Росприроднадзор напомнил о продлении экологических разрешений в 2022 году

Росприроднадзор напомнил о продлении экологических разрешений в 2022 году

Правительством установлен Перечень срочных разрешений, сроки действия которых истекают в период со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» по 31 декабря 2022 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев.

  • Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, вправе принять решение о продлении указанных в документе разрешений.
  • Приводим основные, на наш взгляд, пункты из Постановления, которые затрагивают сферу ВЭД.
  • В Перечень срочных разрешений включены:
  1. Лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания).
  2. Государственная регистрация лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
  3. Сертификаты о происхождении товара СТ-1.

Также в данном постановлении установлен Перечень разрешительных режимов и Перечень лицензирования отдельных видов деятельности.

В Перечень разрешительных режимов включены:

  1. Выдача фитосанитарных сертификатов и (или) выдача карантинных сертификатов;
  2. Регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
  3. Выдача санитарно-эпидемиологического заключения;
  4. Выдача разрешения на ввоз в РФ и вывоз из РФ, а также транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных;
  5. Допуск российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок;
  6. Выдача специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов;
  7. Государственная регистрация, подтверждение государственной регистрации, внесение изменений в регистрационное досье лекарственных препаратов для медицинского применения;
  8. Государственная регистрация медицинских изделий;
  9. Государственная регистрация отдельных видов продукции (товаров, включенных в раздел II Единого перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза);
  10. Регистрация отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
  11. Государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ;
  12. Разрешение на вывоз из РФ и ввоз в РФ видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру;
  13. Разрешение на ввоз на территорию Российской Федерации медицинских изделий в целях их государственной регистрации;
  14. Выдача разрешения на ввоз в РФ конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств;
  15. Выдача разрешения на ввоз в РФ биомедицинских клеточных продуктов для оказания медицинской помощи конкретному пациенту по жизненным показаниям;
  16. Выдача разрешительного документа на ввоз в РФ незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией;
  17. Разрешение на ввоз на территорию РФ и вывоз за пределы территории РФ биологических материалов, полученных при проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения;
  18. Выдача заключений на ввоз средств защиты растений (пестицидов), включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами;
  19. Разрешение на ввоз на территорию РФ в условиях, отличных от импорта, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, а также на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения физическими лицами для личного пользования;
  20. Ведение реестра радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, разрешенных для ввоза на территорию РФ;
  21. Выдача заключения (разрешительного документа) для получения лицензии на право ввоза в РФ и вывоза из РФ органов и тканей человека, крови и ее компонентов;
  22. Допуск перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов;
  23. Выдача разрешительных документов на вывоз, временный вывоз культурных ценностей из РФ;
  24. Выдача свидетельства на право вывоза культурных ценностей из РФ;
  25. Выдача разрешения на импорт племенной продукции (материала);
  26. Выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз в РФ и вывоз из РФ образцов биологических материалов человека, гемопоэтических стволовых клеток, костного мозга, донорских лимфоцитов в целях проведения неродственной трансплантации, половых клеток и эмбрионов;
  27. Выдача разрешения на вывоз с таможенной территории ЕАЭС коллекций и предметов коллекционирования по минералогии и палеонтологии, костей ископаемых животных;
  28. Выдача разрешения на экспорт и разрешения на импорт осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру;
  29. Выдача сертификата на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, если они являются лекарственными средствами;
  30. Выдача разрешения на ввоз в РФ и вывоз из РФ сильнодействующих веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ;
  31. Государственная регистрация лекарственных препаратов для медицинского применения.

Постановление от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 14.03.2022. Вступает в силу со дня его официального опубликования.

Сертификация Упрощения

Изменения в экологическом законодательстве. Март 2022

В марте 2022 года произошёл ряд перемен в правовом регулировании природопользования и охраны окружающей среды. Изменения затронули область обращения с отходами, порядок лицензирования хозяйственной деятельности, уплаты экологических сборов.

Ряд нормативных документов обновлен в связи с введением санкций со стороны иностранных государств как мера поддержки устойчивого развития российской экономики и промышленников.

Ключевые нововведения в экологическом законодательстве собраны в нашем материале.

Росприроднадзор напомнил о продлении экологических разрешений в 2022 году

Приказом Ростехнадзора от 01.02.2022 № 23 утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая с 1 марта 2022 года Ростехнадзором и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Также Приказом устанавливается, что плановые выездные проверки, проводимые Ростехнадзором при осуществлении надзора в области промышленной безопасности, не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, содержащихся в списке контрольных вопросов проверочного листа.

Приказ действует до 1 января 2027 года.

Приказом Росприроднадзора от 22.02.2022 № 115 актуализирована форма проверочного листа, применяемого Росприроднадзором при осуществлении федерального государственного экологического контроля.

Приказом Росприроднадзора от 24.02.2022 № 116 утверждена форма проверочного листа, используемого при осуществлении федерального государственного геологического контроля.

Проверочные листы содержат список контрольных вопросов, отражающих суть обязательных требований, а также ссылки на статьи нормативных правовых актов, которыми такие требования установлены. Ответы на контрольные вопросы свидетельствуют о том, насколько полно контролируемое лицо соблюдает соблюдает экологическое законодательство. .

Изменения плана контрольно-надзорных мероприятий

В 2022 году согласно Постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 отменены плановые контрольные мероприятия и выездные проверки. Целью такого решения является поддержание устойчивости экономики в России и снижение нагрузки на предпринимателей. Ограничения на проведение проверок будут действовать до конца 2022 года.

Проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных мероприятий допускается в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия будут проводиться лишь в исключительных случаях, в частности:

  • при непосредственной угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан;
  • при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Внеплановые контрольные мероприятия должны быть согласованы с органами прокуратуры. Без согласования проверки могут проводиться по поручению Президента РФ, Правительства РФ, а также по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Вместо отмененных проверок Росприроднадзор будет выборочно проводить профилактические визиты, чтобы информировать природопользователей об обязательных требованиях Службы к осуществлению их деятельности.

Национальные стандарты

С 1 марта 2022 года Распоряжением Правительства РФ от 26.02.2022 № 330-р устанавливается перечень национальных стандартов РФ на улучшенные сельскохозяйственную продукцию, продовольствие, промышленную и иную продукцию, определяющих их качественные и количественные показатели, методы их исследования, измерений и правила их сертификации.

Читайте также:  Новые обязанности работодателя в 2022 году

В перечень включены:

  • ГОСТ Р 58658-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Удобрения минеральные. Общие технические условия». Разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;
  • ГОСТ Р 58659-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Общие требования». Разделы 1, 2, 3, 4;
  • ГОСТ Р 58660-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Производство, транспортирование и хранение». Разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6;
  • ГОСТ Р 58661-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Оценка соответствия». Разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6;
  • ГОСТ Р 58662-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Термины и определения». Разделы 1, 2;
  • ГОСТ Р 58663-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Удобрения минеральные. Методы определения свинца, кадмия, мышьяка, никеля, ртути, хрома (VI), меди, цинка и биурета». Разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, приложения А, Б, В, Г.

Обращение с отходами

Главные изменения, введённые с 1 марта 2022 года, в отношении деятельности по обращению с отходами собраны в Обзоре изменений законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Однако ими обновление регулирования деятельности в указанной области не ограничилось.

С 18 марта 2022 года Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 № 326 внесены поправки в Правила разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности.

Актуализация Правил потребовалась с целью их приведения в соответствие с Федеральным законом от 02.07.2021 № 356-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2022 № 388 устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционной программы в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности. Также постановлением определены требования к содержанию инвестпрограммы.

В инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, реконструкции и техническому перевооружению федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I и II классов опасности, предусмотренных федеральной схемой обращения с такими отходами. Инвестиционная программа разрабатывается и утверждается Госкорпорацией «Росатом» по согласованию с Минприроды России и ФАС России.

Срок действия инвестпрограммы не может быть менее срока действия предельных (максимальных) тарифов федерального оператора.

Предельные (максимальные) тарифы на услугу федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления I — II классов опасности установлены Приказом ФАС России от 18.03.2022 № 220/22, который вступит в силу 3 апреля 2022 года.

Тарифы установлены на период до 31 декабря 2026 года и составляют для отходов производства и потребления:

  • I класса опасности — 222 907,36 руб. за тонну (без НДС),
  • II класса опасности — 62 468,26 руб. за тонну (без НДС).

Экологические платежи и сборы

Платы за НВОС

Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 № 274 на 2022 год установлены ставки платы за негативное воздействие (НВОС) на окружающую среду и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В 2022 году применяются:

  • ставки платы за НВОС, установленные на 2018 год, с использованием дополнительного коэффициента 1,19;
  • ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, — 67,12 рубля за тонну.
    • Постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2022 года.

      Утилизационные сборы

      Продлевается срок уплаты утилизационного сбора производителями автомобильной техники (Постановление Правительства РФ от 04.03.2022 № 287). Отсрочка введена для крупнейших производителей, средняя численность работников которых составляла за 2021 год не менее 5000 человек, а также их дочерних и зависимых обществ. Уплата утилизационного сбора осуществляется до 20 декабря 2022 года:

      • за I — III кварталы 2022 года;
      • за IV квартал 2021 года и за I — III кварталы 2022 года, если в отношении плательщиков введены иностранные санкции.

      Приказом ФНС России от 01.12.2021 № ЕД-7-3/1044@ обновлены форма и формат расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним.

      Ранее действующий приказ ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/577@ утратил силу.

      Приказом ФНС России от 01.12.2021 № ЕД-7-3/1045@ утверждены новые форма и формат расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов.

      Приказ ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/578@ признан утратившим силу.

      Санитарно-защитные зоны

      Уточнен порядок принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон (Постановление Правительства РФ от 03.03.2022 № 286).

      В соответствии с внесенными поправками, указанные решения принимает Роспотребнадзор или его территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон.

      Также устанавливается, что Роспотребнадзор определяет виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимают территориальные органы.

      Обзор изменений в экологическом законодательстве в 2022 году

      С 1 марта 2022 года действуют несколько нововведений в сфере обращения с отходами, порядке лицензирования хозяйственной деятельности, экологических сборов. Они приняты, чтобы поддержать российскую экономику в условиях санкций. Разберемся, как и что нужно учесть организациям

      Организации, образующие отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны действовать в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности (п. 4 ст. 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

      С 1 марта 2022 года внесение данных в Федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором стало обязательным.

      18 марта 2022 года Правительство РФ внесло поправки в Правила разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности (Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 326). Это было необходимо, чтобы привести Правила в соответствие с Федеральным законом от 02.07.2021 № 356-ФЗ.

      С 3 апреля 2022 года действуют предельные тарифы на услугу федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления I-II классов опасности (Приказ ФАС России от 18.03.2022 № 220/22). До 31 декабря 2026 года для отходов производства и потребления они составляют:

      • I класс опасности — 222 907,36 руб. за тонну (без НДС),
      • II класс опасности — 62 468,26 руб. за тонну (без НДС).

      Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399 установлены требования при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности. Они обязательны как для юридических лиц и ИП, так для граждан, у которых появляются:

      • аккумуляторы, аккумуляторные батареи и отходы их электролитов;
      • минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства;
      • оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства;
      • отходы шин, покрышек, камер.

      Причем юрлица и ИП в течение 11 месяцев со дня образования отходов из группы «Отходы электронного оборудования» должны передать их на обработку и утилизацию организациям, у которых есть соответствующая лицензия. Граждане имеют право передавать отходы электронного оборудования определенным категориям лиц.

      • Приказ вступил в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года.

      2 июля 2021 года вступили в силу уточненные требования к транспортировке отходов (Федеральный закон от 02.07.2021 № 356).

      Одно из положений обязывает размещать на транспортных средствах, контейнерах, цистернах специальные отличительные знаки, обозначающие класс опасности отходов.

      Образцы таких знаков и порядок их нанесения устанавливает Минтранс России. Эта норма вступила в силу 1 марта 2022 года.

      Проверочные листы

      Здесь тоже небольшие изменения:

      • актуализирована форма проверочного листа, применяемого в рамках федерального государственного экологического контроля (Приказ Росприроднадзора от 22.02.2022 № 115);
      • утверждена форма проверочного листа, используемого для федерального государственного геологического контроля (Приказ Росприроднадзора от 24.02.2022 № 116).

      Ответы на контрольные вопросы свидетельствуют, соблюдает или не соблюдает контролируемое лицо обязательные требования.

      Лицензирование

      Обновлен порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (Постановление Правительства РФ от 28.02.2022 № 271):

      Обучение по охране труда в Контур.Школе

      Профпереподготовка, обязательное обучение. Удостоверения. Дипломы

      Расписание курсов

      • установлен порядок оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям;
      • определены сроки принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении;
      • уточнен перечень лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату;
      • предусмотрен порядок подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

      В качестве меры поддержки граждан и экономики в условиях санкций Правительство РФ продлило срок действия лицензий и других видов разрешительных документов автоматически на 12 месяцев, а для их получения или переоформления предусмотрен упрощенный порядок (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353).

      К списку разрешений, сроки действия которых истекают в период с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года, в том числе отнесены:

      • разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
      • лицензии на водопользование.

      Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 № 274 на 2022 год установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

      В 2022 году применяются:

      • ставки платы за НВОС, установленные на 2018 год, с использованием дополнительного коэффициента 1,19;
      • ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля — 67,12 руб. за тонну.

      Утилизационные сборы

      Для обеспечения стабильной деятельности производителей автомобильной техники в условиях сложившейся экономической ситуации и санкций продлен срок уплаты утилизационного сбора за I–III кварталы 2022 года. Перенос сроков коснется предприятий, где трудится не менее 5 000 человек, и их дочерних компаний (Постановление Правительства РФ от 04.03.2022 № 287).

      До 20 декабря 2022 года надо уплатить утилизационный сбор:

      • за I–III кварталы 2022 года;
      • за IV квартал 2021 года и за I–III кварталы 2022 года, если в отношении предприятий отрасли введены иностранные санкции.

      Аналогичная мера о продлении сроков уплаты утилизационного сбора действует и для отечественных производителей сельхозтехники, строительно-дорожной и коммунальной техники, а также прицепов к ней (Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 года № 521). Сбор за I–III кварталы 2022 года можно будет уплатить до 23 декабря 2022 года.

      Отсрочка касается крупнейших предприятий отрасли. Она должна помочь снизить остроту дефицита оборотных средств и избежать просрочки выплаты заработной платы сотрудникам.

      Больше об экологическом законодательстве, обороте отходов и отчетности организаций вы узнаете из материалов курса «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I‑IV классов опасности».

      Смотреть программу

      Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в воздух

      С 1 марта вступили в силу новые положения, позволяющие обеспечить учет выбросов не только от стационарных, но и от передвижных источников при проведении инвентаризации выбросов. Актуализирован Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871).

      Теперь передвижные источники нужно включать в отчет об инвентаризации. К ним относится автотранспорт, строительная, сельскохозяйственная и другая техника, самолеты, железнодорожный транспорт, водные суда.

      Также необходимо учитывать выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где ведется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка.

      Выбросы передвижных источников можно не учитывать, если на объекте НВОС:

      • не ведется промышленное производство;
      • эксплуатируются исключительно легковые автомобили,
      • эксплуатируются автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день
      • эксплуатируются грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.

      В приказе вы найдете рекомендуемый образец таблицы для обобщения сведений о выбросах передвижных источников, эксплуатируемых на объекте.

      Комплексное экологическое разрешение

      С 1 марта 2022 года заявку на получение комплексного экологического разрешения нужно подавать по новой форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780. Также Приказ обновил и форму самого комплексного экологического разрешения (КЭР).

      Предприятиям, которые получили КЭР до 1 сентября 2022 года, на два года продлен срок создания систем автоматического контроля (Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ).

      Сдвигается и срок, до которого должны быть поданы заявки на комплексное экологическое разрешение: с 31 декабря 2022 года на 31 декабря 2024 года. Это касается объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и относятся к I категории, объектов, чей вклад в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее чем 60%.

      Правительство РФ внесло поправки в порядок принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон (Постановление Правительства РФ от 03.03.2022 № 286).

      Теперь указанные решения принимает Роспотребнадзор или его территориальные органы после рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Роспотребнадзор определяет виды объектов, решения по которым могут принимать регионы.

      Серьезные изменения коснулись и контрольно-надзорной деятельности. Все они направлены на снижение нагрузки на предпринимателей. О том, как проходить проверки в 2022 году, как изменился порядок назначения штрафов, читайте в нашей шпаргалке.

      В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

      • Изменения в контрольно‑надзорной деятельности 388.4 КБ

      Скачать

      Экологическая отчетность 2022

      Экологическое законодательство меняется ежегодно. Природопользователям приходится держать руку на пульсе происходящих событий, чтобы вовремя отчитаться по экологии.

      Это позволяет избежать штрафов и проверок надзорных органов. 2021 год не стал исключением – изменения коснулись и проектной, и отчетной части.

      Что готовит нам экологическая отчетность 2022? Рассказываем в традиционной ежегодной статье о видах и сроках экологической отчетности.

      Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов для объектов III категории

      Раньше мы знали этот вид отчетности как «отчетность МСП». Отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса теперь в прошлом. С тех пор, как всех природопользователей разделили на категории в зависимости от степеней негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Это произошло 1 января 2019 года, когда вступили в силу изменения в законодательстве.

      Теперь похожую отчетность сдают только объекты III категории (в уполномоченный Правительством федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов).

      Статья 18 Федерального закона № 89 гласит, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР) теперь разрабатываются только для объектов I и II категории.

      • I категория – в составе КЭР;
      • II категория – в составе декларации о воздействии на окружающую среду (ДОВОС);

      Для объектов этих категорий предусмотрены другие формы контроля. Для объектов IV категории разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

      Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов согласно ФЗ № 89 устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

      При этом отдельная форма отчетности, которую должны сдавать предприятия III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Старая форма (утвержденная Приказом Минприроды РФ от 16.02.

      2010 № 30), отменена с 1 января 2021 года полностью.

      Однако в конце 2019 года вышла поправка в закон, согласно которой указанную отчетность нужно предоставлять в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК) в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды. Про этот вид отчетности мы расскажем далее.

      Подтверждение НООЛР (технический отчет по обращению с отходами в 2022 году)

      Раньше технический отчет был основной формой отчетности по отходам. 10 лет назад его сдавали вообще все предприятия. Тогда проект НООЛР нужен был всем.

      Потом от данной обязанности освободились предприятия МСП (и сдавали отчетность по отходам для МСП, о которой мы писали выше). Так продолжалось до 1 января 2019 года.

      Проект НООЛР тогда действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи технического отчета.

      С тех пор ситуация кардинально поменялась. Нужно ли сейчас сдавать технический отчет за 2021 год? И если да, то кому именно необходимо его сдавать. Рассказываем!

      На сегодняшний день нормативы образования отходов и лимиты на их размещение рассчитываются только для объектов I и II категорий.

      Для объектов ОНВ, относящихся к I категории и II категории (если для них тоже есть возможность получить КЭР), НООЛР устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения.

      Для объектов II категории, которые не собираются получать КЭР, каждые 7 лет представляется декларация о воздействии на окружающую среду. Такая декларация содержит расчеты нормативов и лимитов по отходам, но отдельно НООЛР для таких объектов не утверждаются.

      Закон дает большой переходный период для этих категорий объектов. Старая разрешительная документация (полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года) действует до конца срока действия таких разрешений, либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС. Подтверждение этому можно найти в ФЗ от 25.12.2018 № 496.

      Кроме того, для I категории есть отсрочка по получению КЭР. В этот период для таких объектов можно разрабатывать НООЛР, как раньше, и получать «лимиты» на отходы. А для II категории нужно подавать ДОВОС тогда, когда хотя бы одно из старых разрешений закончится по сроку.

      Объектам III категории нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета по ПЭК.

      Для IV категории ПНООЛР больше не действуют. Соответственно, экологическая отчетность 2022 не включает подачу технического отчета.

      Главная новость по теме: Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» отменен с 1 января 2021 года.

      Ответы росприроднадзора на частые вопросы природопользователей

      Источник : https://www.ecoindustry.ru/news 

      Вопрос: Должна ли представляться природопользователями в территориальные органы Росприроднадзора проектная документация, в которой указаны мероприятия по рекультивации нарушенных земель, если данная проектная документация прошла государственную экспертизу и получено положительное заключение?

      Ответ: Проект рекультивации земель до его утверждения подлежит согласованию с лицами, перечисленными в пункте 15 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.

      2018 № 800 (далее — Правила, Проект).

      Исключением являются Проекты, подготовленные в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а также Проекты, подлежащие до их утверждения государственной экологической экспертизе.

      Утверждается Проект в соответствии с пунктом 24 Правил в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомления о согласовании Проекта или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы Проекта.

      Уведомление об этом с приложением утвержденного Проекта направляются, в том числе в Росприроднадзор (кроме случаев проведения рекультивации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.

      2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

      Лица, обеспечившие проведение рекультивации земель, в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта о рекультивации земель направляют, в том числе в Росприроднадзор уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта (пункт 31 Правил).

      Вопрос: Необходимо ли производить расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в случае поступления в почву загрязняющих веществ, отсутствующих в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды?

      Ответ: «Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом Минприроды России от 08.07.

      2010 № 238 (далее — Методика), предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      Размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах исчисляется по формуле, установленной пунктом 5 Методики.

      Одной из составляющей формулы является степень загрязнения, которая зависит от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв и рассчитывается по пункту 6 Методики.

      При этом пунктом 6 Методики установлено, что при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для i-го загрязняющего вещества) в качестве значения норматива качества окружающей среды для почв применяется значение концентрации i-го загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
      Так, в случае отсутствия установленного норматива качества окружающей среды для почв (для i-го загрязняющего вещества), степень загрязнения будет зависеть от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве на загрязненном участке к значению концентрации i-го загрязняющего вещества с незагрязненного участка (к фоновой пробе).
      Таким образом, Методикой установлен порядок расчета вреда, причиненного почве в результате загрязнения веществами, предельно допустимые концентрации содержания в окружающей среде которых законодательством не установлены.
      Кроме того, пункт 6 Методики не содержит исключений в области своего применения — указания на вещества, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду в результате несанкционированного попадания в почву, отсутствуют. Ссылка на Перечень в пункте 6 Методики также отсутствует.
      Из этого следует, что законодательством установлена презумпция причинения вреда самим фактом попадания в почву любого вещества извне, которое ранее в почве в такой концентрации не содержалось.

      Учитывая изложенное, отсутствие ряда загрязняющих веществ в Перечне не является основанием для вывода об отсутствии причинении вреда окружающей среде в случае их привнесения.

      Вопрос: Если в целях устранения экологического ущерба, загрязнения почв, нарушителем в добровольном порядке за свой счет проведены восстановительные (рекультивационные) мероприятия, правомерно ли предъявление нарушителю требования о возмещении вреда, причиненного почвам в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»?

      Ответ: В соответствии с статьей 77 Федерального закона от 10.01.

      2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

      Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
      Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в том числе в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления утверждена приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238.
      В соответствии со статьей 78 Закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
      Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушителем законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
      На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
      В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.
      Аналогично согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т. п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
      Исходя из смысла части статьи 1064 Кодекса, каждый из выбранных способов является достаточным для возмещения вреда как такового. Следовательно, в случае если вред возмещен в натуре, то основания для дополнительного взыскания денежных сумм в возмещение вреда отсутствуют.
      Рассматривая судебную практику о возмещении вреда окружающей среде, в большом количестве арбитражных судебных актов различных инстанций рекультивация земель рассматривается как один из способов возмещения вреда (возмещение в натуре), затраты на ее проведение засчитываются в счет компенсации вреда в денежном выражении, а при полном восстановлении ответчиками почв в исках о возмещении вреда суды отказывают.
      Пунктом 2.1 статьи 78 Закона №ФЗ-7 предусмотрено принятие порядка учета понесенных лицом, причинившим вред окружающей среда, затрат по устранению такого вреда.
      Однако, на сегодняшний день вопрос об учете затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды нормативно не урегулирован, что зачастую приводит к необоснованным требованиям со стороны надзорных органов исполнительной власти о возмещении вреда причиненного окружающей среде как в натуре, путем проведения рекультивационных и восстановительных работ, так и дополнительным возмещением вреда денежными средствами.

      Такой подход влечет двойное возмещение вреда окружающей среде, что противоречит нормам действующего законодательства и возлагает на природопользователей необоснованные дополнительные финансовые затраты.

      Вопрос: Просим сообщить позицию Росприроднадзора о возможности выдать разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы в порядке, определенном пунктом 19 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 № 2, не смотря на принятие основных нормативных правовых актов, реализующих норму закона о получении комплексного экологического разрешения.

      Ответ: 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector