Неотражение выручки — уведомление из налоговой, ответственность

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст.

81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье.

При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. 

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

  • когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;
  • когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:
  • уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;
  • до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ростовской области

Ответственность за совершение налоговых преступлений

Налоги играют важную роль в функционировании и развитии государства и являются необходимым условием его существования.

Обязанность уплаты налогов и сборов в силу ст. 57 Конституции РФ лежит на каждом гражданине либо организации, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации. При невыполнении такой обязанности наступает определенный вид и уровень ответственности в зависимости от степени общественной опасности деяния и субъекта, его совершившего.

  • Рубежом, который позволяет отграничить уголовно наказуемое деяние от правонарушения, служит сумма не поступивших в бюджет государства налогов.
  • Уголовная ответственность за уклонение от уплаты федеральных, региональных, местных налогов и сборов, страховых взносов предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ.
  • Обязательным признаком этих преступлений является крупный или особо крупный размер неуплаченных платежей за период в пределах трех финансовых лет подряд, определяемый соответствующими примечаниями к указанным статьям.
  • Ответственность может наступить и за отдельный налоговый (расчетный) период, установленный Налоговым кодексом РФ (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов, сборов, страховых взносов составило крупный или особо крупный размер и истекли сроки их уплаты, установленные законодательством о налогах и сборах.
  • Способами уклонения от уплаты налоговых платежей являются:
  • — действия, состоящие в умышленном включении заведомо ложных сведений в налоговую декларацию (расчет) или иные документы;
  • — бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации (расчета) и иных указанных документов, подлежащих приложению к налоговой декларации (расчету).
  • Под включением в налоговую декларацию (расчет) или в иные документы заведомо ложных сведений понимается умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов.
  • Включение в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений выражается также в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, отражении не соответствующих действительности данных о времени понесенных расходов, полученных доходов.

Субъектом преступления, предусмотренного ст.

198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов гражданина), является физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, на которое законом возложена обязанность по уплате налогов в соответствующий бюджет, по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, а также может быть индивидуальный предприниматель, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, нотариус или иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Субъектом преступления, предусмотренного ст.

199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов организации), может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией, являющейся плательщиком налогов. Такими лицами являются руководитель организации — плательщика налогов либо представитель такой организации.

Уголовная ответственность не наступит, если налогоплательщик не представил налоговую декларацию или иные документы либо включил в них заведомо ложные сведения, но затем до истечения срока уплаты налога его уплатил, добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца.

Действующим законодательством установлены основания для освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления. К их числу относится совокупность обстоятельств: совершение преступления впервые и перечисление в бюджет денежных средств в сумме ущерба или в повышенном размере, что должно быть подтверждено документами.

При этом возмещение ущерба и (или) денежное возмещение могут быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами. Возмещение ущерба допускается и организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов с которой вменяется лицу.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Налоги играют важную роль в функционировании и развитии государства и являются необходимым условием его существования.

Обязанность уплаты налогов и сборов в силу ст. 57 Конституции РФ лежит на каждом гражданине либо организации, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации. При невыполнении такой обязанности наступает определенный вид и уровень ответственности в зависимости от степени общественной опасности деяния и субъекта, его совершившего.

  1. Рубежом, который позволяет отграничить уголовно наказуемое деяние от правонарушения, служит сумма не поступивших в бюджет государства налогов.
  2. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты федеральных, региональных, местных налогов и сборов, страховых взносов предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ.
  3. Обязательным признаком этих преступлений является крупный или особо крупный размер неуплаченных платежей за период в пределах трех финансовых лет подряд, определяемый соответствующими примечаниями к указанным статьям.
  4. Ответственность может наступить и за отдельный налоговый (расчетный) период, установленный Налоговым кодексом РФ (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов, сборов, страховых взносов составило крупный или особо крупный размер и истекли сроки их уплаты, установленные законодательством о налогах и сборах.
  5. Способами уклонения от уплаты налоговых платежей являются:
  6. — действия, состоящие в умышленном включении заведомо ложных сведений в налоговую декларацию (расчет) или иные документы;
  7. — бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации (расчета) и иных указанных документов, подлежащих приложению к налоговой декларации (расчету).
  8. Под включением в налоговую декларацию (расчет) или в иные документы заведомо ложных сведений понимается умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов.
  9. Включение в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений выражается также в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, отражении не соответствующих действительности данных о времени понесенных расходов, полученных доходов.
Читайте также:  «Октябрьским» компаниям пора сообщать о численности

Субъектом преступления, предусмотренного ст.

198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов гражданина), является физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, на которое законом возложена обязанность по уплате налогов в соответствующий бюджет, по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, а также может быть индивидуальный предприниматель, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, нотариус или иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Субъектом преступления, предусмотренного ст.

199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов организации), может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией, являющейся плательщиком налогов. Такими лицами являются руководитель организации — плательщика налогов либо представитель такой организации.

Уголовная ответственность не наступит, если налогоплательщик не представил налоговую декларацию или иные документы либо включил в них заведомо ложные сведения, но затем до истечения срока уплаты налога его уплатил, добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца.

Действующим законодательством установлены основания для освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления. К их числу относится совокупность обстоятельств: совершение преступления впервые и перечисление в бюджет денежных средств в сумме ущерба или в повышенном размере, что должно быть подтверждено документами.

При этом возмещение ущерба и (или) денежное возмещение могут быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами. Возмещение ущерба допускается и организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов с которой вменяется лицу.

Чем грозит наличие неофициальной выручки

В ходе налоговых проверок ИФНС проверяет налоговую документацию предприятия на предмет незаконного уменьшения базы налога на прибыль: проверяется обоснованность расходов, правомерность применения вычетов по НДС, корректность учета производимой продукции и складских запасов, выявляется неучтенная продукция и занижение выручки от реализации. Контролеры проверяют состав выполненных работ по договорам и юридическую квалификацию сделок, ибо это влияет на налогообложение. Неверные формулировки несут в себе серьезные налоговые риски. При обнаружении некорректной информации налоговики могут доначислить выручку расчетным методом. Далее последует доначисление НДС и налога на прибыль (единого налога при УСН, НДФЛ), так как признание сокрытой выручки незадекларированной прибылью приводит к увеличению налогооблагаемой базы и увеличению суммы налога.  Проверяющие могут заподозрить наличие неофициальной выручки, если объемы выпуска продукции небольшие, а затраты на ее производство значительные. Также их может насторожить наличие неоприходованного оборудования, на котором возможен выпуск неучтенной продукции, либо несоответствие площадей, в которых ведется предпринимательская деятельность, размеру выручки. 

На складах повышенный интерес налоговых инспекторов вызовут материалы, лежащие отдельно, или следы демонтажа. Свидетельские показания о незадекларированных доходах также принимаются во внимание.

В судебной практике много примеров того, как налоговая инспекция выявляет схему скрытой выручки. Инспекторами ФНС используется, отработанная годами методология проверки выручки.

Однако суды не всегда соглашаются с требованиями налоговиков.

Анализ производственных показателей

Такую методику применила ИФНС Новгородской области при проверке организации, выпускающей мороженое (Судебное дело N А44-4123/2008). Налоговые инспекторы сравнили объемы выпуска продукции с расходами на упаковку и тару. Проверяющие нашли, что предприятие не включало наполнители и добавки в суммарный вес произведенного мороженого, за счет чего занижался объем выпущенной продукции.

Одновременно налоговые инспекторы обнаружили завышение норм расхода сырья, которые установлены Минмясомолпромом СССР и Минторгом СССР (приказы № 387, № 345 от 29.12.84) для производства мороженного. Списание упаковочных материалов (вафельных стаканчиков, палочек, коробок, этикеток) также не соответствовало объему выпущенной продукции, отраженному в отчетах по производству.

Поэтому налоговики заподозрили наличие неучтенного мороженого. Проверяющие предположили, что сбыт такого мороженного организован через пару покупателей, признанных зависимыми от налогоплательщика. При этом встречные проверки спорных контрагентов не проводились, и реальный объем товара, полученного контрагентами, не был определен.

Факт реализации неучтенного мороженного суды не признали установленным, поскольку предположение налоговиков не было подтверждено документально. Арбитражный суд Северо-Западного округа также встал на сторону налогоплательщика (20.08.2009 г № А44-4123/2008) и его решение подтвердил Верховный суд (№ ВАС-15018/09 от 25.11.09).

Судебные органы не признают занижение выручки, когда нет документов, доказывающих сбыт неучтенной продукции. Поэтому доначисление налогов признано неправомерным.

Таким образом, суды встанут на сторону налогоплательщика, если налоговая инспекция не представит документальных доказательств, что неучтенный товар приобрели конкретные покупатели.

Анализ налоговой отчетности, банковских выписок и документации от контрагентов

Такой метод проверки налоговой базы применили налоговики Иркутской области. Об этом свидетельствует постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.11.14 № Ф02-5190/2014. Инспекторы обнаружили, что в регламентированной отчетности предприниматель допустил искажение суммы налогооблагаемых доходов. Часть доходов не были указаны в декларации.

При расчете НДС и НДФЛ они также не были учтены. «Первичку», подтверждающую правильность учета доходов, проверяемый налогоплательщик не предоставил, потому что документы были украдены. Поэтому налоговые инспекторы применили расчетный метод доначисления налогов.

Для определения налоговой базы они произвели восстановление учета по тем документам, которыми располагали: помимо налоговой документации от предпринимателя контролеры использовали выписки по его банковским счетам, запрошенные у банка. Дополнительно налоговые инспекторы провели встречные проверки контрагентов налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

По результатам сверки всей документации инспекторы рассчитали сумму сокрытого дохода.  В ходе судебного разбирательства представители предпринимателя настаивали, что претензии налоговиков базируются только лишь на предположениях. Однако суд подтвердил законность выводов налоговой инспекции.

Доводы предпринимателя, что без первичных документов невозможно достоверно установить наличие сокрытых сумм дохода, судом не были приняты. При рассмотрении дела отмечено, что предприниматель после окончания налоговой проверки мог восстановить украденную «первичку» и опровергнуть выводы ИФНС.

Но восстановление спорных документов не было сделано, как не были приведены другие доказательства, опровергающие расчет налогов ,сделанный инспекторами ФНС. Верховный суд оставил это решение в силе (13.03.15 № 302-КГ15-1203). Возможен и другой вариант развития событий: ФАС Западно-Сибирского округа постановил отказать в иске налоговой инспекции.

Проверяя налоговую отчетность предприятия, налоговики предположили наличие неофициального дохода. На эту мысль их навели расхождения при сравнении суммы выручки и выписок с расчетного счета. Разницу между поступившими платежами на расчетный счет и задекларированным доходом инспекторы ФНС признали сокрытой выручкой.

Однако налоговики не смогли документально подтвердить, что эти денежные средства являются выручкой с продаж. Арбитражный суд признал предположение недоказанным и отклонил претензии ИФНС (Постановление от 14.05.2010 по делу № А45-1676/2009). Следовательно, если налогоплательщик не сможет обосновать суммы дохода первичными документами, то суд поддержит точку зрения ИФНС. 

С другой стороны, если налоговые органы не докажут свои предположения, что неофициальный доход получен от реализации продукции, то суд поддержит сторону налогоплательщика.

Сверка информации о доходах компании с данными ее контрагентов

Такой вариант выявления неофициального дохода применен ИФНС г. Омска. Индивидуальный предприниматель привлечен к ответственности из-за неполного отражения сведений о доходах в налоговом учете. Контрагентам ИП были направлены запросы о предоставлении документов по взаиморасчетам.

В процессе их изучения инспекторы обнаружили, что проверяемый налогоплательщик не включал в налоговый учет часть выручки от продажи в автосалоне автомобилей, за которые покупатели расплачивались наличными денежными средствами. Предпринимателю выставлено требование об уплате недоимки и штрафов.

Действия налоговиков признаны законными, что зафиксировал Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (Постановление № Ф04-22193/2015 от 29.07.15).

Судебная практика свидетельствует, что если контролеры при встречной проверке контрагентов-покупателей обнаружат перечисление продавцу денежных средств за реализованную продукцию, подпадающих под налогообложение, и не найдут их отражение в налоговом учете продавца, то оспорить доначисление налога не получится.

Учет показаний свидетелей

В 2016 году громкий процесс ценой порядка одного миллиарда рублей проиграла сеть ресторанов «корчма Тарас Бульба» (постановление Арбитражного суда города Москвы от 24.05.16 г. №А40-249895/2015). Проверяющие обнаружили сокрытие реальной суммы выручки.

В материалах дела есть ссылка на свидетельские показания о фактах «обнуления кассы» и наличие «черной» бухгалтерии.

Ресторанной сети присудили выплату большой недоимки и штрафов на основании свидетельских показаний и найденной электронной документации, подтверждающих неполное отражение выручки в учете. 

С 2017 года все предприниматели и организации, за некоторым исключением, обязаны пользоваться «онлайн-кассами». Теперь ИФНС имеет возможность жестко контролировать выручку в режиме «онлайн».

Складские излишки как причина доначисления налогов

Такой случай рассматривался Арбитражным судом Западно-Сибирского округа в 2015 году: дело № А81-6124/2014 постановление от 24.08.15. Инвентаризационная комиссия организации выявила излишки одних товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ) и недостачу других.

Дополнительные проверки и анализ информации в разрезе номенклатурных позиций показали, что найденные излишки – это те ТМЦ, которые были отражены на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» после предыдущих инвентаризаций.

Чтобы устранить расхождение данных складского учета с бухгалтерией, организация провела уточнение хозяйственных операций. 

Однако контролеры, после исследования инвентаризационных описей, посчитали, что корректирующие операции не были корректировкой, устраняющей расхождения, а являлись зачетом недостач за счет излишков ТМЦ. А излишки могли образоваться из-за пересортицы.

И поэтому положительная разница между излишками одного товара и недостачей другого аналогичного товара, должна учитываться в составе внереализационных доходов. Соответственно, налоговую базу признали заниженной, и было произведено доначисление налога. При этом налоговики ссылались на положения статей Налогового кодекса РФ (п.20 ст.250 и подпункта 5 п.2 ст.

Читайте также:  Как взыскивают взносы … и другие интересные новости за неделю

265 НК РФ), которые не позволяют производить зачет недостач таким образом. Суд изучил предоставленную документацию, и пришел к выводу, что на самом деле проверяемое предприятие обнаружило расхождения между данными в бухгалтерии и складским учетом. Одни и те же позиции в бухгалтерском учете значились и как излишки, и как недостача ТМЦ.

Недостача была выявлена предыдущими инвентаризациями, результаты которых оказались некорректными. Судебные органы выразили несогласие с утверждением ИФНС, и признали, что налогоплательщик произвел уточнение хозяйственных операций с целью корректировки неверных данных по складским запасам в бухгалтерском учете.

Для этого найденным излишкам ТМЦ был возвращен статус материалов, хранящихся на складе. Следовательно, суды допускают, что неотраженные в учете излишки ТМЦ могут возникнуть в результате ошибок инвентаризации и не являются сокрытой выручкой.

Посреднические организации и неучтенная выручка

При проверке посреднических организаций налоговики пытаются найти сокрытые доходы там, где их нет: когда вменяют выручку контрагента. 

Инспекторы обнаружили, что компания продавала нефтепродукты за наличный расчет и не приходовала выручку. Эти суммы были признаны сокрытым доходом, вследствие чего компания получила требование об уплате недоимки. Ситуацию рассматривал Арбитражный суд Поволжского округа (постановление от 07.07.09 № А12-19285/2008).

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что организация является посредником. Она заключала договора купли-продажи, выполняла обязательства по ним и производила поставки ГСМ в качестве агента. Все эти действия выполнялись по поручению принципала, на основании и в соответствии с агентским договором.

Полученные средства компания-посредник полностью перечисляла организации-принципалу, и получала от нее агентское вознаграждение.

Суды поддержали сторону компании-посредника, поскольку налоговая база компании-посредника формируется только из суммы вознаграждения, получаемого по условиям агентского договора. А сумма выручки при реализации продукции в интересах принципала подлежит передаче принципалу, и не является доходом компании.

Ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета

Прежде чем определить размеры штрафных санкций и перечислить причины взысканий, необходимо разобраться, кого и за что могут наказать контролеры.

Категория субъекта Нормативный акт Пояснения к применению ответственности
Организация Статья 120 НК РФ В первую очередь за нарушения в части ведения бухгалтерского и налогового учета могут наказать саму организацию. То есть штраф или арест счетов будет применен не к руководству или ответственным работникам, а непосредственно к юридическому лицу.
Напомним, что предприниматели не могут быть наказаны за ошибки в бухучете. Так как ИП освобождены от обязательств вести бухучет.
Должностное лицо Статья 15.11 КоАП РФ Помимо штрафа на юридическое лицо, контролеры вправе применить санкции и к должностным лицам: к руководству компании, которое непосредственно несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета.

В вопросе о должностных лицах без путаницы не обойтись. Кого за что наказывать? Конечно, если в фирме нет главбуха, то нет причин для споров. Единственное должностное лицо, которое оштрафуют, — это директор. Но что, если в компании имеется главбух? Как тогда распределить штрафные санкции?

По сути, руководитель несет ответственность за организацию бухучета на предприятии. Директор назначает главного бухгалтера на должность, определяет ему круг обязанностей, при необходимости нанимает дополнительных работников в бухгалтерский отдел.

А сам главбух уже ответственен за ведение учета: главный бухгалтер отвечает за составление учетной политики, полноту и своевременность регистрации бухгалтерских операций, правильность и достоверность составления отчетности.

В зависимости от категории проступка, санкции будут применяться к конкретному должностному лицу. Но важную роль играет документальное оформление обязанностей и полномочий.

Нарушения организации в бухучете

В отношении юридического лица обозначено сразу несколько видов проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:

  1. Штраф за нарушение ведения бухгалтерского учета 2020. Наказание будет применено в организации, которая в одном календарном году неоднократно нарушила установленные правила по ведению бухучета: несвоевременно или неправильно отразила операции на счетах бухучета либо не создавала и не хранила первичные и учетные документы. Причем наказание детализировано в статье 120 НК РФ по категориям:
    • если проступки совершали в течение одного налогового периода, то компанию оштрафуют на 10 000 рублей;
    • ошибки и нарушения обнаружены в двух и более налоговых периодах — штраф 30 000 рублей;
    • правонарушения привели к занижению налоговой базы (заплатили налогов и взносов в бюджет меньше, чем следовало) — штраф будет равен 20% от суммы недоплаты, но не более 40 000 рублей.
  2. Штраф за не предоставленную вовремя бухгалтерскую отчетность в ИФНС. В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ, компанию оштрафую на 200 рублей за каждый непредоставленный вид отчетности в ФНС. Причем наказание применяют не только к несданной вовсе отчетности. За срыв срока отчетной кампании — до 31 марта года, следующего за отчетным, — предусмотрены аналогичные санкции.
  3. Штраф за несданную бухгалтерскую отчетность в Росстат. Контролеры могут ограничиться предупреждением, если время просрочки небольшое либо имеются уважительные причины несдачи бухотчетности в статистику. Также представители Росстата вправе наложить административный штраф в сумме от 3000 до 5000 рублей на компанию, предоставившую отчетность с опозданием. Норматив закреплен в статье 19.7 КоАП РФ.

Нарушения должностных лиц

С категориями проступков, за которые накажут компанию, разобрались. Теперь обозначим правонарушения, за которые предусмотрены штрафные санкции в отношении должностных лиц.

Все наказания можно разделить на три категории:

  • грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета — рассмотрим отдельно;
  • нарушение сроков сдачи или непредоставление бухотчетности в ИФНС;
  • непредоставление или несвоевременное предоставление бухотчетности в Росстат.

За несданный бухгалтерский баланс и приложения к нему ответственного работника, например главного бухгалтера, вправе оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей.

Причем норматив применения санкций разный, несмотря на одинаковый размер штрафа. За несданный баланс в ИФНС применяют нормы ст. 15.6 КоАП РФ. В Росстат — статья 19.7 КоАП РФ.

Причем наложение штрафных санкций не освобождает ответственного работника от обязанности сдать бухгалтерскую отчетность.

Оштрафовано будет то должностное лицо, в обязанности которого входит предоставление отчетности в ИФНС и Росстат. Например, на главного бухгалтера — если таковые обязанности прописаны в его должностной инструкции. Если возложение обязанностей не оформлено документально, то штраф будут взыскивать с руководителя.

Контролеры, прежде чем взыскать ответственность за нарушение ведения бухгалтерского учета с должностного лица, запросят копии документов. Например, ИФНС требует прислать копию паспорта ответственного работника, а также приложить копию приказа о назначении на должность и должностные инструкции.

Грубые нарушения в бухучете

Ошибиться в работе не может только тот, кто не работает. В деятельности остальных ошибки и недочеты — дело распространенное. Но ведь за грубые ошибки могут серьезно наказать. Так что считается грубым нарушением правил учета?

Исчерпывающий перечень наказуемых деяний закрепляет статья 15.11 КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету — это:

  • занижение сумм налогов, взносов и сборов на 10% и более, допущенных вследствие искажения показателей бухгалтерского учета;
  • искажение бухгалтерской отчетности (нарушение определяется для денежных показателей, значение которых отклоняется от факта на 10% и более);
  • регистрация в учете мнимой или несуществующей операции или объекта;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне установленных учетных журналов и регистров;
  • подготовка и составление бухотчетности на основе данных, не подтвержденных регистрами и журналами бухучета;
  • отсутствие первичной и учетной документации в течение предусмотренных сроков ответственного хранения.

Обозначенные грубые нарушения приведут к наложению штрафа. Причем размер санкции зависит от того, впервые ли допущен проступок или наказание накладывают повторно.

Например, за грубое нарушение бухучета, допущенное впервые, предусмотрено взыскание от 5000 до 10 000 рублей. За повторные проступки накажут посерьезнее — от 10 000 до 20 000 рублей.

Либо должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Как избежать наказаний за нарушения в ведении бухучета

Главбух и директор могут избежать штрафов от контролеров. Для этого требуется подтвердить документально, что:

  • предоставлена корректирующая декларация, расчет или иная отчетность;
  • сумма налога, сбора и взноса, не уплаченная из-за искажений учетных данных, полностью погашена перед бюджетом;
  • полностью уплачены пени за просрочку платежей по нарушениям и искажениям в бухгалтерском учете;
  • ошибка в бухгалтерском учете исправлена в установленном порядке до утверждения бухотчета, в том числе подготовлена пересмотренная бухгалтерская отчетность.

Пояснения относительно того, как определяется административная ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета, дал Минфин в отдельном Информационном сообщении от 07.04.2016 № ИС-учет-3.

Уголовная ответственность за финансовые нарушения

За искажение финансовой документации может наступить не только административная ответственность. В соответствии со статьей 172.1 УК РФ, за фальсификацию финансовой документации предусмотрено уголовное преследование.

Что признают фальсификацией? Это внесение заведомо ложных, неподтвержденных сведений о сделках, обязательствах, имуществе и активах компании. Такие искажения вносят с целью сокрытия признаков банкротства экономического субъекта, аннулирования лицензии либо назначения временной администрации.

Меры уголовного наказания за нарушения:

  • штраф от 300 000 до 1 000 000 рублей;
  • штраф в размере заработка, дохода осужденного за период от 2 до 4 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с отстранением от занимаемой должности до трех лет либо без такового;
  • лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет либо без такового.
Читайте также:  Если вы действовали по указке чиновников, пеней быть не должно

Кто несет ответственность за неуплату налогов — 2021

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: «Кто несет ответственность за неуплату налогов». На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Под налоговой ответственностью принято понимать меры воздействия государственных органов за совершение налоговых правонарушений.

Выявить налоговое правонарушение могут налоговые органы, Центробанк России, Росфинмониторинг, правоохранительные органы (ОБЭП, Отдел по борьбе с налоговыми преступлениями, Следственный комитет РФ) и другие.

https://www.youtube.com/watch?v=pRKE96vOv5U\u0026t=27s

Ответственность за неуплату или неполную уплаты сумм налогов и другие налоговые правонарушения в зависимости от вида и тяжести совершенного правонарушения предусмотрена:

  1. Налоговым Кодексом РФ (НК РФ);
  2. Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ)
  3. Уголовным Кодексом РФ (УК РФ).

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Уголовная ответственность за неуплату налогов установлена ст. 199 УК РФ и наступает за существенные для государства суммы недоимки по налогам.

Крупным признается такой размер неуплаты, когда сумма неуплаченных налогов на протяжении трех лет подряд превышает два миллиона рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

При этом в настоящее время возбудить уголовное дело и привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно только после получения материалов, которые направлены налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В ряде случаев, умышленные действия по уклонению от уплаты налогов могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

  • Данная статья предусматривает ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием и часто используется правоохранительными органами при расследовании дел, например, о незаконном (схемном) возмещении НДС.
  • Специфика данной статьи заключается в том, что она не требует каких-либо сообщений от налоговых органов, а проверка может начаться на основании рапорта сотрудника правоохранительных органов.
  • Однако, даже в этом случае, привлечение к ответственности за неуплату налогов не происходит моментально.
  • Правоохранительные органы должны пройти процедуру доследственной проверки, по ее итогам возбудить уголовное дело, передать материалы в суд и только затем суд может привлечь к уголовной ответственности.
  • Уголовная ответственность наступает в виде существенных штрафов либо лишения свободы.

Виды ответственности за неуплату налогов

Налоговая ответственность – налогоплательщикам (организациям)

Самым распространенным налоговым нарушением является неуплата или неполная уплата сумм налогов, за что предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ).

Именно к этой ответственности в 90% случаев привлекаются компании (налогоплательщики) налоговым органом по итогам камеральных и выездных налоговых проверок. И здесь не имеет значения — было ли правонарушение совершено умышленно или по неосторожности.

Административная ответственность – должностным лицам

Налоговая административная ответственность в виде штрафов за правонарушения в области налогов и сборов предусмотрена главой 15 КоАП РФ, и применяется к должностным лицам налогоплательщика – генеральному директору, главному бухгалтеру, как правило, одновременно с ответственностью по Налоговому Кодексу РФ.

Ответственность за неуплату налогов

Как правило, каждого налогоплательщика интересуют вопросы о том:

  • За что несет ответственность руководитель/ главный бухгалтер?
  • Чем закреплена налоговая ответственность руководителя и главного бухгалтера?
  • Всегда ли руководитель несет ответственность?
  • За что могут привлечь к ответственности руководителя?
  • За что несет ответственность главный бухгалтер?
  • Кто несет ответственность за достоверность сведений, указанных в декларации?
  • К какой ответственности можно привлечь «бывшего» директора?
  • Можно ли привлечь «бывшего» директора, если он «бросил» фирму?
  • За что отвечает новый директор?

Кого могут привлечь к уголовной ответственности?

Круг лиц, которые потенциально могут нести уголовную ответственность достаточно широкий

  • должностное лицо — руководитель организации (генерального директора)
  • главный бухгалтер;
  • бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов;
  • иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на подписание отчетной документации;
  • лица, содействующие неуплате налогов (финансовый директор).
  1. Порядок расчет недоимки по налогам для привлечения к ответственности
  2. Каким образом будет рассчитана недоимка в ходе налоговой проверки – наглядно продемонстрируем на условном примере.
  3. Предположим, было перечислено 10 000 000 рублей (в том числе НДС) на расчетный счет организации, которую налоговые органы в ходе налоговой проверки посчитали недобросовестным контрагентом («однодневкой»).
  4. Для компаний на общей системе налогообложения (с НДС), размер доначислений составит:
  • НДС в размере 1 525 424 рубля (из расчета 10 000 000 /118 * 18)
  • Налог на прибыль в сумме 1 694 916 (из расчета (10 000 000 – 1 525 424 (НДС))* 20%
  • Штрафные санкции в размере 644 068 (Из расчета 1 525 424 + 1 694 916)
  • Пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, или около 10% от суммы доначисленных налогов за год.

Итого размер неуплаченных налогов (недоимки): 3 220 340 рублей = 1 525 424 + 1 694 916

Учитывая итоговую сумму недоимки по налогам в размере 3 220 340 рублей. Таким образом, на рассмотренном примере действия должностных лиц компании (руководителя, главного бухгалтера) формально подпадают под признаки состава налогового преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов.

  • Порядок привлечения к налоговой, административной и уголовной ответственности
  • Процедура привлечения лица к ответственности за неуплату налогов достаточно формализована, и носит строго регламентированный характер.
  • Так, до момента обжалования в суд результатов налоговой проверки, налоговые органы должны рассмотреть возражения налогоплательщика, вынести на их основании обоснованное решение, которое должно вступить в законную силу.
  • До вступления решения по итогам налоговой проверки в силу, налоговая инспекция не может направить материалы проверки в следственный орган, а также принять комплекс мер по принудительному взысканию налогов и сборов.
  • Таким образом, даже после получения первых результатов налоговой проверки, у налогоплательщика имеется возможность качественно подготовиться к предстоящим спорам с налоговым органом, представить обстоятельную позицию в следственный орган, проводящему проверку по материалам налоговой инспекции, а также предпринять комплекс мер по недопущению блокирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Что делать, если есть вероятность привлечения Вас и Вашей компании к ответственности?

Обратитесь за квалифицированной помощью к налоговому адвокату. Чем раньше будут привлечены к процессу профессиональные налоговые юристы и опытные в таких вопросах адвокаты, тем эффективнее будет помощь: налоговая ответственность может быть снижена, либо вовсе Вас освободят от налоговой или уголовной ответственности.

Не пытайтесь решить данный вопрос самостоятельно. Зачастую, излишняя самоуверенность либо непродуманные действия могут лишь усугубить ситуацию. Обратитесь к нам, и мы бесплатно проведем анализ сложившейся ситуации, и предложим оптимальные и самые эффективные способы защиты Ваших интересов от претензий налоговых и следственных органов. С нами Вы сможете почувствовать себя уверенно!

Защита прав и интересов наших клиентов осуществляется налоговыми адвокатами и юристами по налоговому праву.

Налоговые юристы и адвокаты ААБ «Абрамов, Рульков и партнеры» имеют долгий опыт работы в контролирующих и правоохранительных органах на руководящих позициях, и обладают соответствующими правовыми статусами (адвокатское удостоверение), что позволяет обеспечить наиболее эффективную и надежную защиту Ваших интересов во всех государственных органах.

В нашей компании ведущим специалистом по вопросам защиты прав налогоплательщиков (их должностных лиц), связанным с налоговыми правонарушениями и преступлениями, является Черненко Роман Васильевич.

Черненко Р. В. получил большой опыт работы в данной сфере, начав курировать еще деятельность налоговой полиции, затем службы по экономическим и налоговым преступлениям.

После многолетней работы в правоохранительных органах Черненко Р. В.

успешно работает в Арбитражном адвокатском Бюро «Абрамов, Рульков и партнеры» в качестве адвоката, профессионально защищая права и законные интересы руководителей компаний на стадии доследственных проверок, в предварительном следствии, а также в судах разных инстанций при уголовном преследовании за уклонение от уплаты налогов.

Информация об адвокатском удостоверении Черненко Р.В.: Удостоверение № 10703, выдано Главным управлением Министерства Юстиции РФ по г. Москве. Дата выдачи 05.04.2010 г.

Его знания и опыт работы в правоохранительных органах обеспечивают наиболее эффективную защиту прав налогоплательщиков и надежное их представительство на всех стадиях уголовного преследования, зачастую делая невозможным направление дела в суд и привлечение к уголовной ответственности.

Налоговая ответственность и ответственность за неуплату налогов полностью «лежит на плечах» налогоплательщиков, но доверяя нам Вы можете не переживать за безопасное исполнение налогового законодательства.

Когда могут привлечь к ответственности

Основные правонарушения в сфере оплаты налогов касаются:

  • Занижения базы налогообложения.
  • Начисления неправильного размера платежа.
  • Неуплаты части платежа.
  • Невнесения оплаты вовремя.

Несмотря на то, что ответственность наступит даже, если законодательство было нарушено неумышленно, при наличии умысла ответственность будет строже.

В Налоговом кодексе указано, что взыскать долг с неплательщика можно в течение трёх лет с момента наступления правонарушения. Это срок давности к таким преступлениям. То есть если за 3 года налоги не взыскали, то неплательщик освобождается от наказания. Но на практике, конечно, налоговые органы стараются не пропустить данный срок взыскания долга.

  Гражданский кодекс солидарная ответственность

Виды ответственности за неуплату налогов

Современное российское законодательство определяет три виды ответственности за неуплату налогов:

  • Непосредственно налоговая ответственность в виде пени и штрафов.
  • Административная ответственность. В этом случае выносится постановление, обязывающее погасить долг по налоговым выплатам, и назначается штраф в крупном размере.
  • Уголовная. Данный вид ответственности применяется только к злостным неплательщикам с очень большими задолженностями. Наказанием станет лишение свободы с требованием погасить долг по налогам.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector