Права ребенка в России — гражданские и личные, нормативные правовые акты

Права детей граждан России представляют собой свод принципов, зафиксированных в отечественных и международных документах.

На мировом и национальном уровне существует достаточно много актов, регламентирующих статус лиц, не достигших 18-ти лет. Рассмотрим далее, как осуществляется защита прав детей в России.

Права ребенка в России - гражданские и личные, нормативные правовые акты

Нормативная база

В качестве основного документа, принятого на международном уровне, выступает Конвенция прав ребенка. В России ее положения являются основополагающими для всех прочих законов. В этом документе присутствует 54 статьи.

Все положения распространяются на всех детей мира. В РФ основным документом считается ФЗ №124. Он устанавливает гарантии прав ребенка на территории страны.

Кроме указанных документов, к нормативным актам, регулирующим данную сферу, относят:

  • Семейный кодекс РФ.
  • Декларацию прав ребенка.
  • ФЗ, регулирующий деятельность опекунских и попечительских советов.
  • ФЗ, устанавливающий основы системы предупреждения правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
  • Указ Президента, согласно которому осуществляет свою деятельность Уполномоченный по правам ребенка России.
  • Кодекс об административных правонарушениях и другие акты. Права ребенка в России - гражданские и личные, нормативные правовые акты

Декларация прав ребенка

Права ребенка в России - гражданские и личные, нормативные правовые акты

Главные права детей в России

Несовершеннолетнему с рождения должно принадлежать имя, фамилия и отчество. Первое родители выбирают по обоюдному согласию. Отчество дается по имени отца. В том или другом субъекте РФ могут быть установлен иной порядок.

Права детей в России включают в себя возможность несовершеннолетнего иметь семью и общаться с родственниками.

Социально, психически или физически неполноценным несовершеннолетним должен быть обеспечен специфический режим, особое обучение и забота, необходимые им ввиду их состояния.

Права ребенка в России - гражданские и личные, нормативные правовые акты

Семья

Она должна быть у каждого ребенка. Семья необходима для обеспечения полноценного физического и нравственного развития личности несовершеннолетнего. В этой связи приоритетным способом устройства ребенка выступает усыновление. У каждого несовершеннолетнего есть возможность знать своих родителей.

Исключением из этого положения может выступать случай, когда должна быть сохранена тайна усыновления. Кроме этого, каждый ребенок имеет право получить заботу родителей. Это положение включает в себя несколько пунктов, являющихся прямыми обязанностями отца и матери.

Так, родители должны обеспечить заботу о:

  • Здоровье.
  • Развитии.
  • Образовании.
  • Материальном обеспечении.

Неисполнение обязанностей родителями может привести к лишению их прав на ребенка. При таком решении несовершеннолетний будет передан под опеку соответствующих органов или ближайших родственников.

Ребенок, проживая в семье, должен быть обеспечен надлежащим питанием, одеждой, жильем, развлечениями и медицинским обслуживанием.

Для наиболее полной реализации прав ребенка на получение необходимого содержания, уход малышам должен предоставляться в дородовой и послеродовой периоды.

Права ребенка в России - гражданские и личные, нормативные правовые акты

Общение с родственниками

Каждый ребенок имеет на это право. Кроме родителей, близкими людьми считаются:

  • Дедушки.
  • Бабушки.
  • Братья.
  • Сестры.
  • Тети.
  • Дяди и прочие.

Необходимо отметить, что реализация данного права не должна зависеть от того, состоят ли родители в браке или нет. Сегодня судебная практика такова, что при разводе несовершеннолетний остается, как правило, с матерью. При этом в большинстве случаев в решении устанавливается право отца и прочих родственников видеться и общаться с ребенком.

Сохранение свобод и интересов

Все дети имеют право на защиту. В первую очередь, гарантами сохранения интересов и свобод несовершеннолетнего выступают родители. Они являются законными представителями ребенка перед государственными, правоохранительными, местными и прочими органами, физлицами.

В этом случае родителям не нужна доверенность. Они могут обеспечивать защиту прав своих детей по факту родства. Для его подтверждения предоставляется свидетельство о рождении. Если родители отсутствуют, то их функцию исполняют опекуны, усыновители, попечители.

Права ребенка находятся под защитой прокуратуры. В законе предусмотрены случаи, когда несовершеннолетний может сам отстаивать свои интересы. Это допускается, если он признан дееспособным до 18-ти лет (эмансипирован). Права ребенка в России - гражданские и личные, нормативные правовые акты

Собственное мнение

У ребенка есть право выразить свои мысли относительно какого-либо вопроса. При этом необходимо отличать ситуации, когда мнение может быт учтено и когда является обязательным.

Внутри семьи ребенок может высказаться относительно любого вопроса, касающегося его интересов и свобод. При достижении им 10-ти лет его мысли должны быть учтены при принятии какого-либо решения, связанного с ним.

С 10-ти лет мнение и согласие ребенка являются обязательными при рассмотрении вопросов, касающихся его свобод и интересов. В частности, это необходимо при:

  • усыновлении.
  • восстановлении прав родителя.
  • изменении фамилии (имени).
  • назначении попечителя или опекуна.
  • изменения отчества, фамилии и имени при усыновлении или его отмене.

Особые случаи

Во избежание развития беспризорности и детской преступности, органы местной и государственной власти обязаны обеспечить заботу детям, оставшимся без родителей.

К решению этого вопроса должны быть подключены общественные организации, органы попечительства и опеки. В России предусмотрен порядок устройства таких детей в семьи.

Это осуществляется посредством усыновления, установления опекунства и прочими способами.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-prava-detej-v-rossii.html

Нормативно-правовые документы РФ по защите прав детей

Нормативно-правовые документы Российской Федерации о защите прав детей.

  • Правовое обеспечение в области защиты прав детей.
  • Нормативно-правовые акты РФ в сфере защиты прав детей.
  • Права и обязанности семьи и отдельных ее членов, права детей.
  • Цели государственной политики в интересах детей.
  • Подзаконные акты, отражающие защиту прав детей.
  • Принципы государственной политики в интересах детей.
  • Проблема прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать правовое обеспечение в области защиты прав.
  • Под правами человека принято понимать совокупность правил, характеризующих правовой статус человека; неотъемлемую принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем: права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо.
  • Правовое обеспечение в области защиты прав детей – это совокупность законов и иных нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти России и органов власти субъектов Российской Федерации.
  • В Российской Федерации приняты ряд подзаконных актов, которые отражают защиту прав детей. К подзаконным актам относятся:
  1. Указы Президента Российской Федерации: в системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются только на основе существующего законодательства и в его развитие;
  2. Постановления Правительства Российской Федерации: Правительство издает постановления на основе Конституции РФ, федеральных законов, Указов Президента. Постановления принимаются Правительством Российской Федерации тольков пределах своей компетенции;
  3. Ведомственные нормативно-правовые акты:к данной группе относятся приказы, инструкции, постановления, уставы, распоряжения, правила и т.д. Отдельные из этих нормативно-правовых актов могут распространяться на всех граждан, например, инструкции Министерства финансов, Министерства труда и социального развития и др.;
  4. Внутриорганизационные нормативно-правовые актыиздаются организациями, предприятиями, учреждениями для регулирования своих внутренних отношений и распространяются на членов данных организаций. Могут быть в форме приказов, распоряжений.

Первостепенным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, провозглашает приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепляет положение о том, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства, которое гарантирует соблюдение прав детей, их развитие, образование и воспитание.

В Конституции Российской Федерации ряд положений, относящихся к охране детства, содержится в главе 2 об основных правах и свободах человека и гражданина.

Начиная с 1993 г. принято более 250 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Принятие Гражданского кодекса РФ (1994 г.), Семейного кодекса РФ (1995 г.), Уголовного кодекса РФ (1996 г.) расширяет арсенал средств и способов защиты прав детей.

В Семейном кодексе РФ имеется специальная глава 11 «Права несовершеннолетних детей», расширены полномочия не только законных представителей детей, но и самих несовершеннолетних в реализации своих прав.

В Уголовном кодексе РФ глава 14 посвящена уголовной ответственности несовершеннолетних, где приоритетным является не наказание несовершеннолетнего, а профилактика правонарушающего поведения детей и подростков, их перевоспитания.

Особенно важное значение  имеет принятие в РФ следующих нормативно-правовых актов, в которых отражена защита прав детей:

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Читайте также:  Как выписать бывшую жену из квартиры или мужа после развода без согласия?

Права и обязанности семьи и отдельных ее членов широко рассматриваются в Семейном Кодексе Российской Федерации. Среди прав детей, рассматриваемых в Семейном Кодексе, следует отметить следующие:

  • Право ребенка жить и воспитываться в семье;
  • Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
  • Право ребенка на защиту;
  • Право ребенка выражать свое мнение;
  • Право ребенка на имя, отчество и фамилию;
  • Имущественные права ребенка.

Источник: https://multiurok.ru/files/normativno-pravovyie-dokumienty-rf-po-zashchitie-p.html

Правовые документы, защищающие права ребенка

Основные документы, гарантирующие права ребёнкаПраво – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Благодаря праву человек получает возможность не только что – либо делать, действовать, поступать каким – либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:Нормативные основы защиты прав детстваК основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989) – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование,развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:– на воспитание; – на развитие; – на защиту; – на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон „Об основных гарантиях прав ребенка в РФ“, Закон „Об образовании“.

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 „Права несовершеннолетних детей“ и глава 12 „Права и обязанности родителей“.

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права „ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение“.

В целях „создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка“, предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ „Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“. Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия „жестокое обращение“ и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает: обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст.

6); защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16); обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.

24); признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24); защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34); защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст.

37); меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

 за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

 за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).Семейный Кодекс РФ гарантирует:

 право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

 право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56); меру „лишение родительских прав“ как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69); немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).Закон „Об образовании“ утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на „уважение их человеческого достоинства“ (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое „насилие надличностью обучающегося или воспитанника“ (ст. 56). В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений. ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.Нарушением прав ребенка можно считать: Лишение свободы движения.

 Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

 Применение физического насилия к ребенку.

 Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)

 Угрозы в адрес ребенка. Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний. Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами. Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что „каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь“ (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить „право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития“ (ст.

27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе „Об образовании“ указано, что „образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников“.

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования.

Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование.

В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду.

Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ „О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения“ от 14. 03. 2000г.

, в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.

Право ребенка на игру

„Игра — ведущая деятельность дошкольника“. Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и „общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права“, — утверждает Декларация прав ребенка.Право ребенка на сохранение своей индивидуальности „Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности“ (ст. 8). У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Читайте также:  Материнский капитал на улучшение жилищных условий: как использовать в соответствии с законом

Источник: http://kichkass.perev-roo.ru/informatsija/pravovye-dokumenty-zashhishhajushhie-prava-rebenka/

Нормативно-правовые документы о правах ребенка

  • Проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Свидетельством этого является анализ принятых международным сообществом за последние десятилетия документов, законодательно определяющих права ребенка:
  • 1924 г. — принята Женевская декларация прав ребенка в рамках Лиги на­ций,
  • 1948 г. — Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека,
  • 1959 г. — провозглашена Декларация прав ребенка, ставшая мощной мо­ральной основой для реализации ее требований,

1989 г.

— принята Конвенция ООН о правах ребенка (в нашей стране Кон­венция была ратифицирована Верховным Советом СССР в июне 1990 г.)

Декларация (от лат. declaration — объявление, провозглашение) не имеет обязательной силы, является рекомендацией. В ней провозглашаются основ­ные принципы, программные положения.

Конвенция (от лат. convention — договор, соглашение) — международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Конвенция ООН о правах ребенка конкретизировала основные положе­ния Декларации прав ребенка и возложила на принявшие ее государства пра­вовую ответственность за их действия в отношении детей.

Положения кон­венции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспе­чить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в общественной жизни.

Конвенция — это документ высочайшего пе­дагогического значения.

Статья 8 . Государство обязуется уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя, семейные связи, не до­пуская противозаконного вмешательства.

Статья 12. Право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем во­просам, его затрагивающим.

Статья 13. Право ребенка выражать свое собственное мнение. Это право включает свободу искать, получать и давать информацию и идеи любого ро­да, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме.

Статья 16. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или

незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 18. Родители несут основную ответственность за воспитание ре­бенка.

Статья 28. Право на образование на основе равных возможностей. Школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Статья 29. Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

Авторитаризм в отношении к детям (как родительский, так и педагогиче­ский) — явление интернациональное. Взаимоотношения взрослых и детей должны строиться на другой нравственно-правовой и педагогической основе.

Необходимо, чтобы уважение к мнению, взглядам, запросам, в целом к лич­ности ребенка не только стало нормой общечеловеческой культуры, но и принималось как норма права.

Педагогика требований, воспитания должна стать педагогикой доброжелательных отношений личностей — равноправных субъектов права.

Родитель и педагог должны сегодня знать, что права ребенка также за­щищены Законом Российской Федерации «Об образовании» (статьи: 5, 6, 32, 50, 51). В статье 15 Закона «Об образовании» говорится, что «применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающему­ся воспитаннику не допускается».

Конвенция, как и Декларация о правах ребенка и Закон «Об образова­нии», провозглашает основополагающие принципы организации гуманисти­ческой жизни: свободу, неприкосновенность, равенство, созидание. Однако на практике данные принципы имеют и свои противоречия. Разрешить эту проблему педагогу помогут советы Н. Е. Щурковой [123].

СВОБОДАПрофессиональная свобода педагога постоянно наталкивает­ся на стену сопротивления учащихся: им кажется, что учитель ущемляет их свободу. Предоставление же свободы воспитанникам перечеркивает все пе­дагогические замыслы учителя.

Разрешением данного противоречия может стать договор, отражающий коллективное осмысление и принятие опреде­ленных норм и правил поведения.

Договор способствует предотвращению либо смягчению межличностных столкновений в реализации личностной свободы каждого участника педагогического процесса.

РАВЕНСТВОЭто наиболее противоречивый принцип в его практи­ческой реализации: разность социальных условий, способностей, характеров, интеллекта, психических процессов и т. д.

Всё это делает проблематичным осуществление равенства между учащимися, а также между педагогом и уче­никами. И здесь на помощь может прийти поиск общих интересов, совмест­ное СОЗИДАНИЕ в процессе творческой деятельности.

Созидательная дея­тельность помогает осуществить равенство каждого ребенка, получившего доступ к самоутверждению, творчеству, состязанию с другими.

Таким образом, разница в правах, разноправие — естественный феномен социокультурного развития человечества. Нельзя искусственно сократить или увеличить дистанцию общения, дать больше или меньше прав кому-

либо; педагогу необходимо человеческое чутьё и профессиональное досто­инство, уважение личности ребенка, его прав и свобод. Как отмечал Я.

Кор-чак: «Первое, неоспоримое право ребенка — высказывать свои мысли, актив­но участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах.

Когда мы дора­стем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и сам скажет, в чем его право, загадок и ошибок станет меньше».

Вторая составляющая гуманизации воспитательно-образовательного процесса — это гуманистическое воспитание, которое неразрывно связано с гуманизацией образования и обучения учащихся.

Гуманистическое личност-но-ориентированное воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореали­зации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможно­стей.

Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве субъекта и соав­тора. В становлении субъектности учащемуся требуется духовная и нравст­венная поддержка, помощь.

Ее оказывают педагоги, родители, взрослые, со­трудничающие с детьми в решении проблем их здоровья, образования, досу­га. Эта помощь имеет гуманитарный характер, т. е. осуществляется адресно, с любовью и уважением к детям, заботой о растущем человеке, милосердным отношением к нему.

Гуманистическое воспитание в дошкольном и младшем школьном воз­расте осуществляется как процесс сохранения и обеспечения здоровья ре­бенка, развития его природных способностей — ума, нравственных и эстети­ческих чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опы­том общения с людьми, природой, искусством.

В подростковом возрасте — это процесс интенсивного физического и со­циального созревания личности, создающей предпосылки начала культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры.

В старшем школьном возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно-нравственной автономизации личности, физического и нравственного само­совершенствования, вхождения в жизнь общества, жизненного самоопреде­ления.

  1. Гуманизация образования направлена на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого ученика, его познавательных процессов, личностных качеств.
  2. Гуманизация образования может получить реализацию при соблюдении по крайней мере трех условий:
  3. ■ нужен педагог с высоким уровнем развития нравственных и интеллекту­альных качеств, подлинный интеллигент,
  4. ■ нужно конструировать и внедрять новые технологии обучения, макси­мально учитывающие предпочитаемые обучающимся способы переработ­ки учебного материала,
  5. ■ нужны принципиально новые технологии воспитания и в целом развития

личности, стимулирующие самообучение, саморазвитие, самовоспитание. 3. Воспитание обучающихся в духе прав человека

Воспитание молодежи в духе миролюбия, уважения достоинства и прав других людей, способности решать конфликты без использования открытых и скрытых форм принуждения — одна из основных задач современного обра­зования.

Нельзя у воспитанника сформировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама педагогика и существующая практика школьной и вузовской жизни продолжают в своей основе оставаться на авторитарных позициях.

Подтверждением этому может служить проблема отношений «учитель — ученик, преподаватель — студент», в основе которых в идеале должны быть доброжелательность, уважительное отношение, соответствую­щее им поведение, интонации, взгляды, жесты, мимика и многое другое. В комплексе они создают культуру человеческих взаимоотношений.

Школа и вуз могут многое сделать, чтобы общечеловеческие ценности, гуманистические идеи стали для каждого ученика не только суммой знаний, но и синтезом нравственных норм, определяющих поведение человека.

Ус­воение прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, установок, что слу­жит одной из психологических основ для самосовершенствования.

Нравственное воспитание как путь к созданию фона для педагогических усилий в области прав человека обоснованно и в том смысле, что в нормаль­ном обществе право вытекает из морали, обуславливается ею.

Этические и этико-религиозные традиции существуют даже в тех обществах, в которых недостаточно развито правосознание.

Кроме того, права (особенно в раннем возрасте) и не в чисто юридическом смысле могут усваиваться как нравст­венные возможности, например, право на внимание, любовь, уважение и т. д.

Особенно необходимо подчеркнуть нравственный смысл воспитательной работы на материале прав человека. Усвоение этих прав способствует фор­мированию человеческого достоинства как одного из кардинальных нравст­венных качеств свободного человека, а также чувства ответственности, яв­ляющегося по своей природе нравственно-правовым и основным свойством личности, воспитанной в духе прав человека.

Читайте также:  Как делится кредит при разводе, и кто будет платить кредитные долги, оформленные в браке?

Существеннейшее значение в воспитательной работе учебного заведения имеет формирование у обучающихся такого качества, как миролюбие (озна­чает лад, согласие, единодушие, приязнь, дружбу, доброжелательство).

Эти черты характера складываются из нравственных проявлений личности: спо­собности улаживать несогласие, вражду, терпимо относиться к противопо­ложному мнению, уважать право других.

Миролюбивый человек способен к компромиссу, а это качество формируется на границе между правами «мои­ми» и «твоими».

Воспитание школьников в духе прав человека — процесс длительный, многоаспектный. А. Ф. Никитин [70, 71] считает, что данный процесс имеет три условных этапа. Целевая установка первоначальной программы (5-6 кл.)

— мотивационное ориентирование учащихся, формирование и укрепление у них представлений о значимости прав человека в жизни общества.

Достига­ется это подключением к изучению предмета опыта самих учащихся, их зна­ний о прошлом и настоящем родины, экскурсами в историю таких стран, как Англия, США, Франция и др.

, рассказами о Всеобщей декларации прав чело­века, Декларации и Конвенции о правах ребенка.

Следующий этап — расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права и свободы человека. В подрост­ковых классах (7-9 кл.

) эта работа проводится на занятиях по курсу «Гражда-новедение» (название пока условное).

В старших классах вводится новая программа курса «Человек и общество», кроме того, организуются факульта­тивные занятия, уроки но курсу «Права человека», осуществляются меж­предметные связи по этой теме.

Цель заключительного этапа — активизировать общественную деятель­ность учащихся, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя на практике как знание самих прав и свобод, так и умение их реализовывать. В вузе правовая подготовка студен­тов предусмотрена учебными планами.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/21223.html

Образовательный портал

Человек, живущий в обществе, всегда следовал тем или иным нормам. В современном обществе важнейшим видом этих норм стало право. Права человека расширялись и закреплялись в основных правовых документах постепенно: от права на жизнь на ранних этапах развития общества до широкого набора культурных и социальных прав личности в современном обществе. Сегодня проблема прав человека широко обсуждаема. О них мы слышим с экрана телевизора, в предвыборных выступлениях, на  митингах, в обсуждениях в социальных сетях. Да и просто в обыденной ситуации очень часто можно услышать заявление человека – «Это мое право!», «Я имею право…».  А много ли в действительности, несовершеннолетние,  знают о своих правах? И нужно ли вообще людям, а в частности детям, знать свои права? Да, нужно. И нужно для того, чтобы точно знать, на что ты можешь рассчитывать в жизни.

Знать их – это уже твое право, закрепленное в Конвенции ООН о правах ребенка: «…все дети имеют право знать о своих правах. Взрослые тоже должны знать о них».

Ратификация СССР Конвенции ООН о правах ребенка коренным образом изменила национальное законодательство в сфере защиты интересов детей в семье.

В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка, в силу которых внутреннее законодательство в этой области должно было быть во избежание противоречий приведено в соответствие с данной Конвенцией.

В настоящее время охрана интересов детства в семье регулируется нормами семейного права и базируется на следующих нормативных документах.

В соответствии с ч.1 ст. 38 Конституции РФ 1993 года материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Этим подтверждается воплощение в российском праве Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Декларации прав ребенка 1959 г.

, Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., принятых Генеральной Ассамблей ООН.

В них говорится о необходимости особой помощи материнству, правовой защиты семьи, создания специальных условий для ее нормального функционирования, обеспечения гармоничного развития каждого ребенка с учетом его физиологических особенностей.

По подсчетам Е. М. Рыбинского в настоящее время в стране действует около 150 законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся в той или иной мере прав детей.

Основными законодательными актами, регулирующими семейные отношения, являются Семейный кодекс Российской Федерации (вступил в силу с 1 марта 1996 г.

, составной частью семейного законодательства являются нормы международного права и международные договоры РФ в области семейного права), Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты.

Семейный кодекс РФ развивает конституционные положения о защите семьи, материнства, отцовства и детства государством.

В Семейном кодексе РФ рассматриваются следующие основные аспекты социально-правовой защиты интересов ребенка: круг регулируемых семейным законодательством отношений, например, правоотношения между родителями и детьми; права и обязанности родителей и детей; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, в Семейном кодексе РФ зафиксирован главнейший принцип семейного права – принцип приоритетности семейного воспитания несовершеннолетних детей.

Общая характеристика прав ребенка. Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. и в п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ. По российскому законодательству ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет.

Основные права детей представлены в главе 11 Семейного кодекса РФ:

1) Право ребенка жить и воспитываться в семье. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на воспитание своими родителями, на заботу о нем, обеспечение его интересов, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ).

2)             Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ).

3)              Право ребенка на защиту. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих (56 СК РФ). При любом нарушении прав и законных интересов он вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению

возраста 14 лет – в суд.

4)           Право ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ).

5)           Право ребенка на имя, отчество, фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество – по имени отца. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей, если иное не предусмотрено законодательством субъектов РФ (ст. 58.СК РФ).

6)           Имущественные права детей определяются гражданским и семейным законодательством – право собственности (нормы гражданского права): «ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка» (ст. 60 СК РФ).

При судебном разделе имущества не подлежат разделу: имущество, принадлежащее ребенку (полученное им в дар, по наследству, приобретенное на его собственные средства); денежные вклады, внесенные на имя ребенка независимо от того, кто и когда сделал их; доходы (стипендии и другие виды заработанных самим ребенком средств).

Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. По взаимному согласию родители и дети, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

К имущественным правам в сфере семейных отношений относится и право на получение содержания от родителей и других лиц, которые по закону обязаны обеспечивать его морально.

Семья — естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка — это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье.

Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности Известное латинское изречение гласит: «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права». Государство не должно нарушать права родителей, а родители – права детей. Дети уже с раннего детства должны задумываться о том, что их права всегда соотнесены с обязанностями.

А знание этих прав и обязанностей является необходимым в различных жизненных ситуациях. ребенка является роль родителей в его воспитании.

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/122-raznoe/7262-2015-02-25-18-52-08.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector