О недоимке по налогам могут сообщить на работу. Зачем

Диана Смирнова, 27/01/2021

Говорят, долги есть у всех, просто не все о них знают. Однако о налоговых долгах помнить следует, потому что их гасить все равно придется, а вместе с ними еще и штраф, и пени. Хотите удостовериться, что ничего не должны ФНС, воспользуйтесь одним из трех способов проверки своего статуса.

Безусловно, когда вы не платите налог, вы об этом знаете. Но иногда налоговая недоимка
случается по иным причинам:

вы ошиблись при вычислении размера налога;

вы ошиблись при заполнении декларации;

вы ошиблись в самом платежном поручении.

  • Случается попасть в должники и по вине
    налоговой, когда инспектор ошибся в ходе камеральной проверки.
  • О недоимке по налогам могут сообщить на работу. Зачем

Одним словом, от ошибок никто не
застрахован. Но если по какой-либо причине вы не оплатили налоги в полном
размере, то налоговая инспекция отправит вам требование об уплате
задолженности. Однако лучше узнавать о своих долгах раньше, чтобы размер пени
был меньше.

Узнать о том, что вы налоговый должник,
можно несколькими способами.

Во-первых, это возможно выяснить при
личном посещении налоговой инспекции. Но этот способ неудобен, так как требует
свободного времени.

Во-вторых, у налоговой можно запросить
справку о своей задолженности. Запрос можно сделать при личном посещении, а
можно и электронно, то есть без личного визита. Справку делают три рабочих дня,
но в ней отражаются долги и переплаты на конкретную дату без детализации. Если необходимо
разобраться подробнее, то придется заказывать выписку операций по расчету с
бюджетом.

В-третьих, о том, что у вас есть долги,
можно узнать на ведомственных интернет-ресурсах. Это сайты ФНС, госуслуг или
база данных исполнительных производств ФССП.

На сайте ФНС есть сервис «Узнай свою
задолженность». Для работы с этим сервисом у вас должен быть личный кабинет на
сайте налоговой, именно в этом кабинете и будут отражаться ваши долги, пени и
штрафы.

Для регистрации личного кабинета необходимо прийти в налоговую инспекцию.
Если не можете лично, то обращаться может от вас и доверенное лицо, у которого
есть соответствующая нотариальная доверенность.

О долгах можно узнать и на сайте госуслуг.
Здесь так же потребуется регистрация.

В базе данных исполнительных производств
можно узнать о делах, по которым уже работают приставы. А это означает, что
сведения о долгах здесь отражаются не сразу. Но если в этой базе вы нашли себя,
то гасите долги без промедления, так как все зашло далеко, и вам грозит опись и
арест имущества.

Если вы должны и признаете свой долг, то
его надо оплатить как можно быстрее. Это в ваших интересах.

Если же вы не согласны со своей
задолженностью, то надо проверить, не допустили ли в ошибку в декларации. Если
причина в этом, то сдайте уточненную декларацию.

Проверьте также свое платежное поручение.
Если вы ошиблись в реквизитах, то платеж мог затеряться. Его надо будет
разыскать.

Если же вы все платили правильно и в срок,
то подготовьте платежные поручения, подтверждающие факт оплаты, и предоставьте
их в налоговую инспекцию. Если не можете прийти лично, то копии платежек можно
отправить в организацию заказным письмом. Если долг был начислен по ошибки, то
налоговая исправит ее в течение пяти рабочих дней.

Если вы должны, но не можете оплатить свой
долг, то можно отсрочить платеж или воспользоваться рассрочкой. Чтобы получить
право на такую опцию, надо написать соответствующее заявление и подать его в
налоговую. В заявлении необходимо указать размер своего долга и веское
основание для предоставления рассрочки или отсрочки по платежу.

Если у вас нет финансовой возможности
оплатить долг так, то придется проходить процедуру банкротства.

Вы заметили у нас ошибку? Помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter» и повторите код с картинки. Спасибо!

28 Декабря 2016На работу гражданам будут приходить письма о налоговых долгах

Новая практика: в организации, где работают должники по налогам, будут приходить недобрые письма, мол, такие-то и такие-то сотрудники задолжали казне столько-то.

Краснеть перед начальством должников заставят новые поправки в закон, расширившие понятие налоговой тайны. Юристы предупреждают: теперь начальство будет проинформировано о том, что какой-то подчиненный накопил долги по транспортному или имущественному налогу.

Так что личная финансовая недисциплинированность может привести к неприятным разговорам с руководством.

Кроме того, информация о налоговых долгах теперь будет направляться в бюро кредитных историй. Так что если человек захочет взять кредит в банке, ему придется объяснить банкирам, почему он уже пару лет не платил налог за машину.

Закон расширил понятие налоговой тайны, теперь данные о долгах граждан по налогам получат и банки.

«Теперь в налоговую тайну не включаются сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения, — пояснил «РГ» адвокат Вячеслав Голенев. — В норме уточнено указание на исключение из налоговой тайны сведений о конкретных суммах образовавшейся задолженности по налогам, включая недоимку, штрафы, пени».

Какие отсюда вытекают последствия для граждан? По словам юриста, налоговая служба получила возможность раскрывать такую информацию третьим лицам. К этим лицам, например, может относиться работодатель или бюро кредитных историй. Причем выдать такую информацию инспекция может и по запросу, если кто-то поинтересуется, и самостоятельно.

При этом, безусловно, любая передача таких данных должна происходить при соблюдении положений законодательства о персональных данных. Сейчас как раз разрабатывается порядок информирования работодателей о подчиненных-неплательщиках.

«В случае передачи указанных сведений работодателю или бюро кредитных историй налогоплательщик может столкнуться с некомфортными для себя ситуациями, — говорит Вячеслав Голенев.

— Например, работодатель заинтересован в сохранении своей собственной налоговой репутации как добросовестного налогоплательщика и участника экономических отношений, в связи с чем может проводить «разъяснительно-воспитательные беседы» со своим работником — задолжником по налогам».

Конечно, наказать сотрудника за долги по налогам начальник не сможет. Но на хорошую выволочку от босса можно рассчитывать. Ведь любой руководитель уважает налоговую инспекцию просто по определению, лишний раз ссориться с ней не захочет, так что отмахиваться от таких писем, скорее всего, не станет.

«А последствия передачи этих в данных в бюро кредитных историй представить легко — в системе оценки платежеспособности заемщика в банках риски неуплаты кредитов со стороны такого человека будут оценены выше, — говорит Вячеслав Голенев. — Кредитная история налогоплательщика объективно может ухудшиться. На действующих кредитах это вряд ли скажется, а вот при получении новых это может быть чувствительно».

Поэтому, хотя и банкиры, и начальники не имеют полномочия прямо принуждать гражданина платить налоги, сама ситуация будет для него дискомфортной. Так что проявлять сознательность будет в его же интересах.

Источник: «Российская Газета»

Правовая природа недоимки —позиция Минфина России

Продолжение темы, начатой в статье «Переплата — фундаментальное заблуждение налоговиков, или хитрая уловка?!»

Перед тем, как погрузиться в «тему», предлагаю читателям — каждому для себя, зафиксировать свою позицию по такому вопросу.

Налогоплательщик в своей налоговой декларации ошибочно завысил сумму налога. Однако оплата им произведена в меньшем размере в соответствие с действительным налоговым обязательством. Налоговый орган на основании полученной от налогоплательщика декларации выставил налогоплательщику Требование об уплате налога в части «недоплаченной» суммы.

Вопрос: Возникла ли у налогоплательщика обязанность оплатить выставленное требование?

Сначала оценим ситуацию на основании «духа Закона». Иными словами: «исходя из основных положений и смысла законодательства о налогах и сборах».

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ «недоимка — сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок».

В соответствие с п. 1 ст. 3 НК РФ «каждое лицо должно уплачивать ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫЕ налоги и сборы». Соответственно параметры «законно установленного налога» — в первую очередь его размер и срок уплаты — это самый что ни на есть объективный фактор. И субъективная ошибка налогоплательщика никак не может считаться правовым основанием для возникновения налоговой обязанности.

Дело в том, что государство — это не «беловоротничковый» жулик, промышляющий на ошибках беспечных и неграмотных граждан (и даже не «Робин Гуд», по беспределу карающий очевидных ловкачей и ворюг). Должностные лица налоговых органов как государственные служащие в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 27.07.

2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязаны «соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций». Соответственно ст. 32 НК РФ предписывает налоговым органам «соблюдать законодательство о налогах и сборах», а ст.

 33 НК РФ обязывает должностных лиц налоговых органов «действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

Экономическая суть недоимки (добавим — и начисляемых на неё пени) — это количественный показатель причинённого государству налогоплательщиком материального ущерба в результате просрочки исполнения налоговой обязанности.

Закреплённый в Налоговом кодексе РФ публично-правовой метод регулирования налоговых правоотношений возлагает на государство бремя доказывания факта причинения материального ущерба при обязательном соблюдении установленной законодательством о налогах и сборах процедур.

Поэтому описанная в вопросе ситуация невозможно в принципе. Оговоримся: при условии надлежащего исполнения налоговыми органами положений законодательства о налогах и сборах. Именно такую доктрину закрепил  законодатель в Налоговом кодексе России.

Читайте также:  Инструкция по охране труда для водителя автомобиля

Подтвердим это конкретными правовыми нормами, опираясь на авторитетное мнение уполномоченного государственного органа.

В ответе на вопрос о правовой природе недоимки Минфин России в письме от 28.11.2018 № 03-02-08/86043 (файл письма присоединён к статье) изложило абсолютно правильные выводы. Но, к сожалению, не сопроводив их правовым обоснованием. Попытаемся нивелировать этот недостаток, не исказив позицию финансового органа.

Вся суть содержится в 3-х абзацах. Приведу их дословно (выделения автора):

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ (Кодекс) недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.Неуплата налога в установленный срок является нарушением законодательства о налогах и сборах.

В случае, если недоимка выявлена вне проведения налоговой проверки, требование об уплате налога направляется налоговым органом в соответствие с п. 1 ст. 70 Кодекса. Факт наличия недоимки отражается в документе, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.02.

2017 № ММВ-7-8/179@.

Обращаю внимание: позиция Минфина России «завязана» на весьма важную норму п. 2 ст. 69 НК РФ: «Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки».

Применив к процитированному фрагменту рассматриваемого письма Минфина России правила логики  неминуемо придём к следующим двум выводам.

  • Во-первых, из первых двух абзацев (посылок), «железобетонно» следует вывод: недоимка – это нарушение законодательства о налогах и сборах.
  • Во-вторых, согласно третьему абзацу — документальное оформление «факта наличия недоимки» (формирование налоговым органом доказательственной базы) производится одним из двух альтернативных способов:

1-й способ –выявление недоимки «вне проведения налоговой проверки». В подтверждение  этого составляется документ по форме, утв. приказом ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/179@.

2-й способ – выявление недоимки в ходе проведения налоговой проверки.

Начнём с актуального для предпринимателей способа установления  факта «наличия недоимки» в ходе проведения налоговых проверок.

С учётом того, что подробно процедура камеральной налоговой проверки, а также как современные информационные технологии, внедрённые ФНС России в налоговый контроль, обеспечивают защиту прав и законных интересов налогоплательщиков, будет рассмотрена в одной из следующих статей. Здесь же остановимся только на ключевых моментах в разрезе темы статьи.Итак, самое главное.

1. В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации (налогового отчёта) в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка.

https://www.youtube.com/watch?v=jW3VOxx2GlI\u0026t=31s

И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. Согласно п. 5 ст.

 88 НК РФ «если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса».

Таким образом, не составление акта по окончании камеральной налоговой проверки означает отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах (а не только налоговых правонарушений). Напомним, что недоимка согласно официальному разъяснению финансового органа как раз и является нарушением законодательства о налогах и сборах.

3. Материалы налоговой проверки (основным из которых является Акт проверки) в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, рассматриваются руководителем (его заместителем) территориального налогового органа, который может вынести два вида Решений:

А далее весьма важная деталь: при любом исходе дела, если установлен факт недоимки (в том числе уже погашенной налогоплательщиком), в Решении в обязательном порядке указывается конкретная сумма этой недоимки и (или) начисленные пени (абз. 1 и 2 п. 8 ст. 101 НК РФ).

Решение в соответствие с п. 9 ст. 101 НК РФ вступает в силу через месяц после вручения налогоплательщику (а в случае обжалования – сразу после рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом).

Таким образом, только после вступления в силу Решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки считается установленным факт наличия недоимки. И соответственно, налоговый орган получает право начать процедуру её истребования.

4. Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ «требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (…) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». «Иного» Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Более того, данное правило продублировано (и уже без всяких «если») в п. 3 ст. 101.3 НК РФ: «На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение  , направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней».

Представленная здесь точка зрения подтверждается позицией Минфина, изложенной в письме от 11.06.2019 № 03-15-05/42607 (письмо присоединено к статье).

Хотя основная тема письма – отдельные вопросы нормативного регулирования контроля за уплатой страховых взносов (в том числе переходные положения в связи с передачей администрирования от ПФР в ФНС России с 01.01.

2017), предпоследние три абзаца письма посвящены порядку направления требования об уплате налога по результатам налоговых проверок. Приведу их полностью (выделения автора):

Предметом налогового контроля является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов, определенных статьей 8 Кодекса.

Порядок проведения налоговых проверок, рассмотрение материалов по результатам их проведения, вынесение налоговыми органами решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок регулируются статьями 88, 89, 100, 101 Кодекса.

Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов по результатам налоговой проверки направляется в соответствии со статьями 69, 70 и пунктом 3 статьи 101.3 Кодекса.

https://www.youtube.com/watch?v=jW3VOxx2GlI\u0026t=67s

Внимательный читатель, надеюсь, обратил внимание, что законодатель оперирует похожими (близкими по смыслу) категориями «налоговое правонарушение» и «нарушение законодательства о налогах и сборах». Их соотношение раскрывается на таком примере.

В соответствие с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата налога в надлежащий срок является налоговым правонарушением (ст. 106 НК РФ), за которое полагается финансовая санкция. Недоимка в данном случае является одним из элементов состава налогового правонарушения.

Если же полный состав налогового правонарушения не будет подтверждён, то обнаруженная в ходе налоговой проверки недоимка квалифицируется как нарушение законодательства о налогах и сборах. В обоих случаях процедура истребования недоимки инициируется в порядке, установленном п. 3 ст. 101.3 НК РФ (в первом случае вместе с наложенной финансовой санкцией — штрафом).

Таким образом, налоговое правонарушение — это частный случай более широкого понятия — нарушение законодательства о налогах и сборах.

Нельзя не упомянуть, что факт недоимки может быть подтверждён и Актом взаимной сверки расчётов. В этом случае налогоплательщик добровольно признаёт факт наличия недоимки, освобождая налоговый орган от необходимости выполнять установленные законодательством о налогах и сборах процедуры.

Вернемся к случаю установления факта наличия недоимки вне проведения налоговой проверки.

Исходя из того, что каждая полученная налоговым органом декларация в обязательном порядке подвергается камеральной налоговой проверке, ареал применения такого «одностороннего» (а значит — заведомо субъективного) способа ограничен случаями налогового контроля недекларируемых объектов налогообложения.

А это в подавляющей своей части сфера отношений с гражданами, не являющимися предпринимателями. Например, имущественные налоги физических лиц. И этому есть логическое объяснение. В подобных случаях налоговый орган самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая о них налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежах.

Что позволяет налоговикам единолично устанавливать факт наличия недоимки с оформлением соответствующего документа.

Правомерность же применение такого «одностороннего» (без участия налогоплательщика) способа установления факта «недоимки» в ходе других мероприятий налогового контроля весьма сомнительна. Хотя бы потому, что в Законе такие случаи прямо не оговорены.

А налогоплательщики, руководствуясь ст. 21 НК РФ, «имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков».

Надеюсь, приведённые аргументы помогут налогоплательщикам при защите своих прав и законных интересов.

Начало темы:  Переплата: фундаментальное заблуждение налоговиков, или хитрая уловка?!

Продолжение темы: Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»

Фнс – о признании деятельности физлица предпринимательской и принудительном взыскании налогов

Главный налоговый консультант юридической фирмы Tax Compliance

В письме Федеральной налоговой службы разъясняется, какие признаки укажут на предпринимательский характер деятельности физического лица и в каких случаях будет доначислена недоимка по налогам. Если вы получаете регулярный доход от определенной деятельности, стоит проверить, не подпадает ли она под критерии предпринимательской, чтобы избежать взыскания налоговой недоимки

Федеральная налоговая служба подготовила обзор судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физлиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения (Письмо ФНС от 7 мая 2019 г. № СА-4-7/8614@).

Письмо ФНС подтверждает сложившуюся тенденцию по оспариванию налоговыми органами экономической сущности сделок, заключаемых физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Эти действия налогового ведомства направлены на выявление предпринимателей, получающих существенную налоговую экономию путем сокрытия своей фактической деятельности.

Судебная практика показывает, что, если налоговый орган докажет предпринимательский характер деятельности физлица, доначислений недоимки по неисполненным налоговым обязательствам не избежать.

Переквалификация налоговым органом деятельности физического лица возможна только в случае наличия ключевых признаков, свидетельствующих о ее предпринимательском характере.

Одним из основных факторов является нацеленность на извлечение прибыли, т.е. изготовление или приобретение имущества с целью его последующего использования для систематического получения дохода.

Читайте также:  Раздел имущества после развода: в течение какого времени можно разделить?

Разовый характер сделки сам по себе не свидетельствует о ведении предпринимательской деятельности. Например, разовая продажа имущества, стройматериалов, оставшихся после строительства дома, не имеет признаков предпринимательской деятельности.

Но если вы регулярно приобретаете имущественные активы с целью последующей реализации или сдаете в аренду транспортные средства, налоговый орган вправе приравнять эту деятельность к предпринимательской и доначислить НДС, установив систематичность осуществления операций и отсутствие фактов использования объектов недвижимости в личных целях (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2017 г. № Ф09-8236/17).

Также о наличии в действиях признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать следующие факты.

  • Хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок. Под данным понятием подразумевается наличие первичных документов по сделкам: актов, договоров, расценок за услуги.
  • Взаимосвязанность всех совершаемых в определенный период времени сделок. Например, отсутствие временного интервала между приобретением и последующей продажей объектов, одновременное осуществление расходов по ремонту объектов для их перепродажи и расходов на рекламу. Судебная практика показывает, что для подтверждения налоговым органом обстоятельств ведения физическим лицом предпринимательской деятельности необходимы совокупность и взаимосвязанность действий, свидетельствующих о налоговом правонарушении.
  • Устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами. Обращение физлица за услугами к определенным контрагентам свидетельствует о наличии систематичных «обычаев делового оборота», подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности (см. письма Минфина России от 7 ноября 2006 г. № 03-01-11/4/82 и ФНС России от 8 февраля 2013 г. № ЕД-3-3/412@).

То есть если вы целенаправленно продвигаете свою деятельность, например поддерживаете сайт и публикуете объявления, а также имеете устойчивые взаимоотношения с поставщиками услуг для приведения объектов в «товарный вид», данные факты в совокупности могут свидетельствовать о ведении предпринимательской деятельности.

Доказательствами, подтверждающими нацеленность человека на систематическое получение прибыли, а значит, ведение предпринимательской деятельности, могут стать:

  • показания лиц, оплативших товары, работу или услуги; расписки, подтверждающие передачу денежных средств;
  • выписки из банковских счетов;
  • акты передачи товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи;
  • заключение договоров аренды помещений.

Так, налоговый орган при проведении проверки вправе вызвать любого свидетеля на допрос для установления обстоятельств заключения сделок, например по сдаче в аренду недвижимости физлицам.

Он может запросить расписки о получении и передаче денег, если расчеты производились с покупателями – физическими лицами наличными денежными средствами.

Также налоговый орган вправе истребовать у банков выписки о движении средств по счетам проверяемого налогоплательщика или его контрагентов, в случае если расчеты производились в безналичной форме.

Вместе с тем нужно помнить: если прибыль отсутствует, это не значит, что деятельность не будет признана предпринимательской, поскольку тут важна именно цель систематического получения дохода, а положительный результат обязательным не является.

То есть, если полученные доказательства позволят установить ведение предпринимательской деятельности, физическому лицу не удастся избежать административного наказания в виде штрафа в размере от 500 руб. до 2 тыс. руб.

за отсутствие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 14.1 КоАП РФ).

Если человек получает доходы от деятельности, которую он не относит к предпринимательской, но при этом она таковой является, на него будет распространяться режим налогообложения, установленный для индивидуальных предпринимателей. При этом он может быть и не зарегистрирован в качестве ИП (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, определения от 15 мая 2001 г. № 88-О и от 11 мая 2012 г. № 833-О).

Данные действия налогового органа не противоречат действующему законодательству, так как физлица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица при исполнении обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

При этом налоговый орган доначисляет именно НДС, предусмотренный для общей системы налогообложения. Так как иные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, патентная система) требуют заявительного порядка перехода, налоговый орган не может начислить недоимку по иным налогам, если физическое лицо не заявило о выборе и применении специального режима налогообложения.

В случае переквалификации деятельности физлица в предпринимательскую обязанностью налоговых органов является определение неисполненных налоговых обязательств. После этого может быть доначислена недоимка по НДС.

В качестве примера приведем дело о привлечении физического лица к налоговой ответственности (Определение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2015 г. № 59КГ15-2).

Собственник земельного участка и нежилого помещения сдавал имущество в аренду юридическому лицу по договору. Документ содержал условия о сроках, изменении и расторжении договора, санкциях за ненадлежащее исполнение обязательств по нему.

То есть были предусмотрены все возможные риски, подлежащие учету при осуществлении предпринимательской деятельности.

Суды сделали вывод, что человек сдавал принадлежащее ему на праве собственности нежилое административное здание юрлицу для использования в производственной деятельности арендатора.

Целью сдачи помещений в аренду было систематическое получение прибыли. Следовательно, физическое лицо являлось плательщиком НДС.

При этом суды не поддержали позицию собственника, заявившего, что целью предоставления имущества в аренду являлась минимизация издержек, связанных с владением нежилым помещением.

В законодательстве отсутствует указание срока, в течение которого налоговый орган должен выявить задолженность. Однако в силу ограничений, установленных п. 4 ст.

89 НК РФ, период, за который возможно доначисление недоимки по налогам, не может превышать трех лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Расчет недоимки по не исполненным физлицом налоговым обязательствам осуществляется исходя из величины полученного дохода, установленного по результатам анализа движения денежных средств по банковской выписке, распискам о получении денег, заключенным договорам.

Однако встает вопрос: после определения общей величины дохода, полученного физлицом, не зарегистрированным в качестве ИП, как будет рассчитан НДС? Ведь условиями договоров не предусмотрено, что цена услуг (товаров) включает в себя сумму налога.

То есть общая величина дохода будет умножаться на ставку налога 18% (для периода проверки до 2019 г.)? Или будет признано, что НДС изначально включен в стоимость услуг (товара) по договорам с заказчиками и необходимо общий доход умножить на расчетную ставку налога 18/118? Несомненно, расчетная ставка налога более выгодна, поскольку величина налогового бремени окажется меньше, чем при ставке 18%.

Судебная практика показывает, что при переквалификации сделки и статуса физлица на ИП расчет недоимки по налогам определяется с использованием расчетной ставки (18/118), только если человек не предпринял умышленных действий по избежанию налогового бремени и сокрытию своего реального статуса. Об отсутствии умышленности могут свидетельствовать следующие обстоятельства: человек действовал при заключении и исполнении договорных обязательств открыто и узнал о квалификации своей деятельности в качестве предпринимательской только по результатам мероприятий налогового контроля; ранее в отношении него не проводились проверки и он не привлекался к налоговой ответственности; накануне заключения сделок он умышленно не утрачивал статус ИП. Если данные условия не выполняются, расчет НДС будет производиться сверх цены договоров исходя из ставки 18%.

Впрочем, не во всех случаях налоговый орган сможет производить доначисление НДС при переквалификации сделок. Налогоплательщик имеет право на освобождение от уплаты НДС по ст.

145 НК РФ, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

Причем не будет иметь значения, подал ли налогоплательщик письменное уведомление о применении данного освобождения в срок, указанный в п. 3 ст. 145 НК РФ.

Согласно судебной практике в случае переквалификации сделок налоговые органы при расчете налоговых обязательств могут самостоятельно учитывать право лица на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС при соблюдении условия о размере выручки (Определение Верховного Суда РФ от 3 июля 2018 г. № 304-КГ18-2570 по делу № А70-907/2017).

В судебной практике встречаются случаи необоснованного приравнивания деятельности физических лиц к предпринимательской и доначисления НДС. Рассмотрим такой пример: в проверяемый период физлицо, которое обладало статусом ИП, реализовывало нежилые помещения.

Суды установили, что сделка носила разовый характер, а налоговый орган не представил доказательств использования помещений в предпринимательской деятельности.

Было указано, что наличие у физического лица статуса ИП не является основанием для отнесения сделки к предпринимательской, поскольку с момента регистрации в качестве ИП и постановки на налоговый учет к разрешенным видам деятельности предпринимателя не относилась деятельность по реализации объектов недвижимости (Определение Верховного Суда РФ от 4 мая 2016 г. № 303-КГ16-3339 по делу № А73-7492/2014).

Кроме того, нужно иметь в виду, что при реализации продукции, выращенной на собственном сельхозучастке площадью не более 0,5 га, налогообложение доходов физических лиц не предусмотрено, даже если деятельность носит систематический характер. Однако для подтверждения факта производства продукции именно на своем участке необходимо получить справку из местной администрации или садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ).

Если вы на регулярной основе получаете доход от определенной деятельности, платите НДФЛ и при этом не можете самостоятельно определить, обязаны ли уплачивать НДС, стоит обратиться в специализированные консалтинговые организации для анализа возможных налоговых рисков по доначислению недоимки по налогам в связи с предпринимательским характером деятельности. В случае если ваша деятельность подпадает под критерии предпринимательской, обозначенные выше, рекомендуем самостоятельно выбрать оптимальный вариант системы налогообложения, чтобы исключить вероятность принудительного взыскания налогов после налоговой проверки.

Читайте также:  Что значит обработка персональных данных: кем и по каким правилам осуществляется

Подборка официальных ресурсов, помогающих предпринимателям открывать и развивать свое дело Инструкция для водителей: как правильно вести себя после столкновения на дороге и без участия сотрудников полиции оформить извещение о ДТП (на бумаге или через мобильное приложение)? С 1 сентября 2022 г. начнут действовать изменения, внесенные в ст. 16 Закона о защите прав потребителей. Новые положения, которые устанавливают недопустимые условия договоров, будут распространяться и на отношения, возникшие до этой даты. Потому клиникам уже сейчас нужно пересмотреть свою документацию. А пациентам следует внимательнее читать договоры – медорганизации включают в них условия, которые теперь будут считаться незаконными

Следствие ведут налоговики. Что делать, если инспектор вызвал на допрос

Российская налоговая в последние несколько лет стала пристальнее следить за работой бизнеса и чаще вызывать на ковёр руководителей и даже обычных сотрудников.

Рассказываем, как проводят такие допросы, как к ним подготовиться и что будет, если на них не явиться.

https://www.youtube.com/watch?v=jW3VOxx2GlI\u0026t=96s

Согласно Налоговому кодексу, в качестве свидетеля для дачи показаний в налоговую инспекцию могут вызвать едва ли не любого человека: руководителя компании, учредителей, бывших сотрудников, их родственников, собственников предоставляемых в аренду помещений, рядовых рабочих и даже тех, кто подписывал товарные накладные. Фактически эта процедура является допросом, а показания свидетеля заносятся в протокол.

Чаще всего инспекция вызывает генерального директора или главного бухгалтера.

Приглашая генерального директора, налоговый инспектор в первую очередь выясняет, не является ли руководитель «номинальным директором», действительно ли он реальный владелец бизнеса. Если это так, то руководителю зададут вопросы, касающиеся различных сторон деятельности организации — как финансовой части, так и структуры бизнеса.

Главный бухгалтер занимает одно из ключевых мест в компании, обладает важной информацией о финансовом состоянии бизнеса, отвечает за сдачу отчётности в контролирующие органы. Поэтому он также находится в приоритете при вызове в налоговую инспекцию.

Если вы рядовой сотрудник компании и вас вызвали на допрос, это значит, что, по мнению инспектора, вы можете знать что-то ценное о возможных налоговых нарушениях в вашей организации.

Допрашивать вас будет один или несколько инспекторов. Сначала проверят вашу личность, а затем начнут задавать вопросы о деятельности проверяемой организации. Они могут касаться размера заработной платы, адреса компании, фамилий руководителей, должностных обязанностей и т. д.

Вопросы записывают в протокол, там же перечисляют всех присутствующих на допросе. В конце разговора вас попросят расписаться в протоколе, а вот предоставлять его копию налоговый инспектор не обязан.

Поэтому сообщите ему ещё до подписания, что вам необходимо получить свой экземпляр либо сфотографировать документ. Если проверка налоговой закончится судебным разбирательством, протокол допроса свидетеля могут подшить к делу как письменное доказательство.

Поэтому к разговору с инспектором стоит отнестись серьёзно.

Если на допрос вызывают генерального директора компании, он должен знать штатную численность, размер фонда оплаты труда, направления деятельности организации, основных контрагентов и многое другое.

Неуверенность ответов руководителя на вопросы о таких вещах насторожат инспекторов.

Поэтому, получив «приглашение» от налоговой, обратитесь за помощью к консультанту, а лучше подготовьте доверенность и придите на допрос в его сопровождении.

Чаще всего инспектор не разрешает присутствовать на допросе людям, не имеющим адвокатского статуса: юриста, налогового консультанта и др. Но в законодательстве этот вопрос не урегулирован, и вы всё же можете прийти в их сопровождении.

Практика показывает, что присутствие налогового консультанта или юриста значительно дисциплинирует инспекторов, не даёт психологически воздействовать и запугивать допрашиваемого. Консультант в ходе допроса может разъяснить свидетелю правовые последствия того или иного ответа на конкретный вопрос.

Важно понимать, что пришедший с вами консультант – не свидетель и он не может отвечать на вопросы за вас.

Мы сталкивались с ситуациями, в которых инспектор выгонял сопровождающего специалиста из кабинета. Однако опытный профессиональный консультант обладает набором лайфхаков, которые позволят ему участвовать в допросе клиента и контролировать процесс.

Если вам не хочется тратить своё время на допрос, вы не понимаете, какое имеете отношение к делу, или считаете, что эта процедура нарушает ваши права, то вы можете и не прийти.

Но уклонение от явки в инспекцию по делу о налоговом правонарушении без уважительных причин обойдётся вам от 1000 до 3000 рублей штрафа. При этом мотивы и цели вашего прогула не будут иметь никакого значения.

Закон предусматривает возможность отказа от дачи показаний только в том случае, если вам придётся свидетельствовать против себя самого, своего супруга (супруги) и близких родственников (ст.

90 Налогового кодекса РФ: «Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ»; и ст. 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников»).

При этом привлечь к ответственности за неявку могут, только если у налоговой есть доказательства вручения повестки.

https://www.youtube.com/watch?v=jW3VOxx2GlI\u0026t=141s

Необходимо учитывать, что, если налоговой нужно узнать о происходящем в компании от директора, а он не приходит, инспекция может начать осложнять жизнь фирмы.

Так, в течение последнего года участились случаи блокировки электронных подписей (ЭЦП). В этом случае компания лишается возможности сдавать отчёты в Налоговую инспекцию РФ (ИФНС) по электронным каналам связи.

Это незаконно, но практикуется повсеместно.

Часто устный вызов «для дачи пояснений» превращается в налоговой инспекции в допрос. В таком случае вы можете не подписывать повестку на месте. Сообщите, что вас не уведомили «надлежащим образом», и предложите направить повестку почтой. В уведомлении должен быть указан мотив вызова, время и место проведения допроса.

Если свидетель не в состоянии прибыть по повестке из-за болезни, его могут допросить на дому.

Индивидуальный предприниматель (ИП) или самозанятый вправе отказаться от дачи показаний, сославшись на нормы ст. 51 Конституции РФ. Согласно Налоговому кодексу, понятия «налогоплательщик» и «свидетель» не равнозначны и инспекция не вправе допрашивать налогоплательщика в качестве свидетеля по деятельности самого себя.

Юридические лица иногда забывают сменить виды деятельности в своём уставе. Например, фирма продавала канцелярские товары, а потом стала оказывать юридические услуги. За такие нарушения должностных лиц штрафуют на 5000 — 10 000 рублей, а повторное нарушение влечёт уже дисквалификацию на срок от года до трёх лет.

Первым несоответствие заметит ваш банк, который круглосуточно мониторит деятельность предпринимателей по 115-ФЗ («О противодействии легализации / отмыванию доходов»). Он заблокирует счёт до выяснения обстоятельств, а это может нанести серьёзный финансовый урон компании.

Хорошо выстроенная система внутреннего контроля бизнеса помогает обнаружить и исправить ошибки при исчислении налогов, сборов и страховых взносов. Таким образом минимизируются налоговые риски.

Своевременная подготовка бухгалтерской и налоговой отчётности, работа над налоговым планированием также зависят от системы внутреннего контроля.

Её отсутствие очень часто приводит компанию к рисковым ситуациям, связанным с финансами и налогами.

Малый бизнес часто экономит на услугах юристов и финансовых консультантов. Начинающие предприниматели сами занимаются маркетингом, рекламой, бухгалтерией и юридической документацией, чтобы контролировать все бизнес-процессы.

Опытные считают, что им не нужна помощь, и сами заключают договоры. Результат один — траты на судебные разбирательства и проблемы с налоговой. Решать все вопросы, задействуя только ресурсы компании, зачастую непосильно.

В фирмах с грамотным управлением все процессы проходят при участии, а иногда и под руководством опытных внешних консультантов.

В большинстве компаний малого бизнеса отсутствуют документы, определяющие порядок работы с контрагентами (физические или юридические лица, которые выступают одной из сторон сделки). Например, чек-лист проверки контрагента (досье).

Работа с недобросовестным контрагентом может плохо закончиться для компании: повышенное внимание Федеральной налоговой службы и ФАС, блокировка счетов, необходимость доказательства собственной невиновности перед контролирующими органами.

Приглашение номинального директора всегда рискованно — как для него самого, так и для компании.

Если руководитель организации числится генеральным директором в более чем ещё пяти организациях, налоговая заподозрит его в «номинальности» и вызовет в инспекцию для дачи пояснений. Специалисты ИФНС быстро поймут, что руководитель ничего не знает о деятельности компании, и риски налоговых проверок только увеличатся.

А самому номинальному директору может угрожать административная, уголовная, налоговая и субсидиарная ответственности.

Одна из самых актуальных тем для бизнеса сегодня. Практически всегда бизнес-структура насчитывает более одного юридического лица и (или) ИП. При этом большая часть способов налоговой оптимизации базируется на разделении бизнеса. В связи с этим сложилась непонятная ситуация: что считается дроблением бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды, а что нет?

Ответить на этот вопрос сможет только владелец компании. У него должна быть грамотно построенная структура бизнеса с учётом всех возможных требований и претензий в случае налогового контроля.

Подозрения в дроблении бизнеса возникнут у инспекторов в случае, если владельцы, руководители, а также и сотрудники одной компании в прошлом создают многочисленные ИП, новые юридические лица на упрощённой системе налогообложения, сокращают штатную численность и заключают договоры с самозанятыми. Налоговая инспекция предположит, что владельцы бизнеса стремятся уменьшить налоговую нагрузку и перераспределяют финансовые потоки, пытаясь не заплатить НДС и налог на прибыль.

Коллаж: «Секрет Фирмы», mskagency.ru / Сергей Киселёв

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector