Налоговый аудит в организации — порядок проведения

Под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по проверке налогового учета и налоговой отчетности на соответствие нормам и требованиям налогового законодательства. Основной целью налогового аудита является выявление и устранение налоговых рисков для прохождения налоговых проверок с минимальными доначислениями.

Что такое налоговый аудит

Налоговый аудит – это инициативный (добровольный) аудит.

Он будет полезен перед налоговой проверкой, при вступлении в должность нового руководителя организации либо нового главного бухгалтера, после изменений в налоговом законодательстве, при совмещении организацией нескольких налоговых режимов и в иных случаях.

Общепризнанным фактом является также сложность налогового законодательства. Проведение налогового аудита позволит привести налоговый учет в соответствие с требованиями действующего законодательства, поможет своевременно выявить и исправить ошибки и избежать налоговых санкций.

В ходе налогового аудита аудиторы:

  • проверяют соответствие налогового учета и налоговой отчетности требованиям Налогового кодекса РФ, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также актам ФНС России;
  • осуществляют оценку рисков ведения налогового учета и составление налоговой отчетности;
  • устанавливают и анализируют причины выявленных в налоговом учете нарушений и недостатков;
  • формируют предложения по предупреждению нарушений и недостатков в дальнейшей системе налогового учета.

Налоговый аудит может являться частью общего аудита, но может осуществляться и отдельно. Проверка может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Объём проверки устанавливается заказчиком.

Налоговый аудит – это гарантия налоговой безопасности бизнеса.

Данная услуга наиболее востребована среди крупных компаний, которые занимаются разными видами деятельности. У них достаточно сложный бухгалтерский учет и объемный документооборот. Это увеличивает риск возникновения ошибок. Также аудит налоговых обязательств интересен для крупных компаний-поставщиков, имеющих большое количество структурных подразделений и многоуровневую структуру.

Для среднего бизнеса налоговый аудит представляет интерес в первую очередь с точки зрения оптимизации налоговых расходов. Здесь важную роль играет своевременность проверки.

Чем раньше будет проведена налоговая оптимизация, тем больше средств сэкономит компания.

Рекомендуется проводить налоговый аудит в случае смены главного бухгалтера или специалиста, на которого возложена обязанность составления налоговых деклараций и проведения платежей в бюджеты различных налогов и сборов.

Индивидуальные предприниматели также подвержены налоговым рискам, которые поможет снизить налоговый аудит. Для предпринимателей услуга выгодна на ранней стадии становления бизнеса, она поможет им наладить правильное ведение учета, оптимизировать налогообложение, провести налоговое планирование, снизить налоги индивидуального предпринимателя и уменьшить риски ИП.

Несмотря на то, что налоговый аудит не является обязательным и проводится исключительно по желанию клиента, в ряде случаев он жизненно важен.

Налоговый аудит необходимо провести в двух случаях:

  • если перед вами стоит цель оптимизировать систему налоговых выплат организации;
  • чтобы избежать штрафов и доначислений в ходе налоговой проверки.

Виды налогового аудита:

  1. Комплексный аудит — масштабная проверка, которая включает в себя глубокий анализ всей отчетности за год. Это трудоемкая и дорогостоящая процедура, которая позволяет выявить значительные ошибки и упущения.

    Но при масштабной проверке велик риск, что аудиторы не смогут выявить небольшие неточности, которые как могут быть незначительными, так и могут иметь серьезные последствия.

    Чаще всего услугу заказывают для оптимизации затрат и определении скрытых резервов, перед проведением плановой налоговой проверки или перед тем, как провести налоговое планирование. Для каждой фирмы объем работ определяется индивидуально.

  2. Тематический аудит — проверка части налоговой отчетности за определенный период.

    Заказывается для анализа определенных направлений, которые определены компанией заранее. В ходе проверки аудиторы проводят анализ и выявляют «узкие места». Также проводится оптимизация налогообложения.

    Одно из главных достоинств — на проведение тематического аудита затрачивается значительно меньше времени, чем на проведение комплексного.

  3. Структурный аудит — проверка отчетности по отдельным налогам, которые организация оплачивает по месту расположения филиалов.

    Заказывается предприятиями, имеющими разветвленную структуру, позволяет сбалансировать налоговую нагрузку подразделений и проанализировать систему налогообложения компании в общем, качественно провести налоговое планирование.

  4. Существует также экспресс-аудит, который представляет собой масштабную проверку всей отчетности, которая проводится в кратчайшие сроки. Он включает в себя элементы комплексного и тематического аудита. Услуга востребована среди организаций, которым необходима оптимизация налогообложения, но при этом нет времени или средств для проведения полномасштабной комплексной проверки. Экспресс-аудит используется при поглощении или слиянии компаний. В таких ситуациях не обойтись без оперативной проверки, позволяющей оценить налоговые риски при проведении сделки.

Этапы проведения налогового аудита

    1. Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта.

На данном этапе анализируется система налогообложения экономического субъекта; проверяются методики исчисления налоговых платежей; проводится правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений; оценивается документооборот и изучаются функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Выполнение данных процедур позволяет изучить специфику основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

    1. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

На данном этапе осуществляется:

      • проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам;
      • проверка правильности формирования налогооблагаемой базы;
      • проверка правильности применения налоговых ставок;
      • проверка обоснованности применения налоговых льгот, применяемых вычетов и иных механизмов, позволяющих снизить налоги;
      • проверка своевременности и полноты перечисления налогов и страховых взносов;
      • проверка возможности (либо обязанности) и обоснованности применения специальных налоговых режимов.

Результат налогового аудита

  • По итогам проведенного аудита аудируемое лицо получит информацию о степени точности налогового учета и формируемых в итоге налоговых деклараций (расчетов), наличии либо отсутствии искажений в начислении налогов, возможных последствиях при наличии выявленных искажений и способах их устранения.
  • В настоящее время проведение налогового аудита становится все более популярным.
  • Если перед налоговой проверкой в организации проведён налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления налоговых санкций существенно снижаются.
  • Квалифицированная помощь и профессиональный подход наших аудиторов минимизируют возможные негативные последствия.

Налоговый аудит

В последние годы количество выездных налоговых проверок сократилось. При этом их результативность возросла до 98 %. Это говорит о том, что налоговые органы применяют риск-ориентированный подход: проверки назначаются только при наличии достаточных оснований полагать, что налогоплательщик нарушает законодательство.

По результатам выездных проверок минимальное доначисление в бюджет составляет 16,5 миллионов рублей в Москве, 5 миллионов рублей в регионах.

ФНС России использует современные электронные способы контроля правильности исчисления и уплаты налогов. Это позволяет уже на стадии камеральной проверки деклараций выявить потенциальные нарушения и составить общее представление о налогоплательщике.

Интеллектуальная программа ФНС России автоматически анализирует цепочки взаимодействия контрагентов, выявляя неблагонадежных субъектов, определяет несоответствия между сведениями, указанными в декларациях, и налоговой базой по налогу на прибыль и НДС.

Система также оценивает прибыль, выручку, рентабельность и другие финансовые показатели компаний.

Если отчетность организации не вызывает никаких подозрений со стороны инспекции, то нет оснований для назначения выездной налоговой проверки. Репутация добросовестного налогоплательщика также ведет к сокращению запросов в рамках проведения камеральных проверок. Прозрачная отчетность и точные данные налоговых деклараций — залог спокойствия руководителя и учредителей предприятия.

Получить реальное представление о рисках, состоянии учета и отчетности можно только с помощью профессионального налогового аудита, который проводит аудиторская компания «Кроу Аудэкс». Данная услуга выявляет проблемные места в документах и учете, указывая пути их устранения.

Что такое налоговый аудит?

Аудит налогового учета — внутренняя независимая проверка правильности исчисления и уплаты налогов, контроль оформления деклараций и отчетов. Главная цель этой процедуры — минимизация потенциальных финансовых потерь путем устранения налоговых рисков.

При доначислении налогов предприятию дополнительно грозит штраф в размере 20 % от суммы неуплаты и пеня за каждый день просрочки, а если будет доказано, что налоги не были уплачены умышленно, то штраф составит 40 %.

Кроме того, руководитель, главный бухгалтер, учредитель или иное должностное лицо организации могут быть привлечены к уголовной и субсидиарной ответственности.

Чтобы всего этого избежать, нужно действовать на опережение: не ждать, когда налоговая инспекция назначит проверку, а регулярно проверять правильность ведения учета и контролировать точность составления отчетности.

Налоговый аудит инициируется по решению руководителя или собственников юридического лица.

Помимо устранения проблем в учете, он позволяет оценить квалификацию и качество работы бухгалтерии, а также найти возможные финансовые резервы.

Иногда налоги переплачивают из-за ошибок в расчетах налоговой базы, неправильного применения дифференцированных ставок, неиспользования льгот и вычетов, предоставленных законом.

Виды налогового аудита

  • Комплексный — проверка всего учета за определенный период. Это самый сложный и затратный по времени и деньгам вид аудита налоговой отчетности. Он подходит организациям, находящимся в преддверии проверки. Его также используют для наведения порядка в бухгалтерии, структурирования учета и оптимизации затрат в будущих периодах.
  • Тематический — проверка документов и отчетности в пределах отдельной области или выбранного налога. Этот вид аудита подходит тем, кто знает, где находятся слабые места в учете; позволяет сэкономить время на поиске проблем и их устранении. Он дает возможность досконально проверить выбранную область.
  • Структурный — проверка правильности заполнения деклараций по отдельным видам налогов, которые уплачиваются по месту нахождения филиалов и иных структурных подразделений. Это оптимальный способ проверить отчетность крупных предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет сравнить и сбалансировать налоговую нагрузку в разных регионах.

Экспресс-аудит налоговой отчетности — отдельный вид услуги, объединяющий в себе преимущества комплексного и тематического контроля. Он проводится в сжатые сроки путем анализа всей документации и статей учета выборочным способом.

Это удобно, когда для проведения комплексного аудита не хватает времени или средств.

Кроме того, может использоваться для оценки налоговых и иных финансовых рисков перед покупкой предприятия полностью или долей в уставном капитале общества.

Особенности аудита по отдельным налогам

При необходимости по желанию клиента аудит может быть проведен в отношении всех или конкретных налогов за любой период (месяц, квартал, год и более). Такой подход позволяет локализировать проблемную область для глубокого анализа и устранения всех нарушений.

Аудит НДС

Самый сложный с точки зрения учета и наиболее контролируемый налог. Именно он чаще всего приводит к доначислениям по результатам проверок. В ходе аудита НДС проверяется правильность определения налоговой базы, применения льготных ставок, своевременность оплаты и обоснованность освобождения от него.

Аудит налога на прибыль

Проверка правильности исчисления налога на прибыль необходима организациям, применяющим общую систему налогообложения. При определении налоговой базы важно учитывать все расходы, так как они уменьшают налогооблагаемую базу. Для этого должны быть правильно оформлены расходные документы.

Аудит налога на прибыль важен для организаций, привлекающих финансирование из-за рубежа и ведущих бизнес с иностранными партнерами. Аудиторы проверяют правомерность использования ставок и исполнение обязанностей налогового агента.

Аудит налога на имущество организаций

Если у юридического лица есть недвижимость, возникает обязанность уплаты налога на имущество организаций. Аудит позволяет выявить случаи занижения налоговых сумм из-за неправильного определения стоимости объектов; устранить переплаты в бюджет из-за исчисления налога по недвижимому имуществу, не являющемуся объектом обложения.

Аудит НДФЛ и страховых взносов

Законодательством установлено, что наниматель обязан выполнять функции налогового агента, удерживая из заработной платы и уплачивая за работников в бюджет НДФЛ и обязательные, и страховые взносы. Аудит позволяет проверить правильность их исчисления и своевременность уплаты, применение налоговых вычетов и льгот как в отношении граждан России, так и иностранных сотрудников.

Аудит иных налогов и сборов

Аудит налогового учета может быть проведен в отношении специальных режимов налогообложения, транспортного и налога на игорный бизнес, компенсационных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также местных налогов и сборов. В ходе проверки также могут быть установлены переплаты государственных пошлин.

Порядок проведения аудита налоговой отчетности

Перед началом проведения аудита специалисты «Кроу Аудэкс» знакомятся с особенностями структуры проверяемого субъекта и видами его деятельности.

Определяется состав команды аудиторов, методы и объем проверки. Согласуется стоимость услуг. Далее стороны подписывают договор и соглашение о конфиденциальности.

Это гарантирует неразглашение аудиторами коммерческой и иной информации клиента третьим лицам.

Налоговый аудит проводится в административном офисе организации-заказчика, где находятся все документы. На продолжительность проверки влияет объем и глубина исследования поставленных вопросов. Комплексный аудит годовой отчетности обычно длится от одной до двух недель.

В процессе работы аудиторы проверяют:

  • устав, договоры и первичные учетные документы;
  • налоговую политику;
  • правовую оценку организационной структуры предприятия;
  • порядок ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Сбор информации сопровождается анализом полученных данных, выявлением нарушений законодательства и налоговых рисков, а также разработкой практических рекомендаций по устранению найденных проблем.

Результаты исследований оформляются аудиторским заключением, состоящим из вводной, аналитической и итоговой частей, в которых отражаются:

  • сведения об аудиторской компании и аудиторах, проводящих проверку;
  • перечень объектов аудита и результаты исследования каждого из них;
  • оценка соответствия бухгалтерского и налогового учета требованиям законодательства;
  • возможные риски и их суммовое выражение;
  • выявленные финансовые резервы;
  • рекомендации по устранению ошибок, оптимизации налогообложения и минимизации рисков.

Результаты налогового аудита обсуждаются с заказчиком. Это позволяет урегулировать спорные моменты и прояснить возникающие вопросы с целью эффективного исправления найденных ошибок, исключения их повторения в будущем.

Как правильно проводить налоговый аудит | Rusbase

Для увеличения прибыли некоторые компании прибегают к налоговой оптимизации. В краткосрочной перспективе это принесет выгоду. Однако спустя время искусственные налоговые конструкции могут привести к негативным экономическим последствиям для компании и уголовной ответственности ее топ-менеджмента.

Для того, чтобы своевременно выявлять налоговые риски и принимать превентивные меры по их устранению, необходимо регулярно проводить налоговый аудит. Об этом — Олег Мясников, налоговый консультант, кандидат юридических наук.

Как правильно проводить налоговый аудит Ирина Печёрская

С чего начать

Во-первых, нужно определить периодичность проведения налогового аудита: каждый квартал или год.

Выбор в конечном счете зависит от объема совершаемых финансово-хозяйственных операций, количества оформленных документов и однотипности или разнообразия заключаемых договоров.

В рамках налогового аудита имеет смысл проверить три прошедших года: именно этот период могут охватить инспекторы при выездной налоговой проверке.

Во-вторых, следует решить, кому поручить проведение налоговой экспертизы:

  • создать в самой организации отдел налогового аудита;
  • обратиться к внешним налоговым аудиторам.

Каждый из приведенных вариантов имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их подробнее.

Отдел налогового аудита

Создание собственной контрольной службы позволит:

  • располагать постоянно действующей структурой, которая будет регулярно мониторить ситуацию с налоговыми рисками;
  • повысить качество работы, поскольку штатные аудиторы, работая в одной компании, со временем приобретут специализацию в определенной сфере бизнеса;
  • снизить риски утечки конфиденциальной информации.

К недостаткам собственной контрольной службы можно отнести постоянные расходы на оплату труда штатных работников. Однако этот недостаток компенсируется тем, что расходы на оплату труда можно учитывать для целей налогообложения без каких-либо рисков. 

В то время как расходы на внешних аудиторов могут вызвать подозрения у налоговых инспекторов. Дело в том, что налоговый аудит не является обязательной процедурой, и поэтому организации, возможно, потребуется обосновать целесообразность его проведения. 

Аутсорсинг налоговых аудиторов 

Привлечение внешних специалистов имеет следующие преимущества:

  • оплата за определенную работу и более эффективное управление затратами;
  • широкий круг клиентов позволяет аудиторам видеть более полную картину сегодняшней налоговой реальности;
  • возможность получить независимую объективную оценку состояния расчетов с бюджетом.

Существенным недостатком сотрудничества с внешними аудиторами является то, что им будет довольно сложно в сжатые сроки глубоко погрузиться в детали вашего бизнеса. Штатным специалистам за годы работы в компании многие вопросы хорошо понятны и знакомы, и это позволяет рассчитывать на более тщательный и детальный анализ и оценку налоговых рисков. 

Сколько стоит налоговый аудит

Вопрос о стоимости налогового аудита во многом зависит от того, каким из приведенных вариантов воспользуется компания: создаст внутреннюю структуру или привлечет внешних экспертов. 

При формировании внутренней структуры сумма расходов будет зависеть от численности и квалификации работников, а также режима их рабочего времени. При аутсорсинге цена налогового аудита будет определяться общим объемом финансово-хозяйственной деятельности бизнеса, периодом аудиторской проверки и деловой репутацией фирмы. 

Кроме того, имеет значение объем работы: 

  • проверка всех обязательных платежей или одного налога; 
  • сплошная проверка всех операций или выборочная проверка отдельных сделок. 

Что нужно проверить

Одной из самых распространенных претензий налоговых органов является упрек в не проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента по сделке. Поэтому в рамках налогового аудита необходимо уделить самое пристальное внимание проверке наличия документов, подтверждающих юридический статус и деловую репутацию контрагентов. 

Каждая сделка должна иметь четкую деловую цель и быть направлена на получение прибыли. Вот почему при налоговом аудите следует установить реальные цели заключенных договоров.

Это особенно актуально для нетипичных сделок, договоров с взаимозависимыми лицами и внешнеэкономических контрактов.

Если окажется, что основной целью сделки является налоговая экономия, то учет расходов по ней связан в высокими налоговыми рисками.

Повышенное внимание налоговых инспекторов вызывают случаи применения компаниями налоговых льгот и преференций.

На практике далеко не все фирмы могут обосновать правомерность использования льготных положений закона. Задачей налоговых аудиторов является тщательный анализ документов, которые обосновывают законность применения налоговых послаблений.  

Иногда налоговые риски возникают в случаях, когда одна организация несет расходы в интересах другой компании. Например, фирма может взять на себя расходы на проведение рекламных акций в интересах всей группы компаний, ведущей бизнес под одним брендом.  

С одной стороны, размещение рекламы является одним из инструментов поиска и привлечения потенциальных клиентов и, как следствие, увеличения получаемого дохода.

С другой — подобная реклама направлена на привлечение интереса и повышение покупательского спроса на продукцию с логотипом, под которым действует целая группа компаний.

В связи с этим затраты, понесенные в общих интересах, должны распределяться на всех участников, которые самостоятельно ведут свою коммерческую деятельность.

В заключение скажу, что перечень вопросов налогового аудита является открытым и в конченом счете определяется спецификой и потребностями конкретного бизнеса.

Фото на обложке: Andrey_Popov/shutterstock.com

Что нужно знать об аудите бухгалтерской отчетности — Правовест Аудит | «Правовест Аудит»

Аудит представляет собой аудиторскую проверку бухгалтерской отчётности лицами, не связанными с теми, кто был вовлечен в её подготовку. Результатом ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской отчётности будет письменное заключение аудитора о её достоверности.

Форма такого заключения — по сути краткий вывод о результатах работ: достоверна ли отчётность полностью, частично, недостоверна, либо невозможно было получить такой вывод по обстоятельствам, не зависящим от аудитора (которые приводятся в тексте заключения).

В материале рассмотрим, зачем нужен аудит бухгалтерской отчетности и как он проводится.

Проведение обязательного аудита регулируется п. 1 ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и требуется, в том числе, от следующих организаций:

  • акционерных обществ (п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ);
  • организаций любых форм собственности за некоторым исключением, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в соответствии с налоговым законодательством превысил за предыдущий год 800 млн. руб. (в расчет берется сумма выручки из декларации по налогу на прибыль, внереализационные доходы, а также доходы по прочим режимам) (пп. 4а п. 1 ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • организаций, сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествующего отчетному года превысила 400 млн. руб. (пп. 4б п. 1 ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • организаций, составляющих сводную (консолидированную) отчётность (ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»);
  • застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства (п. 5 ст. 3 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ);
  • унитарных предприятий в случаях, определённых собственником (п. 1 ст. 26 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • саморегулируемых организаций (п. 4 ст. 12 ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);
  • жилищных накопительных кооперативов (п. 1 ст. 54 ФЗ от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).

Следовательно, для таких организаций проведение обязательного аудита необходимо для соблюдения требований законодательства. Но этим польза аудита не ограничивается.

Ошибки в бухгалтерской отчетности, которые согласно официальным правилам признаются несущественными для изменения безусловно положительного вывода в аудиторском заключении, могут оказаться важными для самой организации, проводящей аудит бухгалтерской отчетности.

Например, для организации могут быть важными почти все суммы недоплат налогов либо, наоборот, случаи их переплаты.

Также «взгляд со стороны» на бухгалтерскую отчетность, каким по сути является взгляд аудитора, может оказаться крайне полезным в вопросах организации учёта и контроля за проведением хозяйственных операций, потому что недостатки, которые ещё не привели к возникновению существенной ошибки или других сложностей, могут привести к таковым в будущем и далее к нежелательным последствиям, которые можно было бы избежать.

Примерами могут быть:

  • организация учета и инвентаризация товарно-материальных запасов;
  • организация документооборота и оформление документов кадрового учёта;
  • соблюдение требований трудового или гражданского кодекса, валютного законодательства.

Недостаточно большие по размеру выручки или активов организации, для которых обязательный аудит не требуется, нередко его не проводят. По прошествии времени их показатели растут и они сталкиваются с необходимостью обязательно провести аудит.

В таких компаниях по причине их ранее небольшого размера, скорее всего, отсутствовал какой-либо внутренний мониторинг не только в части достоверности отчётности и соблюдения применимого к ним законодательства, но и мониторинг качества и эффективности применяемых способов ведения учёта и осуществления контроля.

В режиме крайней ограниченности времени после завершения отчётного года такая организация может столкнуться с тем, что в её отчётности содержатся существенные ошибки.

Характер таких ошибок может быть очень разный, и может затрагивать действительно большое число операций. Часто ошибки могут содержаться не только в отчётном, но и в прошлых периодах, и не только в учёте и отчётности, но и в налоговых декларациях.

Если же организация по причине недостаточно больших размеров выручки или активов ещё не была объектом выездной налоговой проверки, то такая проверка с течением времени становится всё более вероятной и может быть назначена в любой момент.

И не исключена ситуация, когда объём работ для исправлений оказывается слишком большим и на него уже не хватает времени, учитывая, что сотрудникам бухгалтерии приходится параллельно оформлять операции текущего периода.

В дополнение к индивидуальным ошибкам может выясниться, что практика ведения учёта и составления отчётности без бухгалтерских аудитов не была корректной или эффективной.

Изменение такой практики в начале периода деятельности всегда дешевле по затратам ресурсов, чем по прошествии многих лет (на протяжении которых делалось иначе), когда исправить сделанное оказывается достаточно затруднительно.

Юлия СусловаВедущий аудитор

Поэтому до того, как возникнет необходимость обязательного аудита, для организации целесообразно получение независимого профессионального взгляда на способы ведения учета, составление отчётности, исчисление налогов и осуществление контроля внутри организации. Для этого даже не требуется проводить аудит и получать аудиторское заключение. Такой профессиональный взгляд на бухгалтерскую отчетность может быть получен в другой форме:

  • для узконаправленных и уже сформулированных вопросов это могут быть консультации на основе абонемента;
  • либо выполнение аудиторской компанией чётко обозначенных процедур, согласованных с организацией;
  • для более широкого круга задач — выполнение обзорной проверки одного или нескольких разделов учёта и отчётности, а также исчисления налогов.

Времени для таких форм выполнения работ, скорее всего, потребуется меньше, чем для аудита, а значит и их стоимость также окажется меньше. При этом работы могут быть проведены в наиболее удобное для организации время в течение года, когда нет максимальной загрузки, что позволит более эффективно взаимодействовать для получения наиболее полного эффекта.

Финансовый аудит  — Независимая проверка Проверим правильность и полноту формирования бухгалтерских записей, первичных документов и корректность их оформления, достоверность и правильность формирования бухгалтерской отчетности.Рассчитать стоимость

Чтобы уменьшить расходы организации на проведение такой проверки, стандартами аудита предусматривается изучение не каждой хозяйственной операции и документа, а части из них. Выборка операций и документов производится таким образом, чтобы возможная ошибка, если таковая оказалась бы не выявленной по причине выборочного подхода, не повлияла бы на мнение вероятного пользователя отчетности.

Проверка операций может включать не только изучение того, соответствует ли операция в учёте подтверждающим её документам, но и анализ процедур проведения операций. Нередко такой анализ позволяет выявить бухгалтерский недочёт, который может привести к появлению ошибки определённого характера. Направленный поиск такой индивидуальной ошибки помогает выявить её ещё до начала частичной проверки.

Здесь следует отметить один действительно непростой для понимания аспект. Объём хозяйственных операций для указанной частичной проверки может быть в несколько раз меньше объёма всех операций в организации. И чем больше по масштабам организация, тем меньшая доля операций проверяется аудитором.

Если бы аудитор проверял все или почти все операции, то состав аудиторской команды должен был бы быть сопоставим с числом сотрудников организации, участвовавшими в их отражении в учёте, а также сопоставимо время на такое исследование со временем, затраченным сотрудниками организации.

Поэтому для таких больших объёмов начинает «работать» математическая статистика, когда для получения вывода о всех операциях в бухгалтерской отчетности достаточно проверить относительно небольшую часть из них.

При этом проверяемое количество операций рассчитывается таким образом, чтобы вывод, сделанный на основании проверенной части операций, статистически распространялся бы на все операции.

Использование такого подхода означает, что вывод в отношении всех операций, сделанный на основе относительно небольшой части, тоже подвержен правилам теории вероятности, и поэтому гарантирует его безошибочность также с определённой степенью вероятности.

Официальные правила проведения аудита содержат требования для такого уровня уверенности и гарантируют, что он является достаточно высоким, хотя и не стопроцентным (Международный стандарт аудита 530 «Аудиторская выборка» введён в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н).

Например, в каком-нибудь публичном акционерном обществе могут быть миллионы операций за год, которые совершаются огромным количеством сотрудников.

При этом аудитором во время бухгалтерского аудита проверяются не все такие операции, а только часть (иначе время такой проверки заняло бы многие месяцы).

При этом разница между суммой проверенных операций и суммой всех операций (то есть сумма непроверенных операций) будет существенной.

Но количество выбранных операций для проверки в совокупности с методами выборки гарантируют, что с высокой вероятностью в непроверенных операциях не окажется существенной ошибки. При обнаружении же ошибки такие случаи рассматриваются индивидуально, чтобы определить, является ли такая ошибка повторяющейся, либо это был единичный случай. Для повторяющихся ошибок рассчитывается их общая ошибка для года.

Юлия СусловаВедущий аудитор

До начала определения части операций для исследования от аудитора требуется выполнить предварительную работу. Эта работа, в частности, включает проверку выполнения соотношений итоговых сумм для разных групп бухгалтерских операций.

Это контроль выполнения своего рода ожиданий на основании понимания специфики бизнеса организации, применяемых правил учёта и знаний аудитором законодательства, применимого к организации.

При невыполнении какого-либо соотношения аудитор отмечает эту область для более подробного изучения. Такой подход, или «взгляд сверху», помогает выделить области, которые могут содержать ошибку.

Также аудитор выделяет области или типы хозяйственных операций, которые, исходя из практического опыта аудитора или в силу своей сложности, могут содержать ошибку. Такие области также рассматриваются отдельно.

При обнаружении ошибок аудитор сообщает о них, иногда ещё во время работы, и тогда организация имеет возможность внести исправления сразу после бухгалтерского аудита либо оставить всё без изменений. Аудитор же, согласно требованиям к аудиторскому заключению, оценивает, являются ли существенными оставшиеся ошибки, и соответствующим образом формирует текстовую часть аудиторского заключения.

Подробнее об аудите:

Выбор аудиторской компании в 2019 году. На что обращать внимание.

Аудит и консалтинг — разбираемся с границей понятий

Новый штраф 700 тысяч из-за бухотчётности и аудиторского заключения: как избежать?

Защитите себя и свою компанию уже сейчас «Правовест Аудит» рекомендует начинать первый этап аудита уже сейчас  Это позволит навести порядок и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.Задать вопрос

При проведении аудита «Правовест Аудит» ставит задачей не только выполнение работ, необходимых для формирования вывода в аудиторском заключении, но и проверку дополнительных областей, результаты которой могут принести пользу бизнесу.

Одной из таких областей традиционно является проверка исчисления НДС, налога на прибыль, налога на имущество и т.п. Учитывая сложность и постоянные изменения налогового законодательства, практически всегда удаётся найти налоговые риски, а также переплаты налогов, по своей сумме превышающие стоимость наших услуг.

Сильной стороной «Правовест Аудит» также является проверка соблюдения трудового законодательства. Нередко кадровые вопросы и связанные с ними вопросы налога на доходы физических лиц и страховых взносов приводят к налоговой недоимке и административным штрафам либо создают риски в отношениях с работниками или проверяющими органами.

Структура «Правовест Аудит» включает департамент аудита, департамент налогового консультирования и департамент юридического сопровождения, с обширной практикой досудебных разбирательств и ведением судебных дел, что позволяет нашим командам и нашим клиентам оперативно получать высокопрофессиональный взгляд в разных ситуациях, и таким образом помогать клиентам в самых сложных вопросах налогообложения, учёта, оформления сделок и прочего. Постоянный штат сотрудников всех отделов позволяет сохранять преемственность и высокое качество выполнения работ.

Налоговый аудит | Группа "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" (MGI) | Проведение аудита налогового учета

Минимизация налоговых рисков и оптимизация налоговой нагрузки

7 место — среди крупнейших налоговых консультантов (RAEX) Рекомендованы рейтингом Право.ру-300 по направлению Налоговое право

Согласно исследованию, проведенному специалистами Группы, 98% проверок не обходится без выявления налоговых недоимок и нарушений. Снизить вероятность привлечения к ответственности по итогам контрольных процедур возможно, если заблаговременно провести аудит налогового учета, выявить все рисковые области и принять меры по их устранению.

Комплекс мероприятий налогового аудита от экспертов практики Налогов и права Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» позволит своевременно выявить и исправить ошибки и недочеты в ведении налогового учета, составлении отчетной документации.

Мы рекомендуем провести комплексную проверку налогового учета в следующих случаях:

  • Ожидается визит сотрудников налоговой службы.
  • Произошла смена руководства, главного бухгалтера.
  • Проведена реорганизация компании, произошла смена деятельности.
  • Требуется оптимизировать налоговую нагрузку на организацию, определить возможные к применению льготы.
  • Внесены существенные изменения в налоговое законодательство. 
  • И в других случаях, когда действующая система налогового учета в компании требует проверки или пересмотра.

Эксперты практики Налогов и права проведут анализ налогового учета на предмет наличия фактов неполных или, наоборот, излишних налоговых выплат и иных взносов, а также представят прогноз налоговых рисков при существующем ведении деятельности организации. 

DelProf_Презентация практики Налогового консалтинга.pdf PDF, 2.79 Mb

  • Проверку корректности определения налогооблагаемой базы. 
  • Проверку правильности применения и исчисления налоговых ставок. 
  • Анализ правомерности и законности применения тех или иных налоговых льгот, и других способов снижения налогового бремени. 
  • Проверку своевременности перечисления взносов и налогов в бюджет и фонды. 
  • Проверку степени корректности заполнения деклараций по различным налогам и сборам. 
  • Анализ обоснованности использования того или иного налогового режима. 
  • Проверку качества исполнения проверяемым предприятием функций налогового агента. 

По итогам проверки налогового учета Вы получите отчет, содержащий сведения обо всех выявленных налоговых рисках, фактах неполных или излишних налоговых выплат, а также конкретные рекомендации по корректировке и исправлению ситуации.

При этом налоговые специалисты в рамках проекта не просто выявляют риски, но проводят их оценку по шкале:

  • Высокий риск
  • Средний риск
  • Низкий риск
  • Потенциальный риск

Низкие риски зачастую нужно просто принять к сведению по средним высоким рискам необходимо принимать действенные меры по минимизации рисков. Особого внимания заслуживают потенциальные риски, ведь вероятность развития неблагоприятного сценария по этой категории зачастую зависит от действий налогоплательщика в будущем.

По желанию клиента, эксперты практики Налогов и права на основе проведенной проверки также разработают налоговую политику, которая позволит минимизировать ошибки в дальнейшем. 

Мы с уверенность рекомендуем Группу «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» в качестве добросовестного и квалифицированного исполнителя консалтинговых проектов.

В ходе работы сотрудники АО АК «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» зарекомендовали себя в качестве профессионалов своего дела. Квалификация сотрудников, их обширный опыт работы и всесторонние знания в области налогообложения и бухучета позволяют компании реализовать комплексные проекты на высоком уровне качества.

По итогам успешно реализованного проекта АО «КИВИ» рекомендует АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» как компетентного независимого оценщика и выражает намерение продолжать сотрудничество с Группой в рамках других ее компетенций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector