Налоговая готовится контролировать наши расходы

Тихо и незаметно в России произошла налоговая революция. Теперь ФНС получила реальные инструменты для контроля не только над официальными доходами, но и над расходами граждан. В том, когда реально будут побеждены серые зарплаты, разбирался «Октагон».

До сих пор контроль над расходами россиян носил ситуативный характер. Только отдельные инспекции в регионах иногда предъявляли претензии к тем, кто, не имея официальных доходов, делал крупные покупки, нуждавшиеся в госрегистрации (автомобили, квартиры или земельные участки).

Удивительного в этом мало – у налоговиков всегда был доступ как к государственным реестрам, так и к информации о доходах граждан, поэтому сопоставить данные несложно.

Лидером в этом деле стала Белгородская область: здесь сотрудникам налоговой службы даже удалось создать положительную судебную практику по взысканию налогов на основании расходов граждан.

Ещё в 2014 году в местном суде они смогли доказать, что если гражданин купил квартиру, на которую его официального дохода не хватает, то этот факт однозначно говорит о недоплате в бюджет как минимум 13 процентов с суммы понесённых расходов.

Впрочем, по-настоящему массовыми подобные иски не стали.

В других регионах при грамотной защите судьи становились на сторону граждан, указывая, что налоговики не вправе без проведения выездной проверки устанавливать недоимку по налогам, а сам факт покупки дорогой недвижимости или автомобиля не доказывает получение именно в прошлом налоговом периоде облагаемого дохода, да ещё и равного произведённым расходам.

Налоговая готовится контролировать наши расходы

С прошлого года сотрудники налоговой службы прибегают к другой тактике: если покупка явно была не по карману гражданину, они присылают ему письмо с требованием явиться в инспекцию и дать разъяснения, откуда взялись деньги. Фактически речь о создании «налоговых комиссий» для граждан, с которыми давно знакомы бухгалтеры юридических лиц.

Они работают так: если налоговые показатели фирмы серьёзно отличаются от средних по отрасли, то налоговики вместе с приглашёнными представителями муниципальных властей и полиции убеждают представителей бизнеса «добровольно» подать декларацию и доплатить налоги – в противном случае они грозят проверками и уголовными делами.

Теперь аналогичное давление оказывается и на граждан, которых взял на карандаш инспектор.

«Подарок» из Госдумы

С этого года Госдума расширила арсенал налоговиков.

Нужные им поправки, как это обычно случается, были незаметно внесены Правительством ко второму чтению законопроекта на совершенно другую тему – о налоговом контроле внешнеторговых сделок.

Теперь банки будут обязаны передавать налоговой службе копии паспортов и доверенностей клиентов, документов, касающихся открытия, ведения и закрытия счёта (включая все договоры), и копии карточек с образцами подписей.

Также банки должны предоставлять по запросу ФНС данные о любых выгодоприобретателях (например, по завещанию) или представителях клиента и данные из реестра ценных бумаг об их владельцах. Нет теперь секрета и в наличии крупных сумм на счетах клиентов – в связи с введённым с этого года налогом на доход по депозитам банки должны предоставлять налоговикам информацию обо всех вкладах.

Кроме того, сведения о расходах граждан собирает сама налоговая – они через кассы магазинов поступают в онлайн-режиме непосредственно в ФНС. Так что теперь налоговая служба может не только самостоятельно сравнивать с официальными доходами траты на регистрируемые объекты, но и собирать информацию о затратах россиян. Фактически депутаты дали зелёный свет контролю над расходами физлиц.

– Удивительно, но теперь у налоговиков больше прав, чем у полиции, – отмечает адвокат коллегии «Николаев, Трусов и партнёры» Артём Николаев.

– Однако, если следователи могут запросить данные у банков только в рамках возбуждённого уголовного дела и при разрешении суда, у ФНС соблюдать эти формальности нет необходимости.

Все данные будут агрегироваться и анализироваться автоматически.

Налоговая готовится контролировать наши расходы

Для каталогизации досье на граждан в ФНС тоже всё готово: согласно закону, принятому в прошлом году, налоговая служба является оператором единого реестра населения, в котором будет агрегироваться информация о гражданах из всех возможных ведомств: загсов, ГИБДД, Росреестра и других. Похоже, кроме сведений от официальных органов власти, туда попадут и данные кассовых аппаратов и банков.

Налоговый куш

Куш, на который нацеливается ФНС, – очень солидный. Согласно информации Росстата, в год россияне тратят порядка 10 трлн рублей из серых доходов.

Если собрать с этой суммы стандартную налоговую ставку в 13 процентов, дополнительные сборы бюджета составят 1,3 трлн рублей – больше половины всех полученных в прошлом году нефтегазовых доходов.

Поговорка «люди – новая нефть» приобретает вполне конкретное значение.

Конечно, это не значит, что уже завтра официально безработные, активно расплачивающиеся в торговых центрах банковскими картами привилегированных уровней, получат налоговые претензии и будут вызваны на ковёр в налоговые инспекции.

Всё-таки тот беспрецедентный объём данных россиян, который в одночасье обрушится на серверы налоговой службы, необходимо обработать, и не факт, что к этому готовы электронные системы как самой ФНС, так и банков.

Да и полноценный ввод в строй единого реестра граждан намечен только на 2023 год.

Налоговая готовится контролировать наши расходы

Кроме того, для автоматического контроля и предъявления претензий налоговой службе придётся решить ряд правовых проблем, связанных с налоговыми проверками физических лиц, а также добиться однозначной, благоприятной для ФНС, судебной практики по подобным делам.

Судя по всему, этими вопросами будет заниматься новая налоговая инспекция, которая сейчас создаётся в структуре ФНС, – специализированная инспекция по состоятельным россиянам. Как признали в налоговой службе, работа с физлицами требует особых компетенций и навыков, которыми обычные инспекторы в настоящее время не обладают.

А после того как новые методики и компетенции будут обкатаны на богатейших россиянах, соответствующие методические рекомендации по контролю над доходами, очевидно, получат и обычные инспекции.

Налоговая начала тотальный контроль расходов граждан с 2021 года

04.04.2021 22 135 6 Время на чтение: 11 мин. Рейтинг: Налоговая готовится контролировать наши расходы

С 2021 российская ФНС начала тотальный контроль расходов граждан. Если ранее в поле зрения попадали только денежные поступления и крупные расходные операции, например, покупка недвижимости или автомобиля, то теперь контролю будут подвергаться абсолютно все операции, вплоть до пополнения мобильного счета или оплаты коммунальных услуг. Для этих целей в ЛК налоговой был создан специальный сервис «Мои чеки онлайн», на котором сохраняются данные обо всех платежах, совершенных налогоплательщиками. Обо всем этом подробнее поговорим далее в статье.

Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»

С середины февраля 2021 года ФНС запустила онлайн-сервис «Мои чеки онлайн», на котором и сохраняются данные о совершенных расходах. Сервис находится по адресу lkdr.nalog.ru. Свои учтенные расходы там может увидеть любой желающий, для этого нужно ввести свой номер телефона и подтвердить его кодом из СМС.

Налоговая готовится контролировать наши расходы

После этого вы сможете увидеть список уже зарегистрированных чеков по своим покупкам. Примечательно, что в сервисе уже содержится информация о покупках, совершенных в прошлом, 2020 году, а некоторые граждане обнаружили даже операции за 2019 год.

Сервис «Мои чеки онлайн» создан недавно, пока еще не «обкатан», и сейчас там представлена информация не обо всех платежах и не по всем налогоплательщикам.

Некоторые пользователи, проверяющие информацию по себе, писали, что по ним нет вообще никаких данных.

Путем сопоставления комментариев, можно сделать выводы, что в момент запуска сервиса там была доступна информация только о покупках, совершенных при помощи расчетов картой в интернете. А по покупкам, оплаченных картой в розничной сети, данных не было.

Обсуждая нововведение, пользователи пришли к выводу, что в сервис подтянулись чеки, при оплате которых покупатель указывал номер телефона. Если указать еще и электронную почту (что вам предложит сервис) — подтянется больше покупок: добавятся те, в которых номер телефона не был указан, но был е-мейл.

Ранее в ФНС заявляли, что планируют интегрировать этот сервис с сервисом онлайн-касс, это означает, что в ЛК будут отображаться данные обо всех расходах, оплаченных не только картами, но и наличными через онлайн-кассы предпринимателей и предприятий.

Примечательно также, что в пресс-службе ФНС заявляли о том, что сервис будет добровольным — «электронные чеки будут храниться в облаке ФНС только по желанию граждан и не будут содержать информацию о банковских картах». Но согласия о хранении своих чеков никто не давал, а информация уже собирается, хранится и отображается полным ходом.

Понятно, что сервис «Мои чеки онлайн» только тестируется, в дальнейшем туда будет добавляться все больше информации о совершенных покупках.

Фнс начала контроль расходов граждан

Из всего этого можно сделать вывод, что налоговая начала тотальный контроль над расходами налогоплательщиков. Если раньше ее интересовали только доходы, то теперь собирается огромная база данных расходов.

Не составит проблем провести сравнение доходов с расходами и выявить несоответствия. Ведь если человек тратит больше, чем он официально зарабатывает, значит, у него имеется незадекларированный доход.

Поиск таких доходов, на мой взгляд, и является главной целью ФНС.

Хотя в самой ФНС преподносят нововведение как дополнительное удобство для получения налоговых вычетов. Мол, теперь вся информация о расходах, предполагающих получение вычета, будет уже собрана, не нужно будет собирать никакие справки, и саму заявку на вычет можно будет подать онлайн. Действительно, это удобно. Но сам сервис вряд ли создавался именно с такой целью.

Как подтвердить свои расходы перед налоговой?

По сути, теперь ФНС может обращаться с запросами к гражданам, чьи расходы покажутся им несоответствующими доходам.

Таких людей по факту может оказаться очень много, и по каким именно критериям будут отбирать тех, к которым появятся вопросы, неизвестно.

Можно предположить, что начнут с людей, у которых несоответствие окажется самым существенным. Например, расходы в несколько раз будут превышать доходы.

Думаю, ни для кого не секрет, что в России много людей, получающих не только черную, но и серую зарплату. То есть, они оформлены на МРОТ или около того, а по факту получают в несколько раз больше. Так работают сотрудники не только маленьких, но и даже крупных компаний.

Подобные схемы поставлены «на поток», и сам работник никак не может на это повлиять. Естественно, и расходы работника в этом случае будут соответствовать его реальной зарплате, а не той, что проходит по бухгалтерии.

Читайте также:  Погашение недоимки после сдачи уточненки не избавит от штрафа

И что ему делать, в случае, если к нему «пристанет» ФНС? «Сдать» своего работодателя? Самостоятельно заплатить налог с серых доходов? Я вообще не представляю… У меня нет ответа на эти вопросы.

Многие имеют незадекларированные доходы с деятельности по оказанию разного рода частных услуг, сдачи недвижимости в аренду, подработок.

В этом случае лучше всего стать самозанятым, декларировать доходы и платить маленький налог (при получении оплаты от физлиц — всего 4%).

Все осуществляется через специальное приложение, ФНС посещать не нужно, а сумма налога невелика, в сравнении с той, что с вас могут потребовать при выявлении незадекларированных доходов (13% + штрафы).

Минусы контроля за расходами граждан

Желание ФНС взять под контроль расходы граждан, заставить всех декларировать доходы и платить налоги вполне понятно. Но методы, которыми она пытается этого достичь в российских условиях вызывают вопросы.

К примеру, в СМИ уже прошли новости о том, что россияне начали массово снимать деньги со счетов и переводить в наличные. Объем снятий в первом квартале 2021 года на 30% превысил даже аналогичный период кризисного 2020-го. По этому показателю Россия вышла в мировые лидеры, чуть выше показатель оказался только у Бразилии.

Центробанк назвал ситуацию «парадоксом наличных» и удивился, почему так происходит. Разве в этом есть что-то удивительное? Вполне закономерная реакция на подобное нововведение. Люди будут стараться уходить от безналичных расчетов, минимизировать их.

Причем даже те, кто имеет официальные доходы, по причине, которую я опишу далее.

Сформированные базы данных обязательно будут попадать на черный рынок, как это уже давно происходит с данными по картам, мобильным разговорам, персональными данными и т.д. То есть, при желании ее сможет купить любой. И эти данные смогут использовать, в лучшем случае, для персонализированной рекламы, в худшем — с какими-то криминальными целями.

Многие уже не раз сталкивались с телефонными мошенниками, купившими базы данных у банков и другие персональные данные. Уверен, что такие люди отнесутся очень негативно к тому, что теперь где-то «гуляют» и базы данных с их расходами. Даже если им нечего скрывать от налоговой.

Вот такие новости. Как дальше будут развиваться событий с контролем расходов со стороны ФНС — остается только наблюдать. Но уже сейчас можно констатировать, что контроль ужесточается и будет ужесточаться еще сильнее. А к какому результату это приведет — желаемому или противоположному — увидим.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность!

Все доходы и расходы граждан поставят на контроль?

В 2021 году был принят целый ряд государственных мер по усилению контроля за финансами. По отдельности эти меры выглядят довольно логично, но все вместе оставляют отчетливое впечатление «закручивания гаек».

Так, в частности, в январе вступили в силу поправки к федеральному закону ФЗ-115 о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Они расширили перечень операций, которые банки должны держать под контролем: здесь и все операции юридических лиц на суммы свыше 600 тысяч рублей, и операции по сделкам с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей, и почтовые переводы свыше 100 тысяч рублей.

В марте был объявлено, что Федеральная налоговая служба станет следить за покупками граждан, оплаченными банковской картой.

В июле физических и юридических лиц обязали отчитываться за движение средств через иностранные электронные кошельки на сумму свыше 600 тысяч рублей в год, при этом введя запрет на прием таких кошельков в российских магазинах, минуя российские банки, за исключением платежных карт.

А на днях ЦБ представил методические рекомендации для банков, где перечислен целый ряд операций, за которыми надлежит усилить контроль. Среди них и включающие большое число контрагентов — физических лиц (более 10 в день), и короткий промежуток менее 1 минуты между зачислением и снятием денег, и совпадение МАС-адресов и цифровых отпечатков у разных клиентов-физлиц, и т. д.

Налоговая готовится контролировать наши расходы На пороге нового кризиса: как спасти сбережения?

Если учесть, что в наши дни то и дело ужесточаются все виды контроля, то у многих возникли опасения, что эти меры — часть «одной цепочки», что дает повод усомниться в добрых намерениях властного контролера.

«Привычка посадить любого гражданина на дополнительный крючок у нашей власти присутствует, — отметил экономист Андрей Нечаев. — Но думаю, что в данном случае, поскольку это во многом идет по линии Центрального банка и Министерства финансов и они основные бенефициары 115-го ФЗ, главный мотив все-таки не политический, а финансовый».

«Основной побудительный мотив — это налоги, — подчеркнул Нечаев. — Государство крайне обеспокоено тем, что после долгого периода процветания и профицита бюджета, в этом году уже явно бюджет будет с дефицитом. Прибавьте сюда, хоть и скромные, но дополнительные расходы, связанные с пандемией, плюс предвыборные подачки.

Финансовые власти — им по должности положено — испытывают явное беспокойство за состояние бюджета и ищут, где еще набрать налоги. Поэтому вводятся все время новые налоги и меняются правила их сбора, в том числе, включая налоговую базу.

И — этот дополнительный контроль, который, может быть, сам по себе не выявит какие-то гигантские налоговые недоборы, но создает атмосферу нервозности и страха, принуждая слабонервных налогоплательщиков перейти к уплате налогов».

При этом, как иронически предположил Андрей Нечаев, «если уж Госдеп захочет финансировать оппозицию по-черному, он найдет способ провезти „мешочек долларов“, не пользуясь сложными механизмами обналичивания».

Более критично высказался директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. «Это происходит в русле общей политики: затыкание и замуровывание всех клапанов, которые есть, — отметил он. — И в политике, и в экономике, и в финансах. Государство хочет поставить под свой контроль все, что можно и нельзя, и посмотреть, что из этого получится».

«Эти решения не с экономикой связаны, а с контролем, — подчеркнул Солодков. — Во многом все направлено на то, чтобы вычистить политическую поляну, чтобы ни одного ростка там не осталось. Простым людям до этого дела нет. Пока. А дальше — будет.

Вот власти пытаются взять под контроль переводы через систему быстрых платежей. Вы собрали деньги на день рожденья вашему сотруднику, а у вас после этого взяли и заблокировали счет, да еще без всякого судебного решения.

Идите и разбирайтесь!»

Налоговая готовится контролировать наши расходы Налоговая хочет знать, что вы ели на завтрак

«Наше государство видит будущее в лице той модели, которую исповедует Китай, — резюмировал Василий Солодков. — С точки зрения нашего государства, оптимальное будущее — это Ухань. Когда все под контролем, и вы не можете перейти из одного квартала в другой, не пройдя соответствующего контроля. Это, может быть, утрировано, но направление ведет туда».

Как заметил в данной связи исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока Алексей Маслов, все же до китайской системы контроля — и особенно финансового — российскому государству очень далеко.

«Дело в том, что в Китае очень много платежных систем: помимо банковских, кредитных и депозитных счетов, еще системы, которые привязаны к электронным платежам, — напомнил китаист. — И самые известные из них — WeChat и несколько других.

У вас возникает акканут, которые привязан к вашему мессенджеру, как в WeChat — туда привязана практически полностью ваша идентичность. Вы WeChat расплачиваетесь, в WeChat переписываетесь, не только между собой, но и с государственными органами, например, отправляете заявки.

И вы же через WeChat можете идентифицировать свою личность, чтобы покупать билеты и т. д. Человека, у которого нет WeChat, не существует в природе».

Поэтому любое действие гражданина КНР, финансовое и нефинансовое, тут же отслеживается. И потом превращается в определенный результат: к этому же привязывается и пресловутый «социальный рейтинг» китайца, который может, в свою очередь, выражаться и в финансовых результатах: например, по какой цене вам будут продавать билеты на самолет.

Кроме того, в КНР в принципе нет негосударственных банков в чистом виде. Все четыре основных банка страны — государственные, формально заявленные как АО. Все остальные банки кредитуются у них. Поэтому в КНР не может быть платежа, не контролируемого государством. И отмывание денег через банки там изначально было невозможно (отмывали, но по-другому, через завышение цены контракта).

Однако различие между РФ и КНР не только в степени развития электронных средств. «Рядовой китаец в принципе такие меры приветствует, — подчеркнул Маслов.

— В Китае государство полностью выполняет свои социальные обязательства, и при этом налоги там не растут, а уменьшаются. У нас же есть представление, что государство нас все время обманывает.

И обмануть его для человека, в свою очередь, считается достоинством».

Леонид Смирнов

«Шутки кончились»: ФНС будет в реальном времени сравнивать доходы и расходы граждан

«ГЛОНАСС-датчики в машинах, камеры с распознаванием лиц, отслеживание соцсетей, теперь еще и мониторинг карманов и кошельков. Живите с этим, россияне», — констатирует экономический обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов. А цифровизация — это не более чем инструмент, но и топором можно выстроить дом, а можно проломить череп ближнему своему.

  • «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам!»
  • — Лиса Алиса и кот Базилио
  • Налоговая готовится контролировать наши расходы Александр Виноградов: «По состоянию на прошлый февраль российские граждане поднакопили финансового жирка: общий объем вкладов физлиц превысил 24 триллиона рублей, что на 20 процентов превышает федеральный бюджет страны» Фото предоставлено Александром Виноградовым

Прозрачность бывает разная. Оно, конечно, было бы интересно узнать, а кому на самом-то деле принадлежит «дворец» в Геленджике (мы ведь, будучи благонравными и добропорядочными гражданами, не верим, что там наслаждается жизнью Владимир Путин), равно как и за чей счет он построен.

Читайте также:  ФНС напомнила ИП, что они платят НДФЛ за работников

С другой стороны, прозрачность вполне может привести к тому, что само понятие той или иной тайны — банковской, личной, врачебной, переписки — уйдет в прошлое как нечто ну совершенно архаичное.

Хотелось бы немного поразмышлять и порассуждать об этом явлении, тем более что один из сугубо официальных шагов в данном направлении случился буквально на днях.

Речь о том, что вышеупомянутый президент РФ подписал закон о внесении поправок к Налоговому кодексу, которые существенно расширяют налоговым органам доступ к банковской тайне физических лиц.

Теперь банки обязаны в течение трех дней по получении запроса от ФНС предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, доверенностей на распоряжение денежными средствами, а также копии договора на открытие счета и заявления на его закрытие.

Помимо того, передаваться должны и образцы подписей вместе с оттисками печатей. Последнее, очевидно, особенно умилительно: речь фактически идет не только об отмене банковской тайны, но и об утрате контроля управления счетом.

Иным образом воспринять внедрение кого-то третьего в сугубо дуальные отношения банка и клиента, причем этот третий также имеет право доступа к счету, просто невозможно — пусть даже это будет такая благородная организация, как ФНС.

Это, как вы понимаете, не все. Практически параллельно появился иной инфоповод, тоже данный ФНС.

Было заявлено, что эта служба планирует объединить сервис «Личный кабинет налогоплательщика» с данными всех онлайн-касс, после чего благонравные и добропорядочные россияне смогут увидеть все свои покупки, оплаченные с помощью банковских карт, — и это будет для них ну очень удобно.

Так, сообщается, что данный механизм послужит среди прочего для  упрощенного получения имущественных и инвестиционных вычетов, что позволит сократить сроки возврата денег до полутора месяцев. Заодно, конечно же, покупки будет видеть и ФНС — и, к примеру, сможет в автоматическом режиме и реальном времени сравнивать доходы и расходы граждан, реагируя при их несоответствии.

Вообще говоря, к этому шло уже давно. Так, еще в 2019 году ФНС (возглавляемая тогда нынешним премьер-министром России) развернула первую версию системы сравнения и сверки доходов и расходов.

Тогда она была ручная — система реагировала на крупные расходы, фиксируемые у государства (к примеру, покупка квартир и машин), инспектору поступал сигнал, после чего начиналось изучение доходов и расходов, в том числе за предыдущие периоды.

Развертывание прошло, практика была признана успешной — и закономерно пошло наращивание функций системы и их автоматизации.

Следующим этапом стало отслеживание ФНС сколько-нибудь частых и/или регулярных транзакций с карты на карту и «по телефонному номеру» в отношении одного получателя.

По итогам внедрения этой меры уже в августе 2020 года российские банки сообщили, что был зафиксирован четырехкратный рост числа запросов ФНС, направленных в кредитные организации в отношении счетов россиян, и это только за последний краткий период, после снятия весенних ограничительных мер.

Иначе говоря, ФНС системно взялась за доходы граждан с принудительным выведением таковых из тени и соответствующей уплатой налогов.

Уплачивать же, вообще говоря, есть с чего. По состоянию на прошлый февраль российские граждане поднакопили финансового жирка: общий объем вкладов физлиц превысил 24 трлн рублей, что на 20% превышает федеральный бюджет страны.

Очевидно, эти запасы являются неплохим источником налоговых поступлений, было бы за что.

За что именно — найдется: с прошлого года ФНС сфокусировалась на поиске необоснованных налоговых льгот, применяемых работодателями для уменьшения налогов и страховых взносов с фонда оплаты труда, и как раз на выявлении теневых доходов граждан, с которых не были уплачены налоги.

Глубина составляет три года и, соответственно, итоговая выставленная сумма, помимо собственно налога за три года, вполне может включать пени за просрочку оплаты и штрафы за несвоевременность.

Говоря простыми словами, государство, обретя соответствующую цифровую мощь, получило возможность ставить неблагонравных и недобропорядочных граждан на счетчик, вполне себе в духе тех самых «ужасных 90-х», разве что без использования паяльников и утюгов. Теперь же все это полируется полным отказом от банковской тайны и фактической передачей ФНС доступа к счетам, который будет использоваться по каким-то совершенно непонятным и никому не известным протоколам.

Налоговая готовится контролировать наши расходы «Еще в 2019 году ФНС (возглавляемая тогда нынешним премьер-министром России) развернула первую версию системы сравнения и сверки доходов и расходов» «БИЗНЕС Online»

Здесь хочется сделать лирическое отступление и напомнить, что обычный благонравный и добропорядочный россиянин и так платит примерно 47% (расчет мой) от доходов в виде налогов. В них входит 13% НДФЛ, 30% уходит в соцфонды (пенсия и медицина) и еще 20% от цены очень широкой группы товаров уходит государству в виде НДС.

Если же добавить сюда еще и иные налоги, отдаваемые в казну работодателем (к примеру земельный налог и налог на прибыль), заложенные в цену каждого товара транспортный налог и акциз на бензин, а также налог на жилье (что показывает реальное отсутствие собственности на него), то можно предположить, что итоговая налоговая нагрузка превысит 60%.

Видимо, россияне это вполне одобряют, раз уж протестов и недовольства не наблюдается.

Но и это не все. На истекающей неделе (т. е. очень вовремя) появилось исследование ВШЭ, согласно которому «60 процентов опрошенных россиян согласны платить дополнительные налоги и сборы, которые будут идти на конкретные программы под контролем общественности».

Комментировать это довольно сложно, но, если исходить из корректности методологии и адекватности вопросов, не могу не отметить того, что россияне щедры, богаты и удивительно наивны, поскольку организовать «общественный контроль» из каких-либо особо благонравных и добропорядочных россиян не составит особого труда. С другой стороны, надо упомянуть и чаемые направления таких дополнительных трат: граждане согласны доплачивать, если приоритетом будут образование и здравоохранение, а не безопасность страны и конкретно Вооруженные силы.

Наконец, четвертым фактом уходящей недели стало то, что Банк России допустил возможность превращения безналичных рублей в токенизированную форму. В переводе на простой язык это означает, что появится возможность полностью отслеживать путь по экономике каждого конкретного рубля — от его эмиссии (т. е.

появления новых цифр в компьютере) и до каждого конкретного счета, со всеми промежуточными. Выглядит как лютая фантастика и полный апофеоз той самой прозрачности, поскольку про каждого экономического агента можно будет сразу же сказать, кто его контрагенты, выстроить связи и в случае чего наградить или же изъять из экономической системы.

«Никому нельзя будет ни покупать, ни продавать…» (Откр. 13:17) и все такое.

Какие здесь можно сделать суждения?

Контроль за расходами физических лиц: миф или неизбежность?

Обязанность подтверждать законность источников дохода и операций с личными активами скоро превратится в «новую реальность» для российских налоговых резидентов. Об инструменте, позволяющем обладателям крупных счетов и имущества оперативно отвечать на запросы надзорных органов, “Ъ” рассказала управляющий партнер юридической компании FTL Advisers Мария Чуманова.

Российское «дело Салливана»: версия 2.0

В 30-х годах прошлого века правоохранительные органы США так и не смогли доказать в суде, что легендарный гангстер Аль Капоне был замешан в криминальной деятельности. Максимум, что удалось американской Фемиде,— отправить его в тюрьму за неуплату налогов.

Однако обвинения, предъявленные мафиози в 1931 году, не были первой ласточкой использования налоговых претензий в целях борьбы с преступностью: еще в 1927 году Верховный суд в решении «Соединенные Штаты против Салливана» (дело, разрешившее судебное преследование преступников за уклонение от уплаты подоходного налога) указал на необходимость включать в налоговую декларацию абсолютно все доходы физического лица. Эта позиция получила логическое развитие: обвинения в неуплате налогов подкреплялись не прямыми доказательствами того, что определенное лицо обогащается незаконным путем, а подтверждением наличия у него расходов, несоразмерных задекларированному доходу.

В России механизм контроля соотношения доходов и расходов физических лиц законодательно не установлен, однако первый шаг к нему уже сделан: свой «кейс Салливана» — дело бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко — есть теперь и в российской судебной практике.

В 2017 году Никулинский районный суд города Москвы изъял у Дмитрия Захарченко, членов его семьи и знакомых активы на сумму более 9 млрд руб., придя к выводу, что их официальные заработки не позволили бы им приобрести указанное имущество.

Позднее Конституционный суд (КС) РФ подтвердил правомерность изъятия имущества в пользу государства не только у чиновников и членов их семей, но и иных лиц, если оно покупалось на доходы, легальность которых не подтверждена.

По мнению КС РФ, это не нарушает частных интересов собственника, поскольку не лишает его права в судебном порядке доказать законность происхождения средств, потраченных на спорные активы.

Законность придется подтверждать

В скором времени необходимость подтверждать источники дохода может появиться не только у родственников и знакомых госслужащих, но и у всех российских налоговых резидентов. С чем это связано?

Во-первых, 8 июня президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании единого регистра сведений о населении.

В документ войдут: данные о постановке на учет в налоговом органе (в том числе в качестве плательщика налога на профессиональный доход), сведения о регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, записи о физических лицах, являющихся родителями, супругами, детьми конкретных лиц.

Также в регистр будут включаться учетные записи физических лиц в единой системе идентификации и аутентификации. Текст закона не содержит прямого указания на то, что в реестре окажутся сведения о совокупных доходах граждан и домохозяйств, но эта информация может быть получена путем консолидации данных.

Во-вторых, в конце июля Минфин внес в правительство законопроект, согласно которому денежные средства на банковских счетах граждан, законность получения которых не доказана, могут быть изъяты и перечислены в пользу Пенсионного фонда России.

Позже Минюст пояснил, что нововведения призваны заполнить пробел в антикоррупционном законодательстве, позволяющем обращать в доход государства лишь имущество, но не деньги, и коснутся только чиновников, обязанных декларировать свою собственность, а также их близких родственников: супругов и несовершеннолетних детей.

Тем не менее с учетом позиции Конституционного суда можно ожидать, что обнародованный перечень лиц не станет исчерпывающим.

Еще одна точка контроля источника происхождения денег — организации финансового рынка (в рамках выполнения ими обязанностей, предусмотренных федеральным законом №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

В частности, банк вправе запросить у клиента не только бумаги, выступающие формальным основанием для совершения операции по счету, но и другие необходимые банку сведения, позволяющие определить цели и характер рассматриваемых операций, включая документы, подтверждающие источники поступления денежных средств на счет клиента.

Важно отметить, что действующее антиотмывочное законодательство не ограничивает кредитные организации в части объема информации, запрашиваемой у клиентов.

Доступный инструмент защиты — комплаенс-досье

Необходимость кропотливо собирать и систематизировать документы, которые подтверждали бы законность источников дохода и историю операций с личными активами (ценные бумаги, доли в бизнесе, недвижимость и др.), стала новой реальностью для всех российских граждан, имеющих банковские счета или имущество за рубежом.

Читайте также:  Счет-фактура для физического лица

Параллельно российские банки и брокерские компании ужесточают комплаенс-процедуры, приводя их в соответствие с лучшими международными практиками в сфере борьбы с отмыванием средств.

Таким образом, вопросы относительно источника происхождения денег могут возникать и в отношении уже имеющихся у клиента депозитов и счетов — даже при их закрытии.

Защититься поможет комплаенс-досье — процедура, при которой юридическая фирма проверяет налоговые декларации, первичную документацию по сделкам и прочие пункты, подтверждающие получение и декларирование доходов физическим лицом.

По результатам проверки клиенту выдают заключение о наличии у него документально подтвержденных доходов и выполнении им всех отчетных требований в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Составление комплаенс-досье допускается как на русском, так и на иностранном языке — это позволяет оперативно отвечать на запросы надзорных органов, а также существенно ускорить прохождение комплаенс-процедур как при открытии новых счетов, так и в рамках обновления файла клиента по уже существующим счетам и вкладам.

Записала Юлия Карапетян

Налоговая сможет видеть расходы граждан. Как сервис онлайн-чеков поможет собирать больше налогов? — Регионы России

На сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) появился новый сервис “Мои чеки онлайн”. Там россияне смогут посмотреть свои покупки, оплаченные банковскими картами.

Что такое «Мои чеки онлайн»?

17 февраля 2021 года  глава ФНС Даниил Егоров рассказал о планах объединить «Личный кабинет налогоплательщика» с данными онлайн-касс. В результате получился сервис «Мои чеки онлайн».  Именно благодаря этой “связке” планируется показывать “по одному клику” все траты граждан.

Как мне посмотреть мои чеки?

Чтобы зарегистрироваться в сервисе “Мои чеки онлайн” нужно ввести номер своего телефона и код, который на него придёт. Затем сайт просит привязать e-mail, и на почту приходит письмо для подтверждения учётной записи. Переходить по ссылке в письме не обязательно — вся информация о тратах открывается автоматически после входа.

Сейчас на сайте показаны лишь некоторые траты за последние 3 года. Среди них есть информация о мобильных платежах, оплатах такси и доставках еды. По задумке туда будут попадать все траты граждан, по банковской карте.

Зачем это нужно?

Как рассказали РИА Новости в ФНС, сервис позволит гражданам предъявлять чеки для возврата товаров или гарантийного обслуживания, участвовать в программах лояльности, получать кэшбэки и бонусы. Также по чекам можно будет автоматически рассчитать налоговый вычет.

Получается, налоговая будет знать обо всех моих тратах?

Потенциально эту систему можно будет использовать для контроля за расходами граждан. Сразу после появления сервис стали критиковать. По мнению экспертов, ФНС может использовать данные для контроля за расходами граждан.

Политолог, руководитель Фонда развития региональной политики Илья Гращенков в своём telegram-канале высказал недовольство новой системой. Вот его мнение:

  • Налоговая мониторит покупки, после чего, возможно, укажет на разницу между доходами и расходами.
  • Если трат больше, чем заработка, человека могут попросить объяснить разницу или заплатить её. Тем, у кого явный перерасход по сравнению с доходами, к примеру, предложат зарегистрироваться как самозанятому и платить 7% с расходов.
  • Таким образом налоговики начнут забирать “последнее” у обычных граждан, “кто ещё хоть что-то может себе купить, кроме масла и сахара по фиксированной цене”.

Разве возможно контролировать все операции в России?

И да, и нет. Налоговая уже давно пытается это делать. Отслеживать операции стало возможным, в том числе, благодаря внедрению тех самых онлайн-касс, которые планируют “связать” с “Личным кабинетом налогоплательщика”.

  • Онлайн-кассы позволяют передать информацию о платежах оператору фискальных данных (ОФД), а он отправляет данные в налоговую службу. Разница с обычными кассами в том, что обычные только печатают чек и сохраняют данные об операции в специальной базе данных.

Можно отследить частичную хронологию внедрения онлайн-касс:

  • С 1 февраля 2017 года в налоговой можно зарегистрировать только онлайн-кассы.
  • До 1 июля 2017 года на них перешли организации и индивидуальные предприниматели (ИП), которые раньше использовали кассовую технику.
  • До 1 июля 2018 года — организации и некоторые ИП (с трудоустроенными работниками) в сфере торговли и общественного питания.
  • С 1 июля 2019 года на применение онлайн-касс перешли предприниматели малой торговли, где нет трудоустроенных работников, а также сферы услуг.
  • Остальные категории должны будут применять контрольно-кассовую технику с 1 июля 2021 года.

Переход на онлайн-кассы в некотором роде облегчил работу предпринимателей, поскольку стало меньше бумажной отчётности и налоговых проверок. Кроме того, теперь можно отследить все продажи и контролировать сотрудников.

Теперь же данные с онлайн-касс будут также отображаться в налоговом кабинете россиян.

Стоп, а если я буду платить только наличкой?

Попадать в сервис “Мои чеки онлайн”, будут только покупки, оплаченные банковскими картами. Возможно, при покупке наличными завести чек в систему можно будет самостоятельно. Этот механизм не проработан.

Однако стоит понимать, что уже долгое время в России идёт активный переход от наличных денег к безналичным.

По оценке лаборатории СберИндекс, больше половины платежей (54,1%) за весь 2020 год оказались безналичными. По мнению экспертов, рост мог был вызван пандемией. Процесс ухода от наличных в целом продолжается, даже несмотря на существенный рост объёма бумажных денег в обращении (+2,8 трлн руб. до 13,4 трлн руб.).

Сервис собирает очень много личной информации, а как она будет защищаться?

  • На этот вопрос ответить не так просто.
  • В ФНС рассказали, что электронные чеки будут храниться в “облаке” только по желанию граждан и не будут содержать информацию о картах.
  • По данным РИА Новости, всегда можно отказаться от электронного чека и получить бумажную версию (она поступит в информационную систему ФНС без указания номера телефона или электронной почты).
  • Как на самом деле будет работать сервис станет видно только на практике.

Такая система выгодна только государству? Почему её не критикуют банки?

На самом деле безналичное общество выгодно не только государству, банки получают контроль над финансами своих клиентов и большие возможности для заработка (комиссии, платы за обслуживание счёта, кредитные линии). Более того, они смогут продавать большие данные и аналитику другим компаниям.

Получается, что спрятать от государства свои доходы не получится?

Государство стремиться к этому. Ещё 5 лет назад запуск такой системы был невозможен, но с развитием цифровых технологий у налоговой появились нужные инструменты.

Один из самых проблемных для сбора налогов — НДФЛ.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц. Сейчас это главный тип прямых налогов (подробнее про ставки можно прочитать здесь). Обычно все расчёты по НДФЛ ведёт работодатель. Он выступает налоговым агентом — платит налоги за работников и выдает зарплату уже за вычетом НДФЛ.

Не все граждане хотят платить налоги, а потому прибегают к разным способам экономии. До сих пор очень распространена зарплата “в конверте”. Наличные деньги сложнее отследить, и они не облагаются налогами.

  • Теневая экономика — это нелегальная или “скрытая” экономическая деятельность, доходы от которой официально не учитываются при уплате налогов. Любая прибыль, скрываемая от налоговой службы, считается теневой.
  • Более 30% граждан получают зарплату “в конверте”, а общий объём неофициальных зарплат в стране превышает 10 трлн руб. ежегодно.
  • В «теневую» занятость в России вовлечено 25 млн граждан — порядка 32,5% экономически активного населения. В итоге бюджет страны недополучает около 3 трлн рублей.

Огромные суммы, которые проходят “в тени”, невыгодны государству, потому их стремятся отследить и обложить налогами. Чем больше “несостыковок” найдётся, тем больше денег от граждан в бюджет будет получено.

Все о налоговом мониторинге как новой форме налогового контроля | «Правовест Аудит»

Налоговый мониторинг предоставляет компаниям значительные преимущества, так как помогает свести к минимуму налоговые риски. А значит, можно не опасаться будущих доначислений.

Теперь налоговый мониторинг стал доступнее, но по-прежнему актуален только для крупных налогоплательщиков.

Рассмотрим, стоит ли компаниям переходить на налоговый мониторинг и существует ли альтернатива для минимизации налоговых рисков.

Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой обычные проверки со стороны налоговой инспекции заменяют на онлайн-взаимодействие путем предоставления инспекторам удаленного доступа к информационным системам и отчетности. Иными словами, инспекция контролирует правильность расчета и своевременность перечисления платежей в бюджет в режиме реального времени.

Контролю подлежат: налоги, сборы, страховые взносы, а также те обязательства, которые компания должна исполнять в качестве налогового агента (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Например, подлежит налоговому мониторингу НДС, уплачиваемый за иностранное юридическое лицо.

Если проверяемое лицо — участник консолидированной группы налогоплательщиков, то в целях налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков проверяющие также смотрят корректность определения доходов и расходов.

Налоговый мониторинг проводят на добровольной основе. При этом проверяемому лицу следует соответствовать обязательным критериям (о них расскажем ниже).

Проведение налогового мониторинга несет в себе определенные преимущества. В частности, это:

  • экономия времени за счет отмены традиционных форм контроля, в т.ч. камеральных проверок (за некоторым исключением);
  • уменьшение количества истребуемых документов и др.;
  • возможность оперативного согласования вопросов налогообложения планируемых и уже совершенных операций (налоговая инспекция предоставляет мотивированное мнение относительно той или иной сделки);
  • отсутствие штрафов и пени в случае выполнения мотивированного мнения налогового органа.

Таким образом, налоговый мониторинг — это гарант снижения налоговых рисков и, следовательно, доначислений по результатам налоговых проверок. Это способствует наиболее точному прогнозу налоговой нагрузки в обозримом будущем.

Однако на ряду с преимуществами у налогового мониторинга есть и недостатки:

  • постоянный контроль со стороны инспекторов;
  • необходимость настройки доступа проверяющим к информационным системам компании и обязательность постоянного обновления данных в IT-программах;
  • повышенный риск утечки конфиденциальной информации из-за расширенного доступа к системе;
  • прозрачность учета и, как следствие, риск увеличения обязательных платежей;
  • высокие требования к системам внутреннего контроля и учета;
  • существенные затраты на налоговый мониторинг (трудовые, материальные и временные).

УЗНАЙТЕ, ПОДЛЕЖИТЕ ЛИ ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector