Приемные дети в семье: процедура усыновления, особенности воспитания, распространенные проблемы

В наше время немало семей воспитывает приемных детей. Основной причиной этого является физическое здоровье супругов и их неспособность иметь своих детей. В некоторых случаях бездетность становится настоящей трагедией. Чтобы сохранить семью и обрести смысл жизни, большинство пар идет на усыновление чужих детей.

Взяв на воспитание ребенка с медицинскими противопоказаниями, надо быть готовым к некоторым трудностям.Приемные дети в семье: процедура усыновления, особенности воспитания, распространенные проблемы

Хотя в атмосфере семьи дети намного быстрее развиваются, чем в детском доме, не всегда родители оказываются готовыми растить приемного ребенка, создавать ему определенные условия, опекать.

Иногда, взяв на воспитание приемного сына или дочь и обнаружив серьезные проблемы со здоровьем, супруги отказываются от сироты, стараясь снять с себя ответственность. Такое отношение оказывается жестоким ударом для малыша.

Особенности приемной семьи

Если вы взяли на воспитание приемного ребенка в семью, значит, подготовка к важному событию появления малыша проходила несколько иначе, чем у других пар. Его приход сопровождался не беременностью и родами, а длительными и изматывающими процедурами по усыновлению.

Вы осознаете, что у вашего сына или дочери есть биологические родители, другие родственники. Возможно, ваше дитя совершенно не похоже на вас. У него другой цвет глаз, волос, темперамент и характер. Все эти особенности унаследованы ребенком от его биологических родителей.

Он может расти непоседливым, коммуникабельным, испытывать постоянную тягу к общению, а вы обладать спокойным уравновешенным характером. В большинстве семей встречается различие между детьми и родителями, но в приемной семье оно приобретает особенный оттенок.

Наличие в семье приемного ребенка школьного возраста может создать некоторые трудности. Им уже усвоены определенные стереотипы поведения. Он мог не получать даже самого элементарного ухода, возможно, знает, что такое голод.

Многие сироты ранее подвергались насилию со стороны взрослых и сверстников. Психологические травмы в юном возрасте оказывают огромное влияние на дальнейшее нравственное и психическое развитие личности.

В некоторых случаях вполне достаточно просто оказать поддержку и окружить дитя любовью. Необходимо выполнять то, что вы бы делали для своего родного ребенка.

Если забота и внимание не способствуют скорейшему приходу поведения в норму, стоит обратиться за помощью к специалисту. Детский психиатр сможет разобраться с душевными травмами, чтобы они не привели к печальным последствиям.

Воспитание приемного ребенка в семье — ответственный шаг. Нужно очень чутко относиться к детской психике, тогда малыш быстро привяжется к новым родителям. Он будет прекрасно себя чувствовать в приемной семье. Иногда такие супруги и их дети могут оказаться в социальной изоляции. С этим нужно считаться. Понимание и терпение помогут справиться со всеми временными трудностями.

Воспитание приемных детей до года

Некоторые пары боятся усыновить младенца. В таком возрасте почти нереально создать точный прогноз состояния здоровья ребенка в будущем. Мужчины и женщины не задумываются о возможности врожденных пороков у родных детей.

Это могло бы помочь относиться к приемному малышу как к собственному. Увы, мир создан так, что некоторые родители отказываются от своих тяжелобольных детей. А брать на воспитание чужого нездорового ребенка мало кто решается.

Психологи рекомендуют усыновлять детей в младенческом возрасте. В таком случае отставание в развитии будет минимальным. Нужно понимать, чем был обделен ребенок в детском доме. А не хватало ему родительского тепла и заботы.

Приемные дети в семье: процедура усыновления, особенности воспитания, распространенные проблемы

Если на воспитание берется новорожденный, то у него не может быть отставания и задержки в развитии. Особенности ухода будут те же, что и у семьи, растившей собственного малыша с рождения. В обязанности мамы входит правильный уход и частое общение. Такой ребенок ничем не будет отличаться от своих сверстников, воспитывающихся родными родителями.

У малыша в возрасте около 6 месяцев могут присутствовать некоторые задержки в развитии. Они сопровождаются следующими проявлениями:

1. Ограниченной двигательной активностью, отсутствием сосредоточивания и неулыбчивостью.

2. При обращении взрослого реакция ребенка может быть замедленной.

3. Малыш реагирует только на определенное воздействие. Оживления по собственной инициативе не происходит.

4. Нет реакции на игрушки.

Каждый ребенок имеет свою индивидуальность и развитие. При отставании усыновленного малыша в формировании от сверстников не нужно опускать руки. Надо просто уделить ему больше внимания и общения.

Если ребенок радуется вашему появлению, аукает, интересуется игрушками, предложенными вами, значит, дела у вас обстоят хорошо. Вы все правильно делаете.

Желательно побольше общаться с карапузом, кормить его на руках.

Приемные дети в семье: процедура усыновления, особенности воспитания, распространенные проблемы

Воспитание приемного ребенка в семье старше полугода подразумевает формирование личностной связи. Нужно определить этап его созревания. В детдомах малыши, которым больше 6 месяцев, продолжают находиться на уровне эмоционального общения.

Тогда надо вести себя с таким ребенком, как и с полугодовалым крохой. Потом желательно перейти на стадию ситуативного делового контакта. Рекомендуется начать играть в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую». Если малыш противится, не огорчайтесь и не настаивайте.

Нужно дать ему немного времени, чтобы привыкнуть.

Воспитание приемных детей старше года

В развитии детей старше одного года есть свои особенности. Такие малыши уже умеют играть с предметами. У них хорошее тактильное развитие, но на контакт со взрослыми идут неохотно. Процесс игры происходит отчужденно от общения. Малыш может не реагировать на слова и не подражать вашему поведению.

Все это является следствием психической задержки развития. Высока вероятность отсутствия лепета или ограниченного его проявления. Нужно найти общий язык с ребенком, предложить ему новые игры и игрушки, ненавязчиво подключить эмоциональный контакт. Все действия должны быть постепенными и деликатными.

Воспитывая приемного ребенка в семье, нужно хвалить его за хорошие поступки и ругать за плохие, как родного. Если он что-то сделал неправильно, покажите ему, как следует поступить в этой ситуации. Учите малыша повторять за вами слова. Если у него не получается, проявите терпение и не ругайте. Со временем он научится.

Покажите ребенку картинки, почитайте книжку. Веселитесь вместе с ним. Пожалейте, когда ему плохо. Не забывайте, что счастливые дети вырастают в счастливой семье независимо от того, родная она или приемная. Если создать теплые и гармоничные отношения в доме, усыновленный ребенок быстро догонит в развитии своих сверстников.

Адаптация приемных детей в новой семье

Прежде чем привезти приемного ребенка жить в свой дом, необходимо изучить все особенности воспитания таких детей и решить, под силу ли вам это. Ребенок — это не игрушка.

Вы не можете сегодня взять к себе жить дитя, а завтра отвезти обратно, потому что оно капризное, непослушное и неуправляемое.

Вы станете причиной еще одного предательства, которое отразится на его отношении к окружающему миру.

Перед усыновлением постарайтесь хорошо узнать ребенка. Пообщайтесь с воспитателями. Он будет делать все, чтобы понравиться своим будущим родителям. Все дети хотят иметь маму и папу.

Приемные дети в семье: процедура усыновления, особенности воспитания, распространенные проблемы

Привыкание к новым родителям будет происходить больше месяца. Супругам тоже понадобится время для адаптации к изменениям в семье. Если приемный ребенок не является первенцем, нужно поровну разделять внимание ко всем детям.

Важно, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным. Говорить о полной адаптации рано, когда малыш всеми силами старается понравиться своим новым маме и папе.

У него может наблюдаться повышенная активность, ведь для ребенка это такое счастье.

Следующий период адаптации будет не таким радужным. Начинается привыкание к новой обстановке. Со стороны ребенка возможно проявление характера, хамство, грубость.

Наблюдая за реакцией родителей, он определяет границы дозволенного. Паре необходимо проявить терпение и понимание. Следует спокойным тоном объяснить малышу недопустимость тех или иных действий. Не кричите на него.

Закрывать глаза на плохое поведение тоже нежелательно.

Плохое поведение ребенка может стать причиной депрессии у мамы и неуверенности в своих силах. Ни в коем случае нельзя говорить детям об обязанности приемным родителям за то, что их забрали из детдома и они находятся в полноценной семье. Такие упреки могут вызвать ненависть со стороны ребенка.

После окончания этого сложного периода начнется время спокойствия и доброжелательности со стороны усыновленного малыша. Он начнет доверять родителям и делиться с ними своими мыслями.

Начнет проходить боязнь того, что мама и папа предадут его и бросят. Пойдет привыкание к новому образу жизни. Полная адаптация приемного ребенка может длиться до 5 лет.

Главное — запастись любовью и терпением, окружить ребенка лаской и заботой.

Основные проблемы при воспитании

К проблемам, которые могут возникнуть при воспитании приемного ребенка, нужно подготовиться заранее. Для начала вами должно быть принято решение насчет того, стоит ли малышу говорить правду о его усыновлении.

Лучшим вариантом в этом вопросе является правда. Если вы решили ее скрыть, необходимо все взвесить и сделать так, чтобы ребенок ничего не узнал из других источников.

Случайное открытие тайны чревато для него сильным стрессом и потерей доверия к родителям.

Приемные дети в семье: процедура усыновления, особенности воспитания, распространенные проблемы

Если малыш не забыл своих биологических маму и папу, то, возможно, он будет их сравнивать с вами. В этом состязании не вы будете выигрывать.

Даже сильно пьющие и совершенно не проявляющие заботу к своему отпрыску, они останутся для него лучшими. Возможно, он будет пытаться разыскать их.

Не рекомендуется давать нелестную характеристику его биологическим родителям, иначе ребенок будет воспринимать вас как врагов. Просто смиритесь и продолжайте заботиться о своем чаде.

Иногда приемные родители сталкиваются с проблемой воровства со стороны ребенка, который достиг школьного возраста. Кража может произойти дома, в школе или магазине. На такое нельзя закрывать глаза. Спокойно объясните своему малышу почему он плохо поступил. Для предупреждения таких действий постарайтесь обеспечить ребенка самым необходимым, но не балуйте.

Сначала усыновленные дети не понимают, что можно брать, а что нет. В детских домах все общее. Сегодня ты надел эту обувь, а завтра она может оказаться на другом мальчике или девочке.

Необходимо объяснить ребенку, что есть вещи, принадлежащие ему, а есть собственность другого человека. Свои игрушки, одежду, обувь он может брать и пользоваться, когда захочет.

Чужие личные вещи должны быть неприкосновенны, они берутся только с разрешения. Ребенок скоро привыкнет к такому положению вещей.

Реакция родственников на усыновление

Если вами принято решение об усыновлении ребенка, вся семья и ближайшие родственники должны принять сироту как полноправного члена.

Существует вероятность развития ситуации, когда малыша просто игнорируют или недоброжелательно относятся к нему. Это нужно пересечь в корне.

Когда вы будете принимать дитя как полноправного члена семьи, он по-настоящему почувствует себя любимым и счастливым.

Проведите беседу с остальными родственниками. Расскажите своим родителям, братьям, сестрам о том, как важно дать малышу почувствовать себя непосторонним. В этом случае лучше не идти на компромисс. Вы теперь стали мамой и папой, забота о благополучии ребенка должна быть для вас приоритетом, как и для всех родителей.

Приемные и родные дети

В некоторых семьях воспитываются и родные дети, и приемные. В таких случаях возможно соперничество, вражда и обида между ними. Детям не составит труда найти повод, чтобы поругаться. Желательно, чтобы каждый ребенок знал свое происхождение и, несмотря на это, вы одинаково относились к каждому из них.

Читайте также:  Разрешение на продажу квартиры от органов опеки и попечительства: образец заявления, документы

Приемные дети в семье: процедура усыновления, особенности воспитания, распространенные проблемы

Различия могут иметь место и в физической, и в интеллектуальной сфере. Если ваш родной ребенок хорошо учится, а приемный еле справляется со школьной программой, то эта разница будет негативно отражаться в их взаимоотношениях.

Наличие ребенка с ограниченными физическими способностями еще больше будет усугублять ситуацию. Приемный малыш видит свое отличие от братьев и сестер и ощущает себя чужим.

Если же они превосходят его в науке или спорте, то у него может развиться комплекс неполноценности.

Приемным родителя рекомендуется поискать в каждом из детей сильные стороны и способности независимо от того, родной это ребенок или из детского дома. Воспитание должно основываться на положительных сторонах характера. Мудрая мама всегда поддержит свое чадо и придаст ему уверенности в собственных силах.

Сначала с усыновленным мальчиком или девочкой в семье будет непросто, придется преодолеть немало трудностей. Любовь, взаимопонимание и терпение помогут вам в этом. Когда проблемы воспитания останутся позади, у вас окажется ребенок, который способен одарить вас своим теплом и лаской.

Источник: http://moyasna.ru/vospitanie-detej/vospitanie-priemnogo-rebenka.html

Воспитание приемного ребенка, проблемы и пути решения

В основу статьи лег клинический случай. Из рассказа родителей — приемный ребенок не слушается:

«Васе было два года, когда мы усыновили его. Сейчас ему семь. Он был здоровый, веселый малыш, сразу нам понравился. Мы прошли обучение по воспитанию детей приемными родителями. Все было хорошо.

Проблемы начались, когда он пошел в детский сад. Не хотел идти туда, закатывал истерики, упрямился. Потом стал воровать игрушки других детей и приносить их домой. Прятал эти игрушки под матрасом.

Как же было стыдно перед родителями этих детей!

Заставляли его просить прощения! Приходилось обыскивать его каждый раз, когда забирали из детского сада. Не слушался, что ни просили, все делал наоборот. Даже одежду пачкал специально. Мы разговаривали с ним по-хорошему, но он не понимает. В угол ставили, наказывали ремнем иногда. Лишали компьютера. Ему все равно, он даже еду стал воровать и прятать.

Сейчас пошел в первый класс. Украл деньги, стащил из шкафа. Купил на них сладости и съел. Мы долго выясняли, куда он дел деньги, пришлось выбивать из него слова ремнем. Нашли обертки от шоколада — спрятал за столом. Тогда поверили, что на сладости потратил.

В магазинах он тоже ворует. В школе учиться не хочет, грубит учительнице, к другим детям проявляет агрессию. Учительница застала его и мальчика из старшего класса с сигаретой.

Ему всего семь, а он уже курит! И уже вор! Что делать? Мы не можем справиться с ним!»

Приемные дети в семье: процедура усыновления, особенности воспитания, распространенные проблемы

Родные и приемные дети — есть ли разница? Почему возникают проблемы воспитания приемных детей

Когда женщина рожает своего ребенка, она не знает, каким он будет, она не выбирает ни пол, ни психические особенности малыша. Естественным образом рождается ребенок такой, какой есть, и к нему у женщины возникает материнский инстинкт. Это природный механизм, он необходим для сохранения потомства как у животных, так и у людей.

При наличии материнского инстинкта жизнь малыша оценивается матерью как приоритет над своей собственной жизнью. Мать заботится о ребенке, вкладывает в него самое лучшее и бессознательно не ожидает отдачи от него. Родного дитя любят, каким бы он ни был и что бы ни натворил.

При усыновлении люди могут выбрать ребенка сами. Когда люди усыновляют, они руководствуются своим разумом и предпочтениями. Выбирают того, кто понравился. Тех, кто не понравился — не берут, а если и усыновляют, то с целью сделать из него такого, который нравился бы.

К приемным детям не возникает материнского инстинкта. Сознательно приемные родители делают для малыша все, но что-то может идти не так, как им хочется.

Если при наличии материнского инстинкта мать естественным образом нацелена природой на отдачу ребенку всего, что у нее есть, даже собственной жизни, то к приемным детям формируется другое отношение.

При усыновлении не срабатывает природный механизм приоритета ребенка над родителями. Природой все задумано правильно, ведь будущее — это дети, которые должны выжить и получить все лучшее, чтобы человеческий вид продолжал существовать и развиваться. Поэтому мать готова отдать жизнь за своего ребенка. Приемные же родители действуют иначе.

Самые лучшие побуждения могут толкать людей на усыновление малыша из детского дома. Одни не могут родить своего ребенка и берут в семью, чтобы любить его, как родного. Чтобы было, кому передать семейное дело, наследство. Другие хотят дать обездоленному, брошенному чаду дом из сострадания.

Так или иначе, люди действуют из своего желания, то есть из своего бессознательного эгоистического стремления, которое не осознают. А это значит, что они совершают действие с ожиданием возврата, то есть получения. Дать, чтобы получить взамен.

Между приемными детьми и родителями не возникает бессознательной регуляции, как это происходит с родным малышом через материнский инстинкт. Приемные родители руководствуются свои умом, что может быть ошибочно.

Собственные дети могут радовать достижениями — отличной учебой, послушанием, помощью, успехами в спорте. Но могут не радовать, а наоборот, расстраивать. Тем не менее, они остаются своими, и даже если сын — малолетний вор и преступник, мать будет защищать его и оправдывать.

Приемные дети в семье: процедура усыновления, особенности воспитания, распространенные проблемы

От приемного ребенка мы ждем отдачи. Это внутреннее отношение, и оно неосознанно. Получается мена: «я тебе, а ты мне». Если приемный малыш не оправдывает ожиданий, ведет себя плохо, то родители не получают то, чего хотят бессознательно.

Не получая желаемого послушания и развития приемного ребенка, родители наказывают его так, как не стали бы этого делать с родными детьми. Бессознательное ожидание отдачи от приемного малыша делает отношения с ним очень сложными.

Поэтому в воспитании приемных детей возникает столько проблем — они могут начать воровать, проявлять агрессию, выражать протест разными способами. Нередки случаи, когда родители возвращают ребенка обратно в детский дом, потому что не смогли справиться с ним.

Семилетнего Васю били, унижали перед публикой, наказывали. Родители поступали так непроизвольно, ведь и родных детей часто наказывают и бьют. В этом же случае ребенок стал настолько неуправляем, что родители обратились за помощью к психиатру.

Как решить психологические проблемы воспитания приемного ребенка в этой семье?

Любой ребенок, родной или приемный, нуждается в чувстве защищенности и безопасности, и Вася не исключение. Это необходимо для развития его психики.

Малыш бессознательно ощущает, что родители, прежде всего, мама, сохраняют его жизнь и здоровье, в том числе психическое равновесие.

Значит, он может спокойно развиваться и впоследствии начать сохранять себя самостоятельно, когда психически созреет к пубертатному периоду.

Психика развивается до подросткового возраста, а до этого времени ребенок проявляет себя как еще не зрелый, не взрослый. С него нельзя спрашивать, как с взрослого. Как это делали с Васей — «ворует». Он не воровал. Вася, будучи лишенным чувства защищенности и безопасности, был вынужден сохранять себя сам, то есть психически ему пришлось вести себя по-взрослому с незрелой психикой.

Так возникают задержки развития психики — как у приемных, так и у родных детей. Разница в том, что приемный ребенок изначально не получает чувства защищенности и безопасности на базе материнского инстинкта.

Если родной ребенок теряет защищенность и безопасность, когда на него кричат, бьют, унижают, то те же самые действия у приемного Васи усугубляли его задержки развития все больше и больше.

Поэтому неправильное воспитание приемных детей, незнание психологических нюансов и особенностей воспитания приемных детей может приводить семью к плачевным последствиям.

Материнского инстинкта к приемному ребенку не возникнет. Но возможно создать с ним эмоциональную связь. Это чувственное, доверительное общение. Начать можно с чтения сказок на ночь.

Эмоциональная связь позволит создать и сохранить крепкие отношения с ребенком на всю жизнь. А чтение сказок на ночь, совместное семейное чтение — это воспитание чувств, залог будущей способности ребенка воспринимать мир прекрасным, видеть красоту души другого человека, создавать счастливые парные отношения.

Традиция общего семейного стола укрепляет отношения. Когда люди совместно получают удовольствие от пищи и при этом делятся своими чувственными переживаниями по поводу чего-либо, это сближает их еще больше. Совместные обеды должны быть во всех семьях, а не только там, где воспитывается приемный ребенок.

Для правильного воспитания приемного ребенка, а также для того, чтобы избежать проблем в воспитании и приемных, и родных детей, необходимо знать особенности их психики. Малыш рождается с уже заданными способностями.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика состоит из частей (векторов), всего их восемь. Это значит, что у ребенка уже есть врожденные несколько векторов из восьми, которые составляют его психику.

Каждый вектор наделен своими особенными свойствами и талантами.

Они находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии. В процессе развития ребенок сам своим поведением показывает, где совершаются ошибки воспитания. Вася делал это много раз. Воровство — это признак того, что физически наказывают ребенка, который из маленького воришки способен развиться в талантливого инженера, управленца, представителя закона.

Чувство защищенности и безопасности, эмоциональная связь, семейные традиции, правильное развитие согласно врожденным свойствам (векторам) позволит решить проблемы в воспитании не только приемного Васи, но и родного ребенка тоже.

Как избежать проблем при усыновлении ребенка и воспитании его в приемной семье?

Прежде всего, необходимо осознать, что усыновляя ребенка, мы берем ответственность за его жизнь на себя. Ему необходимо ощущать чувство защищенности и безопасности.

Когда родители стоят над ним, как строгие цензоры, готовые в любой следующий момент наказать его за то, что он не оправдал того, что в него вложено, — это путь к возникновению проблем воспитания и задержек развития приемного ребенка.

Приемные дети в семье: процедура усыновления, особенности воспитания, распространенные проблемы

Возникает вопрос: как выбрать ребенка для усыновления? Такого, от которого родителям нечего получить, а можно только вкладываться в него — можно усыновлять. Речь о физических инвалидах. Те дети, которые не могут порадовать нас достижениями в чем-либо, даже внуками.

Таким образом, приемные родители заведомо ставят себя в ситуацию, когда они будут только вкладывать в развитие малыша и не будут ожидать за это ничего взамен. Бессознательно это сработает, и это правильный выбор.

Психически больных детей усыновлять нельзя — их можно патронировать, но не брать в семью.

Когда усыновляют ребенка погибшего родственника, тоже срабатывает механизм отдачи ребенку и его приоритета над родителями. Такой ребенок бессознательно воспринимается как свой, его можно и нужно усыновлять.

Источник: http://svp.expert/psixologiya/vospitanie-priemnogo-rebenka-kak-spravitsya/

«Основные проблемы при усыновлении — психологические»

C какими проблемами чаще всего сталкиваются родители при усыновлении. Елена Фортуна, создатель благотворительного проекта «Родные люди», рассказала об этом корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» Марине Глазковой. Елена уже была нашей героиней, ведь она не только профессионально занимается темой сиротства, но и сама — успешный усыновитель. 

Приемные дети в семье: процедура усыновления, особенности воспитания, распространенные проблемы— С какими проблемами сталкиваются приемные родители, взяв ребенка из детдома? В чем им прежде всего должно помогать государство, психологи и другие специалисты?

Читайте также:  Сколько платят за приемного ребенка: выплаты, пособия и льготы родителям

— По своему опыту и опыту очень многих семей, в которых появились приёмные дети, могу сказать: основные проблемы в этот период — психологические.

Как ни готовься, а адаптация в том или ином виде будет все равно, как бы каждый из будущих родителей ни был готов отдать всю любовь и нежность новому ребенку.

А найти психолога, который разбирался бы в такой специфической теме, и в столице не очень легко — специалистов наперечёт, и все они загружены.

В адаптации же бывают очень острые моменты, которые не терпят даже недели ожидания приёма у психолога, не говоря уж о более долгом сроке. В идеале — хорошо бы, чтобы к каждой семье был хотя бы в течение первого года после принятия ребёнка прикреплён специалист (или даже не один), которые «вел» бы её, знал бы хорошо историю ребёнка и текущую ситуацию.

Что касается помощи государства, хорошо было бы дать новым родителям больше возможностей для проведения качественного медицинского обследования, а также для устройства ребёнка в детский сад или школу.

По последнему пункту льготы есть, устройство в учреждения внеочередное, но на практике детям часто нужен не массовый садик или ближайшая школа по месту жительства, а особый подход — скажем, логопедический детсад, или класс с небольшим количеством учеников.

Однако эти особенности никто никогда не учитывает, и часто ситуация оборачивается так, что маме приходится уходить с работы, чтобы сидеть с ребенком дома — то он в садике никак не адаптируется, то в школе требуют забрать ребёнка на домашнее обучение, потому что у него проблемы с поведением.

— Как вы оцениваете поведение приемных родителей, которые не усыновляют ребенка из материальных соображений, а оформляют его в приемную семью (чтобы получать пособие, чтобы сохранить ему жилье и так далее)?

Я не думаю, что кто-то из нас вправе давать оценки другим людям. Если наша семья выбрала усыновление — это наш выбор. Если другая семья выбрала опеку, обычную или возмездную — это ее выбор. Все мы руководствуемся интересами наших детей.

Скажем, мы не считаем, что наличие собственного жилья в 18 лет — это необходимое условие для счастливой жизни. Мы стараемся воспитывать в детях самостоятельность и дать им всё, чтобы они смогли в дальнейшем построить свою жизнь так, как они захотят.

Наш старший сын в течение года был под опекой (мы привезли его из другого города, а спустя год собирались еще усыновлять — и объяснили ему, что оформим и его усыновление через год), и все это время подписывался только нашей фамилией, и очень боялся, что мы передумаем. Для него это было важно, хотя наше отношение, конечно, не поменялось от перемены формы устройства.

Да и пособие не поменялось — в Москве ежемесячная выплата усыновителям равна сумме пособия на ребёнка, выделяемого при опеке.

О такой форме устройства, как возмездная опека (приёмная семья), мне кажется, нужно думать в том случае, когда речь идет о приёме в семью сразу нескольких детей, или ребёнка со сложными проблемами по здоровью — в этом случае один из родителей может уйти с работы и посвятить себя ребёнку.

Ну и еще не надо забывать, что любая форма опеки предполагает более глубокое вмешательство в дела семьи со стороны органов опеки и попечительства, чем усыновление, а также то, что по закону, если это не противоречит интересам ребенка, нужно поддерживать отношения с его биологическими родственниками. Так что форма устройства как таковая не является поводом для оценки поведения родителей, но меня коробит, когда ребёнка оформляют в приемную семью, а пытаются при этом получить преимущества усыновления — право на тайну, например.

— Насколько важна для приемных родителей Школа приемных родителей? Действительно ли стоит ее посещать? Или всему можно научиться в процессе общения с ребенком, уже взяв его?

— Школа приёмных родителей важна и нужна. При условии, что её ведут опытные, знающие специалисты. Когда я усыновляла первого ребенка, это случилось так быстро, что ШПР я пройти не успела. И потом очень об это жалела.

Конечно, защититься от всех будущих проблем она не поможет, но во многих ситуациях поможет найти объяснение как своим собственным реакциям на происходящее, так и необычному поведению ребенка.

Кроме того, если в школе хорошо раскрыта юридическая часть процесса — это облегчает многим будущим родителям все процедуры, связанные со сбором документов, поиском ребёнка и его «легализацией» после усыновления или установления опеки. А учиться в процессе общения с ребёнком всё равно придётся очень многому. Это ведь будет совершенно новая, незнакомая вселенная, которая принесет много открытий родителям.

— В каких ситуациях приемные родители чаще всего возвращают детей в детдома? Что это за люди? Есть ли в них что-то общее или истории могут быть совершенно разными?

— Думаю, что в корне большинства ранних возвратов (когда ребенок успевает пожить в семье не больше года-полутора) лежит «разлад мечты с действительностью».

Принятие ребёнка — это очень эмоциональное мероприятие, это мечты и ожидания, это страхи и сомнения… А когда дома появляется реальный ребёнок — выясняется, что он совсем другой. Тот, намечтанный, уже стал своим и родным — а этот, реальный, пока чужой-чужой. Не лучше, не хуже — просто чужой.

Готов ли человек принять чужого как своего? Не всегда. Эта чужеродность раздражает даже в том случае, если ни о каком возврате речи не идет.

Но уж если у человека изначально есть в голове такая опция — «если что, можно вернуть обратно» — если он вообще допускает такую вероятность, то в особо тяжелые моменты адаптации такие мысли часто выглядят спасительными. Я никого не осуждаю — часто люди не справляются со взятыми на себя обязательствами, не рассчитывают свой ресурс или ноша оказывается тяжелее, чем предполагалось.

Но детей всегда жалко безумно. Потому что если в личном деле ребенка указано, что его уже вернула одна (или не одна) семья, то многие последующие кандидаты даже не пойдут с ним знакомиться.

Есть также случаи возвратов, когда выясняется, что ребенок был недообследован в учреждении и у него явное психиатрическое заболевание, делающее жизнь семьи небезопасной — но они все-таки не так распространены, как банальное «я больше не могу».

Очень часто возвращают подростков — даже после 10-12 лет жизни в семье. Почему-то их родителям кажется, что именно из-за приёмности они такие невыносимые, что это «полезли гены» и так далее. Я, честно говоря, не понимаю.

Для меня такой возврат равносилен тому, чтобы отдать в детдом собственного, рожденного и выращенного до подростка ребенка.

— Существует точка зрения, что приемные родители ощущают глубокое одиночество в своих проблемах и нередко возвращают детей только потому, что в критический момент эти проблемы было не с кем обсудить. Неужели их проблемы столь уникальны, что их не могут понять им подобные? Между приемными родителями мало пространства для диалога? Нет профессиональных психологов, к которым можно с этим пойти?

— Если есть пространство для диалога — то, как раз, проблемы приёмные родители обсуждают друг с другом открыто и охотно.

Не боясь, что о них или их детях подумают что-то не то — как они часто боятся в повседневной жизни, особенно когда ребенок очень отличается от сверстников уровнем развития, поведением, привычками. Но вот пространства этого, пожалуй, не хватает.

Когда живешь в большом городе и с хорошим интернетом, то этой проблемы не существует, ты легко находишь себе и виртуальных, и реальных «коллег».

А вот если ты один усыновитель на весь поселок, а ближайший психолог — в областном центре, и клуб родителей там же, а хорошего интернета нет ближе райцентра, то возможностей для общения не так много, как и доступа к специалистам. Когда мы создавали журнал, мы как раз и задумали его как некую площадку для общения родителей друг с другом и специалистами.

Они могут быть за тысячу километров друг от друга, но вот мы пишем, скажем, об адаптации — и уже прошедшие этот этап делятся своим опытом.

Тогда у читателя, который только-только вступил на этот путь, возникает ощущение, что он не только побывал на консультации у хорошего психолога, который все по полочкам разложил (в роли психолога у нас его статья), но и пообщался, его успокоили, и он дочитал статью с мыслью, что «все справились и я справлюсь».

При этом каждый читатель может присылать свои вопросы нашим специалистам — неважно, является ли он подписчиком или случайно взял журнал в опеке. А нас консультируют лучшие специалисты в нашей теме. Просто лучшие.

— Выпуская журнал, вы столкнулись с огромными трудностями: отсутствие спонсоров, окупаемости журнала, необходимость много работать, автомобильная авария… Почему в определенный момент вы не бросили все это?

— Потому что трудности были предсказуемы и мы были к ним в какой-то степени готовы. Плюс было большое вдохновение и желание сделать что-то, чего никто не делал.

Журналы про усыновление были и есть, конечно — а вот именно семейного, теплого и качественного журнала, который интересно было бы читать не только усыновителям и опекунам, но и другим родителям, а также новоиспеченным бабушкам-дедушкам, учителям и воспитателям, а также психологам — не было.

И нам с самого начала очень нравилось, каким он получается, как его принимают читатели, как ждут, как хранят его подшивки с самых первых номеров на полках с книгами, какие письма нам пишут. Как это можно бросить?

Трудности никуда не делись, журнал не окупается даже близко — хотя сейчас потихоньку прирастает платная подписка, случаются и небольшие пожертвования, до момента, когда можно на тему выживаемости успокоиться, еще далеко. Но вот есть внутреннее ощущение, что это — дело жизни, и что все идет правильно, потому что если бы было неправильно — мы бы и года не протянули, а тут уже три прошло.

Усталость накопилась, конечно. Но мыслей бросить — не было. Это как ребенка обратно в детдом вернуть…

Источник: https://changeonelife.ru/2013/01/25/osnovnyie-problemyi-pri-usyinovlenii-psihologicheskie/

Основные проблемы приемных детей

Приемные дети в семье: процедура усыновления, особенности воспитания, распространенные проблемы

Потеря семьи для ребенка – это фатальное событие, порождающее целый спектр проблем. Их много, они тяжелые, и у каждого сироты – свои. Тем не менее, есть типичные проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители.

Проблемы со здоровьем

Здоровье детей-сирот часто оставляет желать лучшего, и часто именно хронические заболевания, инвалидность и врожденные патологии служат поводом для отказа от ребенка. Сирота попадает в семью в запущенном состоянии, потому что некому было вплотную заниматься его здоровьем, когда появились первые тревожные симптомы.

Кроме врожденных и наследственных патологий, у некоторых детей-сирот наблюдается отставание в физическом развитии, невротические нарушения, психосоматические болезни.

Читайте также:  Определение порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя после развода

Страдает не только физическое здоровье, но и психика ребенка, а в сфере эмоций и чувств — рассогласованность. Ребенок часто не может определить, что и в какой степени он чувствует. Это сопровождается волевыми нарушениями: ему сложно себя сдержать там, где это требуется, и вместе с тем он может терпеть и молчать тогда, когда жизненно необходимо высказываться и жаловаться.

Поэтому и возникают различные трудности в поведении: истерики, пустые, казалось бы, капризы, вранье, беспричинная агрессия.

С особой остротой могут проходить возрастные кризисы. Эти периоды у приемных детей осложняются из-за психических особенностей и расстройства привязанности.

Особо хочется выделить расстройство привязанности как комплекс психологических проблем, возникающий у детей, которые в раннем возрасте остались без заботы и любви значимых взрослых. Это тяжелый комплекс реакций и убеждений, откладывающихся глубоко в подкорке сознания ребёнка.

В некоторых случаях нарушение привязанности случается и у детей, воспитывающихся в кровной семье, когда к ним регулярно применяется физическое или психоэмоциональное насилие, попустительство или иные формы жестокого обращения. Но практически у всех оставленных детей нарушены способность к привязанности и способность любить.

Расстройство привязанности может проявляться очень по-разному и в различной степени. От слегка повышенной тревожности, проявляющейся в отношениях с близкими, до абсолютного недоверия всем (особенно взрослым), которое, кажется, невозможно преодолеть.

Отставание в развитии

У многих приемных детей наблюдается отставание в интеллектуальном развитии. Им очень трудно хорошо учиться в школе, особенно в период адаптации: в это время о мотивации к обучению вообще речь не идет.

Многие дети нуждаются в коррекционной учебной программе.

Всё потому, что в самом раннем возрасте, когда в норме должен пробуждаться интерес к познанию мира, ему необходимо было выживать в асоциальной кровной семье, переживать безвременную утрату близких значимых взрослых, осваиваться в детском учреждении среди всего чужого, незнакомого и пугающего. Ребенку было не до познания, и многие этапы он пропустил.

Помогать ребенку наверстывать упущенное и восстанавливать интерес к познанию нового, приняв новые условия как безопасные и спокойные, – тоже задача замещающих родителей.

Проблемы в социальном развитии

Выученные реакции, помогающие детям выживать в атмосфере опасности, могут восприниматься приемными родителями как неумение правильно выстраивать общение. Кажется, что эти дети не в состоянии учитывать реакции и пожелания окружающих, не хотят соблюдать правила и традиции, сопротивляются естественным ограничениям.

Например, ребенок может постоянно разговаривать криком или провоцировать членов семьи на агрессию по отношению к себе, или постоянно брать без спросу то, что ему захочется.

Дело в том, что в тех, прошлых условиях его выученные реакции работали на него, поэтому перестраиваться сложно.

Чтобы избавиться от привычного поведения, потребуется много времени, объяснений, терпения и усилий и со стороны родителей, и со стороны ребенка.

Диссонансы развития

Одна из специфических проблем приемных детей – неравномерность развития в разных сферах.

В то время как в сфере физического здоровья и познавательной активности наблюдается общее недоразвитие, у ребенка могут быть очень хорошо развиты многие бытовые и социальные навыки: аккуратность, умение содержать себя в чистоте, способность знакомиться с любым взрослым на улице, проложить маршрут в незнакомом месте, добыть еду в любой обстановке.

Дети-сироты могут быть широко (но поверхностно) осведомлены о сексуальной стороне взрослой жизни. С такой проблемой приемные родители довольно часто не готовы столкнуться.

Период адаптации в новой семье

Сирота, попадая в новую семью, меняет абсолютно всё, с ним рядом не остается близких людей, неоткуда ждать поддержки и понимания. Ощущение нестабильности при переменах переживается в полной мере.

А главное, что отягощает притирку к новым родителям, – это понимание, что все надежды вернуться к родным маме и папе рухнули в момент, когда его забрали новые родители.

В сознании ребенка на некоторое время может сформироваться убеждение, что окончательно разрушили его мир именно они.

Процесс адаптации может быть коротким и относительно успешным, а может быть затяжным и трудным для всех участников, поэтому его стоит выделить в отдельную проблему.

Юридические вопросы

Этот аспект нельзя проигнорировать. У брошенных детей автоматически возникает необходимость решения множества задач по перераспределению собственности, оформлению выплат, защите от посягательств кровных родственников и так далее.

Ребенку невдомек, какой у него статус, какие ему положены выплаты, что нужно оформить – всё это ложится на плечи приемных родителей.

Им необходимо быть морально готовыми к различным трудностям юридического характера уже только потому, что это является спецификой сиротства.

Не стоит пугаться трудностей – нужно просто своевременно обращаться к специалистам, чтобы решать их.

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/family_adopt/osnovnye_problemy_priemnykh_detey/

Воспитание приемных детей в семье: ключевые особенности и проблемы

Приемные дети в семье: процедура усыновления, особенности воспитания, распространенные проблемы

Чем старше ребенок, тем сложнее возникают проблемы и тем быстрее их придется решать. Поэтому прежде чем совершить этот серьезный шаг, следует внимательно изучить особенности воспитания приемного малыша и объективно оценить свои силы.

Если вы усыновили новорожденного ребенка, то ваши действия могут быть такими же, как с родным малышом, тогда процесс адаптации будет безболезненным. Но когда в семье появляется ребенок постарше, то этот период окажется сложным для обеих сторон: и родителям, и детям придется освоить новые социальные роли и научиться считаться друг с другом.

Важно понимать, что малыш уже приобрел негативный жизненный опыт, у него есть определенные привычки и убеждения, система ценностей и ориентиров. Чаще всего его характер формируется в сложной социальной среде, и это заставляет ребенка отвечать миру негативом.

В нем живет постоянный, почти животный страх, что его снова предадут, он останется голодным, замерзшим и совсем один – без близкого человека и дома. Многие дети из детских домов прошли через побои, голод, сексуальное насилие, потерю любимых близких родственников. Свои опасения дети неосознанно переносят и на новых приемных родителей.

Они не привыкли к ласковому отношению и просто не знают, что такое нормальная семья. Всегда об этом помните и постарайтесь не терять терпения.

Особенности воспитания в период адаптации

Итак, вы уже оформили необходимые документы, познакомились с ребенком и наконец-то забрали сына или дочь из детского дома домой. Первые несколько месяцев уйдут на то, чтобы ребенок привык к новому жилищу и приемным родителям.

В этот период он, скорее всего, будет самым примерным и счастливым, ведь он обрел настоящий дом. Некоторые дети начинают сразу звать приемных родителей мамой и папой. Кому-то трудно переступить этот барьер, особенно, если ребенок хорошо помнит биологических мать и отца.

И вы так и останетесь «тетей Машей» и «дядей Сашей». Что важно сделать в это время?

  • Уделяйте ребенку достаточно внимания, если в семье есть еще дети, они не должны чувствовать себя заброшенными, делите любовь и заботу поровну на всех.
  • Постепенно знакомьте ребенка с правилами, по которым живут в вашей семье. Нельзя, чтобы сначала вы что-то разрешили в великодушном порыве, а потом резко запретили.
  • Привлекайте ребенка к домашним обязанностям, семейным занятиям, чтобы он почувствовал себя частью команды.

Следующий период самый трудный, поскольку ребенок осваивается в новом коллективе и пространстве и начинает проявлять характер: грубит, портит вещи, не слушается, игнорирует. Плохое поведение он использует как инструмент для определения границ дозволенного.

Кроме того, многие дети, брошенные безответственными родителями, просто не знают принятых норм поведения, не забывайте об этом. Самое сложное для мамы и папы в такие моменты – не сорваться и не сдать сорванца обратно в детский дом.

Но вы-то мудрые родители и знаете, как себя вести.

  • Наберитесь терпения, спокойно разъясняйте ребенку, почему так поступать нельзя. С первого раза он может и не воспринять ваших увещеваний, поэтому повторять придется несколько раз. Не кричите, разговаривайте спокойным ровным тоном.
  • Ни в коем случае не игнорируйте плохое поведение. Рамки дозволенного должны быть четко очерчены. Установите правила поведения и будьте последовательны в запретах и разрешениях.
  • Не старайтесь исполнить абсолютно все желания ребенка. Не пытайтесь купить послушание подарками, деньгами, развлечениями, потаканием капризам. Он должен понимать, почему должен вести себя хорошо, а не стараться угодить вам ради вознаграждения.
  • Постарайтесь переключить внимание ребенка на интересное занятие, которое могло бы его увлечь.

В этот период приемные родители могут испытывать чувство растерянности, беспомощности, им может казаться, что они совершили ошибку, усыновив ребенка. Многие испытывают соблазн обвинить приемного сына или дочь в черной неблагодарности. Ведь если бы не они, то ребенок продолжал бы жить в детдоме.

Не совершайте роковой ошибки! Вы только сорвете злость и обиду, тем самым разрушите все теплые чувства, которые есть между вами и ребенком. После таких слов он, скорее всего, начнет ненавидеть вас и еще больше ожесточится.

Запаситесь терпением и спокойствием, покажите ребенку, что любите его, несмотря ни на что и не предадите никогда. Постепенно он примет вас, перестанет бояться, что «его вернут обратно», начнет доверять и привыкнет к приемной семье и образу жизни по новым правилам.

Сколько времени требует адаптация? Как правило, от трех до пяти лет, это во многом зависит от возраста ребенка, его жизненного опыта и тактики воспитания, выбранной приемными родителями.

1. Нужно ли раскрывать тайну усыновления?

Этот вопрос следует решить раз и навсегда. Безопаснее, если ребенок будет знать правду, потому что как бы тщательно вы ни оберегали тайну, все равно найдутся «доброжелатели», которые ему все расскажут.

Такую информацию ребенок должен услышать от вас, иначе его доверие к вам может пошатнуться.

Если вы решили молчать, но ребенок задал вам вопрос, следует честно все рассказать и объяснить, что вы все равно любите его как родного.

2. Ребенок сравнивает вас со своими настоящими родителями

Если он хорошо помнит биологических маму и папу, такие сравнения неизбежны. Какими бы они ни были, он все равно их любит, и этот факт нужно принять. Не пытайтесь выиграть соревнование, не отзывайтесь о них плохо (даже если эти люди заслуживают такого отношения). Проявите выдержку и продолжайте заботиться о ребенке и любить его. Время все расставит по своим местам.

3. Воровство, асоциальное поведение, дурные привычки

Чаще всего эти проблемы возникают, если ребенка усыновили в старшем возрасте, и он рос в неблагополучной социальной среде. Он просто живет по тем нормам, которые усвоил с раннего детства. В случае воровства, подумайте, все ли необходимое есть у ребенка.

Например, если он ворует деньги, может, стоит выделять ему небольшую сумму на карманные расходы. Самое главное не игнорируйте проступки ребенка и не обвиняйте в плохой наследственности. Спокойно и твердо объясняйте, почему нельзя брать чужие вещи, ругаться матом, хулиганить, драться и т. д.

При необходимости проконсультируйтесь с психологом. Постепенно ребенок привыкнет и примет новые нормы поведения.

Не пренебрегайте помощью психолога. Специалист обязательно поможет разобраться в трудной ситуации и построить доверительные отношения с ребенком.

Источник: http://karkusha.su/vospitanie-priemnyih-detey-v-seme-klyuchevyie-osobennosti-i-problemyi/

Ссылка на основную публикацию