Защита прав ребенка в российской федерации: положения законодательства и реальные примеры из жизни

Главная » Дтп » Как защищаются права ребенка. Законодательное закрепление защиты прав и интересов ребенка в российской федерации и реальные примеры из жизни. Заявление в организации соцзащиты

Права ребенка – это свод принципов, которые закреплены российскими и международными правовыми актами. Как на мировом, так и на национальном уровне действует большое количество актов, которые определяют статус лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Каждый из актов направлен на защиту прав и интересов детей, а также на сохранение гарантированных для них свобод. Рассмотрим некоторые нюансы, связанные с тем, как регулируются такие правоотношения в России и каким образом обеспечиваются права несовершеннолетних граждан.

Законодательное регулирование вопроса в РФ

Права детей в РФ определяются рядом правовых законодательных актов. В частности можно выделить несколько основных, которые действуют на территории России. Прежде всего, речь идет о .

Для российского права это документ выступает в качестве основополагающего и применяется для регулирования всех возникающих правовых вопросов. Помимо этого документа стоит выделить Семейный кодекс РФ и Декларацию прав ребенка.

Защита прав ребенка в Российской Федерации: положения законодательства и реальные примеры из жизни

Указ Президента, согласно которому, занимается деятельностью омбудсмен, также считается важным документом в РФ. И последнее, на территории государства действуют международные принципы, принятые ГА ООН в 1959 году. В рамках указанных актов регулируются следующие вопросы:

  • касающиеся равенства всех малолетних граждан, без учета половой принадлежности, расовой принадлежности, языка, цвета кожи, а также, национальности и социального происхождения;
  • относительно обеспечения социальной поддержки детям;
  • по созданию полноценных условий для проживания, всестороннего развития;
  • обеспечение сохранности достоинства несовершеннолетних граждан, их прав и свобод, гарантированных государством;
  • касающиеся получения имени, фамилии и отчества.

На этом, перечисление прав ребенка, установленных законодательно, не заканчивается. Существуют и другие моменты, о которых обязательно стоит упомянуть. Рассмотрим основные права подробнее.

Права несовершеннолетнего гражданина в России

У несовершеннолетнего ребенка есть определенные права, соблюдение которых гарантирует государства. Каждое право защищается законодательно. В список прав ребенка входят следующие права на:

Защита прав ребенка в Российской Федерации: положения законодательства и реальные примеры из жизни

Заключение

Все перечисленные права ребенка защищаются действующим законодательством и строго соблюдаются всеми гражданами государства. В случае нарушения установленных положений, человек, совершивший такой поступок, наказывается определенным законом образом.

Защита прав и интересов детей повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне. В частности, в 1990 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая была ратифицирована государственными органами власти СССР. Так как РФ считается правопреемницей СССР, то действие данного НПА распространяется и на нынешние реалии.

Кроме того, защита прав и законных интересов ребенка признается одной из самых главных тем социальной политики государства, так как затрагивает воспитание и образование несовершеннолетних, соответственно, их адаптацию к общественной жизни. Для этого создаются государственные органы, в чью компетенцию как раз и входят функции по защите детства.

Защита прав несовершеннолетних детей

Как было сказано выше, социальная политика российского государства в первую очередь направлена на защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Ведь именно с этого и выстраивается вся социальная составляющая российского общества.

Защита прав и интересов детей регламентируется несколькими НПА, которые действуют на территории России.

Конвенция о защите прав ребенка

Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?

Конвенция о защите прав ребенка — это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.

Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников).

В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)

Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.

Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст.

56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних.

Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.

Организация по защите прав ребенка

Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка.

Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство.

Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.

Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита).

Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов.

По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.

Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).

Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством.

В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.

Способы защиты прав ребенка

В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье.

В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов).

Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности.

Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних.

Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.

Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями.

В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).

Органы, осуществляющие защиту прав детей

Функции по защите основных прав и интересов детей возлагаются не на один уполномоченный на выполнение данной обязанности орган, а на целую систему госорганов. Если обратиться к СК РФ, а именно, ст.

8, то приоритет защиты прав ребенка в административном порядке имеет уполномоченный правоохранительный орган (неважно федеральный, или региональный) в лице Прокуратуры и ОВД.

Читайте также:  Фактическое принятие наследства: особенности, судебная практика, сроки

При этом каждый субъект имеет свои характерные особенности и обязанности исполнения полномочий.

Прокуратура применяет следующие меры и способы:

  • Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;
  • Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего (которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;
  • Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.

Особенности и обязанности, которые имеет Министерство внутренних дел, состоят в том, что они принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности. Кроме того, социальная система государственных органов подразумевает участие в проведении защитного мероприятия и со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних. Федеральный закон под № 120 ставит в приоритет данного органа следующие обязанности:

  • Судебная защита прав ребенка, в том числе данный уполномоченный субъект направляет в суд исковое заявление и необходимые документы для лишения родительских прав.
  • Осуществление защитных мер, которые способствуют восстановлению ущемленных прав и интересов ребенка. В частности, уполномоченный орган (субъект) решает проблемы беспризорности и безнадзорности, закрепляя за собой определенные обязанности посредством проведения профилактического мероприятия, направленного на социальное воспитание несовершеннолетних.

Помимо того, что уполномоченный представитель направляет исковое заявление в судебный департамент, он еще и подготавливает необходимые документы для судебного разбирательства проблемы, связанной с несовершеннолетними.

Понятие «социальная политика» государства подразумевает в первую очередь защиты прав и интересов всех граждан РФ, в особенности, несовершеннолетних детей, относящихся к категории риска.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

охрана прав и законодательных интересов детей

комплексный характер решения проблемы охраны прав и законодательных интересов детей

виолетта
26.02.2019 19:57

Источник: https://www.eaapa.ru/kak-zashchishchayutsya-prava-rebenka-zakonodatelnoe-zakreplenie-zashchity/

19. Права ребёнка и формы его правовой защиты

Ребенку
от рождения принадлежат и гарантируются
государством права и свободы человека
и гражданина, установленные СК РФ. Глава
11 СК РФ содержит перечень прав
несовершеннолетних детей. В частности,
несовершеннолетние дети вправе:

1)
жить и воспитываться в семье. Каждый
ребенок имеет право жить и воспитываться
в семье, насколько это возможно, право
знать своих родителей, право на их
заботу, право на совместное с ними
проживание, за исключением случаев,
когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими
родителями, обеспечение его интересов,
всестороннее развитие, уважение его
человеческого достоинства.

При отсутствии
родителей, при лишении их родительских
прав и в других случаях утраты родительского
попечения право ребенка на воспитание
в семье обеспечивается органом опеки
и попечительства;

2)
общаться с родителями и другими
родственниками. Ребенок имеет право на
общение с обоими родителями, дедушкой,
бабушкой, братьями, сестрами и другими
родственниками. Расторжение брака
родителей, признание его недействительным
или раздельное проживание родителей
не влияют на права ребенка.

В случае
раздельного проживания родителей
ребенок имеет право на общение с каждым
из них. Ребенок имеет право на общение
со своими родителями также в случае их
проживания в разных государствах.

Ребенок, находящийся в экстремальной
ситуации (задержание, арест, заключение
под стражу, нахождение в лечебном
учреждении и другое), имеет право на
общение со своими родителями и другими
родственниками в порядке, установленном
законом;

3)
защищать свои права и законные интересы.
Защита прав и законных интересов ребенка
осуществляется родителями (лицами, их
заменяющими), а в случаях, предусмотренных
СК РФ, органом опеки и попечительства,
прокурором и судом.

Несовершеннолетний,
признанный в соответствии с законом
полностью дееспособным до достижения
совершеннолетия, имеет право самостоятельно
осуществлять свои права и обязанности,
в том числе право на защиту. Ребенок
имеет право на защиту от злоупотреблений
со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов
ребенка, в том числе при невыполнении
или при ненадлежащем выполнении
родителями (одним из них) обязанностей
по воспитанию, образованию ребенка либо
при злоупотреблении родительскими
правами, ребенок вправе самостоятельно
обращаться за их защитой в орган опеки
и попечительства, а по достижении
возраста четырнадцати лет — в суд.
Должностные лица организаций и иные
граждане, которым станет известно об
угрозе жизни или здоровью ребенка, о
нарушении его прав и законных интересов,
обязаны сообщить об этом в орган опеки
и попечительства по месту фактического
нахождения ребенка. При получении таких
сведений орган опеки и попечительства
обязан принять необходимые меры по
защите прав и законных интересов ребенка;

4)
выражать свое мнение. Ребенок вправе
выражать свое мнение при решении в семье
любого вопроса, затрагивающего его
интересы, а также быть заслушанным в
ходе любого судебного или административного
разбирательства.

Учет мнения ребенка,
достигшего возраста десяти лет,
обязателен, за исключением случаев,
когда это противоречит его интересам.

В случаях, предусмотренных СК РФ, органы
опеки и попечительства или суд могут
принять решение только с согласия
ребенка, достигшего возраста десяти
лет;

5)
иметь имя, отчество и фамилию. Имя ребенку
дается по соглашению родителей, отчество
присваивается по имени отца, если иное
не предусмотрено законами субъектов
Российской Федерации или не основано
на национальном обычае. Фамилия ребенка
определяется фамилией родителей.

При
разных фамилиях родителей ребенку
присваивается фамилия отца или фамилия
матери по соглашению родителей, если
иное не предусмотрено законами субъектов
Российской Федерации. При отсутствии
соглашения между родителями относительно
имени или фамилии ребенка возникшие
разногласия разрешаются органом опеки
и попечительства.

Если отцовство не
установлено, имя ребенку дается по
указанию матери, отчество присваивается
по имени лица, записанного в качестве
отца ребенка, фамилия — по фамилии матери;

6)
изменить свое имя и фамилию. По совместной
просьбе родителей до достижения ребенком
возраста четырнадцати лет орган опеки
и попечительства исходя из интересов
ребенка вправе разрешить изменить имя
ребенку, а также изменить присвоенную
ему фамилию на фамилию другого родителя.

Если родители проживают раздельно и
родитель, с которым проживает ребенок,
желает присвоить ему свою фамилию, орган
опеки и попечительства разрешает этот
вопрос в зависимости от интересов
ребенка и с учетом мнения другого
родителя.

Учет мнения родителя не
обязателен при невозможности установления
его места нахождения, лишении его
родительских прав, признании недееспособным,
а также в случаях уклонения родителя
без уважительных причин от воспитания
и содержания ребенка.

Если ребенок
рожден от лиц, не состоящих в браке между
собой, и отцовство в законном порядке
не установлено, орган опеки и попечительства
исходя из интересов ребенка вправе
разрешить изменить его фамилию на
фамилию матери, которую она носит в
момент обращения с такой просьбой.
Изменение имени или фамилии ребенка,
достигшего возраста десяти лет, может
быть произведено только с его согласия;

7)
получать содержание от своих родителей
и других членов семьи в порядке и в
размерах, которые установлены разделом
V СК РФ (имущественное право ребенка).

Суммы, причитающиеся ребенку в качестве
алиментов, пенсий, пособий, поступают
в распоряжение родителей (лиц, их
заменяющих) и расходуются ими на
содержание, воспитание и образование
ребенка.

Суд по требованию родителя,
обязанного уплачивать алименты на
несовершеннолетних детей, вправе вынести
решение о перечислении не более пятидесяти
процентов сумм алиментов, подлежащих
выплате, на счета, открытые на имя
несовершеннолетних детей в банках.

Ребенок имеет право собственности на
доходы, полученные им, имущество,
полученное им в дар или в порядке
наследования, а также на любое другое
имущество, приобретенное на средства
ребенка.

Право ребенка на распоряжение
принадлежащим ему на праве собственности
имуществом определяется статьями 26 и
28 Гражданского кодекса Российской
Федерации.

При осуществлении родителями
правомочий по управлению имуществом
ребенка на них распространяются правила,
установленные гражданским законодательством
в отношении распоряжения имуществом
подопечного (статья 37 Гражданского
кодекса Российской Федерации). Ребенок
не имеет права собственности на имущество
родителей, родители не имеют права
собственности на имущество ребенка.
Дети и родители, проживающие совместно,
могут владеть и пользоваться имуществом
друг друга по взаимному согласию. В
случае возникновения права общей
собственности родителей и детей их
права на владение, пользование и
распоряжение общим имуществом определяются
гражданским законодательством.

Формы
защиты прав ребенка в РФ

Защита
прав ребенка в административном порядке
осуществляется правоохранительными
органами и органами опеки и попечительства
(ст.8 СК). К первым относятся:

  • ·
    Прокуратура,
  • ·
    Органы внутренних дел.
  • Прокурор,
    защищая права детей, использует следующие
    способы:

·
предъявление иска о лишении родительских
прав (ст.70 СК), ограничении в родительских
правах (ст.73 СК), об отмене усыновления
ребенка (ст.142 СК);

·
предъявление в суд, орган опеки и
попечительства заявления с требованием
о восстановлении (признании) нарушенного
(оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона
«О прокуратуре РФ»);

·
непосредственно участвуя в рассмотрении
судом дел о защите прав ребенка (ст.35
Закона «О прокуратуре РФ»; ст. ст.72,
73, 125, 140 СК РФ);

·
внесение предостережения о недопустимости
нарушения прав ребенка в дальнейшем и
представления об устранении нарушений
закона (ст.24, ст.25 Закона «О прокуратуре
РФ»);

·
опротестование актов других административных
органов, имеющих прямое отношение к
защите прав детей (при наличии оснований,
предусмотренных законом (ст.23 Закона
«О прокуратуре РФ»).

Органы
внутренних дел участвуют в принудительном
исполнении решений, связанных с отобранием
ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц,
уклоняющихся от исполнения судебных
решений по спорам, связанным с воспитанием
детей (пп.14 ст.10 Закона «О милиции»,
ст.3, 6 Указа Президента РФ «О милиции
общественной безопасности (местной
милиции) в РФ»).

Также ОВД проводят
индивидуальную профилактическую работу
с семьями, в которых нарушаются права
ребенка; с родителями, не исполняющими
или ненадлежаще исполняющими свои
обязанности по воспитанию, обучению
или содержанию несовершеннолетних
детей; участвуют в выявлении фактов
нарушения прав ребенка в семье; в
необходимых случаях осуществляют
подготовку дел по лишению и ограничению
родительских прав.

Защита
прав ребенка в семье входит также в
компетенцию Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
Согласно ст.11 Закона «Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
в обязанности этих комиссий входит:

  1. ·
    предъявление в суд иска о лишении и
    ограничении родительских прав;
  2. ·
    осуществление мер по защите и восстановлению
    прав и законных интересов ребенка,
    выявлению и устранению причин и условий,
    способствующих их безнадзорности,
    беспризорности;
  3. ·
    организация, в случае необходимости,
    контроля за условиями воспитания,
    обучения, содержания несовершеннолетних
    детей;
  4. ·
    подготовка материалов, представляемых
    в суд по вопросам, связанным с защитой
    прав ребенка в семье.
Читайте также:  Страхование жизни на случай смерти - пожизненное и срочное: порядок оформления, отличия

В
соответствии со ст.

121 СК РФ органы опеки
и попечительства выявляют детей,
оставшихся без попечения родителей,
ведут учет таких детей и исходя из
конкретных обстоятельств утраты
попечения родителей избирают формы их
устройства, а также осуществляют
последующий контроль за условиями их
содержания, воспитания и образования.
Помимо этого, органы опеки и попечительства:
предъявляют иск о лишении родительских
прав, ограничении родительских прав,
выступают в роли ответчика по делам о
восстановлении в родительских правах,
отмене ограничения родительских прав,
дают заключения по делам, связанным с
установлением усыновления, отменой
усыновления, дают заключения по спорам,
связанным с воспитанием ребенка в семье,
в соответствии со ст.79 СК участвуют в
исполнении решений суда по делам,
связанным с воспитанием детей.

В
настоящее время в большинстве органов
опеки и попечительства всю работу по
защите прав несовершеннолетних выполняет
как правило один специалист (инспектор)
по охране детства.

Это приводит к тому,
что удается выполнять только самую
неотложную работу, как правило связанную
с представительством интересов
несовершеннолетнего в суде, подготовкой
заключений (зачастую непрофессиональных,
в связи с отсутствием необходимых для
этого навыков и знаний), по запросу суда
и т.д.

Таким образом у органов опеки и
попечительства нет возможности защищать
права детей должным образом, в связи с
чем предлагается провести реформу этих
органов. Основными элементами
реформированного органа опеки и
попечительства будут являться:

  • ·
    расширение круга детей, защиту прав и
    законных интересов которых осуществляют
    органы опеки и попечительства;
  • ·
    введение системы социального патроната
    над детьми (семьей), нуждающимися в
    государственной защите (К семье, в
    которой ребенок признан нуждающимся в
    государственной защите «прикрепляется»
    патронатный воспитатель, оказывающий
    необходимую помощь в воспитании ребенка
    и реабилитации семьи.);
  • ·
    составление Плана по защите ребенка —
    акта органа опеки и попечительства, в
    котором устанавливается перечень
    мероприятий по обеспечению прав и
    законных интересов ребенка, нуждающегося
    в государственной защите, сроки их
    исполнения, устанавливается четкое
    разграничение ответственности при
    выполнении плана между сторонами,
    участвующими в процессе воспитания и
    содержания ребенка;
  • ·
    распределение полномочий по опеке и
    попечительством между несколькими
    уполномоченными главой органа местного
    самоуправления службами (очевидно, что
    вышеуказанный объем полномочий не может
    осуществляться одним специалистом по
    охране детства);

·
создание (перепрофилирование) учреждения,
предоставляющего патронатное воспитание
(учреждения для содержания, воспитания
и подготовки ребенка, нуждающегося в
государственной защите, к помещению в
семью а также по поиску, отбору и обучению
патронатных воспитателей, оказанию
содействия в воспитании и проведении
реабилитационной работы с детьми и
т.д.);

·
разграничение прав и обязанностей по
защите прав и законных интересов ребенка,
т.е. распределение обязанностей по
законному представительству интересов
ребенка между уполномоченной службой
(учреждением), кровными родителями
(законными представителями ребенка) и
патронатным воспитателем;

·
контроль уполномоченной службы за
состоянием развития ребенка, нуждающегося
в государственной защите.

Возможность
скорого внедрения и успешного применения
описанной выше модели является
сомнительной, так как она во многом
списана с западных моделей, и эффективность
ее работы в российских условиях не была
специально исследована. Тем не менее,
положение, когда согласно федеральной
норме, на 5 тысяч несовершеннолетних
должен быть лишь один специалист по
охране их прав является неприемлемым
и должно быть исправлено.

Таким
образом, защита прав ребенка в судебном
порядке касается случаев нарушения его
прав в семье, если возникает спор о
воспитании ребенка. А защита прав
ребенка, особенно того, кто утратил
родительское попечение, входит в сферу
деятельности органа опеки и попечительства.

Поэтому приоритетным и наиболее
распространенным способом защиты прав
ребенка является не судебная, а
административно-правовая защита,
осуществляемая органами опеки и
попечительства.

Именно эти органы
управомочены государством на выполнение
защитных функций, которые осуществляются
по разному, в зависимости от конкретной
ситуации.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5373503/page:9/

Статья на тему: "Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах. Правовой аспект"

«Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах. Правовой аспект»

Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок.

Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств, является одним из наиболее приоритетных направлений внутренней политики России.

От её реализации зависит самое главное – будущее страны, её выживаемость, экономическое и социальное благополучие и процветание.

Семейная криминология в России, исследую вопрос о жестоком обращении с детьми и его последствия, приводит следующие шокирующие цифры:• спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интернатов;

• в общей сложности 25—26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения;

• в России регистрируется свыше 2,5 тыс. сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей; с каждым годом совершается все больше изнасилований несовершеннолетних. Как видим, открытое насилие взрослого мира совершенно очевидно и оно давно стало предметом изучения криминологов, социологов, социальных работников и правозащитных организаций.

Проблема жестокого обращения с детьми в большей степени проблема социальная, которая может быть решена совместными усилиями структур на государственном, в т.ч. законодательном, уровне с привлечением различных высококвалифицированных специалистов.

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», хотя само понятие впервые появилось в Кодексе РСФСР о браке и семье в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание данного понятия не раскрывалось.

  • Предлагаю следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.
  • Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
  • Как подчеркивалось выше, выделяют 4 основных вида жестокого обращения.
  • Насилие – это любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
  • Согласно девятому принципу Декларации прав ребенка от 1959 года «Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Основным международным документом, регламентирующим вопросы защиты прав детей, является Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция о правах ребенка, ратифицированная в нашей стране 2 сентября 1990 г., предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

  1. «Статья 37: Государства – участники обеспечивают, чтобы:
  2. а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».
  3. Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
  • Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6)
  • Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16)
  • Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24)
  • Признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27)
  • Защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34)
  • Защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37)
  • Меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)

Положения Конвенции о правах ребенка, касающиеся защиты прав детей, в том числе защиты от насилия, включены в основные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны детства. 

Вместе с тем, должны быть разработаны меры по профилактике этого явления, основанные на глубоком знании и анализе причин жестокого обращения с детьми. Одной из таких мер может послужить установление более строгих мер ответственности лиц, виновных в причинении вреда здоровью детям и подросткам, в частности усиление уголовного законодательства в отношении обидчиков.

Итак, какие меры ответственности предусмотрены действующим законодательством в отношении  лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком?

Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основным потребностям ребенка,  не исполняющие обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей, подлежат административной ответственности в соответствии со ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ).

Наказание предусматривает вынесение родителям или законным представителям предупреждения или возложение штрафа. Часть 2 статьи 6.10 КоАП РФ, предусматривает  возложение на родителей штрафа (от 1500 до 2000 руб.

) за вовлечение несовершеннолетнего ребенка в потребление спиртных напитков, наркотических и одурманивающих средств (при этом, достаточно одного раза для привлечения к такого рода ответственности).

Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основным потребностям детей, отсутствия заботы о них.

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст.

118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст.

134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);

Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

При этом, обвинение может быть предъявлено по нескольким статьям одновременно.

Так, приемной матери четырехлетнего Глеба Агеева предъявлено обвинение по статье 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним), части 1 статьи 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство) и статье 117 (истязание) УК РФ. Обвинение, предъявленное по последней статье, предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от трех до семи лет.

Другой пример. Районный суд Еврейской автономной области приговорил местную жительницу, которая в наказание заставила трех детей пройти почти голыми по улице села, к 240 часам обязательных работ. Как установил суд, жительница поселка Волочаевка-2 обнаружила на своем приусадебном участке детей, собирающих малину, и решила их за это наказать.

Читайте также:  Изменение брачного договора и его расторжение: с какого момента прекращается действие?

«Поймав их, она заставила раздеться двух девочек и мальчика, затем повела их по поселку, выкрикивая, что поймала воров», дети плакали и сопротивлялись. У одной из девочек она забрала сотовый телефон и очки. На просьбу ребенка вернуть очки, так как она без них ничего не видит, женщина ответила отказом.

  • Суд признал обвиняемую виновной в совершении преступлений, предусмотренных частью первой статьи 330 (самоуправство), частью первой статьи 116 (совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль), частью первой статьи 130 (оскорбление) УК РФ.
  • Родители пострадавших подростков обратились в суд с гражданскими исками о возмещении причиненного морального вреда, размер исков будет решен в порядке гражданского судопроизводства.
  • Гражданско-правовая ответственность

Жесткое обращение с детьми может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Указанные действия являются основанием для лишения родительских прав (ст.

69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации),  отобрание ребенка при непосредственной  угрозе жизни   ребенка или   его   здоровью   (ст.   77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Порядок процедуры лишения родительских прав описан в Семейном кодексе РФ, равно как и перечень оснований для лишения.

Для лишения родительских прав существует только 6 оснований, которые должны быть подтверждены неоспоримыми доказательствами:

  1. Уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов (уклонение от выполнения родительских обязанностей предполагает систематическое, то есть неоднократное невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях, в чем бы оно ни выражалось).

  2. Отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений.

  3. Злоупотребление своими родительскими правами (создание условий, затрудняющих или делающих невозможным полноценное развитие ребенка, получение ребенком образования; приучение его к употреблению алкогольных напитков, наркотиков; использование ребенка при совершении преступления).  

  4. Жестокое обращение с детьми (жестокое обращение родителей с детьми заключается не только в физическом, но и психическом насилии над ними. Физическое насилие   это побои, причинение физических страданий любым способом. Психическое насилие выражается в угрозах, внушении чувства страха, подавлении всякой воли ребенка).

  5. Хронический алкоголизм или наркомания родителя (хронический алкоголизм или заболевание родителя наркоманией должны быть подтверждены соответствующим медицинском заключением. Лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено независимо от признания через суд ответчика ограниченно дееспособным). 

  6. Совершение умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка либо против жизни и здоровья супруга (в этом случае для иска необходим приговор суда, подтверждающий совершенное преступление).

В семейном кодексе, также, закреплена обязанность должностных лиц и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры для защиты его прав и законных интересов.

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

То есть, по сути дела,  скрывая факты жестокого обращения с детьми, должностные лица совершают должностное преступление. Мы всегда надеемся, что родители просто не осознают, что делают, не понимают всю глубину ответственности за тех, кто слабее и беззащитнее их, кто нуждается в них, кто любит их, несмотря ни на что.

  1. Известно, что жестокость порождает жестокость, если исчерпаны все аргументы, пытаясь воздействовать на ребёнка, никогда как последнюю меру нельзя применять физическое наказание, ни к чему хорошему это не приведёт, ребёнок просто затаит обиду, замкнётся в себе, это может привести к потере с ним всякого контакта, а проблема так и останется нерешённой.
  2. Жестокость лучше предупредить, чем с ней бороться. Необходимо внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми; Став свидетелем жестокого обращения с ребенком нужно оперативно информировать правоохранительные органы о данном факте в форме заявления, примерное содержание которого представлено на экране;
  3. Список использованных источников:
  • Конвенция ООН о правах ребёнка
  • Уголовный кодекс РФ
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях
  • Семейный кодекс РФ
  • Закон РФ «Об образовании»

Источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-zaschita-prav-i-dostoinstv-rebenka-v-zakonodatelnih-aktah-pravovoy-aspekt-1377190.html

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обеспечение и защита прав и законных интересов ребенка, в первую очередь, гарантированных Конституцией Российской Федерации, представляет собой сегодня одну из актуальных государственно-правовых проблем.

Как любому другому цивилизованному государству, России присуща традиционная озабоченность проблемой рождения и воспитания новых поколений ее граждан, здоровых нравственно и физически. Между тем в результате проведенного дипломного исследования, можно констатировать, что в реальном ее решении в нашей стране существует много препятствий.

На основании изучения и анализа научной юридической литературы можно сделать следующие выводы:

В законодательстве РФ, нормативно-правовых актах Ростовской области уделяется немало внимания вопросам правового положения несовершеннолетних.

Совокупность законодательства РФ в целом обеспечивает основные права детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям и другие.

В то же время для современного российского законодательства в области государственной политики защиты прав детей характерны общие недостатки современной законодательной базы и организации деятельности всех институтов и всех уровней власти России.

Любое право и обязанность гражданина становится реальной социальной ценностью лишь при наличии достаточных правовых гарантий. А они возможны, прежде всего, при законодательном закреплении самого права. В существовании прав, обязанностей, ответственности ребенка никто не сомневается, но в едином законодательном акте правовой статус несовершеннолетних граждан России не зафиксирован.

Рассматривая группу личных прав ребенка, можно сделать вывод, что среди социальных пороков российского общества наибольшее беспокойство должны вызывать социальное сиротство, беспризорность, бродяжничество, жестокое обращение с детьми, что требует от государства и общества особо пристального внимания и неотъемлемых мер, связанных с социальной реабилитацией детей, оказавшихся в трудных жизненных условиях.

Что касается обеспечения личных прав ребенка в современной России и на уровне Ростовской области, в частности, можно отметить, что в большинстве своем они обеспечены в правоустановительном, декларативном порядке.

Достаточно широкая правовая база, основой которой является Конституция РФ, в основном определяет наличие личных прав у ребенка исходя из общечеловеческого, а не специального его статуса, конкретно не регламентируя отдельные его особенности.

  • Что касается обеспечения основных прав ребенка в реальной жизни, то анализ законодательных и нормативных документов ведомственного значения, так и реалии современной политической и социально-экономической ситуации в Российской Федерации свидетельствуют о проблемах.
  • — Несоответствия правовых установок и воплощения их содержания в жизнь в данной сфере защиты интересов ребенка; неразработанности механизма доступности защиты ребенком личных прав самостоятельно (разумеется, в случаях его достаточной физической и психологической зрелости); отсутствия государственного контроля за соблюдением личных прав ребенка в семье;
  • — Отсутствия жесткой гражданской и правовой ответственности лиц, обязанных не только обеспечивать реализацию личных прав и свобод детей, но и осведомленных об их нарушении.

Политическим правом несовершеннолетнего ребенка является право выражать свое собственное мнение, что представляет собой признание за ребенком права голоса, в одних случаях — совещательного, в других, прямо указанных в законе, — решающего.

При реализации данного права, законодатель не связывает возникновение этого права и возможность его реализации с достижением ребенком определенного возраста.

Следовательно, степень внимания к взглядам или мнению ребенка при решении конкретного вопроса не может и не должна зависеть от его возраста, несмотря на то, что правовое значение высказанного им мнения меняется в зависимости от степени зрелости ребенка, как правило, возрастающей с его возрастом.

  1. Исследование вопроса обеспечения социально — экономических и культурных прав ребенка в России и в Ростовской области, в частности, показало, что:
  2. 1. гарантированные Конституцией РФ права в данной сфере правоотношений, и нормативные акты по их обеспечению в основном не учитывают особенности ребенка, как — бы предполагая, что выделение социально-экономического статуса ребенка нецелесообразно в силу его возраста;
  3. 2. защищая права ребенка, российское право порой с достаточной тщательностью регламентирует вопросы их охраны, между тем как в жизни их реализация чрезвычайно затруднена;

3. возможно, настало время защитить культурные права ребенка в законодательном порядке, обязав органы государственной и исполнительной власти на местах не менее чем вдвое снижать цены билетов на культурно- зрелищные мероприятия, посещение концертов, театра и т.п.

Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка в Российской Федерации и в Ростовской области, в частности, в основном, давно сложилась.

Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого действия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается.

Существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означает контроль, осуществляемый органами исполнительной власти за собственными действиями (действиями учреждений, подчиненных органам исполнительной власти).

  • Способствовать решению данных проблем, по нашему мнению, будут следующие предложения:
  • — законодательное закрепление правового статуса ребенка в Конституции РФ;
  • — создание единого нормативно-правового акта, регулирующего права ребенка;
  • — учитывая особую «уязвимость», незащищенность ребенка, необходимо усиление ответственности лиц, отвечающих за обеспечение прав ребенка или вопросов касающихся их защиты, то есть устранение формалистского подхода должностных лиц и организаций в целом в решении проблем защиты материнства и детства;
  • — правовое обеспечение защиты чести и достоинства детей;
  • — формирование действенной системы адресной государственной социальной поддержки детей, обеспечение приоритета интересов детей, находящихся в трудных жизненных условиях;
  • — увеличение доли ресурсов, выделяемых на поддержку детей;
  • — введение в каждом субъекте РФ института Уполномоченного по правам ребенка;
  • — развитие системы правового просвещения детей и родителей, повышение уровня их правосознания.
  • При воплощении в практику указанных предложений, полагаем, повысится эффективность законодательства, регулирующего правовое положение несовершеннолетних, улучшится механизм защиты и реализации их прав.
  • Для достижения цели всестороннего и полноценного обеспечения прав и законных интересов ребенка на современном этапе необходима координация действий органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, политических партий и общественных организаций, направленная на достижение стратегической цели государственной социальной политики в интересах детей: создание необходимых правовых, социально-экономических, социально-культурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации.

Источник: https://studbooks.net/1166488/pravo/zaklyuchenie

Ссылка на основную публикацию