Стать налоговым резидентом РФ за 90 дней

Стать налоговым резидентом РФ за 90 дней

Чтобы сэкономить на налогах, достаточно прожить в России 90 дней / Андрей Гордеев / Ведомости

Срок проживания в России, необходимый для получения статуса налогового резидента, снижен вдвое – до 90 дней. Мера носит временный характер и распространяется только на 2020 г., указала ФНС в своем разъяснении.

Обычно статус налогового резидента в России присваивается по фактическому нахождению на территории страны 183 дня.

«Это в целом общемировая практика, которая ведет к тому, что человек может быть налоговым резидентом только в одной стране, поскольку невозможно жить 183 дня в году в одной стране и 183 дня в другой», – поясняет партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. Но в 2020 г.

для получения статуса налогового резидента РФ достаточно фактически находиться в России от 90 до 182 дней в период с 1 января по 31 декабря 2020 г.

«Указанный закон, в частности, направлен на защиту интересов граждан Российской Федерации, находящихся на территории иностранного государства и не имеющих возможности вернуться в Российскую Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, которые по данным обстоятельствам в 2020 г. утратили статус налогового резидента Российской Федерации», – сообщили в ФНС «Ведомостям».

Выгадать от такого режима смогут как граждане России, так и иностранцы. Россияне – налоговые резиденты РФ уплачивают налог на доходы физических лиц (НДФЛ), полученные от источников как в России, так и за рубежом, по ставке 13% – одной из самых низких в Европе.

Для иностранца в случае признания его налоговым резидентом РФ ставка по доходам, полученным от источника в России, составит те же 13%, остальные доходы облагаются по ставке страны (гражданином которой он является). Если же иностранец не имеет статуса налогового резидента РФ, ему придется платить 30% НДФЛ в наш бюджет.

«В первую очередь это может быть интересно для иностранцев, работающих в российских компаниях, и экспатов», – считает партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александр Овеснов.

«Возможность претендовать на резидентство за такой короткий срок (т. е.

фактически по истечении всего трех месяцев) традиционно встречается только в низконалоговых юрисдикциях, – рассказывает юрист налоговой практики CMS Russia Анна Осьмакова.

– Большинство стран руководствуется базовым критерием 183 дней, который зачастую применяется совместно с другими данными, позволяющими в целях налогового резидентства установить комплексную связь резидента с конкретной юрисдикцией».

Вопрос о смягчении условий налогового резидентства Минфин поднимал еще в октябре 2019 г. в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг.».

Тогда это предложение вызвало негативную реакцию со стороны делового сообщества, так что в конце концов этот вопрос решили оставить на усмотрение самих налогоплательщиков.

«Поскольку признание себя резидентом РФ осуществляется в заявительном порядке, те лица, которые по каким-то причинам этого не желают, могут просто не подавать заявление», – отмечает Овеснов.

Еще один важный момент – новые правила начнут действовать раньше, чем ожидали эксперты: заявления на «ускоренное» резидентство можно подавать уже сейчас.

«Эту новацию, по нашему мнению, можно рассматривать в контексте налоговых преференций в связи с эпидемией коронавируса, так как она позволяет применить налоговую ставку по НДФЛ в размере 13% для всех доходов, полученных в РФ в 2020 г.», – рассказывает Овеснов.

Например, граждане России, которые из-за ситуации с СOVID-19 провели на территории иностранного государства большую часть календарного года, по старым правилам не смогли бы претендовать на статус налогового резидента в РФ, поясняет Осьмакова. «К доходам, полученным ими в России, применялась бы не стандартная налоговая ставка в размере 13%, а ставка в 30%, предусмотренная для нерезидентов», – добавляет она.

«Уважаемый налогоплательщик, теперь Вы – налоговый резидент!». Перспектива изменения критериев признания физического лица российским налоговым резидентом

Что изменится?

30 сентября 2019 года Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального бюджета на будущие годы, вместе с которым был представлен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Главной новостью документа, которую подхватили ведущие деловые СМИ, стало предложение об обновлении правил приобретения статуса налогового резидента РФ для целей НДФЛ.

  • Во-первых, срок пребывания для получения статуса будет сокращен до 90 дней.
  • Во-вторых, в российские налоговые реалии будут интегрированы критерии центра жизненных интересов физических лиц (ввиду «возросшей в последние десятилетия мобильности физических лиц»).

То есть:

Раньше и сейчас В скором времени
Кол-во дней, чтобы стать налоговым резидентом 183 дня в календарном году 90 дней в календарном году
Если дней меньше Налоговую однозначно не интересует общемировой доход Налоговая заинтересуется, где у физического лица «центр жизненных интересов» — недвижимость, семья, доход и прочее. Если в РФ, лицо также признается налоговым резидентом
  • Критерии «центра жизненных интересов» взяты из действующих международных налоговых соглашений РФ.
  • Зачем?
  • Как заявлено в приложении к проекту основных направлений, данная мера «позволит вовлечь более широкий круг физических лиц в российскую налоговую юрисдикцию, получить преимущественное право на налогообложение в случае возникновения споров с другими юрисдикциями, затруднит недобросовестным налогоплательщикам уклонение от налогообложения в Российской Федерации».
  • Таким образом, российские налоговые обязательства, в том числе обязательства по уплате НДФЛ с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), распространятся на гораздо большее число налогоплательщиков.
  • Возможно, предложенные меры станут одной из самых радикальных реформ порядка определения фискальной нагрузки и налогообложения НДФЛ физических лиц в России с 2001 года, когда была введена плоская 13-% шкала (и 30% для нерезидентов).
  • Путь к «центру жизненных интересов»
  • 2015 год – в России появляются правила КИК. Треть из 500 самых состоятельных российских предпринимателей покинули страну (провели в РФ менее 183 дней и стали нерезидентами) для ухода от налога на прибыль КИК (данные Forbes и Reuters)
  • Середина 2015 года – первая амнистия капиталов (как предложение раскрыть активы и вернуться). Ликвидационная льгота до конца 2017 года и возможность возврата активов из офшорных юрисдикций в личную собственность резидента без последствий по НДФЛ. Только 20% собственников (по данным ведущих юридических компаний) предпочли ликвидацию иным формам налогового планирования, к примеру — переводу активов на нерезидентов.
  • Конец 2015 года – ФНС впервые пытается применить критерий «центра жизненных интересов и постоянного жилища» на территории РФ (которое подтверждается фактом местонахождения собственности на территории РФ либо действующей постоянной регистрацией)[1]. Минфин России[2] признал критерии не подлежащими применению, его поддержал Конституционный Суд[3].
  • Февраль 2019 – заканчивается второй этап амнистии капиталов, большинство декларантов не репатриировало амнистированные активы в РФ (об этом писали СМИ)
  • Июнь 2019 – А. Силуанов отмечает, что Минфин рассматривает перспективу пересмотра критериев статуса налогового резидента
  • Октябрь 2019 – Минфин заявляет, что готов отложить реформу при наличии возражений и учесть возражения бизнеса

Как резидентов идентифицируют через центр жизненных интересов за рубежом?

Опыт многих иностранных юрисдикций подтверждает, что предлагаемые критерии соответствуют мировой практике. Отбрасывая иные важные факторы, тест количества дней и центра жизненных интересов за рубежом выглядит следующим образом (примеры США, некоторых стран ЕС, БРИКС, партнеров РФ по ЕАЭС):

Страна Кол-во дней в году Какие критерии центра жизненных интересов применяются?
Австрия 6 месяцев Преимущественное пребывание; гражданство (само по себе не критерий, но применяется в спорных ситуациях)
Армения 183 Дом или квартира, где проживает семья или находится личное или семейное имущество; экономические связи
Беларусь 183 Гражданство; вид на жительство
Бельгия Экономические связи; регистрация по месту жительства; место жительства семьи (если есть брак)
Болгария 183 Регистрация по месту жительства; место жительства семьи и экономические связи
Бразилия 183 Гражданство; рабочая виза; специальные правила для граждан стран МЕРКОСУР
Великобритания -> Сложная система из нескольких тестов, которая одновременно учитывает количество проведенных дней (рабочих или выходных, от 31 дня до 183 дней); экономические связи; место жительства; место жительства семьи.
Венгрия 183 Гражданство; ПМЖ
Германия Доступное для пользования ПМЖ; преимущественное пребывание*
Греция 183 Местонахождения активов; гражданство; место жительства семьи**; социальное страхование
Дания 6 месяцев ПМЖ (в собственности или арендованное)
Индия 182 (или 60, если за 4 года – более 365) Отсутствуют, но есть статус «резидента, но нерезидента по обыкновению» (9 из 10 предшествующих резидентству периодов (лет) – нерезидент или менее 729 дней за 7  предшествующих резиденству периодов (лет))
Ирландия 183 (или 280 за два года; мин. 30 в одном) Отсутствуют, но есть статус «резидента по обыкновению», приобретаемый после трех лет резидентства. Лицо утрачивает статус «резидента по обыкновению» после трех лет вне резидентства.
Испания 183*** Экономические связи
Италия 183 Регистрация по месту жительства; преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи
Казахстан 183 Гражданство; вид на жительство; место проживания семьи; ПМЖ в личной или семейной собственности
Кипр 60 ПМЖ (в собственности или арендованное), экономические связи
Китай 183 Преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи; гражданство
Люксембург 6 месяцев Преимущественное пребывание
Нидерланды 1 год (только для экспатов) ПМЖ, место жительства семьи и экономические связи; регистрация по месту жительства; местонахождение банковских счетов и иных активов
Польша 183 Экономические связи
Португалия 183 Преимущественное пребывание
США 183**** Гражданство; Наличие «грин-карты»
Финляндия 6 месяцев ПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение трех лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)
Франция 183 Место жительства семьи и экономические связи
Чехия 183 ПМЖ (в собственности или арендованное)
Швеция 6 месяцев ПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение пяти лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)
Читайте также:  Почему 6-НДФЛ лучше сдавать после выплаты зарплаты

Источник: http://taxsummaries.pwc.com

  1. Важно: критерии формирования налоговой базы резидентов/нерезидентов/«резидентов по обыкновению» могут отличаться от юрисдикции к юрисдикции
  2. * — на практике регистрация по месту жительства (прописка) может уже интерпретироваться немецкими налоговыми органами как признак резидента, преимущественное пребывание за рубежом придется доказывать
  3. ** — греческие налоговые органы могут также ориентироваться не на место жительства семьи, а на то, в какой стране семья чаще всего проводит отпуск
  4. *** — срок отсутствия по причине пребывания в низконалоговой юрисдикции учитывается как пребывание в Испании
  5. **** — в США учитывается 100% дней в текущем году; 2/3 дней в прошлом году; 1/3 – в позапрошлом году
  6. Последствия введения новых критериев. Некоторые практические аспекты
  7. 1) Резко увеличится количество ситуаций двойного резидентства и необходимости их решать. Может быть дан старт судебной практике разрешения соответствующих споров, а также взаимосогласительным процедурам (как правило, длиною в несколько лет)

2) Существенно увеличится роль, количество случаев применения и интерпретации (в том числе, в рамках административной и судебной практики) tie-breaking rules и, в перспективе, взаимосогласительных процедур. При этом надо понимать, что в РФ в течение последующих нескольких лет эти вопросы будут  регламентироваться и отрабатываться «с нуля».

3) Модель агрессивного налогового планирования «резидент нигде» потеряет свою актуальность. «Гражданам мира» придется принять трудное решение – стать российским резидентом или разорвать связь со страной.

4) Возрастет административная нагрузка на налогоплательщиков

  • Существенно увеличится число поданных налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ (декларации новых резидентов; зачеты налогов, уплачиваемых за рубежом)
  • Увеличится количество запросов сертификатов налогового резидента физическими лицами в иностранных юрисдикциях (нужно обосновывать отсутствие обязательств резидента в РФ)
  • Постоянно проживающие за рубежом «новые» резиденты столкнутся с техническими сложностями (придется вставать на учет в российской налоговой, переводить документы, оформлять доверенности)
  • Увеличится количество споров налоговых органов и физических лиц

Остаются вопросы

  • Является ли сегодня теоретически и практически возможным эффективное администрирование новых критериев для отслеживания «новых» резидентов?

С одной стороны, мы наблюдаем рост административных возможностей налоговых органов (CRS, MCAA), с другой – придется существенно увеличить административную нагрузку для межведомственного взаимодействия и автоматизировать процессы получения информации.

  • Повысится или снизится популярность инвестиционных ВНЖ и инвестиционных паспортов?
  • Как будет выглядеть административная процедура «поиска» новых налоговых резидентов?
  • Какие критерии будут выбраны как приоритетные?

Однозначных ответов пока нет.

                                                                         Краткие выводы

  • Российская Федерация следует общемировой практике для увеличения собираемости НДФЛ и количества налогоплательщиков
  • Двойное резидентство может стать актуальной проблемой для российских собственников
  • Новые правила могут значительно увеличить административную нагрузку налоговых органов, а их должная реализация потребует качественного повышения уровня администрирования налогоплательщиков – физических лиц
  • Главное — многим собственникам капитала придется вновь задуматься о персональном налоговом планировании. Если есть риск попасть в число «новых резидентов», задуматься стоит уже сейчас

Путеводитель по личному налоговому и валютному резидентству России 2021 | Buzko Krasnov

Путеводитель будет полезен гражданам России и иностранным лицам. Он ответит на основные вопросы об уплате российского налога на доходы физических лиц («НДФЛ») и о регулировании операций с иностранными активами, а также расскажет о базовых принципах российской отчетности.

Налоговое резидентство

Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».

Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.

Также могут использоваться следующие критерии:

  • недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
  • наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
  • гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).

Кто должен платить налоги в России со своих доходов (НДФЛ)?

Налоговый кодекс Российской Федерации («НК РФ») определяет две категории налогоплательщиков НДФЛ:

  1. Резиденты России; и
  2. Нерезиденты России.

Резиденты платят НДФЛ (13% по общему правилу) со всех своих доходов от источников по всему миру.

Нерезиденты платят НДФЛ (30% по общему правилу, исключения см. в следующих разделах) только с доходов от источников в России, перечисленных в ст. 208 НК РФ. К ним, например, относятся:

  1. Дивиденды и проценты от российских организаций, российских индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
  2. Страховые выплаты;
  3. Доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
  4. Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, и т.д.

Налоговые резиденты РФ

Общее правило

Налоговым резидентом РФ является физическое лицо, фактически находящееся в России не менее 183 календарных дней (в 2020 году этот срок сокращен до 90 дней, подробнее см. ниже) в течение 12 следующих подряд месяцев.

Однако в некоторых случаях выезд за границу России не прерывает статуса формального пребывания в России, в частности:

  • Выезд для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения; а также
  • Выезд для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Это значит, что если резидент проведет за границей более 183 дней в указанных случаях, он все равно сохранит статус налогового резидента России.

Военнослужащие, сотрудники органов гос. власти и органов местного самоуправления

Независимо от фактического времени нахождения за границей налоговыми резидентами России признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за границу.

Особые правила определения налогового резидентства

В некоторых случаях могут устанавливаться особые (упрощенные) правила. Например, такие правила были введены в 2015 году (п. 2.1 ст. 207 НК РФ) и в 2020 году (п. 2.2 ст. 207 НК РФ).  Первый случай связан, по всей видимости, с вхождением Крыма в состав России, второй – с пандемией COVID-19, из-за которой возникали трудности с въездом на территорию России и выездом из нее.

Так, из-за пандемии лицо может быть признано налоговым резидентом в 2020 году, если такое лицо в период с 1 января по 31 декабря 2020 года находилось на территории России хотя бы 90 дней (вместо стандартных 183). Для признания резидентом в этом случае, необходимо в произвольной форме направить заявление в налоговый орган.

Налоговое резидентство и политика

Если в отношении физического лица введены санкции, то независимо от выполнения требований российского налогового законодательства о резидентстве, такому лицу предлагается на выбор остаться резидентом иностранного государства, находясь при этом в России.

То есть физическое лицо, которое в соответствии с формальными требованиями налогового законодательства признается российским налоговым резидентом, по своему заявлению может не признаваться налоговым резидентом России при соблюдении одновременно двух условий:

  • В отношении лица в налоговом периоде (календарный год) действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, из перечня, который определяется Правительством России; и
  • Указанное лицо в таком налоговом периоде являлось налоговым резидентом иностранного государства.

В этом случае такому лицу необходимо подать заявление о непризнании налоговым резидентом России и приложить один из двух документов:

  • Сертификат налогового резидентства выданный компетентным органом иностранного государства и подтверждающий налоговое резидентство физического лица;
  • Обоснование, подготовленное в произвольной форме о невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

После этого налоговый орган уведомляет лицо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом России в соответствующем налоговом периоде.

Элементы НДФЛ: объект, налоговая база, вычеты, ставка

С чего платить налог

Объектом налогообложения НДФЛ является полученный налогоплательщиком доход, т.е. экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить (ст. 41 НК РФ).

Для определения суммы налога, подлежащего уплате, необходимо определить налоговую базу, от которой в дальнейшем и рассчитывается сумма налога по той или иной ставке. Налоговую базу формируют все доходы физических лиц, кроме тех, которые не облагаются налогом в соответствии с нормами НК РФ.

Важно различать понятия дохода и прибыли. Последняя – финансовый результат, определяемый как разница доходов и расходов, и являющийся объектом налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Для физических лиц речь идет о валовом доходе, т.е. по общему правилу при определении налоговой базы налогоплательщик не может учесть понесенные расходы.

При этом в НК РФ установлен ряд исключений. Так, в отношении некоторых видов доходов предусмотрена возможность учета определенных расходов (например, при продаже акций в ст. 214.1 НК РФ).

Кроме того, в НК РФ также предусмотрен перечень доходов, которые не облагаются НДФЛ. Например, не облагаются налогом доходы (п. 17.1 ст. 217 НК РФ) от продажи:

  • Недвижимости, если резидент или нерезидент владели ею не менее 5 лет (в некоторых случаях не менее 3 лет);
  • Иного имущества (кроме ценных бумаг, для которых установлены особые условия), если резидент или нерезидент владели ими не менее 3 лет.
Читайте также:  Отчетный и налоговый период по УСН в 2021 - 2022 годах

Указанные выше принципы определения налоговой базы доступны как резидентам, так и нерезидентам.

Важно отметить, что налоговая база определяется отдельно для разных налоговых ставок. Это важно, например, для определения необходимости применения повышенной ставки НДФЛ, но об этом ниже.  

Налоговые вычеты

Вокруг света из-за 90 дней: кому выгодны новые правила налогового резидентства

Предлагаемые Минфином поправки в законодательство сокращают срок минимального пребывания в России, при котором налогоплательщик считается налоговым резидентом страны.

Кроме того, вводится понятие «центра жизненных интересов» (ЦЖИ), так что налоговое резидентство РФ может наступать вообще независимо от места фактического пребывания.

В результате статус значительного числа налогоплательщиков может существенно измениться.

Правда, позднее глава Минфина Антон Силуанов заявил, что реформа может быть отложена. Однако какие-то шаги в этом направлении будут все равно сделаны, так как концепция ЦЖИ применяется сегодня в большинстве стран мира.

Яркий пример использования этого принципа продемонстрировали испанские власти: суд признал «привычным (habitual)» резидентом страны гражданку Колумбии певицу Шакиру, хотя и не смогли доказать, что певица жила в Испании больше 183 дней в году.

Согласно испанскому законодательству, резидентами считаются не только лица, прожившие более полугода в стране, но и те, кто имеет там центр жизненных интересов.

И хотя певица проводила большую часть времени в гастролях по всему миру, она владела собственным домом в Каталонии, ее муж — футболист испанского FC Barcelona, а дети обучались в испанской школе.

В материалах дела фигурировали также периодические походы певицы к местному парикмахеру и в местные магазины, посты и снимки певицы в соцсетях и даже собачка Шакиры, регулярно в течение налогового года топчущая соседский газон. Результат — €14,5 млн налогов и штрафов.

Немного теории: как платить налоги при жизни на две страны?

По общему правилу вы платите налоги в стране, где вы резидент, то есть живете и получаете доход. Если есть доходы в другой стране, там вы тоже должны платить налоги. При этом, если между странами есть соглашение об избежании двойного налогообложения (СоИДН), налоги, уплаченные за рубежом, будут вычтены из ваших общих налогов.

Определение налогового резидентства разное в разных странах. Вот некоторые примеры применяемых критериев:

  • Самый жесткий — по гражданству. Все граждане США и обладатели американской Green Card считаются налоговыми резидентами независимо от места жительства. Кроме США, такой позиции придерживается только африканская Эритрея.
  • Самый распространенный: минимальное пребывание (обычно 90-183 дня) и/или центр жизненных интересов либо другие связи со страной пребывания. Скажем, в Великобритании достаточно провести в собственном жилище всего одну ночь, чтобы при наличии ряда других связей стать резидентом. В Казахстане пошли еще дальше: если семья налогоплательщика остается в стране, значит ЦЖИ и налоговое резидентство здесь, даже если вы не провели на родине и дня за весь год.
  • Самый мягкий: 183 дня пребывания в стране независимо ни от чего. Россия здесь чуть ли не единственный представитель, поэтому периодически встает вопрос об изменении этого критерия.

Обычно резиденты уплачивают в стране налоги по своим доходам по всему миру, а нерезиденты — только по доходам в этой стране. Но есть и приятные исключения. Жители стран с территориальным принципом налогообложения платят налоги только с доходов внутри этих стран.

Примеры — Грузия, Сингапур, Гонконг, Куба, Панама. Не взимает налоги с зарубежных доходов своих резидентов-иностранцев Греция. В ряде стран (Португалия, Великобритания, Кипр, Израиль) вновь прибывшие жители не платят налог с доходов за рубежом в течение 10-15 лет (так называемый режим нон-домициль).

Наконец, есть страны с нулевым НДФЛ: Карибские острова, Вануату, ОАЭ и ряд других. Все это создает определенный простор для личного налогового планирования при получении ВНЖ или приобретения гражданства в одной из таких стран.

При этом не следует забывать, что гражданство и налоговое резидентство — разные понятия, и они часто не совпадают.

Следует также учитывать, что ставка налога на большинство видов доходов из РФ для нерезидентов составляет сегодня 30%, а не 13%, как для резидентов (постоянных жителей России).

Об этом забывают многие наши соотечественники, уехавшие из страны, но получающие здесь доход.

Минфин, кстати, предлагает уравнять эти ставки с 2021 года, что сильно облегчит жизнь наших граждан, проживающих за рубежом и имеющих активы или доход в России.

Кроме того, резиденты РФ должны в ряде случаев платить налоги на нераспределенную прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК), то есть фактически на неполученные доходы.

Кто пострадает от нововведений?

Прежде всего пострадают как раз владельцы КИК и счетов за рубежом, которые проводили в России меньше полугода, и, как следствие, не попадали под требования НК РФ по отчетности и уплате налогов. Теперь таким лицам придется декларировать свои компании и счета за рубежом, отчитываться по ним и платить налоги.

Из «простых» граждан, которые станут по новым правилам налоговыми резидентами, пострадают лишь те, кто получал доходы в странах, где налоговая ставка меньше российской, либо в странах, с которыми нет налоговых соглашений. Сейчас они не должны отчитываться и платить налоги в России.

С принятием новых критериев первые должны будут доплатить в РФ до ставки 13%, а вторые — оплатить налог и в другой стране, и целиком в России (13%). Примеры стран с низким НДФЛ: Черногория (9%), Андорра, Болгария и Казахстан (10%), ОАЭ (0%).

А вот, например, с Грузией (20%) и Эстонией (20%) соглашения есть, но они не действуют, так как не ратифицированы. Здесь придется заплатить дважды.

Для счастливых же обладателей дворцов и яхт на Лазурном Берегу или в других местах Европы, где налоговые ставки обычно до 40% и выше, однако действуют СоИДН, ничего, по существу, не изменится. Их зарубежные налоги и так превышают российские, доплачивать не придется. Правда, надо будет по ним отчитаться, что тоже не всем понравится.

Кто выиграет?

Прежде всего, выиграть, по замыслу авторов изменений, должно государство. Собственники крупных бизнесов в России и по совместительству владельцы иностранных компаний не смогут оставить свои российские бизнесы без присмотра на 9 месяцев в году.

Они неизбежно будут проводить здесь больше 90 дней и таким образом попадут под новые требования по КИК. К тому же само наличие бизнеса может стать основанием для применения критерия ЦЖИ.

Таким образом, бюджет должен будет получить существенные вливания в виде НДФЛ с прибыли этих КИК.

Другими неожиданными бенефициарами нововведений могут стать «обычные» граждане, имеющие ВНЖ в странах с высокими налогами.

Для продления ВНЖ обычно требуется присутствие в той или иной стране более полугода, что автоматически ведет к приобретению налогового резидентства в этой новой стране.

Тем самым европейцы с российскими паспортами должны сейчас платить налоги по своим доходам по всему миру, включая РФ, по европейским ставкам — 30-50%.

Теперь, если поправки будут приняты, такие граждане смогут воспользоваться Соглашениями с Россией и платить 13%, по крайней мере, с доходов в России. Если, конечно, проведут здесь более 90 дней и новая страна признает, что ЦЖИ гражданина остался в РФ.

Большинство СоИДН предусматривает, что в случае, если физическое лицо подходит под определение налогового резидента в двух странах, резидентство определяется по его гражданству.

Таким образом, если по новым правилам гражданин России, проживающий в европейской стране, где действует СоИДН с Россией, окажется налоговым резидентом России, именно это резидентство должно быть признано страной пребывания. В этом случае налоги по доходам в РФ надо будет платить только в России.

Очевидно, при наличии грамотного налогового консультанта не составит большого труда вынудить налоговые органы европейской страны признать этот факт, причем даже для владельцев Green Card.

Разбор на примере

Для примера рассмотрим воображаемого героя. Он владеет бизнесом и недвижимостью в России и других странах, имеет компанию на Каймановых островах и счет в Швейцарии, является двойным гражданином России и Израиля и имеет ВНЖ еще в паре стран.

 Наш герой круглый год сдает свою виллу в Ницце и апартаменты в Эмиратах, а сам живет весной и осенью в тель-авивской квартире, пару зимних месяцев проводит в Лондоне, где у него учатся дети, а с мая по сентябрь проживает в своем особняке на Рублевке, вылетая периодически на Кузбасс, где расположен бизнес.

По нынешним правилам этот герой — нерезидент РФ. Кроме того, в течение 10 лет он не платит налогов в Израиле по зарубежным доходам. Он, кстати, вообще может быть «налоговым туристом», то есть не быть налоговым резидентом ни в одной стране.

Однако с этим есть проблема: в банках при купле-продаже активов и во многих других ситуациях ему зададут вопрос: «А где же вы все-таки резидент?»

Как новые правила изменят жизнь нашего героя?

Что касается налогов вне России, то почти никак. Но в России сразу появятся проблемы — в крупном и даже особо крупном размере.

Во-первых, и это самое простое, ему придется отчитываться и платить налоги в РФ по доходам во всех странах, в том числе от сдачи недвижимости.

С Францией и Израилем дополнительных расходов не возникает: с этими странами у РФ есть СоИДН и ставки там выше российских. А вот с аренды в ОАЭ придется теперь заплатить 13%: и соглашения с ними толком нет, и налоги там нулевые.

Во-вторых, и это главное: теперь придется отчитываться по всем иностранным компаниям, которые в одночасье стали КИКами, а также по швейцарским и другим счетам, и платить по ним налоги.

Интересно отметить, что даже если бы наш герой вовсе не был гражданином РФ и проводил бы здесь лишь пару месяцев в году, но при этом имел серьезный бизнес в России, приносящий основные доходы, и особняк, где постоянно проживала бы, скажем, его теща, по предлагаемым правилам он все равно мог бы быть признан налоговым резидентом РФ по причине наличия в России «центра жизненных интересов». Причем эксперты опасаются, что размытость критериев и отсутствие правоприменительной практики в части определения ЦЖИ дают налоговым органам возможность трактовать его достаточно широко.

Читайте также:  Понятие коммерческой тайны в гражданском праве, примеры

Заключение

Можно заключить, что обычные граждане, даже имеющие активы за рубежом, от введения новых критериев в большинстве своем не пострадают.

 Некоторые даже смогут при грамотном подходе выиграть, так как ставка НДФЛ в России — 13% (пока), то есть меньше, чем в большинстве развитых стран.

Еще меньше ставка для индивидуальных предпринимателей по упрощенной системе налогообложения (ИП/УСН) — всего 6%. Правда, налоги ИП попадают не подо все СоИДН, о чем тоже мало кто задумывается.

Более того, не исключено, что новый налоговый режим действительно приведет к росту инвестиций в Россию, если желающие стать налоговыми резидентами России получат облегченный режим и дополнительные возможности, как заявил глава РСПП Александр Шохин в кулуарах Евразийского экономического форума.

Но что делать нашему воображаемому герою и другим потенциальным владельцам КИК? Естественно, что правительство хочет «вернуть» как можно больше бизнесменов на Родину. Однако эффект может быть обратным.

 К сожалению, ужесточение режима налогового резидентства может привести к очередному исходу из страны наиболее экономически деятельной части населения, тем более что выбор для человека с деньгами — весь мир.

Будем также надеяться, что изменения не затронут определение валютного резидентства. Иначе многие операции по зарубежным счетам лиц, которые сейчас проводят больше полугода вне страны, могут стать незаконными и подвергнутся штрафам до 100% от суммы поступления. Но это уже тема для отдельного анализа.

Арифметика последствий ужесточения политики налогового резидентства — новости Право.ру

В 2015 году ФНС России уже пыталась изменить критерии налогового резидентства граждан. Тогда инициатива не получила развития. В связи с глобальным трендом на деофшоризацию в ближайшее время могут быть введены более строгие критерии по определению налогового резидентства и последующего его налогообложения. 

Сегодня физическому лицу достаточно находиться за пределами РФ более 183 дней в году в течение 12 следующих подряд месяцев, чтобы не быть налоговым резидентом РФ (согласно п. 2 ст.

207 НК РФ) и не отчитываться о своих контролируемых иностранных компаниях (КИК), указанных в ст. 25.13 НК РФ.

Таким образом, некоторые налогоплательщики минимизируют свои обязательства по КИК перед Федеральной налоговой службой (ФНС). 

Новая инициатива по признанию физлица налоговым резидентом РФ подразумевает уменьшение количества дней пребывания в России до 90 и введение нового критерия – «центр жизненных интересов». Это затронет не только вопросы НДФЛ физлица, но и его зарубежные активы.

Иностранные юридические лица, которыми владеет это физическое лицо, будут автоматически признаны КИК, и, следовательно, увеличится совокупная административная и фискальная нагрузка.

Именно поэтому вопросы налогового резидентства необходимо рассматривать в контексте международных норм и законодательства о КИК. 

Предыстория и оценка критерия «центр жизненных интересов»

Сама возможность определить резидентство с помощью критерия «центр жизненных интересов» указана в Постановлении Правительства РФ от 24.02.

2010 № 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» (СОИДН), но не содержится в НК РФ.

Сейчас критерий «центр жизненных интересов» используется для признания налоговым резидентом в тех случаях, когда физлицо соответствует условиям налогового резидентства в двух государствах одновременно (т. е. имеет место жительства и проживает примерно равное количество дней в обеих странах).

Такие принципы определения налогового резидентства применяются в Италии, Румынии, Франции, Англии, Китае и других странах. В этих юрисдикциях для определения данного критерия особенно важны семейные и социальные отношения физлица, его профессиональная, культурная или иная деятельность, место самой предпринимательской деятельности, а также место, откуда ею управляют.

Очевидно, что семья как центр жизненных интересов физлица может легко поменять территорию пребывания. Например, в зависимости от комфорта проживания и налогообложения в стране. А вот основной источник доходов чаще всего не обладает такой мобильностью.

С точки зрения наиболее эффективного налогообложения фундаментальным фактором становится именно страна происхождения доходов – место, где осуществляется основная предпринимательская деятельность.

Поэтому юрисдикция этого центра интересов может стать одним из ключевых критериев при определении налогового резидентства бенефициара. 

«Хитрить» при выборе удобного с точки зрения налогообложения центра жизненных интересов и игнорировать при этом законы государства, в котором находится основной источник доходов, может быть крайне опасно.

Согласно данным ОЭСР, на 1 июня 2019 года в рамках автоматического обмена налоговой информацией (CRS) банки более 90 стран передали фискальным органам данные о 47 млн счетов физических лиц с €4,9 трлн и всю имеющуюся информацию об источниках происхождения денежных средств.

А в случае непредоставления налоговой службе физическим лицом информации о своих зарубежных счетах контролирующие органы без труда смогут получить данные сведения при взаимодействии с коллегами из других государств. 

Последствия правил «90 дней» и «центра жизненных интересов»

Предположим, что физическое лицо – фактический получатель дохода (ФПД) – является налоговым резидентом Кипра и проживает там более 183 дней в году. Сейчас он создает кипрскую компанию с реальным экономическим присутствием, которая владеет в России прибыльным дочерним обществом.

При этом управление российской компанией и контроль за ней осуществляются строго через кипрскую компанию с соблюдением корпоративной иерархии, положений и преференций СОИДН. Тем не менее специфика этого бизнеса требует личного присутствия в России от трех до пяти месяцев в году.

По действующему законодательству указанное физическое лицо не признается налоговым резидентом РФ и, следовательно:

  • не обязано декларировать КИК и отчитываться по ней в РФ; 
  • может распределять дивиденды из России, применяя ставку 5% вместо 13%;
  • для него практически отсутствуют опции нарушения валютного законодательства. 

Так, по обозначенным операциям риски признания резидентом РФ и инкриминирования необоснованной налоговой выгоды минимальны при условии, что соблюдены все требования текущего законодательства. 

Однако в случае вступления в силу новых критериев в рассматриваемом примере у владельца бизнеса возникает риск признания его налоговым резидентом РФ. При реализации такого риска его зарубежная компания соответствует пп. 2 п. 1 ст. 25.

13 НК РФ и управляется резидентом РФ, а ему следует применить ставку налогообложения 13% в отношении распределения дивидендов (вместо 5% в рамках СОИДН), задекларировать КИК и проверить все зарубежные транзакции на предмет соответствия валютному законодательству РФ. 

Дополнительно к возросшей фискальной нагрузке в случае правонарушений возникнут штрафные санкции и риски доначисления: 

  • от 20 до 40% от полученной необоснованной налоговой выгоды (согласно ст. 122 НК РФ); 
  • от 75 до 100% от суммы транзакций за валютные правонарушения (согласно ст. 15.25 КоАП РФ); 
  • если у КИК были сделки с российскими организациями, возникнет риск доначисления НДС.

Теперь рассмотрим эту историю в цифрах. Например, сейчас российская дочерняя компания при перечислении 100 млн руб. дивидендов в пользу материнской компании на Кипр, владелец которой бывает в России около 100 дней в году, заплатит налог в размере 5 млн руб. А в случае принятия новых правил налоговые издержки по такой операции составят 13 млн руб.

Кроме того, собственнику необходимо будет отчитываться обо всех зарубежных компаниях (КИК) и транзакциях перед ФНС России.

Также возможен штраф до 100% от суммы операций, совершенных не через уполномоченный банк при дальнейшем движении денежных средств из Кипра в другую страну, и другие вариации фискальных последствий, это зависит от конкретных обстоятельств.

В итоге даже прозрачная на сегодняшний день структура и модель ведения бизнеса нерезидентом на территории России после нововведений становится рискованной и противоправной.

Таким образом, небольшие изменения критериев признания физического лица налоговым резидентом могут в несколько раз увеличить фискальную нагрузку на всю корпоративную структуру с иностранным элементом, а не только на персональный доход этого лица.  

Если основное внимание будет уделено именно «источнику доходов», то грядущая новелла российского налогового права о «центре жизненных интересов» может быть весьма эффективной для достижения основных целей: предотвращения оттока капитала и полного налогообложения доходов у источника выплат, полученных в России. Судебная практика в рамках концепции фактического получателя доходов может приобрести новое развитие.

В целом данная норма четко разделит владельцев российских активов на отечественных и иностранных бенефициаров, которые очень редко бывают в России. 

Если бизнес требует регулярного личного присутствия бенефициара на территории РФ и он не планирует инвестировать за рубеж, то будет целесообразным признать себя резидентом РФ и соблюдать требования российского законодательства в полной мере, а также распределять дивиденды по полной ставке НК РФ и тем самым минимизировать риски фискальных санкций. Если же фактический получатель дохода преследует цель выхода на международный рынок с проживанием за пределами РФ, а российский бизнес способен эффективно существовать и не нуждается в его постоянном присутствии, то полный переезд в другую комфортную юрисдикцию становится эффективным и низкорискованным решением с точки зрения налогообложения.

Владельцам бизнеса для исключения фискальной или даже уголовной ответственности за свои действия, совершенные чаще всего по неосторожности, необходимо своевременно понять персональные цели и цели компании в долгосрочной перспективе и реорганизовывать корпоративную структуру в соответствии с ними.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector