Промежуточные дивиденды: чиновники изменили подход к налогам

Минфин решил усовершенствовать подход к дивидендным выплатам госкомпаний, следует из материалов к бюджету. Прогноз дивидендов рассчитан исходя из того, что все госкомпании будут платить не ниже 50% скорректированной чистой прибыли.

Промежуточные дивиденды: чиновники изменили подход к налогам

Сергей Бобылев / ТАСС

Минфин меняет правила выплаты дивидендов госкомпаниями.

Теперь министерство ждет, что все госкомпании, начиная с финансовых результатов 2021 года, будут направлять на дивиденды не менее 50% чистой прибыли по МСФО, скорректированной на неденежные и разовые статьи, следует из «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

Документ подготовлен Минфином и внесен от имени правительства в Госдуму вместе с проектом федерального бюджета на предстоящую трехлетку.

Основное новшество заключается в том, что базой для дивидендных отчислений становится скорректированная чистая прибыль.

«Планируется дальнейшее совершенствование принципов дивидендной политики, связанное с переходом к определению базы дивидендных выплат на основе чистой прибыли, скорректированной на результаты «неденежных» и нерегулярных операций (переоценки, списания и др.)», — говорится в документе.

Расчет дивидендов на основе скорректированной чистой прибыли соответствует лучшим мировым стандартам, отмечает Минфин. Этот подход уже применяет «Газпром», который намерен вернуть акционерам 40% скорректированной чистой прибыли по итогам 2020 года и выйти на планку 50% по итогам 2021 года.

Как госкомпании платят дивиденды сейчас

В предыдущие годы Минфин закладывал в бюджет дивидендные выплаты госкомпаний на уровне не менее 50% объявленной (нескорректированной) чистой прибыли по МСФО.

Для некоторых компаний делались исключения, позволявшие им платить менее 50% чистой прибыли или привязывать выплаты к прибыли по РСБУ, «с учетом специфики их долгосрочных программ развития и специфики деятельности в соответствующих отраслях», отмечала Счетная палата.

Формального норматива, обязывающего госкомпании отдавать половину чистой прибыли на дивиденды, в настоящее время не существует. Минфин пытался провести через правительство такое распоряжение, однако безуспешно. Будет ли теперь выпущен такой нормативный акт, тоже неясно. РБК направил запрос в пресс-службу Минфина.

Объявленная чистая прибыль по международным стандартам, как правило, включает в себя «бумажные» (неденежные) статьи — например, обесценение актива (impairment) или гудвилл.

Из-за этого чистая прибыль зачастую очень волатильна. Менеджмент обычно ориентируется на скорректированную прибыль, которая более точно отражает денежный поток компании.

Для ее определения вычитаются курсовые разницы, убытки от обесценения, ряд других статей.

Финансовые аналитики обычно смотрят именно на скорректированную чистую прибыль. Впрочем, единых формальных правил расчета скорректированной прибыли нет. Поэтому «Газпром», например, четко прописал в дивидендной политике, на какие статьи корректируется чистая прибыль.

«Применение такого подхода повысит прозрачность и справедливость начисления дивидендов, позволит избежать влияния на дивидендную политику разовых неоперационных событий, а также отдельных субъективных решений и предположений, вносящих искажения в финансовый результат», — утверждает Минфин.

Ранее Минфин использовал консенсус-прогнозы агентства Bloomberg по чистой прибыли компаний для планирования дивидендных поступлений в бюджет. Обычно такие прогнозы содержат и оценки скорректированной чистой прибыли.

Кто должен платить по новой схеме

Ведомство указывает, что теперь абсолютно все госкомпании должны будут платить дивиденды по единому нормативу, называя в том числе РЖД и «Россети». У этих компаний дивидендные выплаты привязаны к прибыли по российским стандартам (РСБУ). Поэтому, например, «Россети» не выплачивали годовые дивиденды по итогам 2017 и 2018 годов, поскольку компания получала убыток по этим стандартам.

Минфин прогнозирует, что в 2021 году госкомпании выплатят в бюджет 442,1 млрд руб. (снижение на 31% по сравнению с оценкой текущего года), поскольку базой для выплат 2021 года будет прибыль компаний за пандемийный 2020 год — она, как ожидается, значительно снизится, а часть компаний зафиксирует чистые убытки.

Зато в 2022 году дивиденды покажут существенный рост — до 754,3 млрд руб. и до 913,4 млрд руб. в 2023 году, ожидает Минфин.

Эти показатели включают дивиденды Сбербанка, контрольный пакет которого находится в Фонде национального благосостояния.

Из проекта бюджета следует, что Минфин закладывает получение дивидендов от Сбербанка в размере 149,5 млрд, 200 млрд и 236 млрд руб. в 2021–2023 годах.

РБК направил запросы в РЖД, «Россети», Сбербанк. Представитель «Транснефти» отказался от комментариев.

Иван Ткачёв

О налогообложении промежуточных дивидендов, часть из которых будет выплачена в неденежной форме

Промежуточные дивиденды: чиновники изменили подход к налогам

Письмо Федеральной налоговой службы
№СД-4-3/12722@ от 07.09.2021

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ПАО (далее — Организация) по вопросу удержания налогов с доходов в виде дивидендов, часть которых выплачивается в неденежной форме, и сообщает следующее.

Как следует из обращения, Организацией планируется осуществить выплату промежуточных дивидендов своим акционерам.

Часть дивидендов планируется выплатить в неденежной форме, а именно, акциями акционерного общества (далее — АО), единственным акционером которого на момент выплаты дивидендов является Организация.

Цену одной акции АО для целей определения неденежной части выплачиваемых дивидендов предполагается определять путем проведения независимой оценки.

  • Кроме того, в обращении указано, что у каждого акционера Организации денежная часть совокупного дивиденда будет значительно превышать стоимость акций АО, передаваемых этому акционеру в качестве неденежной части дивидендов, и будет достаточной для удержания налога, рассчитанного со всей величины совокупного дивиденда.
  • Предметом обращения являются вопросы определения величины налогооблагаемого дохода, исчисления и удержания налогов при выплате указанных дивидендов, а именно:
  • 1) правомерности определения стоимости акции АО для целей передачи в качестве неденежной части дивидендов путем проведения независимой оценки,
  • 2) необходимости последующей корректировки суммы дохода в неденежной форме ввиду изменения рыночной стоимости акций АО на дату их передачи депозитарием, являющимся налоговым агентом, акционерам Организации — получателям дохода, а также нижестоящим депозитариям — номинальным держателям.
  • 3) удержания налогов с доходов в виде неденежной части дивидендов при невозможности зачисления акций АО на лицевые счета акционеров Организации и передаче указанных акций АО на депозитный счет нотариуса, открытый в реестре акционеров Организации.
  • По существу вопросов ФНС России сообщает следующее.
  • В соответствии с пунктом 1 части второй статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях налогообложения прибыли полученные налогоплательщиком дивиденды признаются внереализационными доходами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 274 Кодекса внереализационные доходы (в том числе, дивиденды), полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций исходя из цены сделки с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 105.3 Кодекса для целей Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

Таким образом, если стоимость акции АО для целей передачи в качестве неденежной части дивидендов будет одинаковой для всех акционеров Организации (в том числе, не являющихся взаимозависимыми лицами по отношению к Организации), то определение этой стоимости акции АО путем проведения независимой оценки и использование полученной величины стоимости для исчисления доходов акционеров в виде неденежной части дивидендов не будет противоречить Кодексу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Кодекса дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Как следует из обращения Организации, размер совокупного дивиденда, состоящего из акций АО и денежных средств, будет указан в решении общего собрания акционеров.

В этом же решении будет указан размер денежной и неденежной части совокупного дивиденда.

В свою очередь, размер неденежной части дивидендов будет определен исходя из рыночной стоимости акций АО, передаваемых в качестве неденежной части дивидендов, определенной независимым оценщиком.

Рспп предложил ввести налоговый вычет, чтобы бизнес реинвестировал прибыль, а не выводил в виде дивидендов | rusbase

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил ввести ряд льгот, которые простимулируют компании больше инвестировать, чем платить акционерам. В частности, предлагается ввести налоговый вычет в 20% от суммы вложений. С такой инициативой РСПП выступил на фоне обсуждения властями повышения налога на прибыль для компаний, которые выводят большую часть денег в виде дивидендов.

РСПП предложил ввести налоговый вычет, чтобы бизнес реинвестировал прибыль, а не выводил в виде дивидендов Денис Савосин

РСПП предложил отказаться от идеи «штрафов» за чрезмерно высокие дивиденды, которую в 2021 году обсуждали в правительстве. Она предполагает введение повышенных ставок по налогу на прибыль для бизнеса, который выводит большую часть денег в виде платежей акционерам.

Читайте также:  Обязателен ли военный билет при приеме на работу

Вместо этого союз предлагает ввести ряд льгот, которые будут стимулировать компании больше инвестировать, чем платить акционерам, сообщили «Ведомости». Основным инструментом станет универсальный инвестиционный вычет в размере 20% от суммы вложений в период их проведения.

Режим предлагается установить на федеральном уровне, причем налогоплательщик должен будет восстановить налог к доплате, если объект, по которому получен вычет, не удастся достроить и ввести в эксплуатацию в установленные сроки.

Основные инструменты следующие:

  • Продлить действие преференциального режима региональных инвестиционных проектов (РИП) на более длительный период;
  • Изменить подход к учету амортизации. В частности, поскольку темпы инфляции в России довольно высоки, расходы на амортизацию имущества не покрывают целиком его фактическую цену;
  • Понизить так называемый порог стратегического владения компанией с нынешних 50 до 10%;
  • Повысить эффективность механизма регионального инвестиционного вычета за счет направления регионам дополнительных средств на компенсации;
  • Разрешить компаниям списывать убытки от незавершенного строительства, если проект пришлось прекратить по объективным обстоятельствам.

Свои инициативы РСПП планирует направить на рассмотрение в правительство. Они были разработаны на фоне обсуждения властями введения дифференцированной шкалы по налогу на прибыль. Ставку предлагалось повышать в зависимости от доли выплаченных компанией дивидендов. Обсуждение введения нового налога было перенесено на 2022 год.

В РСПП подчеркнули, что привязка ставки по налогу на прибыль к размеру дивидендов противоречит Налоговому кодексу, который запрещает повышать ставку ретроактивно, на прошедшие периоды. Также, по мнению союза, эта идея противоречит поручению президента Владимира Путина, который предлагал поощрять компании реинвестировать прибыль, а не распределять ее в виде дивидендов. 

Подписывайтесь на наш TG-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий!

Фото на обложке: Pormezz / Shutterstock

Как платить налоги с дивидендов в 2021 году: размер ставок, порядок расчета | «Правовест Аудит»

Правила исчисления налогов с дивидендов в 2021 году претерпели значительные изменения, которые затронули как налог на прибыль, так и НДФЛ. Разберемся, какие поправки нужно учесть организациям, выплачивающим дивиденды 2021 году и выполняющим обязанности налоговых агентов.

С 2021 года уточнен перечень доходов, приравненных к дивидендам в целях налогообложения.

Согласно общему правилу, дивиденды представляют собой часть прибыли компании, оставшейся после налогообложения, которая распределяется между участниками, акционерами пропорционально их долям (акциям) в уставном капитале компании (п.1 ст.43 НК РФ).

Кроме того, налоговое законодательство приравнивает к дивидендам «прибыль» от выплат, полученных акционером (участником) при выходе из организации или при распределении имущества ликвидируемой организации.

До 2021 года для определения налоговой базы («прибыли») по таким дивидендам из указанных выплат исключалась только фактически оплаченная акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) организации.

С 2021 налогоплательщик-организация получил право уменьшать полученные выплаты для целей налогообложения также на сумму денежного вклада в имущество организации, который не был возвращен участнику в виде «безвозмездных денежных средств» ранее, до момента его выхода или ликвидации общества (подп. 1 п. 1 ст. 250 НК РФ в ред. Федерального закона от 09.11.2020 № 368-ФЗ).

Обратите внимание, что аналогичных изменений в отношении расчета приравненных к дивидендам выплат, учитываемых при исчислении НДФЛ не внесено.

Участник (акционер) —физическое лицо, как и ранее, вправе уменьшить выплаты, полученные при выходе из организации / распределении имущества при ликвидации только на сумму расходов на приобретение акций (долей, паев) ликвидируемой организации (подп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ). Денежный вклад в имущество налогооблагаемый доход не уменьшает.

Еще одно изменение в НК РФ относится к квалификации в качестве дивидендов выплат иностранным лицам.

С 2021 к дивидендам, выплачиваемым иностранным лицам — пайщикам паевого инвестиционного фонда, приравнен доход от доверительного управления имуществом фонда пропорционально доле иностранной организации в праве общей собственности на имущество фонда (подп. 1 п. 1. ст. 309 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

К сведению! Если выплата дивидендов регулируется международным договором, и он содержит иное определение понятия «дивиденд», то необходимо руководствоваться понятием, закрепленным в международном договоре (п. 1 ст. 7 НК РФ). Также дивидендами являются доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств (абз.2 п.1 ст.43 НК РФ).

С 01.01.2021 года введена прогрессивная ставка НДФЛ — 15% для налоговых резидентов РФ, получающих доход более 5 млн руб. в год (в том числе доход в виде полученных дивидендов).

При превышении указанного порога применяется комбинированная налоговая ставка: налог рассчитывается как 650 тыс. руб. (т.е. 5 млн руб. * 13%) и 15 % от суммы превышения 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Если годовой доход составляет менее 5 млн руб. (включительно) НДФЛ исчисляется по ставке 13%.

Обратите внимание! На 2021 — 2022 годы законодатель установил переходный период, в течение которого прогрессивная ставка применяется к каждой налоговой базе, указанной в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, в т.ч. в отношении доходов от долевого участия, отдельно (п. 3 ст.

 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ). В дальнейшем база для применения ставки 15 % будет определяться по совокупности всех налоговых баз, установленных п. 2.1 ст. 210 НК РФ. Однако доходы от дивидендов все равно будут облагаться отдельно от других доходов (п. 2, 3 ст.

 214 НК РФ).

Иными словами, чтобы была применена ставка 15 % в отношении дивидендов, налогоплательщик в течение года должен получить доходы более 5 млн руб. именно от долевого участия (п. 3 ст. 214 НК РФ в ред. Федерального закона от 17.02.2021 № 8-ФЗ).

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

В отношении дивидендов, выплачиваемых физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, сохранена ставка 15 %, которая не ставится в зависимость от размера полученного дохода (п. 3 ст. 224 НК РФ).

С 2021 года расчет НДФЛ по дивидендам у налоговых резидентов производится налоговым агентом на дату фактического получения дохода нарастающим итогом с начала налогового периода с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (п. 3 ст. 226 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Ранее доходы от долевого участия в организации были исключены из перечня доходов, НДФЛ по которым исчисляется нарастающим итогом.

По мнению автора, это означает, что при приобретении статуса налогового резидента в течение года, НДФЛ с дивидендов налогоплательщика, полученных им с начала года, будет пересчитан по ставкам, применяемым для резидентов и с зачетом ранее удержанного НДФЛ.

  • В отношении налога на прибыль с дивидендов ставки преимущественно остались без изменения, однако добавился ряд правил для применения нулевой ставки иностранными организациями, признавшими себя налоговыми резидентами РФ, а также налоговых резидентов РФ, имеющих фактическое право на получение дохода.
  • В 2021 году для исчисления налога на прибыль применяются следующие ставки.
  • Ставка 0 %
  • По общему правилу нулевая ставка применяется в отношении дивидендов, полученных российской организацией, которая не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности:
  • не менее чем 50 % вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или
  • депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 % общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

Соответствующие обстоятельства владения должны быть установлены на день наступления обстоятельства, влекущего за собой обязанность выплаты дивидендов.

Мнения аналитиков. О потенциальных дивидендах Газпрома и Газпром нефти

Совет директоров Газпрома 26 мая примет решение по дивидендам за 2021 г.При этом компания заявила, что не будет публиковать результаты за I квартал 2021 г. ни по РСБУ, ни по МСФО, сообщает Интерфакс. Кроме того, сегодня решение по финальным дивидендам за 2021 г. объявит Газпром нефть.

«Рекомендация по дивидендам должна быть принята за несколько недель до ГОСА, которое состоится 30 июня, — комментируют аналитики BCS Global Markets.

— Согласно дивполитике Газпрома, на дивиденды направляется 50% скорректированной чистой прибыли по РСБУ или МСФО (в зависимости от того, что выше), что предполагает размер дивидендов на уровне 46 руб. на акцию.

Вместе с тем оценки Интерфакса по скорректированной чистой прибыли компании указывают на дивиденды на уровне 52 руб. на акцию. Разница, вероятно, объясняется подходами к корректировке чистой прибыли на неденежные статьи для расчета дивидендной базы в рамках дивполитики.

Также отметим, что сегодня, 18 мая, Газпром нефть примет решение по финальным дивидендам за 2021 г., 95% которых получит материнская компания. По нашим прогнозам, окончательные выплаты составят 13 руб. на акцию в добавление к уже выплаченным промежуточным дивидендам за 2021 г. в размере 40 руб. акцию».

Совет директоров МТС рекомендовал финальные дивиденды за 2021 г. в размере 33,85 руб. на акцию.Совокупный объем дивидендов по итогам года может составить 66,33 млрд руб. Годовое собрание акционеров, на котором будет утверждаться выплата дивидендов, состоится 22 июня в заочной форме. Дата, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов — 12 июля.

«Мы умеренно позитивно смотрим на данную новость: несмотря на сложности I квартала, компания может выплатить дивиденды значительно превышающие обязательные по дивидендной политике, — отмечают аналитики Промсвязьбанка.

— Суммарная дивидендная доходность с учетом промежуточной выплаты (10,55 руб. на акцию по итогам полугодия) составляет 20%.

Мы надеемся, что данное решение принято взвешенно с учетом сложностей компании в будущих поставках оборудования и комплектующих, а также прогнозируемых денежных потоков».

Ипотеку снова поддержат льготные программы.В апреле 2022 г. число одобренных ипотечных кредитов снизилось к марту на 77% — до 37,2 тыс. В рублевом выражении снижение составило 75%, до 130,5 млрд руб. (данные БКИ Эквифакс). Сопоставимый объем ипотечных выдач был зафиксирован лишь в апреле 2016 г.

Читайте также:  Чем грозит неуплата личных налогов

«Слабые результаты апреля были ожидаемы из-за рекордно высокой базы марта (529,3 млрд. руб.), когда граждане стремились максимально быстро выйти на сделку и успеть до повышения ставок банками, — комментируют аналитики Промсвязьбанка. — В результате, потенциальный апрельский спрос на ипотеку уже был удовлетворен в марте.

В мае поддержкой для рынка станет льготная ипотека (ставка была снижена с 12% до 9%). Ожидаем, что в июне ЦБ РФ снизит ключевую ставку до 12-13% и до 10-12% к концу года. Это позволит увеличить доступность рыночной ипотеки и, вероятно, еще снизить ставку по льготной программе во II полугодии 2022 г. В результате, рост ипотечных портфелей банков по итогам года может составить 8-10%».

Читайте лучшие материалы БКС Экспресс в Telegram 

БКС Мир инвестиций

Минфин продлит возможность вывода дивидендов за рубеж без налогов

Возможность применить ставку 0% вместо 13% на дивиденды в адрес иностранной компании, если фактическое право на них принадлежит налоговым резидентам России, будет продлена до 2024 года. Решение о трехлетнем переходном периоде принято после обсуждений с бизнесом, сообщила РБК пресс-служба Минфина. Доработанный законопроект, который направлен в правительство, есть у РБК.

В конце мая Минфин опубликовал законопроект, который практически сводил на нет возможности для так называемого «сквозного подхода», когда промежуточные звенья в виде офшоров между компанией, выплачивающей дивиденды, и конечным их получателем, например физическим лицом, платящим налоги в России, во внимание не принимаются. «Сквозной подход» популярен у бизнеса при выплатах дивидендов за рубеж и позволяет применять ставку 0% компании — непосредственному получателю выплат.

Как сообщили РБК в Минфине, законопроект «обсуждался с привлечением предпринимательского сообщества для выработки оптимального механизма применения льготы как для государства, так и для бизнеса, чтобы не допустить резкого увеличения налоговой нагрузки. По итогам дискуссии было принято компромиссное решение о переходном (до 31 декабря 2023 года) периоде для применения этой льготы и необходимости соблюдения определенных условий для ее получения». Поправки внесены на рассмотрение в правительство.

Первоначально Минфин предлагал исключить возможность применения нулевой ставки по дивидендам уже со следующего года, отмечает партнер КПМГ Анна Воронкова: «Переходный период в три года дает поле для маневра. Компании успеют подготовиться и что-то предпринять».

Подробнее о последствиях отмены льготы и путях решения проблемы для бизнеса читайте в материале РБК Pro.

Сейчас можно применить ставку 0% на дивиденды иностранной компании, если фактические получатели средств — налоговые резиденты России. Условия льготы: срок держания акций более года, портфель, по которому платятся дивиденды не менее 50%, плательщик не резидент в черном списке офшоров (юрисдикции, которые не сотрудничают с Россией для целей налогового контроля).

Применение «сквозного подхода» — не самая массовая стратегия для бизнеса. Экономить на налогах ему позволяют стандартные механизмы соглашений об избежании двойного налогообложения. Но с 2021 года привычные механизмы могут исчезнуть.

По поручению президента ставки налогов на дивиденды и проценты в так называемые транзитные юрисдикции — Кипр, Люксембург и Мальта, через которые капитал переводится в офшоры, вырастут до максимума 15 и 20%. С теми, кто не согласится на повышение, Россия угрожает разорвать соглашения об избежании двойного налогообложения.

Например, Минфин уже готовится расторгнуть договор с Мальтой. Переговоры с властями Кипра продолжаются.

  • Условия переходного периода
  • Согласно доработанной версии законопроекта:
  • Льгота сохранится до 2024 года для российских компаний и для иностранных, которые добровольно сменили налоговое резидентство на российское.

Условия: страна регистрации компании не входит в черный список офшоров. Дивиденды должны быть зачислены на счета, о которых уведомлены российские налоговые органы, в течение 180 дней с момента выплаты дивидендов.

Уже с 2021 года льготы лишатся иностранные компании, международные холдинговые компании и российские налоговые резиденты из черного списка офшоров.

Отдельные опасения вызывает неопределенный статус Кипра, пока идут переговоры о ставках налогов на дивиденды и проценты в эту страну, указывает партнер PwC Михаил Филинов.

«Если по каким-то причинам не удастся договориться об изменении налогового соглашения, оно будет вовсе отменено, и Кипр может попасть в черный список.

В этом случае пришедшие с Кипра компании уже с 2021 года не смогут облагать полученные дивиденды по ставке 0%», — предупреждает эксперт.

Изменение порядка налогообложения, пусть и с переходным периодом, может стать неприятным сюрпризом для иностранных компаний, которые ранее добровольно сменили налоговое резидентство на российское, отмечает партнер Deloitte Наталья Кузнецова.

С 2015 года в рамках деофшоризации иностранные компании получили право добровольно стать налоговыми резидентами России по месту управления и контроля, сохранив иностранное юрлицо. Это позволяло облагать полученные дивиденды по ставке 0% на равных с российскими холдинговыми компаниями условиях и оставаться в иностранном правовом поле.

Активно такую структуру использовали совместные предприятия: иностранные инвесторы вместе с российскими партнерами регистрировали в иностранной юрисдикции компанию и делали ее российским налоговым резидентом.

«В подавляющем большинстве это прозрачные структуры, которые не использовали схемы налоговой экономии», — указала партнер КПМГ Анна Воронкова. Среди них много как совместных предприятий с иностранными инвесторами, так и компаний, которые полностью контролируют российские бизнесмены, — они встали на налоговый учет в рамках деофшоризации, напоминает эксперт.

Ольга АГЕЕВА

Новые изменения в Налоговый кодекс

В середине мая 2020 года был опубликован проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации)» (далее – «Законопроект»)1, изменяющий ряд положений НК РФ о налоге на доходы физических лиц и налоге на прибыль организаций.

Законопроектом предлагаются изменения по ряду существенных вопросов налогообложения (см. детали ниже).

Сохранение возможности применения ставки 0% налога при «сквозном» подходе только для международных холдинговых компаний

Предлагается исключить возможность применения 0% ставки налога по дивидендам, полученным российской организацией2, при применении «сквозного подхода», и сохранить такую возможность только для дивидендов, полученных международными холдинговыми компаниями.

Прямое декларирование для целей НДФЛ дивидендов, полученных физическим лицом от российских организаций через иностранные организации

Предусматривается «добровольное признание физическими лицами – налоговыми резидентами России в качестве собственных доходов, подлежащих обложению НДФЛ, и отражение в налоговой декларации по НДФЛ дивидендов от российских организаций, которые такие лица получат через последовательность участия, включающую иностранные организации (иностранные структуры без образования юридического лица), при выплате дивидендов такой российской организацией иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица)»3.

При этом необходимо соблюдение ряда условий, в частности:

  • налогоплательщик должен прямо или косвенно участвовать в иностранной организации, выплачивающей дивиденды по акциям (долям) российской организации;
  • налогоплательщик должен получить такие дивиденды в течение 120 дней с даты выплаты;
  • акции соответствующей иностранной организации должны обращаться на фондовой бирже (при выполнении ряда дополнительных условий).

При этом, согласно пояснительной записке к Законопроекту, «при фактическом получении физическими лицами – налоговыми резидентами России вышеуказанных доходов в виде дивидендов сумма НДФЛ с таких доходов исчисляется с учетом зачета ранее удержанной и уплаченной суммы налога на прибыль организаций у источника выплаты».

Вероятно, именно в праве на указанный зачет состоит основная задача вводимой нормы.

При этом в рамках действующего законодательства при участии в иностранных публичных компаниях налог уплачивается многократно, без зачета – сначала удерживается у источника исходя из презумпции, что фактическим получателем дивидендов является иностранная публичная компания, затем при получении дивидендов от публичной компании физическим лицом. Ряд технических аспектов применения новой нормы подлежит дальнейшему уточнению.

Корректировка расчета показателя Д2 по дивидендам

Законопроектом уточняется порядок формирования показателя Д2 при расчете суммы налога, подлежащей удержанию налоговым агентам по дивидендам, выплачиваемым российскими организациями4.

Во-первых, предлагается из расчета Д2 исключить дивиденды, полученные международными холдинговыми компаниями (далее – «МХК») и облагаемые по 0% ставке налога на прибыль, а также дивиденды, не учитываемые при определении налоговой базы.

Во-вторых, уточняется, что дивиденды, которые формируют показатель Д2, должны учитываться в показателе Д1. Как мы понимаем, данная поправка направлена на то, чтобы сопоставить денежные потоки по дивидендам.

В частности, убедиться, что именно полученные дивиденды распределяются дальше и именно поэтому не должно быть их повторного налогообложения. Однако как на практике будет обеспечиваться и подтверждаться такая сопоставимость – в настоящее время остается неясным.

В этой связи, изменения в текущей редакции могут увеличить налоговые риски.

Читайте также:  Дата фактического получения дохода в форме 6-НДФЛ

Запрет на перенос остатка неучтенных дивидендов на будущие периоды

Законопроектом устанавливается, что если в результате расчета суммы налога с дивидендов разница между Д1 и Д2 является отрицательной, то данная величина в дальнейшем (при последующих выплатах дивидендов) не учитывается. Фактически это означает, что превышение полученных дивидендов (Д2) над выплаченными (Д1) не может уменьшить налог по дивидендам при их последующей выплате. 

Применение пятилетней льготы при продаже акционерных обществ с долей недвижимого имущества более 50%

Предлагается исключить положение, согласно которому при продаже акций российских компаний5, активы которых менее чем на 50% представлены российским недвижимым имуществом, налогоплательщик имеет право на применение 0% ставки налога на прибыль (при условии владения акциями более пяти лет).

На практике это означает, что в отношении обращающихся акций применение льготы при их продаже станет невозможным (вне зависимости от доли недвижимости в активах компании) и ставка 0% будет распространяться только на случаи реализации необращающихся акций6.

Уточнение понятия «дивидендов» для структур ПИФов

Предлагается дополнить понятие дивидендов для целей налога у источника, а именно, приравнять к дивидендам доход от доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, а также расширить перечень фондов, доходы от реализации и погашения паев которых подлежат обложению налогом у источника в России, теми фондами, в составе активов которых доля недвижимого имущества, находящегося на территории России, превышает 50%7.

Что дальше?

  • Сейчас Законопроект находится на стадии публичных обсуждений текста и антикоррупционной экспертизы.
  • Мы со своей стороны будем следить за судьбой Законопроекта и оперативно информировать Вас о развитии ситуации.
  • Авторы: Марина Белякова Сергей Фоевцов
  • Виктория Мисар

Минфин ввёл переходный период для вывода дивидендов за рубеж без налогов — новости Право.ру

Иностранные компании, которые не стали российскими налоговыми резидентами, всё равно лишатся льготы уже в 2021 году.

После консультаций с бизнесом Министерство финансов ввело трёхлетний переходный период до отмены «сквозного подхода», который позволяет выплачивать дивиденды заграницу по налоговой ставке 0%. На это время для получения налоговой льготы введут дополнительные условия, сообщил РБК со ссылкой на источник в ведомстве. Ранее министерство предложило отменить этот порядок уже со следующего года.

В этом сюжете

«Сквозной подход» – это принцип, который позволяет игнорировать промежуточные офшорные звенья между плательщиком дивидендов и их конечным получателем, если это российский налоговый резидент. В результате такие операции облагаются налогом по ставке 0%, а не 13%. В конце мая Минфин опубликовал законопроект, который практически исключал применение такого подхода уже со следующего года.

После обсуждений с предпринимателями министерство решило продлить переходный период до конца 2023 года. За три года бизнес успеет подготовиться к изменениям. При этом Минфин внёс некоторые дополнительные требования для применения «сквозного подхода». Поправки к законопроекту передали на рассмотрение в правительство.

Сейчас, чтоб воспользоваться налоговой льготой, достаточно владеть портфелем акций не меньше 50% на протяжении не менее чем 180 дней, а плательщик не должен быть резидентом стран, которые не сотрудничают с Россией в целях налогового контроля. На время переходного периода будут добавлены ещё несколько требований.

Льгота будет действовать для российских компаний и иностранных, которые стали налоговыми резидентами России в рамках деофшоризации. При этом странах их регистрации тоже не должна входить в «чёрный список» государств, которые не сотрудничают с Россией в налоговой сфере.

О счетах, на которые поступают деньги, нужно уведомить российские н6алоговые органы в течение 180 дней.

Таким образом, международные холдинги и российские резиденты из «чёрного списка» офшоров не смогут пользоваться «сквозным подходом» уже с 2021 года.

В этом отношении в зоне риска находятся российские налоговые резиденты, которые зарегистрированы на Кипре. Сейчас российские власти ведут с ним переговоры о подъёме налоговой ставки с 15% до 20%. Если к соглашению прийти не удастся, Кипр может попасть в «чёрный список».

Второй фронт Минфина: ведомство перекрывает путь для нулевых ставок по дивидендам

Начавшийся в конце марта очередной виток борьбы с офшорами набирает обороты. Сначала президент Владимир Путин поручил обложить налогом в 15% все доходы, которые перечисляются за рубеж.

 И Минфин отправил письма в адрес Кипра, Мальты и Люксембурга о пересмотре налоговых соглашений.

Но предприниматели полагали, что у них еще есть достаточно времени для изменения структуры владения бизнесом, так как пересмотр ставок по таким соглашениям не бывает быстрым.

Однако Минфин решил не ждать и уже в ближайшее время максимально усложнить доступ к существующим механизмам выплат с пониженной ставкой за рубеж. В конце мая ведомство опубликовало на портале правовых актов проект закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ».

 Он предлагает множество поправок в Налоговый кодекс, однако наибольший резонанс в бизнес-сообществе вызвало возможное ужесточение так называемого сквозного подхода — популярного инструмента для выплат за рубеж с пониженной ставкой.

Его суть проста: если иностранная компания, получающая, например, дивиденды от российской компании, не является фактическим получателем дохода, то им может быть заявлено другое лицо в цепочке платежей. Если фактическим получателем является российский налоговый резидент, то они могут облагаться по ставке 13% или 0%.

Нулевая ставка применяется, когда получателем дохода выступает российский холдинг, как минимум год косвенно владеющий не менее 50% капитала выплачивающей дивиденды компании. Получается, что сегодня можно выплачивать дивиденды на Кипр и в другие страны, не уплачивая налог в России в рамках «сквозного» подхода.

Очевидно, Минфин такая либеральная норма, особенно в свете увеличения ставок по дивидендам в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения со странами-транзитерами, перестала устраивать.

Законопроект предполагает, что нулевая ставка по дивидендам в рамках «сквозного» подхода применяться не будет.

Обращает на себя внимание тот факт, что изначально Минфин предлагал оставить нулевую ставку, если фактическим получателем дивидендов является международная холдинговая компания, но в итоге и их лишили такого преимущества.

Ужесточение правил может больно ударить по российским группам, так как на практике они часто включают в себя иностранные субхолдинги.

Как правило, такие структуры формировались, когда российские компании приобретали российские же активы через покупку их иностранных (например, голландских) собственников.

«Сквозной» подход в таких случаях позволял сохранить налоговую эффективность при выплате дивидендов, как если бы изначально приобреталась именно российская компания.

Параллельно с отменой нулевой ставки при «сквозном» подходе законопроект предлагает убрать знак равенства между прямым и косвенным участием акционера. Это еще больше ограничило возможности для применения льготных ставок по налоговым соглашениям.

 Под удар могут попасть иностранные компании, которые добровольно признали себя российскими налоговыми резидентами. Таких довольно много.

 Законопроект исключает прямую норму, по которой иностранные компании, добровольно признавшие себя налоговыми резидентами РФ, могут применять ставку 0% к полученным дивидендам.

Стратегия с признанием российского налогового резидентства позволяет убить сразу двух зайцев — воспользоваться льготами для российских холдинговых компаний и остаться в иностранном правовом поле.

Кстати, российские акционеры иностранных СП, не являющихся налоговыми резидентами РФ, также часто пользуются нулевой ставкой в рамках «сквозного» подхода.

В случае принятия законопроекта в нынешней редакции российским акционерам получить нулевую ставку в таких структурах не получится.

С учетом закручивания гаек по «сквозному» подходу и работе по изменению соглашений об избежании двойного налогообложения со странами-транзитерами можно предположить, что государство планирует не допустить ситуации, когда российская компания перечисляет дивиденды в пользу кипрского акционера, хоть и налогового резидента РФ, без уплаты налога в России. В текущем виде эта норма нуждается в дополнительных уточнениях для избежания двоякого толкования.

Минфин последовательно ограничивает возможности для применения пониженных ставок при перечислении дивидендов в пользу иностранных компаний. Причем вначале под удар попали именно иностранные компании из-за повышения ставок по соглашениям об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой и Люксембургом. Теперь же очередь дошла и до российских акционеров.

Законопроект еще не рассматривали правительство и Госдума. И конечно, нужно дождаться его финальной редакции. Однако уже сейчас ясен его посыл: использование иностранных компаний в структурах групп не позволит получить налоговые преимущества.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector