Минтруд разработал критерии для выявления нарушений работодателями трудового законодательства

Министерство предложило наделить правительство правом устанавливать особое регулирование трудовых отношений на время эпидемии. Профсоюзы усмотрели в таких чрезвычайных полномочиях риски демонтажа трудового законодательства

Минтруд разработал критерии для выявления нарушений работодателями трудового законодательства

Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

Минтруд предложил наделить правительство полномочиями устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Законопроект, вносящий изменения в закон о полномочиях правительства во время введения ЧС, есть в распоряжении РБК. Его подлинность подтвердили источник, близкий к правительству, и представитель Минтруда.

Профсоюзные организации раскритиковали законопроект, обратив внимание на риск того, что действующие законодательные нормы регулирования трудовой сферы могут быть отменены. Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве не поддержал проект закона Минтруда, сообщил источник, знакомый с ходом обсуждения.

Позиция Минтруда

  • На рынке труда «возникли ситуации, ранее не имевшие аналогов в социально-экономическом развитии РФ по своим масштабам и возможным последствиям, которые зачастую не имеют корректного правового решения исходя из норм действующего трудового законодательства», отмечено в пояснительной записке Минтруда к проекту закона.
  • Из-за этого, по мнению министерства, возникает острая необходимость в кратчайшие сроки внести изменения в трудовое законодательство, и для этого необходимо «наделить правительство полномочием в 2020 году принимать решения, предусматривающие установление особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».
  • Сейчас корректировка трудового законодательства, как указывает Минтруд в записке, — это длительный процесс, требующий участия органов исполнительной и законодательной власти, сторон социального партнерства (профсоюзов и работодателей).

Речь идет, например, о необходимости введения временного порядка вахтового метода работы на непрерывных производствах, пояснили РБК в Минтруде. «Чтобы избежать массового заражения на добывающих предприятиях непрерывного цикла, на геологоразведке и на ряде других объектов стратегически значимых отраслей, необходимо вводить режим обсервации (периода медицинского наблюдения. — РБК) для прибывающих на вахту сотрудников. Сейчас нормативной базы, которая позволяла бы оплачивать сотруднику такую обсервацию, нет», — пояснили в министерстве. С учетом эпидемии возникает угроза непрерывности производства, а чтобы предотвратить это, необходимо увеличить продолжительность вахты на три месяца по согласованию с сотрудником.

«Необходимые особые условия регулирования трудовых отношений в первую очередь продиктованы стратегическими интересами работника.

Крайне важно сегодня сохранить рабочие места, создать условия для того, чтобы компании по возможности продолжали свою деятельность», — подчеркивают в Минтруде.

Принятие таких временных порядков будет проходить по согласованию с социальными партнерами — профсоюзами и работодателями, уточнили в министерстве.

Законопроект Минтруда внесен на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. РТК — координационный орган правительства, в котором участвуют представители профсоюзов и работодателей.

РБК направил запрос в пресс-службу правительства. В пресс-службе Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве на момент публикации комментарий не предоставили.

Минтруд не первый раз разрабатывает законопроекты об особом порядке регулирования трудовых отношений в период борьбы с коронавирусом.

В марте министерство предлагало наделить правительство правом определять срок уведомления работника о предстоящем увольнении по сокращению штата или в связи с ликвидацией организации в условиях эпидемии.

Конкретные сроки, за которые нужно уведомлять сотрудника, в законопроекте не были определены, но согласно одной из версий проекта (с ней ознакомился РБК) в случае эпидемии министерство предлагало установить вместо двухмесячного двухнедельный срок предупреждения работника о предстоящем увольнении. Правительство не поддержало законопроект из-за потенциальных рисков для работников и предложило Минтруду не вносить его на согласование, сообщили источники РБК.

За упрощенный порядок увольнений в период кризиса выступали российские бизнес-объединения.

В начале апреля четверка крупнейших российских бизнес-ассоциаций (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и ТПП) направила премьер-министру Михаилу Мишустину совместное обращение, в котором попросила на период острой фазы кризиса сократить срок предупреждения работников о предстоящем увольнении и период выплаты средней зарплаты работникам в случае, если они не трудоустроились. Одновременно бизнес предложил заморозить или снизить материальную ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства при увольнении или невыплате зарплаты. Ни одна из указанных инициатив не вошла в антикризисную программу правительства по поддержке бизнеса.

Профсоюзы против

Федерация независимых профсоюзов России выступила против законопроекта Минтруда о временном праве правительства регулировать трудовые отношения, подчеркнув, что в Трудовом кодексе уже содержатся особенности правового регулирования трудовых отношений во время чрезвычайных ситуаций.

Регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами осуществляется в первую очередь Трудовым кодексом. Федеральные законы, указы президента, постановления правительства и все подзаконные акты должны ему соответствовать.

Внесение изменений в Трудовой кодекс, приостановление действия его положений должно осуществляться отдельными федеральными законами.

Строгое регулирование трудового законодательства обусловлено его особой ролью для социально-экономических интересов граждан, подчеркивает зампредседателя ФНПР Александр Шершуков.

«Мы очень хорошо знаем такой механизм предоставления временных чрезвычайных полномочий. Потом скажут: «Такой механизм хорошо себя зарекомендовал» — и закрепят его на постоянной основе.

Не нужно, ссылаясь на экстренную ситуацию, пытаться существенно изменить давно устоявшиеся практики», — сказал он в комментарии профсоюзному изданию «Солидарность».

Подготовленный правительством законопроект фактически отменяет действующие законодательные нормы регулирования социально-трудовой сферы, говорится в совместном обращении Конфедерации труда России и Федерации профсоюзов работников морского транспорта. «Возникающие на сегодняшний день в трудовых отношениях проблемы в первую очередь связаны с массовым нарушением прав работников, а не с наличием пробелов в регулировании трудовых отношений», — считают представители профсоюзов.

Под видом чрезвычайных мер и «революционной целесообразности» чиновники пытаются получить как можно больше полномочий, не задумываясь о том, что их действия — грубое нарушение основ конституционного строя Российской Федерации, предусматривающего принцип разделения властей, сообщил РБК руководитель кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА им. О.Е.Кутафина Никита Лютов. Реализация законопроекта позволит правительству иметь возможность подзаконными актами регулировать то, что должно регулироваться трудовым законодательством, считает он.

Практически ни одна российская компания не избежит сокращений персонала из-за экономических последствий борьбы с коронавирусом, показал опрос ЦСР среди 1,4 тыс. предприятий в период с 10 по 17 апреля.

Более трети компаний (38%) отправили сотрудников в неоплачиваемые отпуска.

Пандемия коронавируса, карантинные ограничения и девальвация рубля вследствие обвала цен на нефть привели к снижению спроса в экономике, из-за сокращения прибыли компании вынуждены оптимизировать штат сотрудников и урезать зарплаты.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью РБК предупредил о росте безработицы в три раза — с 2,5 млн до 8 млн человек к концу года.

Реальные доходы россиян могут упасть на 17,5% во втором квартале, а по итогам года сокращение составит 6,5%, спрогнозировал Институт исследований ВЭБ.РФ.

В базовом сценарии рейтингового агентства АКРА безработица возрастет до 6,7% и вернется на докризисный уровень только в 2022 году, реальные доходы населения упадут на 6,4%.

Правительство повысило максимальный размер пособия по безработице до уровня МРОТ (12,13 тыс. руб.) и намерено выплачивать безработным родителям дополнительно 3 тыс. руб. на ребенка до трех лет.

Однако эксперты считают, что этого недостаточно: необходимо максимально упростить регистрацию безработных и выплату самого пособия, а также увеличить его размер хотя бы на 25%, назвав это, например, «временной субсидией из-за потери дохода вследствие вынужденной самоизоляции», предлагают в Центре трудовых исследований ВШЭ.

Минтруд разработал критерии для выявления нарушений работодателями трудового законодательства Минтруд разработал критерии для выявления нарушений работодателями трудового законодательства

Работодателю на заметку: распространенные нарушения трудового законодательства — Контур.НДС+

Трудовые проверки случаются не только у крупных компаний, но и у небольших. Чтобы инспекторы не застали врасплох, хорошо бы привести все кадровые документы в порядок. И будет полезно знать некоторые тонкости трудового законодательства, в которых, как показывает практика, нередко прокалываются работодатели. Проверьте, знаете ли вы об этих нюансах.

Неправильное ознакомление будущего работника с локальными актами

В соответствии с частью 3 статьи 68 Трудового кодекса, работник должен быть ознакомлен с внутренними нормативными актами работодателям до того, как он подпишет трудовой договор. Однако на практике все бывает обычно наоборот.

Вместе с тем за это нарушение установлена ответственность по части 1 статьи 5.27 КоАП. Штраф для должностных лиц и ИП составит 1-5 тыс. рублей, для юридических — 30-50 тыс. рублей.

Как должно быть

До подписания договора с работодателем сотрудник должен быть ознакомлен с локальными нормативными актами под роспись. Для этого существуют следующие способы:

  1. Работник знакомиться с актами и ставит свою подпись в специальном журнале ознакомления или на листе ознакомления.
  2. Работник ставит свою роспись под текстом каждого ЛНА. В таком случае будет понятно, с каким именно текстом он ознакомился.
  3. Текст листа ознакомлений вносится в трудовой договор.

На практике применяются все эти способы, однако последний не лишен изъяна. Ведь закон требует прежде ознакомить человека с внутренними актами, а уже потом подписывать трудовой договор.

Почему это важно? В случае возникновения споров суды в обязательном порядке будут устанавливать факт ознакомления работника с локальными актами. Например, сотрудник нарушил дисциплину. Однако привлечь его к ответственности можно только в том случае, если он был ознакомлен с ЛНА. Если работодатель этого не докажет, работник избежит ответственности.

Читайте также:  Госпошлина при дарении квартиры родственнику: кто платит – даритель или одаряемый?

Что предпринять

Проверьте, приняты ли у вас обязательные для всех работодателей ЛНА:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • локальные акты по оплате труда, защите персональных данных, охране труда.

Удостоверьтесь, что при приеме на работу сотрудники сначала ставят роспись на листе ознакомления, в журнале ознакомления или непосредственно под локальным актом. И только после этого подписывают трудовой договор.

Неправомерное заключение трудового договора на определенный срок

Зачастую работодатели считают, что могут заключить с сотрудником трудовой договор на некоторое время. Это разрешено, но лишь при наличии определенных оснований. В Трудовом кодексе они перечислены в статье 59. Также в ней сделана оговорка, что основания для срочного договора могут быть предусмотрены иными законами.

В частности, срочный трудовой договор заключается на временные работы сроком до двух месяцев, на период отсутствия постоянного работника (например, на время декрета), когда работник принимается для определенной работы, которая завершится в конкретную дату и в некоторых других случаях.

Кроме того, по иным определенным основаниям срочный трудовой договор может быть заключен по соглашению сторон.

К таким основаниям, например, относится работа у субъектов малого предпринимательства, в том числе у ИП, работа на Крайнем Севере и других аналогичных местностях, прием на работу пенсионера по возрасту, руководителя, студента-очника, совместителя и так далее. Еще раз подчеркнем, что в этих случаях срочный характер трудового договора должен быть определен соглашением сторон.

Заключение трудового договора на определенный срок без основания — грубое нарушение трудового законодательства. За это предусмотрены штрафы в соответствии с частью 4 статьи 5.27 КоАП в размере:

  • для должностных лиц — 10-20 тысяч рублей;
  • для ИП — 5-10 тыс. рублей;
  • для организаций — 50-100 тыс. рублей.

Кроме штрафа, такой договор может привести к восстановлению на работе сотрудника, уволенного после окончания срока.

Как должно быть

Срочный трудовой договор может быть заключен только в определенных законом случаях. В самом договоре должен присутствовать как его срок, так и обстоятельство, которое стало причиной его заключения (часть 2 статьи 57 ТК РФ). При отсутствии основания заключается бессрочный трудовой договор.

Что предпринять

Если есть работники на срочном договоре, нужно проверить, правомерно ли он заключен. Как это сделать? Удостоверьтесь, что можете сослаться на конкретное положение Трудового кодекса или иного закона, которое позволило заключить срочный трудовой договор. Если таких положений нет, то договор был заключен неправомерно.

Например, если вы наняли по срочному договору пенсионера по возрасту, то в документе должна быть ссылка на статью 59 ТК РФ. Отсутствие такой ссылки является нарушением.

Если выяснится, что срочный трудовой договор заключен неправомерно, это нужно исправить. Составляется дополнительное соглашение, в котором пункт о сроке излагается по-новому. Нужно указать, что договор заключен на неопределенный срок.

Отсутствие в договоре места работы

Знаете ли вы, что такое место работы? Часть 2 статьи 57 ТК РФ требует наличия такого условия в трудовом договоре. Но что под ним подразумевается, в Кодексе не пояснено.

Указано лишь следующее: если у организации есть филиалы по другим адресам, и работник будет работать в одном из них, то в качестве места работы указывается конкретное подразделение и его адрес.

А что, если подразделения нет?

Несмотря на созвучие, место работы не тождественно рабочему месту. Это следует из толкования части 4 статьи 57 и статьи 209 ТК РФ. В соответствии с последней нормой, рабочее место — это то место, где работник должен находиться при осуществлении своей работы под контролем работодателя.

Многие считают, что место работы — это наименование организации. Однако это тоже не совсем верно. Нельзя указывать в качестве места работы ООО «Ромашка», ведь это наименование работодателя, то есть самостоятельная информация, которая должна присутствовать в трудовом договоре в обязательном порядке.

Как должно быть

Итак, что же такое место работы? Верховный Суд в своем обзоре от 26.02.2014 сообщает, что под местом работы понимается расположенная в определенном населенном пункте конкретная организация, ее филиал, представительство или иное структурное подразделение.

Поскольку идет указание на конкретную местность, то целесообразно в качестве места работы прописать, например, «Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (ООО «Ромашка»), г. Москва». Если же работник нанимается в какой-то филиал, в качестве места работы нужно указать его наименование и адрес.

Что предпринять

Проверьте, как в трудовом договоре с работником указано место его работы. При необходимости это положение нужно изменить, составив дополнительное соглашение.

Отсутствие условий труда на рабочем месте

Одним из обязательных положений трудового договора является пункт об условиях труда на рабочем месте. С 1 января 2014 года для этого необходимо проводить специальную оценку условий труда. Не проводить ее разрешается только в случае проведения аттестации рабочих мест до начала 2014 года, но не более пяти лет назад.

Если договор заключен после 1 января 2014 года, в нем должны присутствовать условия труда. Если таких положений нет, то работодатель может быть оштрафован по части 4 статьи 5.27 КоАП.

Вместе с тем прописывать в договоре условия труда без проведения спецоценки недопустимо. Что же делать, если она не проводилась? В Минтруде советуют указать общие характеристики условий труда.

Однако это не освободит работодателя от наказания за нарушение трудового законодательства, когда придет проверка.

Если аттестация рабочих мест просрочена, а спецоценка еще не проводилась, то провести ее нужно как можно скорее.

Как должно быть

В договоре условия труда должны быть прописаны в соответствии с классификацией Закона № 426-ФЗ. Он подразумевает 4 класса условий:

  • класс 1 — оптимальные;
  • класс 2 — допустимые;
  • класс 3 — вредные;
  • класс 4 — опасные.

Пример: «Условия труда на рабочем месте являются допустимыми условиями труда (2-й класс), что подтверждается отчетом о проведении специальной оценки условий труда, утвержденным 15.02.2016».

Если у работодателя позже появились новые вакансии, в соответствии со статьей 17 закона № 426 следует провести внеплановую спецоценку условий труда. Она должна быть проведена в течение 12 месяцев с даты организации рабочих мест.

Отсутствие карточек Т-2

Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 требует, чтобы на каждого работника была оформлена личная карточка Т-2. С любой записью в трудовой книжке сотрудника следует знакомить под роспись в этой карточке. В ней указывается то же самое, что и в трудовой книжке.

Если такой карточки нет либо в ней отсутствуют подписи сотрудника, то это нарушение.

Что предпринять

Проверьте, есть ли личные карточки Т-2 на каждого работника. Если нет, их необходимо оформить. Укажите в качестве даты составления день, когда исправили это нарушение.

Нарушено «правило пяти дней»

Трудовую книжку необходимо оформлять на работников, которые отработали более 5 дней. Об этом сказано в части 3 статьи 66 ТК РФ. Сделать запись в трудовую нужно не ранее, чем на шестой день работы. Причем в графе 2 указать нужно не текущую дату, а день приема на работу.

Иногда кадровики забывают о «правиле пяти дней» и оформляют трудовую книжку слишком рано. В других случаях они пренебрегают этим правилом, ведь все равно в графе 2 указывается дата приема на работу. Так какая разница, когда именно была сделана запись? На первый взгляд так оно и есть. Однако возможны разные ситуации.

Например, работник, принятый на испытательный срок, решил уволиться в первый же день. В течение испытательного срока можно уволиться, предупредив работодателя не за 2 недели, а всего за 3 дня.

В таком случае трудовая книжка выдается без каких-либо записей. И если вы поспешили сделать запись о приеме, то это правило будет нарушено. Вот поэтому важно выдержать оговоренные законом 5 дней.

Что предпринять

При найме работников следует исполнять требование статьи 66 Трудового кодекса и делать запись в трудовую книжку нового сотрудника на шестой-седьмой день его работы.

Неверный учет трудовых книжек

В соответствии с пунктом 41 постановления Правительства от 16.04.2003 № 225, бланки трудовых книжек нужно учитывать в приходно-расходной книге бланков и книге учета движения трудовых книжек.

Эти книги должны быть пронумерованы, прошиты, заверены печатью руководителя и скреплены сургучной печатью или опломбированы.

Если книги не оформлены таким образом, то это нарушение, за которое следует административная ответственность.

На практике в упомянутых книгах часто отсутствуют пломбы или сургучные печати.

Читайте также:  В какой срок утверждают график отпусков новой организации

Как должно быть

Сегодня редко кто применяет сургучную печать, поскольку это неудобно. Что касается пломбирования, то подойдет любое пломбировочное устройство по ГОСТ 31282-2004. Специалисты рекомендуют использовать пленочные пломбы. А вот бумажные пломбы (наклейки) применять нельзя — стандарт, который их допускал, больше не действует.

Что предпринять

Необходимо проверить ведение книг по учету бланков трудовых книжек. Нити, которыми они прошиты, нужно скрепить пломбой либо сургучной печатью.

Нарушения, связанные с предоставлением отпусков

Минтруд разработал критерии для выявления нарушений работодателями трудового законодательства

Работник имеет право ежегодно «отгулять» 28 дней оплачиваемого отпуска. Предоставляется он в соответствии с графиком, который работодатель утверждает не позже, чем за две недели до конца предыдущего года.

Распространенной практикой стало предоставление отпуска не целиком, а по частям. Вместе с тем такой порядок требует наличия предварительного согласия работника. Если его нет, то в соответствии с частью 1 статьи 125 ТК РФ, это является нарушением. Кроме того, одна часть отпуска не может быть менее 14 календарных дней.

Что предпринять

Чтобы на законных основаниях разделить отпуск, работодателю следует:

  1. Заручиться согласием работника. Ближе к концу года получите от каждого сотрудника заявление о разделе отпуска в следующем году на определенные части.
  2. Обеспечить, чтобы одна часть отпуска была не меньше 14 календарных дней.

За 2 недели до начала отпуска, который предоставляется по графику, работника нужно известить о его начале. Сам сотрудник подавать заявления не должен. Наоборот, именно работодатель составляет письменно сообщение.

Это может быть персональное извещение каждого работника, ознакомительные листы, общая ведомость. Кроме того, можно взять форму Т-7 и дополнить его двумя графами.

В одной работник распишется, а в другой поставит дату уведомления.

Глава Роструда рассказал, как меняется надзор в сфере труда

Руководитель Роструда Михаил Иванков принял участие в пленарной сессии «Управление профессиональными рисками: новые возможности и перспективы», состоявшейся в рамках юбилейной 25-ой выставки «Безопасность и охрана труда – 2021».

В своем выступлении он рассказал об основных изменениях, которые сейчас происходят в контрольно-надзорной деятельности в сфере труда.

В частности, он сообщил, что основной акцент в работе инспекции труда делается не только на выявление нарушений, но и на их предотвращение.

«Мы делаем акцент на профилактику, на совместную работу инспекции, работодателя и работника по предотвращению нарушений законодательства.

Для этого мы используем как профилактические инструменты, которые уже достаточно хорошо себя зарекомендовали ранее, так и новые.

Так, например, в распоряжении инспекторов труда появилось такое мероприятие, как профилактический визит, при котором инспектор труда на месте и по факту консультирует работодателей», – рассказал глава ведомства.

Он также напомнил, что одним из инструментов помощи предприятиям является действующий на сайте «Онлайнинспекция.рф» сервис «Электронный инспектор», который фактически представляет собой симулятор проверки для работодателей.

С его помощью они могут самостоятельно проверить свой бизнес на предмет возможных нарушений, в том числе условий охраны труда. Как сообщил глава Роструда, с начала работы сервиса было осуществлено 930 тысяч самопроверок.

Устранив выявленные системой нарушения, работодатели смогли оградить себя от штрафов на сумму более 18 млрд рублей.

В продолжение темы электронных сервисов, Михаил Иванков рассказал о внедрении современных цифровых технологий в сферу труда, в том числе в рамках внедрения проактивного контроля соблюдения требований трудового законодательства. Суть проактивного контроля заключается в том, что система не позволит совершить действия, которые не соответствуют трудовому законодательству. В первую очередь, это будет касаться проактивного контроля за соблюдением требований законодательства в части кадровых процессов у работодателей. «Буквально до конца этого года мы завершаем разработку 70 эталонных кадровых процессов, и со следующего года в 1 квартале мы планируем предоставить их в открытом доступе», – сообщил глава Роструда.

БИОТ является крупнейшей в России и Восточной Европе выставкой в области безопасности труда и производства средств индивидуальной защиты. Свою продукцию здесь представят более 230 российских и зарубежных экспонентов. Организаторами БИОТ традиционно выступают Министерство труда и социальной защиты РФ и Ассоциация «СИЗ».

Первоисточник: Федеральная служба по труду и занятости

Топ-8 нарушений трудового законодательства со стороны работодателей в 2021 году | «Правовест Аудит»

Конечно, гражданско-правовой договор в некоторых случаях более выгодный вариант для компании, чем трудовой. Однако нужно понимать, что недостаточно просто вместо «трудовой договор» написать «договор подряда».

Если Вы выбираете второй вариант, то не следует явно строить отношения между организацией и подрядчиком в такой форме, как если бы это были трудовые отношения: например, обязывать подрядчика подчиняться требованиям Правил внутреннего трудового распорядка и т.д.

Все это с легкостью выявит трудовой инспектор, особенно, если работник захочет «намекнуть» ему об этом.

Если в работе Вашей компании будут выявлены нарушения в заключении трудовых договоров (а это не только использование гражданско-правовых конструкций, но и случаи, когда человек выполняет работу и при этом вообще никак не оформлен), то с должностных лиц компании может быть взыскан штраф от 10 до 20 тыс. руб., а с юридического лица — в размере от 50 до 100 тыс. руб. (п. 3 ст. 5.27 КоАП).

Представим ситуацию, что Вы работаете исключительно с оформлением трудовых договоров. Но достаточно ли этого?

Зачастую трудовые договоры не составляются специально, а берутся из интернета так называемые «типовые формы». Никто особо не вникает: а что там указано, ведь есть четкие договоренности с работником, они ежедневно контролируются в процессе выполнения рабочих задач, проблем не возникает. Но это только на первый взгляд.

Знаете ли Вы, что в трудовом договоре должны быть конкретно прописаны: место работы, условия оплаты, режим рабочего времени и др. условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ? А если какого-то из этих условий не будет, то ответственность будет такая, как если бы Вы вообще не оформляли трудовые договоры.

Мы не призываем Вас отказаться от типовых трудовых договоров — это очень удобный инструмент, который экономит время сотрудника, занимающегося кадровым делопроизводством. Но мы рекомендуем проверить используемые в Вашей компании трудовые договоры на наличие всех обязательных условий. Это не займет много времени, но даст Вам уверенность.

Проверка достаточности условий в трудовых договорах — один из вопросов, который решает кадровый аудит

Все работники знают, что для ухода в отпуск самое главное согласовать его период с руководителем. Иногда процесс направления в отпуск на этом и заканчивается. Вроде всем все понятно и про оформление необходимых документов благополучно забывают.

В итоге мы приходим на проверку в организацию, а там может не быть ни графика отпусков, ни уведомлений работников о начале отпуска, кроме того допускается несвоевременная выплата отпускных (работник вроде как не возражал) и другие нарушения гарантий, предусмотренных гл. 19 ТК РФ.

Как видим, в вопросе отпусков может быть много нарушений, а если аналогичное нарушение уже фиксировалось ранее, то штраф за эти нарушения на организацию может достигать 70 тыс. руб. (п. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Ну и, конечно же, не минуют ответственности и должностные лица компании (до 5 тыс. руб. за «первичное» нарушение, до 20 тыс. руб. за каждое «повторное» нарушение).

Еще один «пласт» часто выявляемых нарушений — это несоблюдение законодательства, регулирующего работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Иными словами, это работа в то время, которое обычно является нерабочим. В частности, это касается выходных и праздничных дней. Есть определенные правила, которые должны соблюдаться (ст. 113, ст. 153 ТК РФ):

Но, как правило, работа в таких случаях, носит срочный характер, все гораздо больше озабочены проблемой закрытия проекта, нежели оформлением «непрофильных» бумаг. В итоге, требования законодательства игнорируются. А зря. Размер штрафов такой же, как и при нарушении правил предоставления отпусков.

Как все корректно оформить в условиях спешки? Может помочь заранее подготовленная памятка с четкой последовательностью действий, которые нужно совершить при оформлении/оплате работы в нерабочее время.

Достаточно часто сталкиваемся с распространенным убеждением руководителей частных компаний о том, что «они не обязаны где-то закреплять порядок индексации заработной платы, т.к. у них вообще нет обязанности делать «индексацию». Это отчасти верно.

Действительно, работодатели, нефинансируемые из бюджета, вправе самостоятельно определять сроки (периодичность) и размер индексации заработной платы.

Но порядок индексации обязательно должен быть закреплен в локальном нормативном акте (например, коллективном договоре).

Если это не сделано, то снова получаем основание для привлечения к административной ответственности, а значит и повод для штрафов.

Многие работодатели уже осознали, что закрепление некоторых правил в локальных нормативных актах не только необходимо для соблюдения законодательства, но и удобно. Однако, почему-то по-прежнему часто встречаются случаи, когда работников не знакомят «под роспись» с ЛНА. Хотя такое ознакомление обязательно (абз. 10 ч. 2 ст. 22, п. 8 ст. 86 ТК РФ).

Если сотрудник не ознакомлен с локальными нормативными актами, организацию и ее должностных лиц могут привлечь к такой же административной ответственности, как и за их отсутствие (ст. 5.27 КоАП РФ).

При проверках трудовой инспекцией одним из основных мероприятий, включенных в программу проверки, является анализ табеля учета использования рабочего времени.

С помощью документа учета рабочего времени ревизоры выявляют нарушения трудового законодательства. Поэтому, если Ваша компания нарушает обязанность по ведению табелей рабочего времени (ч. 4 ст.

 91 ТК РФ), это легко выявит трудовая проверка и на организацию может быть наложен штраф — до 50 тыс. руб.

Обычно руководитель контролирует, в лучшем случае, только итоговый размер заработной платы. Он складывается из должностного оклада и различных надбавок/доплат/др. выплат — эта информация интересует директоров уже в куда меньшей степени. Но лучше эту ситуацию исправить и уделить этому вопросу чуть больше внимания.

Дело в том, что Роструд придерживается мнения, что в штатном расписании по одноименным должностям следует устанавливать одинаковые размеры окладов.

Читайте также:  [НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ]: Лизинговые платежи — не всегда прочий расход

При этом надбавки, доплаты и другие выплаты у разных работников могут различаться, в том числе в зависимости от квалификации, сложности работы, количества и качества труда (абз. 6 — 9 письма Роструда от 27.04.2011 N 1111-6-1).

Об обязанности работодателя устанавливать равные размеры должностных окладов по должностям с равной сложностью труда также сказано в Письме Минтруда России от 25.10.2017 N 14-1/В-953.

Иными словами, если у Ваших сотрудников, работающих по одной должности, разные должностные оклады, то при обнаружении нарушений компанию могут ожидать штрафы (от 1 тыс. руб. на должностных лиц, от 30 тыс. руб. — на юридическое лицо).

Штрафы штрафами, но из-за нарушений трудового законодательства бывают и гораздо более неприятные последствия — речь об уголовной ответственности вплоть до лишения свободы. Конечно, это далеко не самый часто встречающийся вид ответственности за «трудовые» правонарушения. Но для того, кто будет привлечен, вряд ли это послужит утешением.

Существует 2 нарушения за которые возможна уголовная ответственность:

При этом, необязательно указанные правонарушения повлекут уголовную ответственность уполномоченного лица. В абсолютном большинстве случаев в таких ситуациях происходит привлечение к административной ответственности (ст. 5.27 и 5.27.1. КоАП).

Татьяна ТарасоваГлавный эксперт по налогам и бухучету, трудовому законодательству

Давайте разберемся, когда эти нарушения могут повлечь уголовную ответственность?

Если мы говорим о невыплате или несвоевременной выплате заработной платы, то для уголовной ответственности «нужно»:

Роструд будет проверять работодателей по новым правилам

Какие профилактические и контрольные мероприятия предусмотрены и что поможет работодателям защитить свои права?

23 июля 2021 г. начали действовать новые правила контроля (надзора) в сфере соблюдения норм трудового права (Постановление Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230).

Государственный контроль (надзор) осуществляет Роструд и его территориальные органы.

В рамках новых правил будет контролироваться и проверяться деятельность работодателей на предмет соблюдения требований трудового законодательства, а также деятельность организаций, которые проводят специальную оценку условий труда.

При осуществлении государственного контроля будет применяться риск-ориентированный подход.

Что это значит? Если проверять всех подряд, то деятельность организаций может быть значительно затруднена и потребуется огромный запас ресурсов государства для проведения проверок.

А при риск-ориентированном подходе больше внимания уделяется работодателям, чья деятельность связана с высокими рисками, и меньше – при низких рисках. Тем самым повышается эффективность государственного контроля, и бизнес не перегружен излишними проверками.

Деятельность работодателей может быть отнесена к одной из следующих категорий риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий риск.

При определении категории риска используется несколько критериев:

  • тяжесть негативных последствий (т.е. что может произойти при нарушениях, например сколько людей могут пострадать в результате несчастного случая);
  • коэффициент устойчивости добросовестного поведения работодателя (рассчитывается индивидуально, в том числе с учетом факта наличия ранее совершенных нарушений).

Отнесение работодателей к определенной категории риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. С перечнем работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, можно ознакомиться на сайте Роструда.

При осуществлении государственного контроля (надзора) Роструд может проводить профилактические мероприятия:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • профилактический визит.

С программой и планом данных мероприятий можно ознакомиться на сайте Роструда (например, программа для Санкт-Петербурга).

Профилактические мероприятия проводятся по правилам, закрепленным в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

  • Информирование
  • Роструд будет размещать информацию об обязательных требованиях в области охраны труда на своем официальном сайте, в средствах массовой информации, личных кабинетах работодателей (при их наличии) и в иных формах.
  • Обобщение правоприменительной практики

Результатом такого обобщения является доклад Роструда о правоприменительной практике в сфере охраны труда. Доклад готовится ежегодно, не позднее 1 июня текущего года, за предыдущий год и подлежит размещению на сайте Роструда.

Объявление предостережения

Если Роструд располагает информацией о готовящихся нарушениях обязательных требований или об имеющихся признаках нарушений, он вправе выдать работодателю предостережение о недопустимости такого нарушения. В случае несогласия с предостережением работодатель вправе в течение 10 дней со дня его получения направить возражение.

Консультирование

Должностные лица Роструда должны консультировать всех желающих в устной или письменной форме по следующим вопросам:

  • организация и осуществление государственного контроля (надзора);
  • гарантии и защита прав работодателей;
  • эффективные средства и методы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям;
  • исполнение решений контрольных (надзорных) органов.

Проконсультироваться можно по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме и в ходе проведения профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия. Консультации проводятся бесплатно.

Профилактический визит

В ходе этого мероприятия инспектор Роструда проводит профилактическую беседу с представителем работодателя по месту его нахождения или с использованием видео-конференц-связи.

Работодателя информируют об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий.

Обязательные профилактические визиты проводятся, например, в отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 8 часов.

Для проверки соблюдения работодателями требований трудового законодательства Роструд вправе проводить контрольные (надзорные) мероприятия.

Инспекционный визит

Он проводится по месту нахождения работодателя без предварительного уведомления. По общему правилу инспекционный визит подлежит согласованию с органами прокуратуры за исключением отдельных случаев. Срок его проведения не может превышать 1 рабочий день.

  1. Инспекционный визит может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
  2. Рейдовый осмотр
  3. В ходе такого осмотра оценивается соблюдение обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько работодателей.

По общему правилу рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением отдельных случаев. Срок его проведения не может превышать 10 рабочих дней.

Документарная проверка

Эта проверка проводится без выезда к работодателю, на основании представленных сведений и документов. Срок ее проведения не может превышать 10 рабочих дней.

При проведении документарной проверки контрольный (надзорный) орган не вправе требовать у работодателя сведения и документы, которые не относятся к предмету проверки или которые могут быть получены Рострудом от иных органов.

Выездная проверка

Такая проверка проводится по месту нахождения работодателя. По общему правилу о предстоящей выездной проверке работодатель должен быть уведомлен не позднее чем за 24 часа до ее начала путем направления копии решения о проведении проверки. Она может проводиться дистанционно, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи.

Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. С этим планом можно ознакомиться на сайте Роструда (например, план проверок для Санкт-Петербурга). Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются внепланово.

Частота проведения плановых мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства зависит от категории риска деятельности работодателя.

Категория риска Частота проведения плановых проверок
Высокий риск Один раз в 2 года
Значительный риск Один раз в 3 года
Средний риск Один раз в 5 лет
Умеренный риск Один раз в 6 лет
Низкий риск Плановые проверки не проводятся, только внеплановые

При проведении рейдового осмотра и проверок контролирующие лица для фиксации доказательств нарушений могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.

По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт, в котором указываются сведения о выявленных нарушениях. Документы и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.

(В статье «Новый Закон о госконтроле: бизнесу нужно быть начеку» можно прочитать о том, что теперь под предлогом защиты охраняемых законом ценностей могут внезапно проверить любого предпринимателя. Также бизнес ждут мониторинг безопасности, выездные обследования, контрольные закупки и рейдовые осмотры).

Прокуратура вместе с бизнес-омбудсменами (уполномоченными по защите прав предпринимателей) планирует проводить собственный мониторинг: бизнес-омбудсмены будут сообщать в органы прокуратуры о неправомерных контрольных мероприятиях в отношении работодателей.

Пока эта инициатива находится в стадии разработки. Тем не менее рекомендуем работодателям в случае необходимости обращаться к уполномоченным по защите прав предпринимателей – эту возможность можно использовать как дополнительный механизм защиты своих прав.

В случае несогласия с результатами контрольного (надзорного) мероприятия Роструда работодатель вправе обжаловать решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц в течение 30 календарных дней со дня, когда он узнал о нарушении своих прав.

К жалобе можно приложить документ, отражающий позицию уполномоченного по защите прав предпринимателей. По общему правилу жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

Имейте в виду: обращение в суд возможно только после соблюдения процедуры досудебного обжалования (подробнее об этом читайте в статье «Обжаловать решения чиновников станет сложнее»).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector