Минтруд придумал новые взносы с зарплаты работников

Минтруд придумал новые взносы с зарплаты работников

Законы

В первом обращении к россиянам Владимир Путин рассказал о мерах поддержки малого и среднего бизнеса, среди которых — снижение страховых взносов для предпринимателей с сотрудниками.

Он сказал, что это мера не на пару месяцев, а в долгую. Новые правила расчёта страховых взносов уже внесли в налоговый кодекс, и с 1 апреля они заработали.

Рассказываем, кого это касается и как теперь начислять зарплату и считать страховые взносы за сотрудников.

  • Катерина Земскова
  • Редактор: Ирина Ситникова
  • Иллюстратор: Игорь Один

Минтруд придумал новые взносы с зарплаты работников

Новые правила расчёта страховых взносов для малого и среднего бизнеса. На 1 января 2020 года федеральный МРОТ равен 12 130 ₽

Минтруд придумал новые взносы с зарплаты работников

Новые правила расчёта страховых взносов для малого и среднего бизнеса. На 1 января 2020 года федеральный МРОТ равен 12 130 ₽

Компании и ИП, которые есть в реестре малого и среднего бизнеса, теперь начисляют страховые взносы по новым правилам. Это фирмы с годовым доходом до 2 млрд рублей и количеством сотрудников до 250 человек. Если вы подпадаете под критерии, но в реестре вас нет, подайте заявление в налоговую.

Найти себя в реестре МСП

Признаки малого и среднего бизнеса — в ст. 4 закона № 209-ФЗ

Например, у нас магазин и один сотрудник с зарплатой 45 000 ₽ в месяц. Начислим ему зарплату по новым правилам.

1. Начисляем страховые взносы от части зарплаты в рамках МРОТ

Для выплат работникам в пределах федерального МРОТ ставки остались прежними. Их размер равен 30% от зарплаты работника (ст. 425 НК РФ):

На 1 января 2020 года МРОТ равен 12 130 ₽.

Рассчитаем взносы за нашего работника магазина от части зарплаты в рамках МРОТ:

Новые правила расчёта страховых взносов — в законе № 102-ФЗ от 01.04.2020

  • Ставки страховых взносов с части зарплаты работника, которая превышает федеральный МРОТ, уменьшили. Их размер равен 15% от суммы превышения:
  • Для нашего магазина сумма превышения МРОТ = 45 000 ₽ — 12 130 ₽ = 32 870 ₽
  • Рассчитаем взносы за нашего работника от части зарплаты, которая превышает МРОТ:

Для розничной торговли ставка — 0,2%

Минтруд придумал новые взносы с зарплаты работников

Для розничной торговли ставка — 0,2%

Взнос за нашего работника = 45 000 ₽ × 0,2% = 90 ₽.

4. Рассчитываем НДФЛ

Ставка налога на доходы физических лиц — 13%. Налог рассчитывают от всей заработной платы и вычитают из общей суммы. Разницу выплачивают работнику.

НДФЛ = 45 000 ₽ × 13% = 5850,00 ₽

Зарплата работника к выплате = 45 000 ₽ — 5850 ₽ = 39 150 ₽

5. Оформляем семь платёжек

Опубликовали 22 апреля 2020 года

Минфин предложил повысить страховые взносы с зарплат выше 122 тыс. руб. — РБК

Эта мера вместе с новым налогом на дорогое имущество позволит пополнять бюджет почти на 100 млрд руб. ежегодно, считает Минфин. Ранее сообщалось, что власти хотят новыми сборами пополнить бюджет на 400 млрд руб.

Минтруд придумал новые взносы с зарплаты работников

Максим Блинов / РИА Новости

Министерство финансов предложило новые меры по «донастройке» налоговой системы, которые, в том числе, позволят собирать около 100 млрд руб. с состоятельных россиян. Об этом сообщает Forbes, ссылаясь на свод предложений, представленный ведомством бюджетной комиссии 1 июля. О новых мерах также пишут «Известия» со ссылкой на источники, близкие к правительству.

В качестве одного из способов увеличить поступления в бюджет Минфин предлагает повысить страховые взносы с годовых зарплат более 122 тыс. руб. в месяц. Сейчас работодатель платит в пенсионный фонд 22% до тех пор, пока зарплата накопленным итогом не превысит 1,46 млн руб. в год. После этого ставка падает до 10%.

Министерство хочет повысить лимит в 1,46 млн руб., что заставит работодателей дольше делать отчисления по обычному тарифу, а не по льготному. По подсчетам ведомства, к 2024 году это позволит дополнительно собирать в бюджет 45 млрд руб.

Сейчас общий размер страховых взносов в России, которые платит работодатель, составляет 30% от фонда оплаты труда: 22% — взнос в ПФР и 10% — с превышения лимита; 5,1% — в Фонд обязательного медицинского страхования и 2,9% — в Фонд социального страхования.

Кроме того, работодатель платит с зарплат налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В стране 20 лет существовала плоская шкала этого налога, когда для всех он был равен 13%. Однако с 1 января 2021 года россияне, которые получают более 5 млн руб.

в год, стали платить с превышения этого уровня налог по ставке 15%.

Еще одна мера — расширение налогооблагаемой базы по налогу на дорогое имущество — совокупной стоимостью свыше 500 млн руб. Его владельцев хотят обложить налогом по ставке 0,3%.

Сейчас собственники платят повышенную ставку по налогу на имущество в 2%, если стоимость отдельного объекта превышает 300 млн руб. По общему правилу на дома, квартиры, хозпостройки и гаражи распространяется ставка в 0,1%, на нежилые помещения — 0,5%. Ожидается, что предлагаемая министерством новая налоговая категория будет приносить ежегодно 50 млрд руб.

Среди других мер, предлагаемых Минфином, — повышение акциза на алкоголь с 2022 года на 10%, акцизов на сахаросодержащие напитки, снижение порога беспошлинной торговли с €200 до €100, увеличение платы за использование радиочастотного спектра вдвое. В сумме эти изменения будут приносить бюджету более 140 млрд руб. в год.

РБК направил запрос в Минфин.

Ранее в июле «Ведомости» сообщали, что в рамках «донастройки» налоговой системы власти обсуждают повышение налога на добычу полезных ископаемых, расширение и корректировку режима налога на дополнительный доход (НДД) для нефтяной отрасли, корректировку системы уплаты акцизов. В совокупности эти меры должны дополнительно ежегодно пополнять бюджет на 400 млрд руб. в 2022–2024 годах.

В Минфине после этих сообщений ответили, что говорить о конкретных параметрах бюджета на ближайшие три года пока некорректно. «На прошедшем заседании бюджетной комиссии обсуждались в основном вопросы, связанные с доведением базовых бюджетных ассигнований. Это стандартный этап бюджетного процесса», — заявили в пресс-службе министерства.

Материалы к статье

Михаил Котляр

Объединение ФСС и ПФР: правительство активизирует работу по созданию единого фонда

Минтруд придумал новые взносы с зарплаты работников

Премьер-министр Михаил Мишустин поручил правительству активизировать работу над нормативной базой для создания единого Фонда пенсионного и социального страхования.

Как отмечается в сообщении правительства, Минтруд должен до 5 мая представить в кабмин график разработки и принятия подзаконных нормативных актов для реализации федерального закона о создании единого Фонда пенсионного и социального страхования.

Одновременно будет прорабатываться возможность введения единого тарифа страховых взносов. Предполагается, что они будут перечисляться в фонд единым платежом.

При этом правовая, организационная и техническая готовность работы фонда должна быть обеспечена к 1 января 2023 года.

Хроника событий

Какие тарифы страховых взносов будут установлены с 2023 года

21.02.2022. Минтруд подготовил поправки в НК РФ, которые устанавливают единый тариф страховых взносов, в связи с объединением ПФР и ФСС. Законопроект опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

В частности, поправки в статью 425 НК РФ устанавливают, что с 2023 года единый тариф страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и медицинское страхование составит:

  • 30% — в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
  • 15,1% — свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

На 2023 год единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов будет определена путем индексации предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной на 2022 год.

Одновременно поправки в статью 427 НК РФ устанавливают льготные тарифы единого страхового взноса. В частности, для IT-сектора, некоммерческих и благотворительных организаций на УСН, резидентов «Сколково» и ОЭЗ с 2023 года единый пониженный тариф страховых взносов в составит:

  • 7,6% — в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
  • 0% — свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

Для представителей малого и среднего бизнеса с 2023 года единый пониженный тариф составит 15% в отношении части выплат работникам, превышающих МРОТ.

Кроме того, поправки в статью 430 НК РФ устанавливают, что фиксированный страховой взнос для ИП с доходами до 300 000 рублей составит 45 842 рублей.

Минтруд подготовил закон о Социальном фонде России

02.02.2022. Минтруд подготовил закон о работе объединенного Фонда пенсионного и социального страхования. Документ опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Законопроект определяет правовое положение государственного внебюджетного Фонда пенсионного и социального страхования РФ, порядок его создания, виды деятельности, вопросы реорганизации или ликвидации, а также устанавливает систему органов управления Фондом и их компетенцию.

Данный фонд будет осуществлять:

  • обязательное пенсионное страхование и пенсионное обеспечение;
  • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • предоставление государственных и муниципальных услуг.
Читайте также:  Условия расторжения брака и его заключения: что нужно сделать обязательно?

Сокращенное наименование нового фонда — Социальный фонд России (СФР). Фонд станет некоммерческой унитарной организацией, созданной Российской Федерацией в форме государственного внебюджетного фонда.

При этом к данному фонду не будут применяться закон о некоммерческих организациях (‎от 12.01.1996 № 7-ФЗ) и закон о банкротстве (от 26.10. 2002 года № 127-ФЗ).

В структуру СФР войдут органы управления, центральный аппарат, контрольно-ревизионная комиссия, территориальные органы и обособленные подразделения. Органами управления станут наблюдательный совет, правление и председатель.

Социальный фонд, его территориальные органы и центры реабилитации составят единую федеральную централизованную систему органов и обособленных подразделений, в которой нижестоящие органы и подразделения подотчетны вышестоящим.

Работать Фонд пенсионного и социального страхования РФ начнет с 1 января 2023 года.

В учетных решениях «1С:Предприятие 8» необходимые изменения в отчетности и взносах в связи с объединением ФСС и ПФР Будут поддержаны после принятия соответствующего федерального закона и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. О сроках см. в «Мониторинге законодательства».

Граждане, работающие по ГПД, будут получать пособия по временной нетрудоспособности

01.02.2022. Переход на единый тариф страховых взносов позволит, в том числе выплачивать больничные гражданам, занятым по гражданско-правовым договорам.

Соответствующие поправки в законодательство готовит Минтруд в рамках реформы по объединению ПФР и ФСС в Социальный фонд России.

В министерстве напоминают, что в настоящее время в ПФР и в ФОМС взносы поступают за всех работающих по найму граждан (по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера). При этом в ФСС поступают взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отчисляются только за граждан, занятых по трудовым договорам.

Реформа по объединению фондов и установлению единого тарифа страховых взносов предполагает распространение обязательного социального страхования на занятых по гражданско-правовым договорам граждан.

Это позволит выплачивать пособия по временной нетрудоспособности гражданам, выполняющим работы или оказывающим услуги по гражданско-правовым договорам.

Минтруд готовит поправки в НК РФ об общем тарифе страховых взносов и единой отчетности

31.01.2022. Минтруд приступил к разработке поправок в НК РФ, которые установят объединенный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и единую отчетность по страховым взносам. 

Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.

Сам законопроект пока не опубликован. В уведомлении отмечается, что поправки направлены на оптимизацию тарифов страховых взносов при сохранении для основной категории работодателей действующего размера совокупного тарифа страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды.

Как поясняют в пресс-службе Минтруда, концепция «единого тарифа» предполагает:

  • установить единый круг застрахованных лиц – то есть, распространить обязательное социальное страхование на занятых по гражданско-правовым договорам граждан;
  • установить единую предельную базу для пенсионного и обязательного социального страхования, увеличив взносооблагаемый в рамках обязательного социального страхования заработок до размеров заработка, охваченного пенсионным страхованием;
  • объединить все существующие льготные категории плательщиков в три группы со следующими тарифами страховых взносов: 15% с выплат выше МРОТ (малый и средний бизнес), 7,6% (резиденты ТОР и других экономических зон, СОНКО, благотворительные организации, Сколково, ИТ-организации, организации-мультипликаторы) и 0% (члены экипажей судов). Таким образом, все действующие льготные режимы будут сохранены;
  • обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом, который автоматически направляется Федеральным казначейством на пенсионное, социальное и медицинское страхование;
  • сократить количество отчетности, установить единую дату подачи единой формы отчетности до 15 числа месяца. Те данные, которые сейчас подаются раз в квартал, так и будут подаваться раз в квартал, но уже в составе единой формы.

При этом в министерстве уточняют, что увеличение взносооблагаемой базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 86 000 рублей в месяц и выше. Это порядка 9% сотрудников.

При этом предельный размер роста нагрузки составит 16 000 рублей на сотрудника в год.

Вместе с тем это решение даст возможность в 1,5 раза увеличить максимальные размеры выплат в рамках обязательного социального страхования.

Минтруд рассчитывает, что новые нормы вступят в силу с 1 января 2023 года.

Общий тариф страховых взносов и единая отчетность: как Минтруд планирует объединить ФСС и ПФР

28.01.2022. Минтруд предлагает объединить ПФР и ФСС к 2023 году и за счет этого упростить для работодателей уплату страховых взносов и представление отчетности.

В министерстве планируют на базе ПФР и ФСС создать единый Социальный фонд, которому присвоят новую особую организационно-правовую форму — внебюджетный фонд.

Если в настоящее время ФСС и ПФР – это государственные учреждения, то после реформы у единого фонда будет особая организационно-правовая форма – внебюджетный фонд — некоммерческая организация для осуществления функций по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мер социальной поддержки.

За счет объединения фондов правительство и Минтруд планируют сократить административные расходы и существенно упростить предоставление социальных услуг посредством применения формата «одного окна».

Также министерство рассчитывает установить объединенный тариф страховых взносов с общей предельной величиной базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование. Соответственно, предполагается, что с 2023 года работодатели будут уплачивать обязательные пенсионные и социальные взносы в виде единого платежа, но в том же размере, что и сейчас.

  • При этом действующие в настоящее время льготы по уплате страховых взносов и правила их применения останутся без изменений.
  • Одновременно Минтруд намерен объединить отчетность по страховым взносам и принимать все необходимые сведения о работниках и уплаченных за них страховых взносах в виде единой ежемесячной или ежеквартальной формы.
  • Как сообщает газета «Коммерсантъ», закон об объединении фондов и сопутствующие поправки в действующее законодательство Минтруд рассчитывает внести на рассмотрение Госдумы в текущую весеннюю сессию.

Пфр и фсс планируют объединить к 1 января 2023 года 

24.12.2021. Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что в рамках российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений будет создана временная рабочая группа для обсуждения законодательных инициатив, связанных с объединением ПФР и ФСС.

  1. Как отмечается в сообщении Правительства РФ, члены РТК обсудили предстоящее объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, которое планируется завершить к 1 января 2023 года.
  2. При этом в группу на паритетной основе войдут представители всех трех сторон социального партнерства: работодателей, профсоюзов и представителей власти.
  3. Напомним, еще в феврале текущего года стало известно, что правительство может провести масштабную реформу внебюджетных фондов, в ходе которой будут объединены Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования.

Минтруд хочет кардинально изменить взносы и отчеты по работникам

В последнее время министерство труда и социальной защиты развело активную деятельность, в том числе законотворческую. А вот и топ-5 предложений за последнее время.

Выплата больничных занятым по ГПД

Сейчас, напомню, перечисление страховых взносов в ФСС по договорам ГПХ (то есть не трудовым) осуществляется в добровольном порядке, то есть в случае, если в договоре прямо указано, что такая обязанность возложена на заказчика.

А значит, работодатель (заказчик) экономит 2.9% на взносах, привлекая к реализации своих проектов граждан на основе договоров подряда, оказания услуг, выполнения работ и т. п.

Предложение: выплачивать больничные занятым по гражданско-правовым договорам.

Единый тариф и единая предельная база по ОПС и ВНиМ

Сейчас начисление страховых взносов на ОПС прекращается при достижении дохода нарастающим итогом с начала года в 1.565 млн руб., а на ФСС платим до 1.032 млн рублей. Ставка по пенсионным взносам 22%, по соцстрахованию — 2.9%.

Увеличение предельной базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 86 тыс. рублей в месяц и выше, что составляет 9% сотрудников. При этом предельный размер роста нагрузки составит 16 тыс. рублей на сотрудника в год, но позволит в 1,5 раза увеличить максимальные размеры выплат в рамках обязательного социального страхования.

Предложение: ввести единый тариф и единую предельную базу для начисления, при этом льготные категории плательщиков взносов сохранить.

Социальный фонд

Сейчас в России два фонда: пенсионный и соцстрахования. После объединения количество сотрудников объединенного фонда планируется оставить таким же.

Принципиальная новация — создание нового органа управления — наблюдательного совета, состоящего из 7 человек:

  1. представитель;
  2. представитель работодателей;
  3. представитель Государственной Думы;
  4. представитель Совета Федерации;
  5. представитель Правительства;
  6. координатор РТК;
  7. председатель фонда.
Читайте также:  Продлят ли карантин после 30 апреля 2022

Новый фонд, в отличие от двух своих предшественников — ПФР и ФСС (при том, что сотрудники останутся те же) — позволит повысить доступность услуг, обеспечит единый стандарт сервиса на базе единых клиентских служб, повысит прозрачность управления, ускорит цифровую трансформацию, за счет отказа от поддержания разрозненной IT-структуры и оптимизации имущественного комплекса, сократит расходы на содержание внебюджетных фондов.

Предложение: создать новый фонд — Социальный.

Единый платеж для взносов и НДФЛ

  • Сейчас мы платим отдельно четырьмя платежками плюс еще одна на перечисление НДФЛ.
  • Предлагается объединить все платежи в один путем направления его в федеральное казначейство, а оно уже будет раскидывать сумму на ОПС, ОМС, соцстрах.
  • Предложение: сделать единый платеж.

Объединение СЗВ-М, РСВ, 6-НДФЛ и 4-ФСС

Сейчас мы сдаем 1 отчет ежемесячно, 3 отчета ежеквартально.

Предложение: одна форма для отчетности, отчитываться раз в квартал до 15 числа.

Выгода от этих предложений

Чего, по мнению Минтруда, мы добьемся, благодаря этим нововведениям к 2025 году:

  • максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком составит 57,4 тыс. рублей (сейчас это 37,9 тыс. рублей);
  • максимальная сумма пособия по беременности и родам составит 660,9 тыс. рублей (сейчас 435,9 тыс. рублей);
  • максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет вырастет на 34%.

Такой подход позволит:

  • обеспечить равный доступ к социальному страхованию гражданам, занятым по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  • в 1,5 раза увеличить максимальный размер выплат по больничному без увеличения тарифов страховых взносов;
  • обеспечить режим «одного окна» для предприятий и уплачивать страховые взносы одним платежом.

Для любителей почитать первоисточник.

По вашему мнению, как повлияет такая инициатива на рынок труда, на собираемость взносов, на ваш бизнес?

Минтруд предложил ввести единый тариф по социальному страхованию с 2023 года

В настоящее время круг застрахованных лиц в двух социальных фондах — ПФР и ФСС — различается. Кроме того, действует 12 льготных режимов для отдельных категорий плательщиков и пять льготных моделей уплаты страховых взносов.

Согласно предложенным изменениям, планируется установить единый круг застрахованных лиц, что позволит распространить выдачу больничных на граждан, работающих не только по трудовым договорам, но и по гражданско-правовым договорам.

Также предлагается установить единую предельную базу для пенсионного и обязательного социального страхования, а также объединить все существующие льготные категории плательщиков в три группы, сохранив при этом все льготы для предприятий.

В Минтруде напомнили, что они распространяются на малый и средний бизнес в тарифе 15% с выплат выше МРОТ, на резидентов ТОР и других экономических зон, СОНКО, благотворительные организации, Сколково, IT-организации, организации-мультипликаторы в тарифе 7,6%, а также на членов экипажей судов в размере 0%.

Кроме того, предлагается вносить все социальные взносы единым платежом, который автоматически направляется Федеральным казначейством на пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также сократить количество отчетности и установить единую дату подачи отчетности до 15 числа месяца. Таким образом, те данные, которые сейчас подаются раз в квартал, так и будут подаваться раз в квартал, но уже в составе единой формы.

Как отметили в пресс-службе, увеличение взносооблагаемой базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 86 тыс. рублей в месяц и выше. «Это порядка 9% сотрудников.

При этом предельный размер роста нагрузки составит 16 тыс. рублей на сотрудника в год.

Вместе с тем это решение даст возможность в 1,5 раза увеличить максимальные размеры выплат в рамках обязательного социального страхования», — подчеркнули в министерстве.

Введение в России единого тарифа для уплаты взносов по социальному страхованию позволит к 2025 году увеличить максимальные размеры пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам, а также по временной нетрудоспособности, отметили в пресс-службе.

Так, планируется, что к 2025 году при введении единого тарифа максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит 57,4 тыс. рублей, тогда как при действующей модели — 37,9 тыс. рублей. Само пособие выплачивается в размере 40% от средней зарплаты, но не больше страхуемого заработка.

Кроме того, максимальная сумма пособия по беременности и родам за 140 календарных дней к 2025 году составит 660,9 тыс. рублей при внедрении новой модели (при действующей модели — 435,9 тыс.

рублей), а максимальная сумма выплат по больничному и при стаже от восьми лет и более к 2025 году может составить 143,5 тыс. рублей (по действующей модели — 94,7 тыс. рублей), при стаже от пяти до восьми лет — 114,8 тыс.

рублей, при стаже до пяти лет — 86,1 тыс. рублей, добавили в Минтруде.

Минтруд придумал для работодателей новый страховой побор — МК

Минтруд задумал реанимировать негосударственную модель страхования от безработицы.

В случае реализации этой идеи, с работодателей начнут брать взносы в особый внебюджетный фонд, из которого потом потерявшие место работники будут получать пособия, обратившись в центры занятости.

Пока же такая перспектива видится смутной: против категорически выступает бизнес — не каждая компания готова к увеличению финансового бремени, тем более, в кризис.

Позиция Минтруда отражена в документе, направленном в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Возглавляемое Антоном Котяковым ведомство предлагает внести в законодательство РФ изменения, которые касаются страховых принципов защиты от безработицы.

Но этот концептуальный паззл не сложится без согласия двух других сторон условного треугольника — Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Первые против предложения, вторые – за, и компромиссом здесь пока не пахнет.

Между тем, в России с начала 1990-х по 2001 год вполне успешно работал механизм страхования от безработицы – в виде внебюджетного Фонда занятости, который наполнялся посредством сбора взносов в размере 1,5–2% от фонда оплаты труда. Подобная модель характерна для большинства западных государств.

Ее экономический смысл в том, чтобы гарантировать компенсацию именно за потерю заработка. Как минимум дважды за последнее десятилетие – в 2014 и 2017 годах – за возможность вернуться к этой системе ратовал тогдашний глава Минтруда Максим Топилин.

Министр называл конкретные цифры: 1% страховых взносов с зарплат – это порядка 200 млрд рублей в год.

До последнего времени на пособия по безработице в среднем тратилось около 40 млрд рублей в год, таким образом, теоретически выплаты могли бы вырасти в пять раз.

Кроме того, отмечал Топилин, исчезла бы жесткая привязка к расходным обязательствам бюджета, не имеющих под собой конкретного источника финансирования. Но тогда (как и сейчас) инициатива натолкнулась на ожесточенное сопротивление работодателей.

Они возмущались, напоминая, что и без того перечисляют за своих сотрудников страховые взносы в сумме 30% от зарплат — в Пенсионный фонд, Фонд соцстраха и Фонд ОМС.

Когда в 2001 году правительство отказалось от страхового финансирования политики занятости и ввело чисто бюджетное, оно совершило ошибку. Так что возврат к былой практике был бы вполне разумным шагом, считает экс-замминистра труда, член Совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин.

Главную сложность собеседник «МК» видит в чрезвычайно крупном нерегистрируемом секторе. В соцфонды из теневой сферы не идут ни налоги, ни отчисления.

И если новый механизм страхования от безработицы удастся запустить, то какие-то дополнительные суммы для негосударственного фонда занятости все равно придется брать из бюджета.

Понятно, почему работодатели против – для них это очередное обременение, рассуждает Кудюкин.

Но что такое отчисления в соцфонды? По сути, это форма социальной солидарности, правда, несколько принудительной.

Допустим, у меня есть работа, но кто-то другой, оставшись без нее, получит пособие — благодаря выплачиваемым за меня компанией взносам. Не у всех же застрахованных наступают страховые случаи.

По словам Кудюкина, в рамках новой системы потерявший работу человек должен будет обратиться за пособием в центр занятости по месту жительства.

Сейчас пособия финансируются из региональных бюджетов за счет субсидий из федеральной казны (это называется переданные полномочия). А будут — из негосударственного Фонда занятости.

Запуск подобного механизма — вопрос лишь политической воли, убежден эксперт.

«Не верю я такую перспективу, — говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. – В принципе, внебюджетный механизм страхования от безработицы создать можно, но сделать его массовым – едва ли. Надо понимать, что речь идет о деньгах, а наше государство не заинтересовано в увеличении пособий по безработице».

Читайте также:  Штраф за работу в нерабочие дни можно оспорить

По словам эксперта, размер нынешних выплат достаточен, чтобы не умереть с голоду, не более того. Властям абсолютно не нужно, чтобы в России сложилось сословие потомственных безработных, как, скажем, в Испании, где ежемесячное пособие в €1,5 тысячи позволяет спокойно жить даже в крупных городах.

Пособие не должно быть альтернативой зарплате. Кроме того, напоминает Зубец, у нас двумя третям занятых не грозит потеря работы. Это бюджетники, госслужащие, работники оборонки.

К чему им страховаться, равно как персоналу нефтегазовых холдингов? Остается малый и средний бизнес, но он сейчас на мели и не сможет никому отстегивать ни копейки.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28272 от 28 мая 2020

Заголовок в газете: Безработицу поборют новым побором

Пониженные страховые взносы с зарплаты выше МРОТ

С 1 апреля 2020 года для малого и среднего бизнеса действуют пониженные ставки по страховым взносам. Рассказываем в деталях, в чем заключается льгота и ответим на самые частые вопросы.

В чем заключается льгота?

До 1 апреля 2020 все бизнесмены платили страховые взносы с зарплаты по ставке 30%, в том числе:

  • Пенсионный фонд — 22%;
  • Фонд социального страхования — 2,9%;
  • Фонд медицинского страхования — 5,1%.

Начиная с 1 апреля субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) будут платить взносы по прежним ставкам только с выплат в пределах МРОТ. С оставшейся части нужно будет платить вдвое меньше – 15%, в том числе:

  • Пенсионный фонд — 10%;
  • Фонд социального страхования — 0%;
  • Фонд медицинского страхования — 5%.

Страховые взносы «на травматизм» под льготу не подпадают. Каждый бизнесмен платит их по своему тарифу. Ставка может составлять от 0,2% до 8,5% в зависимости от вида деятельности.

Для расчета льготы бизнесмены должны использовать федеральный МРОТ, без учета любых региональных надбавок. В 2020 году он равен 12 130 рублей.

Пример. Менеджер Иванов А.П. работает в малом предприятии. Его заработная плата в 2020 году — 25 000 рублей в месяц. За март работодатель начислил с зарплаты Иванова взносы в сумме: 25 000 х 30% = 7 500 руб. Взносы за апрель и последующие месяцы будут состоять из двух частей: исчисленные с суммы МРОТ и суммы превышения: 12 130 х 30% + (25 000 – 12 130) х 15% = 3 639,00 + 1 930,50 = 5 569,50 руб. Таким образом, бизнесмен будет платить на 1 930,50 рублей меньше, чем раньше. Экономия в процентах 26%.

На какие выплаты распространяется льгота

Льгота относится ко всем выплатам в пользу сотрудников, которые облагаются страховыми взносами.

Северные надбавки.

Если в регионе, где вы работаете, предусмотрены северные и другие подобные надбавки, то сумму МРОТ для расчета взносов на эти надбавки увеличивать не нужно. То есть вы считаете взносы по обычному тарифу с федерального МРОТ, а со всего остального, включая надбавки – по льготному тарифу.

Пример. Сварщик Смирнов А.В. работает в малом предприятии в регионе, где действуют северные надбавки. Его оклад без учета надбавок — 40 000 рублей, надбавка составляет 50%. Следовательно, Смирнову будет начислена зарплата: 40 000 + 40 000 х 50% = 60 000 руб. Взносы составят: 12 130 х 30% + (60 000 – 12 130) х 15% = 3 639,0 + 7 180,50 = 10 819,50 руб.

Выплаты по гражданско-правовым договорам.

Выплаты по гражданско-правовым договорам (ГПД) тоже подпадают под льготу – пониженные ставки на выплаты свыше МРОТ на них также распространяются. По таким договорам льготу нужно рассчитывать в том периоде, когда был подписан акт об оказании услуг (выполнении работ). Когда вы фактически перечислили деньги в данном случае не имеет значения.

Пример. Дизайнер Яковлев А.С. в марте 2020 года заключил с малым предприятием договор на разработку дизайна рекламных баннеров. Стоимость работ по договору — 15 000 рублей. Яковлев в марте получил аванс в сумме 5 000 рублей. Работы были закончены в апреле, в этом же месяце стороны подписали акт и компания выплатила дизайнеру оставшуюся сумму — 10 000 рублей. Для страховых взносов вся выплата по договору считается полученной в месяце, когда был подписан акт, то есть — в апреле. Поэтому в марте взносы с аванса начислять не нужно. Взносы со всей суммы договора следует начислить в апреле, уже с учетом льготы: 12 130 х 30% + (15 000 – 12 130) х 15% = 3 639,0 + 430,50 = 4 069,50 руб.

Режим неполного рабочего времени.

Если специалист трудится в режиме неполного рабочего времени, то сумму МРОТ для расчета льготы по нему корректировать не нужно. Может получиться так, что сотрудник, который работает на полставки, будет все время получать зарплату ниже МРОТ. В этом случае льгота на выплаты в его пользу не распространяется.

Медианная зарплата по крупным и средним предприятиям РФ в 2017 году по данным Росстата составляла около 28 тысяч рублей. Этот значит, что половина работников зарабатывают в месяц меньше этой суммы.

Отдельно для малого и среднего бизнеса Росстат такие исследования не проводит. Но логично предположить, что общий уровень доходов там еще ниже и большинство сотрудников зарабатывают не более 20 – 25 тыс. руб. в месяц.

Поэтому фактически для многих субъектов МСП под льготу попадет лишь половина выплат в пользу работников или даже меньше.

Кто может платить меньше

По закону № 102-ФЗ льгота распространяется на все субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП).

Компания или ИП относится к субъектам МСП, если соответствует условиям (ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

  • Выручка не превышает 2 млрд рублей в год.
  • Среднесписочная численность сотрудников не больше 250 человек. Исключение — предприятия легкой промышленности, которые могут иметь численность до 1 000 человек.
  • Государственным структурам, общественным организациям и фондам (кроме инвестиционных) принадлежит не более 25% уставного капитала.
  • Иностранным организациям, а также российским компаниям, не относящимся к МСП, суммарно принадлежит не более 49% уставного капитала.

Кроме того, организация или ИП должны быть включены в реестр субъектов МСП, который ведет ФНС.

Если вы соответствуете критериям МСП, но в реестре вас нет, причина может быть в технической ошибке, или в том, что вы не вовремя сдали отчетность или сведения о численности. Чтобы исправить информацию о себе, заполните специальную форму на сайте ФНС. После уточнения данных вы получите право на льготу с 1 числа месяца, в котором были включены в реестр.

Если вы перестанете соответствовать критериям для отнесения к субъектам МСП, то потеряете возможность использовать льготу с 1 числа того месяца, в котором вас исключат из реестра (письмо ФНС РФ от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@).

Ограничение по максимальной сумме

Обычно если годовой доход сотрудника превышает предельную базу, взносы снижаются:

  • на пенсионное страхование — 10%;
  • на социальное страхование — 0%;
  • на медицинское страхование — 5,1%

Работодатель, который имеет право на льготу, теперь при таком превышении должен начислять взносы по сниженной ставке с суммы в пределах МРОТ, а с суммы свыше МРОТ ставка и так всегда сниженная. Получается, что после предельной суммы дохода ставка на выплаты в пределах МРОТ будет 15,1 %, а со всего остального 15%.

Напомним, что в 2020 году величина предельной базы составляет:

  • Для взносов на пенсионное страхование — 1 292 000 рублей.
  • Для взносов на социальное страхование — 912 000 рублей.

Совмещение с другими льготами

Некоторые субъекты МСП до принятия закона № 102-ФЗ уже использовали льготные ставки по страховым взносам на основании статьи 427 НК РФ. Например, ИТ-компании.

Возникает вопрос: могут ли такие бизнесмены начислять по выплатам в пределах МРОТ взносы по пониженным ставкам в соответствии со статьей 427 НК РФ, а по выплатам свыше МРОТ — использовать льготу по закону 102-ФЗ?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector