Платить ли взносы по доптарифу, если вредная работа не полный день

05.07.2018 10:43:00

Если сотрудник занят на «вредных» работах в течение неполного рабочего дня, то периоды выполнения этих работ не включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. В связи с этим уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам не нужно. Правомерность такого подхода подтвердил Верховный суд РФ в определении от 26.06.18 № 310-КГ18-7973…

Платить ли взносы по доптарифу, если вредная работа не полный день Судебная практика  «Вредная» работа неполный рабочий день:

нужно ли платить взносы по доптарифам?

Если сотрудник занят на «вредных» работах в течение неполного рабочего дня, то периоды выполнения этих работ не включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. В связи с этим уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам не нужно. Правомерность такого подхода подтвердил Верховный суд РФ в определении от 26.06.18 № 310-КГ18-7973.

   

СУТЬ СПОРА

 Платить ли взносы по доптарифу, если вредная работа не полный день   По мнению проверяющих из ПФР, организация неправомерно не начислила взносы по доптарифам на выплаты сотрудникам, которые трудились на «вредных» работах (т.е. тех работах, которые указаны в подп. 1-18 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).   Организация обратилась в суд. По мнению страхователя, он не был обязан начислять взносы по доптарифу. Обоснование — сотрудники были заняты на «вредных» работах неполный рабочий день, и, соответственно, не имели права на досрочную пенсию.    

РЕШЕНИЕ СУДА

 

Суды всех инстанций, включая Верховный суд РФ, поддержали организацию, указав на следующее. Начисление страховых взносов по дополнительному тарифу зависит от того, включается или нет период такой работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Платить ли взносы по доптарифу, если вредная работа не полный деньПраво на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые на работах, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, в течение полного рабочего дня (п. 5, 6 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.02 № 516). При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работ в особых условиях труда не менее 80% процентов рабочего времени.   В данном случае работники трудились на «вредных» работах менее 80% процентов рабочего времени (4 часа в день). Соответственно, периоды выполнения таких работ не включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Таким образом, организация не должна была уплачивать взносы по дополнительным тарифам.   Платить ли взносы по доптарифу, если вредная работа не полный день

Источник публикации: www.buhonline.ru.

  Платить ли взносы по доптарифу, если вредная работа не полный день

АКТУАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ ПО ТЕМЕ: 

«Вредные» работы без права на досрочную пенсию:

платить ли взносы по доптарифам?  

Сотрудники заняты на работах с вредными условиями труда (подкласс условий труда 3.3 — 3.1). При этом выполнение таких работ не дает им право на получение досрочной пенсии. Нужно ли в такой ситуации начислять страховые взносы по дополнительным тарифам? Нет, не нужно. Такой вывод следует из письма Минфина России от 24.05.18 № 03-15-06/35161.

  Платить ли взносы по доптарифу, если вредная работа не полный день Напомним, что применение дополнительных тарифов пенсионных взносов напрямую зависит от результатов специальной оценки условий труда. По ее итогам каждому рабочему месту присваивается определенный класс условий труда: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени. Если по итогам спецоценки условия труда признаны вредными или опасными, то работодатели в отношении выплат работникам, имеющим право на досрочную пенсию, должны применять дополнительные тарифы.   В Минфине обращают внимание на то, что данное правило касается только тех категорий работников, которые заняты на работах, позволяющих досрочно выйти на пенсию (перечень таких работ приведен в подп. 1-18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ). Если же человек выполняет работу, которая не дает право на досрочную пенсию, то страховые взносы по доптарифам не начисляются, даже если по результатам спецоценки условий труда в отношении рабочего места установлен класс условий труда «вредный».   Напомним, что такие же разъяснения приведены в письме финансового ведомства от 23.10.17 № 03-15-06/69113. Платить ли взносы по доптарифу, если вредная работа не полный день

Источник публикации: www.buhonline.ru.

Платить ли взносы по доптарифу, если вредная работа не полный день   Платить ли взносы по доптарифу, если вредная работа не полный день МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 24 мая 2018 г. № 03-15-06/35161

Начислять ли взносы по доптарифам на «вредников», работающих неполное время?

Главная страница » 1С ЗУП » Главная 1С ЗУП » Новости ЗУП » Начислять ли взносы по доптарифам на «вредников», работающих неполное время?

По работникам, занятым неполное время на вредных и (или) опасных работах, повышенные взносы в ПФР начисляются со всей заработной платы (Определение ВС РФ от 18.08.2021 N 307-ЭС21-13447).

По результатам проверки, проводимой сотрудниками ПФР, компании было доначислено взносов более 300 тыс. руб. из-за того, что работодатель не рассчитывал взносы по доптарифам на выплаты сотрудникам-«вредникам», которые трудились неполный рабочий день.

Работодатель с претензиями не согласился, поскольку считал, что при занятости менее 80% рабочего времени период работ не включают в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии (п. 5, 6 Правил, утв. Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516).

Суд поставил точку в споре, встав на сторону ПФР: на применение доптарифа не влияет режим занятости, т. к. взносы идут на пенсии всем «вредникам».

В ЗУП 3.1 начисление взносов по доптарифу не зависит от количества ставок и графика работы сотрудника. Основные условия для начисления допвзносов могут быть прописаны для:

  • Должности
  • позиции Штатного расписания
  • Рабочего места (ЗУП КОРП)
  • Условий труда

Взносы по доптарифу рассчитываются, если соблюдены 2 условия:

  • установлен флажок Взимаются взносы для занятых на работах с досрочной пенсией
  • Класс условий труда по спецоценке установлен как вредный или опасный, а также если он не заполнен (если СОУТ не проводилась)

Платить ли взносы по доптарифу, если вредная работа не полный день

Подробнее о механизме учета работы во вредных условиях:

Для доступа к разделу авторизируйтесь на сайте. Платить ли взносы по доптарифу, если вредная работа не полный день

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Загрузка…

Нужно ли платить повышенные взносы при неполной занятости на вредной работе?

Платить ли взносы по доптарифу, если вредная работа не полный день

Работники, занятые на «вредных» и опасных работах, имеют право на досрочное назначение страховой пенсии. На выплаты таким работникам нужно начислять страховые взносы по дополнительному тарифу, добавленному к основной ставке, в результате чего суммарный тариф получается выше, чем для других категорий работников.

С 2017 года тариф дополнительных взносов установлен ст. 428 Налогового кодекса. До этого, когда администраторами страховых взносов были внебюджетные фонды, аналогичные положения были закреплены в положениях Федерального закона от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Именно в период действия этого закона Пенсионный фонд при очередной проверке выявил неуплату организацией-страхователем взносов по доптарифу в отношении выплат сотрудника, занятого на «вредной» работе менее 80% рабочего времени, и оштрафовал работодателя.

Организация обратилась в суд, поскольку была уверена, что начислять взносы по доптарифу ей не нужно.

Ведь, по ее мнению, начисление страховых взносов по доптарифу зависит от того, включается ли период «вредной» работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. А его имеют те работники, что заняты на «вредных» работах в течение полного рабочего дня, т.е.

более 80% рабочего времени. Получается, что период выполнения таких работ указанного работника не включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение ему трудовой пенсии.

Однако в арбитражных судах всех уровней страхователь это дело проиграл и обратился в Конституционный Суд с попыткой оспорить положения Закона № 212-ФЗ о страховых взносах, Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федерального закона от 1 апреля 1996 г.

№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». По мнению работодателя, нормы этих законов нарушают его конституционные права, так как обязывают начислять дополнительные взносы независимо от того, заняты его сотрудники на «вредной» работе в полной мере или или частично.

Но Конституционный Суд отказался принимать жалобу к рассмотрению, подчеркнув следующее. На работодателей, применяющих труд работников, занятых на работах с особыми условиями труда, возложена обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам.

Исключений относительно начисления взносов по доптарифу в зависимости от режима занятости – полной или частичной – закон не содержит. И еще: страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории.

То есть бюджет для выплаты досрочной пенсии «вредникам» формируется за счет работодателей, которые уплачивают страховые взносы в ПФР по повышенным тарифам. И все работодатели, использующие труд работников, занятых на «вредных» работах в режиме как полной, так и частичной занятости, объективно составляют одну категорию.

Именно поэтому нормы, которые пыталась оспорить организация, не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права (Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. № 2890-О).

Специалисты Минфина России, Минтруда России и ФНС России не раз озвучивали свою позицию о том, что платить страховые взносы по доптарифам нужно даже при занятости сотрудника на «вредных» работах менее 80% рабочего времени.

А вот суды вплоть до высшей инстанции до определенного времени имели противоположный взгляд – у занятых на «вредных работах» менее 80% времени нет права на досрочное назначение трудовой пенсии, а потому взносы по дополнительным тарифам начислять не надо.

Многое изменилось после того, как в ноябре 2018 года Верховный суд отменил подобное решение нижестоящего суда и вынес определение, где указал, что условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по доптарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ, независимо от режима этой занятости. А учитывая, что законодательство не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на «вредных» работах менее 80% рабочего времени, страховые взносы должны начисляться и по дополнительным тарифам.

Читайте также:  Обеспечительный платеж не влияет на прибыль ни у одной из сторон сделки

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

Забудьте о взносах, налогах, отчислениях и отчётах — мы сделаем всё за вас!

Специалисты на аутсорсинге «Моё дело» возьмут на себя всю бухгалтерию. Вы не заплатите налогов больше, чем того требует государство

Узнать подробнее

Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:

  • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
  • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
  • переместили рабочее место в другое помещение и др.

В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.

Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством.

Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки.

Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

  • сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
  • повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
  • как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и др.

Гарантии и компенсации закреплены в ст. 92, 117 и 147 ТК РФ, но работодатель может самостоятельно их дополнить.

Есть профессии, должности и производства, которые по умолчанию предполагают работу во вредных или тяжелых условиях, даже когда спецоценка ещё не проводилась. Например, если они числятся в Списке № 1 и Списке № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.

На выплаты «вредникам» работодатель обязан начислять пенсионные страховые взносы по общим (или пониженным) тарифам и по дополнительным (ст. 428 НК РФ).

Но касается это только определённых видов работ, которые дают право на досрочное назначение пенсии:

Если сотрудник не занимается работами, которые указаны в пунктах 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховые взносы по доптарифам начислять не надо, и не важно, что спецоценкой его условия труда признали вредными или опасными. Это неоднократно подтверждал Минфин, в частности, письмом № 03-15-06/74288 от 27 сентября 2019 г.

Если спецоценки ещё не было, страховые взносы на «вредников» надо начислять по общим доптарифам:

Взносы в ПФР по доптарифу за работников, которые трудятся в особых условиях, от режима занятости не зависят

Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 24 декабря 2020 г. № 2890-О, в котором указал, что обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу распространяется на всех работодателей, чьи сотрудники заняты на работах с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной).

Работодатель счел, что у него отсутствовали основания для исчисления в отношении работника страховых взносов по доптарифу

Территориальное управление ПФР вынесло решение о привлечении ООО «Торговый дом “Аврора”» к ответственности за неуплату в 2015 г. страховых взносов по доптарифу в отношении Л., работающего электрогазосварщиком и по совместительству слесарем МСР. Обществу была доначислена недоимка до дополнительному тарифу, и начислены пени.

Общество, полагая, что у него как работодателя отсутствовали основания для исчисления страховых взносов по доптарифу, поскольку Л., занятый на вредном производстве (как сварщик) менее 80% рабочего времени, не обладал правом на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 г. – страховой) пенсии по старости, обжаловало решение в арбитражный суд.

Решением суда, которое впоследствии было поддержано апелляцией и кассацией, обществу было отказано в удовлетворении исковых требований со ссылкой на определения Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800.

В жалобе в Конституционный Суд общество указало, что оспариваемые нормы (ч. 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах, а также абз. 7, 9, 10 ст. 3 и п. 2 ст. 33.2 Закона об обязательном пенсионном страховании и ст.

6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС), предусматривающие необходимость уплаты страховых взносов по доптарифу за работников, занятых на работе с вредными условиями труда неполное рабочее время, и тем самым – введение тарифа взносов, не эквивалентного страховому обеспечению в системе ОПС, не учитывают конституционные принципы справедливости и равенства, не имеют экономического обоснования и не соответствуют социально-правовой природе страховых взносов.

КС напомнил специфику взносов на ОПС

Рассмотрев материалы жалобы, КС не нашел оснований для ее принятия к рассмотрению. При этом Суд напомнил, что, в отличие от налогов, страховые взносы имеют правовую специфику.

Так, для страхователей-работодателей они являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц – материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях лишения возможности иметь заработок (доход) или его утраты в силу возраста, состояния здоровья и т.д.

При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления от 24 февраля 1998 г. № 7-П; от 10 июля 2007 г. № 9-П; от 30 ноября 2016 г. № 27-П и др.).

Подарок от Конституционного Суда РФЕго получили предприниматели, которые отныне не должны платить несоразмерно большие страховые взносы

Это гарантируется, отметил КС, структурой тарифа взносов на ОПС, который с 1 января 2012 г.

включает солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета.

Взносы в составе солидарной части тарифа предназначены для формирования денежных средств на осуществление в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 1 января 2015 г.

– фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованного взносов (абз. 9 ст. 3 Закона об ОПС). Соответственно, они не учитываются в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подп. 13 и 15 п. 2 ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС).

Кроме того, согласно ст. 58.3 Закона о страховых взносах (с 1 января 2017 г. – ст. 428 НК РФ), а также ст. 33.

2 Закона об ОПС работодатели, чьи сотрудники трудятся в особых условиях (выполнение работ сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности – тяжелыми условиями), с 1 января 2013 г. обязаны платить страховые взносы по доптарифам с учетом их поэтапного повышения в 2014 и 2015 гг.

Данные законоположения, подчеркивается в определении, не содержат исключений относительно начисления взносов по доптарифу в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в зависимости от режима занятости (полной или частичной). Обязанность по уплате взносов по доптарифу распространяется на всех работодателей, чьи работники трудятся в особых условиях.

При этом, подчеркнул КС, для таких работодателей законодательством предусмотрена возможность применения взамен установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона о взносах (с 1 января 2017 г. – п. 1 и 2 ст.

428 НК) доптарифов взносов в ПФР на финансирование страховой пенсии, доптарифов (в том числе нулевого тарифа), дифференцированных в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, а также класса условий труда (ч. 2.1 ст. 58.

3 Закона о взносах; с 1 января 2017 г. – п. 3 ст. 428 НК).

Данное правило, напомнил Конституционный Суд, было введено параллельно с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», основной целью которого является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты взносов в ПФР и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

Читайте также:  Образец соглашения о содержании, воспитании и месте проживания ребенка при разводе

В определении также отмечается, что в соответствии со ст. 33.2 Закона об ОПС доптариф составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. Из положений ст.

6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС также следует, что доптариф не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах. При этом абз. 2 п. 2 ст.

17 Закона об ОПС, определяющей порядок формирования бюджета ПФР, предусматривает, что трансферт на ОПС определяется в том числе с учетом досрочного назначения страховых пенсий лицам, указанным в ст. 30–32 Закона о страховых пенсиях (уменьшенных на сумму доходов от доптарифов взносов, уплачиваемых в соответствии со ст. 33.

2 Закона об ОПС). Это, подчеркнул Конституционный Суд, означает, что взносы по доптарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории.

«Данное регулирование, с одной стороны, призвано обеспечить реализацию права на пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а с другой – публичные интересы, состоящие в необходимости улучшения условий и охраны труда в целях защиты жизни и здоровья граждан, и в реализации принципов всеобщности, справедливости и солидарности 8 поколений, имея в виду, что все работодатели, использующие труд работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в режиме как полной, так и частичной занятости, объективно составляют одну категорию, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные принципы справедливости и равенства и как не имеющее экономического обоснования. Следовательно, оспариваемые законоположения в системе действующего правового регулирования не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя», – резюмируется в документе.

Что касается довода заявителя о несоответствии оспариваемого регулирования правовым позициям КС, изложенным в Постановлении от 23 декабря 1999 г.

№ 18-П, то, как указал Суд, в данном постановлении рассматривался вопрос о тарифах страховых взносов в ПФР для самозанятых граждан – индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав КФХ, а также адвокатов, имеющих статус как плательщиков страховых взносов, так и получателей страхового обеспечения, а заявитель к данной категории не относится.

Эксперты оценили выводы КС

Комментируя «АГ» определение, партнер практики «Страхование» АБ КИАП Дмитрий Шнайдман отметил, что выводы КС окончательно закрепили правоприменительную практику, которая сложилась по вопросу правомерности исчисления и уплаты работодателем дополнительных тарифов страховых взносов в отношении любых выплат в пользу работников, занятых на видах работ с особыми условиями труда, перечень которых закреплен соответствующими нормативными актами.

Основным предметом разногласий в спорах между ПФР и юрлицами по данному вопросу, заметил эксперт, являлась обязанность уплаты указанных тарифов в случае, когда работник был занят на соответствующих работах менее 80% рабочего времени.

«Поскольку в данном случае работник не обладает правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работодатели полагали, что у них отсутствует обязанность для начисления и уплаты взносов по доптарифам с выплат, произведенных этим работникам», – пояснил он.

До 2018 г.

, добавил Дмитрий Шнайдман, такие споры в основном разрешались в пользу работодателей, поскольку суды соглашались с позицией о том, что если у конкретного работника в силу его неполной занятости на работах с особыми условиями нет права на досрочную пенсию, то и работодатель не обязан финансировать дополнительными страховыми тарифами ее досрочный характер в отношении данного работника.

«Ситуация изменилась с принятием Экономколлегией ВС определений от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800, – отметил он.

– Именно указанные судебные акты изменили правоприменительную практику в отношении данного вопроса, определив подход, в соответствии с которым базовым условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по доптарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной)». По мнению судов, пояснил Дмитрий Шнайдман, именно такой подход соответствует сущности обязательного соцстрахования, включая пенсионное, поскольку уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, закрепленного в том числе Конституцией РФ.

В качестве правового обоснования применения указанного подхода, пояснил эксперт, определено, что законодательство не содержит исключений относительно начисления страховых взносов по доптарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ с особыми условиями меньше 80% рабочего времени. Кроме того, в силу ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что доптариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных, занятых на упомянутых видах работ. «Поэтому доптариф, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение – обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе», – подчеркнул Дмитрий Шнайдман.

Таким образом, заключил эксперт, определение не изменило, а окончательно закрепило хоть и в достаточной степени формальный, но прагматичный и экономически обоснованный подход судов к спорной проблеме, направленный, в первую очередь, на пополнение бюджета ПФР.

По мнению адвоката АП Тульской области Дмитрия Анищенко, в данном деле КС сделал выбор между «коллективными» и «индивидуальными» интересами в пользу первых. «Как неоднократно указывал Верховный Суд (определения от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800; от 7 сентября 2018 г. № 309-КГ18-5069; от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 16 июля г.

2018 № 309-КГ18-5069), особенностью страховых взносов, уплачиваемых по доптарифам, является их “солидарный” характер: из положений ст.

6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что дополнительный тариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на вредных видах работ», – отметил он.

Именно на этом факте, пояснил эксперт, выстроил свою позицию Конституционный Суд в рассматриваемом определении: не так важно, получит ли конкретный работник право на досрочную пенсию, – главное, что будет создан «источник» для ее финансирования для других работников, занятых на вредном производстве, чье право на досрочную пенсию однозначно и не оспаривается (эта логика изложена на стр. 7–8 определения).

Как считает эксперт, данное определение может негативно сказаться на судебной практике по аналогичным спорам. «На сегодняшний день суды в основном придерживаются позиции о том, что право на назначение досрочной пенсии должно корреспондировать обязанности страхователя уплачивать взносы по доптарифу.

То есть если отдельные периоды трудовой деятельности застрахованного лица не подлежат включению в расчет трудового стажа для назначения досрочной пенсии, то и взносы по доптарифу за эти периоды уплачиваться не должны (постановления АС Северо-Западного округа от 23 июля 2020 г. № Ф07-7298/2020 по делу № А13-21007/2019; АС Центрального округа от 14 марта 2018 г.

№ Ф10-60/2018 по делу № А14-3052/2017 и от 11 октября 2017 г. № Ф10-3959/2017 по делу № А14-15419/2016)», – пояснил он.

Таким образом, по мнению Дмитрия Анищенко, КС отринул данный принцип, указав, что обязанность работодателя уплачивать взносы по доптарифам не должна ставиться в зависимость от права конкретного застрахованного лица на досрочную пенсию, поскольку «бенефициаром» таких страховых взносов является не конкретный человек, а «неопределенная группа работников», занятых на вредном производстве.

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин считает, что позиция КС в данном случае понятна: государство, сильно «обжегшись» на повышении пенсионного возраста, не готово больше никаким образом уменьшать пенсионные платежи, включая дополнительные тарифы страховых взносов в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

«Вопрос, который на самом деле возник в данном деле, гораздо более “неудобен” для государства: в чем социально-экономический смысл доптарифа страховых взносов на работников с вредными условиями труда, если эти деньги, уплаченные работодателем, на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах, не зачисляются? – пояснил он. – То есть денежные средства, уплаченные в рамках доптарифа страховых взносов на конкретного работника с вредными условиями труда, размер пенсии этого работника не увеличивают, а учитываются “в составе солидарной части тарифа” и могут быть потрачены ПФР не на выплату пенсии конкретному работнику, занятому на работах с вредными условиями труда».

Этот в целом частный вопрос, добавил Роман Речкин, вытекает из общего вопроса о построении российской пенсионной системы, которая в принципе не основана на каких-то разумных социально-экономических принципах: размер пенсии конкретного лица определяется на основании произвольного расчета и реально не зависит ни от продолжительности работы, ни от размера взносов, перечисленных работодателем. «Более того, государство регулярно и в одностороннем порядке меняет правила начисления пенсий – например, “замораживая” накопительную часть, что означает искусственное занижение размера пенсии для всех лиц, так как “замороженная” часть попросту не учитывается в расчете платежей, эту самую пенсию формирующих», – заключил он.

Читайте также:  Календарь бухгалтера на 15 ноября 2022 г

Частичная занятость на вредных работах: расчет оплаты, НДФЛ, страховые взносы

При расчете страховых взносов для сотрудников, занятых на вредных работах, работодатель применяет дополнительные тарифы, установленные ст. 428 НК РФ. В статье разберем, как влияет частичная занятость на вредных работах на расчет оплаты труда, а также на примерах выясним, как удержать НДФЛ и начислить страховые взносы на зарплату сотрудника, привлеченного к работе во вредных условиях.

Тарифы страховых взносов для вредных работ

Привлекая сотрудника к работе во вредных, опасных, тяжелых условиях, работодатель вправе применять дополнительные тарифы при расчете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Показатель применяемого тарифа зависит от класса условий труда:

Класс условий труда Наименование Применяемый дополнительный тариф страховых взносов на ОПС
1-й класс Оптимальный 0%
2-й класс Допустимый 0%
3-й класс Вредный От 2% до 7%
4-й класс Опасный 8%

Если сотрудник был задействован в работах с вредными условиями, то тариф зависит от подкласса вредности:

Подкласс вредных условий труда Характеристика подкласса Применяемый дополнительный тариф страховых взносов на ОПС
3.1 Негативные последствия влияния вредных факторов, воздействующих на сотрудников, полностью нейтрализуются в течение определенного периода времени 2%
3.2 На сотрудника воздействуют вредные факторы, которые приводят к возникновению начальных форм профессиональных заболеваний 4%
3.3 Работник работает во вредных условиях, которые могут стать причиной возникновения профзаболеваний легкой и средней степени тяжести 6%
3.4 Вредные факторы, воздействующие на работника, могут привести к развитию тяжелых хронических заболеваний, а также привести к полной потере трудоспособности 7%

Определение класса (подкласса) условий труда осуществляется специальной комиссией по итогам оценки (СОУТ). Присвоенный класс вредности может быть изменен (повышен/понижен) при наличии соответствующего решения органа санитарно-эпидемиологического надзора.

статью ⇒ «Льготный тариф страховых взносов: кому положен, как рассчитать».

Как привлечь сотрудника к работе во вредных условиях

В соответствие ТК РФ, для привлечения сотрудника к вредным работам работодатель должен получить его письменное согласие.

Если сотрудник изначально нанимается на вредные работы, то документальным подтверждением такого согласия является трудовой договор. В случае, если трудовым соглашением с сотрудником установлены оптимальные либо допустимые условия труда, то для привлечения работника к вредным работником необходимо внести изменения в трудовой договор путем подписания дополнительного соглашения.

  • Разовое привлечение к работе во вредных условиях оформляется распоряжением руководителя при наличии письменного согласия работника, оформленного в виде заявления.
  • Действующее трудовое законодательство запрещает работодателям привлекать к вредным работам инвалидов, несовершеннолетних лиц, беременных женщин, а также матерей с детьми возрастом до 3-х лет.
  • статью ⇒ «Сверхурочные работы для инвалида: как оформить, расчет выплат».

Частичная занятость на вредных работах: расчет оплаты труда, НДФЛ, взносы

Согласно ст. 147 ТК РФ, сотрудники, занятые на вредных работу, имеют право на доплату не менее 4% от тарифной ставки, установленной трудовым договором.

Если сотрудник был привлечен к вредным работам частично (то есть основной период рабочего времени работник провел в оптимальных и/или допустимых условиях), то ему начисляется доплата в соответствие с общими условиями.

Конкретный размер доплаты устанавливается локальными нормативными актами компании, но он должен составлять не менее 4%:

  • должностного оклада;
  • дневной/сменной/часовой тарифной ставки.

Если для сотрудника установлена почасовая оплата труда, то доплата за работу во вредных условиях рассчитывается за каждый час такой работы. В случае, если работник получает ежемесячное вознаграждение в виде должностного оклада, то размер «вредной» доплаты рассчитывается пропорционально времени, отработанному во вредных условиях.

Рассмотрим пример. Щукин В.Д. – сотрудник ООО «Механик-5». Согласно трудовому договору для Щукина установлен должностной оклад в размере 21.320 руб. Рабочий график Щукина – 5-ти дневная 40-часовая рабочая неделя. По результатам СОУТ условия труда Щукина признаны оптимальными.

В марте 2022 года руководство «Маханика-5» предложило Щукину выполнить работу во вредных условий в связи с производственной необходимостью. На основании письменного согласия Щукина издан приказ, в соответствие с которым в марте 2022 года Щукин отработал:

  • 18 рабочих дней по 8 часов в оптимальных условиях;
  • 2 рабочих дня по 8 часов во вредных условиях.

В соответствие с Положением об оплате труда ООО «Механик-5», доплата за работу во вредных условиях составляет 10% от установленной тарифной ставки/должностного оклада.

Рассчитаем оплату труда Щукина за 1 день работы в марте в оптимальных условиях:

21.320 руб. / 20 дней = 1.066 руб.

Доплата за каждый день работы во вредных условиях составит:

1.066 руб. * 10% = 106,60 руб.

Зарплата Щукина с учетом доплаты за вредность в марте 2022 года составила:

21.320 руб. + 106,60 руб. * 2 дня = 21.533,20 руб.

Удержание НДФЛ

Выплачивая зарплату сотруднику, который в отчетном месяце был частично занят на вредных работах, работодатель, выполняя обязанности налогового агента, исчисляет, удерживает НДФЛ в общем порядке, после чего выплачивает налог в бюджет.

Ставка, по которой рассчитывается налог к удержанию, зависит от статуса сотрудника:

  • НДФЛ по ставке 13% удерживается из зарплаты сотрудников-резидентов – граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в течение последних 12-ти месяцев пребывали на территории РФ не менее 183-х календарных дней суммировано;
  • Работники, которым присвоен статус нерезидента, уплачивают НДФЛ по ставке 30%.

Расчет и удержание НДФЛ осуществляется в момент выплаты зарплаты сотруднику. Базой для расчета является общая сумма денежного вознаграждения, в том числе доплата за работу во вредных условиях.

Срок перечисления удержанного НДФЛ в бюджет – не позже дня, следующего за днем выплаты дохода сотруднику.

Дополнительные тарифы страховых взносов для вредных работ: формула, пример

Для того чтобы разобраться в особенностях расчета страховых взносов, начисляемых на доход работников, занятых на вредных работах с частичной занятостью, работодателю необходимо обратиться к письму ФНС №БС-4-11/24802 от 20.12.2022 года.

  1. Согласно разъяснениям налоговиков, расчет страховых взносов по дополнительному тарифу осуществляется пропорционально времени, в течение которого сотрудник был занят на вредных работах.
  2. Для расчета суммы вознаграждения, к которой применяется дополнительный тариф, используется коэффициент, показатель которого определяется по формуле:
  3. Коэфф = Времявред / (Времяобщ),
  4. где Времявред – период работы (в часах), в течение которого сотрудник находился во вредных условиях;
    Времяобщ – общий период рабочего времени по итогам отчетного периода (в часах).
  5. После того, как коэффициент определен, работодатель рассчитывает сумму дохода сотрудника, к которой применяется дополнительный тариф:
  6. Доходдоптариф = Доходобщ * Коэфф,

где Доходдоптарифдоход, к которому применяется дополнительный тариф страховых взносов (в соответствие с п.3 ст. 428 НК РФ);
Доходдоптариф – общая сумма денежного вознаграждения, начисленная работнику за отчетный период;
Коэфф – доля времени, в течение которого сотрудник был занят на вредных работах.

Рассмотрим пример. Для Григорьева В.Д., сотрудника ООО «Подшипник», применяется почасовой учет рабочего времени. Часовая тарифная ставка Григорьева составляет 320 руб.

В апреле 2022 года Григорьев отработал 176 часов, из которых:

  • 152 часа в условиях, оцененных как оптимальные;
  • 24 часа – во вредных условиях (подкласс 3.3).

Согласно Положению об оплате труда ООО «Подшипник», доплата за работу во вредных условиях составляет 25% от часовой тарифной ставке за каждый час такой работы.

Рассчитаем доплату, которая положена Григорьеву за вредность:

320 руб. * 25% * 24 часа = 1.920 руб.

По итогам апреля 2022 году Григорьеву начислена зарплата и доплата в общей сумме:

320 руб. * 176 часов + 1.920 руб. = 58.240 руб.

  • Рассчитаем долю времени, затраченную на работу во вредных условиях:
  • 24 часа / 176 часов = 0,14
  • Определим базу для исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу:

58.240 руб. * 0,14 = 8.153,60 руб.

Для подкласса 3.3 применяется дополнительный тариф страховых взносов по ОПС – 6%.

Базовый тариф взносов в ПФР составляет 22%. Базой для расчета взносов по общему тарифу является следующая сумма:

58.240 руб. — 8.153,60 руб. = 50.086,40 руб.

Рассчитаем общую сумму страховых взносов по ОПС, которую следует начислить «Подшипнику» из дохода Григорьева:

№ п/п Тариф страховых взносов по ОПС База для начисления Расчет страховых взносов
1 Базовый – 22% 50.086,40 руб. 50.086,40 руб. * 22% = 11.019,01 руб.
2 Дополнительный – 6% 8.153,60 руб. 8.153,60 руб. * 6% = 489,22 руб.
ИТОГО 58.240 руб. 11.508,23 руб.

статью ⇒ «Надбавка за вредность: порядок расчета, НДФЛ, страховые взносы».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector