Утверждены поправки по уголовной ответственности за налоговые преступления

Утверждены поправки по уголовной ответственности за налоговые преступления

Госдума рассматривает законопроект, где предлагается дополнить УК РФ уголовной ответственностью за мошенничество в области налогов, а кроме того, за фальсификацию налоговой и бухгалтерской документации. Предельным наказанием за такие преступления будет 10-летний срок лишения свободы. Регистрацию подставных лиц в качестве ИП тоже сделают уголовно наказуемой.

Проект вводит две новые статьи Уголовного кодекса, а также поправки в некоторые действующие статьи.

Статья 159.7 «Мошенничество в налоговой сфере»

Добиваясь от государства возмещения различных сборов, налогов и страховых взносов, некоторые граждане пытаются мошенничать посредством внесения заведомо ложных данных в различные формы финансовой отчётности (налоговая декларация и не только). Цель таких махинаций — неправомерно снизить обязательные платежи. Данная статья назначает меры наказания за подобное хищение средств:

  • штраф до 120 тыс. руб. либо в размере зарплаты или другого дохода преступника, полученного за год или менее
  • обязательные работы сроком до 360 часов
  • исправительные работы сроком до 1 года
  • ограничение свободы сроком до 2 лет
  • принудительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 4 месяцев
  • лишение свободы на срок до 2 лет

Отягчающим обстоятельством будет то, что преступление совершили:

  • группа лиц по предварительному сговору (срок увеличивается до 5 лет лишения свободы)
  • лицо, злоупотребившее служебным положением, а также в крупном размере (до 6 лет лишения свободы)
  • организованная группа лиц либо в особо крупном размере (до 10 лет лишения свободы, кроме того — штраф до 1 млн руб.)

Статья 173.3 о фальсификации бухгалтерских документов

Полное название ст. 173.3 звучит как «Фальсификация документов бухгалтерского (налогового) учёта, бухгалтерской (налоговой) отчётности». Уголовному преследованию подвергается производство с целью продажи или сдачи в ФНС форм налоговых или бухгалтерских учёта и отчётности, в которых содержатся заведомо ложные данные. Статья предусматривает меры наказания:

  • штраф на сумму 100-300 тыс. руб. либо в размере зарплаты или другого дохода преступника, полученного за 1-2 года
  • принудительные работы сроком до 4 лет
  • лишение свободы сроком до 4 лет, которое может быть дополнено штрафом на сумму зарплаты или другого дохода преступника, полученного не более, чем за 5 месяцев

Наказание может быть увеличено до 7 лет лишения свободы, если аналогичные действия:

  • принесли особо крупный ущерб
  • совершены организованной группой лиц
  • использовались для неправомерного получения выгоды в особо крупном размере

Остальные предполагаемые нововведения

Проект вносит поправки в ст. 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» и ст. 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица». Сейчас данные статьи предусматривают меры наказания за регистрацию компании на подставное лицо.

Согласно законопроекту, эти нормы будут распространяться и на ИП. Возможное наказание — максимум 5 лет лишения свободы.

Статьи дополнятся условиями, при которых виновника могут освободить от ответственности: добровольное сообщение о преступных действиях, активная помощь следствию, а также то, что такие действия совершены гражданином впервые.

Антикризисные изменения в НК РФ в 2022 году

Когда гражданина могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов?

Утверждены поправки по уголовной ответственности за налоговые преступленияГражданин привлекается к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном или особо крупном размере, а также если налоговая декларация не представлена либо в ней указаны ложные сведения. За неуплату налога в крупном или в особо крупном размере грозит штраф, либо принудительные работы, либо арест (за исключением неуплаты в особо крупном размере), либо лишение свободы.

Условия, при которых возможно привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов
Гражданина могут привлечь к ответственности за налоговые правонарушения, если он достиг возраста 16 лет.

С этого же возраста возможно привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления (п. 2 ст. 107 НК РФ; ч. 1 ст. 20 УК РФ).
Привлечение гражданина к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно, если данное деяние совершено (ст. 198 УК РФ; п.

5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 48):

1)определенным способом — путем непредставления налоговой декларации или иных документов, подлежащих приложению к налоговой декларации и служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, непредставление которых либо включение в которые заведомо ложных сведений может служить способом уклонения от уплаты налогов, либо путем указания в налоговой декларации или таких документах заведомо ложных сведений.

2)в крупном или особо крупном размере.

Справка. Крупная и особо крупная сумма при уклонении физического лица от уплаты налогов
Крупным размером признается сумма налогов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 2 700 000 руб.

Особо крупным размером признается сумма налогов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 13 500 000 руб. (п. 2 Примечаний к ст. 198 УК РФ).

Привлечение к уголовной ответственности возможно, если действия (бездействие) гражданина однозначно направлены именно на уклонение от уплаты налогов, то есть такие действия (бездействие) позволяют, например, скрыть объект налогообложения, незаконно уменьшить налоговую базу и, соответственно, сумму исчисленного налога.
Если гражданин совершил такое правонарушение впервые и полностью уплатил сумму недоимки, а также пени и штрафы, то к уголовной ответственности его не привлекут (п. 3 Примечаний к ст. 198 УК РФ).

Возбуждение уголовного дела в связи с уклонением от уплаты налогов
Для решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела налоговая инспекция обязана направить в уполномоченные следственные органы соответствующие материалы при наличии одновременно следующих условий (п. 3 ст. 32, п. 3 ст. 108 НК РФ):
1)вынесено и вступило в силу решение налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
2)налогоплательщику направлено требование об уплате налога, которое он не исполнил в полном объеме (включая указанные в требовании суммы недоимки, пени и штрафы) в установленный срок;
3)со дня окончания срока, установленного для исполнения требования об уплате налога, прошло два месяца;
4)размер недоимки (крупный или особо крупный) позволяет предполагать факт совершения правонарушения, содержащего признаки преступления.

В течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств налоговая инспекция направляет материалы в следственные органы (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 32 НК РФ).

Наказание за уклонение от уплаты налогов
В случае уклонения гражданина от уплаты налогов в крупном размере возможно одно из следующих наказаний (ч. 1 ст. 198 УК РФ):
штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб.

или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период от года до двух лет;
принудительные работы на срок до года;
арест на срок до шести месяцев;
лишение свободы на срок до года.
В случае уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере возможно одно из следующих наказаний (ч. 2 ст. 198 УК РФ):
штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб.

или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период от полутора до трех лет;
принудительные работы на срок до трех лет;
лишение свободы на срок до трех лет.

Правительство смягчит давление на бизнес

Утверждены поправки по уголовной ответственности за налоговые преступления

Максим Стулов / Ведомости

Уголовные дела по налоговым преступлениям предлагается возбуждать только после завершения налоговых проверок. Правительство внесло соответствующий законопроект в Госдуму.

Сейчас следователи вправе возбуждать дела по 198–199.2 статьям Уголовного кодекса (УК) – это налоговые составы – в процессе и даже до начала налоговой проверки. То есть еще до того, как налоговая инспекция начала проверку или выявила недоимку. Законопроект предлагает начинать расследование только по результатам налоговой проверки. Такой порядок действовал до октября 2014 г., но был отменен.

Это очень актуальная и полезная мера, которая снизит нагрузку на добросовестный бизнес, считает председатель «Опоры России» Александр Калинин. «Зачастую уголовные дела по налогам не доходят до суда, но при этом наносят большой урон бизнесу – многие предприниматели вынуждены закрываться из–за давления», – сказал он.

Это хорошая новость для бизнеса, считает руководитель направления разрешения налоговых споров Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов. «Своевременная мера может позволить снизить давление со стороны правоохранительных органов в ситуации, когда бизнесу нужно сфокусироваться на поддержании своей деятельности», – подчеркнул Ерасов.

Изменение положительно повлияет на бизнес-среду в России, отмечает партнер департамента налогов и права «Делойт» в СНГ Антон Зыков. При проверке налоговые органы установят размер долга, и у компании будет возможность погасить его, избежав уголовного преследования.

Читайте также:  Контрольные соотношения для проверки формы 6-НДФЛ

В дополнение было бы правильно запретить передачу уголовных дел о налоговых преступлениях в суд, если налогоплательщик оспаривает решение инспекции в Арбитражном суде, отмечает руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

За последние годы налоговые и правоохранительные органы усилили взаимодействие – многие выездные проверки проводятся с участием сотрудников МВД, отмечает Зарипов. По данным ФНС, больше половины переданных материалов приводит к возбуждению уголовных дел.

Проверки с участием следователей «отличаются особой жесткостью», констатировал партнер консалтинговой компании «Номен» Иван Яголович. Следственные действия, которые проводятся одновременно с мероприятиями налогового контроля, обходят ограничения, установленные для проверок налоговым законодательством.

«Устраивают обыски в офисах и квартирах, дачах сотрудников, учредителей, изымают личные вещи, телефоны, вызывают на допросы к следователю, проводятся очные ставки», – привел примеры Яголович.

По его словам, полученные материалы включают в решение по итогам налоговой проверки, которое, в свою очередь, используется как ключевое доказательство преступления.

Уклонение от уплаты налогов квалифицируется по ст. 199 УК. «Воровство» денег из бюджета – незаконное возмещение НДС квалифицируют по ст. 159 УК «Мошенничество».Не считаются налоговыми составами ст. 173.1 и 173.

2 УК (регистрация юрлиц по подложным документам). Фирмы-однодневки используются как для налоговых преступлений, так и для совершения других противоправных действий – «обналички», контрабанды, вывода средств за границу.

Сейчас следователи во многих случаях фактически дублируют работу налоговых органов, в том числе и в ситуациях, когда в этом нет необходимости. Реформа может позволить увеличить эффективность борьбы с налоговыми преступлениями, считает Ерасов. «Нагрузка на СК снизится, и они смогут расследовать дела более детально», – добавил он.

Правоохранительные органы могут сами заподозрить предпринимателя в неуплате налогов, например, при расследовании дел о незаконной банковской деятельности – «обналичке», объяснил Зыков. Второй вариант – когда сами налоговики привлекают правоохранительные органы к проверкам.

В практике встречаются даже случаи, когда уголовное дело возбуждают уже после погашения задолженности, добавил Зыков.

«Если налоговые органы в результате проверки могут прийти к выводу, что неуплата произошла по неосторожности, то следователи же всегда считают неуплату налогов умышленной», – пояснил он.

Следователи во многих случаях не заинтересованы в том, чтобы проводить тщательное расследование, полагает Зыков.

Часто ключевая мотивация: получить от руководства компании согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (погашение ущерба перед бюджетом), пояснил он.

Прекращение уголовного дела по такому основанию засчитывается как раскрытие особо тяжкого преступления. А если оно прекращено из–за отсутствия состава преступления, то, значит, следователь допустил ошибку – такого силовые органы стараются избегать.

Новый законопроект снизит угрозы возбуждения уголовных дел, но может усилить уже давление инспекций на бизнес, предупреждает Вадим Зарипов. На практике налоговики часто не ждут установленных законом двух месяцев и быстрее направляют материалы в правоохранительные органы, чтобы использовать риск уголовной ответственности в общении с налогоплательщиком, пояснил Зарипов.

Налоговые органы все чаще убеждают предпринимателей добровольно заплатить налоги до начала проверки. За 2021 г. прошло всего 8000 выездных проверок. Ими охвачен в среднем всего один налогоплательщик из 1000. Если в 2019 г. компании сами уточняли налоговые обязательства в 38% случаев, то в первом полугодии 2021 г. – уже в 50%, сообщала ФНС.

Отсутствие четкого регламента коммуникации за рамками налоговых проверок позволяет налоговикам оказывать давление на предпринимателей, действовать с позиции силы, жаловалась Торгово–промышленная палата (ТПП) в письме руководителю ФНС Даниилу Егорову.

Степень снижения давления зависит не только от изменения законодательства, но и от психологии сотрудников налоговой службы и следователей, подчеркивает руководитель экспертно-правового центра уполномоченного по защите прав предпринимателей Алексей Рябов.

«Если сохранится тенденция выбивания налогов любой ценой, то эффективность этого законопроекта может оказаться не столь высокой, как хотелось бы.

Важно, чтобы в государстве четко соблюдался баланс между интересом в сборе налогов и интересом в сохранении и развитии деловой активности», – подчеркнул эксперт.

Уголовная ответственность за налоговые преступления в 2022 году

За несоблюдение налогового законодательства виновные лица (как физические, так и юридические) несут ответственность 3 видов;

  1. Налоговую (по НК РФ)
  2. Административную (по КоАП РФ)
  3. Уголовную (по УК РФ).

Уголовная ответственность наступает при совершении налоговых правонарушений в крупных и особо крупных размерах. В Уголовном кодексе РФ (УК РФ) ответственность за налоговые преступления рассматривается в статьях – 198 и 199, 199.1 – 199.4.

Статья 198 называется   «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица».

Статья 199 – «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Статьи 199.1 – 199.4 дополнительно введены в УК РФ с 10.08.2017.

Статья 199.1 посвящена неисполнению обязанностей налогового агента,

Статья 199.2 — сокрытию денежных средств (имущества) организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов, взносов).

Статьи 199.3 – 199.4 посвящены уклонению страхователей от уплаты взносов на «травматизм».

Статья 199.3  регламентирует действия в отношении страхователей — физических лиц, статья 199.4 – в отношении страхователей-организаций.

Уголовная ответственность – самое тяжелое наказание. Ведь виновный в налоговом преступлении должен не только заплатить не уплаченные налоги  и штрафы, он может быть лишен свободы (заключен под стражу).

Во всех рассмотренных далее случаях действует правило — если правонарушение совершено впервые, то лицо может быть освобождено от уголовной ответственности при условии полной оплаты недоимки, штрафов и пеней по налогам (сборам, взносам), начисленным по НК РФ, за неуплату которых данное физическое лицо было привлечено к ответственности ( статью ⇒ Уголовная ответственность за неуплату страховых взносов 2022).

Уголовная ответственность по статье 198 УК РФ

Статья применяется к правонарушениям, совершенными физическими лицами, и касается уклонения от уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Страховые взносы были добавлены в статьи 198 и 199 в 2017 году. Новая редакция статьи (со страховыми взносами) действует с 10 августа 2017 года.

В статье указывается, что правонарушением в таком случае считается непредставление декларации или расчета, или иных документов, которые физическое лицо обязано представлять в ИФНС. Также уголовная ответственность может применяться в случае включение в декларацию или расчет ложных сведений.

Таблица 1

Вид нарушений Размер нарушений
(сумма всех налогов, сборов, страховых взносов за 3 года подряд)
Наказание
(одно из наказаний списка)
Крупный более 900 000,00,

  • при доле неуплаченных сумм
  • 10 % и более
  • или
  • более 2 700 000,00
  • вне зависимости от доли неуплаченных сумм
Штраф

  1. от 100 000,00 до 300 000,00
  2. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет
  3. принудительные работы
  4. на срок до 1 года,
  5. арест
  6. на срок до 6 месяцев,
  7. лишение свободы
  8. на срок до одного года.
Особо крупный более 4 500 000,00,

  • при доле неуплаченных сумм
  • 20 % и более
  • Либо
  • более 13 500 000, 00
  • вне зависимости от доли неуплаченных сумм
Штраф

  1. от 200 000,00 до 500 000,000
  2. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3  лет
  3. принудительные работы
  4. на срок до 3 лет
  5. лишение свободы
  6. на срок до 3 лет

Ответственность физического лица по данной статье УК РФ наступает с шестнадцатилетнего возраста ( статью ⇒ Ответственность за налоговые правонарушения 2022: штрафы, виды).

Уголовная ответственность по статье 199 УК РФ

Статья применяется к правонарушениям, совершенными организациями, в случае  уклонения ими от уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Правонарушение — непредставление декларации или расчета, или иных документов, которые организация обязана представлять в ИФНС. Также уголовная ответственность может применяться в случае включение в декларацию или расчет ложных сведений.

Лицами, которые могут быть признаны виновными по статье 199, могут быть как руководитель организации, так и главный бухгалтер, либо просто бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера). Также ответственность может быть возложена на любое лицо, если в обязанности его входило подписание налоговой отчетности и обеспечение уплаты налогов (сборов, взносов).

Это правило действует и в отношении уполномоченного представителя организации и лиц, которые формально не являлись, например, руководителем, главным бухгалтером (бухгалтером), но фактически исполняли их обязанности.

Данный подход отражен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».

Читайте также:  Порядок списания компьютерной техники

Таблица 2

Вид нарушений
(условие нарушения)
Размер нарушений
(сумма всех налогов, сборов, страховых взносов за 3 года подряд)
Наказание
(одно из наказаний списка)
Крупный более 5 000 000,00,

  • при доле неуплаченных сумм
  • 25 % и более
  • или
  • более 15 000 000,00
  • вне зависимости от доли неуплаченных сумм
Штраф

  1. от 100 000,00 до 300 000,00
  2. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет
  3. принудительные работы
  4. на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока
  5. арест
  6. на срок до шести месяцев,
  7. лишение свободы
  8. на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока
Особо крупный
(или совершенное группой лиц по предварительному сговору)
более 15 000 000,00,

  • при доле неуплаченных сумм
  • 50 % и более
  • Либо
  • более 45 000 000, 00
  • вне зависимости от доли неуплаченных сумм
Штраф

  1. от 200 000,00 до 500 000,000
  2. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 3  лет
  3. принудительные работы
  4. на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока
  5. лишение свободы
  6. на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока

По-прежнему существуют организации, в которых часть зарплаты выплачивается «в белую» с удержанием НДФЛ и начислением всех взносов, а часть «в черную» (в конвертах и т.п.), без удержания/начисления установленных налогов и взносов.

Возможно, руководители считают, что у них компания маленькая и уголовная ответственность им не грозит. Возможно, они забывают, что в расчет берутся 3 года подряд.

Пример

В компании работает 60 человек. У всех неполный рабочий день. Всем начисляется по 10 тыс. руб. Дополнительно (в конверте) каждый сотрудник получает по 25 тыс. руб. Определить, возможно ли к руководителю такой организации применить уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов.

  • Расчет ⇓
  • Расчет проведем только по страховым взносам (НДФЛ в данном примере определять не будем).
  • 25 000,00 * 60 * 36 = 54 000 000,00 фонд оплаты труда в конвертах
  • 7 200 000,00 * 30% = 16 200 000,00 – сумма взносов, не уплаченных за 3 года

Вывод – налицо налоговое преступление – уклонение от уплаты взносов в крупных размерах. Такой руководитель (главный бухгалтер/бухгалтер) подлежит уголовной ответственности. Но если нарушение допущено организацией в первых раз,  возможно освобождение от уголовной ответственности при условии уплаты всех налогов/взносов, штрафом и пени.

Уголовная ответственность за неисполнения обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ)

  1. По этой статье уголовная ответственность наступает за неисполнение обязанностей налогового агента.
  2. Размеры крупного и особо крупного нарушения определяются аналогично статье 199 (Таблица 2), а вот наказания несколько отличаются.
  3. Таблица 3
Вид нарушений
(условие нарушения)
Наказание
Штраф Принудительные работы / лишение права занимать должности Арест Лишение свободы / лишение права занимать должности
В крупном размере от 100 000,00 до 300 000,00 до 2 лет / до 3 лет либо без указания срока на срок до 6 месяцев, до 2 лет / до 3 лет либо без указания срока
В особо крупном размере от 200 000,00 до 500 000,00 до 5 лет / до 3 лет либо без указания срока нет до 6 лет / до 3 лет либо без указания срока

Уголовная ответственность при сокрытии денежных средств (имущества) от взыскания (статья 199.2)

Таблица 4

Вид нарушений
(условие нарушения)
Наказание
Штраф Принудительные работы / лишение права занимать должности Арест Лишение свободы / лишение права занимать должности
В крупном размере от 200 000,00 до 500 000,00 до 3 лет / до 3 лет либо без указания срока нет до 3 лет / до 3 лет либо без указания срока
В особо крупном размере от 500 000,00 до 2 000 000,00 до 5 лет / до 3 лет либо без указания срока нет до 7 лет / до 3 лет либо без указания срока

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты взносов на «травматизм» страхователями – физическими лицами (статья 199.3)

Крупный размер по взносам на «травматизм»:

  • более 600 000,00 при доле неуплаченных сумм более 10 %
  • более 1 800 000,00

Особо крупный размер:

  • более 3 000 000,00 при доле неуплаченных сумм более 20 %
  • более 9 000 000,00.

Таблица 5

Вид нарушений
(условие нарушения)
Наказание
Штраф Обязательные работы Принудительные работы Лишение свободы / лишение права занимать должности
В крупном размере до 200 000,00 до 360 часов нет нет
В особо крупном размере До 300 000,00 нет до 1 года до 1 года

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты взносов на «травматизм» страхователями – организациями (статья 199.4)

Крупный размер по взносам на «травматизм»:

  • более 2 000 000,00 при доле неуплаченных сумм более 10 %
  • более 6 000 000,00

Особо крупный размер:

  • более 10 000 000,00 при доле неуплаченных сумм более 20 %
  • более 35 000 000,00.

Таблица 6

Вид нарушений
(условие нарушения)
Наказание
Штраф Принудительные работы / лишение права занимать должности Лишение свободы / лишение права занимать должности
В крупном размере от 100 000,00 до 300 000,00 до 1 года / до 3 лет либо без указания срока до 1 года
В особо крупном размере от 300 000,00 до 500 000,00 до 4 лет / до 4 лет либо без указания срока до 4 лет / до 3 лет либо без указания срока

Путин предложил отменить уголовную ответственность за махинации с налогами после возмещения ущерба – Новости Владивостока на VL.ru

Сайт Кремля опубликовал перечень поручений президента, среди которых есть предложение декриминализировать махинации с налогами в случае полного возмещения ущерба, а также сокращение сроков давности по налоговым преступлениям. Внести поправки в законы нужно до лета.

Новый перечень поручений возник после встречи президента с членами общественной организации «Деловая Россия», на которой глава экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева сообщила, что только около 10 процентов возбуждённых по налоговым составам дел доходит до суда. Ведь даже в случае полной оплаты недоимки следственный орган принимает чаще всего решение о возбуждении уголовного дела, которое будет потом прекращено, но уже после целого ряда следственных действий, которые не проходят бесследно.

«Уголовные риски не мотивируют налогоплательщика к скорейшей оплате, а гарантия невозбуждения была бы стимулом для оплаты даже в случае несогласия с решением налогового органа, так как потом можно доказывать свою позицию в арбитражном суде.

Предприниматель понимает, что ему необходимы ресурсы для защиты в уголовном процессе, а налоговую недоимку можно оплатить позднее.

В результате это негативно сказывается на бюджете, на бизнесе, на коллективе», – сообщила Авдеева, предложив внести поправки в законодательство.

Она же и отметила, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по квалифицированным налоговым составам составляет 10 лет, а за этот период значительно изменилось законодательство, правила и регламенты проверки контрагентов, да и срок хранения документов в соответствии с законом составляет шесть лет. В итоге предпринимателю сложно доказать свою добросовестность семь-восемь лет тому назад.

Президент поддержал оба предложения, сказав, что как-то не обращал на это раньше внимание и думал, что это само собой разумеется, в рамках здравого смысла.

«Если задолженность погашена, то какой смысл возбуждать уголовное дело и преследовать людей, создавая проблемы на производстве, которые касаются конкретного, может быть, действительно нарушителя и трудового коллектива? Это первое.

 Второе: это выгодно для бюджета, потому что будет стимулировать должника гасить соответствующие задолженности. Это для государства в конечном итоге было бы правильным решением.

И третье, как вы сами сказали, можно оспорить потом с обеих сторон и в рамках арбитражного разбирательства, доказывать свою правоту», – поддержал идею президент.

Итогом стало поручение Правительству РФ совместно с Верховным судом, Генеральной прокуратурой, Следственным комитетом внести в законодательство изменений, предусматривающих вынесение следственными органами постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, при условии уплаты в полном объёме недоимки, пеней и штрафов; сокращение сроков давности привлечения к уголовной ответственности по квалифицированным составам указанных преступлений. Срок исполнения – 1 июня 2022 года.

Читайте также:  Дополнительный отпуск многодетным родителям в 2022 году

Одно из, пожалуй, самых громких подобных дел в Приморье последних лет — претензии налоговых и правоохранительных органов к «Приморскому кондитеру». Было возбуждено уголовное дело о неуплате 43 млн рублей налогов, на фабрике проходили обыски.

Бизнес хотят наказывать по-новому за налоговые преступления

Поправки предусматривают ряд ключевых новаций.

Первая — изменение правил определения крупного и особо крупного размера недоимки по налоговым преступлениям, а именно, по статьям об уклонении от налогов и страховых взносов физлицом или предприятием, неисполнении обязанностей налогового агента (статьи 198 и 199, 199.3, 199.4 и 199.1 УК РФ).

Сейчас к примеру, уклонение от налогов предприятия может быть квалифицировано особо крупным, если соблюдены следующие условия: размер недоимки свыше 15 млн рублей и составляет более 50% от общей суммы которую компании требовалось уплатить (налоги, сборы, страховые взносы), либо недоимка превышает 45 млн рублей. Для крупного размера эти пределы составляют либо 5 млн рублей и 25%, либо 15 млн рублей соответственно. Все в пределах трех финансовых лет подряд.

Законопроект оставляет только твердые пороговые значения, при которых налоговое преступление будет считаться совершенным в крупном или особо крупном размере. При этом сами пороговые значения по сравнению с действующими не меняются.

Так, за уклонение от налогов организации крупный и особо крупный размер по-прежнему будет составлять 15 млн и 45 млн рублей соответственно.

Одновременно предлагается исключить упоминание о том, что недоимка считается в пределах трех финансовых лет подряд.

Отказ от упоминания трехлетнего срока может привести к тому, что недоимка будет считаться в пределах срока давности привлечения к ответственности, который за налоговые преступления в особо крупном размере составляет 10 лет, опасаются эксперты. По мнению, руководителя аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп» Вадима Зарипова, теперь следователи, пытаясь «наскрести» нарушения на 45 млн рублей, будут учитывать недоплаты за 10 лет, а не за 3, как сейчас.

Не согласен он и с предложением изменить правила определения крупного и особо крупного размера недоимки по налоговым преступлениям. «Нужно наоборот отказаться от абсолютных сумм, чтобы учитывать масштаб бизнеса и его вклад в бюджет.

Ошибку на 15-45 млн у крупных компаний всегда можно найти, а это дает формальный повод для возбуждения уголовного дела. А небольшие компании могут уклоняться безнаказанно», — считает Зарипов.

По его мнению, в противном случае будут созданы дополнительные условия для дробления бизнеса, создания все новых юрлиц.

Советник юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов тоже считает нецелесообразным предложенное изменение правил определения крупного и особо крупного размера ущерба по налоговым преступлениям без учета доли неуплаченных налогов.

По его мнению, оно не приведет к сокращению рисков для бизнеса, особенно крупного.

Он согласен с замечанием Зарипова о том, что в крупных компаниях ошибки с уплатой налогов на суммы в 15-45 млн встречаются довольно часто и инициировать из-за них уголовное преследование без учета масштабов бизнеса несправедливо.

Кроме того, такие нововведения могут наоборот увеличить давление на крупный бизнес, поскольку ресурсы правоохранительных органов, освободившиеся от расследования уклонений в меньших размерах (а таких сейчас большинство), могут быть переориентированы именно на крупный бизнес, опасается Ерасов.

Законопроект предлагает ограничить возможности следователей привлекать бизнесменов к уголовной ответственности за организацию преступного сообщества.

Сейчас к экономическим статьям иногда бизнесменам «добавляют» организацию преступного сообщества — 210 УК РФ.

Это не только позволяет отправить фигуранта дела в СИЗО, так как на эту статью иммунитет на арест для предпринимателей не распространяется, но и увеличивает возможный срок наказания (максимальное наказание по статье 210 УК — до 20 лет).

В судебно-следственной практике в последнее время наметилась «тревожная тенденция», когда статья 210 УК РФ применяется «формально в отношении учредителей, руководителей и сотрудников организаций, которые осуществляют обычную экономическую и иную деятельность и никак не связаны с профессиональной организованной преступностью». Хотя эта статья вводилась как противодействие именно ей.

В связи с этим предлагается запретить привлекать к ответственности по ней учредителей, руководителей и сотрудников организации только в силу совершения какого-либо преступления ими в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.

Когда неуплата налогов грозит тюрьмой

Статья Романа Шишкина, к.ю.н., руководителя департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития КСК ГРУПП, для журнала «Финансовый директор»

За неуплату налогов УК РФ предусматривает уголовную ответственность. За уклонение от уплаты налогов могут наказать не только генерального, но и финансового директора и других сотрудников компании. Предлагаем обзор судебной практики, посвященной этой животрепещущей теме.

Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов по УК РФ

В статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. Очевидно, что негативная сторона указанной деятельности сводится к привлечению к финансовой ответственности юридического лица с и возможностью привлечения к субсидиарной ответственности сотрудников компании.

При этом существующая статистика говорит о реальном снижении количества выездных налоговых проверок, а вот качество контрольных мероприятий и налогового администрирования растет.

Надо иметь в виду, что за неуплату налогов УК РФ предусматривает не только финансовую, но и уголовную ответственность. В пункте 3 статьи 32 НК РФ закреплена обязанность налоговых органов направлять материалов в следственные органы с целью рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Указанная ответственность наступает, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме сумму недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов.

Срок направления документов составляет 10 рабочих дней с момента установления (выявления) указанных обстоятельств.

Материалы направляются следователям для проверки наличия состава одного из следующих уголовных преступлений:

  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (статья 198 УК РФ);
  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (статья 198 УК РФ);
  • неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ);
  • сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199.2 УК РФ).

По результатам их проверки при наличии признаков преступления следователь, в соответствии со ст. 145 УПК РФ, принимают решение о возбуждении уголовного дела, о чем незамедлительно направляется уведомление в налоговый орган с приложением копии постановления.

Что считается уклонением от уплаты налогов

Как указывает Пленум ВС РФ в своем постановлении от 28.12.2006 г.

№ 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Также в постановлении называются способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов.

Ими могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

  • Примеры дел, когда неуплата налогов привела к лишению свободы
  • Рассмотрим интересные судебные дела, когда наступила уголовная ответственность по УК РФ из-за неуплаты налогов.
  • Дело о выводе денежных средств
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector