Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, приемная семья и другие

Основное различие между усыновлением и опекой состоит в том, что по своему правовому статусу усыновленный ребенок приравнивается к родственнику по рождению, поэтому с момента усыновления перестает считаться ребенком, оставшимся без попечения родителей. Он приобретает все права кровного и утрачивает право на получение социальных льгот и пособий, полагающихся детям-сиротам.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, приемная семья и другие

После передачи под опеку (попечительство) сохраняются статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и право на получение социальных льгот и пособий, установленных федеральным и региональными законодательствами (включая льготы и пособия по достижении 18 лет). Опека (попечительство) существует в безвозмездной и возмездной формах.

Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками (бабушками, дедушками, тетями или дядями) над ребенком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребенком в возрасте до 14 лет, а попечительство — над подростками в возрасте 14–18 лет.

Когда дети добровольно переданы под опеку биологическими родителями по заявлению о назначении их ребенку опекуна (попечителя), они остаются на содержании родителей. А в случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или дети оставлены в детских учреждениях, или их родители лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребенка.

Возмездная опека оформляется, как правило, в форме приемной семьи. Одним из видов возмездной опеки считается патронатное воспитание, однако данная форма возмездной опеки сейчас является довольно редкой и регулируется региональным законодательством субъектов РФ.

Приемные семьи создаются на основании договора между приемными родителями и органами опеки и попечительства. За воспитание детей приемным родителям ежемесячно выплачивается вознаграждение, а также пособие на ребенка.

Дети в приемных семьях получают также и все льготы, предоставляемые детям, переданным под безвозмездную опеку.

По достижении 18 лет дети, оставшиеся без попечения родителей, также приобретают право на бесплатное получение жилья.

Полезно знать — Есть ли разница в определениях «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»?

Правовой статус ребенка Приравнивается к родственнику по рождению Сохраняет правовые отношения с кровной семьей
Что происходит по достижении ребенком 18 лет? Отношения родства сохраняются Правовые связи с попечительством (созданием приемной или патронатной семьи) прекращаются
Могут ли усыновители/опекуны изменить личные данные ребенка (ФИО, дата и место рождения, сведения о родителях)? Да, усыновители вправе ходатайствовать перед судом об изменении фамилии, имени, отчества, даты и места рождения ребенка, внесении сведений о них в актовую запись о рождении и свидетельство о рождении ребенка Опекуны и приемные родители не вправе изменять дату или место рождения подопечного ребенка. До достижения ребенком 14 лет, смена имени (фамилии, отчества) допускается только с согласия органов опеки и попечительства
Каким органом устанавливается и отменяется? Усыновление устанавливается  и отменяется только по решению суда Опека устанавливается (и отменяется) решением органа опеки и попечительства по месту жительства или нахождения ребенка. Договор о создании приемной (патронатной) семьи заключается (и расторгается) с органом опеки и попечительства  по месту жительства приемной семьи
Сохраняется ли тайна? Тайна усыновления охраняется законом Законом тайна не предусмотрена, сведения о передаче ребенка в семью могут быть представлены кровным родителям (кроме тех родителей, которые были лишены родительский прав)
Контакты ребенка с кровной семьей Исключительно по усмотрению усыновителей Кровные родители (если они не лишены прав) и другие кровные родственники вправе общаться с ребенком и навещать его, если это не противоречит его интересам. Если кровные родители ограничены в правах, то общение происходит с согласия опекуна
Возможность возврата ребенка кровным родителям Только в случае отмены усыновления. В отношении усыновленного ребенка запрещено восстановление в родительских правах и не допускается  отзыв согласия на усыновление В случаях освобождения или отстранения опекуна от исполнения своих обязанностей. На практике встречаются случаи освобождения опекуна  (попечителя) на основании заявлений родителей, что является спорным.
Кровные родители могут восстановиться в родительских правах по решению суда. Ребенок может быть усыновлен третьими лицами (обычно из числа биологических родственников, которым было известно о передаче ребенка под опеку или в приемную семью) или возвращен родителям.
Сколько детей можно принять в семью? Количество усыновляемых детей не ограничено. Законом не ограничено.  В приемной семье по закону может воспитываться до восьми детей, включая кровных. На практике это ограничение обходится, встречаются семьи с десятками детей
Распоряжение имуществом ребенка На правах родителей, в необходимых случаях (в отношении недвижимости — по согласованию с органами опеки и попечительства) Только с предварительного письменного разрешения органа опеки и попечительства.
Кроме:
Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет
Контроль со стороны органов опеки по месту жительства родителей В течение трех лет после утверждения усыновления, обязательно с соблюдением тайны усыновления. Контроль в форме посещений семьи (не менее четырех посещений за три года) В течение всего срока действия опеки (попечительства) или договора о приемной семье. Контроль в форме посещений семьи (начиная со второго года опеки – раз в полгода) и ежегодного отчета приемных  родителей о расходовании средств подопечного
Выплаты на содержание ребенка При передаче ребенка в семью — как федеральные, так и предусмотренные законодательством субъекта РФ — в зависимости от региона (единовременные, ежемесячные) Как единовременные, так ежемесячно в порядке и размере, определенном субъектом РФ
Вознаграждение за исполнение родительских обязанностей Не предусмотрены Только для приемных родителей (патронатных воспитателей), выполняющих обязательства возмездно
Выплаты и льготы ребенку по достижении 18 лет, как ребенку-сироте (льготные условия при поступлении в ВУЗ, отдельное жилье и т.п.) Могут быть установлены законодательством субъекта РФ, в котором проживает семья Да, как и в отношении выпускников организаций для детей-сирот.
Социальная поддержка родителей Выплата пособий, льготы , связанные с материнством, назначение и выплата  материнского капитала и т. п.), возможна  дополнительная поддержка по решению субъекта РФ Выплата пособий, ежемесячное  вознаграждение за исполнение родительских обязанностей – в порядке и размере, определенном законодательством  субъекта РФ (только для приемных родителей и патронатных воспитателей), льготы, связанные с материнством

Кандидаты часто отмечают разницу в объеме социальной поддержки опекунам и приемным родителям (вторые получают вознаграждение за свой труд). Эта разница связана с тем,что  изначально приемная семья задумывалась, как профессиональная – т.е.

подготовленная к воспитанию детей с непростыми потребностями и особенностями. Поэтому и предполагалось дополнительное вознаграждение за труд приемного родителя и возможность принять большее количество детей. Однако, на практике приемные родители специальной подготовки и поддержки так и не получили.

Поэтому по большинству признаков приемная семья идентична опеке (попечительству).

Источник: https://changeonelife.ru/2018/05/31/usy-novlenie-ili-opeka-kak-vy-brat-formu-semejnogo-ustrojstva/

Формы семейного устройства детей-сирот: особенности и различия

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, приемная семья и другие

В нашей стране есть несколько форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, приемная семья и патронатная семья. Мы задали вопросы прохожим на улице, о том, что они знают о семейном устройстве и формах новой семьи. Многие ответы были весьма интересными.

Итак, к сожалению, наши граждане не всегда понимают различие между теми или иными формами семейного устройства.

И совсем немногие знают о том, что кроме усыновления и опеки существуют другие возможности быть полезным и нужным ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

В этой связи, мы решили составить небольшой экскурс по формам семейного устройства и постарались доступным языком рассказать о различиях между ними.

Самой приоритетной формой устройства детей считается усыновление (удочерение). Усыновление происходит по решению суда. После чего между ребенком и усыновителями возникают права и обязанности, как между родителями и детьми в родной семье.

Родители могут поменять ребенку фамилию, имя и отчество, дату рождения, взять отпуск по уходу за ребенком и получить выплаты, положенные при рождении ребенка. В отношении усыновленного ребенка действует охраняемая законом «тайна усыновления», т.е.

хранить тайну или сказать ребенку об усыновлении — решают родители.

Опека (до 14 лет) и попечительство (с 14 до 18 лет) устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей.

Опекун становится законным представителем ребенка и получает ежемесячное пособие на его содержание, контролирует сохранение и использование его имущества. Ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество, право на получение жилплощади, социальные льготы.

Органы опеки контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка. Эта форма подходит для семей, где воспитание детей берут на себя бабушки, дедушки или другие родственники.

Приемная семья подразумевает устройство детей на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и приемными родителями. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание.

Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Родители получают пособие на содержание ребенка и льготы для семьи.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка, а также за расходованием средств.

Патронатная семья — опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки). Родитель становится «внештатным» сотрудником детского дома или другого учреждения опеки, с ним заключается трудовой договор, платится зарплата, засчитывается трудовой стаж и предоставляется отпуск. В любое время родитель может обратиться за консультациями к команде профессионалов: врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования. Патронат используется в случаях, когда ребенок не может быть официально признан сиротой. Часто эта форма становится переходной к опеке или усыновлению.

Временная передача детей в семьи не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.

Ребенок проводит в семье лишь часть своего времени — выходные, праздники или каникулы. Срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать 1 месяца.

Эта форма предназначена для воспитания и гармоничного развития детей и зачастую используется как переходная будущими опекунами или приемными родителями.

Каждая из форм семейного устройства имеет свои особенности, свои «плюсы» и «минусы». При усыновлении, установлении опеки и попечительства выдвигают достаточно жесткие требования к потенциальным родителям.

Эти требования касаются доходов, жилья и социальной успешности кандидатов. Меньше шансов на усыновление, опекунство или создание приемной семьи у одиноких, людей, состоящих в гражданском браке, слишком молодых или пожилых.

Есть отличия и в плане материальной поддержки родителей.

Если вы сомневаетесь в выборе семейного устройства, попробуйте понять, кем бы вы хотели стать для ребенка. Осознайте возможные риски, которые будут сопровождать этот выбор. Но главное помните, что вы берете на себя ответственность за самое прекрасное, что есть на Земле, за ребенка с чуткой и нежной душой, чья жизнь и здоровье бесценны!

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/family_adopt/formy_semeynogo_ustroystva_detey_sirot_osobennosti_i_razlichiya/

Приоритетные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России

Проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет свою актуальность, несмотря на то, что уже в течение ряда лет принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы, законы, направленные на профилактику детской безнадзорности и беспризорности, защиту прав несовершеннолетних.

Читайте также:  Решение суда о взыскании алиментов в твердой денежной сумме: содержание документа, судебная практика

Права несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения, имеют во всех отношениях приоритетный характер, находятся под особой защитой государства. Забота о детях, охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве.

В последние годы законодательство в области защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, было существенно обновлено.

В частности, был принят и вступил в силу с 1 января 2013 года «законе Димы Яковлева» — Федеральном законе от 28 декабря 2012 г.

№ 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ»1, которым был установлен запрет на усыновление детей, являющихся гражданами РФ, гражданами США, а также на ведение деятельности на территории РФ, связанной с подбором и передачей детей на усыновление, организациям из США.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ2 изменен порядок реализации права на жилое помещение детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот; Федеральным законом от 2 июля 2013 г.

№ 167-ФЗ3 были смягчены требования к российским усыновителям, опекунам, попечителям, увеличены размеры единовременного пособия при усыновлении детей-инвалидов, и в то же время ужесточены требования к иностранным усыновителям: запрещено передавать детей из России иностранцам, состоящим в однополом браке, а также одиноким гражданам государств, в которых такие браки разрешены; Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. № 333-ФЗ4 усовершенствованы нормы, касающиеся перечисления денежной компенсации выпускникам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. А 25 августа 2014 года была принята Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 г.5, в которой приоритетным направлением признаны в том числе «восстановление традиционных семейных ценностей …, прочности многодетной многопоколенной семьи и любви к детям».

Права ребенка в Российской Федерации и меры их защиты закреплены в ряде нормативных правовых актов и в целом законодательно обеспечены, но проблема в том, что они часто носят декларативный характер. Дети, оставшиеся без попечения родителей, поистине нуждаются в особой защите и заботе со стороны государства. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей является обязанностью органов опеки и попечительства, каковыми выступают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей — это определение дальнейшей судьбы таких детей в целях соблюдения их прав и законных интересов, обусловленных физиологическими потребностями, потребностями в воспитании, личной неприкосновенности, иными социальными потребностями. К приоритетной можно отнести усыновление; к альтернативным преимущественным — опеку (попечительство), приемную семью, семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законодательством субъектов РФ; к альтернативным иным — устройство в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. По состоянию на 1.01.2014 г., в РФ в органах опеки и попечительства состоит на учете 18354 семьи, желающих принять ребенка на воспитание в семью, а за 2013 год под опеку было передано 54 728 детей6.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются:

1) при отсутствии у них родителей, усыновителей, 2) в случае лишения судом родителей родительских прав, 3) в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов (ч.3 ст.31 ГК РФ). Приемная семья также является достаточно распространенным способом защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание), на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях). Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев. И все же наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Устройство в семью всегда предпочтительнее, чем воспитание ребенка в детском учреждении. О понятии усыновления можно говорить в следующих смыслах: 1) усыновление — форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей. В этом понятии акцентируется внимание на конечной цели — обеспечение ребенку в чужой семье условий, отвечающих той бытовой, психологической, духовной близости, которая существует в родных семьях; 2) усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — это способ определения юридической судьбы ребенка посредством деятельности государственных, муниципальных органов власти, а также суда, направленный на его устройство в семью усыновителей для воспитания; 3) усыновление — юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке и порождающий возникновение комплекса правоотношений, аналогичных по содержанию с родительскими; 4) усыновление — сложная система правоотношений, различных по правовой природе, в которой усыновитель и усыновленный состоят в правоотношениях как между собой, так и с третьими лицами; 5) усыновление — комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.

Так, за 2013 год под опеку было передано 54 728 детей; при этом приёмные родители отказались от 4,5 тыс. усыновленных детей, вернув их обратно в детские дома7. Имеет место тенденция на снижение числа усыновленных детей.

Так, если в 2009 году было усыновлено 12653 ребенка (224 инвалида в том числе), то в 2013 году усыновлено лишь 8245 детей, из них 132 ребенка-инвалида; 6757 детей усыновлено российскими гражданами, 1488 – иностранными гражданами8.

Огромной проблемой в области усыновления детей является усыновление российских детей иностранными гражданами с вывозом их за пределы страны. Зачастую иностранные государственные органы не предоставляют России информацию об усыновленных российских детях. В частности, дети могут передаваться в другие приемные семьи, но России об этом не сообщают. Не сообщают своевременно и о случаях насилия в семьях, где проживают усыновленные российские дети. Проверка условий проживания непосредственно российскими органами опеки и попечительства невозможна, а госорганами соответствующих стран — не всегда желаема и выполняема.

Как известно, международное усыновление в России было разрешено в 1992 году. Можно сказать, что оно имеет как много плюсов, так и минусов.

Плюс состоял в том, что иностранцы гораздо российских граждан чаще усыновляли детей с дефектами развития, детей-инвалидов, создавая им хорошие условия для жизни и реабилитации, поскольку в странах Европы и США отношение к инвалидам совершенно иное, чем в России.

Однако случаи насилия и причинения смерти российским детям от рук усыновителей-иностранцев представляли собой огромный минус. До сих пор в памяти случай полуторагодовалого Димы Яковлева, который погиб 8 июля 2008 года, когда его приёмный отец М.

Харрисон оставил мальчика закрытым в машине на 9 часов при 50-градусной жаре. Ребёнок был усыновлён в России за три месяца до смерти.

В целом же за последние 20 лет в США погибло 20 усыновленных российских детей.

В этой связи был принят и с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 272 («закон Димы Яковлева»)9, который полностью запретил усыновление российских детей гражданами США.

Тем не менее, иностранные граждане из других государств имеют право на усыновление российских детей-сирот. Также в 2013 году был введен запрет на усыновление для иностранцев, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также любых лиц, являющихся гражданами такого государства (где разрешены однополые браки) и не состоящих в браке. Все эти изменения направлены на защиту прав несовершеннолетних. В частности, последняя мера направлена на то, чтобы гарантировать детям гармоничное и полноценное воспитание в приёмных семьях и обезопасить их психику и сознание от возможного нежелательного воздействия – искусственного навязывания нетрадиционного сексуального поведения, а также от возникновения комплексов, душевных страданий и стрессов, которые, согласно исследованиям психологов, часто испытывают дети, воспитываемые однополыми родителями. Тем не менее, есть проблемы, требующие решения на законодательном уровне и с российскими усыновителями. В частности, то, что нередко усыновление детей превращается в способ заработка, особенно в свете введения т.н. «стимулирующих» выплат и льгот, таких как «материнский капитал» (размер которого в настоящее время составляет 429 408 рублей) и бесплатное предоставление земельного участка в собственность многодетным семьям. Поэтому в первую очередь органам опеки необходимо довольно четко понимать мотивы усыновления и еще глубже вникать в каждый конкретный случай. Отбор родителей, идущих на усыновление детей, особенно детей инвалидов (что оплачивается в разы больше), должен быть в том числе и психологическим, а механизм контроля после усыновления – более жёстким. Итак, хотя усыновление является наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Вместе с тем, можно утверждать, что действующее законодательство в исследованной области носит несовершенный характер и нуждается в совершенствовании. Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, многие из них носят общий характер, некоторые противоречат друг другу, в них не всегда даются ответы на возникающие вопросы практики. Так, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка опекун (попечитель), а также усыновитель могут быть привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, а если это связано с жестоким обращением с ребенком — к уголовной ответственности – по ст.156 УК РФ. Но в этой области большим пробелом российского законодательства является отсутствие в нем четкого и единого определения понятия «жестокое обращение» применительно к несовершеннолетним детям. Статья 156 УК РФ не раскрывает содержания данного понятия, не указывает перечня действий, подпадающих под данное определение, что дает свободу и вариативность толкования данного понятия на практике. Зачастую насилие в отношении ребенка, применяемое родителями и иными законными представителями, в том числе опекунами, усыновителями, неверно оценивается правоприменителями на местах как метод воспитания, что ведет к прекращению уголовного преследования либо в отказе в возбуждении уголовных дел по таким фактам. Тем самым игнорируются требования ч.1 ст. 65 Семейного Кодекса РФ о запрете причинения вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию при осуществлении родительских прав. Поэтому и привлечение к ответственности по ст. 156 УК РФ опекунов, усыновителей, иных законных представителей, за применение насилия к детям затруднительно и не всегда представляется возможным. Для привлечения к уголовной ответственности по ст.156 УК РФ жестокое обращение должно непременно сочетаться с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (которое должно носить систематический характер действий или бездействия). При этом если обязанности по содержанию, обучению, уходу за ребенком опекуном, усыновителем и т.п. исполняются надлежащим образом, факты применения насилия не получают правовой оценки по ст.156 УК РФ. Чаще всего единственный выход — привлечь таких родителей (опекунов, усыновителей) к ответственности по ст.115 или 116 УК РФ. Кроме того, наказание по ст.156 УК РФ слишком мягкое. Родителям (иным законным представителям) грозит лишь штраф в размере до 100 000 рублей, либо обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет. Проблемой в данной области правоотношений является рост случаев насилия над детьми, взятыми под опеку, в приемную семью, усыновленными детьми. К сожалению, в настоящее время достаточно большая часть российских семей, не только с принятыми под опеку или усыновление детьми, но и кровными, проживает именно в обстановке «домашнего насилия». Сам факт присутствия в жизни ребенка насилия внутри семьи, даже если оно применяется не к несовершеннолетнему (побои, наносимые отцом матери, угрозы убийством, семейные скандалы с повреждением имущества т.п.) отрицательно сказывается на становлении личности несовершеннолетнего, его психическом здоровье, и способствуют формированию у него установки на восприятие насилия как нормы. При этом эффективных правовых механизмов, позволяющих оградить несовершеннолетних от ситуации насилия в семье, в настоящее время нет. У органов внутренних дел отсутствуют действенные меры для их профилактики. Во-первых, большая часть насилия в семье, в том числе применение насилия по отношению к детям, тем более опекаемым, усыновленным, рассматривается окружающими как сугубо личное дело или более того – разумно наказуемая неблагодарность ребенка, которого великодушно приняли в нормальные условия жизни, поэтому многие факты просто не предаются огласке. Во-вторых, такого рода дела являются т.н. «делами частного обвинения» (ст.20 УПК РФ), а значит, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего и прекращаются за примирением сторон, что в большинстве случаев и происходит.

Читайте также:  Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

В этой связи представляется положительным законопроект, подготовленный МВД России, предполагающий внесение изменений в КоАП РФ, которые позволят привлекать к ответственности таких «семейных» правонарушителей по ст. 20.

1 КоАП РФ (как за мелкое хулиганство), в том числе и применение к ним такой достаточно жёсткой меры ответственности как административный арест до 15 суток. В предлагаемой МВД России редакции ст.20.

1 КоАП РФ мелкое хулиганство будет включать в себя такие действия, как оскорбительное приставание к гражданам, нецензурную брань и «другие умышленные действия, выражающие явное неуважение к личности и (или) обществу, нарушающие общественный порядок и (или) спокойствие граждан, а равно сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества»10. Принятие этих изменений, вероятно, будет способствовать снижению уровня семейного насилия, так как появятся реальные меры ответственности.

Источник: https://pravorub.ru/articles/43350.html

Формы устройства детей без попечения родителей

Защита детей, которые остались без родительского попечения, является обязанностью государства. Одним из ее проявления является устройство детей. Законодателем определены три формы, в рамках которых сироты и дети, лишенные родительской опеки, могут быть устроены.

Одной из таких форм является усыновление. Под усыновлением необходимо понимать принятие ребенка, признанного сиротой, в семью, где он будет считаться кровным родственником, являться носителем прав и обязанностей, вытекающих из такого принятия.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в форме усыновления, является для государства приоритетным. После прохождения процедуры усыновления, родители, принявшие ребенка, являются носителями обязанности по его воспитанию, развитию и содержанию.

Существует ряд ограничений в отношении детей, которые не могут быть усыновлены.

Установление опеки и попечительства означает передачу ребенка в семью на праве воспитанника. Детям, которые не достигли 14 лет, назначается воспитатель – опекун. Попечитель назначается детям, возраст которых находится в пределах 14 – 18 лет.

Лицо, принявшее на себя опеку над несовершеннолетним, наделяется практически полным спектром прав, которые были бы присущи родителю по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего. Такие лица принимают на себя ответственность за действия ребенка, принятого под опеку.

Обязанностью органов опеки является осуществления регулярного контроля за условиями, в которых проживает ребенок, его воспитанием и обучением. Назначение опеки может быть осуществлено с установлением ее срока или без него.

Статистика показывает, что опека нередко выступает в виде промежуточной формы, используемой на пути усыновления ребенка.

Дети, которые не имеют опеки со стороны биологических родителей, могут быть устроены в приемную семью. Пребывание ребенка в приемной семье осуществляется в договорном порядке.

Над ребенком, который передается на воспитание приемной семье, устанавливается опека или попечительство, в зависимости от его возраста. Договор о передаче ребенка в приемную семью является срочным.

Сторонами его заключения выступают приемные родители или родитель, а также орган опеки и попечительства. Как правило, сирот передают на воспитание приемной семьи в том случае, если усыновить или взять под опеку такого ребенка невозможно.

Примером может послужить фактическое воспитание в одной приемной семье нескольких братьев и сестер. Таким образом, при помощи домашнего воспитания обеспечивается процесс развития детей, их обучения и содержания.

Данные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеют различные основания, среди которых судебное решение и договор, но все они направлены на удовлетворение интересов ребенка.

Основания установления опеки и попечительства

Детьми, оставшимися без родительского попечения, считают тех детей, у которых умерли родители или имеют статус недееспособных, а также тех, у которых родителей лишили или ограничили в их правах. Такие дети нуждаются в социальной защите, которую обеспечивается государство в лице органов опеки и попечительства.

Единственной причиной, по которой в отношении детей устанавливается опека или попечительство, является утрата родительского попечения в их отношении. Установление такого правового положения ребенка осуществляется с целью воспитания данной категории детей, а также защиты тех прав и интересов, которыми они наделены. Данное положение законодательно закреплено в ст. 45 СК и 31 ГК РФ.

В отношении малолетнего ребенка, который не достиг 14-летнего возраста, устанавливается опека. Попечитель назначается детям, находящимся в возрасте 14 – 18 лет.

Оба понятия не имеют существенных различий в разрезе воспитательного и образовательного направления. Отличие понятий имеет важность в сфере осуществления имущественных прав детей. Здесь большое значение придается именно возрастному критерию ребенка.

С точки зрения гражданско-правовых норм, опека и попечительство есть способом восполнения объема дееспособности.

Малолетние дети, возраст которых находится в промежутке 6 – 14 лет, имеют право на самостоятельное совершение ограниченного круга сделок, среди которых: мелкие бытовые сделки; действия, результат которых направлен на безвозмездное достижение выгода; сделки, которые не требуют нотариальных и регистрационных процедур; сделки, связанные со свободным распоряжением средствами, которые предоставлены законными представителями.

Иные виды сделок совершаются в интересах малолетнего опекуном или лицом, выступающим его законным представителем. Участие опекуна позволяет малолетнему ребенку являться участником любых гражданских правоотношений.

Наибольшим кругом прав обладают несовершеннолетние дети, возраст которых находится в границах 14 – 18 лет. Они являются практически полноправными участниками гражданско-правовых отношений.

Такие дети имеют право на самостоятельное совершение сделок, которые предусмотрены для лиц, находящихся в возрасте с 6 до 14 лет.

Также, закон позволяет им: осуществлять распоряжение собственным заработком, стипендией и иным доходом; нести авторские права, права изобретателя, а также иные права, связанные с интеллектуальной деятельностью; вкладывать средства в учреждения кредитной сферы, а также осуществлять распоряжение ими.

Иные виды сделок могут быть совершены только при наличии письменного согласия попечителя или законного представителя, что является проявлением защиты прав несовершеннолетнего в гражданско-правовом обороте.

Процедура установления опекунства и попечительства, равно, как и их прекращение, регламентируется нормами гражданского права. ГК наделяет органы опеки и попечительства всем спектром прав и функциональных обязанностей по установлению данной формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Определить порядок действий, необходимый для устройства ребенка, не имеющего родительского попечения, можно исходя из формы, в рамках которой он передается на воспитание в новую семью.

При усыновлении, подразумевающим принятие детей в семью на правах кровных, потребуется прохождение судебной процедуры, результатом которой станет решение суда об усыновлении.

Дата вступления решения суда в силу является день, с которого у ребенка появляются новые родители, а у родителей – круг прав и обязанностей в отношении несовершеннолетнего.

Усыновление не имеет сроков, что говорит о продолжении существования взаимных прав и обязанностей, определенных законодателем среди родителей и их детей.

Установление опеки или попечительства, являющееся принятием ребенка на воспитание в семью, осуществляется на основании приказа органа опеки и попечительства.

Основное предназначение такой формы устройства ребенка относится к защите прав и интересов ребенка, без порождения родительских правоотношений. Такой вид устройства является срочным.

Опека прекращается с момента наступления 14-летия ребенка, а попечительство датой совершеннолетия.

Договорную основу имеет устройство детей оставшихся без попечения родителей в виде передачи на воспитание в приемные семьи. Права, возникающие у приемных родителей, не ограничиваются только полномочиями опекуна или попечителя.

Такие лица являются законными представителями несовершеннолетнего. Передача ребенка происходит на основании договора, который подписывается между приемными родителями или отдельным гражданином и органами опеки. Срок действия такого договора устанавливается соглашением обеих сторон.

Передача в семью на воспитание (усыновление, удочерение)

Наиболее и длительной и процессуально сложной формой устройства ребенка является усыновлением. Дети, являющиеся сиротами, передаются в семью в порядке усыновительной процедуры, в качестве кровного ребенка. Такая передача порождает у усыновивших весь спектр прав и обязанностей родителя, а у ребенка те права и обязанности, которые присущи родным детям.

Усыновление происходит в судебном порядке. В некоторых случаях, мнение ребенка о своем усыновлении, может быть принято судом во внимание. Судебное решение об усыновлении дает возможность новым родителям изменить личные данные ребенка: его имя, отчество, фамилию.

В большинстве случаев, процедуре усыновления предшествует опека или попечительство над ребенком.

После того, как усыновленный ребенок передан на воспитание усыновителям, орган опеки и попечительства контролируют жизнь ребенка в новой семье, при обязательном соблюдении тайны усыновления.

Такие проверки осуществляются по истечении 6 месяцев, со дня передачи ребенка, через год и на протяжении последующих двух лет, по одному разу в год. При наличии необходимости, такие обследования могут быть продолжены.

Передача в организацию для детей-сирот

Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, включают в себя их помещение в организации, предусмотренные для детей сирот. В качестве таких организаций могут выступать образовательные, медицинские, социальные и некоммерческие организации, форма деятельности которых соответствует цели размещения и воспитания сирот и детей, не имеющих родительского попечения.

Контроль за условиями пребывания несовершеннолетних детей, равно как и процедура их помещения в такие учреждения, возложена на органы опеки и попечительства.

Передача ребенка в организацию, предусмотренную для воспитания сирот, не требует установления опеки или попечительства в отношении ребенка. Она характеризуется критерием срочности, что говорит о завершении пребывания ребенка в учреждении с момента совершеннолетия.

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/formy-ustrojstva-detej-bez-popecheniya-roditelej.html

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Выделяют следующие основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, приемная семья и патронатное воспитание. Рассмотрим ключевые моменты каждой из этих форм.

Усыновление. Является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок приравнивается к родному с юридической точки зрения, т.е. получает все права и обязанности родного ребенка, как имущественные, так и неимущественные. Усыновление производится строго в судебном порядке.

Не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, а также усыновление одного ребенка лицами, не состоящими в браке. При достижении ребенком 10-летнего возраста, необходимо его согласие на усыновление. Если усыновитель не состоит в браке, разница в возрасте между ним и ребенком должна быть не менее 16 лет.

Тайна усыновления охраняется законом.

Опека и попечительство. Применяются в целях содержания, воспитания и образования несовершеннолетних детей, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство – над детьми с 14 до 18 лет.

Как правило, подбор кандидатуры опекуна или попечителя производится органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, этот же орган контролирует осуществление опеки, условия проживания ребенка, расходование денежных средств, выделяемых в интересах ребенка.

Читайте также:  Как платить алименты на ребенка: в каких случаях, как правильно официально оформить?

Приемная семья. Передача ребенка в приемную семью на воспитание осуществляется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

В договоре оговаривается размер оплаты труда приемных родителей, размер денежных средств на содержание ребенка, срок, на который ребенок передается в семью. Общее число детей в приемной семье не должно превышать 8 человек. Между приемными родителями и детьми не возникают алиментные и наследственные правоотношения.

Дети, находящиеся на воспитании в приемной семье, сохраняют все права и льготы, полагающиеся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Патронатное воспитание. Одна из новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется не во всех регионах РФ, только там, где имеются специализированные службы по устройству детей, с которыми патронатные воспитатели заключают договор. Такие службы называются уполномоченными организациями органов опеки и попечительства.

На основании договора ребенку оказывается любая требующаяся помощь: юридическая, психологическая, социальная. Для патронатного воспитания могут передаваться как дети с установленным юридическим статусом, так и дети сразу после изъятия из неблагополучной семьи.

Патронатные воспитатели проходят специальную подготовку, получают за свой труд заработную плату в соответствии с договором.

Из всех перечисленных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее оптимальной является усыновление. Только в этом случае ребенок приобретает все права и обязанности родного. Во всех остальных случаях таких правоотношений не возникает, за детьми сохраняются личные имущественные и неимущественные права, гарантированные законодательством РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, такие как право на жилье, льготы и т.п.

Источник: https://doorinworld.ru/stati/358-formy-ustrojstva-detej-sirot-i-detej-ostavshixsya-bez-popecheniya-roditelej

Приемная семья и иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Определение приемной семьи дано в вышеупомянутом ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где согласно статьи 1, «приемная семья — это форма устройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью)». В соответствии со статьей 152 Семейного кодекса РФ, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

В приемных семьях налицо два вида правовых связей: приемные родители — приемные дети; приемные родители — органы опеки и попечительства.

Отношения «приемные родители» — «приемные дети» удовлетворяют признакам, характеризующим семьи.

Правовая связь между приемными родителями и органами опеки и попечительства, является комплексным правовым отношением, сочетающим административно-правовые и семейно- правовые начала, преследующим цель заключение договора о передаче ребенка на воспитание, являющимся основанием возникновения новой семьи.

Таким образом, приемная семья — это семья, возникающая на основании договора о передачи ребенка (детей) на воспитание в семью. Приемная семья, как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обладает своими, только ей присущими особенностями, определяющими ее природу и отличающими от усыновления, опеки (попечительства).

В соответствии со статьей 153 Семейного кодекса РФ приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание.

Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению прилагаются следующие документы: справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке; документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение); копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке); медицинская справка лечебно — профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью; паспорт либо заменяющий его документ.

Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт обследования условий жизни соответствующего лица.

На основании заявления гражданина и акта обследования орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.

При этом принимается во внимание их личные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающим совместно с ним.

Положительное заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. Заявитель уведомляется об отказе в течение пяти дней со дня принятия решения. В случае несогласия с основаниями отказа лицо может обжаловать данное решение в суд.

Что касается приемных детей, то в этом качестве может выступить любое лицо, не достигшее совершеннолетия. При устройстве в приемную семью ребенка, достигшего десятилетнего возраста, требуется его согласие.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается либо на определенный срок.

Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, а также основания и последствия прекращения такого договора (статья 153.1 Семейного кодекса РФ).

  • Так, статьей 2 Закона Владимирской области от 30 декабря 1997 года N 70-ОЗ «Об оплате труда приемных родителей» (принят решением
  • Законодательного Собрания Владимирской области от 17 декабря 1997 года N 329) установлено, что оплата труда приемных родителей осуществляется органом местного самоуправления, выполняющим функции органа опеки и попечительства, в соответствии с договором о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
  • Законом Владимирской области от 31 декабря 2013 года N 163-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Владимирской области в сфере государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»31 с 01 января 2014 года в Закон Владимирской области от 30 декабря 1997 года N 70-ОЗ внесены изменения, согласно которым вознаграждение, причитающееся одному из приемных родителей, патронатных воспитателей, увеличивается в случае принятия на воспитание в семью ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на 30% от ежемесячного размера вознаграждения, причитающегося приемному родителю, патронатному воспитателю.

Абзацами вторым и третьим настоящей части 2 статьи 6 Закона Владимирской области от 3 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред.

Закона Владимирской области от 5 декабря 2014 года № 142-ОЗ) на ребенка (детей), воспитывающегося в семье опекуна, попечителя, приемных родителей, патронатных воспитателей, ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг, а также на культурно-массовые расходы, расходы на личные нужды (на ребенка (детей) школьного возраста), на обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения при амбулаторном лечении. Абзацем четвертым Закона на детей-инвалидов размеры денежных средств, установленные абзацами вторым и третьим настоящей части, увеличиваются в полтора раза. Кроме этого, приемная семья пользуется различного рода льготами, устанавливаемыми статьями 7, 8 указанного Закона.

  1. Между тем, правовые последствия усыновления и передачи ребенка в приемную семью существенно отличаются друг от друга.
  2. Дети, оставшиеся без попечения родителей, при отсутствии возможности передачи в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство либо в приемную семью, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, подлежат передаче в патронатную семью (статья 123 Семейного кодекса РФ).
  3. Патронат является одной из распространенных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, используемой в субъектах на основании местного законодательства. Патронат — одна из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетним в соответствии со статьей 14 ФЗ

«Об опеке и попечительстве».

Этот вид опеки устанавливается региональным законодательством и сейчас существует в ряде регионов Российской Федерации как форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя на возмездную опеку с заключением специального договора (о патронатной семье, патронате, патронатном воспитании). Патронатный воспитатель является опекуном ребенка, то есть его законным представителем.

В отличие от усыновления, ребенок, как и при любой другой форме опеки, не приобретает родственных прав и обязанностей по отношению к патронатному воспитателю, сохраняет все льготы и выплаты, причитающиеся ему как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в том числе: ежемесячная выплата на содержание, право внеконкурсного поступления в учебное заведение, закрепление жилья, а при его отсутствии — получение жилья по достижении совершеннолетия. При прекращении патроната все правоотношения между ребенком и патронатным воспитателем прекращаются.

В отличие от простой опеки, патронатный воспитатель оказывает свои услуги по воспитанию ребенка на возмездной основе.

Патронатный воспитатель заключает с органом опеки и попечительства договор, близкий по характеру к гражданско-правовым (регулируемых гражданским законодательством).

По такому договору патронатный воспитатель получает ежемесячное вознаграждение в порядке и объеме, определяемом региональным законодательством.

К особенностям патронатного воспитания относится: возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребенка на время, которому временно требуется временная замещающая семья, или реабилитация в семье; менее жесткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жесткие, чем при простой опеке; патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение); договором могут быть предусмотрены дополнительные льготы, разовые выплаты, а также требования и ограничения; работа по планам, устанавливаемым органом опеки с привлечением учреждения по патронату. Самый жесткий контроль над воспитателем ребенка и детальная отчетность за расходование выплачиваемых на его содержание средств; контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны, и их регламент определяется по согласованию сторон.

В соответствии со статьей 123 Семейного кодекса РФ, при отсутствии возможности устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, они подлежат устройству в государственные учреждения всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения).

Содержание и обучение воспитанников в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

Основными задачами образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого- педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников.

В детские образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются: дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено. Родители, добровольно сдавшие ребенка, в любой момент могут взять его обратно. Дети из одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, могут содержаться раздельно только по медицинским показаниям.

Источник: https://studbooks.net/2424059/pravo/priemnaya_semya_inye_formy_ustroystva_detey_ostavshihsya_popecheniya_roditeley

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector