Плата за нвос: когда списать в расходы

Плата за НВОС: когда списать в расходы

Если в процессе работы организации или предпринимателя образуются вредные выбросы, сбросы и отходы, нужно платить за это Росприроднадзору. Расскажем, кого это касается и как рассчитать платежи.

Плата за НВОС: когда списать в расходы

За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:

  • выбросами в воздух от стационарных источников;
  • сбросами в водные объекты;
  • размещением отходов производства и потребления.

Но не всегда за эти три вида НВОС нужно платить. Источник (объект) загрязнения должен соответствовать критериям из Постановления Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 г. В них учтено, какой ущерб наносит природе отрасль или производство, степень токсичности загрязняющих веществ в выбросах и сбросах, классы опасности отходов и многое другое.

Всего есть четыре категории объектов НВОС. Они поделены по уровню негативного воздействия:

  • I — Значительное. Это крупные предприятия по производству электроэнергии, химических веществ, по добыче нефти и газа, канализационные очистные сооружения и др. Перечень таких объектов приведён в приложении к Приказу Минприроды № 154 от 18 апреля 2018 г.
  • II — Умеренное. Это объекты по производству чугуна и стали, мяса и других пищевых продуктов, по металлообработке, по эксплуатации ядерных установок, газовые и нефтяные трубопроводы и др.
  • III — Незначительное. Объекты, не включенные в I, II и IV категории.
  • IV — Минимальное. Объекты, отвечающие нескольким условиям: объём выбросов не больше 10 тонн в год и в них нет веществ I и II классов опасности, вода используется только для бытовых нужд и сбрасывается в централизованные системы водоотведения, нет сбросов в окружающую среду.

Организации и ИП, у которых образуются только твёрдые коммунальные отходы (бытовой мусор), не платят за негативное воздействие. Объектов НВОС у них нет. Это офисы, школы, детские сады, административные здания и т. д.

Если на предприятии только объекты IV категории, платить не нужно, но они должны быть зарегистрированы в Росприроднадзоре. Если же кроме IV категории есть и другие, платят за все объекты, включая IV.

Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:

  • в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
  • на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.

Ставить на учёт и платить за объекты НВОС нужно тем, кто непосредственно ими пользуется. То есть по арендованным объектам заявку в Росприроднадзор подаёт арендатор.

При подаче заявки:

  • определите категорию объекта НВОС по критериям, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 г.
  • установите, к какому уровню экологического надзора относится источник загрязнений — федеральному или региональному — по критериям, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 903 от 28 августа 2015 г.

Не страшно, если ошибётесь и выберете не ту категорию — в документах Росприроднадзор всё равно укажет правильную. В течение 10 календарных дней с подачи заявки вы получите свидетельство о постановке на учёт с кодом и категорией объекта.

От присвоенной категории зависят расчёт платы, состав экологической отчётности, получение разрешений и другие обязанности, например:

  • на предприятиях с объектами I, II и III категорий нужно организовать и вести производственный экологический контроль (ПЭК) и ежегодно отчитываться в Росприроднадзор о его результатах, рассчитать предельно допустимые выбросы для стационарных источников;
  • с объектами I категории — получить комплексное экологическое разрешение (КЭР), оснастить каждый объект НВОС системой автоматического контроля уровня выбросов и сбросов;
  • с объектами II категории — разработать нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов для стационарного источника НВОС;
  • с объектами I и II категорий — разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (если они образуются и их используют в деятельности).

Плату за НВОС перечисляют:

  • по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
  • по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.

Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства из реестра МСП: они платят только раз в год.

Также авансы не перечисляют организации и ИП, которые зарегистрировались в текущем году. Они начинают вносить квартальные платежи со следующего отчётного периода. Например, компанию зарегистрировали в июне 2021 года. Если она не подпадает под критерии малого и среднего бизнеса, впервые заплатить аванс за НВОС нужно за 1 квартал 2022 г.

Сроки внесения платы за НВОС:

  • авансовый платёж — не позднее 20-го числа месяца, следующего за 1, 2 и 3 кварталом, то есть 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
  • годовой платёж — не позднее 1 марта года, следующего за отчётным.

Если на предприятии есть разные виды НВОС — выбросы в атмосферу, сбросы в водные источники, размещение отходов — плату за них оформляют отдельными платежными поручениями. Коды бюджетной классификации (КБК) у них разные. Если объекты НВОС находятся в разных муниципальных образованиях, плату вносят в бюджет каждого из них.

Платежи перечисляют по реквизитам территориального органа Росприроднадзора:

  • за выбросы и сбросы — по месту расположения стационарного источника;
  • за размещение отходов — по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Реквизиты для оплаты можно посмотреть на сайте Росприроднадзора, выбрав нужный регион.

Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.

По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.

Квартальные авансовые платежи за НВОС рассчитывают одним из трёх способов.

  1. 1/4 платы за НВОС из декларации за прошлый год.
  2. 1/4 платы, которую посчитали исходя из объёмов или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, лимитов или временных разрешений.
  3. Платёжную базу берут из данных производственного экоконтроля за предыдущий квартал. Умножают её на соответствующие ставки платы с учётом коэффициентов из п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. Минприроды уточнило, что объём или массу загрязняющих веществ нужно брать из квартала, за который рассчитывают платёж. То есть при расчёте аванса за 1 квартал нужно брать данные 1 квартала текущего года (Письмо № 19-50/5106-ОГ от 24 апреля 2020 г.).

Выбранный способ расчёта авансов указывают в декларации о плате за НВОС в разделе «Информация об авансовых платежах, подлежащих внесению в бюджет» по каждому объекту негативного воздействия.

Формулы для расчёта авансовых платежей по выбросам, сбросам и размещению отходов приведены в п. 34 Постановления Правительства РФ № 255 от 3 марта 2017 г.

Чтобы рассчитать годовую плату за НВОС:

  1. Определите платёжную базу за календарный год — фактические объёмы выбросов, сбросов и размещённых отходов по каждому отдельному загрязняющему веществу. Цифры берите из данных производственного экологического контроля.
  2. Если у вас есть разработанные нормативы выбросов и сбросов, лимиты на размещение отходов, сравните их с фактическими данными. К сверхлимитной части платёжной базы применяются повышающие коэффициенты. Если нормативов, лимитов и разрешений нет, все загрязняющие вещества считаются сверхлимитными и вся плата будет с повышающим коэффициентом.
  3. Умножьте платёжную базу на соответствующие ставки из Постановления Правительства РФ № 913 от 13 сентября 2016 г. и на коэффициенты. За 2021 год применяют ставки платы за НВОС, установленные на 2018 год с дополнительным коэффициентом 1,08.
  4. Умножьте на коэффициенты из п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.
  5. Если в течение года вы перечисляли авансы, вычтите их из рассчитанной годовой суммы.

Для отдельных случаев расчёта годового платежа по разным загрязняющим веществам используют формулы из п. 11.1 – 21.1 Постановления Правительства № 255 от 03 марта 2017 г.

С 2021 года декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду сдают по новой форме, утв. приказом Минприроды России № 1043 от 10 декабря 2020 г. К отчёту прикладывают журнал движения отходов и копии договоров на их размещение.

Сдают декларацию раз в год, не позднее 10 марта года, следующего за отчётным. То есть за 2021 год нужно отчитаться до 10.03.2022 включительно. Декларацию подают в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Сдать отчёт на бумаге можно, если плата за прошлый год была 25 тыс. руб. или меньше. Но к бумажному отчёту нужно приложить его электронную копию на USB – флешке. Файл можно сформировать в любом подходящем электронном сервисе, например, в личном кабинете природопользователя. Сдают декларацию в территориальный Росприроднадзор по месту нахождения объекта НВОС.

За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:

  • организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.
Читайте также:  Как вести бухгалтерский учет операций по валютному счету

Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:

  • по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
  • по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.

За каждый календарный день просрочки пени считают исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день их уплаты. Но пени не могут превышать 0,2 % просроченной суммы за каждый день просрочки (п. 7 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Начисление прекращается в день погашения задолженности.

За несдачу или пропуск сроков отчётности по экологии отдельной ответственности не предусмотрено. Но если вовремя не отчитаться, Росприроднадзор может расценить это как cокрытие или искажение экологической информации и выписать штраф по ст. 8.5 КоАП РФ:

  • для организаций — 20000 – 80000 руб.;
  • для ИП и должностных лиц — 3000 – 6000 руб.

Организациям и ИП из реестра МСП штрафы за нарушение сроков отчётности и уплаты могут заменить предупреждением, если они совершили нарушение впервые, нет материального ущерба и угрозы окружающей среде.

Есть два варианта начисления платы за НВОС:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.

Плату в пределах норм отражают:

  1. Дт 20 — в основном производстве;
  2. Дт 23 — во вспомогательном производстве;
  3. Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  4. Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

Плату сверх допустимых норм отражают по дебету 91.2 «Прочие расходы».

На ОСНО и на УСН с объектом «Доходы минус расходы» плату за негативное воздействие можно учесть в материальных расходах.

Но только в пределах установленных нормативов допустимых выбросов (сбросов) и лимитов размещения отходов. Суммы превышений в расходы не включают.

Если лимиты на размещение отходов не разработаны, вся сумма платы за НВОС по отходам будет сверхнормативной и в расходы не войдёт.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году

Плата за НВОС: когда списать в расходы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году это похоже новый квест для бедных экологов. Модулем пользоваться нельзя, прием расчета платы будет производиться только через личный кабинет природопользо

вателя. При том, что база забита именно в МП, а в личном кабинете надо перебивать все заново.

Плата за НВОС: когда списать в расходы

Исчисление платы за негативное воздействие на ОС.

Для кого-то прописные истины, но всё же.

Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду

За негативное воздействие на окружающую среду должны платить ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ::

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

часть 1 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды»

Исключение: Объекты негативного воздействия на окружающую среду 4 категории (часть 1 статьи 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370 «О плате за НВОС»*

Если у вас образуется отходы из группы ТКО, то в этом случае ваше предприятие не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. В данном случае плательщик — региональный оператор по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по размещение (статья 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Как рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается по фактическому количеству выброшенных загрязняющих веществ, сброшенных загрязняющих веществ, размещенных отходов ( статья 16.2 ФЗ » Об охране окружающей среды») за отчетный период.

  1. Выбросы загрязняющих веществ учитываются по каждому эксплуатируемому источнику в отчетный период- по данным журнала учета выбросов.
  2. Сбросы загрязняющих веществ — по данным журнала учета качества сточных вод. Хочется обратить внимание на то, что если сброс происходит в централизованные системы водоотведения, то плату вносит организация, принимающая сточные воды вашего предприятия. А вы уже оплачиваете этой организации её расходы.
  3. Размещенные отходы — по данным журнала учёта отходов. Плата не осуществляется за отходы накапливаемые на предприятии, за отходы переданные на утилизацию или обезвреживание.

При расчете платы за негативное воздействие вы должны учитывать имеющуюся разрешительную документацию:

  • в пределах нормативов выбросов, сбросов и выше;
  • в пределах нормативов временно разрешенных выбросов, сбросов и выше;
  • в пределах лимитов на размещение отходов производства и потребления и выше.

Сверхлимитное загрязнение окружающей среды

Сверхлимитное загрязнение окружающей среды — это привычный в обиходе нам термин, обозначающий превышение нормативов, лимитов.

Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

По сути этой нормы закона после получения комплексного экологического разрешения или декларации о воздействии на окружающую среду для ОНВОС 1, 2 категории эти документы являются разрешительными.

На объектах I и II категорий до получения комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду временно разрешенными выбросами / сбросами признаются лимиты на выбросы /сбросы

статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Разъяснения для ОНВОС 3 категории — что нашла:

В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.

2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).

Платежи за загрязнение окружающей среды уплачивались организацией и признавались в расходах по налогу на прибыль ежеквартально авансовыми платежами, исходя из фактических данных за предыдущий период.В соответствии с п. 3 ст. 16.4 Федерального закона

Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Платежи за загрязнение окружающей среды уплачивались организацией и признавались в расходах по налогу на прибыль ежеквартально авансовыми платежами, исходя из фактических данных за предыдущий период.
В соответствии с п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.

2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам календарного года, с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее первого марта года, следующего за отчетным периодом. На этот момент организацией сформированы бухгалтерская отчетность и налоговая декларация по налогу на прибыль.

Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить сумму корректировки (как в большую, так и в меньшую сторону) платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленную по фактическим данным по итогам календарного года? Плата за НВОС: когда списать в расходы

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Плата за НВОС, подлежащая внесению по итогам 2019 года, подлежит признанию в расходах для целей налогообложения и бухгалтерского учета за указанный период (на дату 31.12.2019) в итоговой сумме, исчисленной с учетом корректировок ее размера. Формирование налоговой базы по налогу на прибыль и бухгалтерской отчетности за 2019 год без учета корректировки размера платы за НВОС приводит к искажениям, требующим исправления (особенности приведены ниже).

Читайте также:  НДС в 2022 году - обзор изменений

Обоснование позиции: Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) по итогам отчетного периода (календарного года) исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно в порядке, установленном ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ).

Исчисленная таким образом плата за НВОС с учетом корректировки ее размера вносится не позднее первого марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ).

При этом в течение отчетного периода предусмотрено внесение квартальных авансовых платежей (кроме четвертого квартала), размер которых в 2019 году определялся как одна четвертая части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год*(1).

Налог на прибыль

Для целей налогообложения прибыли суммы платы за НВОС учитываются в составе материальных расходов на основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. Согласно п. 2 ст.

272 НК РФ датой осуществления материальных расходов признается: — дата передачи в производство сырья и материалов — в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги); — дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) — для услуг (работ) производственного характера.

Дата осуществления материальных расходов в части платы за НВОС в этом пункте не определена, что отмечается и представителями финансового ведомства (смотрите ниже).

Вместе с тем по общему правилу при методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Что такое НВОС и с чем его едят? Как правильно рассчитать ставки НВОС и когда подавать отчетность?

В последнее время сильно повысилось внимание государства к состоянию экологии в нашей стране.

Все чаще в СМИ упоминается Росприроднадзор, который исследует новые утечки ГСМ или иных агрессивных жидкостей, нередко можно услышать о новых экологических проектах Минприроды, которые принимаются практически ежедневно, а также регулярно в новостях освящаются вопросы улучшения экологической обстановки.

Разумеется, в наше время необходимо думать о сохранении природы, поскольку с момента промышленного «бума», который произошел около двух столетий назад, человечество успело испортить немало воды, воздуха и почвы.

С одной стороны, это неудивительно, поскольку людей стало больше, а значит и тех, кого необходимо обеспечить едой и минимальными благами цивилизации тоже стало больше.

Но раньше, примерно до предыдущего тысячелетия, никто особо не задумывался о состоянии экологии, считая, что она восстановится как-нибудь сама, либо это станет заботой людей будущего.

Мы создали автомобили, которые расходовали ископаемое топливо вёдрами, мы изобрели неразлагающийся пластик и сбрасывали отходы от предприятий в реки, что, собственно, и привело нас к текущему состоянию дел, когда забота о окружающем мире легла на плечи всех живущих на планете, а в особенности, на плечи заводов, фабрик, производств и прочих промышленных мощностей. Во многом это вызвано тем, что если один среднестатистический человек за год производит около 2 кубометров мусора и различных отходов, то даже небольшое предприятие делает столько же за день работы!

Что такое?

Экологический налог, он же плата за НВОС – это обязательный сбор в пользу государства с предприятий, которые своей деятельностью оказывают негативное влияние на состояние окружающей среды. Предусмотрен 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» в развитии данного закона правительством РФ было издано соответствующее постановление.

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

  1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ);– сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ)

    – хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

  1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Кто его платит?

Экологический налог платят организации, ИП и даже физические лица, которые занимаются хозяйственной или иной деятельностью, которая наносит вред окружающей среде. По сути, этот налог платят те предприятия или производства, которые создают отходы, опасные для экологии.

То есть, предприятия, которые попадают в IV категорию по отходам (объекты, оказывающие минимальное воздействие на ОС) или те, кто и вовсе не стоят на учете в Росприроднадзоре и никак не влияют на состояние ОС – не платят новый экологический налог.

Также исключением являются предприятия, которые производят только ТКО, а также перерабатывающие организации.

Куда пойдут деньги?

Цель данного налога – не пополнить бюджет, а вынудить промышленников встать на путь «зеленого производства», чтобы не допустить дальнейшего загрязнения окружающей среды.

Что же касается распределения полученных средств: средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора расходуются посредством реализации государственных программ в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами.

Как рассчитывается сумма налога?

Конечная сумма напрямую зависит от количества и типа производимого отхода. По различным загрязнителям, в зависимости от степени их негативного воздействия на ОС и рассчитывается сумма, которая должна будет быть уплачена налогоплательщиком. Табличка ставок по загрязняющим веществам весьма объемная, поэтому она доступна по ссылке:

Таблица ставок НВОС

Плата за НВОС: когда списать в расходы

Расшифровка формулы:

M платежная база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса или объем выбросов или сбросов загрязняющих веществ в количестве равном или менее установленных нормативов допустимых выбросов или сбросов. Измеряется в тоннах

Н ставка платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества. Измеряется в рублях на тонну или на кубический метр.

  • К(от) дополнительный коэффициент к ставкам платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами.
  • К (нд) коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу в пределах допустимых нормативов.
  • n количество загрязняющих веществ.
  • Когда вносить показания НВОС?

Расчет платы НВОС за I квартал 2021 года – До 20.04.2021

Расчет платы НВОС за II квартал 2021 года – До 20.07.2021

Расчет платы НВОС за III квартал 2021 года – До 20.10.2021

Внесение платы за НВОС – До 01.03.2021

Куда вносить показания?

Плату за НВОС контролирует Росприроднадзор. Платить нужно в региональные ведомства Росприроднадзора, а также им направлять составленные отчеты.

Расчет платы за НВОС: готовь сани с лета

Расчет платы за НВОС: готовь сани с лета

Недавно закончилась отчетная кампания, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), и подача декларации об этой плате.

В ходе кампании у многих природопользователей из-за неоднозначности толкований экологических законов, а также в силу того, что мы совсем недавно начали работать в новой нормативной парадигме категоризации объектов, возникают вопросы по расчету платы в тех или иных ситуациях. На некоторые вопросы о расчете платы ответим в этой статье.

Объект НВОС II категории. Декларация о плате за НВОС (далее — декларация о плате) представлена с расчетом НДВ[1], но нормативы не утверждены, т.к. на них не получено СЭЗ[2]. Как в этом случае оформлять декларацию о плате? Будет ли применяться повышающий коэффициент при расчете платы за выбросы?

Платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (Закон № 7-ФЗ[3]).

При этом при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах НДВ, НДС[4], временно разрешенные выбросы и сбросы, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Для объектов НВОС II категории необходимо подавать декларацию о воздействии на окружающую среду, при этом расчет НДВ, НДС является приложением к декларации, представляемой в порядке, установленном ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ.

Извлечение из Постановления № 2055[5]

10. […] Для объектов II категории, не получающих комплексное экологическое разрешение, и объектов III категории нормативы допустимых выбросов утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте.

Для объектов II категории расчеты нормативов допустимых выбросов являются приложением к декларации о воздействии на окружающую среду. Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

Читайте также:  Прошло очередное заседание центробанка по ключевой ставке

Соответствие нормативов допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.

[…]

В Приказе Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее — Приказ № 581) перечислены данные, которые должны содержаться в расчетах ПДВ[6].

Извлечение из Приказа № 581

11.

[…] Расчеты предельно допустимых выбросов содержат следующие сведения и материалы (далее — материалы): […] 7) рассчитанные значения предельно допустимых выбросов; […] 10) сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

[…]

Нормативы ПДВ химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ст. 20 Закона № 52-ФЗ[7]).

Соответственно, без СЭЗ хозяйствующий субъект не имеет права утверждать нормативы НДВ и НДС для эксплуатируемого объекта НВОС (формально НДВ для такого объекта отсутствуют, т.к. они не утверждены).

В данном случае, конечно, можно попробовать рассчитать плату без повышающих коэффициентов и сдать декларацию так, как будто у вас есть НДВ. Но есть риск, что при проверке Роспотребнадзором вашего предприятия будет обнаружено, что на проект НДВ нет СЭЗ, а значит, вы действовали без нормативов на выбросы.

В таком случае придется не только корректировать расчеты платы с повышающими коэффициентами, но и платить соответствующие штрафы за работу без установленных нормативов.

В целом данная ситуация является очень спорной. В вопросе не указано точно, когда именно была подана декларация. Однако стоит напомнить, что в 2019 г. и в начале 2020 г. еще не было Приказа № 581, в котором четко описана необходимость наличия СЭЗ о соответствии ПДВ санитарным правилам согласно ст.

20 Закона № 52-ФЗ, поэтому проекты ПДВ какое-то время не «носили» на санитарно-эпидемиологическую экспертизу и в Роспотребнадзор. Соответственно, при подаче декларации НВОС для II категории просто прикладывались расчеты ПДВ/НДВ без всякого согласования с Роспотребнадзором.

Таким образом, на момент подачи декларации НВОС экологическое законодательство в том его виде не было нарушено, хотя и нарушались требования Закона № 52-ФЗ.

Поэтому в данном случае необходимо взвесить все риски и принять решение, нужно ли в декларации о плате вводить повышающие коэффициенты (которые, кстати, будут распространяться и на расчет платы за отходы) или оставить как есть, но быть готовыми к приходу проверки и выявлению данного нарушения со стороны санитарного законодательства. И, если есть такая возможность, природопользователю нужно в срочном порядке подать декларацию заново, уже с проектом ПДВ и СЭЗ на этот проект. При этом проект ПДВ придется разработать заново, т.к. требования к нему за это время изменились довольно сильно (вышел Приказ № 581 и новый Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» и т.д.), что повлечет новые финансовые затраты.

Имеется аварийная ДЭС[8]. В инвентаризации просчитаны профилактические пуски (расчет выполнен на расход топлива на эти запуски). В 2021 г. было аварийное отключение, ДЭС работала дольше. Следовательно, расход топлива тоже был больше. В отчете по ПЭК[9] мы показываем только выброс г/с, а в декларации считаем т/год. Провели перерасчет по фактическому расходу топлива: максимально разовый выброс не изменился, а годовой увеличился. Какие цифры заносить в декларацию о плате и какие коэффициенты применять? Объект III категории, все документы есть (инвентаризация, проект ПДВ, СЭЗ на проект ПДВ). Во всех документах ПЭК прописан расчетным методом.

Для начала нужно разобраться, какие статусы у ДГУ[10] на производстве бывают. Иногда ДЭС на предприятиях работают круглосуточно в качестве основного источника энергии. В этом случае вопросов о нормировании ДЭС не возникает. Выбросы от такой ДЭС учитываются при инвентаризации и нормируются в проекте ПДВ.

В Приказе № 581 о разработке ПДВ сказано:

Настоящая методика определяет порядок разработки (расчета) и установления НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением разработки предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ и расчета выбросов при авариях (аварийные выбросы), а также порядок оформления расчетов НДВ.

Кроме того, еще в п. 2.6 методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выпущенного в 2012 г.

ОАО «НИИ Атмосфера», говорится, что в соответствии с техническим регламентом производства ДЭС могут классифицироваться как резервные (т.е. используемые периодически при нехватке мощностей) или как аварийные (т.е. используемые при аварийных ситуациях, например, в электроснабжении).

Как правило, на уже действующих предприятиях ДЭС используют для электроснабжения предприятия на случай аварийного отключения энергии.

Если ДЭС резервная, то ее выбросы подлежат нормированию, для них устанавливаются нормативы ПДВ.

[1] Нормативы допустимых выбросов.

[2] Санитарно-эпидемиологическое заключение.

НВОС: изменения в декларации и расчёте платы

Одним из документов, который внёс изменения в порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду стало Постановление правительства РФ № 1904.

В 2019–2020 годах были изданы и другие документы, которые вносят различные изменения: дополненную форму декларации, нормы для объектов НВОС, способ уведомления Росприроднадзора, новые коэффициенты к формулам расчёта, ставки.

Изменения не коснулись тех, кто не должен отчитываться и платить за НВОС в 2020 году: условия, при выполнении которых у организации появлялась такая обязанность, не были расширены или сужены. Не подвергся изменениям и алгоритм постановки на учёт таких организаций.

Изменения в декларации

Изменения в форму декларации внесли 30 декабря 2019 года, поэтому отчитаться по новой форме успели те, кто сдавал её в последние два дня календарного года. Те, кто успел сдать отчётность в 2019 году по старой форме, в 2020 году будут сдавать по новой в первый раз.

Форма декларации утверждена приказом Минприроды России от 9 января 2017 № 3. Сама форма представлена в приложении № 2. Изменения в форму декларации внёс Приказ Минприроды России от 30 декабря 2019 № 899.

Разрешения на выброс, разрешения на сброс, лимиты на размещение отходов раньше должны были присутствовать у всех объектов НВОС. Теперь нормы зависят от категории объекта:

I категория КЭР — комплексное экологическое разрешение.
II категория ДВОС — декларация о воздействии на окружающую среду.
III категория ПЭК — отчёт о производственном экологическом контроле.

В связи с этим названия столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2 были переименованы:

  1. ПДВ → НДВ, ТН.

  2. ВСВ → ВРВ.

  3. НДС → НДС, ТН.

  4. ВСС → ВРС.

Декларация подверглась и другим изменениям: в разделе 3.1 появились новые столбцы с показателями для исчисления платы за размещение ТКО, в расчёте платы по ОКТМО изменились названия строк и появились новые строки по плате за размещение ТКО (160-165).

Способ расчёта авансов

До 2020 года квартальные авансовые платежи рассчитывались по одному алгоритму: 25% суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за прошлый год. С 1 января 2020 года налогоплательщик может выбрать один из трёх форматов расчёта:

  1. 25% суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за предыдущий отчётный период (учитывая корректировку размера платы, осуществляемой в соответствии с п. 10 – 12.1 ст. 16.3 № 7-ФЗ).

  2. 25% суммы платы за НВОС, исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов.

  3. Сумма платы за НВОС, исчисленная за оказанное негативное воздействие на окружающую среду в прошедшем квартале на основе данных ПЭК с применением коэффициентов, установленных в ст. 16.3 № 7-ФЗ.

Выбранный способ расчёта авансовых платежей должен быть указан в составе декларации о плате за НВОС. Лица, обязанные вносить плату, указывают способ определения аванса на год, следующий за отчётным периодом. При этом представлять декларацию при внесении аванса закон не требует.

Новые правила были закреплены Постановлением Правительства РФ № 1250. Поправки применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года.

Переплата

Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857 внёс дополнительные правила зачисления переплаты. Теперь переплату можно зачислить не только в счёт предстоящего отчётного периода, но и в счёт всех последующих отчётных периодов.

Коэффициенты к формулам расчёта и ставки платы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector