За нарушения в учете микроповреждений работников не будут штрафовать до 2023 года

Минэнерго хочет отложить введение штрафов за задержку установки «умных» электросчетчиков до 2024 года. За этот период поставщикам энергии и сетям предстоит установить в домах 8,5 млн приборов

За нарушения в учете микроповреждений работников не будут штрафовать до 2023 года

Виталий Невар / ТАСС

Минэнерго России предложило отложить до конца 2023 года введение штрафов для сетевых организаций и поставщиков за задержку установки «умных» электросчетчиков, сообщается на сайте министерства. Соответствующий проект постановления правительства размещен на официальном сайте нормативных правовых актов.

«В случае задержки срока установки «умных» приборов учета электроэнергии предлагается не штрафовать сетевые организации и гарантирующих поставщиков до конца 2023 года», — говорится в сообщении министерства.

В июле 2020 года обязанности по учету израсходованной электроэнергии перешли от потребителей к сетям и поставщикам. Требование об обязательной установке «умных» счетчиков вступает в силу с 1 января 2022 года. По замыслу властей, эти приборы станут «ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии» в стране.

Минэнерго отмечает, что поставщикам и сетевым компаниям придется установить 8,5 млн счетчиков в случаях, когда это не сделали потребители. По данным министерства, компании уже начали установку и до конца 2021 года установят 4,5 млн учетных приборов.

Ранее о том, что введение штрафов может быть перенесено до 2024 года, заявил в августе заместитель министра энергетики Павел Сниккарс.

«Умные» счетчики отличаются от традиционных приборов учета тем, что хранят и защищают данные о расходе электроэнергии и передают их напрямую в энергетические компании.

В январе российские сотовые операторы заявили, что около 1 млн «умных» электросчетчиков, которые способны сами передавать данные, могут оказаться запрещены к использованию в России из-за новых правил Минцифры.

Эта категория счетчиков использует протокол передачи данных NB-IoT (Narrowband Internet of Things) — зарубежный стандарт связи для подключения к сети приборов с виртуальной сим-картой (eSIM).

Он удобен из-за малого энергопотребления и оптимален для устройств, передающих небольшие объемы информации с определенной регулярностью — датчиков и «умных» счетчиков.

Но данный стандарт не вошел в перечень допустимых к использованию в системах и приборах учета электроэнергии, утвержденных Минцифры 30 декабря 2020 года. В министерстве заявили, что утвержденный перечень протоколов связи носит рекомендательный, а не обязательный характер.

Закон о массовом переходе на интеллектуальные системы учета электроэнергии в частных и многоквартирных домах был принят в 2018 году. С 1 января 2021 года многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после строительства, должны оснащаться «умными» счетчиками в обязательном порядке.

За что теперь не штрафуют бухгалтеров

За нарушения в учете микроповреждений работников не будут штрафовать до 2023 года Внесенные в КоАП РФ поправки касаются установления ответственности за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. По новым правилам привлекать к ответственности не будут, если искажения произошли по вине других лиц, составивших первичные документы, и такие документы не соответствуют реальным фактам. В отношении некоторых правонарушений установлен более длительный срок давности. Рассказывают эксперты 1С.

За какие ошибки в бухучете не будут привлекать к ответственности

За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности на должностных лиц налагается ответственность по статье 15.11 КоАП РФ. Федеральный закон от 29.05.

2019 № 113-ФЗ внес ряд изменений в эту статью.

Ответственность не будет применяться к лицу (на которое возложено ведение бухучета или с которым заключен договор на оказание услуг по ведению учета), если искажение произошло:

  • по вине других лиц, которые составили первичные учетные документы, не соответствующие свершившимся фактам хозяйственной жизни;
  • из-за непередачи или несвоевременной передачи указанными лицами первичных учетных документов для отражения этих документов в регистрах бухучета.

Одним из нарушений, за которое может грозить ответственность по статье 15.11 КоАП РФ, является отражение в регистрах бухучета мнимого объекта. Закон № 113-ФЗ расшифровал это понятие. Под мнимыми объектами понимаются неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни.

Также Законом № 113-ФЗ определено, что статья 15.11 КоАП РФ не применяется к нарушениям по бюджетному учету. За такие нарушения ответственность налагается по статье 15.15.6 КоАП РФ, которая также изложена в новой редакции. Изменения действуют с 09.06.2019.

Уточнение сроков давности за административные правонарушения

Привлечь организацию или гражданина к административной ответственности можно в течение 2 месяцев со дня совершения правонарушения. По делам, рассматриваемым судьей, срок составляет до 3 месяцев.

По ряду правонарушений установлен более длительный срок давности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ):

  • 2 года (за нарушения законодательства о бухучете,  трудового или валютного законодательства и др.);
  • 3 года (за нарушения законодательства в области банкротства и др.);
  • 6 лет (за нарушения законодательства о противодействии терроризму и коррупции).

Малый бизнес планируют освободить от штрафов за первое нарушение КоАП

За нарушения в учете микроповреждений работников не будут штрафовать до 2023 года

Евгений Разумный / Ведомости

В правительстве сформирован регуляторный пакет поддержки малого бизнеса – комплекс принципиальных изменений по снижению нагрузки на МСП в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

В перечень вошли инициативы по существенному снижению штрафов, следует из законопроекта, подготовленного Минэком и корпорацией МСП (копия есть у «Ведомостей», подлинность подтвердили два федеральных чиновника).

  • Отказ от денежных взысканий за нарушения, допущенные впервые. Вместо штрафа предлагается выносить предупреждение – «в качестве единственно допустимого административного наказания» за однократное несоблюдение кодекса.
  • Снижение размера штрафа для социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), микро- и малого бизнеса до уровня наказаний, применяемых к индивидуальным предпринимателям. В пояснительной записке такая мера аргументируется следующим образом. На данный момент около 96% всех субъектов МСП – это микропредприятия, еще 3,7% – малые и лишь 0,3% – средние. Среди первых двух категорий доля юридических лиц не достигает и половины – 39%, остальное – это бизнес в форме ИП, говорится в документе. При этом разница в размере штрафов для индивидуальных предпринимателей и организаций достигает 500-900%, по крайней мере, по их максимальной планке. При этом сумма наказания не зависит от масштаба бизнеса – даже если оборот у ИП существенно выше, чем у юрлица, ведущего аналогичную деятельность, первый заплатит гораздо меньше, следует из документа. Часто это приводит к взысканию, несоразмерному величине бизнеса. Такой подход неактуален, поэтому следует приравнять размер штрафа для микро- и малых предприятий, а также СОНКО к наказанию для ИП.
  • Отмена суммирования штрафов за нарушения одного состава, выявленные в ходе проверки. То есть если компания не выполнила ряд предписаний КоАП, включенных в одну статью кодекса, то наказание накладывается за несоблюдение лишь одного пункта, а не всех. По принципу: одна проверка – один штраф по статье КоАП. 
  • Отказ от дублирования наказаний для компании и ее должностного лица за одни и те же нарушения. Если есть виновное физическое лицо, юрлицо штрафовать не нужно, следует из законопроекта.

Согласно пояснительной записке, чаще всего предприниматели допускают нарушения трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП), требований охраны труда (5.27.1), в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (6.

3), санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и транспорта (6.4) и ряд других. Например, за невыплату в срок заработной платы полагается штраф до 50 000 руб. для юрлиц, до 5000 – для ИП (п. 6 ст. 5.

27), за нарушение правил карантина можно получить взыскание в размере до 500 000 руб. (п. 2 ст. 6.3).

По словам одного из собеседников «Ведомостей», в ближайшее время проект поправок будет отправлен на рассмотрение правительственной комиссии, затем в случае одобрения – внесен в Госдуму.

Представители аппарата правительства и Минэка не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель Минюста сообщил, что предложения КМСП были рассмотрены и не вызвали концептуальных возражений.

Представитель министерства добавил, что такой подход уже включен в проект новой редакции КоАП, разработка которой находится на завершающей стадии и скоро будет вынесена на общественное обсуждение.

Например, проект КоАП распространяет механизм замены административного штрафа предупреждением на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их работников, при условии, что нарушение было не грубым.

В декабре 2020 г. министр юстиции Константин Чуйченко в интервью ТАСС говорил, что по многим составам административных правонарушений в новой редакции КоАП будет предусмотрено наказание в виде предупреждения.

«Наша цель была уйти от репрессивности, а кодекс сделать именно регуляторным механизмом. Понятно, в определенных случаях наказание должно быть достаточно жестким.

Читайте также:  Минтруд: делить отпуск на части можно так, как хочется

Но эта жесткость должна соотноситься с той общественной опасностью, которое правонарушение в себе несет», – говорил министр.

Поправки в кодекс прорабатывались на площадке корпорации МСП (КМСП) вместе с предпринимателями – под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова, передала пресс-служба института развития слова гендиректора Александра Исаевича. Замена штрафа на предупреждение – это новый формат партнерских отношений государства и бизнеса.

У малых и микрокомпаний, как правило, небольшой штат сотрудников, зачастую таким предприятиям крайне сложно отследить все требования и нормативы, добавил он.

После того как проверяющие органы укажут на нарушение, они его устранят – не нужно наказывать рублем за ошибки, допущенные из-за объективной невозможности проанализировать весь массив обязательных предписаний, продолжил Исаевич.

Эти поправки наиболее востребованы у предпринимателей, поэтому важно, чтобы они как можно быстрее заработали, пояснил гендиректор КМСП. «Надеемся, что они получат поддержку Госдумы», – резюмировал Исаевич.

Чем меньше масштаб бизнеса, тем чувствительнее для него административные наказания, отметил заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Артем Кирьянов. Если по многим видам штрафов крупным предприятиям легче постоянно их уплачивать, не устраняя нарушений, то небольшие компании, микробизнес во многих случаях оказываются на грани закрытия, продолжил он.

Поправки к кодексу – это, по сути, продолжение линии «регуляторной гильотины», ключевая задача которой – простимулировать развитие предпринимательства, полагает депутат.

Гарантия защиты от административных наказаний значительно улучшает деловой климат в стране на уровне малого бизнеса: чем безопаснее себя чувствует потенциальный предприниматель, тем скорее он откроет свое дело, уверен он.

Смягчение КоАП злоупотреблений не вызовет, согласился завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов. Например, дробление бизнеса налоговая достаточно хорошо отслеживает, констатировал он.

При этом изменения позитивны не только непосредственно для бизнеса, но и тех институтов, которые выступают в данном случае на противоположной стороне – для контрольных органов, судов и так далее, добавила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.

У них снизится нагрузка, спадет напряженность во взаимоотношениях с предпринимателями, уточнила она.

За принятие этих изменений «Опора России» выступала 6 лет, напомнил исполнительный директор делового объединения Андрей Шубин. Недавно инициативы были вновь направлены в адрес министра экономического развития Максима Решетникова, уточнил он.

 В действующей редакции санкции не учитывают размер бизнеса и зачастую предполагают крайне обременительные для микропредприятий и малого бизнеса наказания. В случае принятия поправок штрафы для МСП снизятся кратно.

Например, размер наказания за нарушение требований пожарной безопасности снизится в 7 раз: максимальный штраф (если не было жертв) упадет с 400 000 до 60 000 руб.

Можно прогнозировать, что вследствие данных поправок пойдет на убыль традиция, когда бизнес пытается договориться с проверяющими – то есть уменьшится коррупционный элемент, добавила вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) Елена Дыбова.

В целом, все эти изменения позитивные, отметил советник уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Антон Свириденко. Однако, по его словам, бизнес хотел бы большего – снижения размера штрафов, повышения ответственности контролирующих лиц за допущенные нарушения, дифференциации наказаний в зависимости от категории риска.

«Утренний бухгалтер». Штрафов по прослеживаемости пока не будет

Власти решили отложить штрафы за нарушения по прослеживаемости до 2024 года.

Странные скачки доллара бьют рекорды. Аналитики рассказали, что все это значит.

Инвесторам могут сохранить налоговый вычет по НДФЛ при переводе активов с ИИС другому брокеру: Минфин готовит поправки.

Магазины активно переходят на электронные чеки: есть яркие примеры.

Бизнес-центр облагайте по кадастру, даже если у земли под ним назначение иное. Объяснили, почему.

Новости

События

5 маркеров для доначисления НДФЛ и страховых взносов

  • Дата проведения: 27 мая, пятница
  • Производство под заказ в решениях 1С. Автоматизируем учет и увеличиваем прибыль
  • Дата проведения: 26 мая, четверг
  • Трудовое законодательство и управление персоналом в 2022 году: тренды, кейсы, судебная практика
  • Дата проведения: 26 мая, четверг
  • Как избежать нарушений валютного законодательства, при сделках с партнерами из ЕАЭС: особенности 2022
  • Дата проведения: 26 мая, четверг
  • Специальные режимы налогообложения. Закрытый онлайн семинар
  • Дата проведения: 25 мая, среда
  • CIMA — Презентация (P1, Р2)
  • Дата проведения: 25 мая, среда
  • Новые разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью по ФСБУ
  • Дата проведения: 25 мая, среда
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»: как применять в 2022 году
  • Дата проведения: 25 мая, среда

Тюнинг и рестайлинг 1С:Документооборот КОРП. Встречайте, версия 3.0!

  1. Дата проведения: 25 мая, среда
  2. Management buy out. Как «уйти» с рынка, но оставить контроль за собой
  3. Дата проведения: 25 мая, среда

Статьи

— «Утренний бухгалтер». Валютные ограничения опять смягчили

Сняли ограничения на продажу всех валют, кроме долларов и евро.

— Четыре бюджетных инструмента для бухгалтера: как работать с изменениями, если у вас только 5 000 рублей

Работать по привычным схемам бухгалтерии в этом году не получится. Очевидно, что и в ближайшее время тоже. В законодательстве много изменений.

Власти пересматривают порядок взаимодействия с бизнесом: объединяют ПФР и ФСС, вводят ЕНП, реформируют Налоговый кодекс. Чтобы все учесть, нужен проверенный источник знаний.

В статье посмотрим, какие есть варианты для бухгалтера, чтобы успевать за изменениями.

— Нюансы заполнения счета-фактуры при реализации через обособленное подразделение в 1С

Разберем, что такое обособленное подразделение с точки зрения ГК, НК, какие налоги уплачивает ОП, можно ли принять НДС к вычету по документам обособленных подразделений и т.д. А еще обязательно покажем, как оформляются реализации товаров (работ, услуг) в адрес обособленного подразделения и наоборот в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0.

  • — Как корректировать стоимость права пользования активом арендатором в случае увеличения арендных платежей
  • Если арендодатель повысит размер арендной платы в течение срока действия договора аренды, как и в каком периоде арендатору следует сделать корректировку стоимости ППА в бухгалтерском учете?
  • — Как выжить в кризис: оптимизация налогов и новые льготы для бизнеса с интеллектом в 2022 году

Бизнес сейчас испытывает трудности — это факт. С конца 2019 года никакой речи о стабильности не идет. Важно помочь себе преодолеть трудности. Оптимизация налогов и использование льгот в этом деле играют не последнюю роль. В статье мы расскажем о новых законах, направленных на снижение налоговой нагрузки для владельцев ИС, рабочих схемах оптимизации.

  1. — Налог на прибыль с купонного дохода: как правильно рассчитать
  2. Нормы главы 25 НК не предоставляют банку право уменьшать процентный доход по облигациям российских организаций, к которому применяется предусмотренная подпунктом 1 пункта 4 статьи 284 НК ставка налогообложения, на расходы банку.
  3. ???? Что такое аудиторское заключение и что в нем должно быть

Аудиторское заключение — это оценка достоверности показателей отчетности. Оно составляется по итогам обязательного или добровольного аудита бухгалтерской отчетности организации.

  • — «Ночной бухгалтер». Революция в отчетах ждет бухгалтеров после объединения ПФР и ФСС
  • Отчетность кардинально изменится уже с 2023 года, если власти примут все намеченные законы.
  • — Формирование конкурсной массы и налог на прибыль при реализации. Что говорит новое письмо Минфина
  • Среди потока новшеств в законах вы могли пропустить любопытное письмо Минфина о банкротстве.
  • ???? Как считать доходы айтишников, чтобы платить страховые взносы по пониженным тарифам

Право на льготные тарифы в ИТ-сфере зависит от объемов доходов по этому направлению. Рассказываем, как считать доходы с учетом дисконта для малого и среднего бизнеса.

???? Срочный трудовой договор без должных оснований могут признать бессрочным

ТК запрещает заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от гарантий, которые дает работникам бессрочный договор.

Блоги компаний

Документы

Минфин РФ: Письмо № 03-05-04-01/15916 от 04.03.2022

Подробнее о документе мы писали в новости Бизнес-центр облагайте по кадастру, даже если у земли под ним назначение иное

Минфин РФ: Письмо № 03-07-08/29974 от 08.04.2022

Подробнее о документе мы писали в новости Услуги иностранной фирмы по подбору сотрудников-таджиков не облагаются НДС

Минфин РФ: Письмо № 03-07-05/30809 от 11.04.2022

Подробнее о документе мы писали в новости Банки брали с людей НДС при продаже золотых слитков, хотя не должны были

ФНС РФ: Письмо № ЗГ-3-14/4244@ от 27.04.2022

Подробнее о документе мы писали в новости Стать ИП через представителя не получится

Обсуждаемые темы форума

— Как корректировать Расчёт по страховым взносам ?

  1. — Поступление материалов от подотчетника
  2. — Расчет налога УСН при работе с агрегаторами
  3. — Фотографии третьих лиц
  4. — Запрос пояснений по УСН и корректировка декларации
  5. — Сроки исковой давности по страховым взносам ИП (за себя)
  6. — Документы по пожарной безопасности и охране труда
  7. — Открытие валютного счёта в Грузии
  8. — Правильное формирование чеков-коррекции
  9. — НДС при возврате части аванса
  10. — Пара простых вопросов по 1:С
  11. — Отчетность СЗВ-М по ГПД с физлицом
  12. — Амортизация производственной линии и аренда производственного помещения списаны привели к превышению прямых расходов над выручкой
  13. — Оплата одной организацией за другую
  14. — Поставка спецодежды маркировка
Читайте также:  Счет, счет-фактура и акт выполненных работ

— Заявление о ввозе товаров из ЕАЭС. Код ТН ВЭД возможно указывать не полный без подгрупп?

  • — Транспортная накладная к УПД с доставкой
  • — Не привязываются проводки к типовой операции
  • — Недостоверность учредителей и необходимость явиться в ФНС
  • — 1С ERP перевод товара в малоценное оборудование

Как могут наказать за нарушение ограничений, направленных на противодействие COVID-19

Давайте разберемся, какая ответственность грозит за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов в различных ситуациях? Что может грозить за отказ от обязательной вакцинации? Кто конкретно будет наказан – организация, ее руководитель или рядовой работник? Антиковидные ограничения, введенные в начале пандемии, постепенно ослабляются (в каждом регионе свои темпы этого процесса, где-то мы наблюдаем и откат обратно). А вот наказания за нарушения антиковидных ограничений, которые были введены еще в 2020 году, пока никто не отменил, и о них стоит помнить. Получается, что надо и деловую активность восстанавливать, и понимать, чем рискуешь, чтобы попасть в «золотую середину».

За нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий 1 административная ответственность наступает по ст. 6.3 КоАП РФ. Наказания по этой статье см. в Таблице 1, обратите внимание, что ее части 2 и 3 были введены в апреле 2020 года.

Но не все требования содержатся в нормативных правовых актах федерального уровня. Во время пандемии Президент РФ поручил главам субъектов РФ в зависимости от обстановки в регионе разработать собственные нормы.

Верховный Суд РФ, в свою очередь, разъяснил 2, что за нарушение установленных на региональном уровне правил может применяться также ст. 20.6.

1 КоАП РФ (за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения) – ее тоже см. в Таблице 1, она тоже была введена в апреле 2020 г.

Штрафы за несоблюдение антиковидных ограничений установлены с целью напугать работодателей и обратить внимание на важность профилактических мер. Суды понимают экстренный характер таких штрафов и часто меняют их на более мягкую меру административного воздействия – ​предупреждение (см.

, например, постановление Тверского районного суда г. Москвы от 07.10.2020 по делу № 5-731/2020) или назначают штраф ниже низшего предела (см., например, постановление Замоскворецкого районного суда города Москвы от 23.10.2020 по делу № 5-1685/2020).

Вместе с дальнейшим смягчением коронавирусных ограничений будет меняться и статистика по штрафам (в сторону их уменьшения).

Но не стоит забывать, что в определенных ситуациях за подобные нарушения могут последовать и более серьезные наказания – ​приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 6.3 и ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ) и даже уголовная ответственность (ст. 236 УК РФ).

Прочитав законодательные нормы, приведенные в Таблицах 1 и 2, можно сделать такой вывод:

  • если нарушение санитарных правил привело к массовому 3 заболеванию (или отравлению) людей либо реальной угрозе 4 наступления таких последствий, то ответственность уголовная:
    • по ч. 1 ст. 236 УК РФ (без смертельных случаев);
    • по ч. 2 ст. 236 УК РФ (смерть 1 человека);
    • по ч. 2 ст. 236 УК РФ (смерть 2 и более людей);
  • в остальных случаях за нарушение санитарных правил полагается более мягкое административное наказание по КоАП РФ (возможные варианты показаны в Таблице 1).

Таблица 1. Наказания по КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (в т.ч. антиковидных ограничений)

Таблица 2. Уголовные наказания за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (в т.ч. антиковидных ограничений)

Разъяснения и рекомендации Роспотребнадзора

Для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах и организации работы в условиях распространения COVID-19 Роспотребнадзор разработал ряд рекомендаций общего характера (письма от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15, от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24, от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 и др.).

Для отдельных сфер есть свои рекомендации, например:

  • для образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24);
  • предприятий общепита и торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24);
  • работы вахтовым методом (МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24);
  • салонов красоты и парикмахерских (МР 3.1/2.2.0173/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24);
  • киноиндустрии (МР 3.1/2.1.0178/2-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.05.2020).

Прежде всего, такие документы адресованы работодателям и работникам соответствующих организаций. В частности, в письмах содержатся рекомендации:

  • по контролю температуры у сотрудников;
  • обеспечению их масками, перчатками, антисептиками;
  • соблюдению социальной дистанции;
  • дезинфекции помещений и оборудования;
  • своевременной изоляции лиц с симптомами инфекционного заболевания;
  • информированию работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.

Письма Роспотребнадзора по своей юридической природе нормативными правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер. Минэкономразвития России даже в свое время направляло в ведомство письмо (от 21.05.2020 № 16169-АХ/Д26и), в котором предлагало дополнительно…

Поправки в административный кодекс: предупреждение за первое нарушение, снижение штрафов и другие послабления для малого бизнеса

Административная нагрузка на малый бизнес в России слишком высокая — это отмечали и предприниматели, и что радует, понимали сами чиновники. В 2019 году президент поручил смягчить штрафы для бизнеса.

В начале этого года Минэкономразвития совместно с Корпорацией МСП разработали проект поправок в КоАП, а 6 апреля уже вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 № 70 «О внесении изменений в КоАП».

Поправки должны упростить ведение бизнеса за счёт снижения размеров административных штрафов, исключения «двойной» ответственности организации и работника, предупреждения за первое нарушение вместо материального взыскания.

Разобрались, какие изменения внесены в кодекс об административных правонарушениях, и как они помогут малому бизнесу сэкономить.

Снижение административной нагрузки для малых и средних предприятий и социально ориентированных НКО

Раньше. Разница в сумме штрафов для индивидуальных предпринимателей и компаний достигает 500-900%. И масштаб бизнеса не влияет на размер наказания: микропредприятие-юрлицо в любом случае заплатит гораздо больше, чем ИП.

Снижения размера штрафа можно добиться только в судебном порядке при наличии исключительных обстоятельств. Таким обстоятельством послужит тяжкое материальное положение фирмы, но его придётся доказать.

Случаев, когда суды уменьшали сумму штрафа, на практике немного.

Сейчас. Для малых и микропредприятий из реестра МСП, а также социально ориентированных некоммерческих организаций штраф назначается в размере, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей. Если соответствующая статья отдельно не выделяет правонарушителем ИП, то штраф составит:

  • от 50% минимального размера до 50% максимального размера штрафа, установленного для юридических лиц;
  • 50% штрафа, если его размер фиксированный.

При любом раскладе штраф не может быть меньше суммы, предназначенной для должностного лица.

Таким образом, штрафы для МСП дифференцируются в зависимости от масштаба бизнеса. По ФЗ № 209 «О развитии МСП в РФ» разделение на микро- и малые предприятия происходит по уровню дохода и численности персонала:

Доход Количество сотрудников
Микропредприятие до 120 млн. руб. до 15
Малое предприятие до 800 млн. руб. до 100

Чтобы убедиться в принадлежности бизнеса к малым предприятиям, введите свой ИНН или ОГРН в строку поиска реестра субъектов МСП. Если вас нет в реестре и вы хотите в него попасть, заполните форму заявления. Подробно об этом мы рассказывали в статье «Как предпринимателю попасть в реестр субъектов МСП, чтобы получить льготы».

Артём Кирьянов, зампред комитета по экономической политике: «Чем меньше масштаб бизнеса, тем чувствительнее для него административные наказания.

Если по многим видам штрафов крупным предприятиям легче постоянно их уплачивать, не устраняя нарушений, то небольшие компании, микробизнес во многих случаях оказываются на грани закрытия. Задача поправок — простимулировать развитие предпринимательства.

Чем безопаснее себя чувствует потенциальный предприниматель, тем скорее он откроет свое дело»

Пример. За нарушение требований пожарной безопасности, повлёкших пожар, порчу имущества или легкий вред здоровью людей, для юрлиц предусмотрен штраф в 400 тысяч. Благодаря поправкам в административный кодекс, штраф для субъектов МСП за это нарушение снизится до 60 тысяч (ст. 20.4 КоАП).

Одним из самых неподъёмных взысканий остаётся штраф за невыполнение требований Роспотребнадзора. Для компаний из реестра МСП он теперь составит не до 500 тысяч, а до 150 тысяч — как для ИП.

Исключение одновременной ответственности сотрудника и компании

Раньше. Назначение административного наказания юрлицу не освобождало от ответственности провинившегося сотрудника. И наоборот: если виновный работник уже привлечен к административной или уголовной ответственности, компания всё равно получит наказание. Такой принцип вводила ст. 2.1 КоАП. Аналогичной позиции придерживался Минфин.

Сейчас. Если правонарушение допущено должностным лицом и нет вины работодателя, ответственность ожидает только сотрудника. То есть, организация избежит штрафа, если:

  1. Предприняла все меры, чтобы нарушение не произошло.

  2. Работник не послушался, нарушил закон и получил за это административный штраф. 

Например, директор ООО принял на работу несколько иностранных граждан без разрешений на работу и патентов. Об этом узнали проверяющие из ФМС и наложили на директора штраф в 50 тысяч по ст. 18.15 кодекса об административных правонарушениях.

Эта же статья предусматривает наказание и для юридического лица: от 250 до 800 тысяч. Если юрлицо докажет, что всячески старалось не допустить нарушения, то сможет избежать ответственности. Но критерии вины и невиновности компании пока неизвестны.

Возможно, их в скором времени разработает Правительство, либо сложится практика по таким делам.

В рамках одной проверки штрафы не суммируются друг с другом

Раньше. Согласно ст. 4.4 КоАП, при совершении двух и более нарушений административное наказание назначается за каждое из них. Штрафы даже по однотипным правонарушениям складываются и выходит приличная сумма.

Сейчас. За однотипные нарушения, обнаруженные в ходе одной контрольной проверки, компанию оштрафуют только раз. Однотипность подразумевает, что ответственность за нарушения вводится одной статьёй КоАП или одной статьёй регионального закона.

Пример. Организация решила сэкономить на страховых взносах и заключила с тремя сотрудниками договоры гражданско-правового характера вместо трудовых. Это нарушение трудового законодательства грозит юрлицу штрафом от 50 до 100 тысяч. Но новым правилам проверяющие из трудовой инспекции возбудят только одно дело об административном правонарушении вместо трёх.

Если компания допустила несколько нарушений, наказания за которые установлены разными статьями административного кодекса, будет назначено самое строгое наказание из предусмотренных.

Важно. Положение об отмене одновременной ответственности организации и должностного лица и положение «одна проверка — одна санкция» распространяются на все компании и ИП. В сферу их действия попадает не только бизнес из реестра МСП и СОНКО, но и крупный бизнес, и бюджетные учреждения.

Предупреждение вместо штрафа за первое нарушение

Раньше. Предупреждение — это мера административного наказания, выраженная в порицании физлица или компании. На юридический адрес ИП или организации поступает письменный документ, в котором прописано нарушение и указаны сроки для его устранения. То есть, никаких материальных последствий для компании оно не влечет.

Статей, в которых в качестве наказания прописано предупреждение, в административном кодексе всего около 50. А штрафных статей больше тысячи. Согласно ст. 3.

4 КоАП, суд может заменить штраф предупреждением по собственной инициативе, даже если оно не предусмотрено соответствующей статьей. Но суды в редких случаях заменяют штрафы порицанием. Чаще предприниматели, особенно неопытные, попадают на штраф.

По статистике Индекса RSBI, за 2019 год с проверками госорганов столкнулись 55% опрошенных компаний. 32% из них оспаривали начисленные штрафы, и лишь 15% это удалось.

Сейчас. За впервые совершенное нарушение бизнес накажут предупреждением, а значит появится время, чтобы исправить ситуацию. Но при этом правонарушение не должно причинить вред:

  • жизни и здоровью людей;
  • окружающей среде;
  • объектам культурного наследия;
  • безопасности государства.

Если нарушение создало угрозу обществу, то ни о каких послаблениях речи быть не может.

Коротко о главном 

  1. С 6 апреля 2022 года вступают в силу поправки в административный кодекс. Это своего рода поддержка бизнеса, особенно в кризисное время. Поправки разработаны с учётом пожеланий предпринимателей и должны реально упростить работу.

  2. Размеры штрафов для малых и микропредприятий из реестра МСП и социально ориентированных НКО уменьшат вдвое — до уровня ИП.

  3. Отменяется принцип «двойной» ответственности, когда за нарушение должностного лица наказывается ещё и организация. Юрлицо сможет избежать материального взыскания, если докажет, что виновен только сотрудник.

  4. Штрафы за однотипные нарушения (по одной статье КоАП) в рамках одного контрольного мероприятия не будут суммироваться. Инспектор заведёт протокол об одном административном правонарушении, вместо нескольких.

  5. За первое нарушение административных требований компания сможет отделаться предупреждением. При этом нарушение не должно причинять вред здоровью других людей или окружающей среде.

Минтруд утвердил рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников

С 1 марта 2022 года согласно обновленной ст.

226 ТК РФ «Микроповреждения (микротравмы)» работодатель обязан осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников (ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности).

В связи с этим Минтруд России Приказом от 15.09.2021 N 632н утвердил рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников и рекомендуемые образцы:

  • – Справки о рассмотрении причин и обстоятельств, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника (далее – Справка);
  • – Журнала учета микроповреждений (микротравм) работников (далее – Журнал).
  • Рекомендации не содержат обязательных требований, а разработаны для оказания содействия работодателям в исполнении новых требований раздела X ТК РФ и предупреждения производственного травматизма.
  • Учет микротравм работников рекомендуется вести посредством сбора и регистрации информации о них. Для учета и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к возникновению микротравм, работодателю рекомендуется:

– утвердить в ЛНА порядок учета микротравм работников с учетом особенностей организационной структуры, специфики, характера производственной деятельности; – организовать ознакомление должностных лиц с порядком учета микротравм работников; – организовать информирование работников о действиях при получении микротравмы; – организовать рассмотрение обстоятельств, выявление причин, приводящих к микротравмам работников, и фиксацию результатов рассмотрения в Справке или ином определенном работодателем документе, содержащем в том числе рекомендуемые сведения, отраженные в Справке; – обеспечить доступность в организации (ее структурных подразделениях) бланка Справки в электронном виде или на бумажном носителе; – организовать регистрацию происшедших микротравм в Журнале или ином определенном работодателем документе, содержащем в том числе рекомендуемые сведения, отраженные в Журнале; – установить место и сроки хранения Справки и Журнала. Рекомендованный срок их хранения составляет не менее одного года.

  1. Составлять Справки и вести Журнал можно в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, составившего Справку и осуществляющего ведение Журнала.
  2. Рекомендуемый порядок учета микротравм
  3. Основанием для регистрации микротравмы работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к ее возникновению, является обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю (его представителю) (далее – оповещаемое лицо).
  4. Оповещаемому лицу после получения информации о микротравме работника рекомендуется:
  5. – убедиться в том, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь и (или) медицинская помощь; – незамедлительно информировать любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, или другого уполномоченного работодателем работника (далее – уполномоченное лицо) о микротравме работника.
  6. Уполномоченному лицу при получении информации о микротравме работника рекомендуется:

– рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к ее возникновению, в срок до трех календарных дней. Его можно продлить не более чем на два календарных дня; – запросить объяснение пострадавшего работника об указанных обстоятельствах, любым доступным способом, определенным работодателем; – провести осмотр места происшествия.

При необходимости привлечь оповещаемое лицо, руководителя структурного подразделения, провести опрос очевидцев; – по результатам вышеуказанных действий составить Справку; – обеспечивать регистрацию в Журнале соответствующих сведений, а также с участием руководителя структурного подразделения пострадавшего работника формировать перечень мероприятий по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

Работодателю рекомендуется привлекать пострадавшего работника лично или через своих представителей, включая представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, к рассмотрению обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы), а также ознакомить его с результатами указанного рассмотрения.

На заметку: приглашаем принять участие в трансляции «Новое в охране труда в 2022 году: что изменится в работе специалистов с 1 марта 2022 года. Новая редакция раздела X ТК РФ, требования к организации рабочих мест и построению системы управления охраной труда» 22 февраля 2022 года.

Читайте подробнее

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector