Справка о бенефициарах — образец заполнения

Сведения о цепочке собственников, включая конечных бенефициаров, — это информация о том, кто владеет компанией, и кто получает прибыль от ее деятельности. Такая информация раскрывается по запросу заказчика в рамках тендера, проводимого по 223-ФЗ.

Деятельность любого экономического субъекта направлена на извлечение прибыли. Часть этой прибыли вкладывается в дальнейшее развитие такого субъекта, а часть — в качестве дохода передается его владельцам.

Таким образом, у каждого предприятия имеется некоторое количество лиц, физических или юридических, которые извлекают доход из его деятельности. У таких лиц, в свою очередь, тоже нередко имеются выгодоприобретатели — лица, которые извлекают доход уже из их деятельности. Выстраивается полноценная цепочка.

Длина ее зависит от масштабов бизнеса, например, цепочка собственников для ИП имеет одно звено — индивидуальный предприниматель, который сам ведет свое дело и является единственным получателем прибыли от деятельности.

Иначе складывается ситуация для крупных организаций, информация о собственниках и акционерах организации нередко включает в себя сведения о десятках юридических и физических лиц.

Заказчики, работающие по 223-ФЗ, вправе запрашивать сведения о выгодоприобретателях поставщика, подрядчика или исполнителя. Это необходимо, чтобы исключить коррупционные схемы, при которых деньги по договору после прохождения ряда подставных лиц окажутся в руках недобросовестных чиновников.

В рамках работы по 44-ФЗ информация о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров, не запрашивается и не предоставляется.

Как правило, такая информация требуется не от всех участников тендера, а только от победителя. Чтобы заказчик имел уверенность, что победитель предоставит такие сведения, при проведении процедуры каждый участник предоставляет гарантийное письмо по запросу справки о цепочке собственников, в котором обещает в случае победы выдать необходимые сведения.

Как предоставить сведения

Непосредственно информация о собственниках контрагента, включая конечных бенефициаров, предоставляется в виде справки. Получив справку, заказчик проверяет ее с помощью открытых источников: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сайт ФНС, иные источники в интернете, например официальный сайт компании.

Справка не имеет обязательной нормативно установленной формы. Ее бланк предоставляет сам заказчик в тендерной документации. Этот бланк заказчик разрабатывает самостоятельно.

  • Нередко справка имеет табличную форму, где перечисляются все владельцы и бенефициары организации звено за звеном: от владельцев первой очереди до конечного выгодоприобретателя.
  • Форма предоставления информации о цепочке собственников, включая бенефициаров:
  • Заполняя форму, следует придерживаться следующих рекомендаций:
  1. Указывая в таблице то или иное лицо, следует подкрепить информацию соответствующим документом. При использовании документов, опубликованных в электронном виде, укажите ссылку на них, бумажные документы следует отсканировать и приложить к справке.
  2. Для каждого упомянутого лица следует указать ОКВЭД.
  3. При упоминании физических лиц, следует указать их Ф.И.О., реквизиты паспортов, гражданство и адреса мест регистрации — это персональные данные, поэтому предоставлять их компания вправе только после получения письменного разрешения лица.
  4. В перечень включается информация обо всех выгодоприобретателях, как иностранных, так и российских.

Для индивидуальных предпринимателей заполнение такой справки смысла не имеет, поскольку они работают самостоятельно и не распределяют прибыли на некий круг выгодоприобретателей.

Если в тендере побеждает ИП, он направляет заказчику письмо, в котором сообщает, что никаких иных лиц, получающих доход от его деятельности, кроме него самого, у его бизнеса нет и он является единственным его бенефициаром.

Такое письмо тоже не имеет нормативно установленного бланка и пишется либо по в форме, предоставленной заказчиком, либо так, как сочтет нужным предприниматель.

Заполненный образец сведений о цепочке собственников, включая бенефициаров, выглядит так:

Справка о бенефициарах - образец заполнения Справка о бенефициарах - образец заполнения

Образец заполнения сведений о бенефициарных владельцах

Справка о бенефициарах - образец заполнения

В отдельных случаях такие данные подлежат раскрытию в составе бухотчетности (п. 7 стат. 6.1 Закона).Правдивые сведения о бенефициарном владельце, образец в конце статьи, предоставляются юрлицами. Подробный порядок и сроки регулируются Постановлением № 913 от 31.07.17 г. Общий срок составляет 5 дней (рабочих) с момента получения соответствующего запроса.

При обнаружении в ранее предоставленной информации ошибок на исправление дается еще 3 дня.Любые муниципальные образования и госструктуры, включая местные органы власти, внебюджетные государственные фонды.Международные организации.

Эмитенты акций, имеющее право на участие в организованных торгах и раскрывающие информацию по законодательным требованиям.Зарубежные эмитенты акций, допущенные к торгам на зарубежной бирже, включенной в утвержденный Банком РФ официальный перечень.

Зарубежные бизнес-структуры,

По вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев

При этом бенефициарный владелец не идентифицируется в случаях, установленных , и , а также в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся лицами, указанными в .

Какие меры могут быть предприняты организацией в целях идентификации бенефициарных владельцев? В целях идентификации бенефициарных владельцев организации вправе предпринимать следующие меры:- включение в договор с клиентом обязанности последнего представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах;- анкетирование клиентов (направление клиентам запросов, составленных по форме, самостоятельно определенной организацией, позволяющей идентифицировать бенефициарных владельцев);- изучение учредительных документов клиентов — юридических лиц;- устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету (досье) клиента;- использование внешних доступных организации на законных основаниях источников информации (например, средства массовой информации, Internet)

Справка о бенефициарах — образец заполнения

Юрлицо обязано представлять его по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.2019 № 913, по запросу:

  1. Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений.
  2. ФНС и ее подразделений;

Кроме того, справку о бенефициарах уполномочен запросить банк (п.

Бенефициарный владелец — как ответить на запрос

Запрос о бенефициарных владельцах. Что это такое, как правильно реагировать.

Всё чаще компании начали получать из налоговых органов и Росфинмониторинга запросы о бенефициарных владельцах. Такой запрос может получить любая компания, даже малое предприятие.

ФНС также утвердила и форму запроса (приказ ФНС от 20.12.2018 № ММВ-7-2/824).

Таким образом контролирующие органы проверяют законность операций, предотвращают отмывание денежных средств и прочих активов преступным путем, борются с терроризмом.

01. Пример запроса о бенефициарном владельце

Один из наших клиентов в ходе проведения выездной налоговой проверки получил запрос из налоговой инспекции о бенефициарном владельце. Справка о бенефициарах - образец заполнения

Для чего? Здесь, по нашему мнению, цель была не совсем стандартной — налоговый орган рассчитывает выявить реального бенефициарного владельца, чтобы по итогу проверки (в случае невозможности взыскать сумму доначислений с ООО) привлечь собственника к субсидиарной ответственности. При получении таких запросов нужно четко понимать, для чего понадобилась информации контролирующим органам, и быть очень осторожным при составлении ответа. Разберемся, как реагировать на такие запросы.

02. Кто такой бенефициарный владелец

Бенефициарный владелец — это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо (ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

Не всегда просто определить бенефициарного владельца. Бывают спорные или неоднозначные ситуации. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • Контролирует общество через договор. Пример1 — Если лицо, которое прямо или косвенно не владеет долей (акциями) в обществе, но на основании договора или другой сделки (например, договор залога) имеет право его контролировать и давать указания органам управления обществом, то оно будет являться бенефициарным владельцем;
  • Распоряжается голосами других владельцев по доверенности. Пример2 — Если в составе юридического лица нет участников, которые прямо или косвенно владеют долей более чем 25%, но есть физическое лицо, которое может распоряжаться голосами (долями) других владельцев (например, по доверенности), то такое физическое лицо будет являться бенефициарным владельцем;
  • Доли размыты. Пример3: Если в обществе участвуют как физические, так и юридические лица, и каждому из них принадлежит менее 25% доли (акций), то стоит установить владельцев этих юридических лиц. Если будет установлено, что какое-либо физическое лицо (владелец) является также владельцем входящего в состав общества юридического лица, то необходимо сложить принадлежащие ему проценты в уставном капитале. Если совокупный размер будет более 25% уставного капитала, то такое физическое лицо является бенефициарным владельцем.

03. Организация обязана знать своего бенефициара

Организации обязаны располагать данными о своих бенефициарных владельцах. Их необходимо актуализировать не реже одного раза в год и хранить 5 (пять) лет. Также необходимо их раскрывать в случае запроса из налоговых органов или Росфинмониторинга (ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Исключения:

  • учреждения в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, госкорпораций, а также организаций, у которых более 50 процентов акций (долей) в капитале принадлежит государству, субъектам РФ либо муниципальным образованиям;
  • эмитенты ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
  • иностранные организации, у которых ценные бумаги прошли процедуру листинга на иностранной бирже из перечня Центробанка;
  • международные организации.

04. Как ответить на запрос о бенефициарном владельце

Чтобы ответить на запрос госоргана, эти сведения нужно иметь. Данные о бенефициарных владельцах должны содержать следующую информацию:

  1. ФИО бенефициарного владельца;
  2. гражданство;
  3. дата рождения;
  4. место жительства или пребывания;
  5. ИНН (если есть);
  6. паспортные данные (данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства пребывать или проживать в России).
Читайте также:  Возврат аванса при УСН: доход будет или нет

Где брать такую информацию? Законодательно не закреплено, какие действия должна предпринять организация, чтобы получить сведения о своих бенефициарных владельцах. Поэтому можно отправить простые запросы в свободной форме гражданам (организациям), которые выступают участниками (акционерами) или имеют право контролировать компанию. В запросе можно сослаться на ст. 6.

1 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, согласно которому собственники обязаны представить данные сведения, однако никакой ответственности за непредоставление сведений для них не предусмотрено.

Запрос рекомендуем направлять письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по адресам, находящимся в списке участников (акционеров), а также по иным адресам, имеющимся в распоряжении общества.

Собрали информацию или она уже была, отвечайте на запрос. Если Ваша компания получила запрос от контролирующих органов, в котором они просят раскрыть информацию о бенефициарах, обязательно ответьте на него. На это у Вас есть 7 (семь) рабочих дней со дня получения такого запроса (постановление Правительства от 31.07.

2017 № 913). Утвержденной формы ответа на запрос на дату написания статьи не разработано, отвечать можно в произвольной форме. Если Вам не удалось выяснить информацию о конечных бенефициарах, перечислите в ответе, какие меры для поиска данных были предприняты.

Укажите, что были направлены запросы, получены сведения из ЕГРЮЛ и т. д.

Пример ответа на запрос о бенефициарном владельце.

05. Ответственность

Существует ответственность за то, что организация не устанавливает и не хранит (не предоставляет) сведения о бенефициарных владельцах, либо не хранит и не предоставляет сведения о мерах, которые она принимала.

В случае, если запрос ИФНС или Росфинмониторинга будет проигнорирован (ст. 14.25.1 КоАП):

  • организацию вправе оштрафовать на сумму от 100 (сто) тыс. руб. до 500 (пятьсот) тыс. руб.;
  • руководитель заплатит от 30 (тридцати) тыс. руб. до 40 (сорока) тыс. руб.

Организация может избежать ответственности, если предоставит в ответ на запрос информацию о том, что она предприняла доступные меры, чтобы узнать сведения о бенефициарах. Документами, которые подтвердят действия организации, будут запросы учредителям или иным контролирующим лицам и ответы на них.

Фирммейкер, декабрь 2019 (следим за актуальностью)Валерия Булавкина (Яренкова)

При использовании материала ссылка обязательна

Где получить справку о бенефициарах?

Справка о бенефициарах — это документ, который отображает основной состав создателей и владельцев предприятия.

Бенефициар представлен физлицом или компанией, которая участвует в процессе функционирования предприятия.

Понятие бенефициарного владельца фирмы

  • Бенефициар представлен физлицом или компанией, которая участвует в процессе функционирования предприятия.
  • Доля участия превышает 25%, поэтому полностью контролируются все действия, выполняемые организацией.
  • В качестве бенефициаров выступают следующие лица:
  • владельцы помещений, которые сдают свою недвижимость в аренду владельцам компаний;
    собственники банковских счетов;
  • клиенты трастовых компаний, отдавшие свою недвижимость или иные ценности на основании доверительного управления;
  • собственники аккредитивов, представленных в бумажном виде;
  • страховые компании, получающие деньги при возникновении страховых случаев;
  • владельцы ценных бумаг, представленных облигациями, акциями или векселями;
  • фактические владельцы организаций.

Внимание! Компании часто скрывают сведения о бенефициарах для повышения безопасности работы, а также для предотвращения возникновения претензий со стороны государственных инстанций.

У всех вышеуказанных лиц возникает выгода на основании ранее подписанного договора. В качестве примера выступает банк, который получает деньги по ипотеке, если квартира сгорает, поэтому страховая компания выплачивает деньги кредитору.

Бенефициантом может стать даже наследник, который указан в завещании в качестве получателя имущества или руководства над собственностью.

Права и ответственность

Бенефициары получают определенные права исключительно при официальном оформлении договорных отношений с какой-либо компанией. К этим правам относится:

  • возможность распоряжаться своей долей в компании, поэтому ее можно подарить или продать;
  • контроль над обязательствами владельца предприятия;
  • принятие участия в процессе назначения или снятия директора;
  • участие в собраниях учредителей;
  • получение дохода от прибыльной деятельности предприятия.

Внимание! Точный список прав зависит от сферы деятельности, в которой функционирует бенефициар.

Права бенефициарных владельцев часто нарушаются, так как не соблюдаются соглашения или сокращаются возможности для контроля над организацией.

Иногда они сталкиваются с ограничением доступа к информации о фактическом состоянии компании и не получают положенный доход. Для предотвращения таких ситуаций официально оформляются отношения в письменном виде.

Бенефициары могут защищать свои ценности с помощью соглашения на трастовое управление. Но при нарушении данного договора сами владельцы несут ответственность, поэтому уплачивают штрафы или лишаются возможностей для контроля. К обязанностям относится необходимость передачи сведений в государственные органы, банки или иные финансовые организации.

Если же бенефициар захочет скрыть свое положение, то при выявлении нарушения ему придется заплатить крупный штраф в размере 500 тыс. руб.

Законодательное регулирование

Понятие «бенефициара» приводится в положениях ФЗ №115. Этим нормативным актом регулируется сфера борьбы с разными схемами отмывания денег. По этому закону государство заставляет компании определять бенефициаров, поэтому приводятся критерии их выявления.

На основании поправок ФЗ №215 описываются правила обнародования информации компаниями, причем эти данные обновляются ежегодно. С помощью публикации этих сведений гарантируется прозрачность работы организаций и легализация доходов частных или юридических лиц.

Отношения с бенефициарами регулируются с помощью Положений ЦБ №499. Дополнительные сведения можно получить из писем ЦБ, где даются пояснения или разбираются сложные случаи.

Кому и зачем нужны сведения о выгодоприобретателях

Деятельность любого экономического субъекта направлена на извлечение прибыли. Часть этой прибыли вкладывается в дальнейшее развитие такого субъекта, а часть — в качестве дохода передается его владельцам.

Таким образом, у каждого предприятия имеется некоторое количество лиц, физических или юридических, которые извлекают доход из его деятельности. У таких лиц, в свою очередь, тоже нередко имеются выгодоприобретатели — лица, которые извлекают доход уже из их деятельности. Выстраивается полноценная цепочка.

Длина ее зависит от масштабов бизнеса, например, цепочка собственников для ИП имеет одно звено — индивидуальный предприниматель, который сам ведет свое дело и является единственным получателем прибыли от деятельности.

Иначе складывается ситуация для крупных организаций, информация о собственниках и акционерах организации нередко включает в себя сведения о десятках юридических и физических лиц.

Заказчики, работающие по 223-ФЗ, вправе запрашивать сведения о выгодоприобретателях поставщика, подрядчика или исполнителя. Это необходимо, чтобы исключить коррупционные схемы, при которых деньги по договору после прохождения ряда подставных лиц окажутся в руках недобросовестных чиновников.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали споры в сфере закупок из-за непредоставления информации о собственниках (бенефициарах). Используйте эти инструкции бесплатно.

Справка о бенефициарах - образец заполнения

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

В рамках работы по 44-ФЗ информация о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров, не запрашивается и не предоставляется.

Как правило, такая информация требуется не от всех участников тендера, а только от победителя. Чтобы заказчик имел уверенность, что победитель предоставит такие сведения, при проведении процедуры каждый участник предоставляет гарантийное письмо по запросу справки о цепочке собственников, в котором обещает в случае победы выдать необходимые сведения.

Кто должен представлять справку о бенефициарных обладателях и кто вправе ее настоятельно просить

Схемы для определения бенефициарного обладателя нет, вследствие этого, не обращая внимания на различие в терминологии (бенефициарные обладатели и юридическое лицо в законе № 115 — взаимозависимые лица в Налоговом кодексе России), возможно, предложить применить способ, конкретный в ст. 105.2 Налогового кодекса России.

Список субъектов, обязанных беречь обозначенные сведения, находится в ст. 5 закона № 115. Список юридических лиц из всего перечня освобождены от прямых обязанностей производить учет бенефициарных обладателей (абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115):

  • органы государственной власти;
  • фирмы и учреждения, в коих долю больше 50% имеют РФ, ее ареалы или же городские образования, и др.

Перечень нужно производить каждый день и 1 один раз в год обновлять, автономно выясняя личностные данные хозяев. Юридическое лицо должно представлять его по правилам, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913, по запросу:

  • ФНС и ее подразделений;
  • Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений.

Справка о конечных бенефициарах образец

Справка о бенефициарах - образец заполнения

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).
Читайте также:  Начисление больничного листа - пример

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента.

Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание.

Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

О том, как полученные сведения используются банком при оценке кредитоспособности клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;
  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
  • бенефициарных владельцев юридических лиц.

Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах — образец заполнения».

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации.

Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента.

А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

О том, какие сведения о клиенте будут отнесены к не подлежащим разглашению, читайте в материале «Что относится к банковской тайне?».

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

Читайте так же:  Дополнительный отпуск за фактически

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру.

Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов.

В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.

Сведения о бенефициарном владельце: образец заполнения

Бенефициарный владелец юридического лица – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) таким юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия (ст. 3 Федерального закона от 07.08.

Читайте также:  «Увольнительные» освобождаются от НДФЛ независимо от причины увольнения

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). О том, в каком порядке раскрываются сведения о бенефициарных владельцах юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ, расскажем в нашей консультации.

Организация должна знать своих бенефициаров

Юрлицо в общем случае обязано владеть информацией о своих бенефициарах и принимать все обоснованные и доступные меры по установлению в отношении них следующих сведений (п. 1 ст. 6.1, абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ):

  • Ф.И.О.;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • ИНН физлица (при наличии).

Организация должна обновлять сведения о своих бенефициарных владельцах не реже 1 раза в год и документально фиксировать полученную информацию. Хранить сведения о бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению указанных выше сведений юрлицо должно не менее 5 лет со дня получения этой информации (п. 3 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

Организация вправе запрашивать необходимую информацию о своих бенефициарах у контролирующих такую организацию физических и юридических лиц. А такие лица, в свою очередь, обязаны эту информацию предоставлять. При этом передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных (ст. 4,5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

Кому предоставлять информацию о бенефициарах?

Сведения о бенефициарном владельце: образец заполнения

В основе создания любой коммерческой компании лежит формирование ее уставного капитала. Он в свою очередь может принадлежать другим юрлицам либо же обычным гражданам – физлицам, являющимся учредителями или акционерами.

Таким образом каждая организация кому-то принадлежит, у нее есть совершенно определенные владельцы, которые в некоторых случаях могут оказывать влияние на процесс ведения деятельности. В то же время само по себе юрлицо является субъектом права, несет самостоятельную ответственность и определенные обязательства по факту своей регистрации.

Рядом нормативных актов установлены рамки, которые позволяют соблюсти баланс между интересами компании и ее собственниками. Так, например, Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ (ред. от 29.07.

2017) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено понятие, что такое бенефициарный владелец юридического лица, сведения о котором обязана собирать и хранить каждая компания.

Что такое бенефициарный владелец юрлица

Статьей 3 выше упомянутого закона №115-ФЗ понятие бенефициарного владельца юридического лица применяется в отношении физического лица, которое на прямую или через третьих лиц владеет более 25% в уставном капитале юридического лица либо имеет возможность контролировать его действия. Бенефициаром физлица является само физлицо, проще говоря каждый гражданин самостоятельно блюдет свои интересы, принимает решение и несет за них ответственность. Впрочем, законом предусмотрены и исключения: бенефициарным владельцем физлица может быть иное физлицо.

Но вернемся к понятию бенефициаров юрлица. Каждая организация обязана хранить сведения о своих бенефициарных владельцах.

  Образец таких сведений должен содержать ряд обязательных данных, как то ФИО, дата рождения, гражданство, паспортные данные, а также данные миграционной карты или документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание или проживание в России, адрес места жительства и, в случае его наличия, ИНН. Данный перечень установлен пунктом 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, а статья 6.1 того же нормативного акта обязывает юридическое лицо не только единоразово собрать и запротоколировать данные сведения, то и регулярно и ежегодно обновлять информацию о своих бенефициарах. Причем запрашивать данные для этого организация может непосредственно у своих владельцев, а они в свою очередь обязаны ей их предоставить.

Предоставление информации о бенефициарах

Какого бы то ни было отчета о бенефициарных владельцах юрлица на постоянной основе не подают.

Однако каждая организация должна быть готова к тому, что данные сведения она обязана будет представить в ИФНС или в Федеральную службу по финансовому мониторингу по соответствующему запросу.

Если какими-то данными компания не обладает, то вместо них она может продемонстрировать подтверждение действий, которые были предприняты для сбора необходимой информации.

Порядок обмена данными о бенефициарах

Сроки и порядок раскрытия информации о бенефициарах либо о мерах по установлению этих сведений перед ФНС и ФСМС установлены в постановлении Правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913.

Данные контролирующие организации имеют право делать запросы компаниям на бумаге или в электронном виде.

Причем в последнем случае компания также обязана ответить электронно – по телекоммуникационным каналам связи либо же файловым документом на оптическом или цифровом носителе с приложением сопроводительной бумажной версии (п. 5 Правил, утв. Постановлением № 913).

Сведения предоставляются строго на дату, указанную в запросе. На оформление ответа отводится 5 рабочих дней со дня получения документа из контролирующего органа.

Непредставление запрошенных сведений, а также сам факт нарушения обязанностей по хранению или обновлению сведений о собственных бенефициарах грозит компании штрафом в размере от 100 000 рублей до 500 000 рублей. Руководитель такой организации также может быть оштрафован на сумму 30 000-40 000 рублей (ст. 14.25.1 КоАП РФ).

Сведения о бенефициарных владельцах юридического лица, образец

В действующем законодательстве нет установленной формы подачи информации о бенефициарах. Образец сведений о бенефициарных владельцах составляется в свободной форме в ответ на полученный запрос контролеров. С учетом выше приведенных данных, которые должен включать такой ответ, он может выглядеть следующим образом: 

Сведения о бенефициарных владельцах ООО «Альфа»

Бенефициарным владельцем ООО «Альфа» является Иван Николаевич Краснов – единственный учредитель общества, обладающий 100% доли в уставном капитале.

Сведения о бенефициаре: И.Н. Краснов, 12.08.1971 г.р.,

гражданство: РФ,

ИНН: 773112345678.

Паспортные данные: серия 46 05 № 123456, выдан ТП №1 в гор. Мытищи ОУФМС России по Московской обл. в Мытищинском р-не.

Зарегистрирован по адресу: Москва ул Летчика Бабушкина, д. 6 кв. 45.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Сведения о бенефициарном владельце — образец заполнения

Где используется понятие бенефициарного владельца 

Законодатель не впервые предпринимает меры, направленные на реализацию возможности привлечения к имущественной ответственности не только юрлица, но и физических лиц, в интересах которых оно действует и совершает сделки. В нашей статье мы рассмотрим, когда, каким образом и в каком виде формируются сведения о бенефициарных владельцах, которые обязано представлять юрлицо.

Наряду с этим понятием, введенным законом «О противодействии легализации…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ), «поднятию корпоративной вуали» способствуют разные системы норм:

Особенность каждого из понятий такого рода — его строго целевое наполнение, которое определяется законом. Из этого вытекает, что аффилированность или подконтрольность лица, если они доказаны, имеют значение для определения бенефициарности только при соответствии полученной информации закону № 115-ФЗ.

Бенефициарный владелец, таким образом, устанавливается только по закону № 115-ФЗ. Его нужно отличать от выгодоприобретателя. 

В чем отличие бенефициарного владельца от выгодоприобретателя 

Этимологически термины «бенефициар» и «выгодоприобретатель» практически тождественны, т. к. бенефит — это также выгода, а бенефициар — тот, кто ее получает. Но в законе № 115-ФЗ эти 2 термина содержательно различны:

  • Бенефициарный владелец — это физлицо, которое определяется исходя из его возможности прямо или косвенно контролировать действия проверяемого лица на документально подтвержденном основании. Это может быть владение более 25% уставного капитала или иной способ влиять на принимаемые решения.
  • Выгодоприобретатель — физлицо или юрлицо, которое является получателем дохода от операции, проводимой лицом. Это может быть принципал по агентскому договору или иной субъект, в данном случае возможность контролирующего воздействия не рассматривается. Его особая характеристика — то, что он извлекает выгоду из действий проверяемого лица только по конкретной проводимой операции, а не от всей его деятельности (см. информационное сообщение о типовых вопросах…, опубликованное на сайте Росфинмониторинга). 

Из приведенных понятий видно, что они могут пересекаться, одно и то же лицо может выполнять одновременно 2 роли по отношению к проверяемому. 

Кто и для чего выявляет бенефициаров, как сведения о бенефициарных владельцах предоставляются через ФНС РФ 

Цели получения информации о бенефициарах определяются назначением норм закона № 115-ФЗ — противодействие вводу в законный оборот денежных средств, полученных преступным способом. Это вытекает из понятия легализации (ст. 3 закона № 115-ФЗ).

Своих бенефициарных владельцев обязано выявлять каждое юридическое лицо на основании ст. 6.1 закона № 115-ФЗ. Кроме того, эти сведения собирают банки и другие организации (подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Им в помощь разработаны специальные Методические рекомендации (письмо Росфинмониторинга от 04.12.2018 № 57).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector