Какой план аудита и программа

Какой план аудита и программа

Программа внутреннего аудита — это детальное пошаговое описание и содержание процедур, обязательных к проведению для достижения целей аудиторского задания. Перед ее подготовкой нужно рассчитать риски и уровни существенности.

О нюансах ее составления, планах внутреннего аудита и применениях аудиторских процедур на своем вебинаре Методики организации и проведения аудиторской проверки рассказывала тьютор, дипломированный аудитор и член Международного Института Внутренних Аудиторов Наталья Гойло. Этот вебинар лег в основу материала. Его дополнили информацией об этапах планирования и примерами ручной и автоматизированной программы аудита.

Место и значение программы при организации внутреннего аудита

В настоящее время выделяют четыре подхода к формированию методик аудиторской проверки: учетный, правовой, отраслевой и специальный. Какую бы методику ни выбрал аудитор, в нее входят следующие элементы:

  • нормативная база;
  • информационная база;
  • ожидаемые или часто встречающиеся нарушения;
  • программа проверки;
  • применяемые процедуры и их последовательности.

Программа проверки относится к одному из основных элементов методики. А если разделить проведение аудита на этапы, то разработка программы относится к этапу планирования.

Какой план аудита и программа

При планировании необходимо рассчитать риски и уровни существенности, составить план и программу внутреннего аудита.

Какой план аудита и программа

Программа внутреннего аудита — это результат планирования. В ней детально пошагово прописывают содержание тех процедур, которые будут применять для достижения аудиторского задания.

Программа проверки может быть типовой или индивидуально разработанной для проверки конкретного объекта.

В каких случаях использовать типовую, а в каких индивидуальную программу? Покажем на примерах:

  1. Проверяем холдинг, у которого 15 дочерних предприятий в разных регионах. При этом все они занимаются торговой деятельностью. Здесь подойдет типовая программа для проверки дочерних предприятий.
  2. Проверяем холдинг, в составе которого:
    • материнская компания, которая занимается кондитерской деятельностью;
    • дочерняя компания по производству сырья — сахарный завод;
    • дочерняя компания по реализации продукции — фирменный магазин.

Здесь программа проверки каждого из субъектов хозяйственной деятельности будет отличаться. То есть ее необходимо разрабатывать индивидуально.

В службе внутреннего аудита чаще всего хранится набор стандартных рабочих программ, в которые сотрудники вносят изменения в зависимости от целей и объемов задания. А для проведения новых видов аудита, которые ранее в компании не проводили, СВА разрабатывает индивидуальные программы.

Разработанная программа не остается неизменной до конца проверки. В ходе проведения аудита в программу можно, и даже нужно вносить изменения.

Готовую программу, как и все последующие изменения к ней утверждает руководитель СВА. Это дает уверенность в том, что:

  • будут выполнены необходимые процедуры для достижения цели;
  • сформировано четкое представление у каждого члена аудиторской команды о необходимых процедурах;
  • исключено дублирование работ членами команды;
  • работа будет выполнена в установленных временных и бюджетных рамках.

Примеры составления программы внутреннего аудита

Рассмотрим пример программы для проведения проверки долговых обязательств. Вначале соберем предпосылки для подготовки финансовой отчетности либо утверждения, которые должны быть проверены в ходе аудита (таблица 1).

Таблица 1 — Предпосылки для проведения проверки долговых обязательств
No п/п Предпосылка / утверждение Цель
1 Полнота Все кредиты и займы полностью отражены в бухгалтерской отчетности
2 Существование / возникновение Все кредиты и займы, отраженные в бухгалтерской отчетности, реально существуют и относятся к отчетному периоду. Хозяйственные операции и события имели место в отчетном периоде
3 Точное измерение Кредиты и займы соответствуют деятельности клиента
4 Представление, раскрытие Все кредиты и займы правильно сгруппированы в бухгалтерской отчетности и соответствующим образом раскрыты
5 Полнота, существование, точное измерение Все проценты по кредитам начислены и отражены в бухгалтерской отчетности

Далее разработаем программу, в которой каждую из указанных предпосылок надо раскрыть. В нее включим цели и перечень процедур. Часть готовой программы показана в таблице 2.

Таблица 2 — Программа аудита долговых обязательств
Аудиторские процедуры Цели (предпосылки из табл.1) Дата Исполнители
1.1 Остатки по счетам, подлежащие проверке в данном разделе, должны соответствовать остаткам по сальдовой ведомости (Главной Книге) клиента. Проверьте правильность математических вычислений. Сделайте перекрестные ссылки с рабочих документов на сальдовую ведомость. 1, 3
1.2 Получите перечень всех долговых обязательств, которые должны соответствовать данным бухгалтерской отчетности и содержать расшифровку по краткосрочной и долгосрочной задолженности. Проверьте точность математических вычислений. Рассмотрите:

  • кредиты от банков;
  • займы от прочих юридических и физических лиц.
3, 4
2.1 Получите подтверждение существенных долговых обязательств или займов, не погашенных на отчетную дату составления баланса 4

Такая программа используется на небольших аудиторских заданиях, где кредиты и займы занимают значительный удельный вес среди объектов бухгалтерского учета.

План аудиторской проверки

Что нужно учесть аудитору на этапе планирования проверки компании?

Для того чтобы в установленные сроки качественно провести аудиторскую проверку клиента, необходимо составить продуманный план предстоящих работ. 

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Поэтому любой аудиторской проверке компании предшествует составление общего плана аудита. Планирование аудита – трудоемкий процесс, который может занимать до 20% общего времени, затраченного на проверку. 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ С КОМПАНИЕЙ ROSCO! ЛЕГКО!

Этап планирования проверки включает в себя:

  • предварительное планирование аудита;
  • подготовку и составление общего плана аудита;
  • подготовку и составление программы аудиторской проверки.


При разработке общего плана аудита необходимо принимать во внимание особенности деятельности проверяемой компании, систему бухгалтерского учета, наличие сложных областей бухгалтерского учета (например, подготовка оценочных показателей) и систему внутреннего контроля, риск и существенность, временные затраты в зависимости от объема операций и уровня автоматизации бухгалтерского учета, необходимость в привлечении экспертов (п.9 стандарта №3 «Планирование аудита»).
При разработке общего плана аудита необходимо принимать во внимание особенности деятельности проверяемой компании, систему бухгалтерского учета, наличие сложных областей бухгалтерского учета (например, подготовка оценочных показателей) и систему внутреннего контроля, риск и существенность, временные затраты в зависимости от объема операций и уровня автоматизации бухгалтерского учета, необходимость в привлечении экспертов (п.9 стандарта №3 «Планирование аудита»).
При разработке общего плана аудита необходимо принимать во внимание особенности деятельности проверяемой компании, систему бухгалтерского учета, наличие сложных областей бухгалтерского учета (например, подготовка оценочных показателей) и систему внутреннего контроля, риск и существенность, временные затраты в зависимости от объема операций и уровня автоматизации бухгалтерского учета, необходимость в привлечении экспертов (п.9 стандарта №3 «Планирование аудита»).

На этапе планирования составляется график проведения проверки (по согласованию с проверяемой компанией), формируется состав специалистов, входящих в аудиторскую группу.

Затем формируется программа аудита, в которой учитывается характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. 

АУДИТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аудитором должны быть раскрыты в программе аудита «узкие» места, в которых существуют значительный риск искажения статей бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента.

Для этого аудитором должны быть выбраны соответствующие аналитические процедуры, которые позволят снизить риск необнаружения существенных ошибок.

При необходимости аудитор может привлечь к проверке других аудиторов, обладающих специальными познаниями в данной области или экспертов. 

При этом общий план аудита и, соответственно, программа аудиторской проверки могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться в процессе проведения аудита.

Планирование аудитором объема и характера работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в процессе выполнения аудиторских процедур (наличие нехарактерных отклонений показателей финансовой отчетности клиента). Причины, по которым аудитором была скорректирована программа аудита, должны быть документально зафиксированы. 

КТО ПРОВОДИТ АУДИТОРСКУЮ ПРОВЕРКУ?

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

План аудита, как правило, включает в себя следующие разделы:

  • цель аудита;
  • разделы учета, подлежащие проверке;
  • характер проверки;
  • предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания. 

Важно! Процедура планирования аудита включает в себя разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

 

Данный этап аудита является очень важным, поскольку данная процедура способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено должное внимание (на основе рассчитанного процента аудиторской выборки) с целью выявлены существующих и потенциальных рисков в учете. 

ПРОГРАММА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/ Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Планирование аудиторской проверки

Планирование аудиторской деятельности регулируется феде­ральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». По­ложения стандарта применяются в первую очередь к повторяю­щемуся аудиту (проверкам, которые аудиторская организация проводит в отношении данного аудируемого лица не первый год).

Для аудиторской проверки, которая проводится в отношении дан­ного аудируемого лица в первый раз (первичного аудита), ауди­тору требуется расширить процесс планирования, включив в него другие вопросы помимо тех, которые указаны в правиле (стан­дарте) № 3.

Вопросы проведения первоначального аудита допол­нительно раскрываются в правиле (стандарте) № 19 «Особенно­сти первой проверки аудируемого лица».

Будучи начальным этапом проведения аудита, планирование состоит в разработке аудиторской организацией:

  • стратегии аудита, выражающейся в разработке общего пла­на аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сро­ков проведения аудита;
  • детального подхода к ожидаемому характеру, срокам прове­дения и объему аудиторских процедур; в разработке аудитор­ской программы, определяющей объем, виды и последова­тельность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективно­го и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности ор­ганизации.
Читайте также:  Журнал учета трудовых книжек - скачать образец заполнения

Планируя порядок проведения аудита, аудиторская организа­ция должна руководствоваться как общими, так и частными прин­ципами проведения аудита: комплексностью; непрерывностью; оптимальностью.

Принцип комплексности планирования аудита означает обес­печение взаимоувязанности и согласованности всех этапов пла­нирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности выражается в установлении сопря­женных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).

При планирова­нии аудита на длительный период времени, в случае аудиторско­го сопровождения экономического субъекта, аудиторской органи­зации в течение года следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово­хозяйственной деятельности экономического субъекта и резуль­татов промежуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вари­антность для возможности выбора оптимального варианта обще­го плана и программы аудита на основании критериев, опреде­ленных самой аудиторской организацией.

Планирование аудита включает следующие основные этапы: предварительный; подготовки и составления общего плана ауди­та; подготовки и составления программы аудита.

Предварительный этап планирования

На этапе предварительного планирования аудитор должен по­лучить информацию:

  • о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятель­ность экономического субъекта, отражающих экономиче­скую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
  • о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную дея­тельность экономического субъекта, связанных с его ин­дивидуальными особенностями;
  • об организационно-управленческой структуре экономиче­ского субъекта;
  • о видах деятельности;
  • о структуре капитала и курсе акций;
  • о технологических особенностях;
  • об уровне рентабельности;
  • об основных контрагентах экономического субъекта;
  • о порядке распределения прибыли, остающейся в распоря­жении экономического субъекта;
  • о существовании дочерних и зависимых организаций;
  • о системе внутреннего контроля;
  • о принципах формирования оплаты труда персонала.

Основными источниками информации об экономическом субъ­екте служат:

  • устав экономического субъекта;
  • документы о регистрации экономического субъекта;
  • протоколы заседаний совета директоров, учредителей, со­браний акционеров либо других аналогичных органов управ­ления экономического субъекта;
  • документы, регламентирующие учетную политику;
  • бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность;
  • документы планирования деятельности экономического субъ­екта (планы, сметы, проекты);
  • контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
  • отчеты аудиторов, консультантов;
  • внутрифирменные инструкции;
  • материалы налоговых проверок;
  • материалы судебных и арбитражных исков;
  • документы, регламентирующие производственную и орга­низационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
  • сведения, полученные из бесед с руководством и исполни­тельным персоналом экономического субъекта;
  • информация, полученная при осмотре экономического субъ­екта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская орга­низация оценивает возможность проведения аудита. Считая про­ведение аудита возможным, аудиторская организация готовит письмо о проведении аудита (см. п. 9.1) и отсылает его в адрес эконо­мического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и с экономическим субъектом заключает­ся договор.

Если аудиторская организация не считает возможным прове­дение аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ от его проведения.

Содержание общего плана и программы проведения аудиторской проверки

Разработка общего плана и программы аудиторской проверки основывается на предварительных данных об экономическом субъ­екте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской орга­низации следует варьировать в зависимости от объема и сложно­сти данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита оценивается эффективность системы внутреннего контроля, дей­ствующей у экономического субъекта, и проводится оценка самой системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля эффективна, если своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет ее.

Оценивая эффектив­ность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказа­тельств.

Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверно­сти бухгалтерской отчетности, она должна скорректировать объ­ем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудита аудитор­ской организации следует установить приемлемые для нее уро­вень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет неотъемлемый (внутрихо­зяйственный) риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономи­ческого субъекта.

С учетом установленных рисков и уровня су­щественности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процеду­ры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияю­щие на изменение аудиторского риска и уровня существенно­сти, установленные при планировании.

Составляя общий план и программу аудита, следует учиты­вать уровень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Если аудиторская организация сочтет целесообразным, она может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана. При этом она не­зависима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в об­щем плане, но несет полную ответственность за результаты сво­ей работы.

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально до­кументировать, поскольку они служат основанием для планирова­ния аудита и могут использоваться в течение всего процесса прове­дения аудиторских проверок разделов и счетов бухгалтерского учета.

Общий план — это руководство осуществления программы аудита. В процессе проведения аудиторской проверки у аудитор­ской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план измене­ния, а также причины изменений аудитору следует подробно до­кументировать .

В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (информации руководству экономического субъекта) и аудитор­ского заключения. В процессе планирования необходимо учесть реальные трудозатраты, уровень существенности, проведенную оценку аудиторских рисков.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рис­ков аудита. Когда принимается решение о проведении выбороч­ного аудита, аудитор формирует аудиторскую выборку.

В общем плане рекомендуется предусмотреть:

  • конкретные области, подлежащие изучению, чтобы аудит был объективным;
  • существенные моменты, которые следует охватить;
  • формирование аудиторской группы, ее численность и ква­лификацию специалистов, привлекаемых к проведению про­верки;
  • распределение аудиторов в соответствии с их профессио­нальными качествами и должностными уровнями по кон­кретным участкам аудиторской проверки;
  • стандарты, процедуры, методики или документы, с кото­рыми следует ознакомить группу аудиторов;
  • бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;
  • предполагаемые сроки работы группы;
  • инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
  • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей до­кументации и надлежащим оформлением результатов аудита;
  • разъяснение руководителем аудиторской группы методи­ческих вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
  • документальное оформление особого мнения члена ауди­торской группы (исполнителя) при возникновении разно­гласий в оценке конкретного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внут­реннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки.

Содержание общего плана аудита может оформляться в виде таблицы (табл. 10.1).

Таблица 10.1. Общий план аудита

Проверяемая организация Период аудита Число человеко-часов Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы Планируемый аудиторский риск Планируемый уровень существенности

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечания

Руководитель аудиторской организации

Руководитель аудиторской группы, имеющий право подписи аудиторских заключений от имени аудиторской организации

Подготовка общего плана проведения аудиторской проверки

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов ра­бот) при составлении общего плана аудита охватывает такие по­зиции:

  • учредительные и другие общие документы организации (ус­тав организации, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседа­ний учредителей, штатное расписание и др.);
  • учетная политика организации (в целях ведения бухгалтер­ского учета; в целях налогообложения);
  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • производственные запасы;
  • расчеты по оплате труда;
  • затраты на производство;
  • готовая продукция, товары и реализация;
  • денежные средства;
  • расчеты;
  • финансовые результаты и использование прибыли;
  • капитал и резервы;
  • кредиты и финансирование;
  • учет по забалансовым счетам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность и приложения.
Читайте также:  Открытие страхование жизни: личный кабинет в банке, инвестиционная программа

Подготовка программы аудиторской проверки

Разработка программы проведения аудиторской проверки вклю­чает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита.

Программа является развитием общего плана аудита и пред­ставляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необ­ходимых для практической реализации плана аудита.

Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно — средством контроля сроков проведения работы для руководите­лей аудиторской организации и аудиторской группы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской проце­дуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссыл­ки на них в рабочих документах.

Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой пе­речень совокупности действий, предназначенных для сбора ин­формации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономиче­ского субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя деталь­ную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для де­тальных конкретныгх проверок.

Для процедур по существу ауди­тору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить про­грамму аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита мо­жет пересматриваться.

Причины и результаты изменений следу­ет документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, — фактический материал для составления аудиторского отчета (информации ру­ководству аудируемого лица) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бух­галтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

Программа проверки может составляться по форме, приве­денной в табл. 10.2.

Таблица 10.2. Программа проверки

№ п/п Перечень аудиторских процедур по раз­делам аудита Период проведения Исполнитель Рабочие документы аудитора Примечания
  • Руководитель аудиторской организации
  • Руководитель аудиторской группы, имеющий право подписи аудиторских заключений от имени аудиторской организации:
  • При составлении программы и по ходу аудита аудитор дол­жен предусмотреть ответы на ряд вопросов, влияющих на про­ведение проверки:
  • нужны ли дополнительные разъяснения при интерпретации сомнительных документов?
  • выходит ли сделанное наблюдение за рамки аудита? Если да, то важно ли оно для качества, безопасности и т.п. и стоит ли того, чтобы выходить за рамки данной аудиторской про­верки?
  • удовлетворителен ли уровень существенности при прове­дении проверки?
  • существуют ли особые «аудиторские находки» или наблю­дения, беспокоящие клиента?
  • полностью ли применены в данной ситуации употребляемые способы оценки деятельности экономического субъекта?
  • по плану ли осуществляется аудиторская проверка? Не вы­ходит ли за отведенное время? Если да, то какими областя­ми аудита можно пренебречь без ущерба для поставленных целей?

Выработка мнений по этим и другим подобным вопросам требует от аудитора широты взглядов, осознания своей роли, соб­ственной «фильтрующей системы». Ответы на перечисленные во­просы не должны зависеть от предубеждений или каких-либо иных причин. Промежуточные мнения не следует твердо форму­лировать до тех пор, пока они не будут подкреплены фактами.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть документально оформлены и за­визированы в установленном порядке.

Планирование аудита. общий план и программа аудита

Планирование аудита руководителем аудиторской группы является обязательным этапом аудиторской проверки. Оттого, как аудитор спланировал проведение проверки, зависят рациональность использования персонала аудиторской организации, минимизация затрат и времени проведения аудита, уровень риска необнаружения существенных ошибок в бухгалтерской отчетности клиента.

Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита» (утв. постановлением Правительства РФ № 696 от 23 сентября 2002 г., ред. от 27 января2011 г.) (далее — ФПСАД № 3). Согласно п.

3 данного Правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. ФПСАД № 3 содержит минимальные требования к планированию аудита.

Для проведения первоначального аудита аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него процедуры, дополняющие те, которые указаны в ФПСАД № 3.

Аудиторская проверка — достаточно сложный процесс. От того, какие процедуры, в каком объеме и какой последовательности их применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.

Цель аудита — достижение высокого качества проводимой работы, т.е. обеспечение объективности и обоснованности результатов проверки. Будучи по определению коммерческой организацией, аудиторская фирма стремится к минимизации затрат и снижению уровня аудиторского риска.

При этом очевидно, что одновременно достигнуть минимума затрат и минимума аудиторского риска не представляется возможным, поскольку снижение аудиторского риска неизбежно связано с увеличением объема выборки (ростом трудозатрат) либо с привлечением более опытных специалистов (ростом стоимости).

Таким образом, перед аудитором, приступающим к аудиторской проверке, всегда стоит задача оптимизации, связанная с выбором из множества возможных решений (вариантов) наилучшего по какому- либо признаку.

Для приближения к оптимальному варианту проведения аудиторской проверки ее необходимо должным образом спланировать. Исходя из изложенного, целью планирования является обеспечение проведения проверки оптимальным образом с точки зрения выбранного критерия.

Планирование аудита руководителем аудиторской группы производится в два этапа:

  • • разработка общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита;
  • • составление программы аудита, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

Процесс планирования достаточно трудоемок. Он может занимать

до 30% времени, затраченного на всю аудиторскую проверку при первоначальном аудите. Поэтому время на планирование должно предусматриваться бюджетом работ.

В ходе планирования руководитель группы должен сделать необходимые запросы руководству проверяемой организации, чтобы:

  • • понять, как оно оценивает риск существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате недобросовестных действий или ошибки;
  • • получить информацию об организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля выявления искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • • оценить процесс выявления и реагирования на риски недобросовестных руководителей проверяемой организации, а также процесс определения в наибольшей степени подверженных риску искажения в результате недобросовестных действий остатков по счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций или фактов раскрытия информации;
  • • определить, были ли руководством проверяемой организации в отчетном периоде обнаружены существенные ошибки.

Наряду с этим руководитель аудиторской группы должен решить,

существуют ли вопросы, которые следует обсудить с представителями собственника. Такими вопросами могут быть:

  • • характер, объем и периодичность оценки руководством проверяемой организации имеющейся системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по предотвращению и обнаружению недобросовестных действий и ошибок, а также риска искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • • ненадлежащее реагирование руководства проверяемой организации на существенные недостатки средств внутреннего контроля, обнаруженные во время проведения предыдущего аудита;
  • • оценка аудитором надежности контрольной среды проверяемой организации, включая вопросы компетентности и порядочности руководства;
  • • влияние указанных вопросов на общий подход к проведению аудита и его объем, включая дополнительные процедуры, которые могут потребоваться аудитору.

Общий план и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита.

Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Читайте также:  Новое в НДФЛ с 2022 года

Планирование руководителем аудиторской проверки работы группы аудиторов предусматривает, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы, и работа была выполнена с оптимальными затратами качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между специалистами, участвующими в аудиторской проверке, и координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности проверяемой организации, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности проверяемой организации является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.

Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.

Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности проверяемой организации, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

  • 1) деятельность проверяемой организации, в том числе:
    • — общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность проверяемой организации;
    • — особенности деятельности проверяемой организации, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
    • — общий уровень компетентности руководства;
  • 2) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
    • — учетную политику, принятую проверяемой организации, и ее изменения;
    • — влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации;
    • — планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
  • 3) риск и существенность, в том числе:
    • — ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
    • — установление уровней существенности для аудита;
    • — возможность существенных искажений или недобросовестных действий;
    • — выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например при подготовке оценочных показателей;
  • 4) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
    • — относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
  • — влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
  • — существование подразделения внутреннего аудита проверяемой организации и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
  • 5) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
    • — привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний проверяемой организации;
    • — привлечение экспертов;
    • — количество территориально обособленных подразделений одной проверяемой организации и их пространственную удаленность друг от друга;
    • — количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данной проверяемой организацией;
  • 6) прочие аспекты, в том числе:
    • — возможность того, что допущение о непрерывности деятельности проверяемой организации может оказаться под вопросом;
    • — обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц;
    • — особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
    • — срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг проверяемой организации;
    • — форма и сроки подготовки и представления проверяемой организации заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Аудитор разрабатывает план аудита, чтобы снизить аудиторский

риск до приемлемо низкого уровня.

План аудита включает, как правило, четыре раздела (рис. 4.4.1):

  • • вводная часть, в которой отражаются общие параметры проверки по срокам проведения, составу аудиторской группы, существенности и рискам;
  • • организационный план проверки, в котором отражается календарный план-график мероприятий по организации и проведению проверки;
  • • планирование аудита по объектам и исполнителям, в котором планируемые виды работ закрепляются за конкретными исполнителями и по срокам их проведения;
  • • контроль руководителя проверки за выполнением плана и качеством работы, ведением рабочей документации.

Рис. 4.1.1. Структура общего плана аудита

При разработке общего плана аудита подготавливаются следующие документы аудитора:

  • • описание бизнеса проверяемой организации:
  • • описание системы бухгалтерского учета;
  • • описание системы внутреннего контроля;
  • • материалы экспресс-анализа бухгалтерской отчетности проверяемой организации;
  • • описание информационной системы, применяемой в организации для ведения бухгалтерского учета, подготовки бухгалтерской отчетности.

Первые три документа требуются для обоснования риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Экспресс-анализ отчетности не только формирует понимание бизнеса проверяемой организации, но и позволяет выявить часть ошибок уже в начале аудиторской проверки, что снижает ее трудоемкость и продолжительность; он также позволяет сделать предварительную оценку достоверности отчетности и спрогнозировать деятельность проверяемой организации.

  • Описание бизнеса и системы внутреннего контроля, включая информационную систему проверяемой организации, должно быть произведено в соответствие с требованиями ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой оно осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» с целью оценки рисков искажения бухгалтерской отчетности.
  • Описание системы бухгалтерского учета должно включать схему документооборота, состав бухгалтерии, распределение обязанностей и ответственности между ее работниками, форму бухгалтерского учета с описанием особенностей ее применения, использование компьютеров с указанием применяемой бухгалтерской программы.
  • Экспресс-анализ отчетности применяемой организации включает в себя:
  • • описание необычных сумм для данного типа статей отчетности и неожиданных соотношений между ними;
  • • изучение статей отчетности в динамике;
  • • расчет основных финансовых показателей;
  • • заключение о возможности предприятия продолжать работу в будущем.

Общий план аудита должен служить руководством в осуществлении программы аудита. Программа аудита определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки выполнения работы.

В программу аудита могут быть включены также проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита. Структура программы аудита приведена на рис. 4.1.2.

Рис. 4.1.2. Требования к структуре программы аудита

При составлении программы аудита (рис. 4.1.3) следует выявить наиболее важные участки проверки, имеющие определяющее значение для финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Например, для предприятия оптовой торговли выделяют такие сегменты, как процесс реализации, процесс формирования издержек обращения, налогообложение организации, организация складского учета товаров. В отношении выбранных сегментов в программе аудита обосновывают необходимость применения выборочных процедур.

Кроме того, в программе аудита отражаются сегменты аудита, подлежащие проверке в каждой коммерческой организации, например денежные средства, расчеты по оплате труда, расчеты с подотчетными лицами.

В программу аудита включаются тесты средств внутреннего контроля и процедуры проверки по существу. При планировании процедур проверки по существу аудитор должен учитывать выявленные им факторы риска недобросовестных действий. Реагирование аудитора на эти факторы зависит от их значимости.

В некоторых случаях, несмотря на наличие факторов риска недобросовестных действий, аудитор может выразить профессиональное суждение, что ранее запланированные процедуры аудита являются достаточными для реагирования на указанные факторы.

В других обстоятельствах аудитор может сделать вывод о необходимости изменения характера, временных рамок и объема процедур проверки по существу для учета важных факторов риска недобросовестных действий.

Рис. 4.1.3. Порядок составления программы аудита

Планирование нельзя рассматривать как отдельный от процесса выполнения задания этап аудита, поскольку оно является продолжающимся и циклическим процессом, который обычно начинается ненамного позже завершения предыдущего аудита и продолжается вплоть до завершения данного задания.

Тем не менее при планировании аудита аудитор должен принимать во внимание временные рамки проведения определенных мероприятий и аудиторских процедур, которые необходимо будет соблюсти прежде чем перейти к дальнейшим аудиторским процедурам, поэтому общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита.

Планирование аудитором своей работы, как уже отмечалось, осуществляется непрерывно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector