Определены штрафы для системы прослеживаемости

Работа системы прослеживаемости товаров стартовала 8 июля 2021 года. За нарушение правил пока что никаких штрафных санкций не предусмотрено. В связи с этим возникает закономерный вопрос: когда правительство планирует вводить меры наказания за несоблюдение правил?

Какова ситуация в целом

12 июля 2021 года Минфин опубликовал на Федеральном портале проектов НПА проект Постановления Правительства об изменениях в КоАП РФ, предусматривающих введение штрафных санкций за нарушение правил прослеживаемости товаров. Планировалось, что изменения вступят в силу 1 июля 2022 года. Проект прошёл публичные обсуждения, однако не был одобрен и получил отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия. Почему так вышло?

В процессе рассмотрения проекта Минэкономразвития России провело дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями бизнеса.

В заключении об оценке регулирующего воздействия эксперты Минэкономразвития отметили недочёты, связанные с предложенным размером штрафных санкций.

По мнению комиссии, размер штрафов должен учитывать опасности нарушений и их потенциальных последствий.

При этом Минэкономразвития РФ ссылается на судебную практику, в частности, на постановление Конституционного суда РФ от 25 февраля 2014 года № 4-П.

Разработчикам проекта предложили внести в документ необходимые поправки, а именно:, определить минимальную и максимальную сумму штрафа, а также установить для субъектов административного правонарушения различные формы ответственности, которые также будут учитывать степень вины нарушителя и последствия, к которым может привести несоблюдение нормативных актов.

Какие меры предложил Минфин

По предложению инициаторов проекта, для участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, штрафные санкции установлены за следующие виды нарушений:

  1. Непредставление отчётности (статья 15.48)

Организации и ИП обязаны сдавать в ИФНС отчётные документы по отслеживаемым товарам, формы для которых утверждены приказом ФНС от 8 июля 2021 года № ЕД-7-15/645@. Сроки сдачи установлены Постановлением Правительства от 1 июля 2021 года № 1108.

За непредставление или несвоевременную сдачу отчётности на индивидуальных предпринимателей и юрлиц предлагается налагать штраф в размере одной тысячи рублей за каждый несданный отчёт.

  1. Неверные реквизиты в первичных документах или их отсутствие (статья 15.49)
  • В универсальных передаточных документах или в счетах-фактурах участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны указывать регистрационный номер товара, а также количество товара с обозначением единиц его измерения.
  • Если в первичке эти реквизиты отсутствуют или указаны неверно, то нарушитель, согласно документу, должен заплатить одну тысячу рублей за каждый некорректно оформленный документ.
  • Наказания можно избежать, если внести соответствующие исправления до того, как документ запросят налоговики в рамках камеральной проверки.
  1. Искажение реквизитов в отчётности (статья 15.50)

За искажение реквизитов прослеживаемости в отчётных документах об операциях с прослеживаемыми товарами проект предлагает наказывать ИП и организации штрафом в одну тысячу рублей за каждый отчёт, содержащий некорректные данные.

Если декларант сам обнаружит ошибку и подаст корректирующий отчёт до того, как ошибку увидит ИФНС, штраф налагаться не будет.

  1. Неправильный способ подачи документов (статья 15.51)

Счета-фактуры или УПД с кодами маркировки оформляются только в электронном виде. В случае нарушения способа выставления первичных документов ИП или юрлицо, согласно проекту, будет оштрафован на 200 рублей за каждый документ, оформленный на бумаге. При этом предполагается, что общая сумма штрафов по этому нарушению не должна быть более 100 тысяч рублей.

Чтобы организовать передачу УПД в систему «Честный ЗНАК» в электронном виде, подключись к сервису Астрал.ЭДО. Попробуйте функции сервиса без ограничений по бесплатному промотарифу.

Если вы работаете в 1С, для передачи данных используйте 1С-ЭДО — модуль уже встроен в систему, поэтому установка дополнительного ПО не потребуется.

  1. Наказание для операторов ЭДО (Статья 15.52)

Штрафные санкции также предполагаются проектом и для операторов ЭДО.

Так, если оператор не передаст первичный документ с данными о маркированных товарах, его оштрафуют на одну тысячу рублей за каждый неотправленный или несвоевременно отправленный документ.

Заключение

В настоящий момент проект Минфина, разработанный для определения штрафов за нарушения правил прослеживаемости, находится на доработке. Поэтому пока что неизвестно, когда именно начнут действовать предложенные поправки в КоАП РФ.

О последствиях несоблюдения обязательности эдо при обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке и прослеживаемости

Чего требует система маркировки?

Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, должны применять для оформления фактов хозяйственной жизни универсальные передаточные документы в электронной форме, и именно в форме электронного УПД данные передаются в систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке (далее – система мониторинга). Таково единое решение для всех товарных групп (некоторые особенности имеются применительно к системе мониторинга движения лекарственных препаратов). 

Озвучивается оно в Правилах маркировки, утверждаемых Правительством РФ для различных товаров.

Единственная альтернатива электронным УПД – фискальные документы, которые содержат данные о коде маркировки, если товар продан с применением ККТ (п.

51 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515).

Так, по общему правилу, при передаче (приемке) товаров в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на них, а также в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров, участник оборота, осуществляющий отгрузку (приемку) товара, формирует уведомление о передаче (приемке) в форме универсального передаточного документа с указанием вида сделки, в рамках которой осуществляется отгрузка, подписывает его усиленной электронной подписью и направляет в информационную систему мониторинга в срок не более 3 рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приемки) товара, но не позднее дня передачи этих товаров третьим лицам. Если один из участников сделки направил в систему мониторинга УПД (УКД), подписанный обеими сторонами, то его контрагент может данные в систему мониторинга в форме этого документа уже не передавать.

Любое из Постановлений Правительства, которыми утверждены правила маркировки отдельных категорий товаров предусматривает, что обязанность по предоставлению в информационную систему мониторинга информации, передаваемой в составе электронных УПД, УКД, исполняется участником оборота товаров путем направления таких документов оператору электронного документооборота на основании заключенного между ними договора. Но в ряде случаев это требование отсрочено. В отношении тех товаров, обязательная маркировка которых уже перестала быть новостью, правила предусматривают, что до 1 января 2022 года участник оборота товаров вправе представлять в информационную систему мониторинга данные, передаваемые в составе универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов, путем направления таких документов оператору системы самостоятельно:

применительно к шинам – см. п. 15 Правил маркировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958;

Прослеживаемость товаров 2021: новая отчетность, правила, штрафы

Система прослеживаемости товаров должна была заработать 1 июля 2021 года, но запуск отложили. Налоговая ждала, когда вступят в силу постановления Правительства РФ. 8 июля 2021 года Постановления № 1108 и № 1110 были подписаны. Теперь ничто не ограничивает работу новой системы.

Теперь импортеры при ввозе мониторов, холодильников, стиральных машин, колясок, бульдозеров, погрузчиков и т. д. должны регистрировать партии, а все участники оборота — обмениваться электронными УПД с кодами этих партий (РНПТ) и сдавать отчет в налоговую.

На вебинаре 19 августа подробно обсудили основные требования законодательства к документальной прослеживаемости товаров на текущий момент: к кому они будут применимы и каково будет их влияние на бизнес-процессы компаний, а также рассказали об отдельных вопросах, которые могут возникнуть на практике при подготовке к введению системы прослеживаемости товаров.

В рамках вебинара АБТ были рассмотрены следующие вопросы:

  • Какие товары, подпадают под действие?
  • Как работает система прослеживаемости?
  • Есть ли основания для снятия и возобновления отслеживания?
  • Особенности учета прослеживаемых товаров?
  • Штрафы за нарушение правил оборота?
  • Что делать компании с остатками?
  • Как начать работать с системой прослеживаемости товаров?

Вот ответы на некоторые вопросы, которые были заданы:

Вопрос 1. Можно ли не оформлять счета-фактуры на прослеживаемые товары, если не платишь НДС?

Ответ: Нет, нельзя. С июля 2021 года п. 3 ст. 169 НК РФ, который сейчас разрешает при реализации товаров или услуг

  • неплательщикам НДС по обоюдному письменному согласию не оформлять счета-фактуры, будет уточнен.
  • Прослеживаемые товары попадут под исключение, и с июля все реализации с ними должны сопровождаться
  • счетами-фактурами.

Вопрос 2. Какое юридическое лицо отчитывается о «прекращении прослеживаемости» по товарам: юридическое лицо, которое продает товар конечному потребителю или юридическое лицо, которое принимает этот товар и вводит его в эксплуатацию (использование в производственных целях)?

Ответ: Реализация товара конечному покупателю не является основанием прекращения прослеживаемости, за исключением случаев, когда конечный покупатель — физлицо, приобретающее товар для использования в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или налогоплательщик налога на профессиональный доход. Также не является основанием прекращения прослеживаемости ввод в эксплуатацию товара (например, в качестве основного средства).

В этой связи в рассмотренном случае отсутствуют случаи прекращения прослеживаемости.

Вопрос 3. Обязательно ли использование сервиса ЭДО?

  1. Ответ: Да, именно ЭДО обеспечивает прослеживаемость перехода права собственности.
  2. Участники системы прослеживаемости обязаны обмениваться документами и представлять отчетность в ФНС через оператора электронного документооборота.
  3. С 2023 года операторы ЭДО будут ежедневно передавать в налоговую информацию о документах с РНПТ.
  4. Как подготовиться к работе с системой прослеживаемости товаров?
  5. Каждому участнику рынка оборота импортируемых товаров необходимо:

Мы предлагаем комплексный подход для любого клиента. Специалисты подберут для вас выгодные тарифы, помогут с подключением и настройкой СБИС. Наша техническая поддержка работает для вас 24/7. Обращайтесь прямо сейчас!

За нарушения по учету прослеживаемых товаров вводят штрафы

На портале проектов нормативно-правовых актов опубликованы поправки в кодекс об административных правонарушениях. Если законопроект будет принят, с 1 июля 2022 года за неотправленный отчет об операциях с прослеживаемым товаром или несвоевременное его предоставление будут введены штрафы.

Читайте также:  Какой срок проведения выездной налоговой проверки

Какие штрафы введут

Изменения касаются главы 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов».

Штрафы за нарушения правил отчетности по прослеживаемым товарам будут следующие:

  • За непредоставленный или предоставленный не вовремя отчет в ФНС – штраф для юридических лиц и предпринимателей 1000 рублей за каждый отчет;
  • За неуказанные реквизиты в отправленных в ФНС счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах, универсальных передаточных документах и универсальных корректировочных документах – штраф для юридических лиц и предпринимателей 1000 рублей за каждый документ;
  • За искажение реквизитов в отчете об операциях – штраф для юридических лиц и предпринимателей 1000 рублей за каждый отчет;
  • Счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры, универсальные передаточные документы и универсальные корректировочные документы должны передаваться только в электронном виде. За несоблюдение этого правила – штраф для юридических лиц и предпринимателей 200 рублей за каждый документ, но не более 100 тысяч рублей;
  • За непредоставленные или предоставленные не вовремя в ФНС документы операторами ЭДО – штраф для юридических лиц 1000 рублей за каждый документ.

Эти изменения в КОАП начнут действовать с 1 июля 2022 года.

Почему понадобились изменения

8 июля 2021 года опубликовано постановление правительства об утверждении положения о национальной прослеживаемости. Система прослеживаемости – это учет ряда товаров от момента производства или ввоза на территорию РФ до реализации конечному потребителю. Это не система маркировки, как у лекарств или шуб, но принцип похож, только учет ведется не по каждому товару, а по партии.

Постановление №1108 от 01 июля 2021 года устанавливает следующие сроки ввода системы в действие:

  • с 1 июля 2021 года система прослеживаемости начинает свою работу;
  • до 1 августа 2021 года налоговая служба должна утвердить формы, форматы и порядок заполнения отчета об операциях с товарами, участвующих в прослеживаемости;
  • до 1 декабря 2022 года ФНС должна разработать порядок предоставления операторами электронного документооборота данных о документах (УПД, УКД, счет-фактуры, корректировочные счет-фактуры) с реквизитами прослеживаемости;
  • с 1 января 2023 года операторы документооборота будут обязаны предоставлять данные о документах с реквизитами прослеживаемости.

В прослеживаемости участвуют товары из списка, указанного в приложении к постановлению правительства №807 от 25.06.2019 года.

Изменения в системах учета от 1С

9 июля 2021 года вышло информационное письмо от фирмы 1С об обновлении ряда продуктов для работы с учетом прослеживаемости импортных товаров. Поддержка механизма реализована в новых версиях всех основных продуктов.

В «1С:Бухгалтерии» версии 2.0 полностью автоматизированной системы прослеживаемости не предполагается, а пользователям рекомендуется переходить на версию 3.0, не дожидаясь конца квартала или года. Между тем в БП 2.0 будет возможность ведения учета по прослеживаемости, но с указанием значений вручную.

Что будет за несоблюдение правил прослеживаемости товаров

До июля 2022 года ещё действует переходный период для работы с НСПТ.

Он нужен, чтобы обкатать систему, набить руку на составлении новой отчётности, счетов-фактур, УПД и НДС-регистров, наладить документооборот с контрагентами и налоговым ведомством.

В это время штрафов за нарушения правил прослеживаемости не будет. Но требования закона всё равно нужно соблюдать. Сделали обзор штрафов по прослеживаемости.

Штрафы и ответственность в НСПТ

Административные штрафы для для организаций и ИП – участников оборота прослеживаемых товаров планируются ввести с 1 июля 2022 года. Нормы об ответственности операторов электронного документооборота – с 1 января 2023 года.

Несдача отчётов об операциях и отсутствие счетов-фактур

Непредставление или опоздание с отчётом об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости – 1000 рублей за каждый документ.

Ошибки в реквизитах счёта-фактуры и УПД

С введением НСПТ в счетах фактурах и УПД появились новые графы для заполнения участниками системы:

  • регистрационный номер партии прослеживаемого товара (РНТП);
  • единица измерения таких товаров;
  • количество прослеживаемого товара.

В товарных накладных ничего не поменялось.

https://www.youtube.com/watch?v=ZoBvv2FNPpY\u0026t=50s

За искажение или неотражение реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах, в универсальных передаточных или корректировочных документах полагается штраф – 1000 рублей за каждый документ.

Но оштрафуют компанию или ИП только в случае, если ошибки выявят налоговики во время камеральной проверки. Если внести исправления до неё, никакого наказания не будет.

Ошибки в реквизитах прослеживаемости в отчётах

Если в счетах-фактурах и УПД всё правильно, но вы исказили РНТП, единицу измерения и количество товара в отчёте об операциях, ждите штраф в сумме 1000 руб. за каждый отчёт с некорректными реквизитами.

Но и здесь есть оговорка – если вы сами обнаружили ошибки, сможете сдать в налоговую корректировочный отчёта. В этом случае наказание не применяют.

Нарушение способа передачи и получения счетов-фактур и УПД

Счета-фактуры или УПД на прослеживаемые товары нужно всегда и всем без исключения оформлять и получать в электронном виде через операторов ЭДО. Если организация или ИП передаст документы контрагентам только на бумаге, будет штраф 200 рублей за каждый документ, но максимум 100 000 рублей.

Отдельные санкции предусмотрели для операторов ЭДО. С 1 января 2023 года они обязаны передавать в налоговую данные о прослеживаемых товарах из счетов-фактур и УПД. За каждый непереданный документ с РНПТ оператора ЭДО оштрафуют на 1 тысячу рублей.

Проверки ИФНС и штраф за непредставление документов

В связи с введением НСПТ налоговикам дали право:

  • требовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и другие документы по прослеживаемым операциям;
  • при необходимости осматривать территории и помещения компаний и ИП – участников НСПТ.

Требовать документы и приходить для осмотра инспекторы могут, если при проведении камеральной проверки выявят несоответствия между информацией из декларации по НДС и отчётности о прослеживаемости товаров. Причём как самого налогоплательщика, так и его контрагентов.

Если вы не покажете документы по требованию налоговиков в отведённый для этого срок, вам грозят штрафы:

  • 200 рублей за каждый непредоставленный документ;
  • за сам факт непредставления – 5000 рублей.

Когда будут штрафовать

Штрафов пока не будет, потому что до июля 2022 года не действуют наказания за провинности, допускаемые при прослеживаемости товаров. Но это не значит, что можно не соблюдать требования НСПТ и не сдавать уведомления и отчёты.

Хотя на сегодняшний день нет ответственности за выставление счетов-фактур в бумажном виде, но если в ней вообще не указаны реквизиты прослеживаемости, их не будет и в декларации по НДС, и в отчёте об операциях. Это приведёт к необоснованным остаткам прослеживаемых товаров у поставщика и к расхождениям в НСПТ.

Налоговая служба предупредила, что после появления в КоАП ответственности за неисполнение требований системы прослеживаемости за такое расхождение организацию могут оштрафовать.

Когда введут штрафы за нарушение правил прослеживаемости

Работа системы прослеживаемости товаров стартовала 8 июля 2021 года. За нарушение правил пока что никаких штрафных санкций не предусмотрено. В связи с этим возникает закономерный вопрос: когда правительство планирует вводить меры наказания за несоблюдение правил?

12 июля 2021 года Минфин опубликовал на Федеральном портале проектов НПА проект Постановления Правительства об изменениях в КоАП РФ, предусматривающих введение штрафных санкций за нарушение правил прослеживаемости товаров. Планировалось, что изменения вступят в силу 1 июля 2022 года. Проект прошёл публичные обсуждения, однако не был одобрен и получил отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия. Почему так вышло?

В процессе рассмотрения проекта Минэкономразвития России провело дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями бизнеса.

В заключении об оценке регулирующего воздействия эксперты Минэкономразвития отметили недочёты, связанные с предложенным размером штрафных санкций.

По мнению комиссии, размер штрафов должен учитывать опасности нарушений и их потенциальных последствий.

При этом Минэкономразвития РФ ссылается на судебную практику, в частности, на постановление Конституционного суда РФ от 25 февраля 2014 года № 4-П.

Разработчикам проекта предложили внести в документ необходимые поправки, а именно:, определить минимальную и максимальную сумму штрафа, а также установить для субъектов административного правонарушения различные формы ответственности, которые также будут учитывать степень вины нарушителя и последствия, к которым может привести несоблюдение нормативных актов.

Какие меры предложил Минфин

По предложению инициаторов проекта, для участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, штрафные санкции установлены за следующие виды нарушений:

  1. Непредставление отчётности (статья 15.48)
  2. Организации и ИП обязаны сдавать в ИФНС отчётные документы по отслеживаемым товарам, формы для которых утверждены приказом ФНС от 8 июля 2021 года № ЕД-7-15/645@. Сроки сдачи установлены Постановлением Правительства от 1 июля 2021 года № 1108.

    За непредставление или несвоевременную сдачу отчётности на индивидуальных предпринимателей и юрлиц предлагается налагать штраф в размере одной тысячи рублей за каждый несданный отчёт.

  3. Неверные реквизиты в первичных документах или их отсутствие (статья 15.49)
    • В универсальных передаточных документах или в счетах-фактурах участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны указывать регистрационный номер товара, а также количество товара с обозначением единиц его измерения.
    • Если в первичке эти реквизиты отсутствуют или указаны неверно, то нарушитель, согласно документу, должен заплатить одну тысячу рублей за каждый некорректно оформленный документ.
    • Наказания можно избежать, если внести соответствующие исправления до того, как документ запросят налоговики в рамках камеральной проверки.
  4. Искажение реквизитов в отчётности (статья 15.50)
  5. За искажение реквизитов прослеживаемости в отчётных документах об операциях с прослеживаемыми товарами проект предлагает наказывать ИП и организации штрафом в одну тысячу рублей за каждый отчёт, содержащий некорректные данные.

    Если декларант сам обнаружит ошибку и подаст корректирующий отчёт до того, как ошибку увидит ИФНС, штраф налагаться не будет.

  6. Неправильный способ подачи документов (статья 15.51)
  7. Счета-фактуры или УПД с кодами маркировки оформляются только в электронном виде. В случае нарушения способа выставления первичных документов ИП или юрлицо, согласно проекту, будет оштрафован на 200 рублей за каждый документ, оформленный на бумаге. При этом предполагается, что общая сумма штрафов по этому нарушению не должна быть более 100 тысяч рублей.

    Чтобы организовать передачу УПД в систему «Честный ЗНАК» в электронном виде, подключись к сервису Астрал.ЭДО. Попробуйте функции сервиса без ограничений по бесплатному промотарифу. Если вы работаете в 1С, для передачи данных используйте 1С-ЭДО — модуль уже встроен в систему, поэтому установка дополнительного ПО не потребуется.

  8. Наказание для операторов ЭДО (Статья 15.52)
  9. Штрафные санкции также предполагаются проектом и для операторов ЭДО. Так, если оператор не передаст первичный документ с данными о маркированных товарах, его оштрафуют на одну тысячу рублей за каждый неотправленный или несвоевременно отправленный документ.

Читайте также:  Круглая печать при упрощенке: что сказал Минфин

Заключение

В настоящий момент проект Минфина, разработанный для определения штрафов за нарушения правил прослеживаемости, находится на доработке. Поэтому пока что неизвестно, когда именно начнут действовать предложенные поправки в КоАП РФ.

Новые штрафы для бизнеса: Минфин дополнил КоАП

Диана Смирнова, 27/07/2021

Новые дополнения — ответ на требования по обеспечению прослеживаемости товаров. Естественно, если появляются новые требования, то автоматически за ними идёт и наказание за несоблюдение.

  • Напомним, что с 1 июля текущего года стали
    действовать правила прослеживаемости товаров для тех, кто их импортируем и
    продает.
  • Ранее прослеживаемость товаров работала в экспериментальном режиме.

Требования о прослеживаемости затрагивает
целый ряд товаров. Например, холодильники, детские коляски, детские кресла
безопасности, стиральные машинки, мониторы, проекторы и т.д.

Теперь, если вы совершаете операции с
этими вышеперечисленными товарами, то надо отчитываться перед ИФНС: сдавать
отчеты и уведомления, выставлять счета-фактуры с новыми реквизитами. Отчеты
сдаются в электронном виде. Документы за такие приобретения также необходимо
получать по ЭДО.

Важно! Отчитываться о покупке всего этого надо НЕ ТОЛЬКО тем, у кого
основным видом деятельности по коду в ЕГРЮЛ или ЕГРИП является торговля, но
ТЕМ, кто просто купит это себе в офис. Да, если вы купите холодильник в офис,
то вам также придется отчитаться, так как вы купили прослеживаемый товар.

Система прослеживаемости товаров касается
не только организаций, но и ИП. Система налогообложения значения не имеет,
отчитываются все.

Итак, бизнес ждут новые штрафы. Если вы
ввозите из-за границы прослеживаемые товары, продаёте, перепродаёте или
покупаете его для бизнеса, утилизируете, конфискуете, передаёте или вывозите из
страны, то должны отчитываться. Если ошиблись, то будете наказаны следующим
образом:

Если вы забудете сдать в ИФНС отчет об операциях с прослеживаемыми
товарами, то вас оштрафуют на 1000 рублей.

Если вы не отразили или исказили реквизиты прослеживаемости в
счетах-фактурах или в УПД, то стоит также ждать штраф в размере 1000 рублей.

  1. Здесь есть нюанс: если вы сами заметили ошибку и сами внесли изменения до
    камеральной проверки, то штрафовать вас не будут.

Если вы неверно указали какие-то данные в отчете о прослеживаемости, то за
каждый такой документ вы будете оштрафованы на 1000 рублей. Однако здесь
работает всё тот же нюанс: исправили ошибку до того, как ее выявила налоговая,
штрафа избежали.

Если вы передавали в ИФНС счета-фактуры или УПД по прослеживаемым товарам
каким-то неустановленным законом способом, то придется платить по 200 рублей за
каждый таким образом переданный документ. Но есть верхний предел штрафа: за это
нарушение вас не могут оштрафовать больше, чем на 100 000 рублей.

Штраф может получить и оператор ЭДО, если не предоставить полученные от вас
счета-фактуры или УПД по прослеживаемым товарам. Размер их наказания — 1000
рублей за каждый такой документ.

Все штрафы, касающиеся напрямую бизнеса,
вступят в силу с 1 июля 2022 года. Штрафовать же операторов ЭДО будут с 1
января 2023 года.

Статья
написана командой sovcom.pro.

Вы заметили у нас ошибку? Помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter» и повторите код с картинки. Спасибо!

Маркировка и прослеживаемость товаров

Доклад Татьяны Александровны Григорьевой на семинаре «Актуальные изменения в таможенной сфере: законодательство и практика», декабрь 2019 г., Владивосток.

Для начала определимся, что такое маркировка.

Маркировка – это идентификатор товара, содержащий основные сведения о продукции. Наносимая на товар или его упаковку, маркировка может иметь вид текста, рисунка, условного знака и выполняет следующие функции.

  • Информационная – это необходимые сведения о товаре и производителе: адрес, наименование изготовителя и технического регламента, сведения о свойствах, составе, сроке службы и годности и т.д.
  • Идентифицирующая – это информация для контролирующих органов, продавцов и потребителей, позволяющая установить соответствие продукции ГОСТу, качеству и требованиям безопасности.
  • Мотивационная – подразумевается воздействие маркировки на психоэмоциональное состояние конечного потребителя с целью увеличения продаж продукции.

Маркировка бывает двух видов – производственная и торговая.

  • Производственная – наносится изготовителем, регламентируется техническим регламентом маркировки продукции и ФЗ «О защите прав потребителей». Ее носителями могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.
  • Торговая – наносится поставщиком или продавцом продукции. Ее носителями выступают товарно-кассовые чеки и ценники, содержание необходимую информацию о продавце.
  • Также, с некоторого времени на ввозимые товары наносится маркировка соответствия, информирующая потребителя о том, что товар сертифицирован и отвечает установленным стандартам качества. 
  • А теперь вводится еще и такой вид маркировки, как идентификационная маркировка прослеживаемости товаров.
  • В декабре 2017 года государством было принято решение о создании Единой системы маркировки и прослеживаемости товаров, которая преследует следующие цели:
  • обеспечение получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, что создаст необходимые условия для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны, безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и улучшения налоговой дисциплины, а также для мониторинга и контроля конкурентной среды на товарных рынках;
  • обеспечение развития высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей, основанных на использовании данных.

Концепция по созданию системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости товаров подразумевает два подхода для создания такой системы. 

Первый подход – это прослеживаемость, основанная на физической маркировке товаров идентификационными знаками. Второй подход – это документальный подход. 

  1. Первый (физическая маркировка) подход мы рассмотрим более детально чуть ниже.
  2. Что касается второго, документального типа прослеживаемости, то замечу, что здесь используется немного другой способ, хотя цель, конечно, та же  – это борьба с незаконным оборотом товаров и повышение фискальной составляющей при осуществлении контрольно-надзорных функций.
  3. Целями документальной системы прослеживаемости государственные органы называют:
  • создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей;
  • подтверждение законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
  • обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом товаров.

К принципам использования этой системы относят:

  • исключение дублирования бизнес процессов налогоплательщиков;
  • идентификатор прослеживаемости формируется на единых правилах;
  • факт перехода права собственности на прослеживаемый товар, фиксируется в имеющихся документах и не требует физической маркировки товара;
  • система базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками;
  • требования распространяются на всех налогоплательщиков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без исключений и на товары, в том числе ввозимые из ЕАЭС. 

 Преимущества документального подхода: 

  • система маркировки базируется на физической маркировке, а система прослеживаемости на документарной идентификации товаров;
  • система маркировки прослеживает каждый товар в частности, а система прослеживаемости товарные партии;
  • система маркировки требует изменения складской логистики, а система прослеживаемости не требует.

Этот проект ведется под руководством Минфина России, совместно с Федеральной налоговой службой. Федеральная налоговая служба определена в этой части,  как оператор информационной системы. Многие знают, что уже сейчас, у нас проводятся эксперименты по прослеживаемости товаров.

ФТС с налоговой службой уже приступили к реализации и этого проекта, доработали программные средства, начали их тестирование и обмен. В этом эксперименте на сегодняшний день участвуют 24 организации.

ФТС надеется, что к концу года они выйдут на более промышленную эксплуатацию своих программных средств для документальной прослеживаемости, с тем, чтобы обмен осуществлялся без сбоя, а ФТС получали бы актуальную и достоверную информацию о цепочках движения товаров.

Данный проект реализуется в рамках Соглашения «О механизме прослеживаемости», которое подписано в Нур-Султане в этом году. Это Соглашение сейчас находится на ратификации. Обещают, что в ближайшее время оно будет ратифицировано со стороны Российской Федерации. Другие страны – участницы Союза скорее всего присоединятся позже к Соглашению, т.к. у всех разные технические возможности.

Как это должно работать? Не будет прослеживаться физически каждая единица, а будет отслеживаться баланс товаров, которые поступили на рынок через границу, и то, как они далее циркулируют на внутреннем рынке от покупателя к покупателю. Т.е., то, что въехало в страну и то, что потом по старым счетам-фактуры распределилось и прошло через несколько цепочек перепродаж, должно сойтись.

В том случае, если товар передается в розничную торговлю, прослеживаемость прекращается. Это является конечной точкой, когда товар реализуется покупателю (розничному покупателю). Прежде всего, это не все товары. Перечень таких товаров будет утверждаться Советом Комиссии.

Обещают, что вопрос, связанный с наслоением маркировки и прослеживаемости будет регулироваться на уровне здравого смысла, когда одни и те же товары не должны вероятнее всего попадать в две системы прослеживаемости (поскольку есть две системы прослеживаемости: маркировка и документальная прослеживаемость). Т.о.

Читайте также:  Договор дарения долей детям - материнский капитал: образец и правила составления документа

, сразу после выпуска декларации с помещением товара под выпуск для внутреннего потребления, информация об этом товаре, включенном в перечень, утвержденный Советом Комиссии, сразу поступает в национальную систему прослеживаемости.

Механизм прослеживаемости, предполагается, будет состоять из пяти национальных систем прослеживаемости, которые должны работать внутри каждой страны самостоятельно, никто не будет вмешиваться в механизм их работы, в то, как они будут создаваться, кто оператор и т.д. Это предполагается, как полностью национальная компетенция.

Однако за счет механизма прослеживаемости предполагается обеспечение взаимодействия этих национальных систем в том случае, когда товары идут из одной страны в другую. Возвращаясь к исходной точке. Исходная точка – это выпуск товаров для внутреннего потребления. Информация из декларации в том составе, который упомянут в Соглашении, передается в национальную систему прослеживаемости.

Далее при каждой операции (при дроблении партии, при передаче производству и т.д.) в национальной системе прослеживаемости отражается соответствующая информация. В том случае, когда последний покупатель продает эти товары в другую страну (например, из Казахстана в Россию), то информация по последней сделке, по последнему сопроводительному документу передается в ту страну, куда товар предназначен. Например, из Казахстана в Россию, из России в Армению и т.д.

В национальной системе прослеживаемости России появляется информация о товаре, который продавец продал российскому покупателю. Соответственно, российский орган информацию имеет, но только о последнем сегменте.

В том случае, когда возникли сомнения, опасения и потребность в изучении всей цепочки поставки, российский государственный орган может обратиться в национальную систему прослеживаемости Казахстана и получить информацию вплоть до момента выпуска в свободное обращение. Вроде бы несложный механизм.

Но проблема в том, что, как я уже сказала, другие страны – участницы Союза, скорее всего, присоединятся позже к Соглашению, т.к. у всех разные технические возможности. А про Кыргызстан и вовсе говорят, что этой технической возможности нет, и когда она будет неизвестно.

К тому же, обязательно будут появляться разного рода ситуации, например, с конфискованными товарами. К тому же, Соглашение ориентировано только на импорт товаров и не учитывает аналогичные товары, которые произведены на территории той или иной страны.

Это безусловно создаст определенные сложности при применении. Будет соблазн назвать импортные товары товарами, произведенными на территории Союза. Т.е. вопросов неулаженных еще много. 

Для того чтобы система смогла работать нормально, через год после вступления в силу Соглашения, должен начаться пилотный проект по какой-то определенной категории товаров. Пока этот пилотный проект не будет признан успешным на уровне Евразийского совета, механизм не должен вводиться в постоянную эксплуатацию. Однако «пилот» может длиться бесконечно долго.

Он может насыщаться новыми категориями товаров, особенностями разработки. По крайней мере, подход на данном этапе достаточно аккуратный. ЕЭК видит в этом Соглашении плюсы для бизнеса, пусть не завтра и не послезавтра, как они говорят.

По мере развития документальной прослеживаемости, по мнению представителей ЕЭК, отпадет необходимость во многих иных документах, хотя при этом ФНС уже вводит дополнительные отчеты для бизнеса.

Соглашение может стать базой для перенастройки бухгалтерского и налогового учета, если покажет себя в позитиве контрольных функций.

Т.е., по подзаконным актам предусматривается создание отдельных отчетов, внесение изменений в действующие порядки, книги покупок, декларации, счета-фактуры. Эти документы у ФНС готовы вместе с форматами в виде проектов.

Возникает казус, что отсутствие основного нормативного правового акта тормозит работу по дальнейшему утверждению налоговых подзаконных актов, которые, прежде всего, нужны бизнесу. Я говорю о том, что в ныне действующем налоговом кодексе ничего этого не предусмотрено. Поэтому пока ФНС решили, что пойдут по проектному пути.

Сейчас на сайте www.nalog.ru дорабатывается раздел, где будут выложены все формы и форматы документов и порядок их заполнения для предоставления в налоговые органы, чтобы все могли ознакомиться с тем, что нас теоретически ждет.

Хочу предупредить, что эти проекты форм и форматов в какой-то мере будут меняться, потому что заочно их до сих пор обсуждают с разработчиками бухгалтерских учетных систем (с 1С, Контуром и с др.). 

В связи с этим, интересный документ, который появился в этом году под реализацию документального прослеживания товаров, это проект Федерального закона по внесению изменений в Налоговый кодекс, где урегулированы взаимоотношения по документальной системе прослеживаемости. Россия понимала, что Соглашение будет подписываться долго главами стран ЕАЭС. Поэтому единственным способом быть готовыми к введению в эксплуатацию такой системы – это переложить нормативы Соглашения в Налоговый кодекс. Поскольку оператором Минфин определил ФНС, как единственный действенный инструмент, с точки зрения того, чтобы эта система работала и были нормальные инструменты воздействия на недобросовестных налогоплательщиков – это введение в Налоговый кодекс отдельного вида контроля по документальной прослеживаемости.

Подводя итог скажу, что система документальной прослеживаемости и идентификационная маркировка товаров (физическая, и имеющая то же предназначение) не будут дублировать друг друга, они будут развиваться параллельно, товары, которые будут подвергаться документальной прослеживаемости, не будут подпадать под физическую маркировку. Т.е. дублировать системы друг друга не будут, а вернее общей у них является только цель.

Относительно другого подхода – физической маркировки.

Здесь координатором проекта со стороны государства выступает Минпромторг России.

В соответствии с распоряжением Правительства России от 03.04.2019 № 620-р оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке назначен Оператор — ЦРПТ. Проект создается в формате государственно-частного партнерства на базе единого оператора — Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). 

Оборот всех маркированных товаров отслеживает система «Честный ЗНАК». 

Постановлением Правительства России от 26 апреля 2019 г. №515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» введены Правила обязательной маркировки товаров средствами идентификации и отслеживания движения товаров и Положения о системе мониторинга за оборотом товаров (подлежащих обязательной маркировке). 

Предполагается, что маркировка позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции. Некоторые товары маркируются уже сейчас, для других товаров пока система тестируется.

Подключение к ней уже стало обязательным для части участников рынка, а для остальных пока остается добровольным — идут пилотные проекты.

А к 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной (на всю готовую продукцию): Такое решение Правительства одобрил Президент.

  • В 2018 (начались) и в начале 2019 проводились, добровольные эксперименты по маркировке кодами Data Matrix обувных товаров (Постановление № 620 от 30 мая 2018 года) и лекарственных препаратов (Постановление № 62 от 24 января 2017 года).
  • Обязательная маркировка в 2019 году
  • — 28 апреля 2018 года Правительство Российской Федерации Распоряжением 792-р утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке: сигареты, обувь, духи и туалетная вода, шины, одежда, фотокамеры и лампы-вспышки.
  • — В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 224 утверждены правила маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации, в отношении табачной продукции:
  • С 1 марта 2019 года началась регистрация производителей и розничных магазинов в системе маркировки и прослеживаемости товаров;
  • С 1 июля 2019 года прекращен выпуск немаркированной табачной продукции;
  • С 1 июля 2020 года будет прекращен оборот немаркированной табачной продукции;
  • Продавать немаркированные остатки табачной продукции можно до 1 июля 2020 года.

— В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года № 1557, с 1 октября 2019 года производители и участники оборота лекарственных препаратов, начали маркировку препаратов из перечня высокозатратных нозологий (Учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины). Регистрация аптек и медицинских организаций в системе маркировке и прослеживаемости товаров началась с 1 июля 2019 года.

С 1-го декабря 2019 введена обязательная маркировка одежды.

Обязательная маркировка в 2020 году

— Согласно требованиям Федерального закона от 12 апреля 2010 г. (в ред. от 04.06.2018) обязательная маркировка всех лекарственных препаратов вводится с 1 января 2020 г.

Для маркировки используются уникальные идентификаторы. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция.

Каждая единица товара помечается уникальным кодом Data Matrix. Его генерирует по запросу производителей, и выдает им оператор маркировки — и только он. Коды зашифрованы, подделать их нельзя.  

Процедура маркировки товаров гарантирует, что повторно товары использовать, тоже не получится. При списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота. С момента выпуска кода и до вывода его из применения, государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром.

Т.е., создается специальная информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД (оператор фискальных данных).

Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.

Как уже было сказано выше, вся система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров называется «Честный знак». И она включает два компонента:

  • цифровое решение маркировки и прослеживаемости;
  • инструмент общественного контроля (приложение «Честный знак»).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector