Как учесть покупку зимних шин

Как учесть покупку зимних шин

Порядок учета автомобильных шин различается в зависимости от того, приобретены они вместе с автомобилем или к уже использующемуся.

Если шины покупаются в комплекте с авто или отдельно, но до его ввода в эксплуатацию, их стоимость включается в его первоначальную стоимость как бухгалтерском, так и в налоговом учете (п. 6-8 ПБУ 6/01, п. 10, 12 ФСБУ 6/2020, п. 9, подп. «а» п. 10 ФСБУ 26/2020, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Как учитывать ОС в соответствии с новыми стандартами бухучета 6/2020 и 26/2020, которые обязательны к применению с 2022 года, подробно разъясняется в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

При покупке шин к уже эксплуатируемому автомобилю они приходуются и учитываются в качестве материальных запасов.

Важно! Шины не увеличивают первоначальную стоимость ТС, поскольку их замена не является модернизацией, достройкой, дообрудованием. Сами по себе даже дорогостоящие шины со сроком использования свыше года не признаются ОС, а относятся к матрасходам (см. подп. «а» п. 3 ФСБУ 5/2019, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Приходуют шины на счет 10.5 (см. комментарий к счету 10 в Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н):

При установке на автомобиль стоимость шин относят на затраты:

Дебет 20 (23, 25, 26) Кредит 10.5.

Если автомобиль используется для управленческих нужд допустимо сразу списать шины на счет 26, закрепив такой порядок в учетной политике (п. 2 ФСБУ 5/2019):

Для контроля за наличием шин организуется их забалансовый учет — на счете 012. В качестве документального сопровождения шин на протяжении срока их эксплуатации рекомендуется вести карточку учета. Утвержденной формы нет, можно разработать свою.

Рекомендуем образец карточки учета работы автомобильной шины от экспертов КонсультантПлюс. Скачать ее можно бесплатно, оформив пробный доступ:

В налоговом учете шины списываются в составе материальных расходов, связанных с обслуживанием ОС на дату их отпуска для установки (подп. 2 п. 1 ст. 253, подп. 4 п. 1 ст. 254 НК).

Как учитывать шины, снятые с автомашин по окончании сезона? Рекомендации есть в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.

Источник

Как проверить колеса при покупке автомобиля

Мы уже писали, как при осмотре подержанного автомобиля проверить геометрию кузова, генератор, систему зажигания, аккумулятор, двигатель, ходовую часть. В этом материале расскажем, как проверить резину при покупке б/у машины.

Некоторые специалисты утверждают, что эксплуатация бу шин подобна русской рулетке – полагаться приходится лишь на счастливый случай. И чтобы случай был действительно счастливым, следует проверить колеса как можно внимательнее.

Как учесть покупку зимних шин

Содержание

Как проверить резину при осмотре авто

Автошины – гарант безопасности на дороге. При осмотре автомобиля и бу резины проверьте следующее:

  • год выпуска резины;
  • износ покрышки;
  • глубину протектора;
  • следы ремонта протектора;
  • степень стертости сцепных кромок;
  • наличие микротрещин;
  • порезы и следы ремонта шины.

Каждый из параметров по-своему важен, а потому игнорирование хотя бы одного из них может существенно снизить уровень безопасности на дороге.

Год выпуска резины

Как учесть покупку зимних шин

Рекомендуем проверить в первую очередь. Если шины отслужили отведенный им срок, дальнейшая эксплуатация не представляется рациональной. Сделать это несложно – дата состоит из двух цифр: номер недели и год выпуска, наносится на внешнюю сторону резины. Если при осмотре машины обнаруживается, что цифры на каждом колесе отличаются, то это свидетельствует о неодновременной замене колес. О причине замены, если срок эксплуатации еще не подошел, следует поинтересоваться у продавца.

Износ покрышки

Чтобы проверить износ шин, достаточно визуального осмотра. Важно, чтобы износ шин (при его наличии) был равномерным по всей окружности колеса.

Нарушение равномерности износа автошин может быть признаком разбалансировки колес, а также это указывает на возможную неаккуратную манеру вождения предыдущего владельца, что может стать причиной еще нескольких проблем при эксплуатации авто.

Повышенный износ с внешней стороны свидетельствует о недостаточном давлении в шине, которое также следует проверить перед тест-драйвом. Эксплуатация таких колес чревата тем, что в поворотах резина будет плохо «держать» дорогу. Если износу была больше подвержена центральная часть, готовьтесь к снижению скорости разгона, управляемости и торможения.

Глубина протектора

Как учесть покупку зимних шин

При покупке автомобиля обязательно обратите внимание на этот параметр. Испытания показывают, что допустимая глубина протектора должна быть не менее половины от изначальной – для летних шин составляет не менее 3 мм (1,6 мм по законодательству, но лучше будет оставить запас), для зимних – не менее 4 мм. Проверить глубину несложно – в автомагазинах можно приобрести специальный щуп с метками или использовать простую линейку.

Следы ремонта

Осматривая протектор, не лишним будет проверить наличие следов ремонта изнутри (на гладкой поверхности).

Сами по себе латки на протекторе не являются критичными, но только если их количество не превышает пары штук на одно колесо, а их размер – трети ширины рисунка. В ином случае, от эксплуатации «коня» на таких колесах следует отказаться.

Обратите внимание на характер латки – восстановленный рисунок протектора (так называемая «нарезка») может обернуться разрывом шины.

Степень стертости сцепных кромок

Как учесть покупку зимних шин

Сцепление шины с дорожным покрытием происходит по всей ширине протектора. Кромки шины также оказывают влияние на эффективность торможения. Чем меньше они становятся, тем меньше сцепления резины с дорожным покрытием, и, следовательно, повышается опасность движения по мокрой или скользкой поверхности. Изношенная передняя кромка свидетельствует о проблемах с подвеской авто, на что тоже стоит обратить внимание. Проверить эту часть протектора можно «на ощупь» – проблема присутствует, если зубья на кроях протектора отличаются по остроте.

Наличие микротрещин

Микротрещины на шинах могут появиться даже в условиях минимального износа резины и бережливого хранения. Средний срок службы резины – 5 лет, но, как правило, к окончанию срока шина естественным путем приходит в непригодность.

При наличии небольших трещин не рекомендуется превышать скорость свыше 80 километров в час, иначе шансы полного износа шины стремительно увеличиваются. Глубокие трещины появляются при большой степени расслоения шины.

Использовать такую резину крайне не рекомендуется.

Порезы и следы ремонта шины

Как учесть покупку зимних шин

Дефекты в виде порезов и следов ремонта – явный сигнал держаться в стороне от выбранной бу резины.Как правило, опасными являются боковые порезы шины ввиду того, что ремонт таких дефектов чрезвычайно сложен и не дает дальнейшей гарантии качества эксплуатации резины. Но, кроме того, необходимо проверить и убедиться в отсутствии неявных повреждений. Деформация каркаса автошины в виде вмятин и заломов может быть следствием езды или стоянки на спущенном колесе, а также сильного удара. Окончание срока эксплуатации в этом случае может наступить раньше, чем предполагается.

  Как списываются шины в бюджетной организации

Внутреннее расслоение покрышки обнаружить крайне сложно. Предупреждением могут служить различного вида вздутия на внутренней стороне шины. Возможны и видимые разрывы слоя. Проверьте степень продавливания шины – от нажатия двумя большими пальцами шина не должна сильно деформироваться, но будет быстро возвращаться в исходную форму.

Эти параметры проверки шин и колес применимы и к летней, и к зимней резине. Но, в холодное время года, когда автомобиль «переобут» в зимнюю резину, следует учесть еще некоторые факторы.

Покупка машины на зимней резине

Как учесть покупку зимних шин

Зимой правильным считается покупка машины на зимней резине, но возможна и другая ситуация, поэтому не пренебрегайте осмотром колес. В первую очередь, следует проверить, во что «обута» машина – она может продолжительное время простаивать, особенно, если сделка происходит на авторынке. Зимние колеса делятся на два типа: шипованные, и фрикционные.

    • Шипованные шины отличаются наличием шипов. Наличие всех или подавляющего большинства шипов считается идеальным и гарантирует хорошее сцепление колес с дорогой, и, как следствие, безопасность дорожного движения.
    • Фрикционная шина выпускается без шипов. Ее отличие от шипованной – особый состав резины, которая имеет сцепление с дорожным покрытием подобно «липучке». Этот тип больше подходит для городской среды.

Не менее важным является глубина протектора. За 100% принято брать глубину протектора новых шин, 0% – непригодную в использовании, соответственно.

Минимально разрешенная глубина протектора зимней резины достигает 4 мм, иначе – 0%. С завода шины выпускают с разной глубиной.

Учитывайте, что, если изначально глубина достигала 8 мм, то 4 мм – это не 50% износа, как утверждают некоторые продавцы.

Проверка б/у автомобиля с помощью Автокод

Как учесть покупку зимних шин

Гарантией хорошей сделки будет бдительность покупателя. Плохая резина при общем хорошем состоянии автомобиля — не всегда повод отказываться от покупки. Если износ естественен и равномерен, а также соответствует среднему сроку службы автошин, вариант приобретения авто стоит рассмотреть. Всегда можно со временем заменить резину на ту, что будет вызывать доверие.

Читайте также:  Как не запутаться в контрольных соотношениях к расчету по страховым взносам

Чтобы при осмотре не возникли сомнения по поводу истории приобретаемого авто, проверьте историю машины с помощью онлайн-сервиса Автокод. Для получения полного отчета необходимы только VIN, номер шасси или государственный номер интересующего автомобиля.

Вбивая уникальные номера автомобиля, вы получите следующие данные:

  • год выпуска;
  • количество владельцев;
  • истинный пробег авто;
  • участие авто в ДТП и указание наиболее поврежденных частей;
  • нахождение автомобиля под залогом у банка;
  • использование автомобиля в такси;
  • проведение ремонтных работ.

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь также сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Износ автошин или другие негативные факторы могут быть скрыты продавцом. Чтобы они впоследствии не привели к неполадкам в других частях машины, закажите выездную проверку Автокод. Специалист приедет на место в любое время и проведет профессиональный осмотр ТС. Проверка машины через Автокод поможет удостовериться в правильности своих предположений или опровергнуть их.

Если в истории и технической части машины не найдется серьезных проблем и вы решитесь на покупку, сделайте финальный шаг – пробейте паспортные данные продавца через сервис проверки владельца авто.

Этот сервис покажет, есть ли у него проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если проверка найдет серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться.

Посмотреть пример отчета

Источник

Маркировка шин 2021: как правильно с ней работать

Обязательная маркировка шин — нанесение уникального для каждой единицы продукции средства идентификации, штрихкода Data Matrix. Он позволяет отследить движение товара: от импортеров и изготовителей — далее через оптовых закупщиков, дистрибьюторов и логистические компании — до поступления в магазины, торгующие в розницу — и затем до момента продажи потребителям и выведения из оборота.

Маркировка шин грузовых автомобилей и прочего транспорта была введена в России в 2020 году для того, чтобы закрыть контрафакту доступ на рынок и защитить интересы потребителей и легально работающих компаний, а также облегчить государству борьбу с «теневыми» участниками оборота.

В статье расскажем о правилах работы с маркированными шинами, нормах законодательства в этой сфере и наказании за их нарушение. А также о том, какое оборудование требуется для операций с маркировкой и как упростить товароучет, используя специальное программное обеспечение.

Обязательная маркировка шин в 2021 году: какой продукции касается

Требования по маркировке касаются не всех шин на рынке. Но все-таки большинство из них должно иметь идентификатор Data Matrix.

Какие шины подлежат обязательной маркировке в 2021 году:

Коды Виды пневматических шин, покрышек
ТН ВЭД ОКПД 2
4011 10 000 3 4011 10 000 9 22.11.11 Для легковых авто
4011 40 000 0

Бухгалтерский учет автомобильных шин: три важных правила учета, которые надо соблюдать бухгалтеру

ШИНЫ – ЭТО НЕ ЗАПЧАСТИ, НО УЧИТЫВАЮТСЯ НА СУБСЧЕТЕ «ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ»

В бухгалтерском учете шины |*|, приобретаемые отдельно от транспортных средств, а также находящиеся в запасе и обороте, учитываются на счете 10 «Материалы» (субсчет 10-5 «Запасные части») (п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50; далее – Инструкция № 50).

* Информация о бухгалтерском учете шин  

Шины транспортных средств (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе, входят в комплектацию транспортного средства при его приобретении.

Они включаются в первоначальную стоимость основного средства, и в бухгалтерском учете стоимость таких шин отдельно не отражается (п. 16 Инструкции № 50; п.

 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).

Важно! В составе запасов на счете 10 «Материалы» (субсчет 6 «Прочие материалы») транспортные организации учитывают отработанные масла, тормозную жидкость, свинцовые аккумуляторы, отработанный аккумуляторный электролит и т.п.

, материалы, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, а являются отходами производства. Изношенные шины и утильную резину также рекомендуется учитывать в составе прочих материалов.

Отходы производства и вторичные материалы, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 «Топливо».

ТРИ ВАЖНЫХ ПРАВИЛА УЧЕТА ШИН, КОТОРЫЕ НАДО СОБЛЮДАТЬ БУХГАЛТЕРУ

1. Учет автошин, находящихся на складе, ведется по их видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам и размерам, а также по степени эксплуатации (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта местных повреждений, требующая восстановления и утильная (негодная)).

2. Автошины, выделенные службе технической помощи на линии, вулканизационным и ремонтным участкам, учитываются отдельно от находящихся на складе, т.е. учитываются как автошины в обороте (под отчетом). Учет ведется по видам, размерам и месту нахождения.

3. Бухгалтерский учет шин ведется раздельно по наименованиям, номенклатурным номерам, местам хранения и материально ответственным лицам.

  • Как реализовать требования названных правил, рассмотрим ниже.
  • В целях раздельного учета шин, находящихся в запасе, в обороте службы технической эксплуатации, в отведенных местах их хранения, особенно в организациях, имеющих большое количество транспортных средств, к субсчету 10-5 «Запасные части» целесообразно предусмотреть субсчета второго и третьего порядка, что должно быть закреплено в учетной политике организации.
  • Например, субсчета первого порядка:
  • 10-5-1 «Запасные части»;
  • 10-5-2 «Аккумуляторы»;
  • 10-5-3 «Автомобильные шины»;
  • 10-5-4 «Запасные части и детали с остаточным ресурсом».
  • Субсчета второго порядка:
  • 10-5-3-1 «Автомобильные шины новые (в запасе)»;
  • 10-5-3-2 «Автомобильные шины, переданные в эксплуатацию»;
  • 10-5-3-3 «Автомобильные шины, подлежащие восстановлению»;
  • 10-5-3-4 «Автомобильные шины восстановленные»;
  • 10-5-3-5 «Шины для сезонной замены (летние/зимние)».
  • ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
  • Пример 1. Организация приобретает новые шины

ООО «Авто» перечислило денежные средства ОАО «Белшина» в размере 1 008,82 руб. за 2 автомобильные шины, в т.ч. НДС по ставке 20 % – 168,14 руб. Услуги собственного автотранспорта по доставке шин – 30 руб.

Приобретение шин отражается в учете следующими записями (табл. 1):

Как учесть покупку зимних шин

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Замена изношенных шин

Вследствие естественного износа протектора за время эксплуатации шин, старения резины по мере увеличения их выработки производится замена изношенных шин новыми |*|. Такую операцию следует рассматривать как проведение текущего ремонта автомобиля.

Фактические затраты на поддержание в рабочем состоянии транспортных средств включаются в себестоимость выполненных транспортных работ (услуг), т.е.

относятся к затратам по текущей деятельности организации в том отчетном периоде, в котором они произведены, независимо от того, выполняются работы силами организации или на станции технического обслуживания (СТО).

* Информация о замене шин, если автомобиль находится в безвозмездном пользовании

При замене шин силами организации все расходы, которые она несет (стоимость установленных шин, заработная плата рабочих с отчислениями в ФСЗН и Белгосстрах и т.д.), включаются в затраты в месяце, в котором произведена замена, на основании первичного учетного документа, составленного в организации.

При замене с привлечением подрядчика (СТО) расходы организации (стоимость выполненных подрядчиком работ и стоимость переданных ему для установки шин) включаются в затраты на производство (расходы на реализацию) на основании документов, предъявленных подрядчиком. НДС подрядной организации принимается к вычету на основании полученного и подписанного организацией ЭСЧФ.

В бухгалтерском учете замена автомобильных шин отражается следующими записями (см. табл. 2):

Как учесть покупку зимних шин

Сезонная замена шин

Порядок бухгалтерского учета шин при их сезонной замене законодательно не установлен. В связи с этим организация вправе определить его самостоятельно, закрепив в учетной политике.

  1. Вариант 1
  2. Шины, снятые с автомобиля при их сезонной замене, могут быть оприходованы на склад по стоимости недопробега, рассчитанной на основании данных карточек учета работы автомобильных шин с учетом применения норм эксплуатационного пробега.
  3. Пример 2. Расчет стоимости недопробега шин при сезонной замене

ОАО «АВТО» установила на автомобиль новый комплект зимних шин при их сезонной замене. Стоимость каждой шины – 160 руб. Эксплуатационная норма пробега шины составляет 56 000 км. К моменту их замены весной на летние шины пробег зимних шин составил 8 000 км.

Стоимость недопробега каждой зимней шины на момент сезонной замены – 137,14 руб. (160 / 56 000 × (56 000 – 8 000)).

Пробег летних шин за сезон составил 14 000 км при эксплуатационной норме 56 000 км. Стоимость летней резины – 120 руб.

Стоимость недопробега каждой летней шины на момент сезонной замены 90,00 руб. (120 / 56 000 × (56 000 – 14 000)).

Сезонная замена шин отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом (см. табл. 3):

Как учесть покупку зимних шин

Вариант 2

Шины, изначально учтенные в составе запасов, списывают со склада в эксплуатацию единовременно в момент установки, и в дальнейшем их стоимость не корректируют при смене сезона исходя из фактического времени эксплуатации до достижения ресурса пробега.

Читайте также:  Доверенность на получение ТМЦ можно не заверять печатью

Снятые с автомобиля шины при сезонной замене отражаются в складском учете только в количественном выражении без стоимостной оценки и без внутренних записей по субсчетам счета 10. Факт замены шины будет фиксироваться в карточке учета работы автомобильной шины |*| с указанием даты и причины снятия шины с автомобиля.

* Информация о правилах заполнения карточек учета пробега шин

Важно! Затраты, связанные с сезонной заменой шин, следует относить к затратам на поддержание основных средств в рабочем состоянии и приведением объекта в соответствие с требованиями технических нормативных правовых актов.

Они признаются расходами в том отчетном периоде, в котором были произведены, вне зависимости от способа выполнения работ (п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.

2012 № 26).

Как правильно списать автошины в бухучете. Автомобильные шины: бухгалтерский и налоговый учет

Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.

Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.

Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.

Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.

В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.

Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.

К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.

Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент.

Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы».

Автошины, непригодные к восстановлению, принимаются к учету как утильсырье.

В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.

Принципы бухгалтерского учета автошин

Основными параметрами учета являются: (нажмите для раскрытия)

  • их количество;
  • модель;
  • марка резины;
  • стоимость;
  • размер.

Исходя из этих показателей, работниками бухгалтерии ведется раздельный учет сезонных, летних и зимних шин автотранспорта. При этом новые и бывшие в пользовании запчасти также учитываются по отдельности.

Покупка, передача их в эксплуатацию и прочие операции отображаются бухгалтерской службой контировками (проводками).

Название операции Бухгалтерские контировки
Покупка шины для автотранспорта ДТ 60, КТ 51 (перечисление денег за покупку),

  • ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Запасные автошины», «Новые автошины»), КТ 60 (финансовые обязательства по купленным запчастям),
  • ДТ 19, КТ 60 (НДС со стоимости купленного товара),
  • ДТ 68, КТ 19 (НДС к вычету)
Ввод шины в пользование ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Автошины в подотчете»), КТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины»
Списание автомобильной шины по причине выхода ее из строя ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Запчасти», «Автошины в подотчете»

Стоимость купленных шин для автотранспорта с целью замены сношенных отображается бухгалтерской службой на счету 10 «Материалы», субсчет «Запчасти». статью: → “Счет 10: проводки, примеры учета.

Поступление и списание материалов». Тут же учитываются как эксплуатируемые, так и резервные запчасти. Для раздельного учета открываются вспомогательные субсчета третьего порядка к субсчету «Запасные автошины».

Шины автотранспорта оборотного фонда (в подотчете) учитываются раздельно от тех, которые числятся за складским помещением.

Налоговый учет автомобильных шин

Транспортное средство, которое организация приобретает, учитывается как единый инвентарный объект не только в бухгалтерском учете, но и в целях налогообложения.

Автомобильные шины, которые приобретаются организацией отдельно от автомобиля, в состав амортизируемого имущества не включаются, а учитываются в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии (пп. 2 п.

1 ст. 253 НК РФ). Если осуществляется замена сезонных шин, то расходы на приобретение нового комплекта шин следует квалифицировать как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если происходит замена изношенных шин, то расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль на основании п. 1 ст. 260 НК РФ.

Расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать в целях налогообложения на дату передачи их в использование, то есть на дату установки шин на автомобиль (п. 2 ст. 272 НК РФ).Что касается сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, то в налоговом учете стоимость этих активов не отражается. Дело в том, что сумма материальных расходов уменьшается на стоимость:

остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ);
возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ).

Остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.

Шины, снятые с транспортного средства, не могут быть квалифицированы как товарно-материальные ценности, не использованные в производстве на конец месяца.

Ведь шины были установлены на автомобиле, а значит, использовались, изнашивались и утратили свое первоначальное состояние.

В то же время использованные шины нельзя рассматривать в качестве возвратных отходов.

Под возвратными отходами понимаются остатки сырья и материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или не используемые по прямому назначению. Сезонные шины под это определение не подпадают. Следовательно, в целях налогообложения они не могут рассматриваться ни как остатки запасов, ни как возвратные отходы. А значит, сумма материальных расходов не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства. В результате при оприходовании снятых шин на склад в бухгалтерском учете образуется налогооблагаемая временная разница: сумма расходов по данным бухгалтерского учета меньше, чем сумма расходов по данным налогового учета (п. 12 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). На основании этой разницы формируется отложенное налоговое обязательство.
Используем условия предыдущих примеров.В налоговом учете стоимость автомобильных шин, оприходованных на склад, не учитывается. В результате возникает налогооблагаемая временная разница в размере 3 600 руб., на основании которой сформировано отложенное налоговое обязательство:Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77864 руб. (3 600 руб. х 24%) — сформировано отложенное налоговое обязательство.Временная разница будет погашена при установке комплекта летней резины на автомобиль.

Организация учетного процесса

В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:

  • формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
  • перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.

При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:

Шины для машины. Вариации на тему

  • Бухгалтер каждой фирмы, имеющей автомобили, рано или поздно сталкивается с необходимостью учесть шины, приобретенные отдельно от автомобиля.
  • Подтверждение этому – часто задаваемые вопросы в редакцию.
  • Как, например, этот:

«Наше предприятие находится на УСН (доходы – расходы), в апреле приобрело автомобиль с летним комплектом шин, в сентябре приобрели зимний комплект шин (4 автошины на сум­му 32 000, 4 автодиска на сумму 160 00 в т.ч.НДС).

Летние шины отдельно не учитываем, они вошли в общую стоимость ОС.
Расскажите, пожалуйста, как вести учет шин. Если можно, то с проводками».

Как Вы верно отметили в вопросе, те шины, которые приобретаются в составе транспортного средства, включаются в его первоначальную стоимость и учитываются в составе основных средств.

Это прямо предусмотрено Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

Но когда речь заходит об автомобильных шинах, приобретаемых отдельно от автомобиля, бухгалтер обнаруживает, что никаких прямых указаний по данной проблеме в бухгалтерских документах нет.

А между тем учет шин действительно является проблемой – проведя соцопрос среди коллег и изучив специальную литературу, бухгалтер с ужасом понимает, что учитывать шины можно как минимум четырьмя (!) способами.

  1. И каждый из них неидеален.
  2. Чтобы немного облегчить Ваш выбор, мы подробно опишем два способа учета (наиболее оптимальных), отметив их достоинства и недостатки.
  3. А также вкратце опишем третий и четвертый способы учета, которые являются довольно сомнительными, так как нарушают основные принципы бухучета.
  4. Но прежде чем перейти к способам списания стоимости шин, напомним, что шины с точки зрения бухучета являются запасными частями для автомобиля.
Читайте также:  Амортизационная премия в бухгалтерском и налоговом учете

Это значит, что в момент приобретения они должны быть оприходованы на счет 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части». Это отражено и в Инструкции по применению Плана счетов.

Обратите внимание!

Шины, несмотря на то, что срок их службы как правило превышает 12 месяцев, не следует признавать в составе основных средств. Даже если их стоимость превышает 20 000 рублей, шины остаются запчастями для автомобиля и должны учитываться как материалы.

Способ 1. Сразу и навсегда.

  • Самый простой и наиболее оптимальный способ учета для большинства фирм.
  • Суть этого способа заключается в том, что стоимость шин полностью списывается в расходы в момент отпуска их в эксплуатацию.
  • При этом делаются следующие бухгалтерские записи:
  • ДЕБЕТ 10-5   КРЕДИТ 60
  • – оприходованы приобретенные шины;
  • ДЕБЕТ 20, 23, 26, 44    КРЕДИТ 10-5
  • – отражена передача шин в эксплуатацию.
  • Одно из основных преимуществ данного способа – это прежде всего его простота.

По сравнению с другими методами (см. ниже), при применении которых бухгалтеру придется учитывать пробег автомобиля, отражать в учете каждую очередную сезонную смену шин и прилагать иные усилия, способ единовременного списания требует наименьших трудозатрат.

Обратите внимание!

Поскольку шины служат довольно продолжительное время, бухгалтеру рекомендуется организовать аналитический учет шин, чтобы обеспечить контроль над их сохранностью. Однако при этом достаточно учитывать только наличие шин, не оценивая в учете их состояние и степень износа.

Другим важным преимуществом данного способа является совпадение момента учета расходов в виде стоимости шин в бухгалтерском и налоговом учете.

Ведь для целей налогообложения прибыли расходы в виде стоимости шин по общему правилу признаются единовременно в том налоговом периоде, когда шины были отпущены в эксплуатацию.

Они могут быть учтены в составе материальных расходов на основании п. 1 ст. 254 НК РФ (в этом случае это будут прямые расходы) или как расходы на содержание служебного транспорта по п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ (в составе косвенных расходов).

Налогоплательщики, применяющие УСН, могут в налоговом учете учитывать расходы в виде стоимости шин на основании п.п. 5 п. 1 или п.п. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В любом случае стоимость шин включается в расходы на дату передачи их в эксплуатацию. И это позволяет избежать разниц между данными бухгалтерского и налогового учета, что опять же облегчает участь бухгалтерии.

  1. Одним из недостатков единовременного списания стоимости шин в бухучете является несоответствие данного метода требованию Инструкции по применению Плана счетов, согласно которой на субсчете 10-5 «Запасные части» должны учитываться автомобильные шины как в запасе, так и в обороте.
  2. А единовременно списанные с учета шины, находящиеся в обороте, не будут учитываться на счете 10-5 (как и на других синтетических счетах, по таким шинам ведется только аналитический учет), что противоречит Инструкции.
  3. Тем не менее, данный способ учета соответствует требованиям нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.

Так, в соответствии с п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н, по мере отпуска материалов со складов, они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство.

Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов.

То есть при списании материалов согласно предписанию Методуказаний дебетуются счета учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 10 «Материалы» (как это показано в вышеприведенном примере бухгалтерских записей).

Следующий аргумент в пользу единовременного списания – на момент отпуска шин в эксплуатацию соблюдаются все условия для признания их стоимости в составе расходов (эти условия приведены в п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н).

Кроме того, согласно п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

Как учесть в расходах переобувку транспорта к зиме?

#RECOMMEND# Приобретаем автомобильные шины Для поиска необходимой информации выберем самый простой путь и наберём в строке быстрого поиска СПС «КонсультантПлюс» фразу «учёт автомобильных шин».

И в первой же статье «Типовая ситуация: Как учитывать шины?» (издательство «Главная книга», 2014) находим ответ на наш вопрос. В зависимости от того, как приобрели шины — с машиной или отдельно, и будет отражено поступление автомобильной резины.

По обыкновению новые машины в автосалонах продаются на летней резине, и организация покупает зимние шины дополнительно. И в этом случае шины будут оприходованы как материалы. На субсчёте 10-5 «Запасные части» учитываются автомобильные шины в запасе и обороте1.

Оприходован на склад комплект зимней резины: Дт 10 «Материалы», субсчёт 5 «Запасные части» — Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Отражена сумма «входного» НДС: Дт 19 «НДС по приобретённым ценностям» — Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

НДС предъявлен к вычету: Дт 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «НДС» — Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Если автомобиль приобретён в комплекте с зимней резиной, то стоимость шин наряду с другими сопутствующими расходами формирует первоначальную стоимость ОС в бухгалтерском и налоговом учёте2.

Меняем автомобильные шины

Для целей бухгалтерского учёта фактическая себестоимость зимних шин, выданных со склада для замены летних шин включается в состав расходов по обычным видам деятельности3.

В день установки на автомобиль зимних шин делаются проводки: Дт 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу») — Кт 10 «Материалы», субсчёт 5 «Запасные части» Выбор счёта затрат по дебету зависит от вида деятельности организации (производство, торговля) и вида автомобиля (легковой, грузовой), на который данные шины устанавливаются.

Предложенный подход к списанию зимних шин не так однозначен. Их существует несколько вариантов. Познакомимся с ними. Для этого наберём в той же строке быстрого поиска «учёт зимних шин».

И обратимся к статье «Бухгалтерский учёт сезонной смены автомобильных шин» (автор С. А. Алимов)4.

В данной статье рассмотрены особенности учёта замены автомобильных шин в связи со сменой сезона, а также различные варианты списания затрат на приобретение шин.

Автор предлагает 4 варианта учёта списания в эксплуатацию сезонной автомобильной резины:

  • Первый и самый простой: списать стоимость шин, которые были учтены в составе материалов на счёте 10-5, на расходы в момент установки на автомобиль. При этом возврат зимних шин на склад в бухгалтерском учёте не отражать, а фиксировать в карточках учёта работы автомобильных шин до момента их снятия с эксплуатации.
  • Второй вариант предполагает, что при возврате на склад сезонных шин по окончании сезона следует уменьшить расходы организации на их остаточную стоимость. Снятые и возвращённые на склад шины оценивают исходя из цены их возможного использования с учётом данных о фактическом пробеге5.

Стоимость возвращённых на склад шин = (Норма пробега шины — Фактический пробег) / Норма пробега шины x Цена приобретения шины.

  • Третий вариант основан на аналитическом учёте. Предлагается открыть к счёту 10 «Материалы» субсчёта «Автомобильные шины в эксплуатации» и «Автомобильные шины в запасе». Списать на затраты стоимость шин можно, только когда они достигнут установленного ресурса пробега либо выйдут из строя.
  • Четвёртый способ отражает сезонность эксплуатации шин. Он предполагает списание стоимости шин пропорционально фактическому пробегу в течение сезона. Норматив списания определяется исходя из стоимости шин и норматива пробега шин для данной марки автомобиля. В конце сезона оставшаяся стоимость шин списывается на расходы единовременно. Для определения нормативного пробега шин используются Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02) работников (утв. Минтрансом РФ 04.04.2002) (вместе с Классификацией автотранспортных средств). При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25 % среднестатистического пробега6.

При применении УСН стоимость шин учитывается в расходах только в случае, если шины получены от поставщика и оплачены11.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector