С 13 июля для открытия счета банк запросит дополнительные сведения

С 13 июля для открытия счета банк запросит дополнительные сведения

С 1 апреля 2022 года заработают новые правила об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам. Главные изменения, которые коснутся и самих кредитных организаций, и их клиентов, — в том, что теперь банки в определенной степени смогут сами регулировать правила открытия счетов. Кардинальных перемен в отношениях банк — клиент ждать не стоит, однако новые инструкции позволят банкам предоставить клиентам более удобные варианты открытия и ведения счетов.

  • Первоапрельские изменения: новости для банков
  • Вступающая в силу инструкция Банка России от 30 июня 2021 года № 204-И (до 1 апреля 2022 года действует инструкция Банка России от 30 мая 2014 года № 153-И) обязывает банки урегулировать в банковских правилах ряд вопросов, связанных с открытием счета, до 1 октября 2022 года.
  • Так, кредитные организации будут самостоятельно определять:
  • перечень документов и информации, необходимых для открытия счетов, принимая во внимание точечные требования инструкции № 204-И к наличию отдельных документов, необходимых для открытия некоторых видов счетов;
  • форму карточек с образцами подписей и оттиска печати, предоставляемых в банк для проверки соответствия собственноручных подписей и оттиска печати, порядок их заполнения и замены;
  • случаи, когда при обслуживании счета банк может использовать две карточки и более;
  • правила документооборота с момента получения документов (сведений) от клиента (его представителя) для открытия счета до момента сообщения клиенту реквизитов его счета;
  • допустимый способ заверения предоставляемых для открытия счета документов.

Эти нововведения, вероятно, приведут к тому, что банки будут по-разному регулировать вопросы открытия счетов: по мере того, как большая доля регулирования процесса открытия счетов переходит к банкам, каждая кредитная организация сможет устанавливать свои — возможно, сильно отличающиеся от привычных — требования к клиентам. Тем не менее новые правила позволят банкам предложить более удобные сервисы для клиентов, в том числе с учетом текущих тенденций перехода рынка на электронный документооборот.

Но принципиально иных подходов к открытию счета пока ожидать не стоит: базовые ограничения при открытии счетов сохраняются.

Так, клиент или его представитель по-прежнему должны лично присутствовать при открытии счета (за отдельными исключениями), а проводить идентификацию клиентов и представителей должны только должностные лица банков (инструкция № 204-И прямо не предусматривает возможность для банка уполномочить на это третьих лиц, не являющихся его работниками).

Что ждет клиентов

Клиентам банков, в которых у них открыт счет, после вступления в силу инструкции № 204-И не придется ничего переоформлять или предоставлять дополнительные документы.

Так, предусматривается переходный период, в связи с которым клиенту банка не потребуется переоформлять карточки, представленные в банк до 1 апреля 2022 года.

А до 1 октября 2022 года банки обязаны будут принимать карточки, оформленные по форме и правилам, утвержденным пока еще действующей инструкцией № 153-И.

Меньше формальностей

В инструкции № 204-И также отражены несколько нововведений, которые очевидно позитивны для клиентов:

— снято действующее в настоящее время базовое ограничение в отношении клиентов — юридических лиц на возможность иметь право подписи только работникам клиента-юрлица.

С 1 апреля 2022 года право подписи будет у любого, кто имеет полномочия действовать от имени клиента-юрлица.

Такой подход согласуется с положениями Гражданского кодекса РФ о свободном выборе представителя и снимает излишние ограничения для клиентов-юрлиц.

Например, сейчас документы в банке не могут подписать лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, — действующие по доверенности (за исключением тех, кто оказывает услуги по ведению бухгалтерского учета, управляющих организаций и некоторых других), и приходится предоставлять право подписи только лицам, оформленным по трудовому договору. После вступления инструкций в силу подписать банковские документы смогут все лица, у которых есть полномочия от юрлица, предоставленные по доверенности;

— клиенты банка теперь по общему правилу не будут обязаны предоставлять документы, подтверждающие изменения сведений, которые устанавливаются при открытии счета. Такие документы надо будет предоставлять только по требованию банка.

Например, до вступления в силу инструкции при изменении таких сведений, как адрес регистрации, наименование компании и проч., клиенту приходится предоставлять подтверждающие документы.

В противном случае, как правило, в договорах банковского счета указывается, что информация, находящаяся в юридическом деле клиента, до предоставления документов, подтверждающих изменения, считается достоверной и банк не несет ответственности за неисполнение обязанности по предоставлению подтверждающих изменения документов.

Теперь же, после вступления в силу инструкции, клиенту по общему правилу будет достаточно уведомить об изменениях, а предоставить подтверждающие документы потребуется, только если их запросит банк.

Новые правила выглядят более прогрессивными — с точки зрения как банков, так и их клиентов.

Хотя они не решают существенные вопросы, связанные с удаленным открытием счета, тем не менее устраняют имеющиеся в действующем аналогичном акте противоречия законодательства и позволяют не дублировать требования, указанные в иных нормативных правовых актах, которыми сегодня руководствуются кредитные организации при открытии, ведении и закрытии счетов.

Благодаря изменениям каждая кредитная организация сможет внедрять собственные правила открытия счетов на уровне банковских правил. Надеемся, что это позволит банкам оптимизировать собственные бизнес-процессы и предложить удобные условия открытия и ведения счетов их клиентам.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

3 случая, когда банк обязан сообщить в налоговую о движениях по вашей карте, даже если вы не нарушаете закон

С июля 2021 года у Налоговой инспекции больше полномочий, так как вышли поправки от 02 июля 2021 года.

На самом деле закон, в которые были внесены правки, не новый. Это ФЗ №115 от 07 августа 2001 года, то есть ему уже больше 10 лет. Называется он «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем…».

Он был создан для того, чтобы определить и отслеживать незаконные операции с денежными средствами, направленные на финансирование запрещенных в РФ организаций.

Налоговая может запрашивать в банках сведения о счетах владельцев. Но давайте разберемся, в каких случаях держателям обычных банковских карт стоит этого опасаться.

Не секрет, что штат ФНС не позволит контролировать каждого человека, который получает доход на свою пластиковую карту. У налоговиков просто физически не хватит на это сил, времени и средств.

Пока можно не напрягаться

Главное — не совершать подозрительных операций. Например, не принимать большие суммы на свою карту на регулярной основе. Иначе можно попасть под подозрение налоговиков, которые решат, что вы занимаетесь предпринимательской деятельностью. Например, сдаете квартиру и получаете доход.

В таком случае вы рискуете получить налоговое уведомление за прошлый год с требованием заплатить 13% налога на доход физического лица.

Если сдаете квартиру, лучше оформиться самозанытым. Налог всего 4%, если ваши клиенты физические лица.

Но есть перечень операций по картам, которые точно будут выглядеть подозрительно, и они перечислены в законе

Так ФЗ № 115 определяет перечень таких случаев в шестой статье. В ней перечислены операции с денежными средствами, подлежащими обязательному контролю.

1. Переводы на сумму свыше 600 000 рублей

Имеется ввиду разовая операция, и не обязательно по карте. Например, в пункте 1) написано, что это приобретение ценных бумаг за наличные, или покупка — продажа валюты физическим лицом.

А в пункте 3) указано о зачислении денег на вклад третьего лица, в том числе на новые счета, которым еще нет трех месяцев.

Пункт 4) говорит об операциях с движимым имуществом, помещении изделий ювелирных изделий в ломбард либо их скупка, а также выплаты за выигрыш в лотерею и т.д. Это также получение и выдача займов физическим лицам.

2. Операции по сделкам свыше 3 000 000 рублей

Любые операции по сделкам с недвижимым имуществом на сумму свыше трех миллионов. Не важно, в каком виде производился расчет, наличном или безналичном. (П.1.1).

Интересно, что сейчас практически нет сделок с недвижимостью на сумму меньше трех миллионов. Так что по логике законодателя практически любая подпадает под особый контроль.

3. Возврат денег со счета мобильного оператора

Ни разу не делал такого. Но пункт 1.7 Закона говорит о том, что если вы не использовали деньги в качестве аванса за услуги связи и решили вернуть 100 000 рублей или больше, то подпадете под подозрение госорганов.

Я вижу это так. Вы вносите 200 000 рублей в качестве аванса по оплате телефона в месяц. А потом решаете вернуть на карту то, что не использовали. Звучит странно и сомнительно. Хотелось бы посмотреть на физлицо, которое платит столько за телефон, да еще и авансом. Я вот плачу за все свои переговоры 500 рублей в месяц, и то считаю это дорогим тарифом.

https://www.youtube.com/watch?v=47uspY60Uo0\u0026t=50s

Понятное дело, что налоговой эта операция кажется из ряда вон выходящей для обычного человека.

Есть еще ряд подозрительных операций:

Они напрямую не связаны с движением по картам. Это любые поступления из банков, находящихся за пределами РФ, также подпадают под особый контроль. Обычный почтовый перевод на сумму равной или свыше 100 000 рублей тоже будет подозрительной операцией.

Вывод:

  • Чтобы действия с вашей пластиковой картой действительно показалась подозрительными, пока что нужно хорошо постараться и выполнить ряд условий, перечисленных в законе.
  • Переживать пока особо не о чем.
  • Возможно со временем контроль ожесточится, и к этому нужно быть готовыми.

Адвокат Антон Самоха

Какие документы требуют банки от собственников и директоров компаний

В последние несколько лет при взаимодействии с банками собственники и генеральные директора компаний стали сталкиваться с неожиданными требованиями. Это связано с тем, что банки очень боятся лишиться лицензии, а потому с чрезмерным усердием исполняют закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (Федеральный закон от 07.08.2011 № 115-ФЗ).

Читайте также:  Что относится к чистым активам и как их рассчитать

Краткое описание 115-ФЗ

Согласно статье 7 Закона 115-ФЗ, при идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банк вправе требовать:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • учредительные документы;
  • документы о госрегистрации юрлица или ИП;
  • и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.

А клиенты в свою очередь обязаны все эти документы предоставить. Но это еще не все. Помимо «антиотмывочного» закона, деятельность банков регулируется массой других нормативно-правовых актов, выпущенных ЦБ РФ.

Например, Положение банка России от 15.10.2015 № 499-П устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов:

  • сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом банк в своих внутренних правилах самостоятельно определяет количество и виды документов, используемых для определения финансового положения клиента;
  • сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. При этом банк в правилах внутреннего контроля может установить и любой другой вид документов для определения деловой репутации клиента.
  • сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента – их перечень не является исчерпывающим.

Помимо идентификации клиента, банки обязаны также фиксировать и проверять все его сделки, которые показались подозрительными. Причем критериев подозрительности с каждым годом становится все больше.

Таким образом, прикрываясь «антиотмывочным» законом и многочисленными требованиями Центробанка, банки могут подвести любое требование под запрос документов по 115-ФЗ и запросить практически любую бумагу. И если документы по требованию не представлены, банк не проводит платежи, блокирует Банк-клиент или же попросту разрывает отношения с компанией или физлицом.

Рассмотрим, с какими требованиями банков сталкивались наши клиенты, и как действовать в каждой конкретной ситуации.

Прикрываясь этим законом, банки могут подвести любое требование под запрос документов по 115-ФЗ и запросить практически любую бумагу. И если документы по требованию не представлены, банк не проводит платежи или же попросту разрывает отношения с компанией или физлицом. Рассмотрим, с какими требованиями банков сталкивались наши клиенты, и как действовать в каждой конкретной ситуации.

Банк требует подтверждающие документы по «подотчетным»

Ситуация. Компания, работающая на УСН-6% (когда налогом облагается вся сумма дохода), снимала по чеку деньги на хозяйственные нужды. В какой-то момент банк затребовал документы, подтверждающие произведенные затраты.

С одной стороны, работающие на «упрощенке» и платящие налог с доходов, не обязаны документально подтверждать расходы, так как налог считается только с доходов.

С другой, – компании на УСН должны вести кассовую книгу, в которой отражается поступление наличных денег (снятых по чеку) и выдача налички подотчет сотруднику организации, а также учитывать авансовые отчеты.

Законно ли требование? По действующему законодательству в обязанность банков не входит проверка порядка ведения кассовых операций – этим занимается налоговая служба.

Однако требование может быть связано с выполнением обязанностей в соответствии с законом 115-ФЗ. Так, обязательному контролю подлежат операции по снятию наличных денег на сумму 600 000 руб. и более.

Но закон не расшифровывает, какие именно подтверждающие документы банк может запросить. Это могут быть авансовые отчеты и любые другие документы.

Что делать? В сложившейся ситуации возможен следующий порядок действий:

  1. Предоставить банку кассовую книгу с указанием поступления денежных средств и выдачи их «подотчет». Не исключено, что банку этого будет достаточно.
  2. В договоре с банком может быть прописано условие об обязательном предоставлении документов, подтверждающих целевое использование снятых наличных. В этом случае банк требует договора, чеки, накладные и другую первичку. Подтверждающие документы банк хочет видеть, чтобы убедиться в законном расходовании снятых сумм.
  3. Даже если такого условия в договоре нет, то, как показывает практика, служба безопасности банка требует документы в рамках 115-ФЗ. В случае отказа банк может попросить закрыть расчетные счета в этом банке.

Срок предоставления подтверждающих документов в банк

Для некоторых запрашиваемых сведений сроки предоставления прописаны в законе, но по отдельным документам банки самостоятельно устанавливают свои сроки. По мнению Центробанка, адекватным является срок 3-7 дней. Как правило, банки такие сроки и устанавливают.

Банк требует документы, подтверждающие происхождение денег на личных счетах

Ситуация. Банки проявляют интерес к легальности доходов клиентов и включают вопрос об источниках денег в анкеты. Их дают заполнять при открытии счета и обновлении информации о клиенте.

Если же клиент не может подтвердить легальность средств, банк вправе заморозить счет на пять рабочих дней, а потом еще на 30 суток (по решению Росфинмониторинга). Также банк может отказать в проведении операции.

Два отказа в течение года могут закончиться закрытием счета.

Законно ли требование? Выяснять происхождение денег у клиентов им разрешает закон № 115-ФЗ. И связан интерес банков с окончанием амнистии капиталов. В ее рамках всем предлагалось задекларировать скрытое имущество и доходы. Амнистия закончилась 1 июля 2016 года. И если до ее окончания банки имели право выяснять источники средств, то теперь это их прямая обязанность.

Что делать? Как правило, банки интересуются происхождением денег на личных счетах, если речь идет о крупных суммах (от 1,5 млн рублей). Тем, кто не хочет показывать источник денег, крупные суммы в банк лучше не вносить. Если же деньги уже на счете, стоит подготовить документы и письмо в банк с пояснениями по поводу источников сумм.

Пример документов, подтверждающих происхождение денег по 115-ФЗ

Для «физиков» подтверждением законного источника получения денег могут быть следующие документы:

  • договор купли-продажи (недвижимости, автомобиля, земли и др.);
  • справка 2-НДФЛ;
  • справка о получении пособий;
  • договор дарения;
  • свидетельство о получении наследства и др.

Чтобы подтвердить источник происхождения денежных средств, ИП должен предоставить документы, доказывающие его деятельность. Это могут быть:

  • договоры о проведении работ, оказании услуг, поставке и др.;
  • акты выполненных работ;
  • отчеты о выполненных работах;
  • счет за выполненные услуги с указанием, за что производится оплата.

Пояснительное письмо в банк: образцы для физлица и ИП

При малейших подозрениях в нарушении закона 115-ФЗ банк попросит просит предоставить пояснение, разъясняющее экономический смысл операций, а также источники образования у клиента денежных средств.

К сожалению, готового универсального шаблона для письма, которое следует подготовить в ответ на требование банка, не существует. Предлагаем два примерных варианта пояснительной записки – от физлица и ИП, их можно скачать и переделать под себя. Главное – как можно более подробно и своими словами описать ситуацию.

Банк требует документы о сотрудниках и их зарплате

Ситуация. Компания открыла счет в банке, но использовала его только для расчетов с контрагентами. Зарплату сотрудникам выплачивали наличными. После чего банк требует предоставить документы: штатное расписание и зарплатные ведомости. А в качестве основания своего требования сослался на закон № 115-ФЗ.

Законно ли требование? Банк не вправе контролировать снятие наличных на зарплату в рамках закона № 115-ФЗ. Но если компания снимает наличными 600 000 руб. и больше, и это никак не связано с ее деятельностью, то банк заподозрит обналичку, и может запросить сведения о выданной зарплате.

Что делать? Возможны два варианта действий:

  1. Вежливо отказать. В письме на имя управляющего банка написать, что сотрудники не дают согласия на раскрытие своих персональных данных (а без этого компания не вправе раскрывать сведения о зарплате). Также можно добавить, что контроль за расходованием наличных осуществляет ИФНС, а у нее претензий к компании нет.
  2. Предоставление подтверждающих документов банку (если не хотите портить отношения с банком). Но прежде получите письменное согласие работников на передачу персональных данных.

Банк требует пояснения при снятии крупных сумм с корпоративных карт

Ситуация. Если сотрудники компании регулярно снимают крупные суммы наличности с корпоративных карт, банк может потребовать пояснить необходимость данных операций. Речь идет о суммах в размере 50-100 тыс. руб.

Законно ли требование? Банк обязан следить за необычными операциями, которые проводят его клиенты (ст. 7 закона № 115). Если компания стала активно пользоваться корпоративной картой, это может вызвать подозрение у банка. Поэтому лучше ответить на требование.

Что делать? Чтобы избежать проблем с банком, стоит придерживаться нескольких правил.

Внутренними правилами по организации надо прописать, на что, сколько и как тратят сотрудники деньги по корпоративным картам. Также стоит установить правила снятия наличных или вовсе его запретить.

Также надо следить за тем, чтобы сотрудники отчитывались за потраченные деньги в срок. Это три рабочих дня с момента проведения операции по карте.

Если у банкиров появились вопросы, стоит подготовить пояснения в банк. В них написать, на какие цели работники снимали наличные и почему расход увеличился (например, деньги были нужны на крупную покупку материалов за наличку, на расходы во время командировок и т.д.). К пояснениям можно сразу приложить подтверждающие документы (например, чеки).

Банк запросил документы по контрагентам

Ситуация. Банк запрашивает договора с контрагентами и всегда требует пояснения операциям, которые кажутся подозрительными.

Например, если компания проводит нетипичные сделки или вдруг стала заключать договоры с контрагентами из других регионов и др.

Если у банка сомнения по конкретной сделке – банк требует договора с контрагентами и другие подтверждающие документы по сделке.

Законно ли требование?

Решение Совета директоров Банка России об установлении режима счета типа «С» для целей исполнения обязательств резидента перед нерезидентом, установленных в указе Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»

Совет директоров Банка России 8 марта 2022 года принял решение:

Читайте также:  Ликвидация акционерного общества - пошаговая инструкция

В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95) для проведения расчетов и осуществления (исполнения) сделок (операций) в целях исполнения обязательств, названных в пункте 1 Указа № 95, установить с 9 марта 2022 года следующий режим банковского счета типа «С», открываемого нерезиденту (юридическому лицу, физическому лицу, банку-нерезиденту) в уполномоченном банке в валюте Российской Федерации, и режим счета депо типа «С» (счета депо номинального держателя типа «С»), открываемого (открытого) нерезиденту в депозитарии, созданном в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российский депозитарий), режим специального брокерского счета типа «С» для учета денежных средств клиентов-нерезидентов в валюте Российской Федерации, режим клирингового банковского счета типа «С» для учета денежных средств нерезидентов в валюте Российской Федерации и клирингового счета депо типа «С», открываемых (открытых) в клиринговой организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российская клиринговая организация).

  1. Режим банковского счета типа «С».

    На банковский счет типа «С» могут зачисляться денежные средства:

    • от резидентов по операциям (сделкам), перечисленным в Указе № 95;
    • переводы с банковских счетов типа «С», специальных брокерских счетов типа «С», клиринговых банковских счетов типа «С»;
    • ошибочно списанные с банковского счета типа «С» денежные средства.

    С банковского счета типа «С» могут списываться денежные средства в целях осуществления:

    • уплаты налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
    • переводов на покупку облигаций федерального займа, размещаемых Минфином России на аукционах;
    • переводов на расчетные счета нерезидентов в валюте Российской Федерации, предусмотренных разрешением;
    • переводов при осуществлении иных операций, предусмотренных разрешением;
    • переводов на банковские счета типа «С»;
    • переводов на специальные брокерские счета типа «С»;
    • уплаты комиссий уполномоченному банку, осуществляемому обслуживание по счету;
    • переводов в пользу резидента при уплате неустойки (штрафа, пени) по операциям (сделкам), перечисленным в Указе № 95;
    • ошибочно зачисленные на банковский счет типа «С» денежные средства.
  2. Режим счета депо типа «С» (счета депо номинального держателя типа «С») (далее — счет депо типа «С»).

    На счет депо типа «С» зачисляются:

    • ценные бумаги, приобретенные за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах типа «С», специальных брокерских счетах типа «С», клиринговых банковских счетах типа «С»;
    • ценные бумаги, переведенные с других счетов депо типа «С»;
    • ценные бумаги, расчеты за которые осуществляются через банковские счета типа «С», в связи с совершением в отношении таких ценных бумаг корпоративных действий.
    • ценные бумаги, ошибочно списанные со счета депо типа «С».

    Со счета депо типа «С» списываются:

    • ценные бумаги, переводимые на счета депо типа «С», в том числе при осуществлении сделок с ценными бумагами за счет денежных средств, находящихся на специальных брокерских счетах типа «С», клиринговые счета депо типа «С»;
    • ценные бумаги, списываемые со счета депо типа «С» в результате их погашения;
    • ценные бумаги, списание которых разрешено с указанного счета в соответствии с выданным разрешением;
    • ценные бумаги, ошибочно зачисленные на счет депо типа «С».
  3. Режим специального брокерского счета типа «С»:

    На специальный брокерский счет типа «С» могут зачисляться денежные средства:

    • от резидентов по операциям (сделкам), перечисленным в Указе № 95;
    • переводы с банковских счетов типа «С», специальных брокерских счетов типа «С», клиринговых банковских счетов типа «С»;
    • ошибочно списанные со специального брокерского счета типа «С» денежные средства.

    Со специального брокерского счета типа «С» могут списываться денежные средства в целях осуществления:

    • уплаты налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в cоответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
    • переводов на покупку облигаций федерального займа, размещаемых Минфином России на аукционах;
    • переводов на расчетные счета нерезидентов в валюте Российской Федерации, предусмотренных разрешением;
    • переводов при осуществлении иных операций, предусмотренных разрешением;
    • переводов на банковские счета типа «С»;
    • переводов на специальные брокерские счета типа «С»;
    • уплаты комиссий уполномоченному банку, осуществляемому обслуживание по счету;
    • переводов в пользу резидента при уплате неустойки (штрафа, пени) по операциям (сделкам), перечисленным в Указе № 95;
    • ошибочно зачисленные на специальный брокерский счет типа «С» денежные средства.
  4. Режим клирингового банковского счета типа «С»:

    На клиринговый банковский счет типа «С» могут зачисляться денежные средства:

    • в результате осуществления клиринга и исполнения обязательств резидентов по операциям (сделкам), перечисленным в Указе № 95;
    • переводы с банковских счетов типа «С», специальных брокерских счетов типа «С», клиринговых банковских счетов типа «С»;
    • ошибочно списанные с клирингового банковского счета типа «С» денежные средства.

    С клирингового банковского счета типа «С» могут списываться денежные средства в целях осуществления:

    • уплаты налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в cоответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
    • переводов на расчетные счета нерезидентов в валюте Российской Федерации, предусмотренных разрешением;
    • переводов при осуществлении иных операций, предусмотренных разрешением;
    • переводов на банковские счета типа «С»;
    • переводов на специальные брокерские счета типа «С»;
    • уплаты комиссий уполномоченному банку, осуществляемому обслуживание по cчету;
    • размещения в депозит по договору банковского вклада (депозита), заключенному с центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ «Об организованных торгах»;
    • ошибочно зачисленные на клиринговый банковский счет типа «С» денежные средства.
  5. Режим клирингового счета депо типа «С».

    На клиринговый счет депо типа «С» зачисляются:

    • ценные бумаги, переводимые со счета депо типа «С» или с других клиринговых счетов депо типа «С» при осуществлении клиринга и исполнении обязательств, допущенных к клирингу;
    • ценные бумаги, ошибочно списанные с клирингового счета депо типа «С».

    С клирингового счета депо типа «С» списываются:

    • ценные бумаги, переводимые на счета депо типа «С», клиринговые счета депо типа «С»;
    • ценные бумаги, списание которых разрешено с указанного счета в соответствии с выданным разрешением;
    • ценные бумаги, ошибочно зачисленные на клиринговый счет типа «С».
  6. Счет депо типа «С» открывается в российском депозитарии нерезиденту либо номинальному держателю ценных бумаг — нерезиденту.

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 08.03.2022

Что изменится в налоговом кодексе 17 марта 2021 года

В СМИ началась очередная истерика насчет доступа налоговиков к сведениям, которые составляют банковскую тайну:

  • РИА Новости
  • «Лента»
  • «Известия»
  • «Регнум»
  • РБК

Налоговый кодекс и правда меняется с 17 марта. Теперь банки обязаны передавать больше сведений, но на обычных людей это не повлияет. А вот тем, кто занимается обналом и работает с подставными лицами, будет чуть сложнее бесконтрольно выводить деньги.

Вот что на самом деле изменилось в законе о банковской тайне и чем это грозит.

17 марта 2021 года вступают в силу поправки, внесенные в первую часть налогового кодекса. В статье 86 появится пункт 2.1 с новыми обязанностями банков. Там и идет речь о передаче некоторых сведений и документов по запросу налоговой.

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться

На самом деле вся статья 86 НК РФ посвящена обязанностям банков в связи с налоговым контролем. Например, банки обязаны сообщать об открытии счетов и вкладов, изменении реквизитов, остатках денег и операциях. Когда вы открыли счет как физлицо или ИП, налоговая автоматически узнает об этом из единой системы. А если она решит проверить декларацию, то узнает и обо всех зачислениях на счет.

Налоговая знает, какая у вас квартира, у кого вы ее купили, сколько зарабатываете, кто ваш супруг и как зовут детей, на какой машине вы ездите и какая у нее мощность двигателя.

У налоговой есть данные о ваших родственниках — потому что она ведет реестр ЗАГС.

Она знает, есть ли у вас фирмы или статус ИП, какими видами деятельности вы занимаетесь, где работали пять лет назад и кого нанимали, используете ли электронные кошельки и имеете ли счета за границей.

Росреестр передает налоговой сведения о сделках с недвижимостью, ГИБДД — о регистрации транспорта, нотариусы — о наследстве, а МВД — о смене паспортных данных и адресе.

И банки тоже передают информацию налоговой — автоматически или по запросу, в рамках действующего закона.

Доступ к банковским данным имеют суды, Росфинмониторинг, приставы, следственные органы, Агентство по страхованию вкладов, ЦБ, финансовые управляющие.

Нет такого, что все сведения о вас налоговая получит, только истоптав три пары железных башмаков. Закон позволяет государству знать о вас очень многое. А часть данных вообще находится в открытом доступе — особенно если вы занимаетесь бизнесом.

Вот что еще теперь обязаны передавать банки по запросу налоговой:

  1. Копии паспортов лиц, которые имеют доступ к деньгам на счете.
  2. Доверенности на получение денег со счета.
  3. Договор на открытие счета и использование интернет-банка.
  4. Карточки с образцами подписей и оттиска печати.
  5. Информацию о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях.
  6. Сведения о представителях клиента.

Срок — в течение 3 дней со дня мотивированного запроса.

Мотивированным будет считаться запрос в конкретных случаях.

У организации или ИП. Если проводится налоговая проверка или истребованы документы. Или есть решение о взыскании налога, приостановлении операций по счету или об отмене приостановления.

У физлица без статуса ИП. При согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя. А также если в отношении человека проводится налоговая проверка или у него истребованы документы.

У всех. По запросу другого государства в рамках международного сотрудничества.

Изменения коснутся тех, кто выдавал или получал доверенности на распоряжение деньгами. А также тех, кто открывал счета на подставных лиц и работает через представителей.

Например, есть фирма, которая обналичивает деньги. Обычно такие компании оформляются на людей, которые не имеют отношения к бизнесу и деньгам, а только дают свои паспорта и ставят подписи там, где нужно. А распоряжаются счетом другие люди.

Чтобы они имели доступ к интернет-банку, могли снимать деньги и подписывать документы, номинальный директор оформляет доверенность и указывает нужных людей в карточке с подписью и печатью.

Больше этот директор о счете и фирме ничего не знает — зато к деньгам имеют доступ те, кому это нужно.

Если у вас есть счета в банках и вы сами распоряжаетесь этими деньгами, не занимаетесь обналом в чьих-то интересах и не отмываете преступные деньги в больших объемах — вас эти изменения не коснутся.

Фактически для людей без статуса ИП ничего не меняется: о контроле за операциями речи в поправках не идет, а для запроса информации, как и раньше, нужно решение руководства или проведение проверки. При этом для проверки тоже нужны основания.

Банк сообщает о том, что у вас есть счет, но он не передает информацию о зачислениях и переводах. Пока что в России все еще нет официального контроля над расходами. Если вы купили машину, не имея официального дохода, — это не повод вас штрафовать. Деньги могла подарить бабушка, или вам вернули долг — а с денежных подарков и займов налога нет.

Если у вас есть статус ИП или даже фирма и доверенность на главбуха для распоряжения счетом, беспокоиться тоже не о чем.

Даже если представить, что налоговая получит эту информацию, — ну и пусть знает, что условная Марьиванна работает у вас в бухгалтерии и может снимать деньги.

У налоговой нет ни желания, ни ресурсов, чтобы запрашивать и обрабатывать данные обо всех доверенных лицах любого бизнеса. Обнальщикам может быть неспокойно, остальных поправки не касаются.

Налоговая мечтает получить доступ к данным о счетах вне налоговых проверок. Но пока таких полномочий у нее все еще нет. И ничего нового, что помогло бы доначислить вам налоги, в законах 17 марта не появится.

Сложности с подозрительными деньгами на счете могут возникнуть и без участия налоговой — примеров достаточно. А за вашими сделками следят и те, от кого вы этого совсем не ожидаете, и те, кто помогает вам с деньгами и документами.

Если волнуетесь за деньги на счете, почитайте:

Глава 1. Общие положения

1.1.

Читайте также:  Меняем ЕНВД на упрощенку. Как учесть товары

Открытие юридическим лицам, иностранным структурам без образования юридического лица, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее при совместном упоминании — клиенты), банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) в валюте Российской Федерации, иностранной валюте и драгоценных металлах (далее при совместном упоминании — счета) должно производиться кредитными организациями, Банком России (далее при совместном упоминании — банки) при условии наличия у клиентов правоспособности (дееспособности).

1.2.

Основанием открытия счета являются заключение договора счета и осуществление идентификации в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 28 июня 2021 года).

Клиенту может быть открыто несколько счетов на основании одного договора счета, если это предусмотрено договором, заключенным между банком и клиентом.

1.3. Открытие счета завершается, а счет является открытым с внесением записи об открытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов, ведение которой предусмотрено пунктом 2.

1 части III приложения к Положению Банка России от 27 февраля 2017 года N 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения», зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2017 года N 46021, 20 июля 2017 года N 47474, 12 декабря 2017 года N 49220, 12 марта 2018 года N 50299, 3 декабря 2018 года N 52845, 16 января 2019 года N 53372, 26 марта 2019 года N 54165, 18 июня 2020 года N 58690, 14 октября 2020 года N 60381, 27 мая 2021 года N 63660 (далее — Положение Банка России N 579-П).

Запись об открытии лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения (или вступления в силу) договора счета. Указанная запись может быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов одновременно с заключением договора счета.

В случае открытия клиенту счета в рамках одного договора, предусматривающего возможность открытия нескольких счетов на основании дополнительного обращения клиента об открытии счета, запись об открытии соответствующего лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем получения банком обращения клиента об открытии счета, если в нем не указан более поздний срок. В случае если обращение клиента об открытии счета содержит указание на определенную дату открытия счета, запись об открытии соответствующего лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее указанной даты (если обращение клиента об открытии счета получено банком до определенной в нем даты) или не позднее рабочего дня, следующего за указанной датой (если обращение клиента об открытии счета получено банком в определенную в нем дату или если она приходится на день, не являющийся рабочим).

  • Банк обязан располагать подтверждением получения обращения клиента об открытии счета, способы документирования которого должны быть определены банковскими правилами и (или) договором.
  • Основанием закрытия счета является прекращение договора счета в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо по соглашению сторон.
  • Закрытие счета осуществляется внесением записи о закрытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов.

В случае закрытия одного из счетов, открытых в рамках одного договора, заключенного между банком и клиентом, запись о закрытии соответствующего лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем получения банком заявления клиента о закрытии счета, если законодательством Российской Федерации не установлено иное и если более поздний срок не указан в заявлении клиента о закрытии счета. В случае если заявление клиента о закрытии счета содержит указание на определенную дату закрытия счета, запись о закрытии соответствующего лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее указанной даты (если заявление клиента о закрытии счета получено банком до определенной в нем даты) или не позднее рабочего дня, следующего за указанной датой (если заявление клиента о закрытии счета поступило в определенную в нем дату или если она приходится на день, не являющийся рабочим).

Банк обязан располагать подтверждением получения заявления клиента о закрытии счета, способы документирования которого должны быть определены банковскими правилами и (или) договором.

Не является закрытием счета внесение в Книгу регистрации открытых счетов записи о закрытии лицевого счета в связи с изменением номера лицевого счета, обусловленным требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативных актов Банка России (в частности, вследствие реорганизации клиента или обслуживающей его кредитной организации, изменения порядка ведения бухгалтерского учета, изменения Плана счетов бухгалтерского учета, установленного Положением Банка России N 579-П).

1.4. В целях организации работы по открытию, ведению и закрытию счетов кредитная организация принимает банковские правила в соответствии с главой 8 настоящей Инструкции.

1.5. Из числа своих работников банк должен определить должностных лиц, ответственных за работу по открытию и закрытию счетов клиентам (далее — должностные лица банка).

Должностные лица банка осуществляют сбор сведений и документов, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации и банковскими правилами для открытия счета соответствующего вида, проверку надлежащего оформления документов, полноты предоставленных сведений и их достоверности, наличия у клиента правоспособности (дееспособности), а также выполняют другие функции, предусмотренные настоящей Инструкцией и банковскими правилами. В указанных целях должностные лица банка взаимодействуют с клиентами, их представителями, бенефициарами, иными лицами, запрашивают и получают необходимую информацию. В случаях, предусмотренных банковскими правилами, банк вправе уполномочить на совершение указанных действий иных лиц, в том числе не являющихся работниками банка.

Должностные лица банка могут быть одновременно лицами, уполномоченными проводить идентификацию клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца.

Должностные лица банка могут быть уполномочены оформлять карточку с образцами подписей и оттиска печати (далее — карточка).

1.6. До открытия счета банк должен установить, действует ли лицо, обратившееся для открытия счета, от своего имени, по поручению и (или) от имени другого лица, которое будет являться клиентом.

В случае если обратившееся для открытия счета лицо является представителем клиента, банк обязан установить личность представителя клиента и наличие у него соответствующих полномочий.

Банк также должен установить личность представителя клиента — лица, уполномоченного распоряжаться денежными средствами (драгоценным металлом), находящимися на счете, с использованием документов, содержащих распоряжение клиента, на бумажном носителе (далее — лицо, наделенное правом подписи), а также лица, уполномоченного распоряжаться денежными средствами (драгоценным металлом), находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, подтверждающие наличие указанных полномочий (далее — аналог собственноручной подписи).

1.7.

Банк обязан располагать копиями документов, удостоверяющих личность клиента, а также лиц, личности которых необходимо установить при открытии счета, либо сведениями о следующих реквизитах указанных документов: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, а также код подразделения (регистрационный номер органа, выдавшего документ) (если имеется) (далее — реквизиты документа, удостоверяющего личность).

При изготовлении копии документа, удостоверяющего личность, допускается копирование отдельных страниц, содержащих его реквизиты.

1.8. Все документы, представляемые (получаемые) для открытия счета, должны быть действительными на дату их предъявления (получения).

  1. Документы, представленные для открытия счета, выданные компетентными органами иностранных государств (за исключением документов, представленных кредитной организацией, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющей место нахождения за пределами территории Российской Федерации), принимаются банком при условии их легализации в установленном порядке либо без их легализации в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
  2. Документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, представляются в банк с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
  3. Требование, указанное в абзаце третьем настоящего пункта, не распространяется на документы:
  4. выданные компетентными органами иностранных государств, составленные на нескольких языках, включая русский язык;
  5. выданные компетентными органами иностранных государств, удостоверяющие личности физических лиц, при условии наличия у физического лица документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В случаях и порядке, предусмотренных банковскими правилами, должностное лицо банка, иной работник банка или иное уполномоченное банком лицо вправе осуществить для использования в банке перевод на русский язык составленных на иностранном языке документов, необходимых для представления в банк в целях открытия счета. Перевод должен быть подписан лицом, осуществившим перевод, с указанием его должности или реквизитов документа, удостоверяющего личность, фамилии, имени, отчества (последнего — при наличии).

1.9. Банк для получения документов и сведений, а также установления действительности и достоверности документов и сведений, представленных ему для открытия и при ведении счета, вправе использовать любые доступные ему на законных основаниях источники информации.

1.10. Документы (их копии) и сведения, собранные банком для открытия и при ведении счета, должны быть помещены в юридическое дело, формируемое в соответствии с требованиями, установленными главой 7 настоящей Инструкции.

Документы (их копии) и сведения, собранные банком для открытия и при ведении счета в электронном виде, должны храниться в порядке, установленном банковскими правилами.

1.11.

Настоящая Инструкция не распространяется на порядок открытия и закрытия счетов, открываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдуме, счетов, открываемых в расположенных за пределами территории Российской Федерации обособленных подразделениях кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также счетов, открываемых по иным основаниям, отличным от договора банковского счета, вклада (депозита).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector