Отчет о предпенсионерах в 2022 году

Федеральным законом от 03.10.

2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вступившим в силу с 1 января 2019 года, введено понятие предпенсионного возраста и определены меры социальной поддержки граждан предпенсионного возраста (путем внесения изменений в соответствующие федеральные законы). При этом  необходимо понимать, что меры социальной поддержки, условия их получения  прописаны в разных федеральных законах и имеют определенные нюансы.

Относительно налоговых льгот. Согласно положениям Федерального закона от 30.10.

2018№378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» право на налоговые льготы имеют физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31 декабря 2018 года, то есть женщины по достижении возраста 55 лет и мужчины по достижении возраста 60 лет.

Относительно диспансеризации. Статьей 185.

1 «Гарантии работникам при прохождении диспансеризации» Трудового кодекса РФ к предпенсионерам отнесены работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста.

Они имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы и среднего заработка для прохождения диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья.

Относительно занятости. В соответствии со статьей 5 Закона РФ 19.04.

1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» лицами предпенсионного возраста являются граждане в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.

Для данных граждан предусмотрена более высокая максимальная величина пособия по безработице – 11 280 рублей и более длительный срок выплаты указанного пособия.

Таблица, приводимая ниже, поясняет, в частности, как определить граждан предпенсионного возраста для предоставления льгот, предусмотренных Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» — относительно занятости и Трудовым кодексом РФ (за исключением граждан, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение) — относительно диспансеризации.

Отчет о предпенсионерах в 2022 году
Отчет о предпенсионерах в 2022 году

Из таблиц следует, что  в части мер социальной поддержки относительно занятости и диспансеризации предпенсионерами в 2019 году, исходя из того, что «новый» общеустановленный возраст для женщин — 56 лет и для мужчин – 61 год,  являются женщины 1964, 1965, 1966, 1967 и 1968 г.г. рождения, мужчины – 1959, 1960, 1961, 1962 и 1963 г.г.

рождения. В 2020 году, исходя из общеустановленного «нового» возраста в 57 лет для женщин и 62 года для мужчин, предпенсионерами являются женщины 1965, 1966, 1967 и 1968 г.г. рождения и мужчины 1960, 1961, 1962 и 1963 г.г. рождения. И так далее до 2028 года – окончания переходного периода по установлению «нового» пенсионного возраста.

Следует добавить, что меры социальной поддержки для граждан предпенсионного возраста установлены не только федеральным, но и региональным законодательством.

Кто является предпенсионером (таблица по годам рождения)

С 2019 года в законодательстве было закреплено новое понятие — предпенсионный возраст.

Присвоение гражданину статуса «предпенсионер» дает ему право на определенный перечень льгот — налоговых, социальных, трудовых и так далее.

В общем случае, ими считаются граждане, которым до пенсии осталось 5 и менее лет. Причем, если гражданин имеет право на досрочную пенсию, то 5 лет отсчитывается от льготного значения пенсионного возраста.

По новому закону оформить страховую пенсию женщины и мужчины могут в 60 и 65 лет, а значит предпенсионерами они будут считаться с 55 и 60. По сути, это тот самый возраст, при достижении которого уходили на пенсию по нормам старого законодательства.

В течение первых пяти лет реформы пенсионный возраст будет ниже 60/65 из-за переходных положений закона. Те, кто попадают под этот переходный период, будут становиться предпенсионерами раньше (см. таблицу по годам).

Отметим, что право на предоставление льгот предпенсионерам утверждается разными законами. Поэтому и предпенсионный возраст для определенных видов льгот устанавливается свой.

Какой возраст считается предпенсионным?

Чтобы определить, относится ли человек к предпенсионерам и может ли оформить положенные льготы, необходимо обратить внимание на нормы закона, в котором эти льготы закреплены. Ведь не для всех мер поддержки предпенсионным считается возраст на 5 лет ниже пенсионного — могут быть предусмотрены иные условия.

Перечислим основные нюансы по каждой категории льгот:

  1. При определении права на налоговые льготы необходимо опираться на нормы Налогового кодекса РФ. Законом № 378-ФЗ от 30.10.2018 г. в НК РФ внесли изменения, расширившие круг лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу и налогу на имущество физ. лиц. При этом указали, что льготы по налогам имеют лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии согласно законодательству РФ, действовавшему на 31 декабря 2018 г.
    Это значит, что льготы по налогам могут оформить граждане, которые к тому моменту могли бы уже выйти на пенсию, если бы не была принята пенсионная реформа. Это лица, достигшие 55/60 лет или возраста для досрочной пенсии, согласно нормам старого пенсионного законодательства.
  2. Меры социальной поддержки (бесплатный проезд, льготы на лекарства, коммунальные услуги и т.д.) устанавливаются законодательством субъектов РФ. Местные власти в законах могли указать границы предпенсионного возраста на свое усмотрение — как за 5 лет до пенсии, так и в виде фиксированного значения (55 и 60). Поэтому нужно изучать нормы законов тех субъектов РФ, в которых проживает гражданин.
  3. Меры поддержки в сфере занятости населения предоставляются за 5 лет до пенсии, в том числе устанавливаемой досрочно (ст. 5 закона № 1032-1 от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»). Аналогичный порядок установлен при определении права на выходные дни для диспансеризации, бесплатное переобучение от службы занятости и различные гарантии в сфере труда (в том числе пособие по безработице).

Проверить, относится ли гражданин к предпенсионерам, имеющим право на какие-либо льготы, можно с помощью специального сервиса на сайте ПФР.

Он позволяет моментально сформировать выписку, в которой указывается, можно ли воспользоваться льготами или нет.

Сервис формирует справки по 3 видам: по налоговым льготам, по поддержке от службы занятости и по льготам от работодателя (подробнее в статье — как получить справку о статусе предпенсионера).

Отчет о предпенсионерах в 2022 году

Фото pixabay.com

Таблица предпенсионного возраста по годам рождения

При определении права на налоговые льготы все довольно просто, так как в законе закреплен фиксированный предпенсионный возраст (55/60). Но для остальных мер поддержки, предоставляемых за 5 лет до пенсии, нормативы ежегодно изменяются, так как изменяются сроки выхода на пенсию. Это касается граждан, попадающих под переходный период пенсионной реформы.

По таблице ниже можно определить, какие года рождения относятся к предпенсионным, в каждом конкретном году (в том числе в течение переходного периода, например, в 2022):

Год рождения
ПВ
ППВ
С какого года считается предпенс. возрастом
женщины
1964 55,5 50,5 2019
1965 56,5 51,5
1966 58 53
1967 59 54 2021
1968 60 55 2023
1969 2024
1970 2025
1971 2026
1972 и т.д. 2027 и т.д.
мужчины
1959 60,5 55,5 2019
1960 61,5 56,5
1961 63 58
1962 64 59 2021
1963 65 60 2023
1964 2024
1965 2025
1966 2026
1967 и т.д. 2027 и т.д.

Используемые сокращения: ПВ и ППВ — пенсионный и предпенсионный возраст соответственно.

Из таблицы следует, что в 2022 году предпенсионерами считаются мужчины 1960-1962 и женщины 1965-1967 г. рождения. Им до оформления пенсионных выплат осталось меньше 5 лет.

Обратите внимание, что предпенсионный возраст устанавливается за 5 лет до выхода на пенсию каждого конкретного человека, что зависит от даты его рождения. На многих сайтах есть таблицы с некорректными данными и таблицами. Например, указано, что женщины 1968 г.

рождения и мужчины 1963 г. рождения являются предпенсионерами уже с 2019 г. Это неправильно! Пенсионный возраст для них составляет 60 и 65, то есть до выхода на пенсию им еще 9 лет, а значит они не считаются пока предпенсионерами.

К этой категории они будут относиться только с 2023 г.

Ниже приведен ответ консультанта Пенсионного фонда по поводу определения предпенсионного возраста:

Отчет о предпенсионерах в 2022 году

Ответ онлайн-консультанта ПФР

Предпенсионер при досрочной пенсии

Пятилетний срок, определяющий границы предпенсионного возраста, актуален и при назначении гражданину досрочной пенсии по какому-либо основанию. Она назначается, например, за северный, вредный стаж, как учителю, медработнику, водителю общественного транспорта и так далее. Предпенсионерами они будут считаться за 5 лет до пенсионного возраста, установленного по соответствующей льготе.

Читайте также:  Остались считанные дни на сдачу форм № МП-сп и № 1-предприниматель

Например, женщины, работающие в текстильной промышленности в условиях повышенной тяжести и интенсивности, могут оформить пенсионные выплаты в 50 лет. Соответственно, предпенсионерками они будут считаться с 45.

Для тех, кого коснулась пенсионная реформа с 2019 г. (например, северян), отсчитывать 5 лет нужно от значения возраста, установленного с учетом переходных положений закона. Напомним, что он зависит от даты рождения гражданина.

Если по закону право на досрочную пенсию возникает непосредственно при выработке стажа по специальности, а не при достижении определенного возраста, то предпенсионерами будут считаться только по факту выработки стажа. К примеру, учителю для льготной пенсии нужно отработать 25 лет.

Как только стаж будет выработан, учитель будет считаться предпенсионером. Кроме того, теперь педагоги оформляют пенсию не сразу после выработки нужного стажа, а по истечении периода отсрочки (это изменение было введено в рамках пенсионной реформы).

Как раз в течение этой отсрочки они и будут считаться предпенсионерами.

Отчет о предпенсионерах: новая обязанность кадровиков?

Отчет о предпенсионерах в 2022 году

  • Ольга Аверина
  • Внутренний аудитор отдела контроля качества услуг и методологии Интеркомп
  • специально для ГАРАНТ.РУ

3 октября 2018 года был принят закон о повышении пенсионного возраста в России (Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»). Помимо основного изменения, появились новые обязанности и ограничения для работодателей. 

Запросы от центров занятости населения

Сразу после принятия закона работодатели стали получать письма из центров занятости (в личном кабинете работодателей на официальном сайте регионального центра занятости или Роструда, а также в программах сдачи электронной отчетности) с просьбой (не требованием!) предоставить сведения об организации и численности работников, не являющихся пенсионерами. Так, в 2018 году необходимо подать информацию о работниках-мужчинах 1959 года рождения и работниках-женщинах 1964 года рождения. Как правило, речь идет о предоставлении информации ежеквартально. В разосланных письмах также указан срок подачи данных – в разных регионах он различается, например, в Рязанской и Московской областях необходимо предоставлять сведения до 5 числа месяца, следующим за отчетным, в Москве – до 3 числа, а в Санкт-Петербурге – до 8.

Кадровики активно в Интернете обсуждают законность данного требования, вопрос о том, нужно ли подготавливать данный «отчет» или нет, а также какие последствия для работодателя повлечет его непредоставление. Попробуем разобраться.

Предпосылки

Началось все с того, что в июне в Госдуму был внесен законопроект о повышении пенсионного возраста. После принятия его в первом чтении Роструд подготовил ко второму слушанию письмо от 25 июля 2018 г. № 858-ПР, в котором просит:

  • организовать проведение ежеквартального мониторинга сведений о работодателях и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами (форма 1);
  • организовать ежемесячный мониторинг реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста (форма 2).

Кому направлено это письмо из самого документа неясно. Однако из его текста следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения, должны организовать сбор сведений о работниках предпенсионного возраста и о мерах, которые проводятся по трудоустройству данных граждан.

Поскольку центры занятости населения не владеют информацией не только о численности работающих граждан предпенсионного возраста, но и вообще о численности работников в компаниях в целом, они могут получить такую информацию от работодателей. Именно поэтому для центров занятости и была разработана форма 1, которую должны заполнить работодатели.

На мой взгляд, наиболее достоверную информацию могли бы предоставлять в центры занятости территориальные органы ПФР, которые имеют доступ к информации обо всех трудящихся гражданах как предпенсионного возраста, так и пенсионеров, а также о трудоустроенных инвалидах.

Но, поскольку административного регламента взаимодействия между ПФР и Рострудом по предоставлению и обменом данной информации пока нет, Роструд, в лице региональных служб занятости населения, просит предоставлять эти сведения работодателей, при этом одновременно выполняя одну из своих задач в сфере занятости, – оценку состояния и прогноз развития занятости населения, а также разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы (ст. 7-7.2, ст. 15 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032 «О занятости населения в Российской Федерации»). Будет ли в дальнейшем разработан административный регламент по взаимодействию Роструда с ПФР в настоящее время неизвестно. Скорее всего, не стоит этого ожидать, поскольку это будет связано с увеличением бюджетных расходов на выполнение данных мероприятий – создание базы данных, найм и подготовку новых работников и т. д.

Для чего нужен отчет о «предпенсионерах»?

При этом между дискуссией о необходимости и правомерности предоставления такого отчета для центров занятости населения мало кто из работодателей задумывается, для чего нужен данный отчет.

Из неофициального общения с представителями центров можно предположить, что путем сбора информации государство пытается посчитать количество работников предпенсионного возраста с целью формирования бюджета.

Бюджет нужен для выделения средств на случаи потери работы по любым законным основаниям, а также на возможное и необходимое переобучение сотрудников предпенсионного возраста и направление их на работу.

Ведь в настоящее время планируется выплачивать пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста, максимальный размер которого может составить 11 280 руб., и выплачивать его не менее одного года1. Согласитесь, это существенные затраты. И планировать такие расходы Правительство РФ просто обязано.

Есть ли ответственность за непредставление информации?

Какая-либо ответственность за непредоставление данной информации в настоящее время отсутствует, поскольку ни один действующий нормативно-правовой акт не закрепляет обязанность работодателей по предоставлению такой информации.

А письма, в частности Роструда, не относятся к нормативно-правовым актам и не порождают юридических последствий (абз. 2 п. 2 Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства от 13 августа 1997 г. № 1009).

И не стоит забывать, что Роструд не обладает законотворческими полномочиями (ст. 114 Конституции РФ).

Что делать?

Стоит или нет игнорировать сдачу данных сведений? Я и мои коллеги не рекомендуем отказываться от предоставления сведений о работниках предпенсионного возраста, несмотря на то, что это не является обязательным.

Взаимодействие работодателей с органами власти, осуществляющих полномочия в сфере занятости населения, можно отнести к одной из форм социального партнерства.

Это одна из составляющей трудовых отношений, а также качественный показатель, «лакмусовая бумажка» отношения работодателей к своим работникам.

Также не исключено, что необходимость предоставления такой информации в будущем, возможно, будет закреплено на законодательном уровне, что в дальнейшем повлечет за собой и установление административной ответственности за ее непредоставление, но только после того, как такая ответственность будет законодательно закреплена в КоАП.

Напомню, что многие работодатели в настоящее время сдают сведения о работниках, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, – работниках, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, в районах Крайнего Сервера и приравненным к ним местностям.

Важно заметить, что предоставление данных сведений также законодательно не урегулировано. Однако без этих сведений работникам будет невозможно предоставить право на досрочную пенсию по старости.

Поэтому работодатели активно участвуют в формировании пенсионных сведений о таких работниках и дополнительно формируют и предоставляют в ПФР Перечень льготных профессий и Поименный список к нему2.

При этом прямого наказания за непредоставление таких сведений в ПФР также не существует, однако, отдаленные негативные последствия для работодателя все же не исключены.

В какие сроки необходимо сдать форму?

Первая волна предоставления сведений уже прошла.

Следующий отчет, содержащий сведения за IV квартал текущего года, возможно, потребуется сдать уже в декабре, поскольку установленные сроки предоставления таких сведений выпадают на новогодние каникулы.

Если вы не успели предоставить сведения по состоянию на 1 октября, то в декабре 2018 года сдавать их одновременно со следующим отчетом не требуется, если только центр занятости прямо вас об этом не попросит.

Рекомендую следить за информацией, размещаемой на официальном сайте Роструда и в личных кабинетах.

Важно помнить, что требования к предоставляемой информации, скорее всего, будут меняться, как и периодичность сдачи отчета.

Возможно, в целях дальнейшего планирования переобучения и профориентации высвобождаемых работников предпенсионного возраста в форму 1 будут добавлены столбцы для указания уровня образования и профессии (должности) или видах выполняемой работы, так в настоящее время, на мой взгляд, отчет не очень информативен именно для планирования возможностей переобучения работников.

Читайте также:  Вычет на «Платон» можно подтвердить электронным отчетом

Работодателям остается пожелать не оставаться безучастным в вопросах оформления документации, связанной с пенсионным возрастом работников, ведь социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение касается каждого.

______________________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/06-18/00081419).

2 Поскольку предоставление данных сведений законодательством не предусмотрено, унифицированные формы не разработаны.

Для их подготовки ПФР предлагает воспользоваться разработанной специалистами Красноярска программой для предоставления Перечня льготных профессий и Поименного списка, размещенной на сайте ПФ (http://www.pfrf.ru/branches/krasnoyarsk/info~program/2418).

Отчет о работниках предпенсионного возраста: все нюансы

Отчет о предпенсионерах в 2022 году

Повышение границ пенсионного возраста повлекло за собой возникновение у госструктур новых обязанностей, связанных с проверкой данных о будущих пенсионерах. Подобный мониторинг привел к необходимости внедрения ранее не используемых форм документов. А именно – отчетов о сотрудниках предпенсионного возраста.

Отчет о работниках предпенсионного возраста: что это

Отчет представляет собой документ, содержащий информацию о трудящихся гражданах, которые в скором времени должны перешагнуть границу пенсионного возраста. Требования по подготовке подобной бумаги возникли в связи началом пенсионной реформы и изменением рамок нетрудоспособного возраста.

В отчет входят сведения о сотрудниках, которым до пенсии осталось 5 лет.

Речь идет о лицах, родившихся в следующие годы:

  • 1959 год – мужчины;
  • 1964 год – женщины.

При этом отчет считается принципиально новой формой документации. Правда существует схожая бумага, направляемая работодателями в Пенсионный фонд.

В таком документе указывают перечень граждан, претендующих на оформление пенсии в досрочном порядке. Иначе говоря, обозначают данные не всех лиц предпенсионного возраста, а только лишь тех работников, которые относятся к категории льготных профессий. Поэтому путать эти две формы отчетности не следует.

Куда подавать отчет о сотрудниках предпенсионного возраста

Изначально проверка данных о трудящихся предпенсионного возраста была возложена на Роструд. Последний, с целью создания более полного набора сведений, передал полномочия по сбору информации центрам занятости субъектов РФ. Обязанность была закреплена письмом Роструда No 858-ПР (от 25.07.2018 года).

Соответственно готовые отчетные документы следует направлять в региональные отделения ЦЗН. Далее, собранные материалы пересылаются непосредственно в Роструд, где и проводится дальнейшая проверка.

Кто должен подавать отчет

Обязанность по подготовке отчетной документации вменяется непосредственным работодателям. Именно организации, предприятия и прочие юрлица, а также ИП, должны заниматься составлением предпенсионного отчета. При этом налоговый режим и форма собственности значения не имеют – отчитываться необходимо всем нанимателям наемных сотрудников без исключения.

Вообще согласно механизму сбора информации, каждый центр занятости должен обладать списком ИП и организаций, обязанных предоставить отчетные бумаги. На основании этих данных производится рассылка уведомлений.

Если подобного извещения не получено, а трудовые договора с работниками предпенсионного возраста имеют место (либо кто-либо из подходящих кандидатур уволился в отчетный период), то необходимо лично обратиться в ЦЗН для уточнения по вопросу. Также информацию можно посмотреть на официальном сайте структуры, предварительно выбрав соответствующий регион.

Форма отчета работников предпенсионного возраста

Для составления отчета центры занятости рекомендуют бланки образца «Форма-1», прикрепленного к письму Роструда No 858-ПР. Внешне документ представляет собой графы и столбцы для внесения актуальных сведений.
В отчете указывают:

  • название организации;
  • КПП;
  • ИНН;
  • общую численность работников;
  • количество сотрудников 1959 и 1964 года рождения;
  • подпись руководителя;
  • дату и печать организации.

Большинство центров занятости принимают отчет в виде электронного документа, отправить который можно на электронный адрес инстанции. Также отчет можно передать лично, по факсу либо через почту России.

Срок сдачи предпенсионного отчета

Регистрация первых отчетов состоялась в октябре 2018 года. Далее, передача документации запланирована в ежеквартальном режиме (каждые 3 месяца). Отчет подлежит сдаче в отдел занятости граждан не позже 15 числа месяца, следующего за кварталом.

Однако итоговый механизм приема документов зависит от конкретного ЦЗН. Некоторые структуры просят сдавать бумаги раньше. Например, с 1 по 3, 5 или 8 число вместо 15-го. Поэтому этот момент стоит уточнять самостоятельно.

По последним данным, письмо Роструда No 858-ПР более не имеет силы. Это связано с тем, что первичный мониторинг данных о предпенсионерах завершен. Такие сведения содержит очередное письмо все того же Роструда, но уже под номером 4453-ТЗ. Соответственно подавать очередной отчет в апреле 2019 года уже не требуется. Отныне ЦЗН будут получать необходимые сведения через ПФР.

Отчет о предпенсионных работниках: кто сдает, куда подавать, сроки, ответственность

Вопросы, связанные с подготовкой нового отчета о работниках предпенсионного возраста, по праву можно назвать наиболее обсуждаемыми среди практикующих бухгалтеров и кадровиков. Объясняется подобная активность просто: разъяснений относительно заполнения отчета и порядка его подачи Роструд предоставил достаточно мало.

Обязательность предоставления отчета также оставляет у работодателя немало вопрос.

В статье разберемся, кто, когда и куда должен подавать отчет о предпенсионных работниках, обязателен ли данные отчет либо его подача носит рекомендательный характер, а также выясним, предусмотрена ли ответственность для работодателей, которые не предоставили отчет в установленный срок.

Письмо Роструда №858-П от 25.07.2022 года

В июле 2022 года Роструд опубликовал на своем сайте письмо о проведении ежеквартального мониторинга сведений, касающихся численности работников предпенсионного возраста.

Сразу после публикации письмо вызвало волну обсуждений среди представителей бухгалтерского и кадрового сообщества. С одной стороны, в письме Роструд сообщает о сроках подачи данных, месте их предоставления, а также прилагает форму отчета для заполнения.

С другой стороны, в письме не указано об «обязательности» подачи отчета, а также мерах ответственности за его непредоставление. Также отсутствуют какие-либо комментарии относительно частных случаев, а именно:

  • включение в отчет исключительно работников, которые трудятся на основании трудовых соглашений, либо дополнение сведений данными о лицах, привлеченных по договорам подряда;
  • необходимость включения в отчет данных о директоре в случае, если он является единственным учредителем.

Письмо опубликовано в июле 2022 года, но по состоянию на декабрь 2022 года какие-либо дополнительные комментарии в письменном виде Роструд не предоставили. Чиновники ограничиваются лишь устными рекомендациями, которые дают представителям организаций в частном порядке.

Отчет о предпенсионных работниках: что? где? когда?

Отчет о предпенсионных работниках

Собрав мнения экспертом и побеседовав с чиновником из территориального органа Роструда в Москве, нам удалось выяснить, кто же сдает новый отчет о предпенсионных работниках, куда его нужно сдавать и в какие сроки. Также представитель Роструда пролил свет на меры ответственности, которые ожидают тех работодателей, которые проигнорировали письмо и не предоставили отчет.

Кто сдает

Как нам сообщил чиновник Роструда в личной беседе, отчет о работниках предпенсионного возраста обязаны подавать все работодатели, в штате которых есть сотрудники 1959 года рождения (мужчины) и 1964 года рождения (женщины). Таким образом, в отчете по состоянию на 01.10.2022 года необходимо отразить информацию о работниках, которым в 2022 году исполнилось/исполниться 59 лет и 54 года (мужчины и женщины соответственно).

В отчет включаются как работники, которые трудятся на основании трудовых договор, так и лица, привлеченные к работе на основании договоров ГПХ. Не стоит обделять вниманием директора и учредителей, в том числе в случаях, когда директор-единственный учредитель руководит компанией без наличия трудового договора.

Если в компании не работают работники предпенсионного возраста, то подавать отчет не нужно – нулевая форма бланка в подобных случаях не предусмотрена.

статью ⇒ «Справка о среднем заработке для центра занятости«.

Как составить

Для составления отчета о работниках предпенсионного возраста используется форма 1, которая прикреплена в письме Роструда №858-П от 25.07.2022 года (можно скачать здесь ⇒ Отчет о предпенсионных работниках

Отчет имеет вид таблицы с графами для заполнения. Документ заполняется ежеквартально – по состоянию на 1-е число месяца, следующего за окончанием квартала.

Особенности заполнения отчета о работниках предпенсионного возраста рассмотрим ниже:

Раздел таблицы Номер столбца Как заполнить
Информация об организации 1-3 В столбцах указывают наименование организации, ИНН, КПП
Численность работников, осуществляющих трудовую деятельность на 01.10.2022 4-6 Работодатель указывает количество работников по состоянию на 01.10.2022 года:

  • общая численность работников предпенсионного возраста (женщины 1964 г.р., мужчины 1959 г.р.) – столбец 4;
  • в том числе мужчины 1959 г.р. – столбец 5;
  • в том числе женщины 1964 г.р. – столбец 6.
Численность работников, осуществляющих трудовую деятельность на отчетную дату 7-9 Работодатель указывает количество работников по состоянию на отчетную дату (конец квартала):

  • общая численность работников предпенсионного возраста (женщины 1964 г.р., мужчины 1959 г.р.) – столбец 7;
  • том числе мужчины 1959 г.р. – столбец 8;
  • том числе женщины 1964 г.р. – столбец 9.
Численность работников, продолживших трудовую деятельность после обучения, в том числе переведенные на другой участок работы 10 В столбце отражается общее количество работников (мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р.), которые в течение отчетного периода вернулись к работе после обучения, либо в отношении которых были изменены условия трудового договора (в части изменения должностных обязанностей – перевод на другой участок работы).
Количество работников в столбце 10 отражается из количества, указанного в столбце 7.
Численность работников, прекративших трудовую деятельность в течение отчетного периода 11-16 Работодатель указывает количество сотрудников, с которыми в течение отчетного квартала были прекращены трудовые отношения:

  • общая численность работников предпенсионного возраста (женщины 1964 г.р., мужчины 1959 г.р.), которые были уволены в течение отчетного периода – столбец 11;
  • в том числе мужчины 1959 г.р. – столбец 12;
  • в том числе женщины 1964 г.р. – столбец 13.

В графе 14 организация указывает количество работников (мужчины 1959 г.р.), которые были уволены по инициативе работодателя (из числа указанных в столбце 12). Аналогичный порядок заполнения – в столбце 15 для женщин 1964 г.р.

После заполнения отчет подписывает руководитель организации либо иной ответственный сотрудник, имеющий соответствующие полномочия. На документе указывают текущую дату и скрепляют печатью организации.

статью ⇒ «Какие отчеты нужно сдавать в центр занятости«.

Куда подавать

Отчет о предпенсионных работниках подается в территориальный орган Службы занятости по месту регистрации организации. Почему отчет подается именно в ЦЗН (а не, к примеру, в ПФР) мы спросили у представителя Роструда.

Ответ был следующий: как известно, действующее трудовое законодательство предоставляет право на досрочную пенсию лицам предпенсионного возраста, которые встали на учет в Службу занятости. Решение о досрочной пенсии принимается в индивидуальном порядке, при выполнении обязательного условия – период до достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста составляет менее 2-х лет.

Таким образом, одной из целей данного отчета является консолидация информации о лицах предпенсионного возраста, которые в связи с увольнением могут обратиться за досрочной пенсией.

Срок подачи

Как государство защищает предпенсионеров

С лета в новостях не перестают обсуждать пенсионную реформу. Рассмотрим, что же ждет граждан предпенсионного возраста и ряд принятых дополнений к законам в поддержку Россиян.

Какой возраст считается предпенсионным

На сегодняшний день пенсионная реформа вызывает много разговоров и споров. В Федеральном законе №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 в ст. 5 четко сформулировано понятие предпенсионного возраста граждан. Если кратко, то предпенсионный возраст граждан наступает за два года до выхода на пенсию работника или до выхода на досрочную трудовую пенсию.

При этом для выхода на досрочную пенсию гражданина РФ нужно документальное подтверждение трудового стажа. Какой именно нужен стаж, описано в статьях № 27 или №28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данная статья действует до конца 2018 г., так как в нее были внесены поправки от 03.10.

2018 в связи увеличением пенсионного возраста российских граждан. С января 2019 г. предпенсионным возрастом будет считаться пять лет до выхода на трудовую пенсию, то же самое касается досрочного выхода на пенсию. Согласно изменению №350 ФЗ с каждым годом предпенсионный возраст будет увеличиваться: см.

таблицу №1, где аббревиатура ПВ означает пенсионный возраст, а ППВ — предпенсионный возраст.

Таблица 1. Постепенное увеличение предпенсионного возраста

2018 2019 2020 2021 2022 2023
ПВ 55/60 55,5/60,5 55,5/60,5 56,5/61,5 56,5/61,5 57/62
ППВ 53/57 50,5/55,5 50,5/55,5 51,5/56,5 51,5/56,5 52/57
2024 2025 2026 2027 2028
ПВ 58/63 58,5/63,5 59/64 59,5/64,5 60/65
ППВ 53/58 53,5/58,5 54/59 54,5/59,5 55/60

В итоге к 2028 г. предпенсионным возрастом будет считаться для женской половины населения 55 лет, а для мужской – 60 лет.

В УК РФ есть свои особенности относительно предпенсионного возраста. С 14.10.2018 установлена уголовная ответственность для работодателей за увольнение человека предпенсионного возраста.

Согласно Федеральному закону № 352 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» в 2018 г. предпенсионерами считаются женщины в 50 лет, а мужчины в 55 лет.

То есть изменения по защите трудовых прав коснулись граждан свыше 50 лет, в том числе и работников, которых реформа о повышении пенсионного возраста вообще не коснется.

Увеличение пособия по безработице

Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении о реформировании пенсионной системы заявил, что нужно ввести дополнительные гарантии для защиты интересов россиян предпенсионного возраста. Увеличение пособия по безработице предпенсионного возраста стало одним из пунктов.

С наступлением 2019 г., в соответствии с Федеральным Законом №350 от 03.10.2018 г., который вносит изменения в ФЗ № 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ», нетрудоустроенные граждане РФ предпенсионного возраста смогут получать ежемесячное пособие в размере:

  • первые 3 месяца постановки на учет в центре занятости населения уплачивается в размере 75% среднемесячного заработка от указанного дохода в справке с предыдущего места работы;
  • последующие 4-7 месяцев – 60 % среднемесячного заработка;
  • дальнейшие месяцы – 45% заработка.

Размер пособия не может быть выше максимальной величины, которую для предпенсионеров утвердил Минтруд постановление Правительства РФ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 г.

» для лиц предпенсионного возраста с размер пособия увеличился с 4900 руб. до 11 280 руб.

Поэтому данная выплата будет хорошим подспорьем для жителей свыше 50 лет, так как пособие можно сравнить с ежемесячной минимальной заработной платой.

Отгул на диспансеризацию

В Федеральном законе № 353 от 03.10.

2018 года «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» утверждена обязанность организации обеспечить работнику предпенсионного возраста два дня в году на прохождение диспансеризации с сохранением оплаты по среднему заработку. Под термином диспансеризация понимается комплексное обследование в системе здравоохранения с целью, выявления или предупреждения заболеваний.

  • На два дня диспансеризации имеют право:
  • Прочим же работникам в России так же предоставляется оплачиваемый один рабочий день для прохождения диспансеризации, но только раз в три года.
  • Для прохождения диспансеризации сотруднику нужно написать заявление, при этом дни на диспансеризацию должны быть оговорены и согласованы с руководителем.

Это следующий этап в поддержку предпенсионного и пенсионного возраста. Данный закон о диспансеризации вступает в силу с января 2019 г.

Уголовная ответственность организации

С реформированием пенсионной системы перед поколением свыше 50 лет стоит риторический вопрос не только о повышения пенсионного возраста, но и в изменениях в своей трудовой деятельности, например, от потери работы до повышения квалификации и прохождении курсов, и смене профессии.

В отношении работника предпенсионного возраста организациями не всегда соблюдались трудовые отношения (беспричинный отказ в приеме на работу или увольнение так же без уважительной причины и т.д).

Теперь в защиту предпенсионного возраста граждан президентом Российской Федерации внесена новая статья УК РФ – 144.1 от 03.10.2018, в которой устанавливается уголовная ответственность за нарушение трудовых прав.

Исполнение данного дополнения вступает в силу с 14 октября 2018 г.

За дискриминацию граждан, возраст которых свыше 50 лет, в приеме и увольнении с работы установлен штраф в размере до 200 000 руб.

Также по решению суда могут присудить организации выплату штрафа в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев. За необоснованный отказ в трудоустройстве лица предпенсионного возраста предусмотрены штрафные санкции в виде обязательных работ объемом до 360 часов.

Также уголовная ответственность уже наступала для организаций по отношению к беременным женщинам или к женщинам имеющих детей возрасте до 3 лет.

Льготы для предпенсионного возраста граждан

Четвертый этап социальной поддержки для предпенсионного и пенсионного возраста – это получение льгот. Различают льготные условия по федеральному назначению, то есть принятые законом РФ, и региональному, принятые местными властями.

Ниже представлены основные льготы для предпенсионного возраста граждан РФ:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector