Возмещение НДС при налоговом мониторинге — новая форма с 28 августа

Возмещение НДС при налоговом мониторинге — новая форма с 28 августа Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года

Субъекты, работающие по режиму налогообложения ОСНО, обязаны уплачивать НДС практически по любым видам сделок. Закон содержит несколько видов ставок налога – 18%, 10%, 0%, а с 2019 года стандартным размером ставки станет 20%. При определенных условиях компания может рассчитывать на возмещение НДС за счет бюджета либо для зачета в счет будущих платежей. О правилах проведения процедуры возврата расскажем в этой статье.

Какие организации имеют право на возмещение НДС

Возмещением НДС занимается налоговая служба, а основанием для перечисления средств будет являться заявление плательщика и декларация с расчетом.

Претендовать на возврат НДС может только субъект, для которого применение этого вида обязательств предусмотрено режимом налогообложения.

Чтобы воспользоваться льготой и вернуть средства из бюджета, компания должна отвечать следующим требованиям:

  • работа по общей схеме налогообложения (ОСНО). На иные режимы, такие как УСН, ЕНВД, ЕСХН, налог на добавленную стоимость, льгота не распространяется;
  • сделки с начислением и уплатой налога должны относиться к предпринимательской деятельности, например, приобретение компанией транспорта для личного пользования руководителя не предусматривает использование машины для основной деятельности, поэтому не учитывается для возврата налога;
  • юридическое лицо должно отразить сделку, связанную с начислением НДС, в сведениях бухучета – первичные документы, по которым происходит учет, будут впоследствии проверяться специалистами ИФНС.

Это только общий перечень требований к субъектам, имеющим возможность вернуть уплаченную сумму налога или зачесть ее в будущие платежи.

Важное значение имеют и другие факторы – предмет и суть сделки, примененная ставка налогообложения, статус контрагента по договору, реальность сделки и правильное оформление всех документов.

Сделка должна быть отражена не только в документах плательщика, но и его контрагента. Выставляя счет на товар, партнер по договору должен отразить и оприходовать его в своей системе бухучета.

При проверке оснований для возврата НДС будет проводиться сверка декларационных бланков и первичных документов.

Возмещение НДС при налоговом мониторинге — новая форма с 28 августа

Порядок возмещения НДС

Суть возмещения НДС заключается в возврате начисленных и фактически перечисленных сумм по налоговым обязательствам. Основаниями для обращения в ФНС будут являться следующие факты:

  • если объем реализованной продукции оказался ниже, чем совокупный объем закупленных товаров (аналогичный режим распространяется также на работы и услуги);
  • если возникла диспропорция при применении ставок НДС на внутреннем рынке – например, если продукция закупалась с использованием ставки 18%, однако была реализована с применением тарифа по 10%;
  • если при совершении внешнеэкономической сделки компания имела право использовать нулевую ставку (о перечне таких контрактов расскажем ниже).

Обратите внимание!

Право на возмещение НДС возникает только при фактической оплате налога и отражении его в декларационном бланке. Если налог был исчислен, но не уплачен, допускается вариант с зачетом.

Понять механизм возврата НДС в России поможет характерный пример. Если компания приобрела спецоборудование в рамках основной деятельности у отечественного поставщика, ей будет выставлен счет – в стоимость продукции включается НДС по ставке 18%.

При заполнении документов и декларации компания укажет эту сумму для последующего вычета. Если оборудование будет продано другому субъекту, может возникать право на пониженную ставку НДС – например, 10%.

Именно эта разница в суммах может быть предъявлена к возврату через ИФНС.

Получить возврат налога при возникшей разнице в ставках можно при условии перечисления средств в бюджет. Подтвердить этот факт нужно при подаче декларации и заявления на возмещение НДС.

Разница между «входящим» и «исходящим» налогом может возникнуть при совершении внешнеэкономических операций. Для отдельных категорий сделок, связанных с перемещением товаров, работ или услуг через границу РФ, применяется нулевая ставка НДС:

  • транспортировка газа и нефти для переработки за пределами страны;
  • услуги по транспортировке и хранению продукции, предназначенной для вывоза за границу;
  • перевозка пассажиров и багажа, если пункты отправления и назначения находятся на территории иностранных государств;
  • ГСМ и расходные материалы, вывозимые за границу для обслуживания российских судов и самолетов;
  • другие виды внешнеэкономической деятельности.

Поставляя товары иностранным контрагентам с использованием ставки 0%, отечественная компания оказывается в заведомо невыгодном положении, так как при покупке или производстве продукции НДС мог исчисляться по стандартному варианту 18%.

Чтобы устранить такое соотношение, производитель или поставщик могут подать заявление на возврат.

Возврат уплаченного НДС при сделках с зарубежными партнерами может осуществляться ежеквартально, если такая форма сотрудничества относится к основному виду деятельности российской компании.

Чтобы получить возврат НДС, организации нужно соблюсти следующую процедуру:

  • при совершении сделок, в стоимость которых включен НДС, нужно своевременно и правильно оформить все документы – договоры, передаточные акты, счета-фактуры, накладные и т.д.;
  • по итогам отчетного периода (например, за квартал) заполняется декларация по НДС;
  • декларация и подтверждающие документы по сделкам направляются для проверки в ИФНС по месту регистрации компании;
  • сумма возмещения НДС, представленная в декларации, будет подтверждаться во время камеральной проверки. Максимальный срок проверки не может превышать 3 месяцев;
  • если обоснованность начислений в декларации подтверждена сотрудниками налоговой службы, выносится решение о возмещении НДС;
  • при выявлении нарушений, в том числе представлении недостоверных данных о суммах НДС, составляется акт для привлечения к ответственности, а заявителю будет направлено решение об отказе в возврате налога.

В какой срок предприятие сможет фактически получить средства из бюджета? Если заявление на возмещение НДС было представлено организацией одновременно с декларацией, максимальный срок возврата не должен превышать 3 месяцев 12 дней (с учетом времени на обработку решения в Управлении Федерального казначейства). Если заявление было представлено после проверки декларационного бланка, срок возврата не будет превышать 1 месяца. Естественно, указанные сроки могут быть соблюдены только при отсутствии претензий со стороны ИФНС к представленным документам.

Основанием для возврата будет являться решение налоговой службы по итогам камеральной проверки. Заявление на возмещение компания может подать одновременно с декларацией или после вынесения положительного решения.

Заполнять декларацию компании придется даже в случае, если она не претендует на возврат или зачет по НДС. Если разница может быть компенсирована, для определения суммы к возврату учитываются следующие сведения:

  • данные о цене сделки, в которую была включена ставка налога;
  • размеры ставок «входящего» и «исходящего» налога, соответствующие платежным документам;
  • документы, подтверждающие расчеты между контрагентами (платежные поручения, товарные чеки и т.д.).

Обратите внимание!

При выставлении счета нужно проверять обоснованность применения конкретных ставок налога. Отсутствие права на применение ставки в 10% повлечет не только отказ в возврате средств, но и ответственность по НК РФ.

Возмещение НДС при покупке недвижимости или автотранспорта для личных нужд граждан не допускается. Этот режим связан только с ведением предпринимательской деятельности. При покупке или продаже квартиры можно воспользоваться имущественными вычетами для возврата НДФЛ.

Способы возмещения налога

Возмещение НДС в РФ не обязательно сопровождается перечислением средств из бюджета на счет компании, даже если она подала соответствующее заявление. Помимо возврата налога, возможен его зачет по следующим правилам:

  • при наличии долгов по НДС, а также штрафным санкций по данному виду налога, ИФНС обязана направить всю сумму возмещения на зачет задолженности. Оставшаяся сумма возмещения может быть возвращена на счет или учтена для будущих налоговых обязательств;
  • если компания планирует провести зачет в счет долгов по другим налогам, подается заявление в налоговую службу;
  • зачет суммы возмещения в счет будущих платежей по НДС также происходит на основании заявления от плательщика.

Обратите внимание!

Наличие задолженности и штрафных санкций по НДС будет установлено во время камеральной проверки, даже если плательщик не отразил этот факт в декларации.

Кроме зачета, используется вариант с перечислением средств из бюджета. Если НДС был только начислен по декларации, однако оплата не прошла, можно использовать только способ с зачетом. Если задолженность по НДС отсутствует, юридическое лицо может самостоятельно указать способ возмещения в заявлении. Подтверждение способа возмещения НДС будет зафиксировано в решении ИФНС.

Для отдельных категорий плательщиков допускается упрощенный порядок возмещения, когда зачет или возврат происходит до принятия решения ИФНС. В перечень таких субъектов входят:

  • предприятия крупного бизнеса, которые задекларировали НДС, акцизы и иные виды налогов на общую сумму более 7 млрд руб. за 3 года до обращения за возвратом;
  • если компания представила в налоговую службу банковскую гарантию – в этом случае банк обеспечит обязательство по оплате налога, если камеральная проверка завершится отказом;
  • если для резидентов отдельных экономических зон и территорий представлено поручительство управляющей компании;
  • если налоговое обязательство обеспечено письменным поручительством другой компании.

Для реализации такого упрощенного порядка плательщик должен представить подтверждающие документы одновременно с декларацией. Деньги будут перечислены на реквизиты счета, указанного в заявлении.

Как и по иным видам налоговых проверок, при возмещении НДС может последовать отказ налогового органа. Причины для вынесения отрицательного решения должны быть мотивированы со ссылкой на НК РФ. Основной причиной для отказа будет являться нарушение порядка оформления бланков и форм:

  • ошибки при заполнении декларации, в том числе в части расчета сумм НДС;
  • неверно указанные реквизиты плательщика, а также контрагентов, препятствующие проведению проверки;
  • внесение изменений в первичные документы после совершения сделки;
  • несоответствие количества и стоимости продукции сведениям, указанным в транспортных или платежных документах;
  • иные виды нарушений, ошибок и недочетов.
Читайте также:  Как принять работника с электронной трудовой книжкой

Во время камеральной проверки ИФНС может запрашивать пояснения или дополнительную информацию по любым спорным моментам. Если плательщик своевременно устранит претензии и снимет замечания, оснований для отказа не возникает.

В представленных документах может отсутствовать подтверждение реальности сделки. Например, отражение в декларации сумм НДС может обосновываться фиктивными документами, тогда как реальной отгрузки товара не было. Такие нарушения выявляются во время встречных проверок в отношении контрагентов по сделкам.

В перечень иных оснований для отказа могут входить:

  • отсутствие права на возмещение налога, например, если компания работает по режиму УСН;
  • прямые нарушения НК РФ и иных нормативных актов при заполнении документов;
  • отсутствие подтверждения со стороны партнера по сделке;
  • неправильное определение объекта налогообложения и т.д.

Решение об отказе в возмещении может быть оспорено в судебном порядке. Заявление подается в арбитраж не позднее 90 дней после утверждения решения в ИФНС. На основании судебного акта возврат происходит путем обращения в Управление Федерального казначейства.

Резюме

Вернуть НДС можно при возникновении разницы по ставкам налога, в том числе по внешнеэкономическим сделкам с нулевым налогообложением. Претендовать на возмещение могут компании, работающие по общему режиму налогообложения. Для возврата нужно подать в ИНФС декларацию, документы по сделкам, а также заявление. Кроме перечисления средств из бюджета, возможен вариант с зачетом НДС.

Возмещение НДС при налоговом мониторинге — новая форма с 28 августа Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

НДС: новое в упрощенном порядке возмещения налога :: РБК Pro

В третьем чтении принят законопроект № 84984-8 с пакетом норм по поддержке бизнеса. Одна из важнейших мер накануне подачи декларации по НДС — расширение сферы возмещения налога в упрощенном порядке. Детали разъясняет Ирина Одарич («Контур.Экстерн»)

Возмещение НДС при налоговом мониторинге — новая форма с 28 августа

Илья Питалев / РИА Новости

Близится декларационная кампания по НДС за первый квартал 2022 года. Сдать налоговые декларации нужно до 25 апреля 2022 года включительно, а составлять их нужно по обновленной форме.

Важно!

Декларация по налогу на добавленную стоимость, которую нужно представлять уже по итогам первого квартала 2022 года, вступает в силу с 31 марта 2022 года. Она утверждена приказом ФНС России от 24.12.2021 № ЕД-7-3/1149. Ведомство обновило не только форму декларации, но и ее электронный формат и порядок заполнения.

Суть упрощений при возврате НДС

Пожалуй, главное изменение в декларации, которое заметят все налогоплательщики, — новая строка 056 «Возмещение НДС в заявительном порядке» в первом разделе декларации. Таким образом, налоговые органы при приеме деклараций сразу же поймут, что заявлен упрощенный порядок возмещения налога из бюджета, а сама декларация потребует особого внимания.

Общий порядок возмещения НДС продолжает действовать наряду с заявительным, сумму налога для возмещения при этом по-прежнему отражают в строке 050 декларации.

Заявительный порядок возмещения — это ускоренный процесс получения суммы налога из бюджета, еще до срока окончания камеральной налоговой проверки.

Если налоговый орган не выявит нарушений при камеральной проверке, организацию уведомят об этом, а также о завершении проверки. Если же налоговый орган подтвердит сумму к возмещению лишь частично, признает заявленную компанией сумму необоснованной, то налогоплательщику или его поручителю придется вернуть налог в бюджет вместе с начисленными на него процентами.

Важно!

Рекомендуем тщательно проверять заявленную к возмещению сумму налога.

Дело в том, что проценты на сумму налога, необоснованно возмещенного, начисляются по двукратной ключевой ставке Банка России (которая, напомним, повышена до 20% и пока не заморожена для расчета санкций); для компаний под налоговым мониторингом применяется однократная ставка (п. 6 ст. 6.1; п. п. 7, 17, 20 ст. 176.1 НК РФ). Не исключен также и штраф по ст. 122 НК РФ.

Кто может вернуть налог по заявлению

Заявление о заявительном порядке возмещения НДС (акциза) при налоговом мониторинге: форма с 28 сентября 2021 года

Суммы НДС и акцизов, заявленные участниками налогового мониторинга в декларациях за налоговые периоды после 1 июля 2021 года – июль 2021, 3 квартал 2021 и т. д. – подлежат возмещению в заявительном порядке. Для этого ФНС России разработала отдельные формы документов для использования налоговыми органами при заявительном порядке возмещения НДС и акциза.

Их закрепил приказ ФНС от 11.05.2021 № ЕД-7-23/478 с изменениями в Налоговый кодекс РФ.

Этот приказ утвердил:

  • 10 исходящих от налоговиков форм для реализации их полномочий (решения, постановление, сообщение);
  • форму и электронный формат заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС (акциза) при проведении налогового мониторинга – Приложение № 9 (КНД 1151155).
  • Важно, что правомерность возмещения суммы НДС в рамках налогового мониторинга не подразумевает проведения камеральной проверки.
  • Если сумма налога к возмещению по заявлению превышает НДС, подлежащий возмещению, налоговый орган составляет мотивированное мнение.
  • Далее с нашего сайта можно бесплатно скачать форму бланка заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС (акциза) при налоговом мониторинге (КНД 1151155):

Одновременно это заявление обязывает вернуть в бюджет излишне полученные (зачтенные) в заявительном порядке суммы (вкл. проценты в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты, если решение налогового органа будет отменено полностью или частично.

Заполнение заявления на возмещение НДС

Отдельно порядка заполнения заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС (акциза) при налоговом мониторинге ФНС не приводит, так как форма достаточно простая. Но обратим внимание на некоторые реквизиты.

РЕКВИЗИТ КАК ЗАПОЛНИТЬ
Номер заявления Указывают уникальный (порядковый) номер заявления налогоплательщика в текущем году
Налоговый (отчетный) период (код) Указывают коды, определяющие налоговый (отчетный) период, в соответствии с Порядком заполнения соответствующей налоговой декларации по НДС или акцизам, утвержденным приказом ФНС России
Статья-основание возмещения Указывают ст. 176.1 или 203.1 НК РФ
Вид счета (код) 01 – расчетный счет
09 – корреспондентский счет

Обратите внимание, что в заявлении организация может выбрать, как поступить с НДС или акцизом – вернуть или зачесть.

Предусмотрено несколько блоков в сведениях о зачете и есть место для реквизитов счета. Значит, сумму можно разбить.

Заявление о возмещении налога на добавленную стоимость (акциза) — инструкция по заполнению, скачать бланк и образец. Действует с 01.12.2021

В заявлении указываются сведения о налогоплательщике:

  • подписант (поле «Кто подписывает»);
  • наименование организации, которая реализует свое право на возмещение НДС (акциза) в заявительном порядке, ее ИНН и КПП;
  • код налогового органа, в который представляется заявление;
  • порядковый номер заявления в текущем году.

В подразделе «Информация представляется на налоговую декларацию» указываются сведения по декларации, в отношении которой подается заявление:

  • имя файла декларации (без расширения);
  • код декларации по КНД. Например, КНД декларации по НДС — 1151001;
  • дата представления декларации в налоговый орган.

В поле «Номер корректировки» указывается номер корректировки декларации по НДС (акцизам), по которой подается заявление.

В поле «Период» указывается год, за налоговый период которого была сдана декларация по НДС (акцизам), по которой подается заявление, а также отражается код налогового периода. Например, если заявление подается к декларации по НДС за 2 квартал, нужно выбрать код «22» и т.д.

В поле «Статья НК РФ» выбирается номер статьи НК РФ, на основании которой производится возмещение суммы налога в заявительном порядке. Если возмещается НДС, выбирается «1 — 176.1 НК РФ»; акциз, соответственно, «2 — 203.1 НК РФ».

В поле «Налог/акциз» указывается вид возмещаемого налога: «1 — НДС» или «2 — акциз».

В подразделе «Заявление о возмещении налога на добавленную стоимость (акциза)» отражается следующая информация:

  • общая сумма возмещаемого налога;
  • ОКТМО и КБК.

Далее указываются сведения о возмещаемой сумме:

  • признак суммы (1 — возврат; 2 — зачет);
  • сумма возврата либо зачета.

Если в поле «Признак» выбран возврат возмещаемой суммы, то также необходимо указать банковские реквизиты (номер и БИК) счета для перечисления заявленной к возмещению суммы налога. Дополнительно указывается вид банковского счета (01 — расчетный счет; 09 — корреспондентский счет) и наименование банка, в котором открыт этот счет.

Если в поле «Признак» выбран зачет, то дополнительно указываются:

  • сумма зачета;
  • код налогового периода;
  • ОКТМО и КБК;
  • код налогового органа, принимающего на учет поступления;
  • КПП налогоплательщика для зачета суммы налога.

Все о налоговом мониторинге как новой форме налогового контроля | «Правовест Аудит»

Налоговый мониторинг предоставляет компаниям значительные преимущества, так как помогает свести к минимуму налоговые риски. А значит, можно не опасаться будущих доначислений.

Читайте также:  Налоговый период при оплате транспортного налога

Теперь налоговый мониторинг стал доступнее, но по-прежнему актуален только для крупных налогоплательщиков.

Рассмотрим, стоит ли компаниям переходить на налоговый мониторинг и существует ли альтернатива для минимизации налоговых рисков.

Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой обычные проверки со стороны налоговой инспекции заменяют на онлайн-взаимодействие путем предоставления инспекторам удаленного доступа к информационным системам и отчетности. Иными словами, инспекция контролирует правильность расчета и своевременность перечисления платежей в бюджет в режиме реального времени.

Контролю подлежат: налоги, сборы, страховые взносы, а также те обязательства, которые компания должна исполнять в качестве налогового агента (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Например, подлежит налоговому мониторингу НДС, уплачиваемый за иностранное юридическое лицо.

Если проверяемое лицо — участник консолидированной группы налогоплательщиков, то в целях налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков проверяющие также смотрят корректность определения доходов и расходов.

Налоговый мониторинг проводят на добровольной основе. При этом проверяемому лицу следует соответствовать обязательным критериям (о них расскажем ниже).

Проведение налогового мониторинга несет в себе определенные преимущества. В частности, это:

  • экономия времени за счет отмены традиционных форм контроля, в т.ч. камеральных проверок (за некоторым исключением);
  • уменьшение количества истребуемых документов и др.;
  • возможность оперативного согласования вопросов налогообложения планируемых и уже совершенных операций (налоговая инспекция предоставляет мотивированное мнение относительно той или иной сделки);
  • отсутствие штрафов и пени в случае выполнения мотивированного мнения налогового органа.

Таким образом, налоговый мониторинг — это гарант снижения налоговых рисков и, следовательно, доначислений по результатам налоговых проверок. Это способствует наиболее точному прогнозу налоговой нагрузки в обозримом будущем.

Однако на ряду с преимуществами у налогового мониторинга есть и недостатки:

  • постоянный контроль со стороны инспекторов;
  • необходимость настройки доступа проверяющим к информационным системам компании и обязательность постоянного обновления данных в IT-программах;
  • повышенный риск утечки конфиденциальной информации из-за расширенного доступа к системе;
  • прозрачность учета и, как следствие, риск увеличения обязательных платежей;
  • высокие требования к системам внутреннего контроля и учета;
  • существенные затраты на налоговый мониторинг (трудовые, материальные и временные).

УЗНАЙТЕ, ПОДЛЕЖИТЕ ЛИ ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ

Опубликован Законопроект, направленный на совершенствование режима налогового мониторинга

13 августа 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован Проект Федерального Закона (далее – Проект) о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга.

Предложенные изменения вступают в силу в течение месяца со дня официального опубликования Закона, при этом отдельные пункты предлагаемых изменений начнут действовать с 1 января 2024 года.

Основные изменения и дополнения, предусмотренные Проектом:

  • Критерий совокупной суммы налогов, необходимой для вступления в налоговый мониторинг, снижается до 100 млн. руб. а также дополняется перечень налогов, включаемых в расчет этой суммы;
  • Уточняется порядок взаимодействия ФНС России и организации – участника налогового мониторинга в части составления мотивированных мнений по инициативе налогового органа;
  • Уточняются основания и порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок в отношении организаций, перешедших на налоговый мониторинг;
  • Дополнен порядок истребования документов у организаций – участников налогового мониторинга в рамках ст.93.1 НК РФ;
  • Дополнены статьи НК РФ в части использования заявительного порядка возмещения налогов (НДС, акцизы) в режиме налогового мониторинга;
  • Уточнены основания и порядок досрочного прекращения, а также продления срока и периода налогового мониторинга;
  • Дополнены требования к информационным системам, доступ к которым представляется налоговому органу, а также к содержанию Регламента информационного взаимодействия (далее – РИВ) и Учетной политики организации.

Далее в настоящем информационном бюллетене мы приводим краткий обзор основных предлагаемых изменений согласно Проекту.

  • Проектом предложено существенное снижение суммовых критериев, выполнение которых необходимо для вступления в налоговый мониторинг:
    • Сумма подлежащих уплате налогов (взносов) за год, предшествующий году подачи заявления на переход в мониторинг, должна составлять не менее 100 млн. руб. (сейчас 300 млн. руб.);
    • Объём доходов и стоимости активов за год (на 31 декабря), предшествующий году подачи заявления о переходе на налоговый мониторинг, должны составлять не менее 1 млрд. руб. (сейчас 3 млрд. руб.).
    • Также в расчет суммы налогов Проект дополнительно включаются суммы НДФЛ и страховых взносов (сейчас только налог на прибыль, НДС, НДПИ и акцизы).
    • Проектом предлагается закрепить отсутствие обязанности по выполнению суммовых критериев для перехода на налоговый мониторинг для организаций, входящих в КГН, а также для организаций, уже перешедших на режим налогового мониторинга.
    • При этом период проведения налогового мониторинга предлагается продлевать автоматически без необходимости подачи организацией соответствующего заявления.
  • Проектом предложено изменение порядка составления мотивированного мнения по инициативе налогового органа.

    До составления мотивированного мнения по собственной инициативе налоговый орган обязан будет направить организации уведомление о наличии оснований для составления такого мнения. В ответ на уведомление организация имеет право представить пояснения или внести необходимые исправления в учет.

    Мотивированное мнение составляется инспекцией, при условии, что с учётом представленных пояснений имеет место факт некорректной уплаты налогов (сборов, взносов).

    Также предлагается перенести крайний срок составления мотивированных мнений по инициативе налогового органа с 1 июля на 1 октября года, следующего за периодом проведения мониторинга.

  • В отношении организации, перешедшей на режим налогового мониторинга, Проектом предлагается установить в качестве единственного основания проведения камеральной налоговой проверки — досрочное прекращение налогового мониторинга в срок менее чем через три месяца с момента представления налоговой декларации (расчета) за период проведения мониторинга.

    В отношении выездных налоговых проверок предлагаются следующие уточнения:

    • Проведение выездной налоговой проверки по причине невыполнения мотивированного мнения налогового органа предлагается только в случае, если такое мнение не было исполнено организацией в срок до 1 декабря года, следующего за периодом проведения мониторинга. В таком случае выездная налоговая проверка может быть назначена в течение 2 месяцев со дня истечения указанного срока.
    • Проведение выездной налоговой проверки по причине подачи уточненной налоговой декларации (расчета) возможно только при уменьшении суммы налога к уплате, либо увеличения суммы убытка в случаях, когда такая декларация была представлена в календарном году, за который мониторинг не проводится.
  • Согласно Проекту, налоговый орган, осуществляющий налоговый мониторинг в отношении организации, при получении поручения налогового органа об истребовании документов в рамках проверки по ст.93.1 НК РФ имеет право использовать данные, к которым предоставлен доступ или которые были ранее направлены организацией в рамках взаимодействия с ФНС России в форме налогового мониторинга.

    При этом налоговый орган, осуществляющий налоговый мониторинг, обязан в течение 5 дней направить организации уведомление о самостоятельном представлении таких данных налоговому органу, направившему соответствующее поручение.

    Допускается также предоставление скан-образов истребуемых документов, составленных на бумажном носителе, через телекоммуникационные каналы связи или посредством представления доступа в информационные системы организации. Такие документы должны быть заверены усиленной квалификационной подписью организации или ее представителя.

  • Проект закрепляет право организаций, перешедших на режим налогового мониторинга, использовать заявительный порядок возмещения НДС и акцизов. При этом проверка корректности и правомерности предъявления сумм налогов и акцизов к возмещению будет осуществляться без проведения камеральной налоговой проверки.

    1. Для использования этого права предполагается предоставить организации возможность подачи заявления на возмещение налога через информационные системы взаимодействия с налоговыми органами в режиме мониторинга в течение двух месяцев со дня подачи декларации.
    2. В случае излишнего возмещения налога для организаций, перешедших на режим налогового мониторинга, проценты на излишнюю сумму будут начисляться в размере процентной ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ. 
    3. Для остальных налогоплательщиков для расчета процентов на сумму излишнего возмещения налогов продолжит использоваться двукратный размер ставки рефинансирования ЦБ РФ.
  • Проект также вводит условия для продления срока налогового мониторинга:

    • В случае предоставления уточненной налоговой декларации (расчёта) менее чем за три месяца до окончания срока проведения мониторинга, предусмотрено продление срока налогового мониторинга на 3 месяца;
    • В случае предоставления уточненной налоговой декларации (расчёта) с суммой НДС (акциза) к возмещению менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения мониторинга, предусмотрено продление срока налогового мониторинга на 6 месяцев.

    В случаях, когда организация находится на налоговом мониторинге более одного периода, проверка уточненной налоговой декларации за период проведения налогового мониторинга, срок которого истек, будет осуществляться в периоде, срок которого не завершен. При этом организация будет обязана представлять доступ к документам (информации) на весь период проведения налогового мониторинга, а также в течение трех следующих лет со дня окончания указанного срока.

  • Проектом предлагается добавление основания для досрочного прекращения налогового мониторинга — систематическое (два и более раза) несвоевременное представление налоговому органу документов (информации, пояснений), в действующей редакции основанием является только систематическое непредставление таких документов.

    При этом предлагается изменить процедуру досрочного прекращения налогового мониторинга:

    • В течение 10 дней со дня установления нарушений налоговый орган обязан направить организации уведомление о наличии оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга.
    • В ответ на уведомление организация имеет право в течение 10 дней направить пояснения и документы, подтверждающие отсутствие таких оснований. Также организация имеет право устранить основания для досрочного прекращения налогового мониторинга и направить уведомление об этом в налоговый орган.
    • Проектом вносятся дополнения форме и формату РИВ и документов, направляемых налоговому органу, срокам их представления в налоговый орган, а также к информационным системам организации и порядку представления доступа к ним.
    • ФНС России получает право регламентировать перечисленные выше требования.
    • Проект дополняет требования к содержанию учетной политики организации, переходящей на режим налогового мониторинга: Учетная политика должна содержать сведения о регистрах бухгалтерского и налогового учета, а также информацию о порядке отражения организацией доходов, расходов, объектов налогообложения и налоговой базы в этих регистрах.
Читайте также:  Что представляют собой национальные стандарты GAAP

Проект находится на стадии публичных обсуждений (срок окончания обсуждений — 9 сентября 2020 г.) и окончательная редакция ещё может измениться.

Однако уже сейчас можно обратить внимание, что Проект включает в себя как новые требования к организациям, документам, информационным системам, так и новые возможности для компаний, переходящих на режим налогового мониторинга.

Также Проект более детально описывает порядок осуществления процедур, связанных с взаимодействием налогового органа и организаций в форме налогового мониторинга. При этом часть изменений можно будет оценить только после принятия предусмотренных Проектом документов на уровне ФНС России.

Снижение суммовых критериев, выполнение которых необходимо для вступления в налоговый мониторинг, позволит значительно расширить практику перехода на налоговый мониторинг.

Проект повлияет как на действующих участников налогового мониторинга, которым будет полезно оценить эффект изменений на их текущее взаимодействие с налоговым органом, а также начать готовиться к новым требованиям, так и для компаний, которые только рассматривают возможность перехода на налоговый мониторинг – им мы рекомендуем учесть предлагаемые изменения при принятии решения.

Налоговый мониторинг: Возможности EY

  1. Компания EY была в числе первых компаний, поддержавших организацию «пилотного» проекта по Налоговому мониторингу в России, и является единственной компанией «Большой четверки», участвующей в «пилотном» проекте.
  2. Мы принимаем активное участие в развитии режима Налогового мониторинга в России, включая участие в подготовке законопроекта и содействие пилотным компаниям в реализации налогового мониторинга в соответствии с лучшими международными практиками.
  3. Компания EY будет рада оказать российским налогоплательщикам содействие в подготовке к вступлению в режим Налогового мониторинга.
  4. Авторы: Иван Родионов Руслан Гурьев
  5. Анастасия Шеслер

Ускоренное возмещение НДС в 2022 году: как бизнесу воспользоваться новой мерой поддержки

В 2022 и 2023 году все компании-плательщики налога на добавленную стоимость могут получить возмещение НДС из бюджета всего за 8 дней. Это одна из государственных мер поддержки предпринимателей. 

Рассказываем, что нужно сделать для возврата НДС и в какие сроки. Главное собрали в последнем разделе: переходите к нему, если торопитесь. 

Кто имеет право на ускоренный возврат НДС в 2022 году

Согласно ст. 176.1 НК, возместить налог на добавленную стоимость в упрощённом порядке по заявлению могут: 

  1. Организации, которые за три предыдущих календарных года уплатили в бюджет государства НДС, акцизов, налога на прибыль и на добычу полезных ископаемых на общую сумму не меньше двух миллиардов рублей. 

  2. Компании-резиденты территории опережающего социально-экономического развития и резиденты свободного порта Владивосток, у которых имеется поручительство управляющей компании. 

  3. Компании-получатели банковской гарантии. 

  4. Налогоплательщики, имеющие поручителя.

  5. Организации-участники налогового мониторинга.

  6. Производители вакцины от коронавируса.

  7. Любые компании и ИП, которые не находятся в процессе ликвидации, реорганизации или банкротства.

Последний пункт появился в статье 176.1 Налогового кодекса в конце марта, когда вступил в силу Федеральный закон № 67 «О внесении изменений в Налоговый кодекс».

Закон содержит несколько антикризисных налоговых мер поддержки бизнеса в условиях санкций.

Одна из таких мер и предусматривает возможность вернуть НДС авансом по заявлению, не дожидаясь результатов трёхмесячной камеральной проверки. 

Руководитель ФНС России, Даниил Егоров: Налогоплательщики, осуществляющие как внешнеторговую деятельность, так и операции на внутреннем рынке, смогут быстро, в упрощенном режиме пополнить оборотные средства на сумму возмещения НДС. Бизнес сможет, по нашим расчетам, вернуть налог в объеме около 80 млрд рублей в среднем в течение восьми дней с даты представления соответствующего заявления, не дожидаясь окончания камеральной налоговой проверки. 

Упрощённый порядок будет действовать в 2022 и 2023 году для всех налогоплательщиков. Можно возместить НДС в пределах сумм налогов и сборов, уплаченных за предыдущий календарный год. Если заявленная к возврату сумма больше, потребуется банковская гарантия или поручительство. 

Как получить возмещение НДС в ускоренном режиме

Налогоплательщики вправе претендовать на возврат налога уже в апреле при сдаче декларации по НДС за первый квартал 2022 года. Для этого:

Шаг 1. Сдайте декларацию. Форма декларации по налогу на добавленную стоимость обновлена на основании приказа ФНС от 24.12.2021: используйте именно эту форму. 

При заполнении декларации учтите две рекомендации от налоговой службы:

  1. В строке 055 раздела 1 нужно поставить код 07.

  2. В строке 056 раздела 1 следует указать сумму, которую заявитель хочет вернуть. 

По коду 07 налоговые инспекторы поймут, что налогоплательщик претендует на ускоренный возврат НДС и его просьба будет рассмотрена в первую очередь. 

Шаг 2. Подайте заявление в ИФНС. В течение пяти дней со дня подачи декларации налогоплательщик должен отправить в ИФНС заявление. Форму заявления налоговики разработали: её можно скачать в MS-Excel и использовать. 

Данные в заявлении стандартные: ИНН, КПП, название организации, отчётный год, сумма возмещения. Главное, указать верные реквизиты банковского счёта: казначейство перечислит на него деньги. Ещё заявитель обязан добавить, что вернёт излишек НДС, если по результатам камеральной проверки обнаружится ошибка.

Шаг 3. Ожидайте решения налогового органа. ИФНС рассмотрит обращение в пять дней и примет решение.

При положительном исходе дела налоговая поручит казначейству зачислить сумму возмещения на счёт организации или ИП в течение пяти дней. В среднем, ожидать платежа придётся восемь дней.

Максимальный срок возврата составляет одиннадцать дней, а начиная с 12 дня на эту сумму будут начисляться проценты. 

Если у заявителя есть задолженности по пеням и штрафам или недоимки по налогам, ИФНС сначала сделает зачёт в счёт погашения долгов, а потом вернёт остаток. 

Важно. Налоговики могут отказать в возврате НДС по заявлению. Но сохранится право на стандартное возмещение: по итогам камеральной проверки.

Риски заявительного порядка возмещения НДС и как их избежать

Возврат НДС по заявлению происходит авансом: налоговая служба сначала перечисляет деньги, и лишь потом проводит проверку. В течение семи дней после завершения камеральной проверки ИФНС уведомляет бизнес о результатах. И тогда возможны три варианта:

  1. Возмещение подтвердят полностью.

  2. Возмещение подтвердят частично.

  3. Возмещение не подтвердят.

Согласно п. 15 ст. 176.1 НК, инспекторы могут отозвать возврат денежных средств, если заявленная цифра не подтвердилась. Соответственно, придётся вернуть всю сумму или часть с процентами. Проценты определяются двукратной ставкой рефинансирования ЦБ: сейчас она составляет 17%. 

Например, ООО «Стимул» вернуло в заявительном порядке 100 тысяч руб. Однако в ходе камеральной проверки подтвердилось право на возврат лишь 60 тысяч. ИФНС потребовала вернуть 100 тысяч с процентами. Компания получила деньги из бюджета 80 дней назад. 

Проценты: 100 000 * 80 дней * 2 * 17% / 365 дней = 7 452 руб. 

В общей сложности Обществу придётся вернуть 107 452 руб. 

Ускоренный порядок возмещения НДС должен поддержать бизнес в трудное время. Можно вернуть крупную сумму не спустя три месяца, а за 8-11 дней, и пустить эти деньги на оплату аренды, закупку материалов или зарплату сотрудникам.

Во избежание рисков убедитесь, что расходы, вычеты и итоговая сумма возмещения рассчитаны верно, и в декларации нет ошибок.

Для надёжности поручите эту задачу профессиональному бухгалтеру на аутсорсинге, либо используйте специальный сервис.

В Делобанке есть сервис облачной бухгалтерии. Он рассчитывает налоги, формирует и отправляет отчётность в ИФНС и фонды, напоминает о важных налоговых датах. Если хотите упростить работу с налогами и сэкономить на бухгалтере, подключите бухгалтерию Делобанка. 

Коротко о главном

  1. В 2022 и 2023 году у любого ИП или организации-плательщика налога на добавленную стоимость есть возможность возместить НДС в заявительном порядке. Единственное условие: не находиться в состоянии ликвидации, реорганизации или банкротства.

  2. Ускоренный режим позволит получить деньги за 8-11 дней. Для сравнения: при обычной процедуре нужно дождаться завершения камеральной проверки, которая длится до трёх месяцев.

  3. Чтобы претендовать на возврат НДС, налогоплательщик должен подать декларацию и в последующие пять дней отправить в налоговую заявление. В декларации в строке 055 обязательно поставьте код 07 — это сигнал о применении упрощенного порядка возврата. 

  4. Налоговая служба примет решение за пять дней. Ещё около пяти дней уйдёт на перечисление денег из казначейства на счёт бизнеса.

  5. По итогам камеральной проверки инспекторы могут отозвать возмещение, если сумма не подтвердится. Чтобы избежать этого и не платить проценты, важно правильно рассчитать сумму возврата. Если нет уверенности, что цифра верная, — можно подать заявление по общей схеме после окончания проверки. 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector