Когда снизят акцизы на бензин

Россия занимает второе место по объёму добычи нефти в мире после США. При этом цена за литр бензина в нашей стране остаётся одной из самых низких в Европе и в июне 2021 г. составила 48 руб.

Рассмотрим динамику розничных цен на бензин в России, сравним российские цены с другими странами и проанализируем, из чего складывается стоимость бензина, а также каких цен ждать в ближайшее время?

По данным Gasoline petrol prices, на 14 июня 2021 г. средняя цена бензина во всём мире составляет 1,18 долл. за литр. Между странами наблюдается существенная разница в стоимости топлива. Так, самый дешёвый бензин в Венесуэле — 0,02 долл. за литр, а самая высокая цена зафиксирована в Гонконге — 2,5 долл. за литр. Россия находится на 26-м месте в рейтинге мировых цен на бензин.

Высокие цены на бензин, как правило, имеют богатые, развитые страны, в бедных странах — низкие цены на топливо. Разница цен вызвана отличиями налоговой политики, географической удалённостью от сырьевой базы, величиной расходов на изготовление бензина, транспортировку и прочими издержками.

Рейтинг цен на бензин в мире на 14 июня 2021 г.

Когда снизят акцизы на бензин

Рис. 1. Источник: Gasoline petrol prices.com

За последние несколько лет средняя стоимость бензина в России выросла практически в два раза. При этом цены стабильно растут, даже несмотря на падение стоимости нефти. Как бы не снижались котировки барреля нефти, стоимость автомобильного топлива продолжает расти.

В 2021 г. на увеличение стоимости бензина оказали влияние сразу несколько факторов: ограничение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, сильные морозы в зимний период, сезонное повышение спроса на нефтепродукты, повышение цены на сырьевую нефть.

По данным Росстата, на 15 июня 2021 г. средние потребительские цены в РФ составляют 45,26 руб. за литр бензина марки АИ-92 и 48,96 руб. за литр АИ-95. В июне 2021 г. средняя потребительская цена на бензин выросла на 4,3% по сравнению с данными на конец 2020 г.

Динамика розничных цен на бензин в России за 10 лет, руб. за литр

Когда снизят акцизы на бензин

Рис. 2. Источник: данные Росстата

Цены в разных регионах страны варьируются, на что влияют несколько факторов: расходы по транспортировке, удалённость от производства, покупательский спрос и другие затраты. По данным Росстата, в июне 2021 г. самая дешёвая средняя цена на бензин зафиксирована в Барнауле — 44,01 руб. за литр, а самая высокая в Анадыре — 61,35 руб. за литр.

Сравним динамику стоимости бензина в России, Казахстане (СНГ), Германии (ЕС) и США.

Динамика средней розничной цены на бензин в России, Казахстане, Германии и США, долл. за литр*

Когда снизят акцизы на бензин*на 1 января каждого года Рис. 3. Источник: данные Gasoline petrol prices.com

Наблюдается схожий тренд между США и Германией, Россией и Казахстаном. В начале 2020 г. из-за обрушения цен на нефть, вызванного пандемией коронавируса, ограничениями по сделке ОПЕК+ и торговыми войнами, по всему миру стоимость бензина резко упала.

В Европе цена бензина привязана к стоимости нефти, и любые колебания рынка сказываются на цене топлива. Цены на бензин в США в 2020 г. также отреагировали снижением на внешнеэкономические факторы.

А вот стоимость на бензин в России и странах СНГ, несмотря на падение нефтяных котировок, мало снизилась из-за особенностей ценообразования и регулирования стоимости топлива.

Рассмотрим, из чего складывается конечная цена за литр бензина на примере России, Казахстана (СНГ), Германии (ЕС) и США.

Цены на бензин в разных странах могут отличаться в зависимости от наличия у государства сырья — своего или приобретённого, наличия нефтеперерабатывающих предприятий, видов налогов, акцизов и прочих издержек.

Основные факторы, влияющие на стоимость бензина:

  • стоимость нефти на мировом рынке;
  • инфляция;
  • рост налогов и акцизов;
  • себестоимость добычи и переработки нефти;
  • транспортные расходы;
  • конкуренция;
  • валютный курс.

Структура розничной цены бензина в России, %

Когда снизят акцизы на бензин

Рис. 4. Источник: «Цены в России. 2020». Статистический сборник Росстата

Больше половины структуры цены бензина занимают налоги и акцизы, в том числе НДС производителей, НДС розничной торговли, налог на добычу полезных ископаемых и налог на добавленный доход от добычи углеводородного сырья. Около 21% составляет стоимость сырья. На расходы на производство, включая коммерческие расходы, приходится 6%. Торговая надбавка — 5%. Расходы розницы по доставке и продаже бензина составляют 8% в общей структуре.

Сравнение розничной цены на бензин в России, Казахстане, Германии и США, %

Когда снизят акцизы на бензин

Рис. 5. Источник: данные Росстата, Информационно-аналитического центра нефти и газа (ИАЦНГ), EIA

По данным казахстанского Информационно-аналитического центра нефти и газа (ИАЦНГ), дефицит бензина в Казахстане составляет 30%. Компенсировать нехватку топлива стране приходится за счёт импорта из России по оптовым ценам на рыночных условиях. В зависимости от заправочной станции цена бензина формируется из разных элементов.

Стоимость бензина в европейских государствах разнится, ведь большинство стран ЕС не имеют своих запасов нефти и вынуждены закупать сырьё за границей, в том числе в РФ. Из купленного сырья на территории своей страны европейцы производят готовое для продажи топливо. По этой причине цена на бензин в европейских странах одна из самых высоких в мире.

Например, в Германии основными факторами, формирующими цену на бензин, являются: себестоимость купленного сырья, налоги, энергетический сбор, расходы на производство, транспортировку и посредническая, торговая надбавка.

Если растут мировые котировки нефти и увеличиваются расходы на транспортировку, растёт и себестоимость топлива.

Большую часть цены на бензин в Германии составляют налоги — почти 70%, к которым относятся: энергетический налог и НДС.

США занимает первое место в мире по добыче нефти, как и Россия, являясь страной-экспортёром. Большую часть цены на американский бензин составляет стоимость сырья. Именно по этой причине стоимость топлива в США зависит от мировых цен на нефть.

Для потребителя проблема кроется не в самой цене на бензин, а в отношении его стоимости к месячному заработку.

Если рассчитать количество литров топлива, которое можно купить на месячный доход в той или иной стране, становится ясно, что в США и европейских странах более доступный бензин, чем в России и странах СНГ.

В таблице для сравнения приведены данные по Ираку, который занимает четвёртое место в мире по добыче нефти, что не влияет на доступность бензина для населения. В Ираке один из самых больших разрывов между заработной платой и стоимостью литра топлива.

Количество литров бензина, которое можно купить на среднюю месячную зарплату

Когда снизят акцизы на бензин

Рис. 6. Источник: Бюро национальной статистики Казахстана, Росстат, Американское Бюро трудовой статистики, Gehalt.de, данные правительства Ирака

Россия — нефтедобывающая страна, поэтому основное налоговое бремя ложится именно на производителей топлива. Экономика нашей страны всегда зависела от экспорта нефтегазового сектора.

Более половины доходов Россия традиционно получала именно от продажи нефти и газа. В 2020 г.

впервые за 20 лет ситуация изменилась — доля экспорта нефти и газа из России упала ниже 49,6% из-за пандемии коронавируса и ограничений по сделке ОПЕК+.

Благодаря доходам от нефтегазового сектора нашей стране удаётся сохранять низкий уровень государственного долга. По итогам 2020 г. отношение госдолга к ВВП в России составило 17%, в то время как в США этот показатель один из самых высоких в мире — 132,8%, а в Германии — 70,3%.

Согласно законодательству РФ, цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, находясь в зависимости от мировой цены на нефть.

Однако, чтобы защитить российскую экономику от резких рыночных колебаний, в нашей стране действует демпфирующий механизм обратного акциза на нефть, который позволяет бюджету рассчитывать на дополнительные поступления от НПЗ при падении цены Urals ниже 55 долл. за баррель.

С 1 мая 2021 г. вступили в силу поправки в демпферный механизм на топливном рынке. Новые параметры в формуле демпфирующего механизма приведут к росту размера компенсаций бюджетных средств в адрес нефтеперерабатывающих предприятий. Благодаря этим поправкам колебания мирового рынка будут скомпенсированы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, нефтегазовые доходы в России распределяются в:

  • Федеральный бюджет — для выполнения масштабных социальных программ;
  • Фонд национального благосостояния (ФНБ), который является финансовой подушкой нашей страны. Главная задача ФНБ — дополнительное пенсионное обеспечение граждан России, а также покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ.

В нашей стране стоимость бензина достаточно высока по сравнению с доходами населения. И первый вопрос, который напрашивается после анализа: почему нельзя снизить налоги, которые составляют 70% от цены на топливо? Очевидно, что тогда стоимость будет ниже, однако последствия такого снижения могут быть отрицательными.

Снижение нефтегазовых доходов приведёт к падению ВВП, росту государственного долга и уменьшению федерального бюджета, который финансирует государственные и социальные программы. Начнёт истощаться и Фонд национального благосостояния, который является финансовой подушкой государства.

Очевидные решения — не всегда результативны.

У России нет возможности взять за основу другую систему ценообразования, например, немецкую. В Германии основная часть налогов, которые взимает государство, забирается с каждого проданного литра бензина, а не с продавцов нефтепродуктов.

То есть Германия заинтересована в низкой цене на нефть, при которой потребление бензина будет расти.

России как стране-экспортёру, напротив, важны высокие цены на нефть, так как около 50% доходов наш бюджет получает именно с нефтегазового сектора, который производит экспортную продажу сырья.

__

Каждую неделю в этой рубрике появляются новые статьи. Чтобы не пропустить очередное обновление, подпишитесь на нашу рассылку – это можно сделать в специальной форме внизу страницы. А высказать любые предложения и пожелания по улучшению нашей работы можно через форму обратной связи. Мнения читателей очень важны для нас!

Читайте также:  Страховые взносы за год - какую сумму платить

Из-за чего выросли цены на бензин в России с начала 2021 года

В России есть народная примета: когда нефть дешевеет, то цены на бензин растут, а когда дорожает, то они поднимаются.

Но если без шуток, в этом году стоимость топлива на заправках растет с пугающей быстротой. С начала года траты на заправку бензином увеличились на 5-11 рублей за литр, а дизельным топливом — на 1,5-4 рубля за литр.

Когда снизят акцизы на бензин

Названы регионы с самым доступным бензином для населения

Причины роста цен не только в нефти, хотя ее вклад в общее дело есть. Для начала нужно разобраться, из чего складывается розничная цена автомобильного топлива.

В стоимости литра бензина 20% занимает налог на добавленную стоимость (НДС), а еще 21% — акцизы. Изменить их величину может правительство, и они не зависят от мировой конъюнктуры.

Акцизы увеличиваются ежегодно, с 2014 года они выросли в 2,5 раза.

Коммерческие, транспортные и производственные расходы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и АЗС — около 17%. Это тоже величина слабо изменяемая — зарплата, техника, обслуживание, доставка товара до АЗС.

Оставшиеся 42% приходятся на нефть, но в них до 30% составляют налоги — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) или налог на добавленный доход (НДД), которые выплачивают компании. Эти 30% также неизменяемая величина.

Только 12 из 42% приходятся на стоимость добычи нефти. С начала года она подорожала на 37% — плюс 1,62 рубля к цене бензина.

Расходы на добычу нефти в цене на АЗС занимают 12%

Остальная часть подорожания пришлась на увеличение в этом году акцизов, рост налогов на нефтедобычу и снижение курса рубля к доллару. Последнее достойно отдельного внимания. Налоги на добычу для нефтяников рассчитываются в рублях, но относительно долларовой стоимости нефти.

Поэтому цена для НПЗ на нефть в рублях выросла не только из-за укрепления мировых котировок барреля, но и в результате ослабления российской валюты. Для примера, в середине 2014 года баррель российской нефти Urals стоил 97 долларов, или 3,7 тыс. рублей, а сейчас при цене Urals 72,17 доллара за баррель его стоимость в рублях составляет 5,3 тыс. рублей.

Это приводит к падению доходности производства и розничных продаж автомобильного топлива.

Когда снизят акцизы на бензин

Россия заняла второе место по дешевизне бензина среди стран Европы

Для НПЗ выпадение доходов с 2019 года компенсируется работой демпфирующего механизма.

Он возвращает заводам из бюджета часть потенциальной прибыли при поставках топлива на внутренний рынок, а не на экспорт (рассчитывается от экспортной цены в Европе, включая расходы на транспортировку).

Но половина расходов бюджета на демпфер компенсируется ежегодным ростом НДПИ. Кроме того, демпфер никак не затрагивает АЗС, рентабельность которых в этом году находится в отрицательной зоне или на нуле.

В итоге, учитывая, что рубль с начала лета начал укрепляться, нефтяные котировки перестали бить рекорды, а спрос на бензин осенью традиционно снижается, можно предположить остановку его подорожания на АЗС уже в сентябре. Но снижения цен ждать не стоит из-за отсутствия экономической рентабельности розничной торговли топливом.

Когда снизят акцизы на бензин

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Сергей Тихонов

Транспортный налог и акцизы в 2021 году: определение, ставки, льготы, расчет — Контур.Бухгалтерия

Когда снизят акцизы на бензин

Акцизам посвящена глава 22 НК РФ. Бензин — это не единственный подакцизный товар, но именно он интересует всех автовладельцев. Акциз на бензин появился еще в 1994 году. Рассчитывался он по октановому числу, чем оно выше, тем выше ставка. 

С 2011 года октановое число было заменено на класс экологической безопасности. Ставки закреплены в ст. 193 НК РФ. Бензин, не соответствующий классу 5, с 1 января 2021 года облагается акцизом по ставке 13 624 рубля за 1 тонну. При этом ставка ежегодно растет, уже установлены значения на 2022 и 2023 года — 14 169 рублей за 1 тонну и 14 736 рублей за 1 тонну соответственно.

Бензин класса 5 более экологичен, поэтому ставка ниже. На 2021 год на 1 тонну бензина приходится 13 262 рубля акциза. Ставка на Евро-5 также вырастет в 2022 и 2023 года — 13 793 рублей за 1 тонну и 14 345 рублей за 1 тонну соответственно.

Ставка акциза на дизельное топливо существенно ниже. 9 188 рублей за тонну — в 2021 году, 9 556 рублей за тонну — в 2022 году, и 9 938 рублей за 1 тонну — в 2023 году.

Зная ставку акциза за 1 тонну бензина, можно посчитать размер акциза в 1 литре топлива. Действующий акциз на Евро-5 — 13 262 рубля за 1 тонну, следовательно, 13,26 рубля за 1 кг топлива. 

Однако 1 кг не равен 1 литру бензина, так как плотность бензина меньше плотности воды. Для расчетов принимаем плотность бензина 750 кг/м3. Следовательно, 1 кг бензина соответствует 1,33 литрам.

Ставка акциза в литре бензина составляет 9,97 рублей. При цене бензина примерно в 45 рублей доля акциза в его стоимости составляет 22 %. При этом акциз — это не единственный налог в бензине. В цену включены также НДС и налог на добычу полезных ископаемых.

Ежегодный рост акцизов сказывается и на постоянном росте цен на топливо.

Акциз на автомобили

Акциз на автомобиль — это второй сбор, с которым сталкиваются автовладельцы. При этом акциз включен в стоимость как отечественного транспорта, так и иномарок, ввезенных из-за границы.

Ставка акциза зависит от мощности автомобиля, измеряемой в киловаттах или лошадиных силах. Закреплена она в ст. 193 НК РФ. Чем мощнее автомобиль, тем больше сумма акциза. Налоговый кодекс выделяет следующие группы авто по их мощности:

  • до 67,6 кВт (90 л.с.) — ставка с 2021 года 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
  • свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) — ставка в 2021 году 51 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 53 рубля, а в 2023 — 55 рублей;
  • свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) — ставка в 2021 году 491 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 511 рублей, в 2023 — 531 рубль;
  • свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) — ставка в 2021 году 804 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 836 рублей, в 2023 — 869 рублей;
  • свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) — ставка в 2021 году 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 425 рублей, в 2023 — 1 482 рубля;
  • свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 475 рублей, в 2023 — 1 534 рубля;
  • свыше 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 464 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 523 рубля, в 2023 — 1 584 рубля.

Разберем расчет суммы акциза на примере двух автомобилей. Например, Иванов И.И. решил купить в Германии BMW X5. У автомобиля 249 лошадиных сил. Следовательно, при прохождении таможни Иванов заплатит по 804 рубля за каждую «лошадь», всего — 200 196 рублей.

Или Иванов купит за границей TOYOTA Corolla, у которой 122 лошадиные силы. На таможне он отдаст гораздо меньше — 51 рубль за каждую «лошадку», то есть 6 222 рубля.

Транспортный налог

Акцизы в стоимости бензина и топлива — это еще не все. Каждый автовладелец ежегодно платит транспортный налог в региональный бюджет. Ставка налога закреплена в ст. 361 НК РФ.

Порядок расчета очень похож на расчет акциза на автомобиль, так как сумма налога напрямую зависит от мощности двигателя в киловаттах или лошадиных силах. Кроме того, на сумму налога влияет класс машины. В Налоговом Кодексе выделены следующие группы:

  • легковые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 100 до 150 л.с. включительно — 3,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
  • от 200 до 250 л.с. включительно — 7,5 рублей за 1 л.с.;
  • свыше 250 л.с. — 15 рублей за 1 л.с;
  • грузовые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 100 до 150 л.с. включительно — 4 рубля за 1 л.с.;
  • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
  • от 200 до 250 л.с. включительно — 6,5 рублей за 1 л.с.;
  • от 250 л.с. — 8,5 рублей за 1 л.с.

Кроме того налогом облагаются мотоциклы, мотороллеры, яхты, снегоходы, гидроциклы и так далее.
Теперь вернемся к нашему примеру. Допустим Иванов владел автомобилем на протяжении 12 месяцев, следовательно, сумма налога за BMW X5 составит:

7,5 руб. * 249 л.с. * 12 мес. = 22 410 рублей в год.

А за TOYOTA сумма будет в несколько раз меньше:

3,5 руб. * 122 л.с. * 12 мес. = 5 124 рубля в год.

Важно! Транспортный налог идет в региональный бюджет. Ставки в регионах могут отличаться друг от друга. Кроме того, иногда применяется повышающий коэффициент, если машина новая и стоит больше 3 млн рублей.

Двойное налогообложение

Получается, владельцы автомобиля несут налоговую нагрузку в виде акциза в цене бензина и самой машины и ежегодно платят налог. И все эти расходы связаны с владением одним объектом — автомобилем.

В Госдуму ежегодно приходят предложения об отмене транспортного налога, так как в целом плата за пользование автомобилем уже лежит в цене бензина в виде акциза. Такое решение поможет избежать двойного налогообложения.

Кроме того, отказ от транспортного налога поможет поддержать тех автовладельцев, которые редко пользуются своим автомобилем. Ведь сейчас налог уплачивают все владельцы, даже если автомобиль фактически не используют. 

Но никаких существенных изменений в части акциз и налога пока не произошло, и автовладельцы платят и акциз и сам налог. Комментарий по поводу двойного налогообложения автовладельцев даже давала ФНС в своем Письме № БС-2-21/279@ от 07.03.2017 года.

По факту объектом налогообложения акцизом признаются операции по продаже подакцизных товаров, в том числе бензина. Плательщики — производители нефтепродуктов и получатели, имеющие специальное свидетельство.

Объект налогообложения транспортным налогом — транспортное средство, в том числе автомобили, воздушные и водные суда.

С точки зрения НК РФ объекты налогообложения абсолютно разные. В одном случае это действия по реализации, а в другом — транспортные средства. Поэтому говорить о двойном налогообложении закон не позволяет.

Замена транспортного налога акцизом

Идея об отмене транспортного налога и замене его более высоким акцизом не нова. Подобную идею пытались воплотить в 2016 году, однако, акциз вырос, а налог не отменили. Есть три основные стоп-фактора для отмены налога.

Транспортный налог — региональный налог

За счет этого налога пополняется не федеральный, а региональный бюджет. Да, это не самая доходная его часть, но все же это деньги. Экономическое развитие части регионов России оставляет желать лучшего, а лишение их части доходов еще более усугубит ситуацию.

Рост цен на бензин

Просто отменить транспортный налог нельзя. Такое действие — это добровольное лишение регионального бюджета дохода, и, как следствие, сокращение финансирования части программ связанных с дорогами и транспортом. Поэтому отмененный налог нужно чем-то заменить.

Компенсация будет происходить за счет увеличения ставки акциза на топливо. Но в таком случае существенно вырастет цена на бензин. К тому же нельзя гарантировать, что такое решение положительно скажется на автовладельцах. Вероятно, нагрузка на тех, кто интенсивно использует авто в деятельности, возрастет.

Читайте также:  Прекращение агентского договора - основания и последствия

Рост инфляции

Топливо нужно не только для того, чтобы заправлять личный автомобиль. Бензин и другие виды топлива плотно связаны со всеми производственными цепочками. Доставка сырья, перемещение товаров, доставка работников и так далее — везде задействовано топливо.

Рост цен на бензин приведет к скачку цен практически на все конечные продукты, начиная от продуктов питания, заканчивая предметами роскоши. Эксперты оценивают повышение цен при таком развитии событий на уровне 20-30 %.

Вероятно, ждать отмены транспортного налога в 2021 году не стоит.

Какими будут цены на бензин к лету 2022 года

рынки

16.03.202208:10

Виктор Коротаев / Коммерсантъ / Legion-Media

Цены на бензин и дизтопливо в России к лету могут снизиться из-за затоваривания внутреннего рынка экспортными нефтепродуктами и невозможности быстро снизить объемы добычи переработки нефти, считают опрошенные «Компанией» участники рынка. Но чтобы потом цены опять не поползли вверх, разгоняя и без того рекордную инфляцию, государство должно отменить налоговый маневр, демпфер для нефтяных компаний и снизить акцизы на моторное топливо.

Официальные и неформальные санкции, введенные США и рядом европейских логистических операторов против российских нефтяных компаний, продолжают сотрясать мировой рынок нефтепродуктов.

Из-за резкого роста цен на бензин и дизель в ЕС Словения на месяц заморозила цены на топливо, аналогичный шаг обсуждает правительство Франции.

Предложения заморозить цены и в России, которые пока только обсуждаются в СМИ, встречают горячую поддержку в регионах, бюджеты которых не зависят от нефтянки.

Правительство от радикальных шагов пока воздерживается, однако министр энергетики Александр Новак на прошлой неделе обсуждал с нефтяниками идею отвязать НДПИ для нефтяных компаний от мировых цен на нефть и курса доллара.

Журнал «Компания» обсудил с участниками рынка и экспертами влияние этих событий на цены на АЗС.

Государственные телеканалы утверждают, что они уже начали снижаться, однако, по мнению наших собеседников, ситуация может измениться.

Григорий Баженов, член правления Независимого топливного союза, ожидает, что при сохранении текущих тенденций цены могут снизиться на 3-4 рубля из-за затоваривания внутреннего рынка невостребованными экспортными объемами нефти и нефтепродуктов.

«У нас примерно половина нефти экспортируется в сыром виде, половина идет на производство нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, — говорит он. — Бензина мы экспортируем порядка 10% от общего объема производства, а дизельного топлива — около 50%. Основным покупателем бензина и дизтоплива до последних событий была Европа.

Сейчас возможности экспорта крайне ограничены, российские товары стали токсичными для европейского покупателя, если их и покупают, то с очень большим дисконтом. Поэтому поставки переориентируются, товарные запасы увеличиваются, топливо нужно сбывать. Возможно, это изменит ценообразование на оптовом внутреннем рынке».

  • еще по теме:
  • США и Великобритания сливают российскую нефть
  • Серьезные последствия отказа стран от импорта на себе ощутит только Россия. Вашингтон и Лондон с легкостью найдут других поставщиков, считают опрошенные «Компанией» эксперты

Когда снизят акцизы на бензин

Раньше цена на топливо внутри страны формировалась на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СпбМТСБ) по принципу «экспортной альтернативы», напоминает Баженов.

Иначе говоря, цена была такой, чтобы НПЗ было безразлично, куда поставлять нефтепродукты – на внешний или на внутренний рынок.

Сейчас из-за санкций, падения рубля и взлета мировых цен принцип экспортной альтернативы сменился балансом спроса и предложения на внутреннем рынке. А он предполагает, что цены пойдут вниз.

Однако, чтобы цены сохранялись на нынешнем уровне или снизились, этого мало, считает эксперт.

«Нужно отменять демпфер, который сейчас очень вырос и ведет к огромным потерям для бюджета на вычетах для нефтяных компаний, — уверен Григорий Баженов.

— И нужно снижать акциз, чтобы низкая цена топлива на оптовом рынке сохраняла рентабельность переработки нефти. Если государство это сделает, страна сможет получать моторное топливо по низким ценам и это будет сдерживать инфляцию».

Что такое демпфер на нефтяном рынке РФ

Чтобы сгладить влияние мировых нефтяных котировок на внутренние цены в России в 2018 году был придуман регуляторный механизм, получивший название демпфер. Он основан на разнице между экспортной ценой топлива и внутренней ценой, которая была закреплена законодательно и подлежала ежегодной индексации на 5%.

Если экспортная цена выше внутренней, то бюджет компенсирует нефтяным компаниям часть разницы, чтобы НПЗ могли поставлять топливо на внутренний рынок по прежним ценам и при этом сохраняли комфортный уровень маржинальности. А если ниже, то уже нефтяные компании должны компенсировать бюджету эту разницу.

Так было, например в 2020 году, когда из-за пандемии COVID-19 мировые цены на нефть упали ниже $40 за баррель.

прочитать весь текст

Правда не факт, что регулятор пойдет именно таким путем, говорит представитель Топливного союза.

По его словам, правительство может увеличить маржу для НПЗ путем снижения нормативов реализации топлива на внутреннем рынке.

В этом случае объемы производства нефтепродуктов в России упадут, биржевые цены на топливо пойдут вверх и бензин, наоборот, подорожает. Но это произойдет не сразу, сокращение объемов нефтедобычи потребует времени.

Опасаться, что нефтепродукты пойдут в страны ЕАЭС, не стоит, считает Баженов: в том же Казахстане бензин на 3-4 рубля дешевле, чем в РФ за счет более низких налогов.

Перенаправить экспорт в Китай тоже непросто: это долго и требует инфраструктуры. Кроме того, такой экспорт вряд ли будет прибыльным, поскольку китайцы наверняка сильно продавят российских продавцов по цене.

Поэтому прогнозировать цены на бензин сейчас сложно.

Крупный независимый брокер на рынке нефтепродуктов, пожелавший сохранить анонимность, прогнозирует, что изменение баланса спроса и предложения на внутреннем рынке России снизит цены на моторное топливо на 15-20%.

«Наши мощности по экспорту нефтепродуктов и сырья ограничены, НПЗ стоят, — констатировал он в разговоре с «Компанией». — Их нужно загружать, но спрос на топливо внутри страны сильно ниже выработки. Поэтому цена внутри страны может снизиться на 15-20%, это иранский сценарий.

Да, снижение объемов добычи нефти и объемов ее переработки может повысить цены, но это инертный процесс, вы не можете сказать «добыча стой, раз-два!». Перенаправить экспорт нефтепродуктов из Европы в Азию тоже сложно. Так что в среднесрочной перспективе цены скорее снизятся».

Представитель российской независимой нефтяной компании, также на условиях анонимности, предположил, что цены на АЗС снизятся, если правительство отвяжет НДПИ для нефтяников от мировой цены на нефть и курса доллара, а также отменит налоговый маневр и демпфер, которые поставили независимые НПЗ на грань банкротства.

«Рынка нефтепродуктов в России сейчас фактически нет, у нас де-факто мобилизационная экономика, — заявил он «Компании». — У нас проблемы с экспортными контрактами на апрель из-за отказа западных банков и страховщиков сопровождать поставки.

Поэтому ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании — Прим. «Ко») сейчас погонят нефть на собственные НПЗ внутри страны, а нам останется поставлять ее только на независимые НПЗ.

Но большой вопрос, готовы ли они будут ее принять, потому что государство и лоббисты крупных нефтяных компаний их усиленно добивали.

Собеседник напомнил, что с 2015 года в РФ действует налоговый маневр: НДПИ растет, а экспортная пошлина падает. Это было выгодно крупным экспортерам, а независимые компании, работавшие в основном на внутренний рынок, теряли рентабельность.

«Или возврат акциза, его получали только крупные НПЗ. Демпфер тоже поощрял экспорт нефтепродуктов и был выгоден только НПЗ вертикально интегрированных компаний.

А такие заводы, как Антипинский НПЗ, из-за этого фактически банкротились. Кроме того, государство ввело кучу акцизов на не моторное топливо, например печное, на котором независимые НПЗ тоже зарабатывали.

Из-за этого переработки стало меньше, частично она ушла в тень», — отметил он.

экспорт топливо санкции нефтегазовый рынок

Почему дешевеет бензин и надолго ли это?

В интернете и СМИ пишут, что в России дешевеет бензин. Действительно ли это так? И надолго ли?

Если ориентироваться на данные Росстата, то с 24 февраля 2022 года розничные цены на бензин снизились в пределах 1%. В некоторых регионах снижение оказалось чуть большим — 2—3%. Например, в Тыве цены упали на 2,3%, в Кировской области — на 2,2%, в Иркутской области — на 1,5%. В абсолютном выражении это снижение не превышает 70—80 копеек на литр.

Ситуация необычная: рост мировых цен на нефть, как правило, приводит к увеличению цен и внутри страны. К тому же в феврале и марте инфляция в России составила максимум с 1998—1999 годов, но при этом стоимость топлива оставалась стабильной. Разберемся, почему так происходит.

Подпишитесь, чтобы следить за разборами новых законов и анализом финансовой ситуации Подписаться

Дело в том, что из-за санкционных ограничений на цены на бензин внутри страны начал в большей степени влиять баланс спроса и предложения, а не происходящее на экспортных рынках. Там цена на нефть марки Urals по-прежнему высока, хотя и продается она с дисконтом.

Раньше НПЗ могли увеличивать поставки на экспорт и таким образом сохранять стабильность на внутреннем рынке, не позволяя ценам существенно снизиться. Теперь делать это сложнее, и Россия фактически отвязалась от экспортных рынков. За счет экспортного бензина НПЗ увеличили свое предложение и стали больше продавать на внутреннем рынке.

Это тоже проявление закона спроса и предложения. Конкурентные рынки более динамичны.

В регионах Поволжья и Центральной России достаточно сильная конкуренция: много производителей, среди них есть и независимые. Возникает ситуация, что при затоваривании рынка производители снижают цены.

Также есть влияние маркетинговых стратегий: сети нефтяных компаний более консервативны и меньше снижают цены. Независимым сетям нужно привлекать покупателей, в том числе за счет стоимости.

С 2019 года цены на бензин в России привязаны к мировым через стабилизатор — демпфер. Он не позволяет цене слишком сильно колебаться.

В России за последние годы не было серьезного снижения цен на топливо в отличие от США, где стоимость бензина может снижаться при падении мировых цен на 10—20%, но может и расти. В России часто бывают периоды по несколько недель, когда цены снижаются, но накопленное снижение оказывается очень маленьким — всего 1—2%.

Дело в том, что в США иначе устроена налоговая система. У них есть федеральный налог, есть региональные налоги, но по факту их доля в конечной цене не очень велика. И если мировая цена на нефть снижается, то снижается и себестоимость производства, и, соответственно, цены.

В России же в 2019 году в системе ценообразования появился тот самый демпфер. Этому предшествовало несколько событий. Весной 2018 года из-за роста нефтяных котировок в России подскочили цены на бензин и дизельное топливо. Тогда правительство смогло заморозить цены, но, чтобы это не повторилось, придумали демпфер.

Заметнее всего демпфер сработал в 2020 году на фоне пандемии, когда мировые цены на нефть марки Brent за месяц упали более чем в три раза. При этом цены на бензин в России снизились всего на 1%, потому что НПЗ должны были платить 25 Р с каждого литра по демпферу в бюджет, хотя раньше они, наоборот, получали из бюджета 7—8 Р за литр.

Читайте также:  Подать жалобу на ИФНС стало проще

Тогда реализовался крайний случай, неожиданный для регулятора. Он показал, что демпфер работает в обе стороны и удерживает цены на бензин и топливо как от роста, так и от снижения.

Сейчас из-за роста цен на нефть демпфер стал серьезной нагрузкой для бюджета: нужно доплачивать НПЗ из бюджета, хотя по факту Россия отрезана от ряда экспортных рынков. Только за довольно спокойный февраль нефтяники должны получить в качестве компенсации около 150 млрд рублей. В марте эта сумма составит более 380 млрд.

Таким образом, цена на бензин в России зависит от нескольких факторов:

  1. Мировых цен на нефть.
  2. Демпферного механизма.
  3. В меньшей степени — от баланса спроса и предложения на внутреннем рынке.

Сейчас мы находимся на развилке. Очень многое зависит от того, какие ограничения и санкции введут в отношении российской нефти. Есть несколько сценариев.

Сценарий 1: цены стабилизируются. Если предположить, что ситуация останется такой же, как сейчас, — формальные запреты на поставку нефтепродуктов не введут и при этом постепенно начнется переориентация поставок на Азию — то можно ожидать, что цены стабилизируются на текущем уровне.

Сценарий 2: цены снизятся. Цены могут снизиться, если изменится подход к ценообразованию: цены на нефть для НПЗ отвяжут от мировых, отменят демпфер, а конечная цена для потребителя будет формироваться на основании затрат на переработку. Но я не думаю, что это можно считать основным сценарием.

Россия экспортирует сейчас больше 80% производимого мазута, 45% дизеля, и для многих НПЗ это критично. Какие-то НПЗ будут сокращать производство, а какие-то будут вынуждены останавливать переработку нефти.

В этом случае остановится и производство бензина.

Можно попробовать переориентироваться на Киргизию и Таджикистан, но быстро перестроить логистику и изменить направление поставок сложно — на адаптацию требуется несколько месяцев.

Если же говорить про крупные азиатские страны — Китай, Индию, — то они в большинстве своем не импортеры, а экспортеры нефтепродуктов. Они покупают нефть, перерабатывают ее и экспортируют излишки. Поэтому выйти со своими нефтепродуктами на их рынки будет непросто.

Вся эта перестройка может привести к тому, что у нас будет меньше бензина. В этом случае России придется либо импортировать бензин, либо повышать цены, чтобы воздействовать на спрос. Существенные объемы для экспорта в Россию пока есть только у Беларуси, которая тоже может оказаться под санкциями.

Что будет с ценами на бензин: эксперты все объяснили :

 Shutterstock

Как заявил Autonews.ru глава НАС Антон Шапарин, снижение цен на топливо на АЗС будет стимулировать водителей чаще садиться за руль. Кроме того, снижение цен даст толчок к развитию грузовых и пассажирских перевозок.

«Экспорт топлива затруднился. Поэтому НПЗ сейчас тормозят процессы производства. Ситуация в нефтянке сложная и поддержать ее можно за счет роста внутреннего спроса. А для этого нужно снижать цены на АЗС.

Бензин дешевеет на бирже, но это снижение практически незаметно на заправках для конечного потребителя.

Дело в том, что трейдеры и руководители АЗС так пытаются подготовиться к тяжелым временам», — сказал Шапарин.

В свою очередь президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов заявил, что названные Минэком инструменты уже неэффективны с учетом изменившееся ситуации на мировом рынке нефтепродуктов. По его словам, экспортная альтернатива для поставок топлива вообще отпала. При этом проблем с ростом цен на топливо, по оценке Баженова, в России нет.

«Наоборот, цены снижаются. Это происходит из-за перекрытий экспортных каналов поставок для многих НПЗ. Поэтому предложение ну внутреннем рынке растет, что стабилизирует цены.

В долгосрочной перспективе в силу текущей экономической и технологической блокады у нас будут снижаться объемы добычи нефти. И, как следствие, объемы производства топлива. Но пока на НПЗ продукция всех продуктов профицитна, мы полностью обеспечиваем внутренний рынок.

И ключевым каналом поставки будет именно внутренний рынок», — сказал Павел Баженов корреспонденту Autonews.ru.

???? 55 руб. за литр — это не предел: что будет с ценами на бензин

По словам Павла Баженова, ситуация с ценами может развернуться если будут приняты определенные регуляторные решения. Как объяснил эксперт, в силу роста предложения на внутреннем рынке снижается биржевая цена на топливо: иногда она достигает уровней 2020 года.

«При этом маржинальность на внутреннем рынке настолько высока, что даже позволяет опускать цены. Обычно крупные участники рынка менее охотно снижают цены. Так они пытаются компенсировать свои выпадающие доходы в связи с экспортной блокадой. А независимые участники рынка будут снижать цены охотнее», — сказал Баженов.

Эксперт признал, что в ситуации, когда экспортные поставки находятся под угрозой, правительство будет искать варианты регуляторного воздействия на рынок. Но какие именно — пока неизвестно.

«Например, в 2020 году были снижены нормативы обязательств по биржевом объемам, — привел пример эксперт. — Или произойдет условное повышение акцизов.

Но какой-то специальной необходимости регуляторного воздействия для удержания цен нет. При этом понижать цены крупные компании тоже не будут. Только если экспортные возможности окажутся под еще большим давлением.

Но в моменте поводов для этого нет», — заключил Павел Баженов.

Подешевел на 4 копейки: что не дает упасть ценам на бензин в России — Газета.Ru

В России накапливается избыток нефти и нефтепродуктов из-за отказа некоторых европейских стран и компаний от закупок российского сырья. Благодаря этому цены на бензин на российских АЗС стабилизировались и даже начали снижаться. Чисто символически.

Эксперты, впрочем, не видят поводов для дальнейшей либерализации цен на топливо.

Росстат зафиксировал снижение средних розничных цен на бензин Аи-92 и дизтопливо. За неделю с 1 по 8 апреля цены снизились — правда, всего на символические 0,1%.

В абсолютных цифрах ситуация выглядит так: средние цены на бензин марки Аи-92 уменьшились на 4 коп. — до 47,44 руб. за литр.

Бензин Аи-95 подешевел на 5 коп. — до 51,46 руб. за литр. Цена дизельного топлива уменьшилась на 7 коп. — до 54,62 руб. за литр.

А вот стоимость бензина Аи-98 даже выросла на 1 коп. — до 60,17 руб. за литр. Росстат отметил такое снижение цен на бензин в 36 регионах России.

В Москве и Санкт-Петербурге за ту же неделю цены на бензин не изменились. На АЗС в Москве бензином марки АИ-92 можно было заправиться по цене от 46,09 до 48,31 руб., марки АИ-95 — от 50,99 до 56,09 руб., марки АИ-98 и выше — от 58,89 до 63,59 руб. за литр.

У минэнерго все стабильно

В начале этого года предполагалось, что бензин может подорожать как минимум до 60 руб. за литр, напомнил специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов.

«Это было бы логичное повышение. То есть в пределах 10%, на размер инфляции, ожидавшейся по итогам 2022 года. Но после 24 февраля ситуация изменилась.

Рост цен фактически остановился, и даже начался обратный процесс», — отметил Вавилов.

В Минэнерго пока не видят поводов для снижения цен на бензин и солярку.

«Средние розничные цены на моторное топливо в России сохраняются на стабильном уровне. С начала 2022 года рост розничных цен на моторное топливо находится ниже изменения индекса потребительских цен», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе министерства.

По данным Росстата, инфляция разогналась с 0,99% в январе и 1,17% в феврале до 7,61% в марте. За январь-март 2022 года цены в РФ выросли на 9,95%. Консенсус-прогноз экспертов, опрошенных «Интерфаксом», предполагает, что инфляция 2022 году составит 22,7%. Прогноз главы Счетной палаты РФ Алексея Кудрина — в диапазоне от 17% до 20%.

В Минэнерго также отметили, что «ситуация на отечественном рынке моторного топлива под контролем, внутренний рынок обеспечен в полном объеме».

«Для поддержания стабильной ситуации на внутреннем рынке Минэнерго регулярно проводит оперативные совещания с крупными компаниями-производителями нефтепродуктов, топливный штаб переведен на усиленный режим работы.

НПЗ при этом сохраняют стабильный уровень загрузки. К примеру, в марте среднесуточная отгрузка бензина на внутренний рынок была выше февральского уровня на 1,3% и составляла 101 тыс. тонн», — добавили в Минэнерго.

Акцизы не дадут ценам упасть

Эксперты объясняют, что цены на топливо остаются стабильными не столько усилиями чиновников, сколько отказом некоторых европейских стран от закупок российской нефти и нефтепродуктов. Ранее в апреле Европарламент призвал страны ЕС ввести эмбарго на поставку энергоносителей из России, «включая немедленное полное эмбарго на импорт из России нефти, угля, ядерного топлива и газа».

«Один из факторов стабильности цен на топливо — отказ ряда зарубежных стран импортировать российскую нефть. Освободившийся объем перенаправляется на внутренний рынок. Это вызывает избыток предложения. В результате мы видим даже небольшое снижение стоимости бензина», — пояснил «Газете.Ru» аналитик УК «Альфа-Капитал» Александр Джиоев.

В ближайшие два-три месяца розничные цены на бензин и дизтопливо будут оставаться стабильными — примерно на текущих уровнях, дал прогноз директор Центра экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ Марсель Салихов.

Помешает дальнейшему снижению нарастающая конкуренция среди российских нефтяных компаний. «Они действительно столкнулись с ограничениями в экспорте и теперь вынуждены бороться за отечественного потребителя. Это сдерживает оптовые цены», — говорит Салихов.

Кроме того, действующий механизм демпфера позволяет нефтяникам и нефтепереработчикам чувствовать себя комфортно даже в нынешних непростых условиях, уточнил Салихов.

«Мировые цены на нефть в последние недели существенно выросли. Значит, должны вырасти и компенсации из бюджета нефтяным компаниям по механизму демпфера», — пояснил Салихов.

Демпферный механизм на нефтепродукты введен с 2019 года. Он рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и базовой внутренней ценой. Если экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, государство платит нефтяным компаниям. Если разница отрицательная, то в бюджет платят нефтяники.

Кстати, финансовый блок правительства считает, что механизм демпфера необходимо корректировать, а точнее, увеличивать компенсации нефтяникам, поставляющим топливо и на внешний, и на внутренний рынки. Но корректировка ожидается не ранее чем через два месяца.

Об этом в среду, 13 апреля, заявил замглавы Минфина Алексей Сазанов. «Пока вопрос отложен. Сейчас будем смотреть на баланс на внутреннем рынке нефтепродуктов.

При профицитном рынке дополнительно платить по демпферу особого смысла нет», — цитирует чиновника агентство «Интерфакс».

Наконец, не стоит забывать, что большая часть цены на бензин (до 75%) складывается из административных надбавок. «Это налоги и акцизы, которые никак не меняются, поэтому ожидать дальнейшего резкого снижения цены на топливо не стоит», — заключил аналитик УК «Альфа-Капитал» Джиоев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector