохранения. Всего на такую поддержку было предусмотрено около 5 млрд рублей.

  • (ноябрь 2021 года)
  • Подробнее на эту тему: « Утверждены правила поощрения регионов, свободных от COVID-19 » .
  • Приостановка взимания курортного сбора

В связи с коронавирусом регионы, на территории которых взимается курортный сбор, смогут приостанавливать его взимание в отдельных или во всех муниципальных образованиях, участвующих в эксперименте. Срок, на который будет наложен временный мораторий на взимание курортного сбора, регионы установят самостоятельно.

Подробности в материале: «В России будут приостанавливать курортный сбор: зачем это нужно» .

Обеспечение парламентского контроля

Законопроектом предложено обеспечить на постоянной основе парламентский контроль за перераспределением бюджетных средств за счет создания Комиссии Федерального Собрания по перераспределению бюджетных ассигнований. Комиссия будет согласовывать предложения по перераспределению средств или принимает решение о необходимости рассмотрения изменений на пленарном заседании Государственной Думы.

Выделение необходимых средств без поправок в бюджет

Правительство предлагается наделять правом выделять необходимые средства на своевременное финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, без внесения изменений в закон о федеральном бюджете.

Обеспечение гибкости бюджетного процесса

Также предлагается закрепить возможность оперативного использования накопленных средств ФНБ для замещения недополученных нефтегазовых доходов. 

Ранее соответствующие меры были приняты как временные на 2020 год. Однако предполагается теперь прописать их как постоянные.

Читайте общую статью по этим трем темам: «Как новый закон обеспечит гибкость бюджетного процесса» .

Новый расчет субвенций регионам на жилье для инвалидов и ветеранов

По новым правилам в расчет будет браться утверждаемая Минстроем России для каждого региона рыночная стоимость 1 кв. м жилья на III квартал года, предшествующего тому, на который выделяется финансирование.

  1. Подробнее читайте в этом материале
  2. Увеличение срока предоставления бюджетных кредитов
  3. Закон предусматривает увеличение с трех до пяти лет срока предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из бюджета субъекта Федерации.
  4. Увеличение сроков пользования бюджетными кредитами, а также установление графиков поэтапного погашения бюджетных кредитов позволят приостановить рост муниципального долга, сократить объемы коммерческих заимствований, а также расходы на их обслуживание. 
  5. Подробности читайте по ссылке
  6. Расширение возможностей поддержки бизнеса на региональном уровне

Региональные власти могут выплачивать субсидии организациям из пострадавших отраслей, реализующим подакцизную продукцию. Эта норма касается, в частности, гостиниц, кафе и ресторанов, терпящих значительные убытки из‑за COVID-19. До этого предприниматели с лицензией на продажу алкоголя не могли рассчитывать на финансовую помощь.

В 2020 году субъекты Федерации получили право оказывать им поддержку за счет бюджетных средств, а в 2021 году действие меры продлили.

 Минэкономразвития России в конце 2021 года сообщило, что разработало проект постановления кабмина, предполагающий продление на 2022 год права региональных и муниципальных властей оказывать финансовую поддержку субъектам малого и среднего бизнеса (МСП) из пострадавших отраслей, реализующим подакцизную продукцию.

Читайте об этом здесь

Обеспечение бесплатными лекарствами больных COVID-19

Осенью 2021 года на обеспечение бесплатными лекарствами больных новой коронавирусной инфекцией регионам было направлено еще более 10,9 млрд рублей.

 Речь идет о пациентах, которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях, то есть лечатся на дому под наблюдением врачей.

Для профилактики неблагоприятного течения болезни и развития осложнений им назначают комбинированные схемы лечения. Все необходимые препараты выдаются бесплатно по рецепту лечащего врача.

Дополнительное финансирование выплат на детей от трех до семи лет

В декабре 2021 года было подписано постановление Правительства РФ, в соответствии с которым 6 млрд рублей будет дополнительно направлено в регионы на ежемесячные выплаты на детей от трех до семи лет. Ранее в 2021 году на эти цели уже было направлено почти 305 млрд рублей. Необходимость дополнительного финансирования связана с увеличением количества детей, чьи родители имеют право на выплату. 

Ежемесячные пособия на детей от трех до семи лет введены указом Президента с 1 января 2020 года. Выплаты начались с 1 июня. Их получают семьи с низкими доходами. Размер пособия составляет 50 % регионального прожиточного минимума на ребенка. Это примерно 5,5 тыс. рублей в месяц в зависимости от региона.

Подробнее об этом читайте по ссылке .

Финансирование работы мобильных бригад для оказания помощи больным коронавирусом 

На обеспечение работы мобильных бригад для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией в августе 2021 года было выделено 127,6 млн рублей. Такая практика используется в ряде территорий.

Специалисты из федеральных медицинских учреждений и профильных вузов выезжают в регионы с наиболее сложной эпидемиологической ситуацией. На месте они консультируют коллег и оказывают помощь больным.

В составе бригад – врачи самого разного профиля: анестезиологи-реаниматологи, инфекционисты, пульмонологи, кардиологи, терапевты.

  • Средства поступят из резервного фонда Правительства.
  • Материал по данной теме
  • Диспансеризациия переболевших COVID

Согласно распоряжению Правительства, опубликованному летом 2021 года, на проведение углубленной диспансеризации граждан в регионах направлено более 5,8 млрд рублей. Если по результатам диспансеризации у пациента выявят хронические заболевания или риски их возникновения, то ему будет оказано необходимое лечение и назначена медицинская реабилитация. 

  1. Подробности об этом в статье
  2. Статья обновляется. 
  3. Заходите в наш новый раздел «Меры поддержки в условиях COVID-19»
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector