Поправки по закону 163-фз: миграционный учет должны вести не все работодатели

Миграционный учет иностранного персонала юридическими лицами — работодателями перестал существовать.
Почти перестал.

Обязанность ставить на миграционный учет осталась неизменной у средств размещения — гостиницы, кемпинги, отели, хостелы, санатории и другие организации с ОКВЭДами 55-ой группы.

Иные организации, которые ранее имели обязанность и право ставить на миграционный учет, например работодатели в связи с заключением трудового договора, от такой обязанности освобождены. Но, потеряв обязанность постановки на миграционный учет иностранного персонала, работодатели потеряли и право регистрировать иностранных сотрудников по своему адресу.

За небольшим исключением – обязанность (и право) регистрировать персонал остались у работодателей, предоставляющих любое жилье: бытовки, вагончики, проживание на производстве.

Разберем подробно:

1 Законодательное обоснование — 163 ФЗ от 27.06.2018 г.

  • 2 Причины отмены миграционного учета
  • 3 Последствия отмены миграционного учета
  • 4 Миграционный учет во временных сооружениях
  • 5 Миграционный учет разъездных сотрудников
  • 6 Запрет на миграционный учет в 2011 году
  • 7 Аннулирование миграционного учета по юридическому адресу
  • 8 Плюсы и минусы регистрации по адресу проживания

Законодательное обоснование — 163 ФЗ от 27.06.2018 г.?

Миграционный учет иностранных граждан регулирует 109 Федеральный Закон о миграционном учете. 2 самых важных понятия закрепленных в этом законе — принимающая сторона и место пребывания.

27 июня Президентом подписан 163 ФЗ, то есть поправки к указанному 109 ФЗ «О миграционном учете», которые сводятся к следующему:
— место пребывания иностранного гражданина — место его преимущественного проживания (сна и отдыха),

  • принимающая сторона — работодатель, но только при условии предоставлении места проживания. В жилом или нежилом помещении. Даже если такой иностранный работник будет жить в бытовке или вагончике.

То есть ставить на миграционный учет иностранных сотрудников смогут только компании, предоставляющие фактическое место проживания.

90% работодателей место проживания иностранцам не предоставляют, соответственно с них снимается ответственность ставить на миграционный учет. Но лишаясь ответственности, работодатель теряет и право.

Для сравнения. Местом пребывания ранее определялось так:

Поправки по закону 163-ФЗ: миграционный учет должны вести не все работодателиСтало так:Поправки по закону 163-ФЗ: миграционный учет должны вести не все работодателиТо есть главная характеристика места пребывания — сон и отдых иностранного работника.

Основания для постановки ранее были:

Поправки по закону 163-ФЗ: миграционный учет должны вести не все работодателитеперь же основания для миграционного учетаПоправки по закону 163-ФЗ: миграционный учет должны вести не все работодателиПричины отмены миграционного учета юридическими лицами

Таких причин 2:

Первая это Определение Конституционного Суда № 22-П 2017 г. по делу 2 американцев, которые были выдворены за нарушение правил пребывания. При этом иностранцы пребывали (получили приглашения и визы) в юридическом лице, а проживали в жилом помещении (квартире). На миграционный учет были поставлены тоже юридическим лицом, которое их и пригласило.

При проверке адреса проживания указанные иностранцы были привлечены к ответственности за проживание не по адресу принимающей организацией и депортированы.
Конституционный Суд решил, что понятие места пребывания в законе размыто, неясно и допускает двоякие трактовки и постановил изменить определение места пребывания иностранных граждан и понятие принимающая сторона.

Вторая причина — разумное и логичное желание органов МВД знать, где фактически находится каждый иностранный гражданин в определенный момент времени.
Предоставляя работодателям право ставить на миграционный учет иностранных граждан, законодатель создал такую ситуацию, при которой почти все работающие иностранцы оказались поставлены на миграционный учет по юридическим адресам.

  1. Зачастую, чтобы физически найти такого иностранца, представителям полиции приходилось выходить в адрес, устанавливать работодателя и вручать запрос о предоставлении информации о местонахождения сотрудника.
  2. Последствия отмены миграционного учета для работодателей
  3. Отмена обязанности ставить на миграционный учет иностранный персонал с переносом обязанности на физических лиц, фактически предоставляющих жилье, повлечет крупный кризис в системе миграционного учета.
  4. Дело в том, что физические лица (собственники квартир) очень не хотят регистрировать или ставить на миграционный учет иностранных граждан в тех жилых помещениях, которые сдают иностранцам, хотя при этом зарабатывают на этом деньги.
  5. Отменяя обязанность (и право) ставить на миграционный учет иностранный персонал организациями, законодатель не отменил обязанности отслеживать законность пребывания такого персонала в период трудовой деятельности.
  6. 115-ый федеральный закон, регулирующий трудовую деятельность иностранных граждан, говорит:
  7. «Работодатели имеют право привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, законно пребывающих на территории РФ».

То есть работодатель должен отслеживать срок действия документов иностранного сотрудника, даже если сам работодатель не несет ответственность за их оформление.
Иностранный работник с истекших миграционным учетом (или вообще без него) законно пребывающим не будет.

Важно

Работодатели освобождены от обязанности ставить иностранные персонал на миграционный учет, но следить за наличием действующей регистрации все равно обязаны

  • Так возникает ситуация когда работодатель хочет, но не может поставить на миграционный учет иностранного сотрудника, физическое лицо (у которого проживает сотрудник) просто не хочет его регистрировать, а при истечении миграционного учета иностранный гражданин обязан покинуть территорию России или стать нелегалом и потерять работу.
  • Возникнут проблемы и при постановке на миграционный учет.
  • Если сейчас 90% иностранных граждан ставятся на учет юридическими лицами, которые отслеживают изменения в миграционном законодательстве, имеют наработанные навыки оформления бланков и подготовки документов для подачи на мигучет, то с 7 июля это обязанность перейдет на физических лиц.
  • Возникают большие сомнения, что каждый гражданин сможет с первого раза правильно заполнить бланки, подготовить пакет документов и подать его в УВМ.

А ведь кроме постановки на учет есть еще обязанность продления миграционного учета по оплаченным чекам.
Продление мигучета по чекам делается не в течении 7, а всего лишь 3 дней. Причем при каждой оплате чека. Будут ли ежемесячно собственники квартир отпрашиваться с работы чтобы зарегистрировать иностранца? Скорее всего нет.

Миграционный учет во временных строениях

Новые правила миграционного учета обязывают работодателей ставить на миграционный учет персонал, проживающий во временных сооружениях и строениях. В первую очередь это строительные бытовки.

Это очень правильное решение законодателя, потому что по статистике ГУ МВД по Санкт-Петербургу, 24 % патентов на работу выдаются рабочим строительной сферы.
Где живут каменьщики и монолитчики из стран Средней Азии? В бытовках на строительном объекте.

Факт

50 тысяч иностранцев — именно столько строительных работников живут в бытовках и вагончиках. Это только в Санкт-Петербурге

Последние 3 года УВМ выдает около 200 тысяч патентов на работу, значит 50 тысяч человек зарегистрированы в офисах строительных компаний, а живут на стройках.

Возникает лишь вопрос как строительная компания, предоставляющая места проживания иностранным работникам в бытовках на стройке, сможет подтвердить не зарегистрированное право собственности на временные сооружения, которые даже адреса не имеют?

Скорее всего, будут какие-то разъяснения МВД, но поправки к 109 ФЗ вступают в силу уже 7 июля.

Миграционный учет разъездного персонала

Еще одна большая проблема новых правил мигучета. Речь идет о водителях-дальнобойщиках, машинистов поездов и т.д.
По старым правилам такие работники подлежали постановке на миграционный учет по адресу работодателя, а для сна и отдыха использовали транспортное средство.

Дальнобойщики-иностранцы продолжат экономить командировочные деньги и спать не в гостиницах, а в своих же автомобилях, но вот где теперь будут зарегистрированы такие работники неясно.

Запрет на миграционный учет организациями в 2011 году

Что интересно, запрет на постановку на миграционный учет иностранного персонала по адресам организаций уже принимался в 2011 года. Продержался такой запрет всего полтора месяца, после чего был отменен.

Тогда ФМС России констатировала, что за указанный период собственники жилых помещений зарегистрировали мизерное количество иностранцев.

По сути, юридические лица (работодатели) с миграционного учета иностранцев сняли, а физические не поставили.

  1. Где в указанный период находились иностранные граждане, ФМС просто не знала.
  2. Аннулирование миграционного учета по юридическому адресу
  3. Еще один вопрос, волнующий работодателей – будет ли аннулирован миграционный учет, ранее оформленный работодателем на юридический адрес?

Поправки к 109 ФЗ ответ на данный вопрос не дают. Статья 23 того же 109 ФЗ перечисляет список оснований для снятия с учета – выезд иностранца из России, постановка на учет по иному адресу, фиктивная постановка на мигучет или смерть.

  • Теоретически, ранее оформленный миграционный учет иностранных работников сохранит свое действие до момента постановки на учет уже собственником жилья, в котором сотрудник и проживает.
  • Но Дума готовит новый сюрприз для работодателей – законопроект № 336885-7, который вносит обязанность уведомлять об убытии / снятии с миграционного учета каждого иностранного работника в случае расторжения трудового договора.
  • После его подписания и вступления в законную силу все работодатели, ранее оформившие работникам миграционный учет по юридическому адресу, будут обязаны подать уведомления об убытии каждого конкретного сотрудника.
  • Плюсы и минусы постановки на мигучет по жилым адресам

Несомненным плюсом является отмена одной из обязанностей для большинства работодателей. Напомним штрафы за неисполнение обязанностей по постановке на миграционный учет для организаций начинаются от 400 тысяч ( ч.4 ст.18.9 КоАП РФ).

Читайте также:  Оштрафовать директора за персучет могут даже после увольнения

Плюсом является и реальное проживание иностранца в указанном адресе.
Минусов новых правил регистрации иностранных граждан пока больше:

  • отсутствие разъяснений полномочных органов о порядке осуществления миграционного учета по новым правилам,
  • уклонение физических лиц от постановки на учет иностранных постояльцев и как следствие выход большого количества иностранных работников в нелегальное поле,
  • невозможность работодателя помочь с оформлением документов иностранному сотруднику в случае истечения миграционного учета,
  • огромные очереди в УФМС и МФЦ из граждан, желающих зарегистрировать у себя одного единственного иностранца.

Все как в старые добрые времена

Что нужно знать работодателю о миграционном учете

Поправки по закону 163-ФЗ: миграционный учет должны вести не все работодатели Поправки по закону 163-ФЗ: миграционный учет должны вести не все работодатели

Кто подлежит учету

Федеральный закон № 109-ФЗ ввел миграционный учет в 2007 г.

Одна из главных задач этого учета — сформировать полную, достоверную, оперативную информацию о перемещениях всех иностранных граждан (ИГ) по территории России.

Именно всех, в том числе лиц без гражданства, граждан стран — участниц Евразийского экономического союза (ЕЭС), высококвалифицированных специалистов, различных послов, консулов и дипломатов.

То есть любой человек, у которого нет паспорта гражданина Российской Федерации, подлежит миграционному учету.

Что такое миграционный учет

  • Миграционный учет включает три направления:
  • 1) регистрацию ИГ по месту жительства или/и по месту пребывания, фиксацию иных необходимых сведений о них;
  • 2) обработку и анализ этих сведений;
  • 3) ведение государственной информационной системы миграционного учета.
  • Работодателей касается только первый пункт. И нам важно знать, что:
  • • постоянно проживающие, то есть получившие вид на жительство (ВНЖ), и временно проживающие, то есть имеющие разрешение на временное проживание (РВП), иностранцы регистрируются по месту жительства, а в случае нахождения вне места жительства — по месту пребывания;
  • • временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане регистрируются только по месту пребывания.

Миграционный учет имеет уведомительный характер. То есть иностранец сначала приезжает, а потом ставит об этом в известность миграционную службу.

Как происходит регистрация по месту жительства

Как только иностранный гражданин приобретет статус постоянно проживающего (получит ВНЖ) или временно проживающего (получит РВП), он должен в течение 7 рабочих дней зарегистрироваться по месту жительства. Для этого нужно заполнить специальное заявление, форма которого приведена в приложении № 2 к Приказу № 881.

Заявление следует лично отнести в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России (далее — ГУВМ) по месту нахождения жилого помещения.

Именно отнести лично, потому что вместе с заявлением подается оригинал документа, удостоверяющего личность, оригинал и копия документов на право пользования жилым помещением, квитанция об уплате госпошлины (в настоящее время 350 руб.). Без этих документов заявление не примут.

Работник ГУВМ, проверив заявление, сразу проставляет отметку о регистрации в соответствующий документ (РВП или ВНЖ). Если РВП оформлено в виде штампа в паспорте, то и отметка о регистрации проставляется в паспорт. Если ИГ имеет статус беженца, то отметка проставляется в удостоверении беженца.

Если ИГ меняет место жительства (приобретает иное жилье), он обязан после приезда на новое место опять прийти в ГУВМ и подать новое заявление с полным набором указанных выше документов.

На этом его действия заканчиваются.

Территориальный орган ГУВМ по новому месту жительства теперь сам обязан извещать прежнее ГУВМ о регистрации иностранца по новому месту жительства, чтобы там его сняли с регистрационного учета.

Итак, если у иностранца есть ВНЖ или РВП, то у него должна быть и регистрация по месту жительства. Этой регистрацией занимается сам работник, а работодатель оказывает содействие миграционной службе, контролируя законность нахождения своего работника на территории Российской Федерации.

Как происходит регистрация по месту пребывания

Временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания. Имеющие ВНЖ или РВП тоже подлежат регистрации по месту пребывания, если по какой-то причине покинут место жительства на срок более 10 дней.

С момента прибытия на место пребывания нужно в течение 7 рабочих дней подать в территориальный орган ГУВМ специальное уведомление о прибытии. Форма уведомления утверждена Приказом № 881 (приложение № 3).

Памятка для заполнения уведомления есть на сайте МВД России[1].

Иностранный гражданин не может самостоятельно встать на учет по месту пребывания. Обязательно должен быть кто-то, кто его приютил, дал кров. И этот кто-то называется принимающей стороной, к которой и переходит инициатива: именно она должна позаботиться о том, чтобы зарегистрировать иностранца по месту пребывания.

  1. Но в любом правиле есть исключения:
  2. • если у иностранца в месте пребывания есть собственное жилье, то по адресу этого помещения ИГ может сам себя поставить на учет;
  3. • если есть уважительная причина (документально подтвержденная), по которой принимающая сторона не в состоянии направить в ГУВМ уведомление о прибытии иностранца, то уведомление может подать сам ИГ.

Изменения в законодательстве: кто теперь может выступать принимающей стороной

Итак, в общем случае уведомление заполняет и подает в ГУВМ принимающая сторона. Кто может быть принимающей стороной и что может служить местом пребывания для ИГ при постановке на учет?

8 июля 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ, которым в Федеральный закон 109-ФЗ внесены изменения, уточняющие ответы на поставленные нами вопросы.

Местом пребывания теперь может быть:

• жилое помещение, в котором ИГ фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха);

• организация, если ИГ фактически проживает по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 4 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 109-ФЗ в новой редакции).

Принимающей стороной может выступать (п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 109-ФЗ в новой редакции):

  • • физическое лицо (в том числе гражданин Российской Федерации и постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства), в квартире которого остановился и проживает ИГ;
  • • юридическое лицо (в том числе организация или ее филиал (представительство), орган государственной власти, орган местного самоуправления, международная организация или ее представительство в России), которое предоставило жилое или иное помещение для фактического проживания иностранному гражданину;
  • • организация, в которой ИГ осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность;
  • • иностранный гражданин, относящийся к высококвалифицированным специалистам (только в отношении членов своей семьи).

Лично идти в ГУВМ с уведомлением о прибытии не обязательно. Можно отправить его по почте или через многофункциональный центр (МФЦ), но при этом уведомление нужно заполнить в двух экземплярах. Один экземпляр уйдет в ГУВМ, а другой организации обязаны хранить у себя в течение года — на случай «утери».

После приема уведомления вам возвращается отрывная часть бланка с отметкой, которая и служит подтверждением постановки ИГ на миграционный учет по месту пребывания.

Особенности заполнения уведомления о прибытии, если принимающая сторона — работодатель

Раздел об иностранном гражданине

Все сведения списываются с миграционной карты, патента и документа, удостоверяющего личность иностранца. Эти документы представляются работодателю в оригинале. Но забирать документы у иностранца нельзя, после заполнения уведомления о прибытии их нужно возвратить владельцу.

Сведения о принимающей стороне

Если принимающей стороной является организация, то в первых строках указываются сведения о лице, ответственном за миграционный учет в организации (фамилия, имя, отчество, реквизиты паспорта, адрес места жительства).

Все сведения организация заверяет печатью (если она есть).

Место пребывания

В качестве места пребывания теперь указываем фактический адрес проживания иностранца. Организацию можно указывать только в том случае, если иностранный гражданин проживает по адресу организации или в помещении, принадлежащем организации, но которое не имеет адреса (сарай, временные бараки, склады и т. п.).

Продолжительность пребывания

Этот срок определяет сама принимающая сторона. Но нужно учесть, что этот срок не может выходить за рамки действия визы для визовых иностранцев. Что же касается безвизовых иностранцев, то их регистрируют по месту пребывания не более чем на 90 суток или на срок действия патента.

 

[1] https://мвд.рф/Deljatelnost/emvd/guvm/осуществлениемиграционного-учета.

А. Н. Славинская, специалист по кадрам, преподаватель по кадровому делопроизводству УЦ «Эксперт»

Регистрация иностранных граждан: правила внезапно изменились

Поправки по закону 163-ФЗ: миграционный учет должны вести не все работодатели Федеральный закон №163 от 27.06.2018г. полностью перевернул привычные правила регистрации (постановки на миграционный учет) иностранных сотрудников. С 8 июля 2018 года работодатели и заказчики услуг (юридические лица и индивидуальные предприниматели) смогут ставить иностранных сотрудников на миграционный учет по адресам компаний только в случае, если работники по этим адресам фактически проживают.

Читайте также:  Контрольные соотношения новой декларации по транспортному налогу

«Сейчас компании и индивидуальные предприниматели ставят иностранных сотрудников на миграционный учет по своим юрадресам. И это был выход, так как большинство граждан РФ, которые сдают квартиры, регистрировать иностранцев просто не хотят, — пояснила БУХ.1С Юлия Пакина, руководитель отдела по работе с юридическими лицами компании Альянс-Трудовая Миграция. — Работодателям и заказчиком услуг приходится самим ставить на учет иностранцев, чтобы не потерять работников».

Закон №163-ФЗ разрешает организации-работодателю ставить на учет своего иностранного работника при условии, что иностранец реально живет в помещении, принадлежащем этой компании.

То есть, он там спит, ест, смотрит телевизор, принимает душ, другими словами, использует помещение для сна и отдыха. Понятно, что в офисах компаний никто не проживает.

Но теперь получается, что если собственники не начнут ставить на учет иностранцев, сдавая им квартиры, то компании просто останутся без сотрудников.

«Данные изменения вступают в силу только с 8 июля 2018 года, соответственно только с этого дня документы о миграционном учете должны быть оформлены по адресу фактического проживания иностранного гражданина. Согласно ст.

54 Конституции РФ, работодатель/заказчик услуг не будет нести ответственность за деяние, которое не являлось правонарушением в момент его совершения, — рассказывает Юлия Пакина. — Это значит, что если он оформил (продлил) миграционный учет иностранному гражданину по месту работы до 08.07.

2018, то данный учет будет совершенно законно действовать до окончания своего срока. После истечения этого срока иностранный сотрудник должен зарегистрироваться по новым требованиям, т. е. по адресу проживания».

В общем, у работодателей еще есть время, чтобы успеть до 8 июля 2018г. продлить текущий миграционный учет иностранцу по месту работы на максимальный срок. Для этого иностранцу с патентом, например, необходимо внести заранее платежи по патенту.

  • Пока миграционный учет будет действителен, найти «своему» иностранному сотруднику место проживания, по которому его поставят в будущем на миграционный учет. Это могут быть:
  • • хостел, отель, гостиница, общежитие (такие учреждения самостоятельно ставят иностранцев на миграционный учет);
  • • комната или квартира, собственник которой готов не только сдать ее, но и зарегистрировать в ней мигранта;
  • • жилые помещения, купленные организацией, по которым она сама в будущем сможет их регистрировать.
  • Что будет, если продолжать регистрировать иностранных сотрудников на адрес компании, если они там не будут проживать?

Юридическому лицу может грозить штраф от 350 000 до 800 000 рублей руб. за каждого иностранного сотрудника за предоставление ложных сведений (ч.2 ст.19.27 КоАП).

Иностранцев, поставленных на миграционный учет по адресу работодателя, но реально там не проживающих, в случае проверки могут оштрафовать за отсутствие регистрации. Если мигрант получает второй такой штраф, то его депортируют.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям стоит поторопиться как можно быстрее продлить миграционные учеты работникам по старым требованиям, чтобы успеть спокойно подготовиться к новым и не потерять сотрудников.

Глобальные изменения института миграционного учета иностранных граждан: комментарии юриста

Закон вступает в силу с 9 июля текущего года.

Володин Е.В. (Инфо-Центр)

Поправки по закону 163-ФЗ: миграционный учет должны вести не все работодатели

  • Напомним, что в настоящее время согласно положениям действующего законодательства, судебной и правоприменительной практике постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания возможна как по месту их фактического проживания, так и по местонахождению (по адресу) организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность.
  • Принимающей стороной может выступать как лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает, так и лицо, у которого он осуществляет трудовую деятельность.
  • Фактическое проживание иностранного гражданина по адресу, не совпадающему с местом его постановки на миграционный учет при условии наличия трудовых отношений с принимающей стороной не может рассматриваться как нарушение правил миграционного учета.
  • Поскольку речь идет о кардинальных изменениях, целесообразно привести текст изменений, вносимых в Закон о миграционном учете.
  • Вводится новая трактовка места пребывания иностранного гражданина (далее – место пребывания).
  • В новой трактовке место пребывания – «место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место пребывания) – жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона».
  • Таким образом, организация может стать принимающей стороной лишь в конкретном случае, ссылка на который приводится в самом Законе. Напомню, что в соответствии со статьей 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся:
  • жилой дом, часть жилого дома;
  • квартира, часть квартиры;
  • комната.
  • Возможность использовать в качестве места пребывания нежилое помещение (иное) сохраняется при условии, если иностранный гражданин фактически в нем проживает.

Вместе с тем вводится новая трактовка термина принимающая сторона.

В предлагаемой редакции «сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее – принимающая сторона), – гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

  1. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации».
  2. Таким образом, принимающей стороной, то есть лицом, на которое Законом возлагается обязанность по представлению уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, признается любое из перечисленных выше лиц, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации (что предполагает наличие у указанного лица правоустанавливающих документов и заключение соответствующего договора между сторонами) предоставляет для фактического проживания (то есть для регулярного использования для сна и отдыха) иностранным гражданам жилое или иное помещение (то есть нежилое).
  3. Вводится следующий порядок осуществления миграционного учета, прописанный в части 2 статьи 21 Закона о миграционном учете:
  4. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:
  5. 1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
  6. 2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится;
  7. 3) по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Итак, резюмируя вышеизложенное.

Постановка иностранного гражданина на учет по адресу организации (в соответствии со статьей 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации под местом нахождения юридического лица понимается место его государственной регистрации на территории РФ), в которой он осуществляет трудовую деятельность, будет возможна лишь при условии, что мигрант фактически проживает по ее адресу (то есть регулярно использует помещения организации для сна и отдыха).

  • Также постановка иностранных граждан по адресу организации, в которой они работают, возможна в случае, если организация владеет помещением, строением, сооружением, в том числе временном (на праве собственности или праве пользования), которое не имеет адресных данных, но предоставляется организацией для фактического проживания своим работникам (видимо, речь идет о «бытовках»).
  • Таким образом, постановка иностранных граждан по адресу организации, в которой они осуществляют трудовую деятельность, станет в принципе невозможна, а работодатели перестанут быть принимающей стороной для своих иностранных работников.
  • Рассмотрим предполагаемые последствия принятия Закона.
  1. У работодателя (заказчика работ/услуг) исчезает обязанность постановки на учет по месту пребывания иностранных работников (за исключением тех единичных для масштабов страны случаев, когда иностранцы проживают в помещениях, предоставляемых юридическим лицом).
Читайте также:  Бухучет и налогообложение в строительстве

Исчезает сама возможность совершения работодателем административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Исчезает извечный вопрос – обязательно ли при заключении договора с иностранным гражданином осуществлять его постановку на учет по месту пребывания от лица работодателя.

В органах миграционного учета исчезнут очереди представителей юридических лиц по вопросу постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания по адресу организации – работодателя.

  1. Постановка на учет по месту пребывания станет возможно только по адресу фактического проживания иностранного гражданина, то есть в подавляющем большинстве случаев, в жилых помещениях, предоставляемых гражданами России.

Учитывая формулировку в термине принимающая сторона как лицо предоставившее в соответствии с законодательством Российской Федерации помещение для фактического проживания иностранного гражданина возможно истребования органами миграционного учета документов, подтверждающий право пользования помещением, предоставляемым иностранному гражданину для проживания.

В органах миграционного учета на порядки возрастут очереди граждан России с обращениями о постановке на учет проживающих у них иностранных граждан. Увеличится количество фиктивных «регистраций» и, как следствие, фактов привлечение к уголовной ответственности граждан России, решивших «срубить легкие деньги».

  1. С учетом того, что Законом не предполагается особый порядок вступления закона в силу, он вступит в силу по общему принципу – в течение 10 дней со дня его официального опубликования. В день вступления закона в силу все иностранные граждане, на момент вступления закона в силу поставленные на учет по адресу юридических лиц, окажутся вне правового поля. Поскольку привести свой правовой статус в соответствии с законом в течение указанного времени они (и органы миграционного учета) физически не успеют. Скорее всего речь пойдет о нескольких миллионах человек.

Такое положение вещей несомненно приведет к активизации деятельности сотрудников полиции (в течение первых нескольких месяцев) по пресечению нарушения порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, перегруженности в работе судов общей юрисдикции, массовому принятию судебных актов об административном выдворении иностранных граждан с территории Российской Федерации, принятию решений о неразрешении им въезда в Россию в течение 5-ти лет. Это приведет к массовому оттоку иностранных граждан из Российской Федерации.

  1. С учетом утраты работодателем статуса принимающей стороны работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан из государств с визовым режимом въезда, будут лишены возможности обращения в органы власти в сфере миграции по вопросам продления, восстановления виз своих работников. В соответствии с пунктом 2 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. № 859 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства» за оформлением, продлением, восстановлением виз вправе обращаться иностранные граждане лично либо через принимающую иностранного гражданина в Российской Федерации сторону (что и происходит в настоящий момент времени). Таким образом, решать указанные вопросы придется самим иностранным гражданам.
  1. Неурегулированным окажется и вопрос согласования пребывания иностранных граждан на территориях с регламентированным посещением, поскольку в настоящее время в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 4 июля 1992 г. № 470 «Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан» обязанность обращаться за согласованием возложена на принимающую организацию (фактически на работодателя).

Следует отметить, что в Федеральный закон от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» ранее еще в 2010 году вносились аналогичные по сути изменения.

Блоги профессионалов на «Ведомостях»

8 июля вступили в силу поправки в законы, существенно меняющие систему постановки на миграционный учет иностранных граждан (федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ). Эти изменения касаются всех иностранцев, временно пребывающих в России, включая высококвалифицированных специалистов (ВКС) и въезжающих в безвизовом порядке.

n Иностранных работников надо будет ставить на миграционной учет только по адресу их фактического проживания – раньше работодатель мог регистрировать их по адресу компании-нанимателя.

Регистрация по адресу организации-работодателя теперь возможна, только если работник фактически проживает в помещении работодателя. В остальных случаях иностранные граждане должны быть поставлены на учет по адресу квартиры или гостиницы, где они фактически живут в России.

Санкции за нарушение правил миграционного учета весьма серьезные: помимо штрафа до 5000 руб. (до 7000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге) выдворение за пределы России.

Это уже вторая попытка законодателей изменить систему миграционного учета. В 2011 г. были приняты поправки, которые также запрещали регистрацию иностранцев по адресу компании. Это вызвало многочисленные жалобы работодателей. Тогда государство прислушалось к мнению бизнеса и менее чем через два месяца вернулось к прежним принципам постановки на учет.

В этот раз поправки связаны с исполнением постановления Конституционного суда от 19.07.2017 № 22-П.

Суд указывал, что необходимо устранить имеющиеся противоречия в законах: требования регистрировать иностранных граждан по адресу организации или по адресу фактического проживания.

Однако вместо того, чтобы изменить противоречивые формулировки законов, законодатели кардинально изменили правила миграционного учета, создав для бизнеса сложности, без которых можно было обойтись.

n Новая редакция закона фактически лишает работодателей возможности регистрировать по своему адресу иностранных работников. Постановка на миграционный учет осуществляется принимающей стороной – собственником квартиры, сдающим ее в аренду, или гостиницей.

Иностранные граждане, которые владеют квартирами в России, смогут ставить на учет иных иностранных граждан, только если сами постоянно проживают в России (имеют вид на жительство).

В качестве принимающей стороны также могут выступать высококвалифицированные иностранные специалисты (ВКС), но только в отношении членов своей семьи.

n Компаниям необходимо проинформировать арендодателей о новых правилах постановки иностранных граждан на миграционный учет и оказать им содействие.

Процедура такова: принимающая сторона (арендодатель) должна получить от иностранца документы, заполнить уведомление о постановке на учет, своевременно подать его и затем передать иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о постановке на учет.

Проблема в том, что большинство арендодателей – физических лиц никогда не занимались этим и в ближайшее время вряд ли будут готовы взять на себя эти хлопоты. Не исключено, что некоторые арендодатели откажутся сдавать квартиры иностранным гражданам.

Но, поскольку невыполнение обязанностей по миграционному учету создает риски для самих иностранных работников, компаниям-работодателям все так же придется заниматься подготовкой документов для миграционного учета и контролировать, как арендодатели регистрируют иностранцев-арендаторов.

n Согласно давно действующим положениям закона о миграционном учете (ч. 2 ст. 24) ответственность за невыполнение обязанностей по миграционному учету несет принимающая сторона, а не иностранные работники. Однако российские суды активно применяли санкции за нарушения, связанные с миграционным учетом, к самим иностранцам. Эти риски сохраняются и после вступления в силу поправок.

Привлечение к административной ответственности может создать проблемы при получении российской визы или разрешения на работу, что в свою очередь может помешать производственным планам работодателя.

n Поправки повлияют и на порядок получения виз. По действующим правилам за продлением и восстановлением виз в органы МВД могут обращаться как сами иностранные работники, так и принимающая сторона – работодатель. Раз по новым правилам компании в большинстве случаев утратили статус принимающей стороны, их участие в продлении и восстановлении виз становится спорным.

Закон введен в силу в крайне неудачное время: до 25 июля 2018 г. в городах – участниках чемпионата мира по футболу все иностранные граждане должны вставать на миграционный учет в течение трех суток с момента въезда в Россию. Перестроиться на новые правила будет крайне сложно и госорганам, и работодателям, и арендодателям.

Поправки в закон ничего не говорят о том, что нужно предпринять, если иностранный работник уже встал на учет до 8 июля.

Придется ли ему переоформлять регистрацию? Можно предположить, что новые правила применимы только при новой постановке на учет (например, при следующем въезде в Россию, изменении места пребывания и т. п.).

Однако, как показывает практика, мнение проверяющих может быть другим. Официальных разъяснений Управления по вопросам миграции МВД России пока не было.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector