Отмена техосмотра: закон подписан

Обязательный техосмотр в России отменен и переведен на добровольную основу. Поправки в законодательство Госдума приняла в трех чтениях в декабре 2021 года. Документ вступил в силу сразу после того, как был подписан президентом Владимиром Путиным 30 декабря. Разбираемся в нюансах, которые важно знать каждому водителю.

Техосмотр — это проверка технического состояния транспортных средств, включая автомобили и мотоциклы.

[1] Специалисты проверяют транспорт на соответствие обязательным требованиям безопасности в соответствии с российскими и международными нормами.

В отличие от техобслуживания на СТО или у автодилеров, специалисты не исправляют выявленные недостатки, а только указывают обнаруженные проблемы в диагностической карте.

В дальнейшем на основе этих данных автомобилист должен провести ремонт машины в любом удобном месте и вновь приехать на техосмотр — на это ему выделяют 10 дней. После ремонта специалист на станции техосмотра снова проверит машину. Если все недостатки устранены, собственнику выдадут диагностическую карту, подтверждающую полную исправность машины.

Хотя именно техосмотр до конца 2021 года считался единственным официальным подтверждением исправности автомобиля, большинство водителей предпочитали покупать «серые» диагностические карты без фактического посещения пункта техосмотра.

Карту можно был заказать в любом регионе. На официальные пункты приезжали только наиболее сознательные автомобилисты, которые не сомневались в исправности своих машин.

Ведь за каждый непройденный техосмотр собственнику приходилось платить по установленному в регионе тарифу. Например, в Москве это 880 руб.

Отследить процесс покупки «серых» диагностических карт никак не получалось, в начале 2021 года власти предполагали значительно ужесточить всю процедуру. Запланированная реформа вводила обязательную фотофиксацию до и после прохождения техосмотра на лицензированном пункте техосмотра. Кроме того, все данные операторы должны были отправлять через систему ЕАИС ТО.

В ГИБДД, а также в Российском союзе автостраховщиков тогда предупреждали, что «серые» и выданные без подробного осмотра карты будут аннулированы.

Пункты техосмотра обязали обновить оборудование для работы по новым правилам и получения лицензии. Операторы, в свою очередь, начали говорить о повышении цен на услугу по причине дополнительных затрат.

И в ФАС даже начали работу над разработкой новых тарифов на техосмотр.

Однако в июле 2021 года в МВД предложили правительству отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов.

Глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что в ряде регионов не выполняются требования по обеспечению населения пунктами техосмотра. При этом он напомнил, что водители и так в любом случае обязаны содержать свои автомобили в исправном состоянии.

Так, согласно ПДД, водитель должен перед выездом проверить исправность своего транспортного средства.

«В связи с этим в МВД считают возможным отменить обязательный технический осмотр легковушек, находящихся в собственности у физлиц», — сказал Черников и добавил, что соответствующее предложение ведомство направило в правительство.

Позже глава Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев заявил, что обязательный техосмотр для физических лиц следовало отменить уже давно.

«Эта процедура уже не является гарантией безопасности. Владельцы транспортных средств проходят процедуру обязательного техосмотра исключительно для приобретения полиса ОСАГО», — объяснил Москвичев.

Отмена техосмотра: закон подписан

 из открытых источников

В пояснительной записке авторы законопроекта об отмене обязательного техосмотра для личного транспорта указали на обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии проблем. Такие требования содержатся в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.

Также в записке привели статистику участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр.

Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.

Кому нужно проходить техосмотр в 2022 году

В самом конце 2021 года правила проведения техосмотра изменились. Поправки в законодательство Госдума приняла в третьем чтении 24 декабря, после чего документ одобрил Совет Федерации.

Техосмотр как обязательную процедуру сохранили для нескольких ситуаций. Диагностическую карту придется получать:

  • в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
  • для соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;
  • для такси, автобусов и грузовиков.

Также в списке ситуаций, когда техосмотр все-таки понадобится, указан следующий пункт: «В случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения».

Отмена техосмотра: закон подписан

 из открытых источников

Пока участники отрасли только разбираются, что именно он означает. А вот для всех остальных процедуру перевели на добровольную основу.

Это означает, что приехать на станцию техосмотра по желанию можно, однако совершенно необязательно.

Стоимость техосмотра пока осталась прежней — в принятом законопроекте предложений по индексации тарифов для добровольной услуги нет. Возможно, скоро об этом расскажут в ФАС.

Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2022 году

Техосмотр в обязательном порядке не нужно проходить легковым автомобилям и мотоциклам, которые принадлежат физлицам.

Однако такой транспорт должен использоваться исключительно в личных целях: собственники не должны с его помощью предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси, осуществлять перевозки пассажиров. Также такой личный транспорт не должны использовать в служебных целях.

Какие будут штрафы за непройденный техосмотр

С 1 марта 2022 года заработает штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.

Чтобы избежать двусмысленных трактовок и возможных ошибок в правоприменительной практике в Госдуме планируют уточнить положения статьи 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…» под нормы которой как раз попадает управление автомобилем без техосмотра.

Продадут ли полис ОСАГО без диагностической карты в 2022 году

Уже с 22 августа 2021 года автомобилисты получили право оформлять полисы ОСАГО без диагностической карты.

Что будет, если пройти техосмотр добровольно

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что техосмотр на добровольной основе все-таки стоит проходить. Как рассказали Autonews.ru в пресс-службе РСА, сотрудники ГИБДД могут остановить технически неисправное транспортное средство и проверить его на месте, либо на специальных стационарных пунктах.

«И если транспортное средство окажется неисправным, то последует запрет на его дальнейшее движение. А это повлечет вызов эвакуатора, ремонт и штраф за нарушение эксплуатации автомобиля. Наличие же действующей диагностической карты защитит автовладельца от такого развития событий», — считают в РСА.

Отмена техосмотра: закон подписан

 из открытых источников

Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр

Предлагая идею МВД об отмене техосмотра, в ГИБДД посоветовали страховым компаниям делать скидки на оформление полисов ОСАГО для водителей, которые будут проходить техосмотр даже при переводе этой обязанности на добровольную основу.

Также там посчитали возможным предлагать водителям скидку при уплате транспортного налога. Однако в налоговой службе на эту идею никак не отреагировали.

А страховые компании предоставлять скидки на ОСАГО в обмен на прохождение техосмотра пока отказались — представители страхового сообщества считают, что такой документ никак не влияет на показатели аварийность.

Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра

Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника.

По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.

«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.

После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.

Смотрите, какая тема — Что с техосмотром на сегодня в России: отменили ли? Новые правила и штраф

  1. Что с отменой технического осмотра сегодня? Соответствующий новый закон вступил в силу, и обязанность его проходить отменили для всех легковых автомобилей, принадлежащих физлицам и не работающих в такси.
  2. В Госдуме уже давно обсуждался законопроект, предлагающий упразднить эту процедуру в постоянном порядке.

    От техосмотра освобождены легковые автомобили, принадлежащие физическим лицам, которые используют их исключительно в личных целях и не в такси.

  3. Но обязанность проходить ТО и для указанной категории автовладельцев осталась – в случае перерегистрации при купле-продаже машины, постановке на учёт ГИБДД ранее снятого авто, а также при внесении изменений в конструкцию.

    Кроме того, изменения предполагают добровольную возможность пройти проверку по желанию граждан.

  4. Что со штрафом за отсутствие техосмотра? Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и составит 2 000 рублей.

  5. Кроме того, уже давно существует возможность регресса от страховой по ОСАГО, но при 3 условиях: произошло ДТП, где вы являетесь виновником и по причине неисправности вашего автомобиля. Это для легковых авто, опять же. А вот отказ в выплате за отсутствие диагностической карты незаконен.

    Равно как и регресс для легковых машин, используемых в личных целях, если ДТП произошло не из-за поломки машины.

  6. Также с недавних пор диагностическая карта исключена из списка обязательных документов для заключения договора ОСАГО.
  7. А ещё власти предусмотрели возможность аннулирования диагностической карты сотрудниками ГИБДД, если выяснится, что вы её купили.

С техническим осмотром транспортных средств в 2022 году и ранее произошло довольно много изменений. И отменить его хотели, в связи с чем по сети гуляет целый ряд фейков о том, что он якобы уже не обязателен, и проходить техосмотр сейчас не нужно.

И о новом штрафе за отсутствие диагностической карты писали, и об автоматическом регрессе в случае ДТП по ОСАГО, и якобы о новых правилах. На самом деле, такой информации ещё больше перечисленного выше. Однако, не всё это является правдой. В этой статье мы расставим все точки над «и» и выясним, что с техосмотром на сегодня – о чём пишут последние новости, какие новые законы приняты, а старые изменены, а главное, всё это со ссылками на официальные источники.

Принят ли закон об отмене техосмотра в России на сегодня?

Да.

И предлагаем сразу начать с официальных источников. В 2022 году технический осмотр – точнее, обязанность его проходить легковым и другим автомобилям – утверждена и практически исчерпывающе регулируется Федеральным законом №170-ФЗ. Его статья 2 указывает, на какие виды транспортных средств распространяется обязанность, а статья 15 – кому и как часто нужно его проходить.

И данный закон по состоянию на 20 Мая 2022 года является действующим, его никто не упразднял, равно как не вносилось изменений в указанные выше статьи 2 и 15. А вот поправки конкретно в статью 15 были внесены.

В неё добавлены три новых пункта: 7-9, которые делают необязательным прохождение техосмотра для легковых машин, которые принадлежат физлицам и не используются в такси.

И речь идёт именно о периодическом прохождении ТО.

И изменения об отмене техосмотра уже работают. Как проверить данную информацию?

  • В первую очередь, давайте посмотрим в базе данных Консультант Плюс на статью. В пункте 7 видим, что для легкового транспорта от упразднён.
  • Во-вторых, то же самое можно проделать в базе Гарант. Только здесь не указывается сносками об утрате силы нормативно-правового акта, а о его отмене можно прочитать на вкладке дополнительной информации. И, как видим, здесь тоже новая редакция статьи 15 ФЗ №170.

Между тем, в интернете вы найдёте множество фейков о том, что якобы техосмотр в настоящее время отменён и водители легковых автомобилей имеют право его не проходить. Это неправда. И порождается она, в основном, из инициатив и предложений отдельных власть имущих об упразднении данной процедуры. Вы всё ещё должны его проходить при следующих условиях (любом из них):

  1. у вас не легковой автомобиль и не мотоцикл (а, например, грузовой, автобус и тому подобное),
  2. ваша машина оформлена не на физлицо,
  3. вы работаете на данном транспортном средстве в такси,
  4. вы купили б/у автомобиль, и вам нужно его перерегистрировать в ГИБДД,
  5. вы внесли изменения в контрукцию машины (речь о формальной процедуре).

Таким образом, мы выяснили, что с техосмотром всё в порядке с точки зрения обязанности его проходить. Он не отменён по состоянию на сегодняшний день, а любые иные последние новости являются не более, чем фейком.

Подробная статья об отмене технического осмотра.

Нужно ли проходить ТО сейчас?

Да, нужно. То есть, если ваш автомобиль входит в число из списка выше, то у вас обязанность осталась. И делать его нужно со следующей периодичностью, указанной в таблице ниже.

Когда мне нужно проходить техосмотр?

Возраст/тип автомобиля До 4 лет До 5 лет От 4 до 10 лет Старше 5 лет Старше 10 лет
Любые транспортные средства менее 50 см3 или с электродвигателем менее 4 кВт и имеющие максимальную скорость менее 50 км/ч Не нужно проходить Не нужно проходить Не нужно проходить Не нужно проходить Не нужно проходить
Легковые авто (физлиц и юрлиц), не используемые в такси Не нужно проходить Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Ежегодно
Легковые авто, работающие в такси 1 раз в год 1 раз в год До 5 лет раз в год Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев
Мотоциклы Не нужно проходить Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Ежегодно
Грузовые авто массой менее 3,5 тонн Не нужно проходить Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Ежегодно
Грузовики массой свыше 3,5 тонн 1 раз в год 1 раз в год До 5 лет раз в год Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев
Грузовики с числом мест более 8, оборудованные для перевозки людей 1 раз в год 1 раз в год До 5 лет раз в год Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев
Автобусы 1 раз в год 1 раз в год До 5 лет раз в год Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев
Автомобили со звуковыми и световыми спецсигналами 1 раз в год 1 раз в год До 5 лет раз в год Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев
Автомобили, оборудованные для обучения вождению 1 раз в год 1 раз в год До 5 лет раз в год Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев
Машины для перевозки опасных грузов Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев
Прицепы для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам массой менее 3,5 тонны Не нужно проходить Не нужно проходить Не нужно проходить Не нужно проходить Не нужно проходить
Прицепы или полуприцепы для грузовиков массой свыше 3,5 тонны либо принадлежащие юрлицам Не нужно проходить Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Ежегодно

Таким образом, для большинства водителей в России, передвигающихся на легковых автомобилях, техосмотр проходить не нужно. А остальным – только по достижении 4 лет с даты производства автомобиля, указанной в ПТС (учитываются полные годы – то есть год изготовления машины «округляется» до 1 января). С 4 до 10 лет периодичность должна быть каждые 2 года, а после 10 лет – ежегодно.

Статья про периодичность прохождения ТО.

Отмена техосмотра: закон подписан

ТО будет обязателен только при постановке на учёт машины

Как мы уже указали выше, техосмотр отменён при следующих условиях:

  • у вас легковой автомобиль менее 3,5 тонн или мототранспортное средство,
  • вы являетесь физическим лицом,
  • вы используете машину исключительно в личных целях, в том числе не работаете в такси.

Тем не менее, поправки ссылаются на исключение, которое установлено другим законом. И в него ввелись изменения. Речь идёт о ФЗ О регистрации транспортных средств. Его статья 15 содержит исчерпывающий перечень документов, которые предоставляются при совершении регистрационных действий в ГИБДД.

Так вот, часть 2 законопроекта об отмене техосмотра вносит изменения и в данную норму, добавляя в перечень документов диагностическую карту.

В итоге что стало с техосмотромс этими поправками? Верно! Обязанность периодически проходить ТО для легковых авто физлиц отменили, но привязали необходимость этой процедуры к постановке на учёт автомобиля.

Отмена техосмотра: закон подписан

При этом, также ограничен список регдействий, при которых нужен будет техосмотр:

Статья о постановке на учёт и необходимости для этого диагностической карты.

Если отменили, для чего тогда проходить ТО?

Во-первых, отменли техосмотр, как мы описали выше данные изменения, не для всех автотранспортных средств. Остаются ещё автомобили такси, грузовики и автобусы, транспорт юридических лиц, для которых обязанность проходить технический осмотр всё ещё останется.

Во-вторых, и для физических лиц на легковых автомобилях, используемых в личных целях, обязанность также остаётся – вспоминаем про постановку на учёт и перерегистрацию машины.

А вот последствия могут весьма и весьма печальными… О них поговорим!

А что решили со штрафом за отсутствие техосмотра?

В наличии наказания за езду без диагностической карты также ничего противоречащего отмене технического осмотра нет. И не будет, даже если последний отменят навсегда для указанной выше категории владельцев.

Однако, возможно, у вас и здесь есть не совсем верное понимание последних новостей о соответствующей санкции из-за разного рода искажённой информации в сети.

  • Дело в том, что одни источники упоминают о том, что вводится новый штраф за вождение без действующего техосмотра.
  • Другие же, наоборот, об отмене уже существующего наказания.

А теперь по порядку! Штраф за отсутствие технического осмотра утверждён, и он, действительно, есть. Правда, в законную силу пока не вступил, и произойдёт это 1 марта 2022 года. А до этого официальных санкций за отсутствие у водителя диагностической карты нет будет.

Новый штраф будет составлять 2 000 рублей. И, если техосмотр отменят к 1 марта 2022 года, то штрафовать будут только водителей транспорта, принадлежащего юридическим лицам, таксистов, а также грузовые автомобили свыше 3,5 тонн, автобусы и другие транспортные средства, не относящиеся к легковым.

Статья о новом штрафе ГИБДД за отсутствие техосмотра.

Что с регрессом за ДТП без технического осмотра сейчас?

Ещё один фейк в сети касается неверного понимания последствий дорожного происшествия при отсутствии диагностической карты. И нет, безусловного регресса от страховой по ОСАГО в случае отсутствия у вас техосмотра не будет. Для этого как минимум нужно, чтобы вы стали виновником такого ДТП.

Отмена техосмотра: закон подписан

Равно как не предусмотрено законного отказа в выплате страхового возмещения по ОСАГО, если на момент ДТП у вас отсутствовала диагностическая карта. Всё это неправда!

А правда в том, что регресс за отсутствие техосмотра есть существует уже давно как законное право страховой компании. Однако, в отношении легковых автомобилей он наступает при соблюдении 3 условий (сразу все они должны выполняться):

  • автомобиль попал в ДТП, и на него отсутствовал действующий технический осмотра,
  • вы стали виновником такого происшествия,
  • причиной ДТП послужила неисправность вашего автомобиля.

Обратите внимание на последний пункт – именно он вносит чёткие коррективы в понимание законности регрессного требования в случае ДТП без диагностической карты. И его предписывает подпункт «и» пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО.

Но это также относится только к легковым авто и мотоциклам – в случае такси, грузовиков и автобусов регресс возможен и без обязательного условия неисправного автомобиля.

Статья о фейке про регресс и отказ в выплате за отсутствие технического осмотра.

Что с новыми правилами прохождения ТО в России?

Саму процедуру прохождения решили ужесточить в целях противодействия коррупции. Якобы теперь будет происходить фото- и видеофиксация проверки автомобиля на неисправности. В связи с этим было выпущено несколько нормативных актов, регулирующих порядок проведения техосмотра. Однако, воз и ныне там – фактически технический осмотр можно всё также купить и приблизительно за те же деньги.

Наиболее подробно о том, как нужно проходить техосмотр в 2022 году, мы объяснили в специальной статье.

Все принятые на сегодня изменения о техосмотре

В начале статьи мы писали о том, что поправок было достаточно много. Самые главные мы уже рассмотрели выше. Но остались ещё две – не менее важных.

Отмена обязательности диагностической карты при покупке ОСАГО

До недавних пор диагностическая карта числилась среди обязательных документов в перечне закона Об ОСАГО для предъявления при покупке полиса. Таким образом, на страховые компании фактически повесили бремя контроля, чтобы у всех водителей, для кого это необходимо, имелся действующий техосмотр. Иначе просто не получилось бы приобрести страховку.

Однако, этот документ исключили из перечня. И теперь технический осмотр не требуется для покупки страховки ОСАГО.

Аннулирование диагностической карты, если автомобиль не проходил техосмотр

Вот уже почти два года действует норма, согласно которой сотрудники ГИБДД наделены правом аннулировать уже действующую и полученную диагностическую карту водителя, если выяснится, что автомобиль фактически не заезжал на пункт проверки техсостояния. То есть если техосмотр был фактически куплен, а не честно пройден.

А что грозит вслед за аннулированием? Верно, вышеописанные штраф и возможный регресс. Причём, изменения выглядят именно так, что автовладелец может просто не узнать о том, что его карта аннулирована – только когда ему выпишут в следующий раз при остановке на дороге штраф за его отсутствие или, что ещё хуже, прилетит регресс по ОСАГО.

Более подробно данную коллизию мы описывали в статье про аннуляцию купленного технического осмотра.

Изменения ПДД

Подробности Категория: ПДД Опубликовано 08.09.2021

Отмена техосмотра: закон подписан

7 сентября 2021 года Правительство заявило о принятии решения по отмене обязательного техосмотра. Для кого отменят техосмотр, когда его можно будет не проходить и причём тут «Единая Россия» — читайте далее.

Как уже сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, ещё летом 2021 года с инициативой по отмене обязательного техосмотра для частников выступал глава ГИБДД РФ Михаил Черников. В своем обращении он подчеркивал, что техосмотр в его нынешнем виде не выполняет функцию контроля тех. состояния автомобилей, а является лишь формальностью, за которую люди платят деньги.

В связи с этим, МВД России на рассмотрение Правительства были внесены поправки, отменяющие техосмотр для частников — владельцев легковых автомобилей и мотоциклов. При этом, эту процедуру предлагалось оставить обязательной для коммерческого транспорта — автобусов и грузовиков, так как их неисправности несут опасность сразу для большого количества людей.

Параллельно с этим, Минтранс внёс свои поправки, которые наоборот ужесточали процедуру техосмотра.

Всё это время на различных общественных и политических площадках шло ожесточённое обсуждение этих инициатив.

Вчера, 7 сентября 2021 года, на сайте Правительства был опубликован пресс-релиз, согласно которому предложения по отмене техосмотра были одобрены в рамках комиссии Правительства по безопасности дорожного движения.

Что интересно, согласно этому пресс-релизу, предложение по отмене техосмотра якобы было инициировано партией «Единая Россия» (выборы никто не отменял) — название партии упоминается в коротком тексте аж 7 раз.

«Предложение «Единой России» давно назрело. Мы предварительно неоднократно этот вопрос обсуждали с МВД, думали о подходах, советовались, взвешивали ситуацию. Сегодня на комиссии поддержали эту идею», – рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин, отметив, что за безопасностью своего мотоцикла или автомобиля в первую очередь должен следить собственник.

Что самое интересное, пока утвержденного документа об отмене техосмотра в 2021 году нет. Речь идет только об утверждении самой инициативы на уровне Правительства.

Как рассказал первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, парламентарии от «Единой России» вместе с Правительством доработают необходимый законопроект, внесут в Госдуму и оперативно примут в новом созыве.

Судя по всему, речь идёт о законопроекте, который внесла в Госдуму «Справедливая Россия» ещё в июне 2021 года («О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно информации на сайте Госдумы, к данному проекту до 9 сентября 2021 года принимаются отзывы и замечания, а рассмотрение его в первом чтении запланировано только на декабрь 2021 года. Как указано в самом тексте документа, он вступает в силу со дня официальной публикации подписанного закона.

Таким образом, даже в случае оперативного утверждения законопроекта, он вступит в силу не ранее 2022 года.

Для кого отменяется техосмотр?

Согласно тексту законопроекта «Справедливой России», действие закона о техосмотре не будет распространяться на «личные транспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг легкового такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях».

Согласно последней информации Правительства от 7 сентября, техосмотр отменяется для физических лиц — обязательный техосмотр останется для коммерческого транспорта. Кроме того, техосмотр придётся проходить при смене владельца легкового автомобиля или мотоцикла, если транспортное средство старше 4 лет.

Таким образом, обязательный техосмотр останется только для следующих категорий транспорта:

  • транспорт юрлиц;
  • автомобили такси;
  • автомобили физлиц, используемые в служебных целях;
  • автомобили физлиц, используемые в личных целях — только для машин старше 4 лет при смене владельца.

Отмена техосмотра 2021: в чем подвох?

Однако, на самом деле, с отменой техосмотра дела обстоят не так просто, как кажется. Дело в том, что для полноценной отмены техосмотра необходимо внесение изменений ещё как минимум в 2 документа:

  • статья 14 закона «Об ОСАГО»;
  • статья 12.5. часть 1 КоАП РФ.

Регресс без техосмотра

Статья 14 закона «Об ОСАГО» предусматривает право регресса в случае ДТП, если автомобиль не прошёл техосмотр. Иными словами, страховая компания в таком случае через суд может взыскать с виновника аварии (который не прошел техосмотр) всю стоимость ущерба, выплаченную пострадавшей стороне. Регресс наступает в двух случаях:

  • для водителей такси, автобусов или грузовиков, оборудованных для перевозки пассажиров или опасных грузов — в случае отсутствия у виновника ДТП действующей диагностической карты техосмотра;
  • для всех остальных — в случае отсутствия у виновника ДТП действующей диагностической карты техосмотра и если причиной ДТП стала техническая неисправность.

Для того, чтобы водители смогли спокойно ездить без техосмотра, возможность регресса при отсутствии техосмотра для частников необходимо исключить.

Штраф за езду без техосмотра

Согласно последним изменениям в части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, с 1 марта 2022 года за езду без техосмотра для всех водителей предусмотрен штраф в размере 2000 рублей, который можно будет выписывать не чаще 1 раза в сутки. Соответственно, этот штраф придется либо полностью отменять, либо оставить его только для тех владельцев, которые по-прежнему будут обязаны проходить техосмотр.

Без отмены регресса, а уж тем более штрафа за отсутствие техосмотра, отмена обязательного ТО не имеет смысла…

От обязательного ТО освободят легковые авто и мототранспорт независимо от возраста

Дмитрий Сергеев

разобрался в новых правилах техосмотра

Профиль автора

Президент подписал поправки к федеральным законам «О техническом осмотре транспортных средств» и «О государственной регистрации транспортных средств». Изменения вступят в силу с 30 декабря 2021 года — со дня официального опубликования.

Теперь владельцы легковых автомобилей и мототранспорта освобождаются от обязательного прохождения техосмотра, если используют транспорт исключительно в личных целях. Правда, в некоторых случаях проходить техосмотр все равно придется.

Расскажу по порядку, что изменилось и какие есть нюансы.

Красивый дизайн, кэшбэк рублями и другие плюсы карты по мнению читателей Вдохновиться

Минимум раз в год проходили техосмотр легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также транспортные средства, предназначенные для обучения вождению. Такси и автобусы старше 5 лет проходили ТО раз в полгода.

Последний раз правила прохождения ТО изменились весной 2021 года. Тогда порядок ужесточили: чтобы получить диагностическую карту, нужно было обязательно приехать на авто в пункт техосмотра. До изменений прохождение ТО было формальностью, без которой не оформят ОСАГО, — водители зачастую приобретали диагностическую карту заочно или онлайн, иногда прямо в офисе страховщика.

Отмена обязательного техосмотра не распространяется на тех, кто использует транспорт в служебных целях, возит пассажиров или зарегистрировался в агрегаторе такси. В этом случае проходить ТО все равно придется.

Чтобы зарегистрировать изменения в конструкции авто, диагностическую карту в ГИБДД потребуют в любом случае. Год выпуска роли не играет: если владелец установил газобаллонное оборудование, сделал из седана кабриолет или внес какое-либо другое существенное изменение в конструкцию транспорта, придется проходить техосмотр.

В новом законе дополнительно прописали, что сотрудники ГИБДД не имеют права проверять техническое состояние автомобиля с действующей диагностической картой, которая подтверждает исправность транспорта.

Впрочем, проверять люфт рулевого управления или состояние электропроводки ГИБДД и раньше не имела права, за исключением случаев, когда техническая неисправность могла угрожать безопасности движения.

Раньше страховая компания имела право возместить расходы, понесенные после того, как она возместила пострадавшему ущерб по полису ОСАГО. Это называется «регресс». Главное условие — причиной ДТП стала техническая неисправность автомобиля и при этом у машины не было действующей диагностической карты.

Владельцы легковых авто и мототранспорта смогут не проходить ТО, экономить время и деньги. Нововведение касается только тех, кто использует транспорт в личных целях: техосмотр понадобится, чтобы таксовать, возить пассажиров или использовать авто по служебной необходимости.

  • В ряде случаев техосмотр потребуют в ГИБДД для транспорта старше четырех лет — при смене владельца, постановке на учет и регистрации изменений в конструкции.
  • Страховые компании не могут предъявить регрессные требования водителям автомобилей и мотоциклов, которые зарегистрированы на физлиц и используются в личных целях, на том основании, что этот транспорт не прошел техосмотр.
  • Для всех остальных ничего не изменилось.

Подпишитесь, чтобы следить за разборами новых законов и анализом финансовой ситуации Подписаться

Нужен ли техосмотр в 2022: новые правила | Роскачество

Техосмотр все же нужен, если вы решили продать, купить авто или внести в конструкцию существенные изменения. Что подразумевается под этим, рассказываем в нашем материале!

В конце прошлого года отменили обязательный технический осмотр для автомобилей, которые используются в личных целях. Значит ли это, что теперь владелец не несет никакой ответственности за состояние своего транспорта? Вовсе нет! Более того, в некоторых случаях проходить ТО все еще необходимо. Рассказываем про новые правила техосмотра автомобиля в 2022 году.

Как было раньше

До вступления в силу новых правил техосмотр был необязателен только в первые четыре года после выпуска автомобиля. Транспортные средства в «возрасте» 4–10 лет должны были проходить ТО раз в два года, старше – каждый год. Эти правила касались только личных авто; для транспорта, который используется для оказания услуг (в частности, перевозок), условия были жестче.

С конца декабря 2021 года обязательный техосмотр отменили для автомобилей и мотоциклов, которые используются для личных нужд. Нужен ли сейчас техосмотр в каких-то ситуациях? Да, такие случаи есть. Рассмотрим их более подробно.

Когда техосмотр все же нужен

Итак, в каких случаях нужно делать техосмотр?

1.   При продаже автомобиля.

Если вы решили продать автомобиль или мотоцикл старше четырех лет (с года выпуска), для совершения регистрационных действий потребуется диагностическая карта. Что интересно, в законе не уточняется, кто именно должен брать на себя расходы – продавец или покупатель. Вероятно, до появления уточнений и разъяснений вопрос следует решать индивидуально, по договоренности.

2.   При постановке на учет автомобиля старше четырех лет.

Собственно, ситуация, описанная выше, со стороны покупателя. Если не будет свежего ТО, автомобиль не получится зарегистрировать. Как мы уже упоминали, бывшему и новому владельцам придется договариваться, кто именно проводит ТО.

3.   При внесении существенных изменений в конструкцию автомобиля или мотоцикла.

При внесении изменений в конструкцию авто необходимо будет получить новую диагностическую карту, в противном случае автомобиль не может с точки зрения закона считаться безопасным.

Внесением изменений в конструкцию автомобилей считается установка или замена деталей, не предусмотренных производителем.

Если какие-то изменения допускаются производителем, это должно быть прописано в технической документации, и в таком случае дополнительных действий при замене не нужно.

Однако даже установка неоригинальных деталей становится основанием для того, чтобы пройти ТО вне графика. В частности, к изменениям, требующим ТО, относятся:

  • Изменение типа кузова, внедорожный тюнинг (например, установка нестандартных силовых бамперов, лебедок и т. д.).
  • Замена фар с изменением класса источника света.
  • Переоборудование автомобиля таким образом, чтобы им мог управлять инвалид.
  • Замена двигателя на двигатель, имеющий другие характеристики (отличные от тех, которые предполагает изначальная деталь).
  • Изменения в тормозной системе.
  • Лифт подвески или занижение.

Более того, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 413 надо заранее протестировать устанавливаемые детали на безопасность и получить разрешение на их установку. Только при наличии подтвержденного соответствия водитель не нарушает никаких законов.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.

1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество.

Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных).

По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Как изменилась процедура прохождения техосмотра?

Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.

Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД.

На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.

На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту.

Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены.

После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.

Техосмотр-2021: кому и когда проходить

Михаил Заплатников

Преподаватель компании «Что делать Консалт»

Консультация эксперта

Обязательное требование о наличии диагностической карты — документа, подтверждающего факт прохождения техосмотра автомобиля, отменено.

 Диагностическая карта свидетельствовала о том, что автомобиль технически исправен и может быть участником дорожного движения в России.

Что сейчас происходит с техосмотром, для кого он остаётся обязательным и можно ли его не проходить — об этом в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.

***

В законодательство Российской Федерации внесены важные изменения, которые многие называют не иначе как отмена техосмотра для легковых автомобилей. На самом деле всё не так однозначно. Суть в том, что законодатель изменил правила оформления полиса ОСАГО. 

Новое в законодательстве

Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра.

Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля.  Сейчас такого требования в законодательстве нет.

Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.

Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту? 

Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.

Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения.

 Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.

 Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.

Первичный технический осмотр

Технический осмотр автомобиля представляет собой проверку состояния вашего транспортного средства на соответствие обязательным требованиям в области безопасности дорожного движения. Только после этого ваш автомобиль может стать полноправным участником дорожного движения на территории Российской Федерации.

Владельцы новых легковых автомобилей могут не проходить техосмотр в течение четырёх лет, начиная с года изготовления автомобиля.

Обратите внимание, срок теперь считается не от года выпуска автомобиля, как это было ранее, а именно от года изготовления.

Такая же льготная отсрочка действует для грузовых автомобилей до 3,5 тонн, для мототранспортных средств, прицепов и полуприцепов. А если такой прицеп массой до 3,5 тонны принадлежит физическому лицу, то техосмотру он не подлежит.

Теперь переходим к другой категории автотранспортных средств, которым от четырёх до десяти лет с момента изготовления. В этом случае техосмотр должен проводиться один раз в два года, то есть в двадцать четыре месяца.

Если ваш автомобиль старше 10 лет, то проходить техосмотр нужно один раз в год.

Если же вы решили выехать из страны и провести техосмотр ещё до истечения срока, указанного в диагностической карте, то есть пока действует старый, в проведении внепланового технического осмотра вам отказать не смогут согласно части 6 статьи 15 Закона о техосмотре № 170-ФЗ.

Есть и другие сроки прохождения техосмотра. К примеру, такси, автобусы, грузовые автомобили для перевозки пассажиров более восьми мест не старше пяти лет проходят техосмотр каждый год, а свыше пяти лет — каждые шесть месяцев.

Повторный технический осмотр

Представьте себе ситуацию, когда при прохождении техосмотра в вашем автомобиле выявили неисправности и не могут оформить диагностическую карту.

Собственно, для этой цели и проводится технический осмотр. Что делать? В этом случае автомобиль направляется на повторный техосмотр.

Перед этим нужно в течение 20 дней устранить дефекты и представить автомобиль в тот же пункт проведения технического осмотра.

Повторный техосмотр будет проведён только по тем показателям, по которым имелись несоответствия требованиям безопасности. А если вы опоздали и приехали позднее 20 дней или на другой пункт техосмотра, то техосмотр будет проведён в полном объёме.

Диагностическая карта и срок её действия

Диагностическая карта легкового автомобиля вам не потребуется в первые четыре года, включая год его изготовления. А далее срок действия диагностической карты зависит от того, сколько прошло времени с года изготовления автомобиля. Если автомобиль старше четырёх лет, срок диагностической карты два года, а если старше десяти лет, то один год.

Важно!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector