Деятельность налоговых консультантов регламентирована профстандартом

Деятельность налоговых консультантов регламентирована профстандартом

Источник фото snowing/freepik

Сфера финансов изобилует нюансами и «подводными камнями». Начиная бизнес, нужно учитывать, как можно больше факторов. И главный из них – налоговая нагрузка.

Сколько и в каких формах предстоит отдавать государству – важный пункт любого бизнес-плана.

Учитывая, что налоговое законодательство в России меняется чуть ли не каждые полгода, бизнес-планирование превращается в весьма нетривиальную задачу.

Ну а решать её призваны специфические специалисты – консультанты по налогам и сборам, или просто налоговые консультанты.

Налоговые консультанты и аудиторы: в чем разница?

Финансовая сфера изобилует различными специальностями: здесь и бухгалтеры, и адвокаты по арбитражным делам, и аудиторы. Примерно с начала 2000-х годов в России к ним добавились ещё и консультанты по налогам.

Несмотря на то, что это самостоятельный вид деятельности, налоговых консультантов часто путают с аудиторами. В чем же между ними разница?

Если упрощать, то аудитора вызывают в двух случаях: когда уже «всё плохо» и пора ставить диагноз, или когда есть нужда проверить финансовые дела перед очередной налоговой отчетностью. Грубо говоря, аудитор беспристрастно анализирует все бреши в финансах и выдает заключение. Что с ним делать – уже решает собственник бизнеса.

Более того, аудитор, если он работает на независимую организацию, не имеет права оказывать консалтинговые услуги – это может вылиться в конфликт интересов между заказчиком и исполнителями.

В отличие от аудитора или адвоката по финансовым вопросам, налоговый консультант имеет право не просто консультировать и давать советы. Его прямая задача – выстраивать стратегию взаимоотношений с налоговыми органами для своего клиента.

Деятельность налоговых консультантов регламентирована профстандартом

Источник фото katemangostar/freepik

Итак, работа налогового консультанта, таким образом, заключается в планировании. Если конкретнее, то в его обязанности входит:

  1. разъяснение собственнику нюансов налогового законодательства и их влияния на прибыль;

  2. составление отчетов и аналитических документов по текущей ситуации в налоговом законодательстве;

  3. налоговое планирование на определенные периоды;

  4. оптимизация налоговых расходов для повышения эффективности бизнеса;

  5. правовая экспертиза налоговых документов;

  6. представление интересов компании в налоговых органах, а также в суде и правоохранительных органах.

Чем-то работа налогового консультанта похожа на деятельность адвоката по финансовым делам, но в отличие от любого юриста консультант гораздо глубже разбирается в финансах, планировании и бухучете.

Не случайно, подобные специалисты владеют двумя образованиями – юридическим и экономическим.

Возникает вопрос: почему все те же самые функции не может исполнять бухгалтер? Всё просто. У бухгалтера, как правило, не хватает компетенций, чтобы вносить коррективы в финансовую политику.

Более того, весьма часто бухгалтеры, будучи материально ответственным лицом, предпочитают перестраховаться и переплатить государству.

В итоге компания упускает прибыль, а государство получает лишнюю головную боль в виде возврата налогов.

В силу специфики профессии, чтобы успешно работать налоговым консультантом, потребуется как минимум юридическое образование со специализацией в финансово-правовой сфере. Однако при этом дополнительно потребуется пройти бухгалтерскую подготовку и иметь стаж работы по основному профилю не менее 3-х лет.

Как таковой системной подготовки налоговых консультантов не существует. Главным образом соискатели на такую работу проходят курсы переподготовки по направлению «Налоговое консультирование». Сроки обучения составляют порядка 380 академических часов.

Вакансии для налоговых консультантов на рынке труда, средняя зарплата

Оплата труда налоговых консультантов сильно зависят от опыта и сферы деятельности.

Однако при этом наиболее высокие зарплаты можно увидеть в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточено большинство консалтинговых фирм.

Там специалист с опытом работы до 3 лет может рассчитывать в среднем на 90 тысяч рублей. Попадаются вакансии с предложением 120 – 130 тысяч рублей в месяц, но это скорее зарплата для начальников отделов.

Тем не менее, вакансии налоговых консультантов попадаются весьма часто.

Плюсы и минусы профессии налогового консультанта

Плюсы:

  • перспективность;
  • возможности для карьерного роста;
  • высокая зарплата;
  • интересная аналитическая работа.

Минусы:

  • ненормированный рабочий день;
  • высокая ответственность;
  • необходимость непрерывного самообучения.

Автор статьи Юркин Алексей

Для налоговых консультантов разрабатывают профстандарт — Академия СНТА

Деятельность налоговых консультантов регламентирована профстандартом

Для внутренних и внешних налоговых консультантов разработан проект профессионального стандарта, направленный на рассмотрение в Минтруд. Отметим, что ФНС также согласовывала документ и направила ряд замечаний профессиональным сообщества. К примеру, было указано, что при подготовке профстандарта необходимо учесть современные реалии налогового администрирования, связанные с применением интернет-технологий.

Согласно текущей версии документа, основная цель данного вида профессиональной деятельности заключается в квалифицированном содействии юридическим и физическим лицам, направленное на полное и своевременное исполнение обязанностей по исчислению и уплате, удержанию и перечислению налогов, сборов и взносов, в том числе страховых.

Возможны следующие наименования должности специалиста:

  • Консультант по налогам и сборам (налоговый консультант);
  • Экономист по налогам;
  • Специалист по налоговому учёту;
  • Налоговый юрист;
  • Юрист по налоговым вопросам.

При этом требуется наличие либо высшего образованием с прохождением курсов профессиональной переподготовки, либо среднее профессиональное образование с прохождением программы профессиональной переподготовки в области налогов и сборов. Также не менее одного раза в два года необходимо проходить программы повышения квалификации.

Высшее образование, а также курс профессиональной переподготовки в области налогов и сборов необходимы:

  • Ведущий консультант по налогам и сборам;
  • Главный консультант по налогам и сборам;
  • Старший консультант по налогам и сборам;
  • Налоговый консультант;
  • Ведущий специалист по налогообложению;
  • Главный специалист по налогообложению;
  • Старший специалист по налогообложению.

А условием для допуска к работе является прохождение программы повышения квалификации не менее одного раза в два года.

В профстандарте представлены также следующие возможные наименования должностей:

  • Партнёр налоговой практики;
  • Управляющий партнёр по налогам;
  • Руководитель налоговой практики;
  • Руководитель отдела (департамента) по налогообложению;
  • Финансовый директор (заместитель директора по финансовым вопросам).

Для того, чтобы для работать по направлению необходимо иметь высшее образование и дополнительную профессиональную переподготовку в области налогов и сборов. Прохождение курсов повышения квалификации раз в два года также является обязательным условием.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Утвержден профстандарт для налоговых консультантов

Деятельность налоговых консультантов регламентирована профстандартом

В итоговом варианте разработчики пощадили консультантов в плане повышения квалификации — достаточно будет проходить ее раз в три года, а не в два, как планировалось.

Минтруд утвердил профстандарт консультанта по налогам и сборам. Его основные параметры в целом не отличаются от проекта, выносившегося на общественное обсуждение в феврале этого года.

Единственное отличие – разработчики пощадили консультантов в плане повышения квалификации.

Если по проекту на каждом из уровней ее надо было бы проходить раз в два года, то согласно готовому приказу – раз в три года.

Напомним содержимое. Стандарт рассчитан как на консультантов, трудящихся в интересах работодателя-налогоплательщика, так и на сотрудников консультационных, консалтинговых, аудиторских, аутсорсинговых и тому подобных организаций.

Читайте также:  Как провести инструктаж по технике безопасности

Структура профстандарта предусматривает трехуровневую систему иерархии специалистов:

  • уровень A – специалист начальной квалификации (6-й квалификационный уровень «А») ведет свою деятельность под руководством более квалифицированного специалиста, занимается организационным и документационным обеспечением:
    • постановкой на налоговый учёт, ведением налогового учета работодателя и/или в интересах третьих лиц;
    • обработкой документации, информации при формировании налоговой отчетности, во время взаимодействия с налоговиками;
    • анализом норм законодательства о налогах и сборах, правоприменительной практики и разъяснений госорганов для целей налогового консультирования;
  • уровень B – специалист высокой квалификации (7-й квалификационный уровень «В») занимается консультированием по вопросам применения законодательства о налогах и сборах:
    • разработкой рекомендаций и методологическим обеспечением налогового учёта, процессов исчисления и уплаты налогов, сборов, взносов;
    • планированием и консультированием по предмету налоговых последствий ведения бизнеса, совершения хозопераций, сделок;
    • разработкой рекомендаций и представлением прав и интересов налогоплательщиков в госорганах;
  • уровень C – специалист высшей квалификации (8-й квалификационный уровень «С») «замыкает» на себе ответственность перед заказчиком (внутренним или внешним) за результаты деятельности по налоговому консультированию, управляет процессами, включая контроль качества консультирования, через:
    • стандартизацию и организацию процесса консультирования;
    • управление налоговыми консультантами, регулирование взаимоотношений между работниками и контрагентами (клиентами) по вопросам налогообложения.

Сформулированы такие возможные наименования должностей и требования к образованию и стажу работы в зависимости от уровня:

  • уровень A – высшее (или среднее профессиональное) и дополнительное профессиональное образование в области налогов и сборов (программы профессиональной переподготовки). Должен иметь стаж не менее двух лет работы в экономической или юридической сфере – при наличии высшего образования, и не менее пяти лет аналогичной работы – при наличии среднего профессионального образования. Может занимать такие должности:
    • консультант по налогам и сборам (налоговый консультант;)
    • экономист по налогам;
    • специалист по налоговому учёту;
    • налоговый юрист;
    • юрист по налоговым вопросам;
  • уровень B – высшее и дополнительное профессиональное образование в области налогов и сборов. Стаж – не менее трех лет в области налогового консультирования и налогообложения. Возможные должности:
    • ведущий (главный, старший) консультант по налогам и сборам;
    • налоговый консультант;
    • ведущий (главный, старший) специалист по налогообложению;
  • уровень C – высшее образование и дополнительная профессиональная переподготовка в области налогов и сборов. Не менее пяти лет в сфере налогового консультирования и (или) налогообложения. Может занимать должности:
    • партнёр или руководитель налоговой практики;
    • управляющий партнёр по налогам;
    • руководитель отдела (департамента) по налогообложению;
    • финансовый директор (замдиректора по финансовым вопросам).

Профстандарт вступает в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года (приказ от 12.10.2021 N 722н).

Об утверждении профессионального стандарта "Консультант по налогам и сборам" от 12 октября 2021

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293; 2014, N 39, ст.5266),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Консультант по налогам и сборам».

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

МинистрА.О.Котяков

  • Зарегистрировано
  • в Министерстве юстиции
  • Российской Федерации
  • 16 ноября 2021 года,
  • регистрационный N 65840

УТВЕРЖДЕНприказом Министерстватруда и социальной защитыРоссийской Федерации

от 12 октября 2021 года N 722н

1491
Регистрационный номер
  1. I. Общие сведения
  2. II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
  3. III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция «Организационное и документационное обеспечение деятельности по налоговому консультированию»

3.2. Обобщенная трудовая функция «Консультирование по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах работодателя и/или сторонних лиц, в том числе физических лиц»

3.3. Обобщенная трудовая функция «Управление процессами и контроль качества налогового консультирования в организации (подразделении)»

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

Налоговое консультирование 08.044
(наименование вида профессиональной деятельности) Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Квалифицированное содействие юридическим и физическим лицам, направленное на полное и своевременное исполнение обязанностей по исчислению и уплате, удержанию и перечислению налогов, сборов и взносов, в том числе страховых

Группа занятий:

1211 Управляющие финансовой деятельностью 2611 Юристы
2631 Экономисты
(код ОКЗ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)
  • _______________
  • Общероссийский классификатор занятий.
  • Отнесение к видам экономической деятельности:
69.20.3 Деятельность в области налогового консультирования
(код ОКВЭД) (наименование вида экономической деятельности)

_______________

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Организационное и документационное обеспечение деятельности по налоговому консультированию 6 Постановка на учет в налоговых органах, ведение учета в целях исполнения налоговых обязанностей работодателем и/или в интересах третьих лиц, в том числе физических лиц A/01.6 6
Обработка документации, информации при формировании налоговой отчетности, во время осуществления мероприятий налогового контроля (администрирования) A/02.6 6
Анализ норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правоприменительной практики и разъяснений государственных органов для целей налогового консультирования A/03.6 6
B Консультирование по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах работодателя и/или сторонних лиц, в том числе Разработка и предоставление рекомендаций, методологическое обеспечение налогового учета, вопросов исчисления и уплаты налогов, сборов, взносов, в том числе страховых B/01.7 7
физических лиц Планирование и консультирование по предмету налоговых последствий ведения бизнеса, совершения хозяйственных операций, сделок B/02.7 7
Разработка рекомендаций и представление законных интересов налогоплательщиков в государственных органах по урегулированию разногласий B/03.7 7
C Управление процессами и контроль качества 8 Стандартизация процесса налогового консультирования C/01.8 8
налогового консультирования в организации (подразделении) Управление налоговыми консультантами, регулирование взаимоотношений между работниками и контрагентами, клиентами по вопросам налогообложения C/02.8 8
Организация процесса и контроль качества налогового консультирования C/03.8 8
Наименование Организационное и документационное обеспечение деятельности по налоговому консультированию Код A Уровень квалификации 6
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
  1. Консультант по налогам и сборам (налоговый консультант)Экономист по налогамСпециалист по налоговому учетуНалоговый юрист
  2. Юрист по налоговым вопросам
Требования к образованию и обучению
  • Высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области налогов и сборов — программы профессиональной переподготовки; программы повышения квалификацииили
  • Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области налогов и сборов — программы профессиональной переподготовки; программы повышения квалификации
Требования к опыту практической работы
  1. Не менее двух лет в экономической или юридической сфере при наличии высшего образования
  2. Не менее пяти лет в экономической или юридической сфере при наличии среднего профессионального образования
Особые условия допуска к работе
Другие характеристики Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации не менее одного раза в три года
Читайте также:  Финансовые и другие оборотные активы в балансе

Дополнительные характеристики

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 2611 Юристы
2631 Экономисты
ЕКС Консультант по налогам и сборам
ОКПДТР 23537 Консультант по налогам и сборам
ОКСО 5.38.03.01 Экономика

Профстандарт юриста, юрисконсульта, юриста-следователя (образец 2021-2022)

Юриспруденция – достаточно распространенная сфера деятельности с большим количеством специалистов различных направленностей.

Какой будет характеристика уровня квалификации этих сотрудников в соответствии с нормативными документами? Положения, оформленные единым сводом условий, обязанностей и требований, под именем профессиональных стандартов стали обязательными к применению с середины лета 2016 года.

Какими же нормами регламентируются профессиональные обязанности юриста, как данный профстандарт должен вводиться в практику организации, какие функции могут быть вменены такому сотруднику – обсуждаем в этой статье.

ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта юриста .doc

Важность и необходимость юридического профстандарта

Все профстандарты вносят определенный порядок в регламентацию должностных требований. С ними гораздо удобнее формулировать служебные инструкции для различных должностей, решать вопросы, касающиеся штатного расписания, планировать аттестацию и обучение сотрудников. Чем же, наряду с общими позитивными моментами, могут быть полезны профстандарты, созданные специально для юристов?

  1. Обязательные требования к отбору персонала позволят достичь более высокой «концентрации» сотрудников лучшей квалификации.
  2. Можно будет однозначно ответить на вопросы, возникшие в связи с Болонской системой образования в рамках подготовки юридических кадров:
    • какую юридическую должность можно занимать, имея уровень бакалавра. А какую – специалиста или магистра;
    • на какую должность может претендовать магистр, закончивший бакалавриат по другой специальности, кроме юридической.

Так, например, одна из проблем трудоустройства юристов с дипломом бакалавра долгое время состояла в том, что работодатели предпочитали принимать на работу магистров, даже если такая подготовка была вовсе не обязательной для той должности, на которую претендовал соискатель.

Мотивировка «бакалавр – еще не настоящий юрист» вызвана общими стереотипами, а отнюдь не реальным положением вещей.

Принятие конкретных профстандартов помогло бы окончательно устранить подобные недоразумения, раз и навсегда официально определив необходимое образование для каждой конкретной должности.

Многоликие юристы

Юриспруденция охватывает труд множества специалистов различных профилей. Юристом полноправно назовут и консультанта в штате какой-либо организации, и судью, и следователя. Любой служитель Закона по праву может быть назван юристом, вот только обязанности у них сильно отличаются, а значит, должны быть регламентированы профстандартами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Министерством труда РФ были зарегистрированы профессиональные стандарты для более чем 3 десятков направлений работы по 814 конкретным профессиям. Из юридической сферы принят пока только профстандарт для следователя криминалиста.

Своей очереди для обсуждения и принятия с последующей регистрацией в Минюсте России ожидают следующие юридические профстандарты:

  • нотариуса;
  • юридического консультанта;
  • адвоката;
  • судьи;
  • прокурора;
  • корпоративного юриста;
  • пенитенциарного работника.

Профстандарт юриста – каким он будет?

Предсказать точное содержание профессионального стандарта для юристов нельзя до его опубликования на сайте Минтруда РФ. Однако, схема построения будет той самой, что принята приказом Министерства труда № 147н от 12 апреля 2013 года. Она обязательно будет включать в себя общепринятые разделы:

  • введение: содержит общие сведения о профессии, ее официальная дефиниция, классификация по справочникам ОКЗ и ОКВЭД;
  • карта трудовых функций: будут описаны все функциональные обязанности юриста;
  • характеристика функций: подробное рассмотрение каждой из обобщенных функций, перечень необходимых профзнаний и юридических умений;
  • источник: сведения о той организации, которая разработала и апробировала данный профстандарт.

Профстандарт юриста-следователя

Единственный принятый Министерством труда России юридический стандарт зарегистрирован приказом № 183н от 23.03.2015 г. Содержание профстандарта «Следователь-криминалист» разбито по типовым структурным блокам.

  1. Официальное именование направления деятельности следователя: криминалистическое сопровождение расследования имевших место преступных действий. Код профессии по ОКЗ – 249, по ОКВЭД – 75.23.5 (деятельность СК Российской Федерации).
  2. Главной функцией следователя является организация всех процессуальных действий, в первую очередь, криминалистических процедур, в процессе расследования преступных деяний.
  3. Необходимый уровень квалификации – 7, для него нужно овладеть рядом профессиональных знаний и определенных умений:
    • квалифицировать действия преступников с точки зрения закона;
    • проводить профессиональный осмотр места преступления и тела потерпевшего;
    • вести соответствующую документацию и т.д.

В этом же пункте приведен подробный список действий, которые необходимо осуществлять следователю в процессе работы: от возбуждения дела до передачи его в прокуратуру.

ВАЖНО! Профессиональный стандарт следователя, как и любой другой, не может заменить должностной инструкции. Работодатель сам составляет ее, учитывая особенности своей организации и лишь опираясь на текст профессионального стандарта. В должностной инструкции можно даже совмещать требования из нескольких профстандартов.

Проект профстандарта для юрисконсульта

Статья. Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя

Когда работодатель обязан применять профстандарт? Где это сказано? Разберем требования закона.

Обучение в Контур.Школе

Повышение квалификации и профпереподготовка для бухгалтеров и кадровых специалистов

Выбрать курс

Есть ошибочное мнение, что применять профстандарт обязаны организации, у которых определенная организационно-правовая форма собственности. Например, бюджетники применять профстандарты обязаны, а коммерческие организации или индивидуальные предприниматели — нет. Это не так.

Обязанность применять профстандарты не зависит от организационно-правовой формы. Нет поблажек для ИП или малых предприятий.

Случаи, когда работодатели обязаны применять профстандарты

1. Если в законе есть требования к квалификации работника

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации работника. Такой вывод следует из формулировки статьи 195.3 Трудового кодекса «Порядок применения профессиональных стандартов». 

В таблице ниже — несколько ярких примеров профессий, для которых есть требования к квалификации работников.

Категория работников Где установлены требования к квалификации Вывод
Педагогический работник ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Педагогические работники обязаны соответствовать требованиям к квалификации, прописанным в законе, ТК РФ и профессиональных стандартах для педагогов
Главный бухгалтер в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Для главного бухгалтера организаций, перечисленных в ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете, обязательны требования к квалификации, установленные профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н)
Работники в сфере госзакупок по закону № 44-ФЗ ч. 6 ст. 38, ч. 5 ст.39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Квалификация работников контрактной службы, контрактного управляющего в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должна соответствовать требованиям Закона № 44-ФЗ и профстандартам в этой сфере:

Что делать работодателям:  

  1. Быть внимательными и не пропустить требования к квалификации некоторых работников. Эти требования могут быть «разбросаны» где угодно: в ТК РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах РФ. Если такие требования есть — работодатель обязан их учесть.

    Если существующие работники им не соответствуют — работников надо «подтянуть», а новые кадры набирать с учетом требований профстандартов.  

  2. Проверять наличие принятого профессионального стандарта для соответствующих работ.

     В федеральных законах, нормативных правовых актах требования к квалификации зачастую даны в общем виде, а в профессиональном стандарте конкретизирован вид образования, направление подготовки и т.п. Например, в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для главного бухгалтера ОАО и иных организаций, указанных в ч.4 ст.

    7, установлено требования к наличию высшего образования и определенного опыта работы. В профессиональном стандарте «Бухгалтер» требование к образованию дополнено прохождением главным бухгалтером дополнительных профессиональных программ – повышение квалификации, программы профессиональной переподготовки.

     

Реестр профессиональных стандартов ведет и обновляет Минтруд России. Тексты профстандартов размещены на сайте Минтруда России, а также в справочно-правовых базах. Вот несколько примеров:

2. Если работникам положены льготы, компенсации, ограничения

Работодатель должен быть в курсе требований статьи 57 Трудового кодекса.

Здесь нас интересует следующая оговорка: если выполнение работ связано с предоставлением льгот и компенсаций или для работников есть ограничения, то и наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам.

Пример: работник имеет право на льготную пенсию — в этом случае работодатель должен при переименовании должностей опираться на квалификационные справочники или профстандарты, если они уже появились.

Что надо знать о части 2 статьи 57 Трудового кодекса? Советы работодателю

Комментирует Евгения Конюхова, эксперт по трудовому законодательству:

«Норма части 2 статьи 57 Трудового кодекса не является новой и действует с начала существования Трудового кодекса. Напомню, в декабре 2013 года к квалификационным справочникам добавились профессиональные стандарты.

Связано это, прежде всего, с тем, что некоторые должности, профессии, специальности в квалификационных справочниках не обновлялись более 25 лет и во многом не соответствуют современным требованиям.

 На практике работодатели могут столкнуться с тем, что по одной должности, профессии или специальности есть одновременно и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт.

На что ориентироваться при выборе наименования должности, профессии, специальности и определении квалификационных требований к ним? – работодатель принимает это решение самостоятельно. Норма является альтернативной, т.е. предполагает право выбора (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

Внимание: если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, либо есть ограничения, то работодатель обязан привести наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним в соответствии с требованиями квалификационного справочника или профессионального стандарта.

Такое «переименование» необходимо проводить через процедуру перевода. Вносить изменения в штатное расписание:

  • добавлять новые наименования должностей, профессий, специальностей;
  • подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе;
  • со дня, когда работники будут переведены на новые должности, профессии, специальности можно исключать из штатного расписания старые наименования».

Профстандарт на практике

Вариант 1: использовать профстандарты как основу, рекомендательно:

  • если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и
  • работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

В этом случае работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.

Вариант 2: использовать профстандарты обязательно:

  • если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
  • если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы).

В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.

Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.

Далее в статье читайте рекомендации по внедрению профстандартов. Эти советы актуальны для тех работодателей, кто обязан применять профстандарты, а также для тех, кто хочет ввести их добровольно.

Внедрение профстандартов в организации: что делать работодателю?

Для работы понадобится информация о наличии профессиональных стандартов и их применении (размещены на сайте Минтруда России).

Рабочая группа по внедрению профстандартов

Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель.

Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений.

В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, это соотнести должности, имеющиеся у работодателя, с профессиональными стандартами. Это самая глобальная и трудоемкая работа, т.к. при этом нельзя опираться только на название должности (профессии) в штатном расписании и название самого профессионального стандарта.

Необходимо найти те профессиональные стандарты, которые могут потенциально подойти под должности (профессии) указанные в штатном расписании.

Для этого нужно соотносить основную цель профессиональной деятельности по стандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профессионального стандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.

После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.

Если работник не соответствует профстандарту — проводите аттестацию

На практике не все работники могут подойти под требования, изложенные в профстандартах.

Пример: работник занят на видах работ, названных в ст. 30 Федерального закона  от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», например, на подземных работах. Должность работника должна называться так, как указано в профессиональном стандарте или квалификационном справочнике.

А его знания, умения, опыт работы должны соответствовать квалификационным требованиям, приведенным в профстандарте. Работодатель выяснил, что есть работник, занимающий определенную должность, и есть требования профстандарта, но работник им не соответствует.

Что делать с таким работником?

Увольнять по причине несоответствия профстандарту нельзя. Работодатель может провести аттестацию.

Для этого придется разработать целую систему локальных нормативных актов, которая описывает процедуру, порядок проведения аттестации.

Надо будет создать комиссию, определить критерии, по которым будем оценивать работника. По итогам аттестации комиссия сделает выводы: соответствует работник занимаемой должности или нет.

Допустим, работник не соответствует квалификационным требованиям. Можно ли уволить по этой причине? – этот вопрос остается сегодня открытым.

Но работодатели должны учесть, что проводить аттестацию надо не с целью избавиться от «лишних» сотрудников, а с целью установить, кого из них направить на обучение и повышение квалификации.

Цель должна быть благой — довести существующих работников до требуемого уровня.

Важно: работодатели могут принять решение и направить работников на курсы по повышению квалификации или переподготовку в целях достижения соответствия требованиям профстандартов.

Но это право, а не обязанность работодателя! Работодатель сам определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ, п.

 11 Информации Минтруда от 04.04.2016).

Новых работников, которых будем принимать после 1 июля 2016 года, надо четко отбирать по установленным квалификационным требованиям, которые прописаны в профстандартах. Это относится исключительно к работодателям, для работников которых:

  1. в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации

и (или)

  1. в соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ выполнение работ связано с предоставлением льгот, компенсаций или для работников есть ограничения.

Все остальные работодатели применяют профстандарты в качестве основы — для них профессиональные стандарты рекомендательные, а не обязательные.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector